почему на поминках едят пироги
Поминальные суеверия — что можно и что нельзя
Все обычаи, связанные с погребением и поминками, складывались и формировались долгое время. Некоторая их часть имеет пусть устаревшее, но рациональное обоснование, другие объясняются символически или просто соблюдаются потому, что так принято.
Отсутствие ножей и вилок
Нередко поминальное угощение, как встарь, едят исключительно ложками. Такая особенность сформировалась по нескольким причинам. Одна из них восходит к тем временам, когда в славянских землях были в ходу одни только ложки. Введение в обиход новых столовых приборов — вилок и ножей началось при Петре Первом. Принимались эти «дьявольские» вилы и лезвия совсем не радостно, часто с активным сопротивлением иноземным новшествам «царя-антихриста». Отголоском давнего противоборства является отказ от ножей и вилок за традиционным поминальным столом.
Кроме того, в старые времена к разделу наследства приступали сразу после похорон. На поминки съезжалась вся родня, даже самая дальняя. При этом могла вспыхнуть давняя вражда, и ножи, а то и вилки, некстати нашедшиеся под руками, непременно довели бы до кровопролития.
Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена
Ещё одно объяснение запрета на ножи и вилки относится скорее к символической области, к тому, что чувствуется, но рационально не истолковывается. К поминальной трапезе подаётся обрядовая еда, которую нельзя пронзать и резать, чтобы не тревожить умершего. К тому же кутью или поливку как раз и надо есть ложкой.
Алкоголь и поминальная трапеза
Алкогольные напитки на поминках не одобряются церковью. Вино в религиозной традиции символизирует радость жизни и неуместно при прощании с покойным. Кроме того, пьянство трактуется как одержимость бесами, а человек, бесам попустительствующий, не может просить о прощении грехов умершего. Поэтому у портрета покойного лучше ставить стакан воды и кусок хлеба. Пить эту воду и отдавать такой хлеб даже животным нельзя.
Несмотря на эти соображения, по-прежнему бытует обычай наливать в стакан водку для умершего, выпивать на поминках хотя бы одну рюмку за упокой души, не чокаться и сопровождать алкоголем всю поминальную трапезу. Здесь можно усмотреть отголоски стародавних и буйных языческих тризн, найти причины в сложившихся гражданских традициях и объяснить употребление алкоголя его антидепрессантными свойствами, которые, правда, сопровождаются вредоносными побочными эффектами.
Еда с поминального стола
Поминальное угощение принято готовить обильным, чтобы во имя светлой памяти покойного накормить как можно больше людей. Поэтому еду с поминального стола часто дают с собой участникам трапезы. Если родственник или близкий человек приносит еду с поминального стола, домочадцам не следует её опасаться. Она приготовлена с благими целями и принесёт только пользу.
Правда, есть и определённые предосторожности, которые рекомендованы гостям на поминках. Даже с учётом общего благотворного посыла, угощение с поминального стола не следует принимать от враждебно настроенного человека. Те, кто практикует бытовую магию, могут воспользоваться случаем для заговора на еду с разнообразными своекорыстными целями.
Действует ещё одно правило: остатки после застолья на поминках не выбрасывают, а отдают животным.
Надо ли идти на поминки беременным женщинам?
Похороны и поминки, как их продолжение, не следует посещать беременным. Для этого сложно найти рациональное и очевидное объяснение, но неуместность присутствия женщины, вынашивающей ребёнка, в атмосфере горя, печали и скорби отчётливо ощущается интуитивно. Церемония прощания может потребовать обязательного присутствия беременной, но от пребывания на кладбище, присутствия при погребении и участия в поминальной трапезе можно и даже нужно отказаться.
Церковь не налагает подобных запретов, но, с другой стороны, не обязывает беременных быть на похоронах и поминках. Вместо кладбища и трапезы можно посетить храм, оставить поминальную записку, зажечь свечу в память о покойном.
Другие поверья, связанные с поминками
За поминальным столом об умершем говорят только хорошее. Этому правилу тысячи лет, и его по-прежнему стараются соблюдать.
Перед поминальной трапезой непременно следует тщательно вымыть руки, имея в виду не только физическое, но также энергетическое очищение от негативной энергетики, сопровождающей места захоронения.
