почему монахи не едят мясо православие
Почему монахи не едят мяса?
Ответ на этот вопрос можно найти в чинопоследовании монашеского пострига. В самом его начале игумен спрашивает постригаемого: «Для чего ты пришел?», на что тот отвечает: «Желая постнического жития. » То есть, прежде чем принять монашеские обеты, человек заявляет о своем желании, намерении жить в посте. Конечно, пост здесь понимается гораздо шире, чем простой отказ от мясной пищи, однако этот отказ является важной (хотя и не достаточной) частью иноческой жизни, духовным упражнением, средством для достижения определенного состояния тела и ума.
Первое указание на духовный смысл отказа от мясоядения святые отцы видят в описании исхода иудеев из Египта. Господь для пропитания еврейского народа посылал с неба манну — постную пищу. Те же, кто от такой пищи отказались, пренебрегали ею (как говорит святой Василий Великий), погибли в пустыне, так и не увидев земли обетованной.
Отказ от мясной пищи непосредственно в монастырях имеет древние корни. Такое установление было принято еще в обители преподобного Антония — основателя монашества. Однако в истории неоднократно случались примеры отхождения некоторых общежительных монастырей от такой практики. Чаще всего это наблюдалось в обителях, расположенных в городах. Сегодня некоторые православные монастыри, например, в Грузии и на Кипре, не запрещают вкушение мяса монашествующим. Однако на Афоне и в Египте подход к этому вопросу довольно строг и однозначен.
Есть мясо — это грех?
Как известно, во время жизни в раю Адам и Ева не вкушали мяса. И порядок жизни в монастырях стремится приблизиться к этому райскому миропорядку. Однако употребление в пищу мяса само по себе не является грехом. Бог благословил мясоядение после всемирного потопа по слабости человеческой.
Если вкушение мяса не является грехом, то почему же монашествующие отказываются от мясоядения? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно далеко ходить. Даже нерелигиозные люди согласятся с тем, что мясо, как никакой другой продукт, способно пробуждать в человеке определенные физические волнения — плотские страсти. Как бы сказали в миру, оно дает наибольшее количество физической энергии, с которой человеку нужно что-то делать. Таким образом, отказ от мясной пищи — это не цель монашества, а средство обуздания плоти, и средство очень действенное.
Святые отцы говорят также об огромном значении сна в постнической жизни. Даже если монах не ест мяса, но много спит, плотские искушения будут одолевать его с большой силой. Именно поэтому для монашеской практики одинаково важны два эти упражнения — пост и бодрствование.
О другой крайности в отношении мяса предупреждает святитель Игнатий. Зачастую монашествующие, которые отказались от мясной пищи во имя духовных целей, начинают считать великим грехом любое, даже случайное, потребление кусочка мяса. Конечно, такое понимание в корне не соответствует духу христианства.
Я не монах — почему я должен отказываться от мяса?
В православной традиции от мясной пищи действительно отказываются не только монахи. Миряне, если соблюдают церковный устав, также значительную часть года проводят без мясных продуктов. Во-первых, это четыре продолжительных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Во-вторых, это некоторые однодневные посты, например, накануне Крещения Господня или в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. А в-третьих, это каждая среда и пятница.
Такое ограничение в пище служит духовным упражнением для каждого христианина, живет ли он в миру или подвизается в монастыре. Однако к каждой конкретной ситуации (по здоровью, по роду занятий, по определенным жизненным условиям) следует подходить с рассуждением, помня о прикладной роли пищевых ограничений, их второстепенном значении по сравнению с постом духовным.
Пост – это Божественная благодать
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей. Отец Дионисий отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира. Предлагаем вниманию наших читателей беседу со старцем, посвященную посту.
– Отец Дионисий, расскажите нам о посте. Сегодня христиане уже не так соблюдают посты, как это было раньше. Каждый постится, как ему хочется…
– Да, каждый постится, как ему хочется. Но не все бывает так, как хотелось бы.
Посты установлены были святыми отцами на семи Вселенских Соборах, и, если мы их соблюдаем, нам подается великая Божественная благодать. Если же ты их не соблюдаешь, то тут начинается: «А, Петров пост! Да он не так уж и важен. Успенский пост! Да Богородица ведь знает, что мы не можем поститься. Великий пост! О-о-о, ну это уже слишком: целых семь недель». И так ты выдумываешь всяческие оправдания для себя и совершенно отходишь от постов. Но если нет поста, нет ничего! Ведь пост – это Божественная благодать.
Видишь? Нужно иметь чуточку внимания. Чуточку внимания – и Бог поможет нам.
– Да, что же это за христианин, если не почитает пост? Тогда все равно, какой ты веры. Ты говоришь, что ты христианин, но если не постишься, то чем же ты отличаешься от язычника?
