почему молокане не едят свинину

Какие русские не ели свинину

почему молокане не едят свинину. Смотреть фото почему молокане не едят свинину. Смотреть картинку почему молокане не едят свинину. Картинка про почему молокане не едят свинину. Фото почему молокане не едят свинину

Всем известно о существующем в иудаизме и исламе запрете на употребление в пищу свинины, однако далеко не каждый знает, что есть русские, которые тоже строго придерживаются этого правила.

Духовные христиане

На рубеже XVII —XVIII веков на территории Российской империи стали возникать обособленные религиозные группы, чьи участники получили название «духовные христиане». Обретя при Петре I возможность самостоятельно изучать Библию люди стали по-своему трактовать её содержание, а поняв, насколько церковная реальность далека от проповедуемых в Священном Писании догматов, некоторые из них решили создать альтернативное вероучение.

Отделившись от официального православия, они не признавали иерархию и святость института церкви, которая, по их мнению, представляла собой погрязшее в грехах мирское учреждение. Пропагандируя свободное вероисповедание, они отвергали религиозные богослужения и боролись с идолопоклонничеством путём порчи и выброса икон.

Повторяя, что «церковь не в бревнах, а в ребрах», они считали, что храм Божий должен находиться внутри истинно верующего, а не быть населённым лживыми священниками внешним сооружением.

Сходные в мировоззренческом отношении с европейскими протестантами духовные христиане в повседневной жизни демонстрировали строгое соблюдение заповедей, приведённых в Ветхом Завете, который они почитали за подлинную Библию.

Как раз из этого обстоятельства и вытекает причина, по которой молокане, духоборы, хлысты, скопцы и субботники, являвшиеся костяком духовного христианства России, не ели свинину.

Грязное животное

В 11 главе Книги Левит, приводятся слова Господа, разъяснявшего Моисею и Аарону какое мясо можно и нельзя употреблять в пищу. Согласно тексту, сынам Израилевым дозволительно было использовать в кулинарии мясо жвачных животных, имеющих «раздвоенные копыта и на копытах глубокий разрез». Верблюд, тушканчик и заяц оказались непозволительными потому, что не принадлежат к отряду парнокопытных, а свинья, за то, что «копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас» (Левит 11:7).

Не желающим следовать этому древнему предписанию православным, которые стоят на том, что с приходом Иисуса Христа и появлением Нового Завета Моисеев закон о запрете употребления мяса грязных животных утратил свою силу, духовные христиане предлагают обратиться к Евангелию от Матфея.

В 5 главе этого канонического труда приведены слова Христа, из которых вытекает, что он не отменял никаких старозаветных основ: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Отстаивая свои убеждения, духовные христиане указывали православным на Евангелия от Луки [8:31 — 33], Марка [5:11 — 13] и Матфея [8:28 — 33], в которых описывается бесноватая сущность свиней: «И когда Он [Иисус] прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, его встретили два бесноватые… И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф [8:28 — 33]).

Изоляция

Активизация миссионерской деятельности духовных христиан, отбиравших паству от официальной православной церкви и настраивавших народ против неё, не могла остаться без внимания властей, которые периодически устраивали гонения на религиозных отступников.
Вздохнув спокойно при разрешившем свободу вероисповедания императоре Александре I, они вновь подверглись гонениям при Николае I, пожелавшим удались смутьян на Северный Кавказ, в Сибирь и Закавказье.

При малейших выражениях недовольства своей участью духоборов и молокан, хлыстов и скопцов ссылали в суровые уголки России, приговаривали заключению и каторжным работам, избивали и грабили. Кстати, на защиту ущемлённых христиан вставал отлучённый от церкви Лев Толстой, который публиковал в прессе воззвания с призывом прекратить беспредел, обращался в Нобелевский комитет, чтобы они вручили премию мира духоборам-пацифистам, и даже пожертвовал религиозным общинам гонорары.

Такая бесправная жизнь в изоляции без возможности вернуться в родные края продолжалась до 17 октября 1905 года, когда Николай II издал манифест о свободе совести. Однако радоваться духовным христианам пришлось недолго, поскольку всего через несколько лет в новой советской стране был провозглашён атеизм со всеми вытекающими последствиями, в том числе вынужденной эмиграцией.

