на работе стрессовая ситуация для меня это закончите предложение
Пять стрессовых ситуаций на работе: как с ними справиться
Неприятности на работе – неизбежная часть жизни. Едва ли кому-нибудь кому удается полностью их избежать. Запарка, терки с коллегами, хамоватый начальник, слухи о реорганизации – все это, накапливаясь, становится источником стресса. В итоге – плохое настроение, головная боль, нежелание идти на работу…
О том, как справляться со стрессовыми ситуациями на работе, порталу Материнство рассказала Ирина Мирочник, предприниматель, маркетолог, имеющая опыт работы в компаниях Intel, Microsoft, Google, сооснователь сервиса ollo.one.
Определенное напряжение на работе даже полезно, ведь незначительные стрессы повышают нашу адаптацию, стимулируют творческий потенциал и помогают найти нестандартный подход к ситуации. Но если сталкиваться с проблемами на работе постоянно, то уровень стресса растет и может приблизиться к 10 баллам (согласно шкале воспринимаемого стресса-10 Perceived Stress Scale (PSS)). Кстати, такой же цифрой оценивается стресс от потери близкого человека.
Решений в данном случае может быть только два – либо менять работу, либо минимизировать последствия стресса, которые он оказывает на ваше эмоциональное и физическое здоровье. Для начала мы предлагаем попробовать второй вариант и рассмотрим его на примере конкретных ситуаций.
Ситуация 1: поручения вне зоны компетенций
Кто-то регулярно носит руководителю кофе, хотя нанимали его вовсе не за этим. А на кого-то возлагают громоздкие, судьбоносные для компании проекты, работа над которыми имеет лишь косвенное отношение к его функционалу. Оба сценария могут вызвать стресс.
Ваши действия
Тип возлагаемых на вас поручений – отличный способ проанализировать, как к вам относится руководитель. Если он регулярно дает вам задания ниже ваших компетенций, это повод задуматься, а насколько вы соответствуете занимаемой должности. Если же вам доверяют сложные проекты, возможно, руководитель видит в вас потенциал. А это не может не радовать.
Научитесь отстаивать свои границы. Что выполнение всех поручений руководства поможет продвинуться по карьерной лестнице – всего лишь расхожее заблуждение. На практике высот достигают профессионалы, умеющие удержать личностные рамки. Важно обозначать их в четкой, но не грубой форме. Например, если начальник регулярно дает вам поручения ниже ваших компетенций, не лишним будет это отметить: «На мой взгляд, эта задача секретаря. А я за это время могу сделать следующее…»
Если проект находится выше зоны ваших компетенций – учитесь планировать и делегировать. С чего начать в данном случае? С очень простого, но весьма эффективного упражнения. Возьмите лист бумаги, и в один столбик выпишите то, какие части порученной задачи вы можете сделать сами. Во второй – то, что лежит вне зоны вашей компетенции. Далее опять же письменно составьте план выполнения тех задач, за которые вы лично можете взяться. Отдельно пропишите, кому можете делегировать то, что вам не по силам.
Составьте план проекта, отметьте, кто за что будет отвечать, сформулируйте четкие задачи для тех людей или организаций, которых планируете привлекать. И не забудьте утвердить вашу стратегию у руководства.
Ситуация 2: неприятие коллектива, конфликты с коллегами
На работе многие проводят по 8 часов в день. И сколько ни пытайся абстрагироваться от обстановки в коллективе, она в значительной мере будет влиять на эмоциональное состояние. Качество работы от такого напряжения, скорее всего, не улучшится.
