почему мясо дороже хлеба
Почему сдерживание цен на еду не работает, а хлеб должен подорожать в четыре раза
Заморозка цен, с помощью которой власти России пытаются бороться с подорожанием еды в магазинах, не решает проблему и приводит к другим негативным последствиям как для рынка, так и для потребителей, считает президент Российского союза пекарей Алексей Лялин. Цены на хлеб в большинстве регионов, по его данным, — не рыночные уже давно и должны быть увеличены в четыре раза, в противном случае полки в магазинах вернутся в 90-е: «два вида хлеба, две булки, два вида молока». Государству же хлебопеки советуют не обвинять производителей еды в жадности (это заявление премьера Михаила Мишустина Лялин считает возмутительным), а направить усилия на повышение покупательской способности малоимущих и на снижение чрезмерной налоговой нагрузки на бизнес. Подробнее мнение президента Российского союза пекарей — в материале Znak.com.
Почему растут цены на еду
Рост цен — ситуация, которая складывается сейчас во всех секторах — от еды до стройматериалов. Чтобы понять, что происходит, надо вернуться в конец 2019 года, когда начался рост цен на сырье на мировых рынках.
Мы очень гордимся — и это очень правильно, — что стали одним из крупнейших экспортеров пшеницы. Но в то же время это значит, что внутренняя цена на пшеницу сейчас также зависит от Чикагской биржи.
Точно так же это работает и с другими продуктами. Например, с подсолнечным маслом, которое используется в производстве хлебобулочных изделий.
К сожалению, есть тревожный момент: мы, продавая дорого подсолнечное масло за рубеж, привозим в обратную сторону дешевое пальмовое масло. Наш рынок просто оказался не готов платить за подсолнечное масло по мировым ценам.
Как только цены начали выравниваться с ценами зарубежного рынка, правительство сразу озаботилось и сказало: «Подождите, что это за цена?»
То же самое с полимерной пленкой, которая используется для упаковки. В России ее не производят — только красят. Значит, и в этом вопросе мы зависим от мировых цен.
По данным правительства РФ, за 2020 год цена на сахарный песок выросла на 71,54%, на подсолнечное масло — на 23,78%, на макароны — на 10,45%, на хлеб — на 6,34%.
Чтобы сдержать рост цен на хлеб и муку, правительство решило ввести квоты на экспорт зерна: не больше 17,5 млн тонн за период с 15 февраля по 30 июня 2021 года. На тот же период была введена экспортная пошлина на пшеницу в размере 25 евро за 1 тонну.
Насколько должен подорожать хлеб
Цена на хлеб в России сложилась исторически, в соответствии с политической волей, партийными решениями. Логики в ситуации, когда все ингредиенты растут в цене, а хлеб на полках остается по прежней стоимости — нет.
Сейчас рыночная цена на хлеб установлена только на заводах, которые работают в Москве, в Московской области и в Санкт-Петербурге — это около 100 рублей за килограмм. В других регионах в среднем — 25 рублей. Ее, конечно, нужно повышать.
Почему не работает сдерживание цен на еду и что нужно делать вместо этого
Госполитика заморозки цен на конечный продукт при подорожании ингредиентов — не рыночная, разовая и вынужденная история. Вы можете приказать. Вы можете разорить. Это вы можете. А рыночные механизмы какие?
Заводы, которые строились 25-тонными, 50-тонными, сейчас выпускают по 6,5 тонны, по 13 тонн продукции. Зарплаты в отрасли — самые низкие в пищевой индустрии. В Нижнем Новгороде — меньше 20 тыс. рублей в месяц. В России 20 лет назад работало 2680 заводов, производящих хлебобулочные изделия. Сейчас осталось только 1380, и каждый год выпадает около 20 предприятий.
Власти в устной форме продолжают давать рекомендации — не повышать цены на хлеб. А торговые сети просто не согласовывают цены, понуждая исполнять контракты в убыток.
Если мы сдерживаем цены на хлеб и не помогаем малоимущим, население начинает покупать очень дешевые продукты. А дорогие продукты, которые мы хотим предложить рынку и которые отвечают современным требованиям, мы не можем выпускать, потому что резко падает их потребление.
Вы приходите в магазин и оказываетесь в 90-х годах: есть два вида хлеба, две булки, два вида молока. Это будущее, если политика сдерживания цен продолжится.
В начале 2021 года Счетная палата выступила с предупреждением, что заморозка цен может привести к дефициту продуктов, потому что производители могут решить задерживать товар на складах до отмены ограничений или переориентируются на экспорт. Кроме того, после отмены ограничений есть риск, что цены будут возвращаться к рыночным показателям ускоренными темпами.