Современность

Под предводительством пресвитера молоканская община, отвергающая кресты, иконы, священнослужителей, причастие и водное крещение, читает и растолковывает Писание.
Духоборы, выше Библии почитающие созданную духовными отцами движения «Животную книгу», являются непреклонными пацифистами, отказывавшимися служить в армии даже перед угрозой смертной казни.

В наши дни наиболее значительные заграничные колонии духоборов находятся в Канаде (30 000 человек) и Грузии (800 человек). В последние годы наблюдается процесс их возвращения на родину, и новые поселения духоборов возникают в Брянской, Белгородской, Ростовской, Тульской и Тамбовской областях.

Значительные изменения претерпело религиозное движение субботников, которые будучи русскими, придерживались иудейской веры и обрядов.

По приблизительным подсчетам, на территории бывшего СССР, в основном в Армении, Азербайджане и нескольких регионах России, в наши дни насчитывается до 10 000 субботников, остальные представители течения эмигрировали в Израиль.

Проповедовавшие безбрачие и аскетизм хлысты, которые официально не отмежёвывались от православия и даже посещали церковь, славились своими неистовыми радениями, напоминавшими свальный грех.

После установления советской власти хлысты подверглись серьёзным преследованиям и между 50–60- ми годами ХХ века прекратили существование.

Аналогичная участь 10 годами раньше постигла скопцов, которые считая деторождение причиной разорения, а интимные отношения грехом, лишали себя внешних половых признаков, производя «огненное крещение» или оскопление. Открыто высмеивая православные обряды и таинства, называя церковь «конюшней», а попов «жеребцами», они, тем не менее, с удовольствием посещали храмы. Зато скопцов нельзя было увидеть на днях рождения, свадьбах и крестинах, а также за столом, где угощали алкоголем, мясом и табаком.

Источник

Молокане

Эта секта получила свое название от духоборческой в 80-х годах прошлого столетия. Основателем её был зять Побирохина, крестьянин Тамбовской губ. Борисоглебского у., портной по ремеслу, Семен Матвеев Уклеин. Прежде православный, он вступил в секту духоборцев; затем отделился от них и основал около себя свой кружок. Избрав из своих последователей, по примеру Побирохина, 70 апостолов, он торжественно с пением псалмов вошел с ними в Тамбов, чтобы открыто проповедовать новое учение. Но полиция захватила и заключила их в тюрьму. Мнимые апостолы обратились в православие и были освобождены; сам Уклеин отдан на увещание духовенству и, притворно обратившись в православие, также освобожден. Однако и после этого он продолжал пропаганду своего учения, только осторожнее, чем прежде. Он путешествовал по губерниям Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Екатеринославской, Астраханской, в земле Войска Донского и на Кавказе; а последователи занесли его учение в губернии Курскую, Харьковскую, Рязанскую, Пензенскую, Нижегородскую, Симбирскую, Оренбургскую и в Сибирь.

Успех пропаганды еще более упрочился, когда с воцарением имп. Александра I, вместо преследований, настала веротерпимость к сектантам. Со времен имп. Николая I их постигла та же судьба, какая и духоборцев: в указах касательно одних обыкновенно стояло имя и других; между прочим, правительство назначило им для поселения места в Закавказье; многие из них переселились туда добровольно под влиянием распространившегося слуха (в 1830-х годах) об имеющем явиться там царе – Христе. В 1885 г. там считалось до 35 тысяч молокан. В последнее время молокане в значительном числе сами стали поглощаться штундобаптизмом, а некоторые стали заражаться учением толстовцев.

