почему монахи шаолиня не едят мясо
Диета шаолиньских монахов – поможет похудеть и оздоровить себя
Диета шаолиньских монахов для здоровья, стройности и красоты
Питание древних монахов
Повседневный рацион монахов-долгожителей во все времена был довольно скромным. Основу питания составляли рис и овощи. Мясо шаолиньские монахи не употребляли, равно как молоко, яйца и другие животные продукты.
Как соблюдать диету монахов сегодня
Сегодня диета шаолиньского монастыря снискала славу у тех, кто хочет эффективно похудеть и оставаться в отличной форме многие годы. Монастырское питание помогает очистить организм, укрепить внутренние органы и омолодить их.
Утро на диете шаолиньских монахов должно начинаться со стакана горячей воды. Она помогает очистить организм и подготовить его к приему основной пищи. Говорят, что эта традиция монахов Тибета жива до сих пор и представляет собой целый ритуал: монахи усаживаются на циновки, совершают молитву, после чего приносится горячая вода и разливается по чашам.
Диета шаолиньских монахов в современном ее виде проста для исполнения. После выпитой натощак воды следует завтрак. Состоит он из горсточки сырого риса, в облегченном варианте рис можно пропарить с вечера или отварить.
Интересно, что сами монахи съедают столько рисинок, сколько лет пребывают в монастыре. Причем они не запивают злак, а лишь смачивают его слюной. Вы же можете запивать, потому как есть сырой рис довольно сложно. Запить такой завтрак можно чистой водой или слабозаваренным зеленым или травяным чаем, сахар в него не добавлять.
Обед и ужин – полностью вегетарианские. Можно есть приличные порции свежих и тушеных овощей, злаков и другой растительной пищи. После захода солнца, согласно диете Шаолиня, можно употреблять только овощи, ягоды и фрукты, а также чай на тибетских и лечебных травах.
Что дает диета Шаолиня
Подобный способ похудения способствует активизации самоочищения организма, особенно его лимфатической и кровяной системы. Также стимулируется работа отдельных внутренних органов – например, почек, селезенки, печени. Рис, съеденный на завтрак, обеспечивает полезными микроэлементами, выводит шлаки, снимает отечность, к тому же хорошо насыщает.
Подмечено: благодаря диете древних монахов приходят в норму процессы пищеварения, улучшается работа кишечника, человек ощущает легкость, меняется к лучшему состояние кожи, появляется много энергии.
С чего начать и каких ждать результатов от диеты монахов
Практиковать диету шаолиньских монахов неподготовленным людям не рекомендуется. Сначала нужно обследоваться – нет ли хронических заболеваний, а также предварительно перейти на максимально правильное питание. Прежде всего, исключить из него жирное мясо, сдобные изделия, жирное молоко, алкоголь, кондитерскую продукцию.
Практика показывает, что монастырская диета позволяет терять – при лишнем весе – до 10 кг за месяц. Однако практиковать ее обычным людям советуют не чаще 2 раз в год.
Почему монахи Шаолиня не едят мясо?
Можно ли есть мясо монахам?
Есть такая толстенная книга под названием «Типикон», в которой расписан практически каждый день года: как молиться, как поститься и что при этом можно есть. Про Пасху там прямо сказано: «в седмицу светлую… разрешается монахам сыр и яйца, мирским же — мясо».
Почему тибетские монахи не едят мясо?
Как результат, китайские монахи, а также особо благочестивые миряне, не едят мясо. В Тибете мясо едят из-за недостатка в растительной пище, едят мясо и в Японии, где настоящее монашество вымерло. В странах тхеравады более-менее сохраняется первоначальное отношение к мясу. Его едят все – и монахи, и миряне.
Что едят в монастыре?
Монахи не едят ни мясо, ни рыбу (последнее только в дни великих праздников). Их рацион преимущественно состоит из хлеба, вина, оливок и овощей. Пищу готовят без использования масла – оливковое можно есть только по выходным. Едят монахи часто, но небольшими порциями.
Можно ли буддистам мясо?
