на сколько верблюдов меня можно обменять
За меня в Египте давали 10 верблюдов
Когда моя мама узнала, что я еду в Египет, начала паниковать. Мол, тебя украдут бедуины, съедят акулы или что-то такое. Успокоилась лишь тогда, когда я вернулась живая и здоровая. Тогда еще раз подумалось об огромном влиянии СМИ на сознание людей.
Там тоже захватывают земли над рекой
Действительно, два месяца назад в Египте произошла революция. Там и до сих пор шаткая экономическая и политическая ситуация. Такая неуверенность, очевидно, продлится еще не меньше года, ведь парламентские выборы состоятся осенью, а временная власть отменяет старые законы. Полиция даже не штрафует за нарушение правил дорожного движения.
На берегах Нила и оросительных каналов ведется массовое самовольное строительство. До сих пор это жестко контролировали государственные органы, поскольку плодородные долины в Египте – на вес золота (95% земли здесь занимает пустыня). За два месяца после революции Египет потерял свыше двух тысяч гектаров. Некоторые дома уже начали сносить, но неизвестно, осмелится ли новая власть отобрать все самозахваченные земли.
Один из крупнейших египетских туроператоров Pegas Touristik, который также работает на украинском рынке, пригласил представителей наших СМИ в Египет, чтобы убедить их, что туристам здесь сегодня ничего не угрожает. Кое-где митингуют какие-то группы людей, но это мирные и немногочисленные митинги. В древнем городе Луксоре видела лишь одну акцию протеста. На улицы вышли студенты, которые выдвигали какие-то социальные требования. Мы гуляли по Луксору, дневному и ночному, по жилым кварталам, ужинали в ресторанах, покупали одежду на рынках и в магазинах, пили тростниковый сок на улице, смеялись и фотографировали. Нам доброжелательно улыбались.
Египтянин делает нам тростиниковый сок |
Это была моя первая поездка в эту страну.
В прошлом году, еще до революции, моя подруга очень просила меня поехать с ней на отдых в Египет, но я не называя ей настоящей причины, отказалась. А причина была такая: Египет – это так банально, а главное – там на курортах одни россияне.
Однако выяснилось, что в той стране есть много мест, где наших бывших соотечественников не так и много (например, в том же Луксоре, размещенном не на море, а на берегу Нила).
Кроме того, Египет дает прекрасную возможность совместить разные виды отдыха: дайвинг, катание на квадрациклах в пустыне, просто валяние на пляже. Все зависит от вашего желания.
Вам как: ол-инклюзив или по-европейски?
Практически во всех гостиницах Египта, как и Турции, действует система «все включено». Это когда люди непрерывно пьют, жуют, опять пьют и опять жуют. Только и видишь очередь на пляже за спиртным, картофелем фри, сосисками, мороженым. И так все время. Конечно, не было бы никакого ол-инклюзива, если бы он не был так популярен среди россиян и украинцев. Однако, как говорят опытные туристы, такая система всегда снижает качество еды и саму культуру обслуживания. По-видимому, потому среди туристов из Западной Европы и Америки такой отдых не настолько популярен.
В Египте гостиницы, и отдых в целом, можно разделить на «для наших» и, скажем так, “для европейцев”. Европейцы отдают преимущество туризму без так называемых аниматоров на пляже, задание которых развлекать отдыхающих, но их юмор часто достаточно сомнителен и ориентирован преимущественно на россиян. Музыка на гостиничных дискотеках, что «для наших», тоже, как правило, российская. Все ночные шоу – тоже на русском языке.
А вот в закрытом курортном местечке El Gouna, что недалеко от Хургады, девяносто процентов отдыхающих – немцы, французы, британцы. И тут полностью другая атмосфера – что называется европейская.
Город, где помнят дедушку с неугасающей эрекцией
Знаете, бывают города, в которых иногда хочется остаться навсегда, – так же, как и гостиницы, в которых хочется пожить безмерное количество времени. Думаю, каждый человек должен выбрать себе такой город. Для меня, это, по-видимому, Луксор (хотя и не только он).