Молокане, не поддавшиеся влиянию штундистов и толстовцев, считаются более или менее спокойными сектантами, имеющими в сравнении с последователями новых сект мало склонности к пропаганде своего лжеучения. Молоканством эта секта стала называться потому, что последователи ее в пост ели молоко. Сами же сектанты объясняют это название тем, что вкушают «словесное молоко»; обыкновенно же они называют себя «духовными христианами». Единственным источником вероучения молокане признают Св. Писание, причем библейские изречения толкуют произвольно, искажая их смысл до неузнаваемости, соответственно своему заранее измышленному лжеучению. Относясь враждебно к Православной Церкви и дерзостно глумясь над ее установлениями, молокане утверждают, что в настоящее время истинную церковь составляют только они, «духовные христиане», которые не приемлют ни преданий, ни постановлений соборных, а исповедуют только то, чему учит Библия. Они отвергают в церкви иерархию в смысле лиц, обладающих особыми полномочиями и особыми дарами благодати. «Один, говорят они. Архиерей – Христос; все мы – братья, все и священники; в церкви нашей нет ни больших, ни малых, все равны по благодати, есть только старцы – руководители в вере, но не священники и не учители».

Догматическое учение молокан излагается в так называемых «обрядниках». Относительно воплощения и Лица Спасителя Уклеин учил, что Сын Божий для спасения рода человеческого бессеменно родился от Девы Марии. Но это рождение не означает принятия действительной человеческой плоти. Плоть Христова была не действительная, а такая, какую имел архангел Рафаил, сопутствовавший Товии. Сию плоть Сын Божий принес с неба и вселился с нею в утробу Богородицы. Не имея действительной плоти человеческой, Христос и не умирал, подобно всем людям, а умер особым каким-то образом. Воскресение мертвых, по их учению, будет не духовное, а плотское. В этом заключается все богословие Уклеина.

Подобно духоборцам, молокане, признавая только духовное поклонение Богу, отвергают православное учение о таинствах и обрядах, о поклонении иконам и т.п. Что касается поста, то, по учению молокан, должно поститься не в определенные времена, а когда человек чувствует свою греховность и преобладание плоти над духом, причем пост должен состоять в совершенном воздержании от всякой пищи и пития. В пищу же можно употреблять все, кроме свиней, рыб, не имеющих чешуи, и т.п.

Богослужение молокан состоит в чтении и пении известных мест из Св. Писания, преимущественно из Псалтири. Порядок в этом случае соблюдается такой. Старейший начетчик, которого молокане именуют «пресвитером», садится обыкновенно в переднем углу и, раскрывши Библию, прочитывает стих из нее; слушающие мужчины и женщины, парни, девицы и подростки подхватывают прочитанный стих и поют его все нараспев. Пение их, большей частью, однообразно и монотонно и отзывается напевом некоторых русских песен, конечно, не гармонирующих с высоким значением священного текста. Эти собрания их продолжаются несколько часов, и обыкновенно в то время, когда отправляются богослужения в православно-христианских храмах. Относительно государственной и гражданской жизни Уклеин учил, что для его последователей, как «духовных христиан», мирские власти и человеческие законы не нужны, а потому уклонения, напр., от платы податей, военной службы, присяги и т.п. для молокан являются непозволительными. С течением времени учение Уклеина и порядки, введенные им, стали подвергаться большим или меньшим изменениям.

Молоканство в настоящее время разделяется на четыре толка; донской, прыгунов, общих (см. ниже) и староуклеинский. Особенностью учения староуклеинского толка является то, что старое поколение до сих пор содержит еретическое учение основателя секты Уклеина о Лице Иисуса Христа; молодое же поколение постепенно оставляет это учение, заменяя истинным учением. Молоканство считается сектой разлагающейся и вымирающей, подтверждением чего служит массовый переход молокан в штундизм и крайний упадок нравственности среди молокан. Грозящее секте разложение сознается и самими молоканами, которые, с целью поддержать свою секту, открыли в Баку «Общество образованных молокан» и «Общество самопросвещения духовных христиан». Оба общества имеют в виду цели религиозно-просветительные в духе учения своей секты. С той же целью молоканами издается печатный орган секты «Духовный христианин».

