почему монахам нельзя есть мясо
Почему на Афоне не едят мясо
Ровно за неделю до начала Великого поста православные христиане отказываются от употребления в пищу мяса животных. Для афонских монахов это не является большим событием в жизни, потому что они вообще не употребляют мяса, придерживаясь большую часть года строгого поста. Для «лучшего расставания» с мясом в период Масленицы и Великого поста, мы подготовили отрывки о невкушении мяса из житий подвижников Святой Горы Афон.
Ровно за неделю до начала Великого поста православные христиане отказываются от употребления в пищу мяса животных. Для афонских монахов это не является большим событием в жизни, потому что они вообще не употребляют мяса, придерживаясь большую часть года строгого поста. Для «лучшего расставания» с мясом в период Масленицы и Великого поста, мы подготовили отрывки о невкушении мяса из житий подвижников Святой Горы Афон.
Преподобный Паисий Святогорец
1. Он без конца все постился и постился, вспоминает Екатерина Патера о тогда еще маленьком мальчике, будущем афонском святом Паисие Святогорце.
– «Дитя мое, ты сегодня что-нибудь кушал?» – однажды спросила женщина.
– Нет. А как я могу есть, когда моя мать все варит в одной кастрюле: и мясное, и постное. Кастрюля впитывает в себя мясо, и я не могу есть даже постную пищу, которая в ней приготовлена.
–Дитя мое, но ведь твоя мать такая чистюля, она хорошо моет посуду водой с золой…
– Нет, я из этой посуды есть не могу.
2. После армии преподобный Паисий также не ел мяса, оправдываясь перед другими тем, что оно якобы вызывает у него отвращение. На самом деле он избегал мясной пищи для того, чтобы приучить себя к условиям монашеской жизни.
3. Святой Паисий как-то о себе вспоминал: «Когда я сидел на дворе и ел два помидора с кусочком сухаря, я стал размышлять о благодеяниях Божиих… Неожиданно ко мне подошел молодой человек, который несколько дней назад просил, чтобы я принял его в послушники. Чтобы он не видел меня плачущим, я сразу же вошёл в свою келию, умыл лицо и, прибравшись, пошёл открывать калитку. Очевидно, соблазнившись моей задержкой, он говорит мне: «Так что, так, э? И ты считаешься аскетом! Мясо ел и, как только меня заметил, сразу скрылся, чтобы я не увидел тебя. Теперь-то я понял, кто ты на самом деле!» Ошарашенный таким обвинением, я рассмеялся и не пытался оправдаться. Удивился я только тому, как он легко поддался плохим помыслам».
4. Однажды к старцу Паисию пришли три охотника. Они попросили у святого поесть фасоли. Но так как у них с собой было в мешке мясо, то они оставили его за оградой монастыря на дереве, потому что преподобный Паисий не разрешал печь мясо в монастыре.
5. Святой Паисий размышлял о мясе: «Несчастные мирские люди питаются мясом, а сил у них все равно нет: у них дрожат ноги, поститься они не могут, а все потому, что они живут с душевной тревогой и волнением и внутри у них без остановки вырабатывается желчь и желудочный сок. Когда человек упорядочит себя внутренне, его будет питать даже небольшое количество пищи».
Старец Дионисий (Игнат)
1. «Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом. Но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы легче было бороться с плотскими страстями».
Преподобный Силуан Афонский
1. Святой вспоминал о своем детстве следующее. Однажды в пятницу, забыв о посте, он наварил свинины и отнес её в поле, где шла жатва. Отец будущего святого перекрестился и начал есть сваренное мясо. Только через полгода он сказал с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты накормил меня в поле свининой? А ведь была пятница. Знаешь, я ел мясо, как падаль». Мальчик ахнул: «Что же ты не сказал мне?»
– «Не хотел тебя смутить», – ответил отец.
Спустя много лет, святой Силуан говорил: «Вот такого старца я хотел бы иметь. Он никогда не раздражался, был ровный и кроткий. Подумайте, полгода терпел, чтобы поправить меня, не смутив при этом!»