Что еще ждет бизнес от государства
Хлебопекам нужны длинные деньги на модернизацию, на строительство новых заводов и на полное обновление промышленного потенциала хлебопекарной промышленности России. Мы не можем дальше просто «латать дыры» на заводах, стране нужен план масштабного перевооружения. Но не под банковскую ставку 12% годовых, как сейчас, а под 1,5%, под 0,5% и не менее чем на 15 лет. Это справедливо, учитывая, что рентабельность нашей отрасли от 0,5 до 3%.
Нужно снижать цены на электричество, газ, водопользование и водоотведение. Невозможно производить приемлемый по цене хлеб при 10 рублях за киловатт в час, как, например, в Элисте.
Кроме того, мы платим экологические сборы на уровне мусоросжигающих заводов. По водоотведению мы платим так, как будто уничтожаем канализационные трубы. Выплаты северных, безводных надбавок к зарплатам опять же свалились на бизнес.
Нужно менять систему налогообложения. Сейчас на каждый зарплатный рубль мы фактически платим 54 копейки налогов. Отдайте работнику эти 54 копейки, и он сам будет платить налоги. Хватит обращаться с нами, как с маленькими детьми, которым не разрешают есть сладкое. Так нельзя. Мы вышли из советского времени уже давным давно.
Мое поколение застало почти 20 лет Советского Союза. Часть того, что мы видим — с точки зрения регулирования рынка, бизнеса, нашей жизни, зарплаты и так далее, — она осталась из Советского Союза без изменений. А часть у нас вновь добавленная — рыночная. И когда нужно, нам сверху говорят: «Ну это же рынок». А когда не нужно: «Ну что вы, надо госрегулирование». Так вы определитесь!
Недавно было просто возмутительное выступление правительственного чиновника, который сказал, что рост цен объясняется жадностью производителей. Поезжайте, дорогой товарищ, по заводам региональным, покажите, где жадность. Ни о какой жадности не может быть и речи. От государства сейчас нужны не кнут и регулирование, а отеческая забота и поддержка.
Почему хлеб и мука подешевели, а крупы и мясо подорожали
16.04.2020 Корреспондент: Оксана Корнилова
Южноуральцам не стоит паниковать и закупаться впрок: продовольственных запасов в регионе хватит больше, чем на два месяца. А некоторых продуктов – на год! При этом продолжают работать 820 пищевых производителей.
Заместитель губернатора Челябинской области Сергей Сушков на сегодняшнем брифинге в режиме видеоконференцсвязи рассказал о том, как в регионе в условиях пандемии коронавируса изменились цены на продукты.
С момента введения режима повышенной готовности из-за распространения коронавирусной инфекции губернатор Алексей Текслер поручил минсельхозу вести мониторинг цен по группе социально значимых товаров и продуктов питания. В первую очередь в сетях. В перечень социально значимых продуктов вошли 32 позиции, наиболее востребованные населением. Это масло, чай, молоко, хлеб, рис, гречка, консервы, сахар и другие.
По словам замглавы региона, с 23 марта по 16 апреля «достаточно существенно» подешевели следующие продукты: хлеб и хлебобулочные изделия – от 27 до 29%, пшеничная мука – на 35%, сгущенное молоко – на 30%, печенье – на 38%, лук – на 54% с 96 до 47 рублей за килограмм. Также в пределах 10% снизились цены на мясные и рыбные консервы, минеральную воду, куриное мясо, сливочное масло, подсолнечное масло, молоко, яйцо, чай и детскую смесь.
При этом примерно на 63% с 48 до 77 рублей подорожала гречневая крупа, на 23% – рис, на 20% – макароны, на 41% – свинина, на 22% – говядина, на 25% – мороженая рыба и на 29% – белокочанная капуста.
Почему подорожала гречка?
Как рассказали «Губернии» в министерстве сельского хозяйства Челябинской области, текущее подорожание продуктов проще всего объяснить на примере гречки.
– Когда начала развиваться ситуация с коронавирусом, на полках сетевых магазинов лежала гречка стоимостью от 29 до 64 рублей. Еще ранее на рынке ощущалась затоваренность по гречке. Но ажиотажный спрос определил, что вся более дешевая гречка со складов магазинов и распределительных центров была раскуплена, а у предприятий-производителей на тот момент в пять раз выросли заказы на отгрузку и обозначился рост стоимости сырья. Сегодня, когда ажиотаж спадает, на прилавках постепенно появится продукция в сегменте «эконом», ее уже не будут разбирать так быстро. Окончательная стабилизация цен возможна только после сбора нового урожая и при условии, что не будет нового ажиотажного спроса, – пояснила пресс-секретарь министерства Наталья Твердохлебова.
