почему начальник орет только на меня
Что делать, если начальник орет и унижает: полезные советы психолога
К счастью, в большинстве случаев от подобных конфликтов легко уйти — игнорировать человека, избегать общения с ним. Но как быть, если ваш начальник постоянно повышает голос на работе? Придется разобраться в ситуации и принять меры, если это доставляет вам дискомфорт.
Почему руководители унижают подчиненных?
Согласитесь, у всего есть причина. Ваш босс срывает свою злость на подчиненных не просто так. Однако не торопитесь винить себя.
Повышая голос на подчиненного, босс чувствует себя главным и дает понять, «кто в доме хозяин».
Имеет ли он право кричать?
К сожалению, тысячи людей и не догадываются, как на самом деле нужно общаться внутри рабочего коллектива. Не знакомо им и понятие этикета. Разумеется, начальство не имеет права орать и унижать подчиненных.
ВАЖНО! Существует множество методов воздействия на нерадивого работника — выговор, штраф, лишение премии, увольнение, в конце концов.
Постоянные скандалы на рабочем месте свидетельствуют о том, что «рыба гниет с головы»: босс не справляется с возложенными на него обязанностями и не в состоянии регулировать деятельность работников, которые находятся у него в подчинении.
Не стоит забывать о том, что все мы люди: черная полоса бывает у каждого. Если директор прикрикнул пару раз из-за временных сложностей, это можно простить. Но регулярные унижения, оскорбления надо пресекать.
Если босс унизил вас в присутствии коллег или обидел при всех, то молча терпеть не имеет смысла. Это вредно и для вашего здоровья, и для микроклимата на работе.
Кстати, вы знали, что сотрудники, на которых орет начальник, склонны к инфаркту в большей степени, чем те, кто работает в спокойной адекватной обстановке?
Нередки случаи, когда начальник — обычный самодур и не видит собственных недостатков. С ним бесполезно спорить или отвечать агрессией на агрессию — он в любом случае будет уверен в собственной правоте.
В таком случае нужно выработать план дальнейших действий и линию поведения с неуравновешенным боссом. Какой бы ни была причина крика — так реагировать на проблемы нельзя.
Что делать — советы психолога
Поговорим о том, как вести себя в конфликте с руководителем, когда он несправедливо обвиняет вас или повышает голос.
Как не нужно себя вести в конфликте?
Теперь обсудим, что запрещено делать, когда начальник хамит и унижает на работе.
Полезное видео
Рекомендую видео, в котором рассказывается, как противостоять эмоциональному насилию на рабочем месте и как отвечать своим обидчикам:
В конце концов, на вашей фирме свет клином не сошелся. Напоминайте себе, что уйти можно в любой момент. Люди меняют специальность, увольняются, переезжают в другую страну или город в любом возрасте. Задумайтесь — может быть, вы тоже хотите улучшить свою жизнь?
Если начальник кричит на вас: что делать с неуравновешенным шефом
Как найти подход к руководителю с частыми перепадами настроения
Вадим Рубан тренер коммуникационных программ, коуч
На таких начальников жалуются многие: в один день он веселый и дружелюбный, а на следующее утро может накричать на вас в присутствии всего коллектива. Как же работать с непредсказуемым руководителем? Можно ли как-то повлиять на стиль поведения неуравновешенного шефа, или вам остается только молчать – или увольняться?
Исследуя эту тему, Нэнси Ротбард 1 говорит: «Работу с непредсказуемым начальником значительно осложняет тот факт, что вы никогда не знаете, с “каким” шефом вы сегодня столкнетесь — со злым и язвительным или с веселым и конструктивным. Сегодня шеф может быть вашим другом, а завтра он хам трамвайный. Когда вы работаете с начальником, у которого неуравновешенный характер, это серьезно осложняет и без того непростые рабочие отношения».