Старец Неофит Караманлис
1. Он молился на Святой Горе Афон 88 лет. Не говоря уже о мясе, в его монашеский рацион не входили яица, рыба и даже растительное масло. Его Устав предполагал полное воздержание от масла даже в Масленицу, Рождество и Пасху. Пасхальными яйцами у них был отваренный картофель, покрашенный в красный цвет.
Святитель Григорий Палама
1. Святой Григорий вспоминал о себе: «Внук великого эмира прислал к нам своего человека. После того, как мы уселись, мне подали фрукты, ему – мясо. Во время еды он спросил, неужели я никогда не ем мяса и почему. Тогда я ответил ему на это, что так полагается».
Преподобный Никодим Святогорец
1. Как-то он писал: «Гибельно желать пищи насладительной, сладкой и вкусной. Научись этому примером целого народа Израильского, который восхотел есть мясо, и рыбу, и лук, и чеснок, и порей, и огурцы, и дыню. За это Бог попустил израильтянам подвергнуться великому наказанию и смерти».
Напомним, что в VII веке византийский цар Ираклий пообещал, что если Бог поможет ему в войне против персидского царя Хозроя, то он запретит употребление мяса на неделе, которая предшествует Великому посту.
Святые отцы также советовали отказаться от мяса, чтобы люди не тяготились телом, внезапно переходя от многоядения и мяса к строгому посту.
Подготовительная неделя к Великому посту в народе называется «Масленица» или сырная неделя.
О мясоедении монашествующих
макс007
протодиакон Сергий Шалберов
Прообраз отречения монахов от мясоедения Святые Отцы видят в исходе древних евреев (Исх. 16: 2-3), когда свыше от Бога была посылаема людям манна, а не мясо, ибо согласно Писанию те евреи, которые презрели небесную манну, умерли в пустыне. «Чьи кости пали в пустыне? Не взыскующих ли мясоядения? Ибо пока они довольствовались манной, побеждали египтян и проходили сквозь море, когда же вспомнили мясо и котлы, не увидели земли обетованной», — говорит свт. Василий Великий.
Святитель Игнатий предострегает о другой крайности, когда любое даже вынужденное потребление кусочка мясосодержащей пищи приравнивается к смертному греху: «Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда».
К сожалению, такие «мясофобные» предрассудки живучи, и сегодня они подпитываются псевдонаучным параноидальным бредом о существовании некой международной скотопромышленной мафии, скрывающей от человечества сведения о вреде мяса для организма, а также о подмене информации в учебниках биологии, о всемирном заговоре врачей и ВОЗ, о спасении животных и всего человечества от насилия, результатом которых является стойкое психопатическое расстройство в форме сектантской «идеи» о самосовершенствовании личности и переходе на иной энергетико-информационный уровень развития «эпохи Водолея».
Почему монахи не едят мяса?
Ответ на этот вопрос можно найти в чинопоследовании монашеского пострига. В самом его начале игумен спрашивает постригаемого: «Для чего ты пришел?», на что тот отвечает: «Желая постнического жития. » То есть, прежде чем принять монашеские обеты, человек заявляет о своем желании, намерении жить в посте. Конечно, пост здесь понимается гораздо шире, чем простой отказ от мясной пищи, однако этот отказ является важной (хотя и не достаточной) частью иноческой жизни, духовным упражнением, средством для достижения определенного состояния тела и ума.
Первое указание на духовный смысл отказа от мясоядения святые отцы видят в описании исхода иудеев из Египта. Господь для пропитания еврейского народа посылал с неба манну — постную пищу. Те же, кто от такой пищи отказались, пренебрегали ею (как говорит святой Василий Великий), погибли в пустыне, так и не увидев земли обетованной.
Отказ от мясной пищи непосредственно в монастырях имеет древние корни. Такое установление было принято еще в обители преподобного Антония — основателя монашества. Однако в истории неоднократно случались примеры отхождения некоторых общежительных монастырей от такой практики. Чаще всего это наблюдалось в обителях, расположенных в городах. Сегодня некоторые православные монастыри, например, в Грузии и на Кипре, не запрещают вкушение мяса монашествующим. Однако на Афоне и в Египте подход к этому вопросу довольно строг и однозначен.