Ваши действия
Для начала разберитесь, какой тип общения принят в данном конкретном коллективе. Если на предыдущем месте работы вы регулярно ездили друг другу на дачу на шашлыки, то в новой компании такое сближение может быть попросту неприемлемо. В этом случае откажитесь от желания подружиться с коллегами и выберите другой тип общения, например, уважительно-вежливый. Для того, чтобы проанализировать все вышеперечисленное, хорошо составить таблицу из трех граф. В первой графе укажите свойства данного коллектива, во второй ваши собственные особенности, в третьей – почему, по вашему мнению, коллеги вас не принимают. Сопоставьте информацию во всех трех колонках и составьте список конкретных действий по изменению ситуации.
Абстрагируйтесь от восприятия коллектива в целом. Возможно, вам попросту не нравятся конкретные люди, а вы проецируете свои ощущения на всех коллег. Уже само осознание этой ситуации вытащит вас из позиции жертвы. У вас появится выбор – с кем общаться более тесно, а с кем держать дистанцию. Не пытайтесь добиться всеобщей благосклонности – это утопия. Вы ведь не банкнота, чтобы всем нравиться.
Обратите внимание на вашу манеру общения. Если вас с трудом принимают не только в этой, но и в других компаниях, то самое время поискать ошибки своей коммуникации с людьми. Возможно, даже с приятным вам человеком вы общаетесь с позиции страха или высокомерия. Подобные эмоции выдадут мимика, тон голоса, жестикуляция, особенности построения фраз. Ваш оппонент считает эти сигналы без труда. Прежде, чем идти на сближение, потренируйтесь перед зеркалом. Отладьте мимику, позы, артикуляцию. Продумайте, от каких формулировок стоит отказаться.
В случае жестких конфликтов самый главный совет – не терять контроль и отслеживать сигналы яркого проявления эмоций. К таковым могут относиться повышение голоса, учащенное сердцебиение, дрожь в руках. Отметили подобное? Сразу же сворачивайте разговор, а то и вовсе не начинайте. Правы вы или нет – в данной ситуации значения не имеет. Через пару недель это будет уже не столь важно, а вот скандал, разыгранный у всех на глазах, будут обсуждать еще долго.
Если действия коллеги подрывают вашу работу, предъявляйте претензии в письменном виде. Сначала отправьте письмо ему. Напишите текст, сохраните в черновики и прочитайте через пару-тройку часов. Исправьте при необходимости. В том случае, если письмо коллеге не возымеет должного эффекта, вы смело можете обращаться к руководителю.
Ситуация 3: неуважительное отношение руководства
Проявляется оно по-разному: язвительные замечания, повышение голоса по любому поводу и без, агрессия. Нередко начальники думают, что зарплата, которую компания платит сотрудникам, покроет эмоционально-психологические издержки такого общения.
Ваши действия
Пробуйте отстаивать свои границы, но при этом готовьтесь уйти с работы. Скажем честно, шансов, что вы возьмете верх, в данной ситуации немного. Если вы хотите отстаивать себя, не вступайте в агрессивное взаимодействие, но и не ждите, что ситуация изменится безболезненно. Руководитель вновь повышает на вас голос? Скажите, что такой тон в общении для вас неуместен, и вы сможете продолжить разговор только после того, как начальник успокоится. Далее вставайте и уходите. Но помните, в этом случае вы должны быть готовы в любой момент уволиться.
Учитесь разговаривать с хамами на их языке. Книг на эту тему написано немало. Агрессоры и провокаторы в подобной литературе разложены по типажам, а алгоритм взаимодействия с ними прописан досконально. Так что берите и пользуйтесь.
Обратите внимание на физическую нагрузку. Предположим, работа вами любима, приносит доход, но начальник – хам, сидит в своем кресле лет 10 и еще столько же просидит. Если вы не планируете менять работу в ближайшее время, ваша задача – минимизировать влияние стресса на свой организм. Поможет в этом любое движение. После неприятного общения пройдитесь в быстром темпе, поприседайте. Так вы быстрее утилизируете гормоны стресса.
Ситуация 4: подвешенное состояние компании, реорганизация
Это может быть и слияние вашей корпорации с другой, что связано с изменением в ваших должностных инструкциях. Или же в воздухе витает возможность закрытия отдела или фирмы целиком с вашим последующим увольнением.