Не принимайте на свой счет
Когда шеф, известный частыми вспышками гнева, начинает на вас кричать, самое конструктивное, что вы можете сделать, — это не принимать грубость на свой счет. Перепады настроения обычно связаны с более глобальными проблемами. Дело в том, что, скорее всего, не вы лично раздражаете шефа, а сам предмет разговора провоцирует эти вспышки.
В такой ситуации действительно важно, хотя порой очень сложно, понять и определить истоки поведения шефа. Сказать, что ваш начальник идиот или придурок, конечно, можно, но облегчения это не принесет. Постарайтесь посмотреть на ситуацию сверху, не включаясь в нее, не реагируя на крики. Может, этот разговор идет по стандартному сценарию, который возможно изменить?
Кстати, иногда бывает полезным прислушаться к тому, что именно говорит шеф, а не к тому, каким тоном он это делает.
И еще запомните: крик — это всегда проявление слабости и беспомощности человека. Есть очень мудрое выражение: «Крик человека — это крик о помощи». Иными словами, если человек повышает голос, он чувствует свою неуверенность и слабость в каком-то вопросе.
Значит, в ваших интересах разобраться в причинах крика. Как только вы это сделаете, вам будет несложно нейтрализовать грубое поведение шефа в будущем.
Ищите поводы и причины
Чем глубже вы сможете разобраться в том, что вызывает перепады настроения начальника, тем лучше. Это может быть банальный низкий сахар в крови. Ваш шеф каждое утро приходит в офис хмурым? Или он в приподнятом настроении после обеда?
Вполне возможно, что его вспышки гнева объясняются особо стрессовыми ситуациями на работе. Может, ежемесячный совет директоров, который всегда проходит напряженно, является причиной перемен в его поведении.
Или такие перепады настроения могут быть проявлением так называемой эго-защиты. Такие люди могут быть суперчувствительными к угрозам, реальным или мнимым. Когда эмоционально реагирующий человек чувствует приближение внешней или внутренней угрозы, он может превратиться в чудовище.
Поиск толкований и поводов для различных реакций шефа поможет вам найти подсказки, чтобы объяснить его поведение и разработать свою стратегию.
Выбирайте время общения
Как только вы поймете основные причины эмоциональных вспышек начальника, вы сможете использовать это для планирования общения с ним. Вам действительно нужно научиться четко определять для себя ситуации, когда вы будете с ним общаться. Например, вам стоит залечь на дно, пока он не выпьет утренний кофе. Вероятно, не лучшая идея начинать обсуждение с ним второстепенных вопросов сразу после того, как он вышел после напряженной встречи с клиентом.
В таком случае имеет смысл спросить у него, чем вы можете быть ему полезны сейчас. Факт того, что вы здесь и готовы помочь, позволит ему почувствовать вашу поддержку. И это очень важно. Такие действия со стороны подчиненных и команды, как правило, поднимают настроение руководителю.
Оставайтесь спокойным
Если начальник начинает кричать или унижать вас по причинам, которые вам неизвестны, очень важно, чтобы вы не отвечали тем же. Это только усугубит ситуацию и, вероятно, еще больше усилит его гнев. В такие минуты вам лучше не говорить ничего, о чем вы потом пожалеете.
Если вы чувствуете, что вот-вот закипите, просто извинитесь и выйдите из комнаты. Прогуляйтесь вокруг офиса или найдите тихое место, где вы можете собраться с мыслями.
Обсудите этот вопрос с вашим шефом позднее в приватной обстановке. «Если ваш шеф — эмоционально реактивный человек, публичный конфликт с ним может повлечь за собой непредсказуемые последствия», — говорит Нэнси Ротбард.
Благодарите заранее
Нэнси Ротбард предлагает использовать практику «стратегических извинений». Ее суть состоит в том, что вы приносите искренние извинения за обращение к шефу в неподходящее время или признаете свои собственные небольшие погрешности. «Это может разрядить обстановку и показывает, что вы понимаете непростое положение шефа», — говорит Нэнси Ротбард.