Есть мясо — это грех?
Как известно, во время жизни в раю Адам и Ева не вкушали мяса. И порядок жизни в монастырях стремится приблизиться к этому райскому миропорядку. Однако употребление в пищу мяса само по себе не является грехом. Бог благословил мясоядение после всемирного потопа по слабости человеческой.
Если вкушение мяса не является грехом, то почему же монашествующие отказываются от мясоядения? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно далеко ходить. Даже нерелигиозные люди согласятся с тем, что мясо, как никакой другой продукт, способно пробуждать в человеке определенные физические волнения — плотские страсти. Как бы сказали в миру, оно дает наибольшее количество физической энергии, с которой человеку нужно что-то делать. Таким образом, отказ от мясной пищи — это не цель монашества, а средство обуздания плоти, и средство очень действенное.
Святые отцы говорят также об огромном значении сна в постнической жизни. Даже если монах не ест мяса, но много спит, плотские искушения будут одолевать его с большой силой. Именно поэтому для монашеской практики одинаково важны два эти упражнения — пост и бодрствование.
О другой крайности в отношении мяса предупреждает святитель Игнатий. Зачастую монашествующие, которые отказались от мясной пищи во имя духовных целей, начинают считать великим грехом любое, даже случайное, потребление кусочка мяса. Конечно, такое понимание в корне не соответствует духу христианства.
Я не монах — почему я должен отказываться от мяса?
В православной традиции от мясной пищи действительно отказываются не только монахи. Миряне, если соблюдают церковный устав, также значительную часть года проводят без мясных продуктов. Во-первых, это четыре продолжительных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Во-вторых, это некоторые однодневные посты, например, накануне Крещения Господня или в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. А в-третьих, это каждая среда и пятница.
Такое ограничение в пище служит духовным упражнением для каждого христианина, живет ли он в миру или подвизается в монастыре. Однако к каждой конкретной ситуации (по здоровью, по роду занятий, по определенным жизненным условиям) следует подходить с рассуждением, помня о прикладной роли пищевых ограничений, их второстепенном значении по сравнению с постом духовным.
Питание в буддизме
В каждой религии питание — это неотъемлемая часть духовной практики. Относительно него существуют разного рода предписания, запреты, рекомендации и так далее. Предписания касаются как пищи, рекомендуемой к употреблению, так и самого процесса принятия пищи. В отличие от большинства религий, буддизм не является догматичным, поэтому питание каждого буддиста — это большей частью его собственный выбор. Буддизм вообще достаточно толерантная религия, поэтому каких-то чётких правил в ней не существует.
Будда, уходя из этого мира, оставил своим ученикам последнее наставление — никому не верить (в том числе ему) и всё проверять на личном опыте. А также «быть самому себе светильником», то есть не возводить в культ каких-либо учителей или писания. Кстати, авторитетность ведических писаний Будда и вовсе отрицал. По каким причинам — вопрос сложный, и существует множество версий. Но это ещё раз говорит о том, что Будда не был сторонником каких-то догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. То есть все знания должны быть проверены на личном опыте. Тогда они становятся ценными. В вопросе питания это тоже актуально.
Вопрос питания, как и многие другие вопросы в буддизме, рассматривается лишь с точки зрения рекомендаций, но ни в коем случае не в виде заповедей или запретов. Для буддистов-мирян действуют пять заповедей, которым рекомендуется следовать всем последователям Учения. Это нужно не потому, что Будда или ещё кто-то так сказал, а потому, что эти заповеди позволяют жить в гармонии с собой и окружающим миром, а самое главное не накапливать негативной кармы, которая может очень пагубно сказаться на продвижении в духовной практике.
Итак, пять заповедей в буддизме следующие:
В контексте вопросов питания последователей Учения Будды нас интересуют такие пункты, как первый и последний. Именно исходя из этих рекомендаций можно сделать вывод о том, что употреблять и от чего воздерживаться буддистам.