– Видишь, как прогрессирует зло? Католики не постились, и приводят себе в оправдание доказательства из Писания, каким они его понимают, будто бы пост не нужен вообще. И хоть на семи святых Вселенских Соборах и были католики – ведь тогда между нами не было разделений, – но мало-помалу они дошли до того, что у них уже не стало поста.
В Румынии в 1939 году я беседовал с одной католической монахиней, и она мне сказала: «Если я могу, то не ем мяса в Великую пятницу. Если могу; а если нет – тогда ем».
В Великую пятницу, когда Спаситель был вознесен на Крест, у католиков говорят, будто бы ничего плохого в том, что ты поешь мяса! Они тоже были ортодоксальными христианами, как и мы, а посмотри, что вышло?
Да, это так – да не так. Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Пост ты соблюдаешь, почитая страсти Спасителя: «Я пощусь, потому что Спаситель страдал за меня» и так далее. Ну а в том состоянии, в котором человечество находится теперь, чего еще ждать? [3]
– Говорят так: сейчас нельзя поститься потому, что если ты будешь поститься и не поешь мяса, то не сможешь работать в поле.
– Видишь, люди так считают, но это заблуждение. Это обман вражий, потому что естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру. Все, это конец». И с такими мыслями он действительно умрет!
Но это неправда. Это страсть, навязанная искусителем, который заведует складом всех зол и подбрасывает семя злых дел нам в душу и сердце. И если естество наше склоняется к одному из тех зол, которые он нам подбрасывает, то он впредь будет этим (злом) нам «помогать». Хочешь выпить водки – этим он тебе «помогает»! Хочешь поесть побольше отменных яств – этим он тебе тоже «помогает», пока не поселится в душе человека зло. Хочешь говорить ложь – он «помогает» тебе и этим, пока не приживется страсть, пока она не проклюнется, а если она проклюнется, тогда она уже пускает корень в душе и сердце человека. А если она пустила корень, то этот корень уже становится второй натурой, и ты уже убежден, что если не съешь или не выпьешь того, чего тебе хочется, то ты умрешь. Но это неправда! Это действие искусителя.
То есть ту страсть, которая закрепилась в сердце человека, пустила корни, ее уже труднее искоренить. Поэтому святые отцы учат, что всякий злой помысл, который есть в душе и сердце нашем, он очевиден, и мы должны быть уверены, что он от искусителя, и поспешить к духовнику и сказать ему: «Вот что говорит мне ум, батюшка. Вот, ум мой склоняется к тому-то и тому-то», – чтобы духовник дал тебе наставление, как его просветит благодать Святого Духа.
– Есть ли шанс на спасение у тех монахов, которые едят мясо?
– Посмотрите: святые отцы изначально решили, чтобы монастыри строились вдали от людей, то есть в пустыне, чтобы монах, совершающий покаяние, мог сохранить свои пять чувств чистыми, близкими к Богу.
Монах ушел из мира, чтобы быть ближе к Богу, потому что человек, живя в миру, соскальзывает в злобу мира.
Святые отцы решили, что монахи не должны есть мяса, потому что оно разжигает страсти более всякой другой пищи. Монах, если он ест вдоволь, пьет вдоволь и спит вдоволь (особенно важен сон), тогда горе ему – он уже не может быть чистым. Тебя будут бороть страсти, плотские страсти, которые являются колоссальными страстями; поэтому святые отцы поставили предел, чтобы ты хранил себя: не ешь пищи, которая разжигает плотские страсти.
Еще тебе нужно, как монаху, не спать вдоволь, ибо тебе, как монаху, не нужно спать по восемь часов. Нужно подвизаться, ведь для того и существует монашеская жизнь, чтобы ты подвизался. Ведь посмотри, как пишут святые отцы: даже если пища у тебя смиренная, как положено монаху, но если ты спишь вдоволь, страсти снова будут бороть тебя со страшной силой.
– А что делать, если в монастыре едят мясо? Оказывать послушание настоятелю или уйти в другое место, где его не едят?
– Искушения вражии не оставят тебя в покое, куда бы ты ни пошел. Если ты уходишь из монастыря, потому что там едят мясо, и идешь в другой, то враг уже приготовил тебе там другие искушения. Но поскольку ты не можешь исправить положение дел, то оказывай послушание, а со временем, может, руководители решат, чтобы здесь больше не ели мяса, ведь, слава Господу, монахам в монастыре есть что поесть кроме мяса. Если же они не могут отказаться от мяса, то ешь так, чтобы только тебя видели, что ты ешь, но не так, чтобы наесться.
Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом, но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы тебе легче было бороться с плотскими страстями. Потому и установили наказание для тех, кто ест мясо.