Время двигаться дальше
При всем при этом вы не должны мириться с откровенным хамством на работе. «Когда это доходит до стадии, влияющей на ваше здоровье или напрямую мешающей выполнению должностных обязанностей, — это верный признак, что нужно предпринимать решительные действия. Вы можете уведомить отдел персонала либо искать другое, более дружелюбное место работы», — говорит Натанаэль Фаст.
Как наладить контакт с директором, которая ничего слышать не хочет
Сегодня исполнилось ровно десять месяцев, как Светлана Сергеевна заняла пост директора клиники, но настроение было нерадостное. Утренняя пятиминутка, как и вчера, закончилась перепалкой между ней и заведующим терапевтическим отделением Михаилом Яковлевичем.
Дело в том, что у Светланы Сергеевны был неплохой управленческий опыт, и она уже несколько раз создавала с нуля и ставила на рельсы различные компании. Это были в основном параллельные бизнесы ее мужа, талантливого профессора, доктора медицинских наук, звезды столичной пластической хирургии. Сама же Светлана Сергеевна в сфере медицины исполняла лишь роль пациентки, ну, или в лучшем случае администратора.
На стадии подготовки к открытию клиники вопросы закупки оборудования и отбора специалистов решал муж, а оформлением документов и ремонтом с удовольствием и успешно занималась Светлана Сергеевна.
Однако после открытия клиники Светлана Сергеевна все чаще стала слышать в свой адрес поучительные реплики со стороны врачей и особенно заведующих отделениями. Она начала подозревать, что они пытаются показать ей, что они дипломированные врачи, а она просто супруга профессора и владелица клиники.
По сути это было не так. Действительно, врачебный коллектив клиники не испытывал восторга от того, что их директор не врач, но такая ситуация не редкость в наше время. Но вот как можно донести любые, даже самые безобидные мысли до человека, который воспринимает все слова негативно и на свой счет, — было пока для них непонятно.
Будучи профессионалом и опытным руководителем, заведующий терапевтическим отделением Михаил Яковлевич задумался о том, как можно исправить ситуацию. Он начал анализировать типичные сценарии их совещаний с директором и пришел к выводу, что, во-первых, директор всегда торопилась, а он с коллегами, наоборот, привык к обстоятельному и детальному разговору; а во- вторых, только директор была на совещаниях не в белом халате.
Ну что ж, если нельзя одеть директора в белый халат, значит, нужно снять его самому, по крайней мере на время совещания. А также, в порядке эксперимента, попробовать говорить быстрее и энергичнее, как директор.
Михаил Яковлевич поделился своими мыслями с коллегами — заведующими тремя другими отделениями новой клиники, и они решили начать эксперимент. Ведь они сами были заинтересованы в нормализации ситуации и действительно признавали за Светланой Сергеевной определенные административные таланты.
На первом после начала эксперимента совещании четверо заведующих отделениями были в гражданской одежде, то есть не в белых халатах, и по этой причине, а может еще почему-то, у них не случилось споров с директором. Они быстро и по существу обсудили вопросы, и даже были моменты, когда Светлана Сергеевна искала в их лице поддержки при обсуждении вопроса о премировании младшего медперсонала.
Сама же Светлана Сергеевна, заметив других руководителей в гражданской одежде, почувствовала себя спокойнее: ей на мгновение показалось, что теперь она не одна, и у нее есть единомышленники.
Впоследствии стало негласным законом для всех приходить на совещания без белых халатов. И стоит отметить, теперь споры если и возникали, то исключительно по серьезным вопросам и с заслушиванием всех вовлеченных сторон.
Мораль этой истории заключается в том, что порой поводами для раздражения и вспышек гнева у руководителя могут быть не только слова и поступки, но и формальные атрибуты. Без труда устранив их, можно начать эффективно решать вопросы и исправлять ситуацию.
