почему еда в аэропорту такая дорогая
Цены здесь кусаются. Почему в аэропортах всегда дорогая еда
Часто ли вы едите в аэропорту? Как-то так у нас принято, что, собираясь в полет, мы стараемся заранее поесть и попить, чтобы ничего не покупать до посадки на борт. Потому что в аэропорту все слишком дорого. Платить вдвое дороже за обычный фастфуд, или за бутылку воды не хотят даже вполне обеспеченные люди.
Почему же в аэропорту такая дорогая еда? Впрочем, не только еда, покупка обычной книги в зоне вылета может обойтись более чем в 1000 рублей, и всякие мелочи типа салфеток также лучше взять с собой.
Народная версия говорит о том, что, мол, люди просто не могут выйти из аэропорта и поэтому предприятия сознательно завышают цены. Пассажирам просто некуда деваться – захочется попить или поесть, и приходится покупать. Но это слишком примитивный вывод, и он является заблуждением.
Более грамотная теория гласит, что причина в слишком дорогой аренде площадей на территории аэропорта. Это правда – дело не только в стоимости арендной платы, но и в трудностях получения разрешения на размещение торговой точки. К арендаторам предъявляются определенные требования – компанию оценивают по юридическим параметрам, а также на соответствие ассортимента. Партнер аэропорта должен иметь большое количество торговых точек, многолетний опыт работы, и еще ряд параметров, которые оцениваются в режиме тендера. Поэтому на территорию аэропорта попадают лишь достойные.
Второй момент связан с особыми требованиями, которые связаны с безопасностью на территории аэропорта. Часто такие условия влекут дополнительные расходы, особенно для точек питания. То, что легко приготовить в городе, в аэропорту готовить сложнее и дороже.
Торговые точки в аэропорту должны работать ежедневно, без выходных. Следовательно, и расходы на заработную плату возрастают. Каждому, кто работает в аэропорту, нужен пропуск, который выдают на месяц. Если сотрудник, к примеру, заболел, то пропуск нужно изготавливать для другого человека, и снова на месяц.
Особые требования в зоне аэропорта к столовым приборам. Ножи должны быть с определенной длиной лезвия, и их приковывают цепями, чтобы пропасть из зоны кухни они не могли. Железные ложки и вилки использовать можно, но, когда заведение закрывается, их запирают в специальный сейф. Если для приготовления еды требуется открытый огонь, это требует сложного согласования из нескольких этапов.
Еще интересно, что, когда происходят поставки товара, машинам иногда приходится ездить по летному полю – так устроен аэропорт. И для этого водители, которые просто привозят в кафе или магазин товар, вынуждены проходить курсы вождения по летному полю. Логистика при работе в аэропорту вообще обходится значительно дороже, хотя бы потому, что аэропорты редко находятся в черте города, обычно расстояние – пару десятков километров.
Но даже эксперты согласны, что цены именно в российских аэропортах завышены сильно. В аэровокзалах Бангкока, Гонконга, Дели и других крупных городов стоимость еды в сравнении с городом превышена примерно на 30-50%. В России же это может быть 100% и более. Поэтому антимонопольные службы регулярно проводят проверки торговых предприятий, торгующих на территории аэропортов. Есть заблуждение, что стерильная зона вообще не попадает под юрисдикцию каких-либо служб. Но ФАС России это опровергает. Поэтому есть надежда, что в ближайшие годы цены на еду, и другие товары в наших аэропортах все же станут демократичней.
Также не стоит забывать, что в зоне Дьюти фри многие товары, наоборот, стоят дешевле. И если есть возможность попасть туда, то там также можно купить кое-какие продукты питания – шоколад, печенье, чипсы, которыми можно перекусить.
А ведь многие точки торговли продуктами питания скорее предназначены для туристов. Сувенирные сладости, местные деликатесы типа икры и копченой рыбы – все это обычно покупают в подарок, и чаще иностранцы. Для них цены приемлемые, так же, как и для нас в аэропортах других стран. За что-то эксклюзивное мы готовы платить дорого.