Но поскольку люди изменились и в некоторых монастырях случаются волнения, если монахи не поедят мяса, то ты лучше оказывай послушание, садись за стол и ешь, если это монастырь общежительный. Но ешь так, чтобы только другие видели, что ты ешь, а сам поступай, как советуют и врачи, – вставай из-за стола с некоторым желанием поесть еще.
[1] «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (69-е правило святых апостол. См. также 29-е, 56-е и 89-е правила VI Вселенского Собора, 49-е, 50-е и 52-е правила Лаодикийского Собора, 15-е правило св. Петра Александрийского, 1-е правило св. Дионисия Александрийского, 8-е и 10-е правила св. Тимофея Александрийского).
[3] Беседа с монахами из скита Лаку 9 ноября 2002 г.
[4] «Признавайтесь друг перед другом в проступках, чтобы исцелиться»(ср.: Иак. 5: 16).
Почему на Афоне не едят мясо
Ровно за неделю до начала Великого поста православные христиане отказываются от употребления в пищу мяса животных. Для афонских монахов это не является большим событием в жизни, потому что они вообще не употребляют мяса, придерживаясь большую часть года строгого поста. Для «лучшего расставания» с мясом в период Масленицы и Великого поста, мы подготовили отрывки о невкушении мяса из житий подвижников Святой Горы Афон.
Ровно за неделю до начала Великого поста православные христиане отказываются от употребления в пищу мяса животных. Для афонских монахов это не является большим событием в жизни, потому что они вообще не употребляют мяса, придерживаясь большую часть года строгого поста. Для «лучшего расставания» с мясом в период Масленицы и Великого поста, мы подготовили отрывки о невкушении мяса из житий подвижников Святой Горы Афон.
Преподобный Паисий Святогорец
1. Он без конца все постился и постился, вспоминает Екатерина Патера о тогда еще маленьком мальчике, будущем афонском святом Паисие Святогорце.
– «Дитя мое, ты сегодня что-нибудь кушал?» – однажды спросила женщина.
– Нет. А как я могу есть, когда моя мать все варит в одной кастрюле: и мясное, и постное. Кастрюля впитывает в себя мясо, и я не могу есть даже постную пищу, которая в ней приготовлена.
–Дитя мое, но ведь твоя мать такая чистюля, она хорошо моет посуду водой с золой…
– Нет, я из этой посуды есть не могу.
2. После армии преподобный Паисий также не ел мяса, оправдываясь перед другими тем, что оно якобы вызывает у него отвращение. На самом деле он избегал мясной пищи для того, чтобы приучить себя к условиям монашеской жизни.
3. Святой Паисий как-то о себе вспоминал: «Когда я сидел на дворе и ел два помидора с кусочком сухаря, я стал размышлять о благодеяниях Божиих… Неожиданно ко мне подошел молодой человек, который несколько дней назад просил, чтобы я принял его в послушники. Чтобы он не видел меня плачущим, я сразу же вошёл в свою келию, умыл лицо и, прибравшись, пошёл открывать калитку. Очевидно, соблазнившись моей задержкой, он говорит мне: «Так что, так, э? И ты считаешься аскетом! Мясо ел и, как только меня заметил, сразу скрылся, чтобы я не увидел тебя. Теперь-то я понял, кто ты на самом деле!» Ошарашенный таким обвинением, я рассмеялся и не пытался оправдаться. Удивился я только тому, как он легко поддался плохим помыслам».
4. Однажды к старцу Паисию пришли три охотника. Они попросили у святого поесть фасоли. Но так как у них с собой было в мешке мясо, то они оставили его за оградой монастыря на дереве, потому что преподобный Паисий не разрешал печь мясо в монастыре.
5. Святой Паисий размышлял о мясе: «Несчастные мирские люди питаются мясом, а сил у них все равно нет: у них дрожат ноги, поститься они не могут, а все потому, что они живут с душевной тревогой и волнением и внутри у них без остановки вырабатывается желчь и желудочный сок. Когда человек упорядочит себя внутренне, его будет питать даже небольшое количество пищи».
Старец Дионисий (Игнат)
1. «Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом. Но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы легче было бороться с плотскими страстями».
Преподобный Силуан Афонский
1. Святой вспоминал о своем детстве следующее. Однажды в пятницу, забыв о посте, он наварил свинины и отнес её в поле, где шла жатва. Отец будущего святого перекрестился и начал есть сваренное мясо. Только через полгода он сказал с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты накормил меня в поле свининой? А ведь была пятница. Знаешь, я ел мясо, как падаль». Мальчик ахнул: «Что же ты не сказал мне?»
– «Не хотел тебя смутить», – ответил отец.
Спустя много лет, святой Силуан говорил: «Вот такого старца я хотел бы иметь. Он никогда не раздражался, был ровный и кроткий. Подумайте, полгода терпел, чтобы поправить меня, не смутив при этом!»