1 Rothbard N. P. & Patil S. V. Being There: Work Engagement and Positive Organizational Scholarship. In G.M. Spreitzer & K. S. Cameron (Eds.), The Oxford Handbook of Positive Organizational Scholarship. New York: Oxford University Press, 2011
2 Fast Nathanael, Joshi Priyanka. Decision Making at the Top: Benefits and Barriers. The Psychology of Social Status. 2014.
3 O’Hara Carolyn. Managers, You’re More Intimidating Than You Think. The Week Magazine, March 4 2016 (Vol. 16, Issue 760).
Если босс кричит на вас: как правильно реагировать и вести себя
Вы думали, что сегодня в офисе будет обычный рабочий день. Однако ваш начальник развеял ваши надежды, начав кричать на вас на собрании сотрудников. Это, конечно, смутило и разозлило вас, так как все происходило на глазах ваших коллег. Подобное поведение босса вызвало бурю негативных эмоций. И вы стоите перед всей аудиторией, слушая претензии, которые высказываются в ваш адрес повышенным тоном, и скрипите зубами в молчании.
Почему вы опоздали на работу сегодня? Это, конечно, не стоило такого большого внимания в конференц-зале. Хотя иногда на работе бывают всплески разных эмоций, есть пределы для того, что приемлемо, а что нет. Ужасный босс-грубиян, который часто кричит на вас и других сотрудников, попадает в категорию «проблема».
Когда истерики у вашего босса вышли из-под контроля, вы будете каждый день ходить на работу, чувствуя себя несчастным. Вы словно ступаете по минному полю. Будет ли сегодня хороший день, или вам нужно будет прятаться под столом, чтобы не оказаться в радиусе действия взрыва негатива, исходящего от начальника?
К сожалению, вы не можете контролировать поведение вашего босса. Но вы можете выбрать правильную тактику для своих действий. Далее представлена стратегия, которая поможет вам справиться с неуравновешенным начальником.
Противостоять желанию ответить тем же
Как правильно поступить?
Не идите по одному из этих путей. Терпеливо ждите, пока ваш босс дышит огнем. Как только он или она закончит, подтвердите и суммируйте то, что было сказано, чтобы показать, что вы слушали.
Понять причину
Прежде чем предпринимать какие-либо действия, попытайтесь предположить, что может вызвать шквал эмоций у вашего босса. Макинтайр говорит, что есть три основных типа кричащих начальников. Если вы знаете, с каким из них вы имеете дело, у вас сложится лучшее представление о том, как правильно реагировать.
Учтите особенности характера своего начальника
Первый тип начальников быстро берет себя в руки и относительно просто возвращается к корректному поведению. Так что вы можете просто подождать. И, возможно, вы сможете предотвратить будущие кризисы, распознав спусковые механизмы его гнева. Заранее позаботьтесь о тех небольших проблемах, которые, как правило, выводят из себя этого человека.
Если вы имеете дело с авторитарным боссом, задайте ему много вопросов, чтобы показать, что вы пытаетесь делать то, что он хочет.
А как быть с третьим типом? Здесь бесполезно искать решение проблемы. Извините, но вам лучше искать новую работу.
Попробуйте обговорить это
Если ваш начальник относится к эмоциональному или авторитарному типу личностей и у вас в остальном хорошие отношения с этим человеком, подумайте над решением этой проблемы, особенно если вспышка гнева была необычным явлением.
Например, вы можете сказать: «Я был действительно озадачен, когда вы накричали на меня на встрече за то, что я не связался с клиентом. Я знаю, что мы все понимаем, насколько важно продлить наш контракта с их компанией. Но я чувствовал себя униженным и обескураженным, когда вы кричали на меня, особенно на глазах у других сотрудников. Что мы все можем сделать, чтобы лучше работать над продлением контракта этого клиента? Я хотел бы понять основные проблемы, чтобы я мог стратегически решать их».