Хотя сами египтяне не верят в это уже тысячи лет.
В Карнакском храме |
Как ни странно, Луксор, который занимает особое место в древнеегипетской истории, не очень интересует наших людей. За два дня там я практически не встречала туристов из СНГ. В Долине Царей, Карнакском, Луксорскому храмах, храме Хатшепсут я специально высматривала «наших», но не находила – одни иностранцы.
Гид показывает на детородный орган бога Амона-Мина |
В египетской истории очень много мифов, хотя временами сама история похожа на сплошной миф. Меня лично очень захватывает миф, воспроизведенный в храме Карнака, о боге плодовитости Амоне-Мина, которого изображают с одной рукой, одной ногой и с возбужденным половым органом.
Все мужчины как-то пошли на войну, остались лишь женщины со стариком, о котором все думали, что он уже давно ни на что не способен. Воины провели на войне около пятнадцати лет, а когда вернулись, увидели, что бегает куча детей, женщины ходят беременные. И это все натворил тот старичок. Дедушку хотели наказать, отрезав ему детородный орган, но женщины вступились. Потому сначала ограничились отрезанием одной руки и ноги, но в конечном итоге таки добились своего – оставили деда без члена, потому что он все не унимался. Дедушка умер, и перед смертью его успели спросить, как он смог оплодотворять столько женщин, если раньше даже ходить не мог. Он рассказал, что увидел во сне, как воины проигрывают войну. И просто хотел создать будущее. А смог он это сделать благодаря богу Амону, который подарил ему рыбу боулти из Нила, которая является символом плодовитости.
Через 10-15 лет, после того, как умер плодовитый дедушка, была еще одна война, на которой воевали уже его дети. Они выиграли войну. А когда вернулись, назначили своего деда богом плодовитости у древних египтян, которого зовут Амон-Мин.
Женщина должна работать
Славянки очень популярны среди местных мужчин. Часто можно увидеть на улице египетсько-славянскую пару. Еще до недавнего времени говорили, что в Египет могут ехать славянки любой внешности, и все они там будут казаться красавицами. Теперь вроде все изменилось – египетские мужчины стали более переборчивы: любая, лишь бы белая, им уже не подходит. «Сейчас все по-другому, – смеется гид Амр. – Выбор очень вырос, славянок приезжает к нам много”.
Бедуинки пекут лепешки на верблюжьем помете |
Среди бедуинов – жителей пустыни – более популярны женщины попышнее, чтобы были сильными, могли носить воду и вообще делать все в хозяйстве. Сами же мужчины-бедуины физически не работают. Могут только перегонять верблюдов, что-то возить на продажу и полчаса пить 30-граммовый стаканчик чая, курить кальян и раздумывать над смыслом жизнь. Одно слово, это – народ, который никогда никуда не спешит. Еще до недавнего времени они отправляли своих женщин рожать за гору. И если рождался выродок, женщина оставляла новорожденного, а выродки появляются часто, потому что, как правило, женятся близкие родственники…
Дети бедуинов |
Женщина бедуина с ребенком |
Представители сильного пола в Египте проявляют свою симпатию к женщинам по-разному. Если ты понравилась египтянину, он для тебя может сделать пятидесятипроцентную скидку в магазине (если это продавец). И начинает откровенно ухаживать. Часто они разговаривают на плохоньком русском и повторяют несколько заученных фраз, вроде: хочу смотреть тебя, видеть тебя.
Наш гид сказал, что за меня дали бы десять верблюдов – а это так и мало много: один верблюд стоит от двух до 100 тысяч долларов.
Инструктор по дайвингу Момен, с которым мы погружались на десятиметровую глубину, почему-то решил, если я ему назвала свое имя, – значит, он меня может найти в гостинице и пригласить на свидание. А может, я имела неосторожность посмотреть ему в глаза, потому что по канонам шариата, если девушка посмотрела мужчине в глаза, – это для него знак, что она не против.