По ее словам, тоже самое сейчас происходит с ценами на зерно. Из-за того, что люди покупают больше круп и макарон, его запасы уменьшаются, начинается рост цен на сырье. А мясо подорожало так как свиней кормят фуражным пшеном, ячменем. Также возник повышенный спрос на мясо в торговых сетях. На рынках сейчас цены более доступные.
Почему же подешевели некоторые продукты?
– До нового урожая в регионе есть определенные запасы зерна. И в магазинах не зашкаливает спрос на хлеб. Это ежедневные позиции. Сетям проще сработать на обороте. Если они поднимут цену, у них меньше купят, им невыгодно. Это же не товары длительного срока хранения. Они работают с оборота, – прокомментировала представитель южноуральского минсельхоза.
Консерв хватит на 669 дней
– В настоящий момент мы стабилизировали работу региональных и федеральных сетей на территории региона. Ассортимент продукции присутствует в полном составе. Считаем, что нет никаких оснований для беспокойства с учетом тех запасов, которые у нас сейчас имеются на торгово-распределительных складах, – заявил Сергей Сушков.
Исходя из потребительского спроса запасов, сгущенного молока хватит на 48 дней, колбас – на 108 дней, мясных консерв – на 334 дня, рыбных консерв – на 669 дней, минеральной воды – на 74 дня, риса – на 33 дня, муки – на 73 дня, макаронных изделий – на 110 дней и так далее. По ряду позиций создан запас более, чем на два месяца, а где-то годовой (!).
Количества овощей и фруктов, которые не производятся в регионе, достаточно на десять дней. Сейчас их в основном привозят не из Китая, а из Узбекистана, перестраиваются некоторые логистические цепочки.
При этом в регионе очень сильный кластер пищевых и перерабатывающих предприятий – один из самых сильных в стране. Он насчитывает 820 производств. Большое количество продуктов питания поставляется в другие регионы. Например, до 80% макарон, до 50% муки и круп, кондитерских изделий, мяса птицы и свинины.
Объем производства пищевой и перерабатывающей промышленности в области гораздо выше, чем потребность в соответствии с рекомендуемыми медицинскими нормами питания и потребления. Так, в год производится порядка 350 тысяч тонн куриного мяса – третья позиция в РФ.
– Мы сегодня обеспечиваем тройной профицит производства по мясу птицы и хлебу, двойной профицит по мясной переработке (колбасы, колбасные изделия). Такой значительный масштаб перерабатывающего производства, конечно, сыграл свою положительную роль в период, когда начался ажиотажный спрос на ряд товаров повышенного спроса. По поручению губернатора правительство провело ряд мероприятий, которые сыграли существенную роль в решении этой задачи, – пояснил замглавы региона.
Как торговые сети защищены от COID-19?
О каких мероприятиях идет речь:
— Сети обнулили свои торговые наценки на десять товаров, отменили штрафы для поставщиков на период нерегулярных поставок.
— Был отменен ряд конкурсных процедур, требующих длительного времени.
— По инициативе штабов по борьбе с коронавирусом были подписаны меморандумы с рядом сетей. Они в обязательном порядке предусматривают расширенное информирование населения о мерах по борьбе с распространением коронавируса в торговых залах. В залах должна не меньше двух раз в сутки проводиться дезинфекция (все контактные поверхности). Возле касс сетевикам необходимо нанести разметку для соблюдения социальной дистанции от полутора до двух метров. Если есть техническая возможность, нужно использовать дополнительные средства защиты – защитные экраны, щитки.
Также речь идет о проведении регулярного эпидемиологического контроля за персоналом, в том числе обследование продавцов на коронавирус. Сотрудников должны обеспечивать средствами индивидуальной защиты, масками в первую очередь.
В Челябинской области десять федеральных и семь региональных торговых сетей. Количество торговых объектов в торговых сетях составляет порядка 1,5 тысяч магазинов. Несетевых магазинов, торгующих продуктами питания, в регионе 19800.
Коронавирус посевной не помешает
В восьми южноуральских районах посевная уже стартовала. Аграриям достаточно семян и горюче-смазочных материалов. В этом году по поручению губернатора на десять тысяч гектаров будут увеличены посевные площади. Вырастут посевы гречихи, овощей открытого грунта, твердых сортов пшеницы для производства макарон.