Напоследок можно посоветовать выбирать сетевые точки питания в аэропортах, такие как «Макдональдс», «Крошка Картошка», «Бургер Кинг» и тому подобные. Здесь цены хоть и выше, чем в городе, но все же более приемлемые.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Почему еда в ресторанах при аэропортах такая дорогая
В нашем блоге на Geektimes мы много пишем о технологиях, задействованных в ресторанном бизнесе — например, о системах автоматизации вроде Jowi или поисковых системах для выбора заведения. Кроме того, мы рассматриваем и просто интересные моменты, связанные с едой и ресторанами — в частности, не так давно наши читатели обсуждали исследование, которое объяснило, почему еда в самолетах такая невкусная.
Сегодня мы пойдем дальше и разберемся в том, почему в ресторанах при аэропортах такие высокие цены — представляем вашему вниманию адаптированный перевод заметки издания Eater о причинах дороговизны в американских воздушных портах.
Словно по закону подлости самая ужасная погода в году часто застаёт вас в аэропорту, и чтобы не умереть с голоду в ожидании, пока задержку рейса отменят, вы вынуждены покупать паршивый сэндвич за 15 долларов и пиво по 9 долларов за бутылку.
К счастью, скудное меню ресторанов в зале ожидания, как и резиновые обеды на борту самолёта, остались в прошлом. Еда и напитки в аэропортах становятся вкуснее – теперь у вас есть возможность заказать сэндвич от Майкла Волтаджио (Michael Voltaggio) или тако из ресторана Kogi BBQ в международном аэропорту Лос-Анджелеса, блюда из ресторана One Flew South в Международном аэропорту Хартсфилд-Джексон в Атланте или бургер из демократичного ресторана Shake Shack в Международном аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди. Стоит отметить, что цены в новых ресторанах аэропортов зачастую почти не отличаются от цен в других заведениях этих сетей. В таком случае путешественникам больше не нужно переплачивать за свою еду.
Если рестораны в аэропортах продают блюда по завышенным ценам, это совсем не значит, что они хотят на вас «навариться». «Невероятно трудно содержать ресторан в аэропорту», – говорит Адам Саппингтон (Adam Sappington), шеф-повар нового ресторана Country Cat, открытого в Международном аэропорту Портленда. (Порт Портленда требует, чтобы цены во всех ресторанах и магазинах аэропорта не превышали средние цены этих заведений в других локациях).
Саппингтон говорит, что хочет «изменить отношение людей к еде в аэропортах», а это значит, что ему придётся изменить организацию рабочего процесса в своём заведении. Country Cat известен, прежде всего, приготовлением блюд из органических продуктов фермерского производства и свежего мяса, а значит, в аэропорту Портленда придётся выпекать мучные изделия, разделывать и коптить мясо – на кухне размером в 700 квадратных футов.
Очевидно, что такой подход требует немало усилий со стороны персонала, особенно учитывая чрезвычайно длинные часы работы заведений в аэропортах. Country Cat в Международном аэропорту Портленда открыт с 5 утра до 12 ночи 365 дней в году. Большую часть времени на кухне работают от 17 до 19 работников, многие из которых никогда не имели дело с техникой, сложнее микроволновки или гриля. «Я с радостью обучу их кулинарному искусству, – говорит Саппингтон, – однако это может отнять массу времени, а привлечь опытных поваров к работе в ресторане аэропорта не так-то просто».
«Каждый день вам придётся проходить контроль безопасности. Один этот факт заставит вас подумать дважды, прежде чем устраиваться на такую работу», – поясняет Саппингтон. «Я не слышал, чтобы люди говорили: «Я хочу быть поваром, поэтому я устроюсь на работу в аэропорт».
Дуэйн Наттер (Duane Nutter), шеф-повар ресторана One Flew South в Атланте, также столкнулся с проблемами по подбору персонала. Трудно побудить опытных поваров, официантов и барменов приезжать на работу в аэропорт, но еще труднее заставить их заплатить 160 долларов Управлению транспортной безопасности США за проверку, которая занимает от двух до трёх недель. В то время, как в других ресторанах им не обязательно тратить уйму времени на дорогу, добираться на электричке с парковки для персонала и проходить контроль безопасности, просто чтобы приступить к работе.
Ещё одной проблемой является система передачи доставок в аэропортах. Мелкие местные производители не могут просто доставить товар в ресторан – им тоже нужно пройти проверку и получить одобрение Управления транспортной безопасности США на свою продукцию. Доставки могут осуществляться только в короткий промежуток времени, как правило с 5 до 6 утра, а это значит, что сотрудникам ресторана нужно брать дополнительные часы работы.