Что едят буддисты
Итак, буддистам-мирянам рекомендуется воздерживаться от причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Что подразумевать под данными концепциями, каждый для себя решает сам. Для кого-то отказ от причинения вреда живым существам — это отказ от охоты, рыбалки и эксплуатации животных в цирке. Кто-то понимает это ограничение более серьёзно и отказывается от мясной пищи. А если поинтересоваться, в каких жестоких условиях сегодня эксплуатируют коров, то и употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда живым существам и нарушение принципа отказа от насилия.
Еда в буддизме никак строго не регламентируется, и питание — это личное дело каждого человека в силу его уровня развития, взгляда на мир и принципов взаимодействия с этим миром. Пищевые запреты в буддизме как таковые отсутствуют. Что касается наставлений самого Будды относительно питания, то однозначного мнения также нет. Некоторые последователи Учения считают, что Будда категорически осуждал мясоедение и считал несовместимым развитие в себе сострадания и поедание мяса. Другие последователи Учения, напротив, придерживаются мнения, что Будда никаких конкретных наставлений относительно мяса не давал и оставил этот вопрос на личное усмотрение каждого. Есть также мнение, что Будда предупреждал своих учеников, что в будущем придут лжеучителя, которые будут говорить, что он якобы оправдывал мясоедение, но на самом деле употребление мяса он считал недопустимым.
Поэтому говорить о каких-либо ограничениях в буддизме относительно питания сложно, поскольку разные школы буддизма могут придерживаться разных версий. К примеру, есть последователи Учения, которые считают мясоедение вполне допустимым, и даже более того, утверждают, что это — форма служения живым существам, так как, поедая животных, а потом совершая различные религиозные обряды, ритуалы и практики, буддисты позволяют животным достойно перевоплотиться. Довольно странная позиция, однако, нельзя сказать, что эти люди совсем неправы. Если практикующий буддист ест мясо, то по закону кармы убитое животное должно в одной из будущих жизней родиться человеком и тоже начать практиковать. Но сторонники данной концепции упускают один незначительный момент: куда потом перевоплотится тот практикующий, который съел мясо животного? Правильно: он поменяется с этим животным местами. Об этом сторонники данной концепции предпочитают не думать.
Питание в буддизме
Как уже написано выше, питание в буддизме практически никак не регламентируется. Особенно что касается буддистов-мирян. Разумеется, сложно представить, как можно взращивать в себе «бодхичитту» и «метту» и при этом употреблять мясо. Разве что полностью абстрагируясь от того факта, что мясо — это мертвая плоть и результат страданий живых существ.
Что касается частоты приёма пищи, то есть мнение, что в монашеской общине Будды практиковалось двухразовое питание. Также есть такая поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — три раза в день». Показательно, что современная медицина продвигает четырёх- и даже пятиразовое питание. Комментарии тут излишни: современное общество ориентирует нас на постоянную зацикленность на еде, частые, обильные приёмы пищи, перекусы и так далее.
Стоит помнить, что Будда проповедовал так называемый Срединный Путь — отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма — и однажды даже высказал замечание в адрес своего ученика, который решил наложить на себя дополнительную аскезу и питаться один раз в сутки. Поэтому Будда в вопросах питания завещал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя чрезмерно практиками голодания и малоедения.
Питание буддийских монахов
Питание буддийских монахов в основном состоит из злаков, овощей и молока, приготовленных в различных сочетаниях.
Что касается мяса, то часть монастырей придерживается концепции, что Будда запрещал есть мясо, только когда животное было специально убито в пищу монаху (монах это видел, знает об этом или может это предположить). Во всех остальных случаях брать подаяние в виде мясной пищи не возбраняется.
Таким образом, особенности питания в буддизме могут различаться в зависимости от школы или «колесницы» Учения. Так, тибетский буддизм более лоялен к питанию и не так категоричен в вопросах употребления мяса. Что касается индийского буддизма, то там, в силу территориальных и культурных особенностей, к употреблению мяса относятся большей частью негативно. Буддийское питание в основном составляется таким образом, чтобы не препятствовать успешной духовной практике, а для этого необходимо исключить в первую очередь опьяняющие вещества и стимулирующие психику и тело продукты, такие как лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи и так далее. Кухня буддизма представлена простой пищей, которая не требует больших затрат финансов и времени для приготовления, но вместе с тем удовлетворяет потребности организма. Одним словом, всё согласно заветам Будды: Срединный путь актуален даже в вопросах питания.