Гид настойчиво рекомендовал, чтобы девушки сами никуда не ходили. Почему? Сказал, что на нас смотрят, как на «ходячее мясо». Пришлось приложить достаточно много усилий, чтобы уговорить его отвести меня на местный продуктовый рынок. Я люблю рынки, потому что именно там ты чувствуешь, чем живет народ.
На рынке. |
Мужчины там действительно очень неоднозначно поглядывали в нашу сторону, потому гид быстро увел меня с рынка. Нет, не потому, что там было опасно, – просто ему было неудобно за меня. Только потом я понятна почему: у нас с ними разные представления о скромной одежде.
“Почему эти дамочки в коротких юбках?”
Хотя эту страну ежегодно посещают миллионы туристов со всего мира, она во многом остается очень консервативной. В целом Египет – классически бедная страна, где живут очень богатые, бедные – и туристы. Бедному, сами понимаете, от туриста перепадает мало. Простые крестьяне до сих пор строят глиняные хижины для жизни, и хлева из камыша или тростника для хозяйства.
Когда в Луксоре переплывали Нил, с нами на берег сходили египетские школьницы. Они приязненно, как нам казалось, за нами наблюдали, спрашивая своего учителя, почему мы без длинных юбок. А учитель им объяснял, что мы бедные, у нас на юбку нет денег. (По крайней мере так нам перевел гид).
. Помню, когда впервые приехала в Испанию, наблюдала из транспорта за разноцветной землей, к которой прилагают громадные усилия, чтобы на ней что-то вырастить. Меня мучил банальный вопрос: почему мы на наших черноземах живем хуже, чем испанцы? В Египте появился аналогичный вопрос: почему мы везем картофель из этой страны, 95% территории которого – пустыня?!
Благодарим за организацию поездки в Египет туроператора Pegas Touristik.
Муж продал меня за 40 верблюдов на отдыхе в Египте
История от одной из подруг нашего редактора. Ей 34, мужу 37 и в своих отношениях они и дня не живут без всяких приколов и шуток друг над дружкой. Одна из таких шуток чуть не обернулась семейной драмой. Мы решили рассказать эту историю от первого лица, чтобы наши читатели могли прочувствовать ситуацию, так сказать, «изнутри».
С чего все началось
Весной 2017 с мужем ездили в Египет на 3 недели. Планировали весело отдохнуть, поплавать в Красном море, посмотреть на пирамиды, купить пару сувениров друзьям и родственникам. Такая, если хотите, классическая программа отдыха. Взяли неплохой двухместный номер в одном из четырехзвездочных отелей Хургады. Из культурной программы мы особо ничего не планировали, кроме поездки к пирамидам Гизы. Но судьба распорядилась иначе.
Пляж при отеле
Прошло 7 дней с момента заселения в отель и Максиму (муж) надоело, как он выразился, «торчать целыми днями в этом тухлом отеле». В итоге он каждый день покупал у гидов, которые прикреплены к отелю разного рода экскурсии. Сначала это был дайвинг. Я сама погружаться боюсь, а вот он часа 3 нырял на кораллы и рыб смотреть. Красиво, конечно, но жутко дорого! Второй раз он брал экскурсию на верблюдах, мы с группой катались по пустыне с небольшими остановками на отдых. Необычайно здорово! Тут мне было прямо очень интересно — понравились верблюды, а виды пустыни вместе с морем просто поразительные во время заката. Через 2 дня утром муж предложил снова покататься с группой по пустыне, но уже на квадроциклах. Согласилась не раздумывая.
Дикий экстрим на квадроциклах
Я немного боюсь высоких скоростей, спортивного экстрима и прочих опасностей, поэтому начала сомневаться в себе и даже думала отказаться от тура. А Максим-то уже все оплатил, и экскурсия стартует уже через 4 часа. Муж сначала надо мной смеялся, но потом успокоил тем, что ехать будем вдвоем на двухместном квадроцикле. Через 5 часов мы уже ехали с группой по пустыне. Группу вели два гида — главный ехал в голове колонны, а помощник замыкал. Было очень жарко и довольно скоро я вся обливалась потом, как и остальные. Еще через час все уже изрядно устали, так что гид предложил всей группой заехать на стоянку бедуинов. Мол, там мы и отдохнем, и воды напьемся, и с диковинным народом познакомимся. Уверил, что они друг друга хорошо знают, поэтому нас там радушно встретят. Не сомневаюсь, что он с этого имел какой-то дополнительный интерес.