Поминки — не место для бурных эмоций. Веками сложившиеся приметы гласят: кто много плачет, тот покойного топит в слезах. Кто примется хохотать, потом много слёз прольёт
Комплекс поминальных суеверий образует своего рода культурный код, так что поминки с кутьей и ложками, питьём и водой для умершего можно сразу идентифицировать как отечественные.
Вопрос и ответ
Нет, церковь разрешает во время поминальной трапезы пользоваться как ножом, так и вилкой.
Здесь надо делать ответственный и осознанный выбор, учитывать, кто именно будет присутствовать за поминальным столом. Если родственники и близкие покойного в целом следуют бытующей общегражданской традиции, то без спиртного, хотя бы в символических дозах, вряд ли удастся обойтись. Если же помянуть покойного соберутся люди религиозные, следующие заповеди «блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю», лучшим станет безалкогольный вариант.
Поминальный обед
После похорон родственники, друзья и приглашённые покойного отправляются на поминальный обед. За столом вспоминают о всём хорошем, что связано с умершим. Поминки устраиваются также на третий, девятый, сороковой день и на годовщину смерти. Поминальный обед в соответствии с православной традицией сопровождается большим количеством блюд и открытым выражением чувств.
СОДЕРЖАНИЕ
Как проходит поминальный обед
Поминальный обед — завершающий этап богослужения по усопшему. Меню на поминальный стол сформировалось много лет назад. Христиане не принимают пищу на могиле, а только вернувшись с кладбища. Перед приёмом пищи необходимо было омыться — полностью очистить себя, помещение и сменить одежду. Сейчас перед приёмом поминальной пищи достаточно помыть руки.
На поминках действуют правила этикета. Приходить на них не стоит без приглашения. Для сервировки стола используется обычная посуда. Усопшему кладут столовый прибор, также ставится его портрет с чёрной ленточкой. Приглашённые рассаживаются по дальности родства. Ближе всех к прибору должен сидеть супруг/супруга, родители, дети. Гости, которые приехали с кладбища, должны вымыть руки и сесть за стол после приглашения.
Во время приёма пищи нельзя громко разговаривать и смеяться. Поминальный обед начинается с зажигания свечи и произнесения молитвы. Также молитвой и заканчивается трапеза. После еды и молитвы приглашённые расходятся не прощаясь.
Пищу, которая не была съедена, раздают гостям, чтобы они помянули ею умершего дома. Организаторы поминок должны помнить, что это мероприятие — не просто застолье, а ритуал, который отдаёт дань умершему. Поэтому мероприятие должно проходить со всей строгостью и скромностью.
Всё вышеописанное касается крещённых умерших. Поминки по некрещёным и самоубийцам тоже проводятся. В этом случае вместо молебна и литургии читаются домашние молитвы. В храме за таких умерших молятся в родительскую субботу на кануне Троицы, когда производится молитва за всех покойных.
Меню поминального обеда
Вся еда, присутствующая на поминках, имеет скрытое значение. Также принципиальную важность имеет порядок подачи блюд на стол и их приём. Главное блюдо поминального стола — кутья из пшеничной или рисовой крупы с мёдом. Кутьёй начинают поминки, ею и заканчивают их. Зёрна этой каши означают воскрешение умерших. Мёд показывает, насколько сладкой будет жизнь в Раю. Перед приёмом кутью освящают в храме.
Поминальное меню зависит от наличия в этот день поста. Алкоголь лучше не подавать на стол. Обязательными атрибутами поминального обеда являются блины и кисель. Блины означают суточный круг, когда восход сменяет закат. Так же и православные верят, что бессмертная душа ждёт своё возрождение. В прошлом блины подавались с мёдом перед остальными блюдами.
Следующие блюдо, которое подают после кутьи и блинов — горячий суп. От тарелки с супом обязательно должен подниматься пар. Он якобы помогает душе усопшего подняться к Богу. В качестве первого подаётся борщ или щи. Иногда их заменяют супом с лапшой.
Следующее блюдо в порядке очереди — пшеничная/ячневая каша. Они означают силу. Кроме того, на поминках нужно есть яйца — они символизируют перерождение души и её бессмертие. Если поминки не выпадают на пост, в качестве второстепенных блюд могут выступать следующие:
На поминальном столе уместна жареная рыба или другие рыбные блюда. Рыба означает ловцов людей, коими были апостолы Христа. Обязательным блюдом являются пироги. Также подают винегрет, салат из свежих огурцов и помидоров, из свежей или квашеной капусты. Если поминки проводятся дома, на стол ставят холодец.