Ваши действия
В неспешном режиме ищите новую работу. Независимо от причин подвешенной ситуации, это значительно снимет стресс. Рассылайте резюме, ходите на собеседования. Это позволит вам ощутить, что вы сами влияете на свою жизнь и карьеру.
Пропишите все «за» и «против». Если вы в раздумьях – остаться вам в данной компании или нет после ее реорганизации, выпишите на лист плюсы и минусы данной работы. Если плюсов больше, составьте список из того, что вы можете сделать уже сейчас, чтобы продолжить свою трудовую деятельность именно здесь. Например, нехватка каких-либо компетенций компенсируется с помощью дополнительного образования, слабая сила воли – работой с коучем.
Сосредоточьтесь на хорошем. Предположим, вас поставили на другую должность, в рамках которой компетенций вам явно не хватает. Подумайте об опыте и навыках, которые вы приобретете в новой должности. Может быть, такая позиция сделает вас более заметной? Переводите пугающие сценарии в позитивное русло.
Ситуация 5: работа с высоким уровнем стресса
Довольно часто работа, предполагающая тесный контакт с людьми, становится источником постоянного стресса. Не менее тяжелы профессии, требующие высокой ответственности, собранности или точности сотрудника.
Ваши действия
В работе оставляйте минимум места для импровизации. Четко пропишите по пунктам последовательность действий, скрипты для общения с людьми, охватывающие максимальное количество ситуаций. Это поможет абстрагироваться от ваших личностных переживаний, избавит от необходимости искать нужные слова непосредственно при контакте с другим человеком.
Разделите ежедневные задачи на приятные и неприятные. В течение дня чередуйте их друг с другом. В первой половине дня пару часов посвятите выполнению дел, которые вам не слишком по душе. Потом в течение часа делаете то, что нравится. Выполняйте работу в таком ритме в течение всего дня. Если в вашей работе приятного для вас, кроме общения с коллегами, нет, делайте перерывы на 10-15 минут на разговоры и чаепития.
Визуализируйте свой стресс. Уединитесь, закройте глаза и представьте, как может выглядеть ваше психоэмоциональное напряжение. Для кого-то это может быть комната, доверху заваленная бумагами, для кого-то это агрессивная собака, бегущая навстречу. Из этого состояния задайте себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы совладать со стрессом?» Как правило, ответ приходит сразу же. Например, вы можете почувствовать желание собрать все бумаги в комнате и сложить их в стопки. Это явный отсыл к необходимости структурировать свою деятельность – начните ее планировать. Избавиться от собаки поможет палка, брошенная в противоположенную сторону. Возможно, пришла пора задуматься, а не слишком ли много обязанностей вы на себя взвалили? Избавьтесь от некоторых из них, например, делегируйте кому-то.
Вопрос на собеседовании №23: «Как вы справляетесь со стрессовыми ситуациями?»
Первым делом в ответ на вопрос «Как Вы справляетесь со стрессовыми ситуациями?» Вам захочется ответить:»Например с ситуациями вроде этой?». Если Вы не знали, то собеседование о приёме на работу это очень и очень стрессовая ситуация. И для того чтобы успокоить нервы, Вам стоит подготовиться к тому, что это будет напряжённая ситуация, подготовиться к самому собеседованию как можно лучше и постараться расслабиться перед его началом.
Но всё-таки так шутить в ответ на вопрос мы Вам не советуем. Просто потому, что не стоит показывать интервьюеру, как сильно Вы нервничаете.
Когда Вам задают такой вопрос Вам нужно рассказать о том, как Вы в общем справляетесь со стрессом, но помните, что говорить нужно о работе. Вы можете рассказать историю из собственного профессионального опыта.
Можете ответить так: «Я стараюсь оставаться спокойным, особенно если попадается недовольный клиент. Когда остаёшься спокойным проблему решить гораздо проще.»