Алексей Текслер распорядился выделить не менее миллиарда рублей для того, чтобы поддержать сельхозтоваропроизводителей.
– Прогнозировать сборы зерна сложно, они в том числе зависят от погоды. Пока удобрений и влаги в метровом слое достаточно. Метеорологи обещают, что засухи не будет. Надеемся на хороший урожай, – сказал вице-губернатор Сергей Сушков.
По его словам, если говорить о том, насколько коронавирус опасен для аграриев, то у растениеводов и животноводов есть преимущество: они работают в чистом поле.
– Сегодня у нас порядка двух миллионов гектаров посевных площадей. Там не только социальная дистанция будет соблюдена, аграриев вообще видно не будет, если их расставить по полям. Тем не менее, маски и антисептики должны быть у работников в наличии. Все рекомендуемые Роспотребнадзором меры будут соблюдаться, – подчеркнул замглавы региона.
На вес золота Сколько на самом деле стоят продукты в супермаркетах России, Европы и остального мира? Исследование
Р оссия в конце 2020-го — начале 2021 года столкнулась с резким ростом цен на еду. Стоимость базовых продуктов питания, таких как сахар, масло и мука, в декабре взлетела и вынудила российские власти ввести искусственное регулирование цен. «Лента.ру» провела исследование и сравнила стоимость самых массовых продуктов в магазинах России, Германии и еще семи стран мира. В результате удалось выяснить, как варьируются цены на продукты питания, а заодно подсчитать, сколько порций наиболее популярных блюд могут позволить себе люди на разных концах земли. Подробности ценового сравнения — в материале «Ленты.ру».
«С какой стати-то?»
Премьер-министр Михаил Мишустин после слов президента раскритиковал министров за то, что те пустили ситуацию с ценами на самотек. Правительство немедленно взялось за административное регулирование цен на еду. Уже в декабре крупные сети и производители продовольствия заключили соглашение о сдерживании цен на сахар и подсолнечное масло: сначала планировалось, что оно будет действовать до 1 апреля, затем оно было продлено до конца мая. Кроме того, чтобы стабилизировать цены на хлеб и муку, Россия до середины года ввела пошлину на вывоз зерна (пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы). Затем правительство и вовсе объявило, что намерено оставить механизм действовать на постоянной основе. В марте заморозке также подверглись цены на мясо птицы. Несмотря на меры, предпринимаемые властями, сбить рост цен на продукты не удалось: из-за их подорожания стоимость блюд уже собираются поднять кафе и рестораны. Зимой Счетная палата предупреждала о возможном дефиците некоторых категорий продуктов. В конце марта аналогичные опасения возникли применительно к сахару. Правда, правительство пока все отрицает.
К борьбе с ростом цен подключился Центробанк. В феврале после очередного заседания по ключевой ставке его руководство заявило, что потенциал для ее снижения исчерпан. Это означало, что регулятор больше не будет стимулировать восстановление экономики всеми доступными способами, и главное — ценой повышенной инфляции, которая неизбежна при росте количества денег в обращении за счет дешевых кредитов. Через месяц ЦБ и вовсе повысил ставку — с рекордно низкого в новейшей истории России уровня 4,25 процента годовых до 4,5 процента.
Тем не менее подорожание многих видов товаров, и в первую очередь продуктов питания, пока остановить не удалось, причем не только в России, но и в большинстве стран мира, чему способствовало множество факторов. Среди них — прогрессирующий с прошлого года контейнерный кризис (разразившийся из-за невозможности оперативно обрабатывать все прибывающие по морю товары) и авария грузового судна Ever Given, парализовавшая на несколько дней движение по Суэцкому каналу. Впрочем, драматизировать ситуацию не стоит.
Еще в феврале Минсельхоз заявлял, что оснований для «скачкообразного повышения стоимости продуктов питания» нет, а цены в России остаются одними из самых низких в Европе.
Специально для «Ленты.ру» волонтеры посетили продуктовые магазины в девяти странах мира (России, Германии, Чехии, Люксембурге, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таиланде и Украине) и 19 городах (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Королеве, Берлине, Гамбурге, Кельне, Мюнстере, Мюнхене, Ульме, Праге, Люксембурге, Алма-Ате, Бишкеке, Оше, Ташкенте, Паттайе и Киеве), где собрали цены на схожие продукты для их сравнения. Эксперимент показал, жителям каких стран дешевле всего обходится поход в супермаркет и какую часть ежемесячного дохода им приходится тратить на еду.