Сладкие блюда представлены печеньем, оладьями, конфетами и выпечкой на своё усмотрение. Несмотря на это, на столе будет неуместен торт и пирожные. В прошлом на поминки подавали густой кисель, который разрезали ножом на куски. Сейчас кисели не такие густые. Их заменяют компотами, узварами, соками.
Поминки на 9 дней
Через 9 дней после похорон дома организовывают поминальный обед. Считается, что душа усопшего готовится ко встрече с Богом. После трёх дней пребывания с живыми она отправляется в рай, где отдыхает от житейской боли и страданий. Ей показывают все прижизненные грехи. На девятый день душа покойника предстаёт перед Создателем, после чего она отправляется в ад.
По православному ритуалу нельзя всё время плакать по усопшему, поскольку это не даёт душе умершего успокоиться. Слезами живые родственники не позволяют ей уйти и держат её на земле. Поэтому оплакивание через какое-то время нужно остановить. На девятый день целенаправленно не приглашают гостей — все приходят сами.
Поминки на 40 дней
Согласно православному верованию через 40 дней после смерти душа предстаёт перед Богом. В этот момент решается её судьба. Чем больше усилий приложат родственники, тем выше шансы, что душа получит надежду на спасение. Для этого усердно молятся, говорят об умершем только доброе, а также правильно организовывают поминальный стол.
На сороковой день душа покойника возвращается в родной дом. Через сутки она покинет его навсегда. С этой целью и накрывают стол. В молитвах просят о спасении и о покое. Неуспокоенные души останутся в доме навсегда, потому что не могут его покинуть до тех пор, пока не успокоятся.
Скитания души облегчает выполнение следующих условий:
На сороковой день стол накрывают теми же блюдами, что и на поминки после погребения. Главными блюдами по прежнему являются кутья и блины. Остальные блюда готовятся на усмотрение хозяйки. Вот пример традиционного поминального меню на сороковой день:
Если поминки попадают на пост, подавать нужно исключительно постные блюда. На сороковой день нуждающимся раздают вещи покойного при условии, что они помолятся о его душе. Молитвы бедняков помогут принять положительное решение об участи души. Те вещи, которые останутся, можно отнести в церковь. Выкидывать вещи покойного согласно православному обычаю нельзя.
Во время поминок на сороковой день вспоминают не только умершего, по поводу которого они проводятся, но и всех почивших родственников. Считают, что они незримо присутствуют с живыми. Слова по поводу умерших произносятся стоя. Допускается произнести молитву своими словами. Также молебен прочитывается святому мученику Уару.
Поминки на годовщину смерти
Когда исполняется год как умер близкий, идут на кладбище и в церковь. Также устраиваются поминки. На стол ставят традиционную кутью, а также блюда, которые при жизни любил почивший. Простота — главная особенность поминального меню на годовщину. В этот день подают:
Поминки во время поста
Православный пост не отменяет поминального обеда. Исключение составляют случаи, когда 9 и 40 дней выпадают на Великий пост. В этом случае поминки переносятся на ближайшую субботу. Меню на поминки во время поста выглядит примерно следующим образом:
Какие молитвы читают перед поминками
Традиционно ни один поминальный обед не начинается без молитвы. Цель этого обряда — попросить у Бога простить грехи усопшему и даровать его душе вечную жизнь в Небесном царстве. Поминальный обед начинают с 17 кафизмы или «Отче наш». Также можно произнести молитву своими словами.
Поминки — это последняя дань усопшему. Это символическое принятие пищи, которое сопровождается молитвами и разговорами о всём хорошем, что сделал при жизни покойный. На поминальный стол ставят традиционные блюда, главным из которых является кутья. Если поминки выпадают на пост, традиционные блюда заменяют постными.
Меню русского поминального стола, его традиции и особенности
Меню русского поминального стола, его традиции и особенности
Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки — застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.
В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) — холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, — это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.
Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.
Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.
Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название — «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:
Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой — красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.
Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи — свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, — все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.