Еще пример:»Если ситуация выходит из-под контроля я мысленно разбиваю её на много маленьких шагов или целей. Затем, сосредотачиваюсь на достижении каждой по очереди. Именно так я поступил в ситуации АБВ. У была серьёзная проблема с Х, но я разбил задачу на несколько частей и делал самое важное в первую очередь. Так я смог посмотреть на проблему с другой стороны и, кстати, решили мы её в рекордные сроки.»
В любом случае выберите ответ, который покажет, что Вы можете справиться со стрессовой ситуацией и оставаться продуктивным, и что это не остановит Вас на пути осуществления задачи.
Ну эту фразу можно закончить разными способами для кого-то это Кошмар.
А для некоторых это прибыль,если у них стрессовая ситуация то обычно за многим не следят и сотрудники на этом могут заработать.Так что по моему мнению можно закончить так:Кошмар,стресс,прибыль,интерес,смех.В прочем у всех разные эмоции возникают с этими событиями.
Да не обращайте Вы внимание, пишите дальше, как есть, продолжайте дальше ходить на собеседования, как упертый баран и обязательно найдете работу.
Мы же не знаем, у работодателей своя правда, они тоже пытаются себя обезопасить, так как работники нынче разные.
У нас вот тоже на работе, много раз были случай, когда работник к примеру воровал на работе или уходил в спецодежде, которая выдается предприятием и больше не возвращался, а это же все деньги.Или вот еще одному пару месяцев назад выдали аванс 30 тыс.рублей вперед, а он исчез, телефон отключен, где теперь его искать, из документов только копий, где по прописке он не проживает, а с виду милейший человек был.
В связи со всеми этими событиями, прием на работу теперь ужесточили.
Поэтому, примите этот, как должное, если они Вас не возьмут, это они многое потеряют, а не Вы.Не переживайте и не нервничайте, сейчас просто время такое, мне вот 30 и у меня нет детей, я тоже работу долго искала, все боялись сразу, что в декрет уйду и это была первая причина не брать меня на работу.
Если вы будете приглашать человека из деревни, значит, ему нужно предоставлять жилье. Лучше в свою службу занятости обратиться, в кадровое агентство, развесить объявления возле общежитий, где живут малообеспеченные люди и т.д. То есть понять ГДЕ может обитать нужный вам контингент и именно в этих местах развесить объявления о найме. Чтобы на него обратили внимание, сделайте его ярким, с интересным текстом. Работа всегда нужна, на любую вакансию можно найти человека.
работу через интернет найти реально, именно так нашла работу моя подруга. только требуется не просто разослать резюме, а прозвонить или даже обойти выбранных работодателей. часто бывают случаи когда резюме теряется, я так свое трижды отправляла в одну компанию. самое интересное, что компания то отличная, а вот служба по подбору персонала явно не дотягивает до нужного уровня.
кадровые агентства. честно говоря я разочаровалась, когда вместо собеседования на интересующую меня должность я попала на курс сетевого маркетинга, особенно удивило то, что это одно из тех агентств, которое постоянно на слуху. что касается меня, я работаю в гостинице. сначала позвонила в отдел кадров, куда меня впоследствии пригласили. когда я пришла в назначенное время выяснилось, что интересующая меня вакансия уже закрыта, и их интересуют рабочие иного профиля с последующей возможной сменой сферы. возмущению не было предела, закончилось все тем что я потребовала встречи с руководством. вот уже 8 месяцев как я там работаю. так что дерзайте и боритесь, просто так в руки ничто не придет
Сначала вам надо определиться с вакансией.
Если Вы хотите имигрировать в чужую страну и работать по рабочей специальности,
вроде гасторбайтера,то возможно сайты вам и не понадобятся.
Достаточно просто работать там без документов за минимальную плату.