В рамках исследования волонтеры собрали информацию о ценах на идентичные продукты в магазинах 19 городов. Основу списка покупок составила стандартная российская потребительская корзина, которую расширили за счет продуктов, популярных в отдельных странах (например, в России это гречка и свекла), а также пользующихся спросом небазовых продуктов, распространенных во многих странах, а потому стандартизированных. К ним можно отнести газировку Coca-Cola и, например, шоколад Snickers. В общей сложности в расширенную потребительскую корзину попали 77 наименований продуктов из категорий:
• Хлеб и мучные изделия (мука, хлеб черный и белый);
• Крупы и бобовые (гречка, рис, овсянка, фасоль, чечевица);
• Макаронные изделия;
• Картофель;
• Овощи и бахчевые (помидоры и огурцы, капуста и свекла, лук и морковь, кабачок и баклажан, тыква и сладкий перец);
• Свежие фрукты (яблоки и груши, апельсины и мандарины, киви и бананы, хурма и лимоны);
• Сахар и кондитерские изделия (сахар, леденцы, мармелад, шоколадные конфеты, печенье сухое, печенье с начинкой, шоколад);
• Мясо (говядина, свинина, баранина, филе курицы и индейки);
• Рыба и рыбные консервы (недорогая рыба, популярная в конкретной стране; лосось, консервированный тунец и килька в томате);
• Молоко и молочные продукты (молоко, масло сливочное, сыр, кефир, творог, сливки, классический йогурт, сметана);
• Яйца;
• Масло и маргарин (маргарин, масло подсолнечное и оливковое);
• Консервы (консервированный горошек, консервированная кукуруза и майонез),
• Прочие продукты (кофе, чай, соль, перец, орехи);
• Продукция транснациональных компаний (Coca-Cola, Red Bull, йогурт «Активиа», детское питание Nestle, шоколад Milka, шоколад Snickers, чипсы Lay’s).
Также исследователи составили усеченную потребительскую корзину, в которую вошли чуть более 20 базовых товаров. Данные собирались в один из дней в период с 14 по 31 декабря 2020 года. Местом сбора информации стали продуктовые магазины экономкласса. В городах Средней Азии цены фиксировались в супермаркетах, хотя в регионе по-прежнему популярны базары и продуктовые рынки (именно из-за этого стоимость некоторых продуктов — к примеру, муки — оказалась аномально высокой). В основу анализа трат на продукты относительно заработков положены не показатели средней номинальной зарплаты, а медианный доход. Он более приближен к реальному уровню заработка среднестатистического гражданина и показывает сумму, больше которой получает половина жителей страны и меньше — тоже половина. Так, в России средняя зарплата составляет 51,1 тысячи рублей, а медианный доход — 30,5 тысячи рублей.
Поскольку не удалось в полном объеме отразить стоимость всех продуктов (на момент покупки некоторые товары отсутствовали в магазине или были нетипичными для конкретной страны), а также из-за того, что в разных странах учитывалось разное число торговых точек (в России и Германии — по шесть-семь, в остальных — по одной), исследование не является исчерпывающим. «Мы рассматривали нашу работу не как статистическое исследование в чистом виде, а как своего рода эксперимент, в котором среднестатистический горожанин отправлялся в магазин экономкласса, чтобы купить продукты по списку: на что он сможет рассчитывать», — объяснила автор исследования Алена Зеленская.
Деньги вперед
В России стоимость базовой продуктовой корзины, в которую вошли чуть более 20 основных продуктов, при походе в супермаркет шаговой доступности оказалась на среднем уровне по сравнению с другими изученными странами и составила 3783 рубля. В пересчете на рубли выше чек по итогам похода в магазин оказался в Люксембурге (5653 рубля), Таиланде (5056 рублей) и Германии (4057 рублей). В абсолютных цифрах дешевле, чем в России, сходить в супермаркет получилось у жителей Чехии (3707 рублей), Казахстана (2973 рубля), Узбекистана (2368 рублей), Киргизии (2335 рублей) и Украины (1966 рублей). Правда, стоит учитывать, что лишь в российских, немецких и чешских магазинах удалось собрать все 20 позиций для исследования, в остальных странах и городах некоторые отсутствовали.
Самый дорогой хлеб (пшеничный) в пересчете на килограмм оказался в Люксембурге и Таиланде — 515 рублей и 217 рублей соответственно, самый дешевый — в Узбекистане (22 рубля), Киргизии (32 рубля), Казахстане и на Украине (по 55 рублей). В России стоимость пшеничного хлеба составляет около 66 рублей. Самая дорогая пшеничная мука также оказалась в Таиланде — 105 рублей за килограмм, более чем вдвое дороже российской. В России она, напротив, одна из самых дешевых среди стран, участвовавших в исследовании: 39 рублей за килограмм.