И хотя заведения в аэропортах могут обслужить от 800 до 1200 клиентов за день, иногда они едва ли покрывают свои расходы.
«В Атланте, помимо прочего, поставщикам нужно заключить договор страхования на 2 миллиона долларов», – говорит Наттер. «У мелких ферм зачастую нет ни средств, ни желания в это ввязываться».
Методом проб и ошибок он наладил систему поставок через одного главного поставщика продуктов, который получает продукцию от других, менее крупных поставщиков и доставляет ее в аэропорт.
Саппинтону удалось решить эту проблему при содействии Порта Портленда, который по возможности упростил сложные процедуры в аэропорту, организовав программы подготовки персонала и оказав помощь поставщикам при прохождении контроля безопасности. Кроме того, аэропорт был оборудован новой, более удобной системой оповещения о задержках рейсов и изменениях в расписании.
Несмотря на эти трудности, рестораны в аэропортах стоят затраченных усилий и высокой арендной платы, которая обычно составляет долю от валовой выручки – в среднем около 12 процентов. («Вы могли бы содержать два обычных ресторана на те же деньги, что один ресторан в аэропорту», – утверждает Наттер). Аэропорты предоставляют ресторанам возможность получать огромную прибыль от десятков тысяч клиентов каждый день. Несомненно, сказалось и ухудшение качества питания на борту – люди стали чаще покупать еду и напитки в аэропорту. Согласно исследованию промышленной группы Международного Совета Аэропортов, в 2013 году продажи выросли в среднем на 10 процентов по сравнению с 2009. Тем не менее, по словам Саппингтона, даже обслуживая по 800-1200 клиентов за день, ресторанам иногда с трудом удаётся покрыть расходы.
Многие рестораны предпочитают избегать проблем, с которыми ежедневно сталкиваются Саппингтон и Наттер. Они сотрудничают с крупными дистрибьюторами, вроде HMS Host, заключающими контракты с аэропортом в целом. Примером может служить аэропорт О’Хара в Чикаго, где шеф-повар Рик Бэйлесс открыл три ресторана Tortas Frontera. Сеть непосредственно не управляет этими заведениями, а вместо этого даёт лицензию на свой бренд и фирменные ингредиенты дистрибьютору.
Стэйси Диксон (Stacy Dixon), директор по развитию и маркетингу сети Frontera, считает, что это выгодная сделка, поскольку компания не занимается такой рутинной работой, как подбор персонала и организация поставок, но при этом она может выдвигать свои требования. Представители Frontera периодически проводят проверки качества, чтобы убедиться, что еда и обслуживание в этих заведениях соответствуют стандартам компании. Frontera даже пришлось создать новую систему поставок продукции от местных фермеров, а также соуса сальса и других ингредиентов собственного приготовления. «Мы стараемся обучить сотрудников, которых мы не нанимали, на максимально высоком уровне, чтобы они могли представить наш ресторан самым лучшим образом», – говорит Диксон, не вдаваясь при этом в подробности.
Вполне возможно, что клиенты, которые остались довольны качественным обслуживанием в ресторане аэропорта, придут и в другие рестораны вашей сети и, тем самым, помогут вам достигнуть уровня безубыточности. Скотт Драммонд (Scott Drummond), владелец известной сети Salt Lick, говорит, что, несмотря на высокую арендную плату и неудобные часы доставок в аэропортах Остин Бергстром и Даллас/Форт-Уэрт, он поддерживает цены в этих ресторанах на том же уровне, что и в обычном ресторане в городе Дрифтвуд, штат Техас. «Мы не хотим вызвать неприязнь самых важных для нас людей – наших клиентов», – говорит он.
Такой подход может в корне изменить отношение ресторанных операторов к людям в аэропортах – они будут видеть в них постоянных клиентов, а не способ единичного заработка. В международном аэропорту Портленда стоят фургоны, где можно купить овощные кесадильи из ресторана Koi Fusion и сэндвичи из PBJ’s Grilled. Представители порта надеются, что люди будут приезжать в аэропорт просто, чтобы перекусить и посмотреть на самолеты.