Судьбе таких людей не позавидуешь,платят им мало,труд адский.
А если вы хотите найти квалифицированную работу там,
то вам потребуется стажировка и тогда возможно вас оставят на месте,
или вы же должны быть сразу классным специалистом,
чтобы вами заинтересовались зарубежные работодатели и пригласили работать зарубежом.
Еще есть лазейка это выйти замуж за иностранца(в вашем случае англичанина)
и остаться работать в этой стране,так многие делают,чтобы заработать свою грин карт.
Или же откровенная проституция с иностранцами безо всяких брачных обязательств,
это ведь тоже заработок.
Я например знала женщину,она периодически приезжала в Москву
и приглашала девушек в Германию в свой бордель.
Они уезжали с ней без проблем и зарабатывали там деньги.
Но если все-таки говорить о приличных людях,то вот
Стресс на работе, стресс от работы
Стресс. Это слово стало привычным для нас. К сожалению, в современном мире стресс стал неотъемлемой частью человеческого существования. Стрессу подвержены абсолютно все люди, но реагируют на него все по-разному. Как правило, стресс имеет неблагоприятные последствия, но может быть и полезным.
Стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.
Ганс Селье
Стресс полезный или вредный?
Вряд ли найдется человек, который с уверенностью скажет, что никогда не испытывал стресс. Стресс-факторы подстерегают нас в любом месте: дома, на улице, на работе. Человек устроен так, что непроизвольно реагирует на все, что происходит вокруг; поэтому и на стресс реакция неизбежна. Как ни удивительно, но она представляет собой защитный механизм. Именно эта защита, заключающаяся в выделении дополнительных резервов — повышении давления, пульса, изменении различных процессов организма, — позволяет человеку справиться с негативными ситуациями.
Эустресс — это положительная форма стресса, ее еще можно охарактеризовать как нормальный стресс. Его цель — сохранить и поддержать жизнь. Сам по себе стресс как реакция организма призван мобилизовать человека — часто он активизирует способности и может наполнить новыми силами.
К сожалению, развитие человечества приводит к тому, что стресс-факторов становится все больше. И человеку приходится расходовать ресурсы организма на то, чтобы справиться с ними. Конечно, незначительные или редкие стрессы вполне безвредны. Но при сильном стрессе или частых негативных событиях ресурсов организма может оказаться недостаточно. Повторяющиеся стрессовые ситуации могут привести к хроническому стрессу и, как следствие, ослаблению здоровья — даже к заболеваниям сердца и неврозам.
Справка. Термин «стресс» произошел от английского слова stress, что в переводе означает давление, нажим, гнет, нагрузка, напряжение. Впервые стресс описал Ганс Селье в 1936 г., определив его как неспецифическую реакцию организма на внешнее воздействие.
Профессиональный стресс
Стрессовое состояние способно вызвать любое событие, в том числе и неблагоприятная ситуация на работе, которая может привести к формированию у человека профессионального стресса. Кроме того, есть некоторые виды высокострессовых работ. К ним относятся, например, сферы обслуживания, управленческая деятельность, работа во вредных или опасных условиях труда. Профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Причины, по которым возникает стресс на работе, разнообразны. Неудовлетворенность сотрудника своей профессиональной деятельностью, конфликты с коллегами, чрезмерная перегрузка, деспотичный руководитель, недовольство зарплатой, отсутствие перспектив карьерного роста — все это может стать причиной профессионального стресса.
Психологи Манчестерского университета исследовали 150 профессий с целью определения у их представителей степени риска развития профессионального стресса. Первое место по 10-балльной «шкале стресса» заняли шахтеры — 8,3 балла. На втором месте оказались полицейские — их риск развития профессионального стресса оценили в 7,7 балла. И 7,5 балла — у пилотов самолетов. По мнению английских психологов, менее всего подвержены профессиональному стрессу сотрудники библиотек — всего 2 балла.