Названы продукты, которые подорожают до конца года
Эксперты объяснили, почему еда становится для россиян роскошью
У новых витков подорожания практически всей привычной для жителей России продуктовой корзины всегда есть причины. Стандартных отговорок «почему переписываются ценники» для каждого товара придумано множество: для овощей — это конец летнего сезона, для макарон — нехватка нужных сортов пшеницы под производства, для сахара — неурожай сахарной свеклы в далекой Индии. На деле же корень всех бед зарыт совсем неглубоко. На сколько вырастут цены на еду до конца года, «МК» выяснил с помощью экспертов.
Фото: Наталия Губернаторова
Тепличные условия не помогут
Помидоры и огурцы начали дорожать с первой недели сентября. И это притом что в прошлом году в сентябре они дешевели по сравнению с концом августа. Между тем сезонный фактор позволяет предположить, что вплоть до конца года эти овощи будут еще больше прибавлять в цене. Из-за похолодания аграриям пришлось раньше включить отопление в теплицах, а это дополнительные издержки, которые производители всегда закладывают в цены. Вдобавок к этому Россельхознадзор после недавнего высказывания президента Турции Эрдогана в ООН об «аннексии Крыма» обнаружил вирус коричневой морщинистости в помидорах из Турции. Ограничение или остановка поставок томатов из страны негативно скажется на стоимости овощей на отечественных прилавках.
Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ «Альпари»: «В этом году не было сезонного спада цен на овощи и фрукты — розничные продавцы шли за сетями и не снижали ценник даже при наличии ассортимента. Глобальные игроки не могли продавать дешевле, потому что и в закупке цены были выше прошлогодних. К концу года стоимость огурцов и помидоров будет расти: местного урожая уже не будет, а импорт всегда стоит дороже».
Юрий Баранчик, замдиректора Института РУССТРАТ: «Помидоры и огурцы растут в цене, поскольку более дешевая продукция открытого грунта замещается более дорогой из парников. В парниках овощи требуют больших затрат на освещение и тепло, что и вызывает рост себестоимости.
В прошлом году продолжительное тепло в сентябре позволило собирать овощи с открытого грунта, сейчас такие плантации уже пусты, помидоры и огурцы зреют в парниках. Кроме того, в магазины начал более активно поступать импорт, он более дорогой по сравнению с отечественной продукцией. К Новому году стоимость овощей обычно прибавляет 50–100% к уровню цен сентября, примерно такую динамику цены и стоит ожидать к праздникам».
На макарошки нет надежды
В России возник дефицит твердых сортов пшеницы, это может привести к подорожанию макарон. В прошлом году аграрии уже поднимали цены на макароны на 12–15%. А теперь пшеница твердых сортов подорожала с 28 тыс. до 32–38 тыс. рублей за тонну из-за высокого спроса. Сейчас многие производители работают на старых запасах, которых хватит до конца 2021-го. А дальше придется закупать пшеницу нового урожая, цены на которую будут очень высокие.
Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России: «Я принципиальный противник прямых административных воздействий на цены, в том числе путем внеэкономического принуждения продавцов и изготовителей. Но считаю допустимым применение инструментов косвенного воздействия на них через создание интервенционных фондов или установление экспортных квот и пошлин на продукты, сильно зависящие от мировых цен. А в отношении продуктов, которые трудно заменить более дешевыми, — таковы, например, макароны и макаронные изделия, считаю такие меры вполне оправданными и эффективными, если они применяются в острой ситуации и временно. Если же они станут постоянными, то аграрии просто сократят посевы твердых сортов пшеницы и заменят ее каким-то другим злаком, более выгодным на тот момент».
Фото: Иван Скрипалев
Золотые куры — золотые яйца
В России существенно выросли цены на мясо птицы и яйца. Оптовая цена филе куриной грудки на электронных торгах в европейской части России недавно установила годовой рекорд в 250–260 руб./кг (год назад она составляла 150 руб.). Также росстатовский индекс потребительских цен показал, что сильнее всего дорожает куриное мясо: 18,4% с начала года.
Что касается яиц, то в августе закупочная цена на них была на уровне 27–32 руб. за десяток. Новые контракты на следующие полгода (сентябрь–февраль) заключены уже по цене 65 руб. В торговых сетях за последние время отмечают подорожание яйца (в закупке) различных категорий от 21% до 47%.
27 сентября Минсельхоз договорился с российскими производителями мяса птицы о сохранении стабильных отпускных цен до конца этого года, говорится в заявлении министерства. Как именно они будут ограничиваться, не уточняется.