Что едят монахи в монастырях
Бывает, накатит на человека тоска, думает: «Уйти бы в монастырь, подальше от суеты, молись себе Богу и в ус не дуй». Потом уже всплывает в памяти, что монастырь — не курорт, там нужно работать. Да и условия — далеко не гостиничные.
Жизнь монаха полна лишений. Тут уже не будет не то что вкусной, но порой и сытной еды, а только самое важное, как у Сократа: «Ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть», так что никаких деликатесов. Что же едят монахи в монастырях?
Монахи проводят за едой мало времени, питаются скудно, особенно в пост
Несмотря на красивое название, трапеза в монастыре не отличается ни изобилием блюд, ни их объёмом. Здесь всё скромно, сколько нужно. Обычно монахи собираются на 10–15 минут в установленное время в помещении, которое называется трапезная.
За едой не принято общаться. Все слушают чтеца, который читает Священное Писание. Даже время приёма пищи отводится тому, чтобы приблизиться к Богу. Во главе стола сидят старшие по сану.
Количество блюд и их состав меняются в зависимости от региона. Это преимущественно растительная пища (бобы, овощи, фрукты, ягоды), обязательно хлеб. В качестве напитков есть сок, чай или кофе. Вино в монастырях бывает, но его часто разрешают пить в ограниченных количествах и только разбавленное горячей водой до шести градусов.
Чего точно не найти на столах монахов — мясо, сладости, разные виды излишеств. Предпочтение отдают:
Особенно ограничение в пище чувствуется в дни поста, когда монахам строго запрещено употреблять рыбу, молоко, яйца.
Монахи уверены, что подобного рода ограничения благотворно сказываются на духовном развитии, ибо они сосредоточены не на теле, а на духе.
Смотрите также статью Как стать монахом
Монахи Афона голодают и от этого живут до глубокой старости
То, как питаются в монастыре, можно проиллюстрировать примером монахов со святой горы Афон. Люди здешней обители доживают до глубокой старости, хотя регулярно постятся.
Едят два раза в день, с восходом и закатом. Обед не предусмотрен.
Никаких перекусов. Большую часть продуктов монахи сами выращивают на грядках, блюда выбирают самые простые, чтобы не тратить много времени на приготовление.
Их можно употреблять в неограниченном количестве.
Особое место отведено хлебу. Он даёт энергию и насыщение.
Такая диета избавляет от жира и холестерина, лишает проблем с сахаром, благоприятно сказывается на давлении.
Монахи при этом отмечают, что дело не столько в продуктах, сколько в ограничениях и голодании, которые благоприятно сказываются на здоровье.
Продукты в монастыри могут привезти верующие, но чаще монахи сами занимаются хозяйством
Продукты в русские православные монастыри попадают разными путями. Например, в некоторые обители еду охотно поставляют местные жители. Кто что может. Несут с огородов, теплиц, или то, что приобрели сами.
Монахи эти дары принимают, но не всегда. Есть ограничения. И их требуется соблюдать. Не нужны в монастыре ни коньяк, ни конфеты. Это пытаются вежливо вернуть верующим.
В пост ещё сложнее — ведь монахи должны следовать ещё более жёстким запретам в пище.
Но, конечно, на одни пожертвования жить невозможно. При монастырях, как правило, есть что-то своё. Рассказывает отец Михей, иеромонах Свято-Данилова монастыря:
«До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди — и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле — до основания.
Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.
И пасека теперь у монастыря не одна — в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека.
Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды».
Само собой, крупные монастыри могут себе позволить жить на доходы от паломников. Здесь делают и продают:
А также монахи проводят платные требы.