Замечено, что в век развития компьютерных технологий работа стала более стрессовой. На это обращают внимание работодатели и требуют от сотрудников стрессоустойчивости, т. е. умения переносить перегрузки, связанные с профессиональной деятельностью, работать, образно говоря, «под напряжением».
Проявления профессионального стресса
Состояние стресса индивидуально для каждого человека. В одной и той же рабочей ситуации люди ведут себя по-разному. Реакция на стрессовое событие зачастую мгновенна и из-за этого может оказаться непредсказуемой даже для самого человека. Стрессовое состояние часто сопровождается быстрой утомляемостью и чувством усталости, ухудшением памяти и рассеянностью, невозможностью сосредоточиться и, как следствие, частыми ошибками в трудовой деятельности. Подверженные стрессу работники могут проявлять повышенную возбудимость и даже безосновательные вспышки агрессии. Кроме того, на признаки стресса могут указывать частые смены настроения, внезапные сложности во взаимоотношениях с коллегами, нарушения сна, головные боли. Профессиональный стресс неизбежно ведет к потере удовлетворения от своей деятельности.
Стресс влияет не только на работоспособность, производительность и качество выполняемой работы — он воздействует и на состояние здоровья сотрудника. Частые стрессовые ситуации на работе могут привести к соматическим заболеваниям.
Профессиональный стресс развивается поэтапно.
Первая стадия развития профессионального стресса — стадия тревоги. Все начинается в момент столкновения с неким возмущающим работника фактором. Организм вынужден задействовать все возможные защитные механизмы, и поведение человека меняется. Воздействие стресс-факторов может привести к смене состояния на противоположное. Спокойный и сдержанный работник вдруг начинает грубо отвечать или вести себя агрессивно. Активный и коммуникабельный — замыкается в себе, уходит от общения с коллегами, переживая случившееся событие «внутри». Часто эта стадия сопровождается волнением. Как правило, на первом этапе развития стресса прослеживается деформация общения и потеря самоконтроля. Состояние тревоги приводит к тому, что работник уже не может сознательно контролировать свое поведение. Продолжительность этой стадии профессионального стресса индивидуальна для каждого человека и во многом зависит от его личных качеств. Спокойные и терпеливые люди могут долго накапливать внутреннее напряжение. А некоторые отвечают на стресс-фактор мгновенно.
Вторая стадия характеризуется приспособлением к стрессовым условиям. Работник пытается противодействовать стрессу и адаптироваться к нему. Этот этап считается особенно напряженным: человек может потерять контроль над своими действиями, поскольку стресс разрушительно влияет на психику, в тяжелых случаях отмечается даже помутнение сознания. Вот почему в стрессовой ситуации люди часто совершают несвойственные себе поступки — резко и грубо отвечают на вопросы сотрудников и руководителя, подают заявление об увольнении и прочее. Многие впоследствии признаются, что сами не понимают, как могли совершить подобные действия, и жалеют об этом. Данное состояние иначе называется «аффектом».
Когда стрессовая ситуация продолжается длительное время, то наступает третья стадия — истощение резервов организма. Если влияние стресс-фактора не устранено, а психологические и физические ресурсы организма уже исчерпаны — работник больше не может противостоять ситуации и приспосабливаться к ней. Дальнейшее воздействие неблагоприятных обстоятельств может привести к хроническому стрессу. Долго длящаяся стадия истощения часто приводит к болезням. Также следствием непрекращающегося стресса может стать профессиональное выгорание работника.
Причины возникновения профессионального стресса
Причин возникновения профессионального стресса в наше время предостаточно. Самые частые из них — организационные факторы на работе, условия труда и атмосфера в коллективе.
Особое влияние на развитие профессионального стресса оказывают перегрузки. Неправильное планирование рабочего времени, неравномерное распределение заданий, большие объемы работы приводят к физическому и умственному напряжению. Недостаточная загруженность сотрудника также может стать причиной стресса. Если он недополучает нормального объема работы, не имеет возможности в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал, то чувствует себя обделенным, тратя силы и время на «отсиживание часов».