Это может показаться абсурдом, однако в Золотой Век авиапутешествий считалось модным поехать в аэропорт, чтобы пообедать в приятной обстановке на фоне взлетающих самолетов. В то время, конечно, людям не приходилось снимать обувь и проходить личный досмотр. Возможно когда-нибудь аэропорт вновь станет местом, куда люди будут приезжать, чтобы перекусить.
Вправе ли рестораны завышать цены в аэропортах?
Когда мы путешествуем с дочкой, нам часто приходится есть в аэропорту: ее укачивает в машине, поэтому спокойно покормить ее дома не вариант. Ездить на общественном транспорте с чемоданами и ребенком неудобно, а подгадать время вылета не всегда получается. Да и в любом случае за несколько часов до рейса она проголодается.
И каждый раз, когда мы просим меню в сетевых ресторанах и кафе в российских аэропортах, я удивляюсь ценам: одни и те же блюда стоят в полтора-два раза дороже, чем в городе. Разве это правомерно с точки зрения закона о защите прав потребителей? Как вообще регулируются цены в сетевых заведениях общепита?
Я помню, что лет пять назад антимонопольная служба уже высказывалась о том, что такое ценообразование не норма. Но ничего не изменилось.
Подскажите, можно ли как-то повлиять на космическую стоимость еды в аэропортах? Может, каждый раз жаловаться в антимонопольную службу? Или из-за высокой аренды заведения могут вот так манипулировать ценами?
Вы правы: возможно, кафе нарушают требования действующего законодательства. Но в этой ситуации единственное, что могут сделать пассажиры, — это действительно жаловаться в антимонопольную службу на завышенные цены.
Что говорит закон о завышенных ценах в аэропорту
Закон не устанавливает порядок формирования цен на меню в кафе и ресторанах. Как правило, цена — это сумма затрат и желаемой прибыли, а мерило прибыли у каждой компании свое.
Скорее всего, цена, которую сетевые кафе устанавливают в своих заведениях в аэропортах, монопольно высокая: вряд ли расходы на приготовление еды в центре Москвы и в том же Шереметьеве настолько сильно разнятся.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.07.2018 по делу № А19-2364/2018PDF, 265 КБ
Так было с «Му-му» в Шереметьеве. УФАС проверило цены в кафе аэропорта, сравнило их с ценами на те же блюда в сетевых заведениях в центре Москвы и нашло нарушение антимонопольного законодательства. «Му-му» выписали штраф и предписание устранить нарушение. Компания с наказанием не согласилась и обжаловала постановление УФАС в суде. Но суд сказал, что нарушение действительно есть, и оставил постановление в силе.
Решение Арбитражного суда Москвы от 17.07.2019 по делу № А40-106077/2019-147-911PDF, 94 КБ
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Как и зачем жаловаться в УФАС на завышенные цены
Единственный выход в этой ситуации — жаловаться в управление Федеральной антимонопольной службы каждый раз, когда сталкиваетесь с завышенными ценами в аэропорту. У нас есть инструкция, как правильно подать жалобу в любое ведомство.
Подробно опишите ситуацию, приложите фотографии чеков, ценников, меню. В обращении обязательно укажите свои данные и адрес электронной почты, на которую хотите получить ответ.
Жалобу можно отправить через сайт ФАС. Для этого заполните форму на портале и приложите к заявлению собранные доказательства завышенных цен. Допустимые форматы файлов: PDF, JPEG, PNG, DOC, XLS, PPT, ODF, ZIP, RAR. Если при добавлении архива возникнет ошибка, попробуйте переименовать файл ZIP в RAR. Также можно обратиться в техническую поддержку ФАС России по адресу site@fas.gov.ru.
Еще гражданин может отправить обращение Почтой России на адрес: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11. В этом случае распечатайте все подтверждающие документы и приложите к письму. Рекомендую отправлять письмо с уведомлением о вручении: так вы точно будете знать, что ведомство получило ваше обращение и когда именно.
УФАС должно провести проверку и сообщить вам о результатах. Если ведомство не найдет нарушений в действиях ресторанов, то, по крайней мере, объяснит, почему цена на чашку кофе в заведениях одной и той же сети настолько разная.
Ведомство проверило заведения в Пулкове, но не нашло нарушений. УФАС заявило, что в аэропорту работают 12 ресторанов, баров и кафе, есть буфеты и магазины, где продают еду. В ведомстве сказали, что пассажир мог купить такую же порцию сырников за 150 Р в соседнем баре. А еще — перекусить до того, как прибыл в аэропорт, взять с собой еду из дома или дождаться, когда его покормят в самолете. У ресторана не было доминирующего положения на рынке, поэтому завышенная цена не смогла стать поводом для штрафа.
Так что жалоба, к сожалению, не всегда срабатывает, и ситуация остается прежней.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Почему так дорого есть в аэропортах
Кафе и магазины в аэропортах отличаются от своих обычных городских собратьев. В них другой ассортимент, там совсем другие цены. А еще, прежде чем попасть в аэропорт, товары претерпевают множество приключений.
Наши коллеги из портала eda.ru поговорили с людьми, которые работают в разных аэропортах, и расспросили их, как внутрь попадают продукты, почему в кафе в аэропортах так дорого (скажем сразу, полного внятного ответа нам добиться не удалось, может быть, удастся ФАС, возбудившей дело о завышенных ценах) — а еще про то, как формируется ассортимент магазинов беспошлинной торговли. Читаем их материал:
Как в аэропорт попадают продукты, ножи и сотрудники кафе
Светлана Панска, управляющая ресторанов «Кофемания» и «Узбечка» в аэропорту «Домодедово»:
«У нас две «Кофемании» и кафе «Узбечка» в Домодедово. Одна «Кофемания» в зоне вылета международных рейсов, одна — в зоне российских, «Узбечка» тоже в зоне вылета внутренних рейсов.
У нас есть общая заготовка, работающая на всю сеть. Мы получаем продукты на складе и привозим на место раз в сутки, в летнее время — два раза в сутки. В аэропорту сложная пропускная система. У ребят, которые проносят продукты, есть специальные пропуска. Если кто-то из них выпадает из рабочего процесса, быстро заменить мы этого человека не можем, потому что пропуск готовится около месяца.
Список продуктов для ввоза тоже надо заранее (за день) согласовать. Подписывать список надо у начальника аэропорта. Список общий: например, овощи и фрукты; мы не расписываем детально, сколько клубники, сколько малины. С овощами и фруктами проще. Вот если бы нам вдруг понадобился уголь, пришлось бы вписывать его в накладные заранее.
Ограничений по тому, что готовить, у нас тоже нет. Открытого огня в «Кофемании» нет, теоретически его можно согласовать, но это сложно и занимает очень много времени. С «Кофеманией», которая находится в международной зоне, все то же самое. Только когда у нас большие поставки, машина заезжает прямо на летное поле, потому что ближайший вход для погрузки и разгрузки находится там. Наши водители должны ежегодно сдавать экзамены по вождению по летному полю, там есть свои нюансы. Водители у нас свои, из десяти человек имеют право водить по летному полю трое.
Еще одно различие между «Кофеманиями» в городе и в аэропорту заключается в формате обслуживания. В аэропорту самообслуживание (заказ делается у кассы, а блюда уже приносит официант), потому что так получается быстрее. По этой же причине в аэропорту мы не готовим все горячие блюда, которые делаются под заказ. Любое блюдо под заказ уже несет в себе идею, что человек долго ждет. А специфика аэропорта такая, что надо быстро поесть и бежать на самолет».
Илья Горбунов, исполнительный директор сети кофеен «Шоколадница» в аэропорту «Шереметьево»:
«Работа кофейни в аэропорту имеет свои особенности. Например, если мы используем кухонные ножи, то они должны быть определенного размера — лезвие не более 6 сантиметров. Кроме того, ножи должны быть закреплены за рабочим местом, на кухне или в баре. Также в аэропорту действует обязательный пропускной режим и досмотр сотрудников, товаров и продуктов. Любое необходимое оборудование для кофейни должно быть согласовано с аэропортом и проверено службой безопасности.
Кофейни «Шоколадница» находятся как в общедоступной зоне, так и в закрытой, которая находится за линией проверки службой безопасности аэропорта. В закрытую зону допускаются только те сотрудники, которые прошли проверку в бюро пропусков и у сотрудников полиции. Постоянный пропуск в эту зону делается заранее, на все проверки уходит порядка трех недель. Требования к общедоступной зоне аэропорта немного проще, однако и для допуска в нее необходимо получить постоянный пропуск сотрудника, а также согласовать и обеспечить проверку ввозимого товара.