Старец Неофит Караманлис
1. Он молился на Святой Горе Афон 88 лет. Не говоря уже о мясе, в его монашеский рацион не входили яица, рыба и даже растительное масло. Его Устав предполагал полное воздержание от масла даже в Масленицу, Рождество и Пасху. Пасхальными яйцами у них был отваренный картофель, покрашенный в красный цвет.
Святитель Григорий Палама
1. Святой Григорий вспоминал о себе: «Внук великого эмира прислал к нам своего человека. После того, как мы уселись, мне подали фрукты, ему – мясо. Во время еды он спросил, неужели я никогда не ем мяса и почему. Тогда я ответил ему на это, что так полагается».
Преподобный Никодим Святогорец
1. Как-то он писал: «Гибельно желать пищи насладительной, сладкой и вкусной. Научись этому примером целого народа Израильского, который восхотел есть мясо, и рыбу, и лук, и чеснок, и порей, и огурцы, и дыню. За это Бог попустил израильтянам подвергнуться великому наказанию и смерти».
Напомним, что в VII веке византийский цар Ираклий пообещал, что если Бог поможет ему в войне против персидского царя Хозроя, то он запретит употребление мяса на неделе, которая предшествует Великому посту.
Святые отцы также советовали отказаться от мяса, чтобы люди не тяготились телом, внезапно переходя от многоядения и мяса к строгому посту.
Подготовительная неделя к Великому посту в народе называется «Масленица» или сырная неделя.
О мясоедении монашествующих
макс007
протодиакон Сергий Шалберов
Прообраз отречения монахов от мясоедения Святые Отцы видят в исходе древних евреев (Исх. 16: 2-3), когда свыше от Бога была посылаема людям манна, а не мясо, ибо согласно Писанию те евреи, которые презрели небесную манну, умерли в пустыне. «Чьи кости пали в пустыне? Не взыскующих ли мясоядения? Ибо пока они довольствовались манной, побеждали египтян и проходили сквозь море, когда же вспомнили мясо и котлы, не увидели земли обетованной», — говорит свт. Василий Великий.
Святитель Игнатий предострегает о другой крайности, когда любое даже вынужденное потребление кусочка мясосодержащей пищи приравнивается к смертному греху: «Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда».
К сожалению, такие «мясофобные» предрассудки живучи, и сегодня они подпитываются псевдонаучным параноидальным бредом о существовании некой международной скотопромышленной мафии, скрывающей от человечества сведения о вреде мяса для организма, а также о подмене информации в учебниках биологии, о всемирном заговоре врачей и ВОЗ, о спасении животных и всего человечества от насилия, результатом которых является стойкое психопатическое расстройство в форме сектантской «идеи» о самосовершенствовании личности и переходе на иной энергетико-информационный уровень развития «эпохи Водолея».
Тверской митрополит Амвросий: почему монахи не едят мясо
Медиахолдинг РИА «Верхневолжье» и портал «ТОП Тверь» продолжают проект-рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
Сегодня говорим о том, почему монахи не едят мясо.
«Далеко не все монахи не едят мясо. Как правило, мясо не едят монахи, живущие в монастырях, устав которых чаще всего предполагает постную пищу. Либо те из монахов, священнослужителей или мирян, которые считают для себя это необходимым. На вопрос, почему некоторые люди считают для себя это необходимым, есть несколько ответов.
Один из них — аскетический. Мясо — пища достаточно калорийная и достаточно «тяжелая». Такая пища усложняет внутреннюю жизнь, которая присуща монашескому идеалу. Многие древние писатели и отцы Церкви советовали воздерживаться от тяжелой пищи в те дни, когда собираешься заниматься умственной деятельностью. Аскетическая направленность подразумевает постоянную непресыщенность пищей, чтобы ум был всегда направлен на возвышенное. После обильной и тяжелой пищи сложно заниматься вещами возвышенными.
Другой ответ — богословско-экологический. Мы читаем у апостола Павла, что за грехопадение человека «вся тварь доныне страдает и мучится» (Рим. 8:22). Христиане призваны быть хранителями и руководителями всего пространства сотворенного Богом мира, в том числе живых существ, которые населяют землю. Хранителями, а не уничтожителями.
Монашество в своем идеале — попытка жить предельно по-евангельски. Это не значит, что другие люди живут неправильно, ведь монашество — это своего рода евангельский максимализм. И в этом смысле животная пища уже нарушение такого максимализма. В некотором смысле это проявление любви к творению и жалость к живым существам, населяющим землю, сотворенную Богом.
Но, с другой стороны, мы знаем, что животная пища необходима человеку, особенно детям и молодым людям. Поэтому христианство не проповедует принципов вегетарианства, присущих некоторыми другими религиями.»