«Я превращу твою работу в кошмар». Что делать, если начальник кричит, унижает и установил в офисе камеры
По итогам последнего исследования онлайн-платформы по поиску работы и сотрудников HeadHunter, 68% россиян утверждают, что они сталкивались на работе с эмоциональным абьюзом. И если раньше такие случаи часто считались нормой, замалчивались, оправдывались эффективностью, то сейчас отношение меняется. Что считать абьюзом на работе и как правильно себя вести в разных ситуациях — реальные истории и разбор экспертов.
«Ты вообще заткнись — мы за тебя работаем!»
Марина ( имя изменено ) два года возглавляла одну из районных библиотек Москвы. По рассказам девушки, ее начальница регулярно повышала голос на совещаниях, позволяла себе оскорбления в адрес Марины и других подчиненных, использовала нецензурную лексику, следила и проводила внезапные проверки, заставляла доносить на коллег, использовала угрозы понижения в должности и увольнения как мотивацию к работе.
Например, на одном совещании девушка услышала в свой адрес: «Ты вообще заткнись! Вы, москвичи, лодыри, отсиживаетесь здесь! А мы за вас работаем!» Марина регулярно перевыполняла план, аудитория ее библиотеки росла, развивались социальные сети, увеличилось количество и качество мероприятий и кружков. Но, когда она оказала сопротивление, начальница настроила коллектив против нее.
— В какой-то момент со мной перестали здороваться сотрудники из ее ближайшего окружения, общались агрессивно, — рассказывает сотрудница.
По итогам исследования hh.ru, увольнение одной из сторон конфликта по своей воле — самый частый выход в таких ситуациях, об этом заявили 38% респондентов.
Так сложилось и у Марины. Она была вынуждена уволиться. Через некоторое время девушка нашла работу с совершенно другой — более комфортной, здоровой атмосферой, и рада, что распрощалась с прежним коллективом.
Легко ли развернуться и уйти
Психолог, карьерный консультант Светлана Ленкова считает, что лучшее, что можно сделать в такой ситуации — это искать другую работу.
— Человек часто не понимает, как попадает в эмоциональный абьюз, и обнаруживает себя там слишком поздно: когда у него уже депрессии, нервные срывы, когда начинаются проблемы со здоровьем. Его самооценка и уверенность в себе и своих силах уже на таком уровне, что вернуть их очень сложно. Поэтому если человек вошел в это состояние, выбраться из него можно только со специалистом.
Если человек самодостаточный и смог рано осознать, что он попал под психологическое давление, ему нужно пытаться максимально выстраивать дистанцию, учиться говорить «нет», стараться не реагировать, четко понимать, что это только работа и не нужно нести ее дальше в свою жизнь. На самом деле это крайне тяжело, поэтому для сохранения психологического и физического здоровья наиболее правильный вариант — развернуться и уйти.
— Что делать? Постараться перевести в рациональную плоскость, там, где у начальника меньше ресурсов в силу привычки решать вопросы криком
Но искать альтернативы внутри компании или на рынке стоит начинать сразу же, как только появился звоночек, считает эксперт.
— Часто сложностью становится неуверенность в себе и своих силах. Чтобы избежать этого, нужно знать свои сильные стороны, компетенции и уметь о них рассказывать, а еще следить за тем, что происходит за стенами компании — какие другие компании могут нуждаться в ваших навыках, кто те люди, которые будут вас поддерживать?
Как еще выглядит эмоциональный абьюз в офисе
Специалисты НИУ «Высшая школа экономики» и компании «Нестле» провели исследование, в котором попытались выявить проявления, предпосылки и последствия «враждебного» поведения руководителей. Анализ был проведен на основе онлайн-опроса 198 работников частных и государственных организаций.
Чаще всего респонденты в качестве примеров абьюза называли принуждение к исполнению рутинной и неквалифицированной работы, игнорирование своего мнения и инициатив, «публичные порки», обман со стороны руководителей, грубость, вторжение в личное пространство, обвинения в некомпетентности. Исследователи выявили, что с «враждебностью» руководителей неразрывно связаны постановка рабочих задач и распределение вознаграждений.