Соответствие организации рабочего места потребностям сотрудников тоже очень важно. Плохая освещенность, сквозняк или душное помещение, постоянно звонящий телефон (если деятельность не связана со звонками) мешают сосредоточиться. Раздражение и напряжение нарастают — нетрудно представить, к чему это приводит к концу рабочего дня.
Многие психологи отмечают, что профессиональный стресс чаще всего возникает на фоне межличностных конфликтов. Любое столкновение с коллегами или руководителем создает стрессовую ситуацию. Стиль управления непосредственного начальника оказывает влияние не только на работников, но и на общую атмосферу в коллективе. Нередко сам руководитель становится источником стресса. Чрезмерный контроль, завышенные требования, использование методов негативной мотивации — все это неизбежно приводит к психологическому напряжению сотрудников. А для начальника причиной стресса нередко становится халатность и небрежность подчиненных.
Руководители вообще работают в режиме постоянного стресса. На них всегда возлагается огромная ответственность за деятельность и за принятие решений. Это разрушительным образом отражается на психике управленцев высшего звена.
Все причины, связанные с работой, а также отсутствие возможности у сотрудника повлиять на них неизбежно приводят к накоплению напряжения и, как следствие, к стрессу.
Отношение к стрессу
По данным исследования 50% трудящихся испытывают стресс на рабочем месте. При этом 25% участников опроса заявили, что испытывают стресс на работе ежедневно. 26% респондентов считают стресс неотъемлемой частью рабочего процесса. И только 24% опрошенных полагают, что трудятся в нормальной рабочей обстановке без стресса.
Профессиональный стресс — проблема не только персонала, находящегося под влиянием стресс-факторов, но и всей организации. Очевидно, что «обладатели» стресса не могут в полной мере отдаваться работе. Отсюда — снижение производительности труда, качества работы и увеличение текучести кадров.
О влиянии стресса на персонал организации должны задуматься, в первую очередь, руководители, специалисты HR-служб и организационные психологи. Ведь предупредить всегда легче, чем исправлять последствия, приведшие к критической ситуации. Для начала надо позаботиться об условиях труда. Если обстановка на рабочем месте заставляет людей находиться в постоянном напряжении, то стресс неизбежен.
Чтобы предупредить развитие профессионального стресса, необходимо создать благоприятный климат в коллективе. Для руководителей важно правильно организовывать работу своих подчиненных. Нужно распределять обязанности между сотрудниками подразделения так, чтобы каждый четко знал свой участок ответственности. Следует давать людям возможность самостоятельно определять порядок выполнения заданий. Всегда должны быть такие поручения, для которых человек будет сам выбирать пути их выполнения.
Необходимо соблюдать оптимальные объемы поручаемой работы. Также следует держать сотрудников в курсе рабочих событий. Недостаток информации может вызвать дополнительное напряжение в коллективе.
Как справиться со стрессом на рабочем месте
Ганс Селье в своей книге «Стресс без дистресса» писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни». Вот почему важно научиться реагировать на стрессовые ситуации так, чтобы реакция наносила как можно меньший вред здоровью.
Простые правила поведения в стрессовой ситуации помогут вам ослабить или предотвратить стресс.
Чтобы эффективно справляться со стрессом, необходимо хорошо знать его симптомы. Понаблюдайте за собой. Вспомните и проанализируйте, как вы реагируете на стрессовые ситуации: какие испытываете эмоции, как меняется ваше поведение, каковы первые действия? Вам необходимо понять свою первую реакцию на стресс-факторы. Знание этого поможет вовремя начать применение антистрессовых методов, тем самым — нейтрализацию негативных эмоций. Существуют разные методы профилактики и борьбы со стрессом. Важно подобрать наиболее приемлемые для себя и использовать их в нужный момент. Методы нейтрализации стресса также должны быть удобны для использования в условиях рабочей обстановки. Так вы не запустите ситуацию и не доведете себя до стадии истощения или хронического стресса.