Буддисты не станут есть мясо ради того, чтобы почувствовать его вкус. Буддисты не станут убивать существ из ненависти. … Но если монаху предлагают мясо в качестве подношения пищи, потому что больше ничего нет, монах может его принять. Это может быть мясо любого животного.
Можно ли есть мясо в православии?
К нечистому мясу относят: дохлых животных (без выпущенной крови), раков, конину, крабов, рыбу без чешуи, кроликов, зайцев, жареную кровь зверей и птиц. … Но вместе с тем, нечистое мясо не запрещено есть во время нужды или голода.
Что нельзя делать монахам?
Монаху нельзя улыбаться и шутить, он не должен поддерживать связь с внешним миром, он не может заниматься спортом, общаться с друзьями, заводить семью. Монах живет в скорби. Монашество – это покаяние.
Какая религия не позволяет есть мясо?
Ислам В Коране есть явный запрет на свинину, кровь, мясо животных, которые умерли своей смертью (мертвечину), мясо животных, которые были забиты не с именем Бога. В исламе халяльные птицы должны быть покрыты перьями и не должны быть хищными (это следует из запрета к употреблению неводных хищников).
Что едят в буддийском монастыре?
Еда у буддистов вегетарианская, всегда рис и овощи, остальное может изо дня в день меняться. По правилам жизни буддистских монахов, после полудня они ничего не едят, поэтому обед в монастыре в 11 утра и это последний прием пищи на день.
Можно ли буддистам есть свинину?
Что едят в Шаолиньском монастыре?
Дело в том, что монахи питаются вегетарианской пищей. На завтрак подают кашу и лапшу, на обед — лапшу. Получают ли зарплату монахи Шаолиня?
Чем занимаются монахини в монастыре?
По большей части монастырям приходится как минимум частично самостоятельно обеспечивать свое существование. У монахов, которые работают на подворьях, довольно трудная жизнь: как правило, они занимаются сельским хозяйством — выращивают овощи, работают в коровниках, на пасеках и так далее.
Что едят тибетские монахи?
Суть диеты тибетских монахов — вегетарианство. Монахи не едят мяса и сахара, поэтому у них в большинстве здоровые зубы. Привычный обед монахов — рис на пару без соли и масла и тушеные овощи. Монахи едят ячменные лепёшки, масло из молока самок яков, особый тибетский чай, в сезон сбора урожая — картофель, морковь, репу.
Что нельзя делать в буддизме?
— Нельзя лежать, спать, вытянув ноги в сторону божницы и очага. — Нельзя наступать на упавшую шапку или переступать через нее. Также не переступают через вещи, особенно через книги. Книги, различные буклеты и календари с изображением Будды и Бодхисаттв помещают на верхних полках (выше пояса).
Можно ли есть рыбу буддистам?
Согласно буддизму, животные: рыбы, млекопитающие, птицы — обладают чувствами, их нельзя убивать или вредить им. Буддисты не должны быть охотниками, рыбаками, трапперами, работниками бойни, вивисекторами и т. д.
Кто не ест говядину?
Многие индуисты, особенно брахманисты, являются вегетарианцами. Однако даже те индуисты, которые едят мясо, воздерживаются от употребления говядины, так как корова является священным животным в индуизме. Употребление говядины запрещено из уважения к коровам.
RADOSVET
О тренировках и вегетарианском питании монахов Шаолинь
Шаолиньский монастырь основан даосами еще в начале V века, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.
Основан в 495 году буддийским монахом по имени Бхадра.
Психофизическая подготовка монахов в Шаолине
Жизнь монахов в монастыре была подчинена строгим правилам и регламентациям. Монахи вставали в пять часов утра. После они приступали к занятиям медитацией, которая продолжалась обычно два часа. Затем монахи переходили к выполнению специальных дыхательных и физических упражнений, некоторые были рассчитаны на начинающих, другие были под силу только хорошо подготовленным. В основном эти упражнения носили оздоровительный и закаливающий характер. После этого выполнялись водные процедуры и массаж. Для обливания использовали холодную воду из протекавшей поблизости горной реки. Массаж выполнялся по специальным методикам, иногда во время массажа втирали различные мази.