Приехали мы, значит на стоянку бедуинов, а там…все как у нормальных людей, просто живут в палатках. Вода, электричество, микроволновки, телевизоры — все есть. Вокруг детишки бегают, женщины готовят. Все как в обычной российской деревне, только вокруг пустыня. Это первое что я подумала. И очень зря, потому что традиции здесь оказались совсем дикие!
Мы когда собирались уже уезжать из лагеря бедуинов к мужу подошел главный гид и спросил Максима НЕ ПРОДАСТ ЛИ ОН ЖЕНУ за 40 верблюдов. При этом я стою рядом с мужем! Макс поворачивается ко мне и начинает хитро смеяться как он делает, когда придумал какую-то остроумную, по его мнению, шутку. В этот раз его шутка состояла в том, что он согласился меня продать. Очень смешно, да. Этот идиот сквозь смех сказал гиду “OK! Give 40 camels now” (перевод редактора: “Хорошо! Давай сюда 40 верблюдов.”). Я сама тоже начала ухахатываться. В 2017 за верблюдов жену отдавать это же смешно. Да и я честно думала, что гид просто хотел пошутить. Оказалось нет.
Гид пошел к своему помощнику, они там что-то на повышенных тонах обсуждали в течение 10 минут. Потом помощник гида сел на квадроцикл и стал кричать группе, чтобы все собирались в дорогу. Ну мы с мужем тоже пошли к своему боевому коню. И тут, в лучших традициях кинематографа, меня за руку хватает наш гид и тащит в сторону одной из палаток. Краем глаза вижу, что Максим продолжает идти к квадроциклу. У меня паника, я начинаю кричать и звать на помощь.
Муж уже через мгновение прибежал и стал дубасить со всех сил гида. У того в глазах такое же непонимание и ужас, прямо как у меня секунды назад. И тут к нам подводят толпу верблюдов. Немая сцена. До нас доходит смысл происходящего, я начинаю истерично смеяться, а у мужа в глазах паника. Он английский знает на уровне пятого класса. Как тут что-то внятно объяснить он не понимает, но и меня без боя сдавать явно не собирается. Что в этот момент происходит в голове у ребят на квадроциклах для меня загадка.
Объяснять гиду, что это все шутка мужа и сделки не будет пришлось долго. По словам гида я сильно понравилась местному богатому бедуину и раз он уже привел верблюдов, то сделка состоялась. Пререкались мы до тех пор, пока мужу все это не надоело — он просто показал неприличный жест гиду и потащил меня за руку к квадроциклу. Я бы предпочла, чтобы он в этот момент нес меня на руках. Он же во всем виноват, в конце концов. По приезду заставила своего шутника извиниться перед гидом и заплатить сверху хорошие чаевые, а то еще с полицией в отель к нам приедет.
Они вообще очень необычная пара, в поездках постоянно попадают в идиотские ситуации и создают себе невероятные проблемы на пустом месте. Зато их истории в компании слушать интереснее всего. Как будет время, обязательно попросим редактора сходить к этой подруге в гости и записать еще несколько для нашего сайта.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы первыми читать новые материалы от редакции!
Выкуп в сто верблюдов (Сира 21/186)
Выкуп в сто верблюдов
Несмотря на то что высказывание Пророка ﷺ: «Я сын двух, которые должны были быть принесены в жертву», а также история о том, что однажды к Пророку пришел бедуин и сказал: «Я оказался в трудной жизненной ситуации, выдели же мне долю из трофеев, которыми тебя одарил Всевышний! О сын тех двух, которые должны были быть принесены в жертву!», являются недостоверными, сам этот факт имеет историческую основу и объясняется так: одним из упомянутых является Исма‘ил, другим же — отец Пророка, ‘Абдуллах[1].