Отдалённым обителям сложнее. Приходится усердно работать в огороде или саду, содержать коров, делать закатки на зиму. Это не считая того, что значительные расходы идут на ремонт, одежду и т.д.
Для укрепления воли и из любви к Божьим творениям монахи не едят мясо
Почему монахи не едят мясо? И на то есть немало причин. Самая главная из них — это сострадание. Эта идея существует не только в русском православии, но и широко распространена во всём мире. Старые восточные традиции до сих пор требуют от своих приверженцев строгого отказа от мяса. Живи, никому не вредя, — такова их главная заповедь.
Но вернёмся к православию. Есть ряд поместных церквей, например греческая, где мясо едят. Но на Руси это неприемлемо.
Что же даёт монахам отказ от него?
То есть православный человек должен с любовью и милостью относиться к животному. Чтобы проиллюстрировать этот принцип, стоит вспомнить отца Иеронима Санаксарского. Ещё до принятия монашества, будучи священником, он служил в Мордовии, где ночевал в отдельной комнате.
Местные церковные сторожа заметили, что там по ночам всё время горит свет. Форточка часто открывается, а в ней возникает рука. И так всю ночь, несколько дней подряд.
Схиигумен Иероним (Верендякин) не мог не только есть мясо, но даже убийство клопа считал дурным поступком
В одно утро будущего старца спросили: «Батюшка, Вы кому машете из форточки ночью?», а тот ответил, что у него в комнате полно клопов. Когда они сильно надоедали, отец Иероним выпускал их на улицу.
Местные предложили поморить насекомых, но будущий старец не позволил. Сказал, что ему на пользу: ночью не дают заснуть, как раз можно помолиться перед службой.
Это пример мировоззрения истинно духовного человека.
Кто-то, быть может, возразит — мол, пусть так, но с едой есть выход — не убивать животных самому, а покупать готовое мясо. Допустим. Но разве заказчик убийства у киллера не столь же ответственен за убийство, как и его исполнитель? Тут то же самое. Вот поэтому монахи и не едят мясо.
Монахи — не вегетарианцы
Можно было бы назвать монахов вегетарианцами, но это не совсем верное определение. Вегетарианство — это название подхода к питанию. Монашество — это подход к жизни.
Монах не ищет научного одобрения своего образа питания. Например, всегда найдутся желающие поспорить с вегетарианцем, дескать, человек хищник, а без мяса невозможно прожить. Опыт старцев, святых, монахов (из любых традиций, не только нашей), доказывает, что жизнь без употребления плоти возможна.
Но им нет нужды вступать в дискуссии о питании. Это не вопрос выбора, не вопрос принадлежности к хищникам и травоядным. Монах может даже поверить в то, что он по природе якобы хищник, либо прочесть о научных исследованиях, доказавших обратное. Это никак не повлияет на его образ питания.
Монах не пытается компенсировать недостающие питательные элементы. Многие известные спортсмены, которые живут на растительном питании (например, Майк Тайсон), умудряются ещё и стать рекордсменами, но они — другой разговор.
Их заботят вопросы сбалансированного питания и замены аминокислот. Монахи же не занимаются гастрономическими расчётами количества белка и не озабочены вопросом здоровой пищи. Им нет до этого никакого дела. Они просто отказались есть животных, вот и всё.
Монахини делают закатки (Спасо-ПреображенскийЧебоксарский женский монастырь)
Монахи едят рыбу, кроме дней поста и тех случаев, когда сами себе её запретили
В свете вышесказанного справедливо снова спросить: так едят ли монахи рыбу? Преимущественно да. Хотя история христианства знала и случаи, когда не ели. Например, о таких монастырях сообщал святой Епифаний. Но сейчас в русской православной Церкви запрет на неё, а также яйца и молоко действует только в Великий пост и другие дни воздержания.
В своё время, на Руси, когда формировали уставы монастырей, акцент сделали на запрете употребления мяса. Рыбу же выбрали в качестве замены ему. Так с той поры и продолжается.
Но некоторые выдающиеся деятели христианства отказываются и от рыбы. Например, Серафим Саровский предпочитал употреблять толокно и рубленую капусту, а всё животное исключил.