Пироги могут быть также любые, с любой начинкой — мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.
Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости — в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.
Жаркое. Это блюдо — кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.
Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое — блины и последнее — кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким — кисленькие кисели.
Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо — блины — предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.
Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).
Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII—XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.
Другая причина искажения поминального застолья в XX в. — это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.
Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).
А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок — чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно — как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок — воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.
Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.
Читайте также
Обычное ежедневное меню обследуемой пенсионерки
Обычное ежедневное меню обследуемой пенсионерки Завтрак: овсянка, приготовленная из 2 столовых ложек геркулеса на воде с чайной ложкой растительного масла, а также 2 стакана сладкого чая с куском черного хлеба со сливочным маслом.Обед: суп без мяса, заправленный фасолью
Примеры меню [49]
Гостевые меню
Меню монахов
Меню монахов С течением веков в разных орденах и разных регионах меню претерпевает сильные изменения. Нужно также иметь в виду, что братия могла делать в этой области лишь свои первые шаги. Пионеры кулинарии довольствовались малым, своего рода поварской начальной
Входим ли мы в меню осьминога?
Входим ли мы в меню осьминога? Действительно ли можно теперь утверждать, что все рассказы о его агрессивности, о нападениях на человека есть только плод воображения? По?моему, слишком рано делать такой вывод. В книге «Животные легенд» доктор Морис Бартон из Британского
Из меню для лондонского ужина Котлеты из омара
Из меню для лондонского ужина Котлеты из омара Нарезать кубиками полфунта омара. Положить на сковороду 2 унции сливочного масла и две чайные ложки мелко нарезанного репчатого лука. Жарить 1–2 минуты, добавить чайную ложку муки, хорошенько размешать и жарить еще минуту.
Особенности «египетского пути» и традиции наследования трона фараонов
Особенности «египетского пути» и традиции наследования трона фараонов Отчасти возможность легитимного женского правления в Египте была вызвана тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта (в отличие от других известных культур Древнего мира, античности
Клинописные меню
Клинописные меню Если понимать Библию буквально, то самая значимая в истории человечества трапеза состоялась в междуречье Тигра и Евфрата, в тех самых местах, где, по мнению большинства богословов, некогда находился земной рай. Именно здесь Адам и Ева вкусили плодов оп
Сервировка стола
Сервировка стола Сервировка стола в XVI–XVII вв. была несложной. Скатерти — браные чешуйчатые, золотые, китайчатые, шитые, узорчатые — покрывали узкой полосой края стола. Необходимой принадлежностью стола были солонки, перечницы, уксусницы, иногда горчичницы, которые
Глава четвертая. Закуски русского стола
Глава четвертая. Закуски русского стола Царский стол и столы феодальной знати, богатых горожан отличались не только богатой сервировкой, но и парадным, пышным оформлением блюд, особенно холодных закусок. В этом русские повара-профессионалы достигли большого мастерства.
Напитки русского стола
Напитки русского стола Своеобразие русского национального стола выражается не только в рецептурах и способах приготовления блюд, но и в особых напитках, многие из которых неизвестны другим народам. Конечно, у всех народов есть свои напитки, и некоторые из них очень
Принцесса стола
Принцесса стола Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Александр Пушкин. Евгений Онегин Котлета, вопреки воспоминаниям целых поколений советских и постсоветских людей, – не убогий продукт общепита, а
3.3. Политическое меню: либерализация от Временного правительства и «революционная цензура» от Петроградского совета
3.3. Политическое меню: либерализация от Временного правительства и «революционная цензура» от Петроградского совета Политическая конкуренция за властное поле между Временным правительством и Петроградским советом по мере развития ситуации в революционном Петрограде
Русское меню
Русское меню Во времена ГДР самым большим русским заведением общепита в городе, да, видимо, и во всей стране был двухэтажный ресторан «Москва», построенный в 1964 г. немецкими архитекторами Йозефом Кайзером и Вернером Дучке на Карл-Маркс-Аллее. Фактически это был
Смута. Разрушители русского общества и русского города
Смута. Разрушители русского общества и русского города Порядок, противостоящий хаосу Смуты, есть корпоративная организация домохозяев, точнее – домосемейств. По-гречески это «демос», а по-русски – «общество». Полноценный гражданин во все времена у всех народов –