Бывает, что руководитель видит в сотруднике потенциальную угрозу, опасаясь, что он может, например, занять его место. Тогда руководитель будет стараться обесценивать достижения сотрудника, внушать ему, что он недостаточно хорош.
— Вы будете виноваты во всех конфликтах, а он всегда будет прав.
Злые, унижающие шутки про вес, возраст, характер, интеллект — это тоже вид абьюза.
Если руководитель будет чувствовать, что вы сильнее его по компетенциям, навыкам, характеру, то он будет пытаться лишить вас уверенности в себе. Часто такой руководитель старается убедить сотрудника, что он никому не нужен, никогда не найдет работы лучше.
— Бывает, что в некоторых компаниях в силу их специфики есть оправданная необходимость поставить камеры. Сотрудники должны об этом знать и быть согласны. А бывает, что это только прихоть руководителя, чтобы потом была возможность манипулировать сотрудниками, даже шантажировать их, — считает Светлана Ленкова.
Еще один вывод исследования: враждебное поведение руководителей имеет разрушительные последствия как для самих работников, так и для организации в целом. Оно ухудшает самочувствие сотрудников, способствует падению трудовой мотивации. Сотрудники не могут работать в полную силу. Руководитель-абьюзер не осознает, что наносит вред репутации компании и тормозит ее развитие.
«Подчиненные пили чай и болтали, а потом пожаловались на меня»
Елена устроилась начальником отдела в строительную фирму. Работы было много, директор требовал четкого выполнения в сроки, а ее сотрудники, как казалось Елене, привыкли работать довольно размеренно, часто тратили время на болтовню, перекуры, чаепития. Елена хотела, чтобы они больше отдавались работе, отчитывала за опоздания, не одобряла чаепития в рабочее время. При этом она предпочитала держать дистанцию и не поддерживала ни с кем особо дружеских отношений.
Иногда приходилось просить оставаться сотрудников после работы доделать отчеты или выйти в выходной день — Елена сочла это нормальным с учетом того, что сотрудники тратят много рабочего времени на личные дела. В коллективе все больше чувствовалось напряжение, она замечала, что ее обсуждают за глаза, саботируют ее приказы, дерзят.
— Однажды директор компании вызвал меня к себе и показал письмо, которое написали подчиненные. Они отказывались со мной работать, обвиняли в непрофессионализме, создании неблагоприятной обстановки, психологическом давлении и принуждению к работе в неурочное время. Но я же просто требовала от них выполнения обязанностей. Я была очень расстроена, ведь я ни на кого даже голоса не повышала, — рассказала Елена.
Я начальник и просто потребовал сделать работу. Теперь я — абьюзер?
Писать в чат в нерабочее время и требовать немедленно отвечать — такое может считаться абьюзом, если речь идет про нормированный график, который был прописан в трудовом договоре, и о подобных взаимоотношениях не было отдельных договоренностей.
— Эти вопросы нужно прояснять на собеседовании: есть ли практика работы в неурочное время, чаты, скорость реагирования на задачи в неурочное время? Как все это можно регулировать? Спокойно обсудить с руководством границы дозволенного рабочего времени. Важно понимать, что если вы при трудоустройстве узнали, что в компании практика внеурочной работы и приказов ночью в чате, то лучше сразу для себя решить, готовы вы это делать или нет.
Не нужно наивно полагать, что с вашим приходом что-то изменится и вас не будут беспокоить, и вы сможете переделать все устои компании, — поясняет психолог.
Повышение тона в общении с коллегами также может быть расценено как абьюз, но сотрудникам надо учитывать, что в некоторых компаниях шумное обсуждение — это обычный рабочий процесс, к которому все привыкли.