Молокане донского толка именуют себя «евангелическими христианами». Начало ему положено беглым помещичьим крестьянином, приписавшимся потом к казакам Павлоподольской станции Моздокского у., Исаией Крыловым, бывшим одним из главных помощников основателя молоканства, Уклеина. Общие догматические верования донских молокан этого толка, по-видимому, почти тождественны с верованиями молокан вообще. Подобно последним, донские молокане также отвергают почитание Божьей Матери, ангелов, угодников Божьих, мощей, креста, икон, крестное знамение и установленные посты. Но наряду с этим у них есть много похожего на практику Православной Церкви. Так, хотя они и учат, что имеют первосвященника Иисуса Христа, Который есть священник всегда; но из среды себя избирают человека в наставника и рукополагают его все, возлагая на него руки, при чтении молитв по чину Православной Церкви; только такой наставник, или «пресвитер», и считается у них правоспособным совершать их «священнодействия». В числе этих «священнодействий» донские молокане признают крещение, которое совершается у них через троекратное погружение крещаемого в воду, причем самая вода освящается молитвой, в коей испрашивается невидимое сошествие на воду Святого Духа. В сороковой день после рождения младенца у них положено чтение наставником очистительной молитвы родившей жене. Совершается у донских молокан также и причащение, предваряемое молитвами на освящение хлеба и вина и возглашениями наставника: «Со страхом Божиим и верой приступите», «Приимите ядите сие есть тело Христово» и т.п.

Вообще донские молокане признают крещение, покаяние, или исповедь, причащение, или преломление хлеба, брак и елеосвящение, придавая им значение таинств, а не простых обрядов; причем чины совершения этих таинств, а также и других молитвословий, оказываются во многом заимствованными из православных служебника и требника. Сближаясь этим с Православной Церковью, донские молокане однако же всегда питали симпатии только к протестантству. Они охотно читают протестантские сочинения, к трудам же православных авторов относятся недоверчиво, видя в них искажение и намеренное «затемнение» истины. Этим и объясняется то обстоятельство, что в конце прошлого столетия среди молокан донского толка возникло сильное протестантское движение: одни из них прямо перешли в штундобаптазм, другие образовали особый толк – новомолоканство (см. штундомолокане). Донские молокане встречаются также в Таврической и в Оренбургской губерниях.

Источник

Баку и молокане. Введение, или о молоканах в целом

В процессе работы над 8-ой главой очерков «Баку и молокане» я решил вернуться немного назад и написать эту главу, которую по большому счету, надо было публиковать первой, в качестве Введения.

В последнее время в Интернете появилось очень много информации о молоканах, зарегистрированы многие молоканские сайты. Казалось бы, читай и все станет ясно. Но при внимательном анализе опубликованного материала видишь, что информация «гуляет» по многочисленным сайтам одна и та же. Очень много информации о нынешних молоканских организациях, о проведенном в 2005 съезде о молоканах, о жизни молокан за пределами России и бывших советских республик. Подробно изложена история заселения Армении молоканами и их нынешняя жизнь в Фиолетово и т.п.

Но о бакинских молоканах информации очень мало. И мне самому, прожившему 12 лет на Молоканке и имеющем молоканские корни по бабушкиной линии, порой самому трудно разобраться во многих вопросах. Настолько она мала и разрознена.

Поэтому попробую изложить свое понимание этой темы. В своих очерках я хочу сопоставить опубликованную ранее информацию о молоканах с личными наблюдениями, личными воспоминаниями, и на их основе связать разрозненные факты в единую логичную цепь.

Не считаю свое мнение истиной в последней инстанции и прошу читателей если таковые найдутся) с пониманием именно этой моей позиции отнестись к этим моим публикациям. По всей ранее опубликованной информации, которую я буду приводить в данных очерках в соответствии с законодательством об авторских правах, ссылки на источники будут отражены в обязательном порядке. Соответственно при перепечатке этих очерков или отдельных их моментов прошу ссылаться на них как на источник информации.

Прежде чем перейти к истории бакинских молокан, необходимо рассказать о молоканах вообще. Эта глава и будет посвящена этой теме.