Приводится история о том, как Ибрахим (Авраам) оставил под палящим солнцем в пустыне свою супругу Хаджар[2] с Исма‘илом, о чем в суре «Ибрахим» сказано:
«Господи, [по Твоему велению и приказу] я поселил часть моего потомства [часть семьи: сына Исма‘ила и его мать Хаджар, мою вторую жену] в долине, где нет растений (нет пропитания), возле Твоего священного Храма [возле Каабы] для того, Господи, чтобы они совершали молитву. [Прошу Тебя] сделай так, чтобы сердца людей с любовью и желанием устремились к ним [чтобы там образовалось поселение], надели их плодами [пусть появится там вода и начнут расти и плодоносить деревья]. Пусть же [все это произойдет и] они станут благодарными Тебе» (Св. Коран, 14:37).
Казалось бы, как такое возможно, покинуть свою супругу и сына, оставив их в безлюдной местности? Однако история учит уповать на Всевышнего, видеть благо в трудностях и открывать новые возможности. Хаджар семь раз прошла между холмами Сафа и Марва, затем произнесла: «О мой Господь! Прости и помилуй, не взыщи за все, что ведомо Одному Тебе. Воистину, Ты — Самый Могущественный и
Щедрый!»
По милости Всевышнего им был дарован источник жизни — вода Зам-Зам. Это событие учит в любой ситуации уметь полагаться на Всевышнего, узреть Его волю, увидеть свои ошибки и вымолить прощение, тогда Всевышний откроет неиссякаемые источники мирских благ.
Относительно Исма‘ила есть немало коранических повествований, служащих назиданием для верующих:
«Мы обрадовали его [рождением] терпеливого [благоразумного и последовательного в своих действиях] сына [Исмаи‘ла]. И достиг он того возраста, когда мог помогать [отцу]. Сказал (Ибрахим): «Сынок, я, поистине, видел во сне, что произвожу над тобою заклание (приношу тебя в жертву Богу), что ты думаешь об этом?» [Сын] ответил: «Папочка, делай то, что тебе велено. Если будет на то воля Божья, ты найдешь меня из числа терпеливых [я постараюсь сделать все от меня зависящее]».
Когда они оба согласились [со столь трагично разворачивающимися обстоятельствами] и он (отец) положил его (сына) на землю, на бок [дабы принести в жертву, перерезав шейные артерии… В самый последний момент] Мы [говорит Господь миров] обратились к нему издалека: «Ибрахим (Авраам)! Ты подтвердил правдивость своего сна! [Спокойно отнесся к неминуемому, сделал от тебя зависящее, и Мы разрешили все твои проблемы.] Таким образом [устранением проблем, разрешением неразрешимого и поднятием человека на качественно новый уровень] Мы, поистине, воздаем совершающим добро (благодеяния; делающим свое дело превосходно, отлично)» (Св. Коран, 37:101–105).
Сегодня в какой-то степени утрачены подобные отношения между поколениями. Современный человек, который не может принять на уровне веры ситуацию, когда Всевышний велит созданию принести в жертву дитя, решит, что подобное дико и бесчеловечно. Так не для того ли эта история приведена в назидание поколениям на многие века, чтобы люди понимали ценность жизни? И не о том ли гласят коранические аяты, призывающие не убивать своих детей по причине опасения бедности? В Исламе плод с момента оплодотворения считается полноценным человеком и посягательство на его жизнь является убийством.
«Поистине, это [произошедшее с вами, Ибрахим и Исма‘ил] — явное испытание [успешное прохождение через которое облагородило вас и открыло новые возможности]» (Св. Коран, 37:106).
Порой Всевышний испытывает человека через то, что он сильно любит. Так было и с Ибрахимом (Авраамом) ┐, известным как халилюл-лах, т.е. друг Аллаха. В некоторых источниках говорится, что ангел Джабраил (Гавриил) ┐ обратился к Аллаху: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах» (Твоим другом)?» В ответ Аллах направил его к Ибрахиму (Аврааму), сказав: «Поприветствуй его и произнеси слова:
سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ المَلَائِكَةِ وَ الرُّوح
«суббухун куддусун раббуль-маляяикяти вар-рух»[3]. Как известно, пророк Ибрахим (Авраам) был очень богат. Одни только собаки, охранявшие его стада, исчислялись тысячами. Но богат он был и духовно. Когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Ибрахимом в облике человека и произнес эти слова, пророк, прочувствовав их Божественную суть, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз. Ибрахим вновь сказал: «Повтори их, и все мое богатство — твое!» Когда Ибрахим в очередной раз услышал эти слова, с его уст сошло: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб». В словах «суббухун куддусун раббуль-маляяикяти вар-рух» Ибрахим прочувствовал всю их красоту и великолепие, не мог насытить ими свой слух и каждый раз просил повторить их снова[4].
В этом повествовании содержится указание не быть чрезмерно привязанными к мирскому, помнить об Аллахе и Его предписаниях, извлекать для себя важные уроки, прежде чем окажется поздно.
Об ‘Абдуллахе, отце Пророка, в разных историях также говорится, что ‘Абдуль-мутталиб[5] вознамерился принести его в жертву. Родословная Пророка известна до двадцатого колена, и имена его праотцов упоминаются им самим до ‘Аднана[6], от которого древо ведет к Исма‘илу. Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-мутталлиб ибн Хашим — так звучит имя Пророка, а род его, называемый хашимитами, был одним из уважаемых среди курайшитов. Прадед Хашим[7] был знатным мекканцем и занимался торговлей.
Однажды он оказался с караваном в современной Газе и обосновался там с семьей, где позднее умер. В Газе у Хашима родился сын. Из-за того, что волосы на голове ребенка спереди были белые, его назвали Шейбатуль-хамд, что в переводе значит благословенная седина. Род Хашима, получив весть о смерти их родственника, направил брата Хашима, аль-Мутталиба, перевезти оставшегося без отца сына в Мекку.
По возвращении жители Мекки сочли Шейбатуль-хамд, сидевшего позади аль-Мутталиба, его рабом и сказали: « ‘Абдуль-мутталиб (раб аль-Мутталиба)». Аль-Мутталиб же возразил: «Это не мой раб, а сын моего брата Хашима, его имя — Шейбатуль-хамд». Однако впоследствии за ним так и закрепилось имя ‘Абдуль-мутталиб в народе.
По прошествии лет ‘Абдуль-мутталиб как-то сидел в отведенном для его клана месте возле Каабы. Он задремал и во сне услышал: «О ‘Абдуль-мутталиб, выкапывай маднуна[8]!» Очнувшись, он призадумался над значением слова, а затем снова уснул. Во сне ему было сказано: «Выкапывай бара». Он снова не понял значение сна и уснул, а вскоре услышал: «Выкапывай Зам-Зам, воистину, он является великим питьем для паломников».
‘Абдуль-мутталиб поделился с мекканцами увиденным во сне, на что те сказали: «Если сон от Всевышнего — Он укажет, где источник, если от шайтана — то прибегни к Его защите от него». И действительно, в последующем во сне ему пришло указание на местоположение источника: рядом с тем местом, где будет клевать останки жертвенного животного белая ворона. У арабов было специальное место, где они приносили в жертву идолам животных. В один из дней так случилось, что, не успев испустить свою душу, жертвенное животное одного из мекканцев убежало и пало поодаль от привычного места, куда немного спустя подлетела белая ворона. ‘Абдуль-мутталиб в этот момент наблюдал за всем происходящим и понял, что это указание, где искать источник.
Для исполнения порученного Свыше он позвал своего единственного сына аль-Хариса[9]. Взяв мотыги, они приступили к делу. И вот появились сокровища, а затем начал бить источник Зам-Зам. Вокруг собрались люди. Окружив отца с сыном, они в недоумении сказали: «Это общее достояние. Исма‘ил — наш общий предок, мы имеем право и на сокровища, и на источник». ‘Абдуль-мутталиб возразил: «Нет, именно мне было указано место источника во сне, значит, это касается только меня и моей семьи». В перепалке один из жителей заметил: «Неужто ты хочешь противопоставить себя нам? Рядом с тобой лишь один сын, и нет у тебя ни силы, ни мощи».
После долгих споров было принято соглашение, что источник Зам-Зам остается за ‘Абдуль-мутталибом и его родом, именно они будут поить паломников. Что касается сокровищ, то две золотые антилопы украсят позже Каабу, и потому первым, кто украсил Каабу золотом, считается ‘Абудуль-мутталиб. Относительно всего остального будут брошены стрелы и жребий покажет, как поступить.
‘Абдуль-мутталиб, задетый словами соплеменников, принес обет Всевышнему, что, если Он дарует ему десять сыновей, одного из них он принесет в жертву. У него родилось десять сыновей, самым младшим из которых был ‘Абдуллах. Спустя годы пришло время исполнить обещанное. Отец обратился ко Всевышнему с мольбой о том, чтобы выбор пал не на ‘Абдуллаха. Стрелы были выпущены, и они указали именно на него. ‘Абдуль-мутталиб принял волю Всевышнего. ‘Абдуллах же проявил готовность исполнить обет родителя и отправился к месту жертвоприношения. Воспротивились этому братья ‘Абдуллаха, а также род Махзум со стороны его матери. И хотя глава семьи был поначалу непреклонен, он спросил у них совета, как же ему поступить. В ответ ему было сказано: «Давайте отправимся к гадалке в Хиджаз (Ясриб[10])».
В Ясрибе гадалка попросила дать ей два дня, прежде чем к ней придет джинн и скажет, как поступить. В условленный день она спросила пришедших: «Каков выкуп за убиенного среди вас?» Ей был ответ: «Десять верблюдов». Тогда она велела: «Бросайте стрелы, пусть с одной стороны стоят верблюды, с другой — ‘Абдуллах. Если стрелы укажут на ‘Абдуллаха, прибавляйте еще десять».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Курайши (79–54 гг. до хиджры) (545–570 гг. по григор.) — отец пророка Мухаммада и сын ‘Абдуль-мутталиба. В 55 г. до хиджры (569 г. по григор.) женился на знатной девушке Амине бинт Вахб. ‘Абдуллах умер до рождения своего сына Мухаммада.
[2] Хаджар — жена пророка Ибрахима (Авраама) и мать его старшего сына Исма‘ила (Измаила).
[3] Восхваляемый; Тот, Кто вне каких-либо недостатков; Господь ангелов и духа (архангела Джабраила).
[4] См.: Исма‘ил Хаккы. Рух аль-баян [Душа разъяснения]. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, [б. г]. Т. 1. С. 420.
[5] Шейба ибн Хашим аль-Курайши, более известен как ‘Абдуль-мутталиб (129–49 гг. до хиджры) (497–578 гг. по григор.) — дед пророка Мухаммада. После смерти Мутталиба ‘Абдуль-мутталиб взял на себя обязанности по организации хаджа и добился большого уважения у народа. У ‘Абдуль-мутталиба было 10 сыновей и 6 дочерей.
[6] ‘Аднан — один из предков в генеалогии «северных» арабов (жителей северных, центральных и западных частей Аравийского полуострова). Считается, что ‘Аднан ведет свой род от пророка Исма‘ила и является предком пророка Мухаммада в 21-м колене.
[7] Хашим ибн ‘Абду Манаф аль-Курайши (162–129 гг. до хиджры) (464–497 гг. по григор.) — прадед пророка Мухаммада и прародитель рода Хашим племени курайшитов.
[8] Маднуна и бара — некоторые из имен священного источника Зам-Зам.
[9] Аль-Харис ибн ‘Абдуль-мутталиб аль-Хашими аль-Курайши аль-Кинани — один из дядей пророка Мухаммада, старший сын ‘Абдуль-мутталиба. Умер при жизни своего отца.
[10] Ясриб — название города Медины до переселения Пророка и мусульман.