— При абьюзе происходит планомерное повышение голоса одним и тем же человеком с целью унизить другого человека и впаять ему позицию жертвы. Если это спор на совещании группы коллег, для решения рабочих вопросов, то это не абьюз, не следует обижаться и предъявлять претензии начальству. Но если вам неприятно и неприемлемо то, что на вас повышают голос, то об этом нужно прямо сказать: «Не кричите на меня». Сказать спокойно, твердо и уверенно, — поясняет Светлана Ленкова.
«Мне пообещали превратить мою работу в ад, если не уволюсь»
Весной этого года несколько десятков сотрудников российской компании ООО «ПИК-Брокер» пожаловались в СМИ и социальных сетях, что были принудительно уволены и при этом подвергались психологическому давлению. Среди них была и Татьяна (имя изменено ). Руководители и раньше регулярно общались с сотрудниками на повышенных тонах, часто переходили на личности, использовали оскорбления, насмешки, заставляли работать в неурочное время. Однако зарплаты в компании были хорошие и люди держались за свои места.
В марте, во время самоизоляции, большую часть коллектива отправили на удаленную работу, а затем некоторых начали приглашать в офис по одному и заставлять подписывать соглашение о расторжении трудового договора. На тех, кто не соглашался, давили, угрожали уволить по статье, воспрепятствовать дальнейшему трудоустройству в других компаниях. Когда пригласили Татьяну, она решила записать разговор на телефон и ничего не подписывать, несмотря на то, что ей обещали превратить ее работу в компании в ад.
— Это было в самый разгар самоизоляции, надо было на что-то жить и платить за съемную квартиру, а найти работу быстро в такое время достаточно сложно, — объясняет девушка.
Татьяна проработала в «ПИК-Брокере» еще несколько недель. Все это время руководство ее игнорировало, а она доделывала старые дела, присылала отчеты и стояла на своем, апеллируя к Трудовому кодексу. В итоге она стала практически единственной, кто ушел из компании, добившись выплаты компенсации.
Что делать, если вас хотят выжить — советы юриста
Юрист Анастасия Степанова считает, что если руководитель вынуждает уйти по собственному желанию и оказывает при этом психологическое давление, то такое заявление может быть оспорено в судебном порядке и признано недействительным.
— Юридическая практика говорит о том, что работодатели часто уходят безнаказанными. В основном потому, что работник не может доказать принуждение.
Если вы готовы уступить, можно рекомендовать максимально защитить свои интересы: решить с работодателем вопросы о сроке и условиях добровольного ухода и написать заявление по согласию сторон, оговорив выплату выходного пособия и компенсации.
Если же принято решение о борьбе, то советы будут следующими:
Если вы все-таки намерены подавать на работодателя в суд, придется позаботиться о доказательной базе:
Почти всегда бесспорным доказательством принуждения к уходу служит принятие на работу другого сотрудника в день написания вашего заявления: при «реальном» увольнении за столь короткий срок маловероятно нахождение нужного специалиста.
Как предотвратить абьюз при устройстве на работу
Психолог и карьерный консультант Светлана Ленкова советует сначала понять, чего вы ждете от места работы, определить свои ценности и приоритеты и исходя из этого заранее составить вопросы будущему работодателю. А также обязательно смотреть на репутацию компании, например, поискать, что пишут о ней и о руководстве в сети.
— Определите, что для вас важно на будущем месте работы, а на что вы готовы закрыть глаза. На собеседовании стоит обращать внимание на то, как проходит интервью, какие вопросы задают. Если это вопросы личного характера, то в данной компании прямо на входе ломятся в ваши границы, что будет дальше — можно уже предположить. Если с вами проводят стресс-интервью, то искренне рекомендую бежать от этой компании. Вообще, если много задают вопросов про стрессоустойчивость и стрессовые ситуации, это должно насторожить.
Стоит помнить, что не только вас выбирают, но и вы выбираете. Слушайте внимательно, что и как вам говорят, какая обстановка в компании, смотрите по сторонам, ищите сведения о компании в интернете и социальных сетях. Не стесняйтесь задать все интересующие вас вопросы и оценить, устраивают вас эти ответы или нет. Вас коробит и не комфортно от ответов или от обстановки? А теперь представьте, что на это место работы вы ходите год-два-три…
Но не стоит расслабляться сразу после того, как вас пригласили на должность. Юрист Анастасия Степанова считает, что одна из основных и самых значимых ошибок при трудоустройстве — пренебрежительное отношение к заключению трудового договора. Важно сразу обговорить все спорные моменты, чтобы и у сотрудника, и у работодателя были одинаковые ожидания.
— Лучше всего, чтобы в договоре была указана конкретная сумма зарплаты, а не «15 тыс. плюс проценты». К заверениям о том, что большая часть зарплаты будет получаться за счет различных надбавок, стоит относиться очень осторожно.
Обязанности должны быть прописаны подробно и конкретно. Должны быть указаны должность, специальность, вид работы, отдел. Если работник должен выполнять обязанности «в соответствии с должностной инструкцией», то такая инструкция должна прилагаться к договору, а ее копия находиться у работника на руках.
Испытательный срок не может превышать 3 месяцев (6 месяцев для руководящих позиций). В период испытания на работника распространяются все нормы трудового законодательства (запись в трудовой книжке, выплата пособий и так далее).
— Нередко, пройдя собеседование в офисе в центре Москвы, люди попадали на работу в подвал на окраине. Поэтому место работы лучше зафиксировать с указанием конкретного структурного подразделения.
Режим работы, обеденное время, нестандартный рабочий график — все это должно быть прописано в договоре подробно. Это оградит работника от неправомерных нагрузок.
— Речь идет не о том, что он не будет задерживаться из-за аврала или другой внештатной ситуации — как правило, при трудоустройстве о них предупреждают заранее. Но обязательно должно прописываться, если режим труда и отдыха для конкретного работника отличается от общих условий, — рекомендует юрист.
Люди жалуются на начальника в соцсетях — и уже неясно, кто жертва
То, что раньше считалось нормой, замалчивалось, сейчас чаще признается неуместным, неэтичным, оскорбительным. Сейчас появилась возможность сделать это публичным, запустить общественную дискуссию.
По словам Владимирской, крупные компании могут позволить себе комитет по этике, но ситуаций для разбора на таком комитете единицы. 99% таких ситуаций стараются решить тет-а-тет.
— Людей продолжают третировать и эксплуатировать, но с открытием новых каналов и обсуждения темы этики все больше шагов делается в сторону не просто урегулирования ситуаций, а их предотвращения. В цифровую эпоху к кодексу корпоративной этики добавляются правила поведения в сети и правила коммуникации команд на удаленке.
Социальные сети дают возможность рассказать свою историю и получить поддержку — это большой шаг, в том числе для привлечения внимания к проблеме. Компании тоже могут сделать выводы, проанализировать свою модель управления, осознаннее выстраивать корпоративную культуру. В конечном счете даже для самого абьюзера это возможность увидеть и признать проблему и начать работать над ней.
Однако есть и другая сторона. Социальные сети и публичные пространства в интернете — это не всегда дружелюбная, а часто довольно токсичная среда. И бывает так, что степень травли несопоставима с проступком, а иногда сами жертвы подвергаются новому буллингу после того, как доверились и откровенно рассказали свою историю.
— Для России тема абьюза совсем новая, понятийное поле еще не сформировалось, и все еще происходят перекосы, когда сотрудника компании обвиняют в неуважительном отношении к другим, хотя ранее на уровне руководства всем была дана команда «быть неудобным», чтобы критично посмотреть на процессы компании и помочь ей стать лучше. Исправительные программы, как правило, заканчиваются тренингом по работе со стрессом или отправкой в отпуск. Почему-то принято считать, что человек входит в такое состояние не потому, что он не разделяет ценностей других, а потому, что он устал. Нам предстоит пройти еще очень длинный путь, — заключает Алена Владимирская.