Существует много версий происхождения названия как «Молокане», так и «Духовные христиане». Каждая из них по-своему оригинальна и интересна. Так что, каждый может принять ту, которая ему понравится. Приведу лишь современную трактовку молоканами этих понятий, опубликованную в журнале «Слово веры» [3]:

«Почему мы называемся ИСТИННО ДУХОВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ МОЛОКАНАМИ ПОСТОЯННЫМИ

Этим вопросом интересуются верующие, принадлежащие к разным религиозным общинам. Ответ на этот вопрос я должен был дать Президенту Кабардино-Балкарской республики Кокову В.М. (он магометанец). Пришлось прочитать Священное Писание, и ответ был найден. Слово из Писания «аминь» означает правда, верность, истинность. Мы праведно, верно, истинно проповедуем Библию, поэтому называемся истинные.

Почему называемся «Духовные»? В Писании, в послании к Римлянам, говорится, что дела человека, живущего по плоти не только не угодны его собственной воле, но также и воле Бога. «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8. 8-10). Мы приняли Дух Иисуса Христа, поэтому называемся духовными.

Почему называемся Молоканами? В 1-м послании Петра, во второй главе, в стихах 1-2 сказано: «Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». Поэтому мы и называемся молоканами.

Теперь перейдем к истокам возникновения молоканства.

Полностью эту главу не привожу, только суть ее, вкратце по датам и личностям:

1125 г. (юг России) – религиозный рационалист Дмитр (заточен киевским митрополитом Никитой в заточение в город Синелец),

Ф.В. Ливанов полагает, что оба огласили учение БОГОМИЛОВ болгарских, которые в свою очередь произошли от ПАВЛИКАН, называвшихся в южной Франции Пьемонте, Ломбардии и Богемии ВАЛЬДЕНЦАМИ, а в Провансе и Лангедоке АЛЬБИГОЙЦАМИ. Люди эти отвергали всю внешность церковную со всею иерархией, думая этим служить Богу духом и истиной.

Далее на почве церковного состояния России не замедлило явиться уже ЧИСТО РУССКОЕ своемыслие в лице протопопа Сеита и СТРИГОЛЬНИКОВ.

1470 г.Брожение, выразившееся в секте Стригольников разнообразными рационалистическими толками и сформировавшееся через столетие в новой вольной общине, называемой «ересью ЖИДОВСТВУЮЩИХ», открылось Новгороде.
Главную роль в ереси Жидовствуюших играет литовский еврей Схария, живший в Киеве.

Новое учение, известное под именем ереси Жидовствуюших, быстро охватило тогдашнее русское общество и нашло себе прозелитов (новообращенных) преимущественно в людях книжных.

И на этот раз, также как и со Стригольниками, с Жидовствующими поступили несообразно духу Христову. По велению новгородского архиепископа Геннадия множество из принявших новое учение были всенародно сожжены в клетке, другим резали языки, иных навечно заключили в темницы…

А.В. Тикунов в своей книге «ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ-МОЛОКАНЕ» [5] пишет:

«О происхождении своего учения я слышал от молокан следующее: вера наша, говорили мне, пошла на Руси от Матвея Семеновича; он жил давно, назад тому лет триста, при царе Иване Грозном, и был замучен: его живого сожгли. От многих гонений вера наша, после того умалилась и ослабела, а тому назад лет пятьдесят или поболее подкрепил и подновил ее Семен Уклеин. Впрочем, прибавляют они, с тех пор как христианство стоит на земле, все истинные поклонники Божества так верили и до конца мира будут верить как мы. Упоминаемый ими Матвей Семенович не кто иной, как Башкин, осужденный в Москве в 1553г. («Отечественные записки» 1869г. Н. Костомаров)

Большую активность проявили амурские молокане в развитии пароходства по реке Амур. Кстати, шкипером парохода, на котором плыл Чехов на о. Сахалин, был молоканин. Писатель не знал об этом не столь важном обстоятельстве: отметил лишь культуру и вежливость команды.

Государь повелел: пусть Матюша (Башкин) изменит в Евангелии спорные места, а он, царь, все-де объяснит.

Иван Грозный был ошеломлен: он был начитан в духовных книгах, но такого смелого, прямого толкования Евангелия не предполагал. Для него церковь была непререкаемый авторитет. И вдруг эта церковь прямо обвиняется в несоответствии ее положений духу учения Христа. Было о чем подумать. Башкина не тронули. Царь уехал в Коломну и «то дело позалеглось».