Завтрак монахов был всегда легким, но сытным. После завтрака начинались занятия по изучению канонов. Монахи под руководством наставника изучали тексты священных книг, комментарии к ним, многое заучивали наизусть. Курс наук, которые изучали монахи, был очень разнообразен, в него входили и философия, и красноречие, и основы права и медицины, и многое другое.
Напряженные интеллектуальные занятия уступали место ушу. На специально отведенной площадке братия выстраивалась ровными рядами, место каждого определялось его положением в иерархии монастырской общины. Занятия оберегались от посторонних глаз и проводились либо в зале, либо во внутреннем дворе монастыря, куда посторонние доступа не имели.
Занятия по ушу начинались со чтения молитв и проходили под руководством опытного наставника по боевым искусствам и его помощников. В ходе занятий каждое движение и серия движений в результате многократных повторений доводились до совершенства. Большое внимание уделялось также синхронному выполнению приемов.
В полдень монахи трапезничали. Питание в монастыре было строго вегетарианским и весьма рационным. Меню варьировалось в зависимости от времени года, но практически всегда включало блюда из злаков, масличных культур, бобовых, в большом количестве были представлены различные овощи. Рацион составлялся опытными монастырскими поварами, они заботились не только о питательности пищи, но и о ее вкусовых качествах. Монастырские кулинарные рецепты славились не меньше, чем приемы боевого искусства. Обязательными добавками к рациону питания монахов являлись лекарственные травы и коренья. Во время постов рацион менялся, но принцип сбалансированности и полезности сохранялся. Такая диета способствовала повышению выносливости, укреплению всего организма и отдельных внутренних органов.
После обеда монахи немного отдыхали, затем они снова приступали к тренировкам по ушу. На этот раз все монахи, разбивались на три группы: новичков, изучивших основы мастерства и опытных мастеров.
Новички должны были от трех до пяти лет заниматься изучением основных стоек, ударов и блоков. Тренировку проводил опытный наставник.
Ученики изучали «внешнее» и «внутреннее» искусство. «Внешнее искусство» (вай гун) закаляло монахов физически, развивало силу, ловкость, выносливость, укрепляло мышцы и сухожилия, ударные поверхности рук и ног. Это было не простым испытанием для их тела и духа.
Вот как, например, совершенствовались монахи в «искусстве пальца» (в умении пальцем пробивать любую преграду). Сначала ученику следовало тыкать указательным пальцем в пшено, затем в песок, и, наконец, в гравий. Он должен был, преодолевая боль, нанести 3800 ударов. После этого следовало наносить удары в железные опилки. После 9000 ударов на пальце образовывались многослойная мозоль и полностью атрофировались нервные окончания, палец становился как кость; его называли «железный палец», ударом такого пальца монах мог проткнуть мышцы противника или пробить стену дома.
Монахи, изучившие основы мастерства, занимались в группах по четыре человека, каждую группу опекал свой наставник. Монахи, входившие в эти группы, отрабатывали комбинации приемов, изучали тактику и принципы ведения боя, они продолжали совершенствоваться во «внутреннем» и «внешнем» искусствах. Этот этап подготовки обычно занимал несколько лет. Опытные мастера тренировались под присмотром главного наставника по боевым искусствам. Они изучали секретные приемы, учились наносить удары, не касаясь противника, занимались поиском новых эффективных приемов и связок.
Вечером все снова встречались для совместных тренировок, это было своеобразное подведение итогов. Нередко проводились показательные поединки, когда монахи демонстрировали свое искусство в реальных схватках.
После вечерних занятий ушу монахи снова медитировали, а затем отходили ко сну. Но очень часто и ночью в зале Тысячи будд монахи продолжали упорно отрабатывать боевые приемы, наносить удары по деревянным манекенам, заниматься дыхательными упражнениями.
По преданию, только через 10-15 лет монах овладевал искусством Шаолиня, для доказательства своего мастерства он должен был сдать экзамен.
«Цигун и Спорт» №3 1994 год.
Философия Дао очень схожа с йогической.