Анна Бодрова: «У роста цен на куриное мясо и яйцо есть веские основания: очень сильно, примерно на 50–70%, выросли цены на корма, где основой является зерно. Производителям ничего не остается, как идти вслед за общими тенденциями, ведь птицу нужно качественно кормить. Пока дорожают корма, будет дорожать и мясо, вариантов тут нет».
Юрий Баранчик: «Цены на яйцо и мясо растут из-за увеличения затрат производителей: если до конца лета многие из них работали на кормах, которые были закуплены в прошлом году по актуальным на тот момент ценам, то сейчас ситуация другая. Собран новый урожай, и зерно сильно подорожало — в среднем на 30% с начала года. А производители закупают корма именно в это время, и сейчас их затраты выросли очень сильно. Что и отражается в отпускных оптовых ценах, а скоро отразится и в рознице. Вероятнее всего, подорожание мяса курицы составит 20%, яиц — около 10%. Ведь зерно — основной вид корма для всех сельскохозяйственных животных и птицы. Чем он дороже — тем дороже мясо, яйца, молоко».
Все мясо станет мраморным
Цены на все виды мяса демонстрируют серьезный рост. Причин тому несколько. В подорожании свинины, в частности, обвиняют вспышки африканской чумы, из-за которых с начала года пришлось уничтожить 700 тыс. голов, а так как прироста производства нет, растет стоимость готового продукта. Дорожает свинина — дорожают мясные полуфабрикаты. С говядиной история не лучше. Ценник на этот вид мяса растет на фоне дефицита, связанного с логистическими сложностями поставок из Белоруссии. Страдают от этого не только потребители. Несладко и ресторатором, которые столкнулись с нехваткой мраморной говядины (отличается от обычного особой нежностью). На рынке очень мало поставщиков такого мяса. Из-за контрсанкций поставки мраморной говядины из США и Австралии запрещены. А у российского производителя своего сырья не хватает для отечественных ресторанов — мясо, по словам рестораторов, идет на экспорт в Китай.
Петр Пушкарев, шеф-аналитик TeleTrade: «По говядине подорожание с начала года, согласно Росстату, составило 8,8%, по свинине чуть больше — 11,3%, ценники на сосиски, по официальным данным, переписали к концу августа на 6%, на полукопченую и вареную колбасу на 5%. Фактически, возможно, цифры на самые популярные марки этих продуктов и выше, но, например, по курятине прибавка в цене выше — 16,4% с января. А это точно означает, что все продукты, в состав которых входит мясо, будут к концу года наверстывать упущенное и расти в цене».
Юрий Баранчик: «Мраморная говядина — непростой с точки зрения производства продукт. Чтобы получить мясо такого качества, коров кормят разными видами кормов в определенной последовательности. Это означает высокие цены на мраморную говядину, а спрос нельзя назвать постоянным. Такое мясо востребовано далеко не у всех категорий потребителей. Кроме того, высокие затраты на производство такого мяса могут нести далеко не все производители, а только самые крупные. Если мраморной говядины недостаточно для удовлетворения спроса, а импорт дорогой, цены будут расти в любом случае. Наверняка это будет рост цен минимум на 10–15% из-за увеличения стоимости кормов и специальных добавок».
Потребителя умаслить не удалось
Действие соглашений по фиксации цен на подсолнечное масло в России завершится 1 октября, и продление «заморозки» не планируется. По данным Росстата за август, в годовом выражении подсолнечное масло в России подорожало на 27,3%. Что же будет с ценой дальше?
Артем Деев, руководитель аналитического департамента Amarkets: «Заморозка цен на подсолнечное масло действовала, пока в этом была необходимость. Сейчас ситуация складывается таким образом, что большой опасности увеличения розничных цен на этот продукт нет. Во-первых, в России значительно вырос урожай масличных по сравнению с прошлым годом (22 млн тонн против 20,2 млн тонн в 2020 году), из них подсолнечника произведено 14,8 млн тонн (в прошлом году — 13,3 млн тонн). Производство подсолнечного масла в этом году составит 5,18 млн тонн, в следующем — 6 млн тонн.
В результате ожидается, что текущая оптовая цена на масло (95 рублей за литр) может снизиться до 90–92 рублей. А значит, и в рознице стоимость масла сильно увеличиться не должна, если только ритейлеры не начнут пользоваться ситуацией и повышать цены. Но за этим следит ФАС, которая в случае таких нарушений со стороны сетей найдет меры противодействия».