Справка. Существует много методик измерения уровня профессионального стресса. Определить его наличие можно с помощью методик Ю. В. Щербакова «Тест на профессиональный стресс» и «Комплексная оценка проявлений стресса». Опросник Вайсмана «Оценка профессионального стресса» поможет выявить уровень стресса.
Победить стресс на работе помогут несколько нехитрых способов.
Научитесь переключать свое внимание. При наступлении неприятного события нужно отвлечься от стресс-фактора и сосредоточиться на других вещах: подойдите к окну и посчитайте припаркованные машины или проходящих мимо прохожих; выйдите из кабинета и поговорите с коллегами на нейтральные темы; обсудите погоду или поделитесь планами на предстоящие выходные. Главное — не запускать ситуацию. Нельзя накапливать напряжение, постоянно думать о событии, вызывающем стресс.
Всегда держите под рукой фотографию, которая вызывает у вас только приятные воспоминания. Вы можете хранить распечатанное изображение, или установить его в качестве заставки на рабочий стол компьютера, или сохранить в своем телефоне. Главное — чтобы на изображении вы обязательно были в хорошем настроении и с улыбкой. Воспоминания о приятно проведенном времени помогут вам быстро отвлечься от навалившихся проблем и снять напряжение.
Настраивайте себя на позитив. Помните, что из любой ситуации можно найти выход; любую проблему можно преодолеть, если подобрать правильные пути ее решения. Если вы будете думать, что для вас данная ситуация неразрешима, вы только «загоните себя в угол», и стресс будет уже неизбежен.
Научитесь извлекать пользу из любого события. Это не просто, и видеть позитив в напряженных ситуациях нужно научиться. Предположим, у вас много работы. Не жалуйтесь! Постарайтесь найти в этом плюсы: вы хороший специалист, поэтому работу поручают именно вам; вы получите хорошие навыки в данной области; вам всегда поручают новые проекты или задания, для выполнения которых нужно дополнительно учиться. Так, у вас появится новый опыт работы, или вы приобретете новые знания. Если вас ругает руководитель по поводу и без, взгляните на это с другой стороны — подумайте, сколько обязанностей и ответственности у вашего начальника. Наверное, он так устал, что его раздражает каждая мелочь. Постарайтесь не принимать близко к сердцу его слова. Помните, что он недоволен выполнением работы, а не лично вами. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. Исправьте допущенную ошибку — это ваш дополнительный опыт в работе и общении. На скандальных коллег тоже можно научиться смотреть позитивно. Задумайтесь об их жизни; возможно, демонстрируемое поведение — это результат их личных проблем. Абстрагируйтесь от чужого негатива. Улыбнитесь и не поддавайтесь на провокацию!
Лучший способ борьбы со стрессом — конечно же, отдых. Делайте небольшие перерывы в течение рабочего дня. Просто закройте глаза, подумайте о чем-то хорошем и приятном. Даже две минуты отдыха помогут вам расслабиться и продолжить работу с новыми силами. Устраивайте такие минутки отдыха для себя каждый час.
Признано, что физические упражнения активно снимают стресс. Отвлекитесь ненадолго от работы и сделайте разминку. Если ваша профессиональная деятельность не позволяет вам совершать физические упражнения на работе, вы можете сделать гимнастику для пальцев рук и ног, не вставая с рабочего места. Кроме того, это даст вам дополнительный заряд бодрости.
Постарайтесь правильно организовать свой рабочий день. Составьте список дел, которые нужно выполнить в течение дня. Реально оценивайте свои силы и не беритесь за все сразу.
Помните, что стресс выбирает себе в жертву тех, кто делает все сверх меры, не учитывая своих сил.