Десять испытаний Люй Дунбиня:
1. После одного из своих путешествий Люй Дунбинь возвратился домой и обнаружил, что вся его семья умерла от болезни. Он стойко перенес столь тяжелую превратность судьбы, и сам похоронил их. Несмотря на сложность этого события, он не сломался и продолжил свои занятия.
2. Работая продавцом на рынке, Люй Дунбинь однажды заметил, что один из покупателей недодал ему денег за товар. Он остался невозмутим, понимая, что если он потребует недостающих денег, ситуация может выйди из-под контроля, закончившись скандалом, который нарушит ритм его существования.
3. Однажды, во время празднования китайского Нового Года, он встретил бедняка на улице и подал тому пищи и денег. Вместо благодарности бедняк начал ругаться и проклинать его. В ответ Люй Дунбинь извинился за то, что потревожил его, и, улыбаясь, ушел.
4. Когда Люй Дунбинь пас овец в горах, его сосредоточенность и концентрация помогли ему спасти стадо от нападения волков. Это позволило не только уберечь стадо, но и не стать заложником долга, который ему пришлось бы выплачивать хозяину.
5. Когда Люй Дунбинь занимался даосскими практиками в горах, ему явилась красивая девушка, которая попыталась отвлечь его внимание. Это продолжалось три дня, однако она так и не смогла поколебать дух бессмертного.
6. Однажды вор пробрался в дом Люй Дунбиня и унес его и так небогатые пожитки. Хотя Люй Дунбинь заметил убегающего вора, но в тот момент он практиковал и не захотел прерывать свои занятия. Вернувшись домой, он решил закопать тяжелый семейный сундук, чтобы спасти хотя бы его от воров. Копая, он нашел золото. Бессмертный вытащил золото и раздал его окружающим, а сундук положил на место золота.
7. Однажды Люй Дунбинь купил кусок проволоки для починки забора, но, придя домой, обнаружил, что она золотая. Тогда он вернулся в магазин и поменял свой моток проволоки на медный.
8. Однажды Люй Дунбинь шел по рынку в поисках еды. Вдруг он увидел даоса, который, чтобы его не тревожили покупатели, кричал, что все его лепешки смертельны. Однако Люй Дунбинь купил одну из них, попробовал и остался весьма доволен.
9. При переправе через реку лодку, в которой находился Люй, настигла буря. В лодке нача лось смятение, все стали бегать и кричать, некоторые из-за паники упали за борт. Только Люй Дунбинь сидел спокойно, позволяя лодке сохранять равновесие и не давая ей перевернуться.
Секреты Шаолиня: про знания, постигнутые в знаменитом монастыре
Шаолинь — настоящая жемчужина Поднебесной. Этот монастырь, основанный в 495 году в горах Суншань, знаменит на весь мир, в том числе чань-буддизмом, кунг-фу и чань-медициной. В традициях Шаолиня соединение трех сокровищ: сила духа постигается медитацией, неуязвимость тела — боевыми искусствами, третье сокровище — медицина, которая позволяет применить силу духа и тела на благо других. Мудрость веков и природа превратили Шаолинь в настоящее место силы, не только рождающее легендарных монахов-воинов, но и дающее знания и энергию всем, кто хочет их здесь получить. Наш эксперт — Лариса Нестеренко, сертифицированный инструктор древней китайской практики Чжун Юань Цигун, — 18 раз была на Шаолине в составе группы учеников большого мастера цигун — Сюй Минтана. В серии материалов Лариса расскажет о Шаолине и о том, какие секреты оздоровления ей открылись в этом монастыре.
Прапрапредок нашего учителя Сюи Минтана, принц Кинара, учился в монастыре Шаолинь. Он считается одним из легендарных монахов, ему посвящен целый павильон монастыря. Кинара был человек высокого происхождения, но, став послушником, он ничем не отличался от других монахов — он мыл посуду, готовил еду и делал все, что говорил ему настоятель. Он был незаметным учеником. Но когда на Шаолинь напали мятежники, так называемые Красные повязки, по легенде, Кинара вышел из ворот и стал увеличиваться в размерах. Он стал ростом до небес — и враги в страхе разбежались. Так Кинара доказал, что завершил свое обучение, постиг знания Шаолиня — его мысль, энергия и тело двигались слаженно в едином направлении. Эта красивая легенда раскрывает главную цель, которую пытаются здесь постигнуть монахи и ученики-паломники, — научиться объединять мысль, энергию и тело.