С такой гречкой каши не сваришь
В России взлетела стоимость важнейшего социального продукта. Цены на гречку выросли до рекорда за 10 лет — 102,5 руб. за кг в августе, сообщил Росстат. Это даже больше, чем весной 2020-го, когда ее в панике скупали в преддверии локдауна. Подорожание гречки было вызвано, в частности, тем, что на рынке образовался дефицит — с ним столкнулся ряд производителей. Напомним, что в мае случился кризис: из-за активного экспорта цены на гречку стали расти. В итоге правительство запретило вывоз крупы с 5 июня по 31 августа. Но это ситуацию не спасло.
Анна Бодрова: «Гречка — продукт чисто российский, урожай тут достаточен, остальное — темные схемы рынка, которому явно нужны указания Федеральной антимонопольной службы, чтобы прийти в себя. Подобные скачки на месте именно в истории с гречкой мы уже видели неоднократно: вероятно, они носят искусственный характер».
Цены на вино вышли из берегов
Оптовые цены на российское вино к 2022 году вырастут на 15–20%, прогнозирует рейтинговое агентство НКР. За оптом, как известно, всегда подтягивается розница. Связывают подорожание с ожидаемым неурожаем винограда в Крыму из-за климатических проблем в этом сезоне, а также с резким ростом спроса на отечественный виноград после вступления в июне 2020-го в силу закона о виноградарстве и виноделии, который запрещает использование импортного сырья при производстве российских напитков. Но не только напитки наших виноделов ждет неминуемое подорожание — импорт тоже не порадует дешевизной.
Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики: «Что касается цен на вино, то тут понятная ситуация: из-за ураганов и сильных ливней в Краснодарском крае этим летом у некоторых хозяйств погибло до 80% урожая. Это, естественно, снизило объемы получаемого сырья, а из-за дефицита (или на его ожидании) цены всегда растут.
Есть и другой фактор, провоцирующий рост стоимости. Новый закон о виноградарстве и виноделии запрещает использование при производстве зарубежного сырья. Так как более 55% отечественных вин производят с использованием виноматериалов, закупленных за пределами России, своего винограда попросту не хватает. Ну нет в нашей стране столько виноградников, чтобы снабдить все предприятия ягодами. При этом закон запрещает использование зарубежных ингредиентов при производстве.
Неурожай в Европе также приведет к росту цен. Российские потребители могут лишиться бюджетного алкоголя уже этой осенью. Игристые вина, которые сейчас продаются по цене меньше 200 рублей за бутылку, будут стоить дороже на 20%. Европейские вина поднимутся процентов на 15. Водка подорожает примерно на 10%».
В ожидании худшего
Внерыночное регулирование цен не принесло должного результата и не смогло остановить рост стоимости продуктов. По данным Росстата, в августе в годовом выражении все категории съедобных продуктов подорожали на 8,76%. При этом средняя инфляция по всей потребительской группе товаров не дотянула до 7%. Один только сахар прибавил к цене почти 40%. Власти признали, что бороться со злом в виде подорожания всего съестного простой заморозкой цен на 3 или даже на 6 месяцев бесполезно. В такой ситуации оптовые продавцы, например, стали бы придерживать товар, дожидаясь возможности продать его подороже, а в результате случился бы дефицит, который стал бы оправданием очередному ценовому скачку. Заморозка на более длительный срок привела бы к порче части товара. А далее либо в магазинах реализовывали залежалый продукт с практически истекающим сроком годности, либо выкидывали его, а свои потери производители на следующий год опять переложили бы на покупателя. Вообще издержки производства поднимают себестоимость, и все антипандемийные меры — оплаченные больничные работников и простои, кредитная нагрузка, дорогой бензин — ложатся в итоге тяжким грузом на плечи российского потребителя. Поэтому бесконечным виткам подорожания тех или иных продуктов питания не видно конца.
Артем Деев: «И все же главное значение для наших производителей продуктов питания имеет инфляция, которая развивается во всем мире — растет стоимость доставки, разных компонентов для производства. Ведь далеко не в каждом секторе пищепрома импортозамещение достигает высокого уровня — 80–90%. Соответственно, увеличиваются и розничные цены в магазинах, так как сети на популярные продукты питания делают свою наценку. Вероятнее всего, традиционные продукты к Новому году — курица, свинина, говядина, яйца — подорожают в среднем на 5–7%, овощи и фрукты (особенно импорт) — в пределах 10–15%, алкоголь — на 15%».
На сколько выросли цена на продукты питания в РФ:
(август 2021-го по сравнению с августом 2020-го)