Суд из шести православных святителей сначала присудил Башкина к покаянию, но он от него отказался. Вторичный, тайный суд приговорил к сожжению на костре. Возможно, к этому приложил руку и сам Иван Грозный.

Не пропали на великой реке Волге духовные христиане, как рассчитывал царь Иван и церковное начальство. Наоборот, обжились, установили дружеские сношения и с местными соседями, и с кочующими за Волгой татарами, и даже с буйными ватагами Стеньки Разина. Вера, трезвость, трудолюбие, широкая взаимопомощь позволили довольно быстро встать на ноги, завести крепкие хозяйства. Однако, большой разброс поселений, недостаток книг Священного Писания вызывали разброд во взглядах молокан на религиозные вопросы. Люди рождались, женились, умирали, и каждое это событие необходимо было отмечать, отправлять с определенными церемониями.

Перед тем как перейти к более подробному изложению развития духовного христианства Семеном Уклеиным, хочу представить дополнительные сведения о М.С. Башкине.

В Кратком историческом очерке, частично взятом из книги Н.Ф. Кудинова издания 1913 года [6] происхождение духовных христиан в России также относится к 16 веку, периоду царствования Иоанна Грозного. Но изложено несколько в ином свете:

«Проповедовать поклонение Богу в Духе и истине стал врач Англичанин приглашенный в Россию, фамилия которого осталась неизвестной. Приехавший врач познакомился с одним из приближенных царя, стал усиленно читать ему и разъяснять Библию которую в то время имели очень немногие. За чтение и толкование Библии на приезжего врача смотрели, как на антихриста. У боярина был слуга – Матвей Семенов, толковый и смышленный. Матвей Семенов умел читать и слушал с большим вниманием Библейские Истины и скорее, понял новое учение, чем его хозяин, стал самостоятельно читать Библию и, вскоре отказался от обряда православной церкви. Он стал внушать своим близким друзьям поклонение Богу в Духе и Истине. Матвей Семенов вероятно, и был первый в России Духовный Христианин. За свое учение Матвей Семенов подвергся гонению и в результате чего первый проповедник Духовных Христиан был заключен в тюрьму и казнен через колесование».

Как видим, у Н.Ф. Кудинова здесь уже фигурирует некий англичанин.

К этому можно добавить еще одну идею молоканских лидеров. В Программу молоканского учредительного съезда 25-го декабря 1905 г. (была идея создать Союз Кавказских молокан) был включен следующий пункт [7]:

«9) Вопрос о посылке приветственной телеграммы заграничным квакерам, нашим братьям по духу. Мысль о всемирном квакерско-молоканском съезде».

Налицо признание молоканскими лидерами своей общности с квакерами, в основе убеждений которых лежит вера в существование в каждом человеке некой сущности (для её обозначения используются различные термины: Свет, Дух Божий, внутренний Христос и др.).

Как известно, квакерское движение (первоначальное название — «Христианское Общество Друзей Внутреннего Света) возникло в Англии и датой ее возникновения принято считать 1652 год.

С учетом всего вышеизложенного напрашивается мысль, что Семен Уклеин и не создавал нового учения. Оно, скорее всего, существовало задолго до него, но во время бурного развития молоканства он был активным сподвижником, организатором, и это послужило поводом считать его основателем.

О роли Семена Уклеина в развитии молоканства пишет П.А. Суворов в своей книге «Семен Матвеевич Уклеин распространитель и организатор на почве священного писания молоканских общин в ХVIII веке» [8]:

«Знаменитый распространитель и организатор на почве священного писания молоканских общин в XVIII веке Семен Матвеевич Уклеин родился в 1727 году от православных родителей. Местом его рождения было село Уварово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии.

С самого детства Уклеин вел тихую Христианскую жизнь: занимался чтением книг. За свою необыкновенную кротость и столь несвойственное в то время чтение книг, Семен Матвеевич, или как называли его простонародно «Семушка», ещё в бытность его в православии получил прозвище блаженного человека. Знание портняжнего ремесла давало ему возможность ходить по селениям, а тихая и скромная жизнь привлекала к нему расположение народа. Кто-то из любви к нему посоветовал ему приобрести редкую в то время Библию, сказав: «В ней все написано».