Я воспринимаю Шаолинь как своего рода матрицу земли. Это невероятное место силы, которое может обновить и вывести на новый уровень вашу внутреннюю энергию. Мысль материальна, но здесь процесс превращения идеи в материальную реальность происходит быстрее. Но для этого нужно очистить душу.
Мастер Сюи Минтан говорит, что развитию и продвижению человека прежде всего мешает груз прежних ошибок, от него нужно избавиться. Если человек не может пережить стресс, простить или отпустить что-то, принять что-то или кого-то, то пережитый урок никуда не уходит, а, напротив, притягивает в жизнь подобные ситуации. У человека происходит своеобразный застой негативной энергии, что не дает возможности развиваться дальше в духовном плане. Цель духовного очищения — вернуть себе детскую чистоту, восстановить внутри ясную пустоту, цельность. Все упражнения, которые мы делаем по системе Чжун Юань Цигун, помогают снять блоки с определенных участков тела. Все упражнения направлены на восстановление триединства: тело, энергия, дух (информация). Эти упражнения нужно повторять и повторять, и однажды можно достигнуть цели.
Поездка на Шаолинь — это путешествие в иной мир. Я собираюсь поехать туда в 19-й раз. Это удивительный опыт, который открывает огромный новый мир, в котором ты учишься понимать свое тело, свой ум, сознание.
Во время поездки на Шаолинь вместе с другими учениками Сюи Минтана мы живем в специальной гостинице недалеко от монастыря. Там, кстати, живут юные ученики, обучающиеся кунг-фу в монастыре. От рассвета до заката они заняты тренировками, постоянно на ногах, даже едят на ходу или стоя. У нас все не так строго, но тоже довольно тяжело физически. Каждое утро мы поднимаемся в 5 утра и бежим к монастырю Шаолинь, где перед воротами делаем упражнения по системе Цигун, зарядку проводит мастер Сюи Минтан и инструкторы. Потом мы подолгу стоим в позе «дерево», что отлично восстанавливает силы и оздоравливает организм. Когда попадаешь на Шаолинь, нужно быть готовым отказаться от привычной вкусной еды. Здесь в специальной комнате есть только вода и фрукты с овощами, и ты можешь есть лишь предложенное. Позже тебе придется отказаться от воды и перейти на очистительные травы, а потом без воды и питья предстоит подъем в горы при 35-градусной жаре. Это сложное испытание. И конечно, во время пребывания в Шаолине мы проводим очень много времени медитируя.
Постижение природных знаний здесь происходит на простых вещах, которые поначалу кажутся неправдоподобными. В Шаолине мы учимся правильно дышать, в том числе кожей. Наша кожа имеет природную способность дышать через открытые поры, нужно просто восстановить эти знания. Ребенок в животе у мамы как раз и дышит кожей, находясь в околоплодной жидкости. Мы все вышли из воды. Долго упражнение «Дыхание кожей» держалось в секрете, но с 1997 года эти тайные знания вошли в программу обучения Сюи Минтана.
Практика «Дыхание кожей» усиливает микроциркуляцию крови. В Китае проводились исследования практикующих такое дыхание до и после занятий цигун, было обнаружено, что у каждого микроциркуляция крови улучшалась минимум на 50 % относительно нормы, а ведь очень много болезней у человека связано с нарушением микроциркуляции крови. Здоровый человек делает 15–17 выдохов и вдохов в минуту. При дыхании кожей частота дыхания замедляется до 5 и менее раз в минуту. Ученые выяснили, что длительность жизни напрямую связана с частотой дыхания: чем медленнее мы дышим, тем меньше в организм поступает кислорода и медленнее происходят окислительные реакции. Практика дыхания кожей замедляет старение организма и способствует продлению жизни.