Для кофеен в аэропорту у нас есть заготовки полуфабрикатов, которые нам привозят с фабрики-кухни, — например, обработанные овощи на салаты. Часть блюд готовится непосредственно на объектах, для этого там есть плиты, конвектоматы и печи. Так, в кофейнях аэропорта мы делаем выпечку. В трех кофейнях аэропорта есть специальное меню. Блюда оттуда даже более сложные по приготовлению, чем из основного меню. Это картофель-фри, крылышки, свиные ребрышки. Необходимость в этих блюдах была вызвана и запросами гостей, и грядущим чемпионатом мира по футболу. Накануне соревнований мы увеличили меню закусок с расчетом на аудиторию футбольных болельщиков, которые будут вылетать из аэропорта».
Почему в аэропортах такая дорогая еда
Официальный комментарий аэропорта «Домодедово»:
«Ценовая политика — прерогатива концессионера, аэропорт не определяет цены для конечного потребителя.
Как мы работаем с арендаторами. Сначала потенциальный арендатор проходит проверку на соответствие требованиям, которые аэропорт предъявляет к концессионерам: он должен обладать соответствующим опытом работы на рынке в целевом сегменте и располагать определенным количеством работающих точек. Затем проводятся выборочные проверки других торговых точек марки, после чего осуществляется юридическая проверка потенциального арендатора. Компании, прошедшие многоступенчатый отбор, торгуются на электронной торговой площадке. Контрагент, который предложит наиболее привлекательную цену, становится арендатором».
Роман Генис, начальник пресс-службы АО «Международный аэропорт Шереметьево»:
«В связи с удаленностью аэропорта Шереметьево от города и графиком его работы 24/7, у операторов общественного питания значительно увеличиваются операционные расходы (например, в части логистики, количества задействованных сотрудников и так далее), соответственно цены на еду в аэропорту и в городе могут различаться. Уровень цен на еду операторы определяют самостоятельно, исходя из рыночных условий и своей маркетинговой стратегии».
Ксения Шумакова, пиар-менеджер сети «Шоколадница»:
«Пока идет расследование, связанное с ФАС, в «Шоколаднице» предпочитают воздерживаться от комментариев про цены в аэропортах. Расследование касается якобы завышения цен по сравнению с городскими кофейнями».
Как формируется ассортимент магазинов Duty Free
Ответ управления маркетинга Sheremetyevo Duty Free Heinemann:
«Дьюти-фри не стоит сравнивать с магазином в городе, куда посетитель может попасть в любое удобное ему время. Кроме того, площади магазинов дьюти-фри ограничены пределами коммерческих площадей аэропорта. В связи с этим рынок беспошлинной торговли ориентируется на проверенный временем ассортимент и набор брендов. Стандарт индустрии диктует фокус на всемирно известные марки и высокое качество. При этом в дьюти-фри представлены товары в разных ценовых диапазонах, от премиального до бюджетного.
Товары, относящиеся к продуктам питания, в дьюти-фри условно можно разделить на три группы. Первая — шоколад и конфеты: это традиционная для магазинов беспошлинной торговли продукция, которую можно приобрести как для себя, так и в подарок. Кроме того, ряд производителей выпускает и эксклюзивные продукты для рынка travel retail — ограниченные серии товаров, которые можно приобрести только в дьюти-фри. Они отличаются оригинальной упаковкой или неожиданными вкусами. Вторая группа — снэки, закуски в дорогу. Третья — это деликатесы и региональные специалитеты: каждый регион мира ассоциируется с какими-то особенными продуктами. В России это в первую очередь икра. У нас присутствуют и исключительно региональные продукты, как, например, белевская пастила.
Шоколад и конфеты представлены наиболее широко, поскольку их проще перевозить, эти продукты дешевле деликатесов и традиционно являются предметом массового спроса. Деликатесы более требовательны к условиям хранения и транспортировки, кроме того, они относятся к премиальной продукции, которая пользуется спросом у пассажиров с высокой покупательной способностью, поэтому и объемы их потребления предсказуемо меньше.
За 2017 год доля локальных продуктов в обороте Sheremetyevo Duty Free Heinemann составила более 15%. Пассажиры европейских направлений приобретают преимущественно икру и другие деликатесы; туристы из Китая предпочитают шоколад российского производства».