Приобрев Библию, Семён Матвеевич Уклеин изучал её долгое время. Наконец, Библия открыла ему духовное христианство в поклонении и служении Богу духом.

В то время в Тамбовской губернии было уже молоканство и духоборчество. Идея молоканства не называлась ещё тогда этим именем, а называлась «духовными христианами». Не были объединены и сформированы в общины. У духоборцев же был начетник-наставник, Илларион Побирохин, с которым познакомился Уклеин, в надежде видеть в нем истинного проповедника. Но Побирохин, называя Библию «Хлопотницею» и отвергая её, как непогрешимое слово, оттолкнул от себя Уклеина, который считал Библию единственным источником спасения.

Приятная, представительно-внушительная наружность, строгая, почти аскетическая жизнь, необыкновенная начитанность в священном писании, красноречивые, живые и увлекательные проповеди скоро поставили Семёна Матвеевича Уклеина во главе Тамбовских молокан, и, таким образом, молоканство и духоборчество перед глазами правительства и духовенства открыто разветвилось на два древа: молокан и духоборцев.

Поселившись в 1762 году в селе Рыбном Моршанского уезда Тамбовской губернии у Моршанского купца Семёна Андреевича Швецова, Семён Матвеевич Уклеин начал с большим успехом формировать общины, группируя около себя помощников из лучших грамотеев того времени, которые и содействовали ему во всем.
До 1765 года С.М. Уклеин со своими помощниками действовал свободно, не имел ни каких препятствий ни со стороны православного духовенства, ни со стороны гражданского начальства. Но в 1765 году Тамбовская консистория о действиях Уклеина донесла святейшему Синоду и назвала сформированные им общины «Молоканство», потому что они не соблюдают установленных православною церковью постов, едят в постные дни скромное и преимущественно молоко, как более употребительное в хозяйственном быту крестьян. По сему, сформированные Семёном Матвеевичем Уклеиным общины «духовных христиан» стали называть молоканами, и название это сделалось общеупотребительным, сохранилось до настоящего времени.

Тогда началось преследование.

Семён Матвеевич Уклеин и преемники его в делах распространения и объединения молоканства убедились, что нашли истинный путь Христов. С Библею в руках ходили со двора во двор, из села в село. С верою в сердце, не боясь преследования, проповедовали свое учение, увлекая народ простым и доступным его понятиям учением.

Во всех сформированных общинах Семён Матвеевич Уклеин ввел стройное библейское пение, для чего поставлены были с лучшими голосами певцы и певицы. Утвердив духовное богослужение, он решился заявить свое учение перед народом открыто. Окружённый своими учениками, он торжественно, с пением библейских псалмов вошел в город Тамбов для открытой проповеди духовного христианства. Но местная полиция схватила его и заключила в тюрьму, в которой он терпеливо оставался в продолжении одного года.

Императрица Екатерина II, которой донесено было о таком поступке Семёна Матвеевича Уклеина, повелела: отдать его на увещание православного духовенства, а если ж не раскается в своих заблуждениях, передать суду. Не желая напрасно пропадать без пользы для своего учения, он притворно раскаялся и обратился в православного, исполнял все церковные уставы, и потому был выпущен из заключения.

Получив свободу, Уклеин удалился в село Рассказово Тамбовского уезда, продолжая свою неутомимую проповедническую деятельность. Опасаясь преследования духовенства, он поручил ученикам своим поддерживать организованные общины духовных христиан в Тамбовской губернии, сам переехал в село Пески Новохоперского уезда Воронежской губернии. Распространив и здесь молоканство, он в семидесятых годах XVIII столетия возвратился было опять в Тамбовскую губернию, где поселился в селе Дурникино Балашавского уезда. Результатом его приезда был переход в молоканство более половины того селения со священником Саввою Ивановым во главе.

В селе Дурникино Семён Матвеевич Уклеин приобрел для себя дом, обзавёлся хозяйством. Отсюда стал разъезжать по всей Саратовской губернии, проповедуя молоканство и устраивая общины.