При кожном дыхании уменьшается частота дыхания и в организме нормализуется концентрация углекислоты, это как раз и улучшает кровообращение, снимаются спазмы, то есть клетки сосудов получают в достатке энергию и кислород. Это приводит к расслаблению, кровь начинает свободно двигаться. Это помогает рассасыванию тромбов, гематом, способствует выздоровлению при гипоксии и ишемии миокарда. Упражнение «Дыхание кожей» служит для восстановления природного механизма всех биологических процессов.
Для очищения тела в Шаолине мы делаем еще одно упражнение, которому более двух тысяч лет, — это упражнение Бигу Шичи. Упражнение состоит из двух частей. Одна часть связана с принятием необходимой энергии и веществ из окружающего пространства через пупок, а вторая — с возвращением к состоянию ребенка. Эта практика помогает очиститься от таких болезней, как диабет, последствия инфаркта, инсульта, ожирения. Все эти болезни связаны с недостатком кислорода в теле, в результате чего в кровеносных сосудах откладывается холестерин. При дыхании пупком кислород непосредственно попадает в кровь. В результате практики уже через 2–3 месяца тело полностью меняется. Учеными уже официально обнаружено, что пупок может абсорбировать из воздуха определенные элементы и формировать из них часто более сложные соединения. И когда через пупок соответствующие вещества попадают внутрь, то кишечник производит углеводы, и это объясняет, как могут выжить без пищи монахи, которые на долгое время уходят в горы, подальше от людей. Их организм сам производит все необходимые для жизнедеятельности вещества путем упражнения.
«Питание через пупок» позволяет долго не пить воду, ведь наш организм обладает способностью принимать воду из окружающей среды, это та вода, которая находится в атмосфере в виде тумана и паров. Мы пьем воду, потому что она нужна для наших почек, но если мы не едим, то в организм поступает меньше соли и сахара. Поэтому почкам не нужно большое количество воды. При сухом голодании организм работает нормально, и все благодаря тому, что вода попадает в организм из атмосферы. И в этом секрет, почему практикующие это упражнение люди могут не пить месяцами, но при этом все естественные процессы у них происходят.
При этой практике человек теряет вес (иногда до 30 кг), уходят лишние жиры, накопившаяся старая вода. Потом потеря веса прекращается, дойдя до определенной границы, и начинается настоящее оздоровление. Состояние человека на 80 % зависит от того, в каком состоянии находится его кишечник. К 30 годам у человека может скопиться 5–10 кг непереваренной пищи, которая гниет внутри, происходит интоксикация организма. В этом причины заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательных систем, появление опухолевых заболеваний. Благодаря сухому голоданию Бигу Шичи в теле нормализуется обмен веществ, восстанавливается иммунная система, и все благодаря тому, что кишечник начинает очищаться, восстанавливается его микрофлора, усиливается регенерация всех тканей в организме. Процессы отмирания старых клеток и рождение новых происходят гораздо быстрее и качественнее. Пройдя такую практику очищения на Шаолине, по возвращении на материк нужно очень осторожно питаться, так как можно очень быстро вернуться в старое состояние.
Чистое питание для здоровья и ясности ума
Жизнь без мяса, крови и насилия, сыроедение, сыромоноедение, фруктоедение, веганизм, вегетарианизм, зарядка, движение, голодание, соковое голодание
Порфирий Корнеевич Иванов
«Умирать все умеют, надо учиться жить!»
среда, 14 сентября 2011 г.
Секреты долголетия шаолиньских монахов
Расположенный в живописных горах, покрытых густыми лесами, монастырь Шаолинь является не только колыбелью чань-буддизма, но и одним из очагов развития ушу в Китае. Красота природы, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, активные занятия боевым искусством и медициной представляют собой прекрасные условия для здорового образа жизни монахов, ведения поиска методов «пестования жизни» и ее продления.
1. Постоянное пребывание в чань-состоянии
На протяжении тысячи четырехсот лет, начиная с 495 г. н.э., когда монастырь был основан, его обитатели неукоснительно соблюдали нормы чань-буддизма, завещанные Дамо: ежедневное продолжительное медитирование, «совершенствование сердца и пестование естества», стремление «к пустоте». Человек, занимающийся медитацией, стремится к покою, погрузившись в «состояние покоя», он обретает «пустоту», то есть избавляется от всех посторонних мыслей, забывая обо всем вокруг и не ощущая самого себя.
Посторонние мысли, считает китайская медицина. порождают_«семь чувств (эмоций)»: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред «пяти плотным органам», являются первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость — на сердце, печаль — на селезенке, скорбь — на легких, страх — на почках. Итак, медитация — первый секрет долголетия шаолиньских монахов.
2. Сочетание ортодоксального буддизма с занятиями боевым искусством
Общеизвестно, что в монастырях существуют строгие правила, согласно которым постригающийся в монахи должен быть милосердным, творить благодеяния, не должен поднимать руку на человека. Поэтому монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Шаолинь пошел другим путем. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи демонстрировали свои умения в области кулачного боя, поскольку практика жизни, развития и распространения буддизма требовали знаний боевых искусств, и только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить свою обитель в неприкосновенности. Это второй секрет долголетия.
3. Познания в области медицины
Занятия боевыми искусствами сопровождались большим количеством травм. Поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинской практикой, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с эпохи династий Суй, монастырь стал направлять представителей в горы к известным врачевателям для изучения премудростей медицины, особенно залечивания ран. Их количество постоянно увеличивалось. Монахи-врачи стали заниматься и терапией и постепенно сформировали полноценный госпиталь при монастыре. В целях улучшения эффективности оказания помощи пострадавшим настоятели требовали, чтобы каждый занимающийся ушу обладал необходимым медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, лечение, профилактика и лекарственные средства. Обладая знанием медицины, монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Таким образом, медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию принципов долголетия. Это третий секрет долголетия шаолиньских монахов.
Китайская традиционная медицина уже давно подметила тесную связь между питанием и здоровьем человека. В трактате «Линшу» говорится: «Верхний обогреватель включается, пропускает пять вкусов злаков. Ци называется то, что золотит кожу, укрепляет тело, питает волосы, орошает, как туман и роса. С поступлением пищи организм наполняется ци. Попадая в кости, она благотворно влияет на них, делает их гибкими. Слюна — это жидкость, которая питает мозг и увлажняет кожу. Ци поступает в средний обогреватель, соединяется с жидкостью и краснеет. Получается кровь». Эта выдержка из древнего трактата свидетельствует о том, какую важную роль играют продукты питания в функционировании организма человека, которые, попадая в него, способствуют образованию необходимых человеку питательных субстанций — ци, крови и слюны. Эти питательные субстанции поддерживают нормальный обмен веществ, непрерывно циркулируя, обеспечивают жизнедеятельность организма.
Переваривание пищи осуществляется, главным образом, желудком и селезенкой. Поэтому древние говорили: «Селезенка — основа послеутробной жизни, источник, порождающий ци и кровь».
Врач-монах эпохи Мин Бэн Юэ, соединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал свой оригинальный подход к вопросу «пестования жизни», вывел рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.
Бэн Юэ писал: «Основа питания — пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы должны круглогодично приниматься вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить сто лет».
Он считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.
В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам.
Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и включает две чашки жидкой каши. Обед бывает в половине двенадцатого и состоит из паровой пампушки или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера — ужин, включающий одну или полторы чашки сборной солянки с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, в обед нужно наедаться как следует, а в ужин — чуть меньше. Пища должна быть разнообразной. Монахам запрещается есть мясо и пить вино. Нарушители наказываются горящими палками и изгоняются из монастыря.
Расписание приемов пищи
ЗАВТРАК Время: 6 часов.
Основная пища: каша из чумизы или кукурузы с добавлением батата или картофеля.
Количество: 2 — 2,5 чашки (объемом 100 г риса или муки).
ОБЕД
Время: 11 часов.
Основная пища : лепешки из смеси пшеничной и кукурузной муки с начинкой из фиников или хурмы.
Количество: 1 лепешка (250 г), а также белая редька, доуфу (соевый творог), лапша из золотистой фасоли.
УЖИН
Время: 6 часов вечера. Основная пища: лайша из бобовой муки.
Количество: 1 — 1,5 чашки с добавлением по сезону: люцерны, сельдерея, пекинской капусты и т.д.