Во время своих поездок по Балашовскому уезду, он встретил наставника жидовствующих Семёна Долматовича Долматова, которого без особенного труда обратил в молоканство, а за ним и множество его последователей, сделав его одним из своих деятельнейших учеников.

Из всех обращенных в молоканство в Саратовской губернии, более всех обратил на себя внимание Уклеина Исай Иванович Крылов, человек молодой и хорошо грамотный, из крепостных крестьян. По совету Семёна Матвеевича Уклеина, Крылов был выкуплен от помещика молоканами в надежде увидеть в нем заместителя состарившегося Уклеина. Крылов скоро прославился среди молокан и поселился в селе Саламатино Камышского уезда.

Достигнув своей цели в трех губерниях, Семён Матвеевич Уклеин должен бы был успокоиться на время и наслаждаться плодами посеянного учения. Но непоколебимая вера в свое призвание повлекла его и из Саратовской губернии далее по России проповедовать молоканство. Он проехал губернии Екатеринославскую, земли Донских казаков, побывал даже и на Кавказе. Везде имел хороший успех.

По возвращении из путешествия состарившийся Семён Матвеевич Уклеин пробыл несколько лет в Саратовской губернии и, возвратившись из Саратовской губернии на Родину, оставил вместо себя в Балашовском уезде Семёна Долматовича Долматова, а в Камышинском уезде – Исая Ивановича Крылова, опять поселился в селе Уварово, Тамбовской губернии, продолжал изредка посещать окружающие молоканские села.

В первый год царствования Императора Александра 1 Благословенного была объявлена свобода духоборам, что придало решимости и С.М. Уклеину предложить всем молоканам избрать из среды своей поверенного для ходатайства перед Императором о религиозной свободе. Для этого в 1805 году были избраны: Борисоглебский мещанин Тамбовской губернии Петр Журавцев и Воронежской губернии, Новохоперского уезда, села Макарова Максим Лосев, из села Пеской – Матвей Мотылёв. Они лично подали всеподданнейшее прошение Императору в Санкт-Петербурге, и ходатайство их было удовлетворено.

В 1809 году Семён Матвеевич Уклеин умер в селе Уварово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии и похоронен на местном молоканском кладбище, прожив отроду восемьдесят два (82) года».

Письмо, вернее Прошение делегатами С. Уклеина было передано царю, Императору Всея Руси Александру I 12 июля 1805 года. Император их принял, выслушал, собрал Сенат и 22 июня 1805 года издал указ «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев», то есть всего за 10 дней решил конституционно-важный вопрос.И именно 22 июня 1805 года считается молоканами датой рождения своей веры.

Этим Указом Александра I в 1805 г. молоканам было дано право исповедовать свою веру открыто. Но, продлилось это очень недолго. Уже при Николае I их общины стали преследовать и выселять на окраины империи, в том числе и в Закавказье.

Первые молоканские переселенцы на территории Шемахинского уезда появились в 1834 году, где они основали село Алты-Агач.

Чуть позже молокане оказались и в Баку, но об этом будет сказано в последующих главах.

Следующая глава: Баку и молокане 1. Молокан багы и баги (http://www.proza.ru/2010/01/29/48 )

Источники:
[1] Молитвенник духовных христиан молокан. Второе издание М.П. Лезина. Тифлис, 1906г. )
[2] БСЭ (http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_50855 )
[3] Журнал «Слово веры» №9, 1997г. ( http://molokan.narod.ru/d/d0922.html )

[4] Журнал «Слово веры» №3, 1995 г. (http://molokan.narod.ru/d/d0303.html )

[5] Журнал «Млечный путь» №1, 1996г. ( http://molokan.narod.ru/m/m0103.html )

[6] Журнал «Вестник Духовных Христиан Молокан», Харбин, Январь 1935г. (http://molokans.ru/Journal/Vest_1_35.pdf )

[7] Журнал «Духовный христианин» №2, январь 1906 г. (http://molokans.ru/Journal/DX_02_06.pdf)

© Copyright: Генадий Леонов, 2011
Свидетельство о публикации №21102142240

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *