н и пирогов о связи общего и профессионального образования
Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова
Н.И. Пирогов родился 13 ноября 1810 года в Москве в семье небогатого интендантского чиновника военного ведомства. Первоначальное образование он получил дома, занимаясь под руководством студентов Московского университета. В 1822 г. Пирогов поступил в частный пансион, проучившись 2 года, он вынужден оставить его из-за недостатка средств. Н.И. начал готовиться в университет, в который поступил в 1824г. в 14 летнем возрасте на мед. факультет. А закончил его в 1828 г. со званием «лекаря первого отделения».
Первоначально Пирогов много внимания уделяет изучению анатомии человеческого организма, препарируя на трупах, затем сравнительной физиологии, экспериментируя на животных, и только после этого приступает к практической деятельности как хирург. В изучении анатомии и физиологии человека он видел основной фундамент хирургии. Это был принципиально новый подход к познанию хирургии как науки и новое направление в дальнейшей разработке её теоретических основ. Докторская диссертация, построенная на результатах экспериментально-хирургических исследований, была успешно защищена в 1832 г.
В 1837 г. – профессор.
С 1841-1856 гг. Пирогов проработал в Петербургской медико-хирургической академии. Это были годы расцвета его таланта как учёного, хирурга и преподавателя.
За этот период издаётся ряд научных трудов, которые принесли Н.И. всемирную славу, а 2 из них удостоены полных Демидовских премий Академии наук. Среди них «Патологическая анатомия азиатской холеры», «Топографическая иллюстративная анатомия».
В 1847г. – присваивается звание академика Медико-хирургической академии.
В 1854г. Пирогов выехал добровольно в первую командировку в Крым. Участие в Севастопольской обороне закрепило за ним славу родоначальника военно-полевой хирургии.
После окончания Крымской войны Пирогов подаёт рапорт об уходе из Медико-хирургической академии, мотивируя это своим расстроенным здоровьем и домашними обстоятельствами. Время увольнения в 1856г. совпало с публикацией в журнале «Морской сборник» первой пед. статьи Н.И. «Вопросы жизни», в которой автор подверг критике существовавшую систему воспитания, образования и обучения. Статья привлекла к себе внимание прогрессивной общественности России глубиной поставленных вопросов и способами их решения, убедительностью доводов и формой изложения. Н.И.Пирогов заявил о себе как о крупнейшем теоретике и мыслителе в области педагогики. В 1856г. был подписан указ о назначении Пирогова попечителем Одесского округа.
Административно-педагогическая деятельность Пирогова в Одессе была сложной и многогранной. Для выяснения состояния народного образования в округе он посещает учебные заведения в городах и захолустных местечках, знакомится с бытом учащихся и учителей.
Чтобы ознакомиться с методами и ходом преподавания, он присутствует на уроках, беседует с учителями и руководством, принимает участие в заседаниях педсоветов. С целью улучшения уровня обучения Пирогов рекомендует учителям обмениваться опытом работы, изучать лучший из них, дает непосредственные указания и советы в циркулярах, осуществляет личный контроль за их исполнением.
Познакомившись с состоянием образования в учебном округе, он пишет докладную записку Министру народного образования Норову «О ходе просвещения в Новороссийском крае и о вопиющей необходимости преобразования учебных заведений (1857г.)». В ней излагает основные причины неудовлетворительной организации образования в округе, продолжая развивать свои взгляды о вреде раннего специального образования в ущерб общечеловеческому: что общечеловеческое образование, основанное на началах гуманизма, способствует воспитанию человека с высоконравственными качествами, человека честного и правдивого.
Социально-педагогические позиции Пирогова наиболее ярко проявились в его борьбе за общедоступную бессословную школу. Будучи сторонником всеобщего образования Н.И. постепенно добивается расширения приема в привилегированные учебные заведения округа, что постепенно разрушало сословные рамки школьной системы образования и подтверждало единство его теоретических взглядов и действий в данном вопросе.
В связи со слабым знанием отечественного и иностранных языков в учебных заведениях округа Пирогов принимает меры к усилению их изучения, видя в этом не самоцель, а средство познания наук. Пирогов подготовил открытие университета в Одессе.
Пирогов стремится реорганизовать газету «Одесский вестник», использовать ее в целях распространения просвещения в крае. Однако его обвинили в свободомыслии и подрыве авторитета местных властей. В результате «полетевших на него с разных сторон доносов» он был переведен 11 июля 1858 г. в Киев. (2 года был попечителем в Одессе).
В Киевском округе постановка школьного дела мало чем отличалась от Одесского (попечитель Киевского учебного округа).
Много внимания Н. И. уделял улучшению профессиональной подготовки учителей.
В декабре 1858-1859 г.г. учредил педагогическую семинарию при Киевском университете. Предпринимается ряд срочных мер по улучшению преподавательского состава учебных заведений округа (система конкурсов). Всячески способствовал открытию воскресной школы для взрослых.
Успех педагогики в учебных заведениях, по мнению Н.И. Пирогова, зависит от «правильности и гармонического единства действий, главных ее деятелей». Он уделял большое внимание правилам для учащихся и учащим по вопросам учебным и нравственным. «Правила о поступках и наказаниях учеников», «Правила о переводных экзаменах», «Об отметках и экзаменах». Ввел в практику посещение уроков друг у друга, поощрял методические искания и находки; методы литературной беседы, внеклассного чтения.
Усиление полицейского надзора за студенческой молодежью в конце 50-начале 60-х г.г. вызвало студенческие волнения. В Киевском университете при попечительстве Пирогова студенты пользовались демократическими свободами: для них были учреждены библиотека и лекторий, касса взаимопомощи и суд, расширены сходки студентов. С 1860г. студенты должны были подвергаться надзору полиции вне зданий университета. Позиция Пирогова по этому вопросу расходилась с генерал-губернатором. Это и послужило одной из причин увольнения 11 марта 1861г.
Через год Пирогова командировали за границу. Осуществлял подготовку молодых людей для дальнейшего обучения и работы за границей. В 1866г. вышел указ об увольнении Пирогова в отставку. Поселившись в своем небольшом имении на Украине (г. Винница) Н. И. продолжал частную врачебную деятельность, к педагогической деятельности он больше не возвращался.
Во время русско-турецкой войны по просьбе общества Красного Креста Пирогов выезжал в действующую армию, на места сражений, для организации помощи раненым и больным.
23 ноября 1881 г. Н. И. Пирогов скончался (в своем имении на Украине).
Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Пирогова
Николай Иванович Пирогов родился в 1810 году в Москве. Окончив медицинский факультет Московского университета, он готовился к защите диссертации доктора медицины в Дерпте, а после защиты отправился на два года в Германию усовершенствовать свои знания. В 26 лет он стал профессором хирургии и работал сначала в Дерпском университете, а потом в Петербургской Медико-хирургической академии. Во время осады Севастополя в 1854 по личной инициативе во главе общины «сестер милосердия» отправился на фронт, где провел тысячи операций. Теоретические работы Пирогова по хирургии и практическая деятельность в этой сфере принесли ему славу отца военной хирургии и великого ученого.
В 1856 вышла статья Николая Ивановича «Вопросы жизни», в которой освещались важные вопросы воспитания. Передовые идеи об общечеловеческом воспитании, изложенные в статье, обратили на себя общественное внимание и принесли имени автора широкую известность. В этом же году Пирогова назначают попечителем Одесского учебного округа. Отношение Александра ІІ к Пирогову было резко отрицательным, по той причине, что царь считал его «красным» (на самом деле он был либералом), но назначение на этот пост создавало видимость заботы правительства об образовании народа. На этой должности Пирогов находился два года, во время которых старался повысить значение педагогических советов в гимназиях, вселял педагогам мысль о гуманном отношении к ученикам, подготовил открытие Одесского университета. Из-за либеральной деятельность Пирогова генерал-губернатор Одессы заподозрил его в подрыве авторитета власти и свободомыслии, поэтому его перевели на аналогичную должность в Киев. Здесь он не переставал улучшать работу школ, поощрял методические изыскания преподавателей, рекомендовал им посещать уроки коллег, реализовал в гимназиях внеклассные литературные беседы и всячески способствовал открытию одной из первых школ воскресного обучения для взрослых.
В 1861 он был уволен с должности попечителя Киевского учебного округа и назначен на должность руководителя студентов, готовящихся к профессуре заграницей. В 1866 правительство лишает его и этой должности и Пирогов отправляется в свое имение на Украине, где великий педагог, хирург, общественный деятель и крупнейший ученый скончался в 1881году.
Содержание Свернуть
Педагогические взгляды Пирогова
В своих работах Пирогов критиковал сословную школу и раннюю утилитарно-профессиональную выучку, которую царское правительство стремилось ввести за счет снижения уровня общего образования. Официальному курсу образования он противопоставил идею общечеловеческого воспитания, предполагающего подготовку к жизни в обществе высоконравственного человека, имеющего широкий умственный кругозор. Он писал, что главным результатом воспитания должно стать «быть человеком», а для этого до определенного возраста все должны руководствоваться плодами единого нравственно-научного просвещения. Пирогов выступал против ранней специализации детей, сужающей их кругозор и тормозящей их нравственное развитие. Он указывал на необходимость широкого общего образования как основы профессионального обучения.
Главной идеей статьи «Вопросы жизни» было защитить общечеловеческое образование, она вызвала ряд откликов со стороны педагогической общественности и положительную оценку либеральной, демократической и революционно-демократической прессы. Однако последние сопоставляли понятие высоконравственного человека с понятием стойкого революционера, борца с царизмом, а в понимании Пирогова идеал человека наделен чертами абстрактного гуманизма.
Николай Иванович подготовил новый проект школьной системы, направленность которого заключалась в противостоянии сословной школе. По его мнению, двухлетняя начальная школа должна была стать основой школьной системы, после ее окончания каждому открывался доступ в среднюю школу. Школьную систему Пирогов строил согласно принципу единой школы. Она должна была состоять из нескольких ступеней, на каждой из которых предполагался сравнительно короткий срок обучения – два года начальной школы, четыре года неполной средней школы (прогимназии) двух типов, трех- и пятилетнее обучение в гимназии двух типов и высшая школа (высшие специальные учебные заведения и университеты). Пирогов основное место в системе средней школы отводил греческому и латинскому языкам, русской литературе и языку, истории и математике. Реальной средней школе он предпочитал классическую. В классической гимназии обучение проходило на два года дольше, учебный план имел общеобразовательный характер, а в реальной преобладали прикладные предметы. Первые два класса обеих гимназий предполагали практически одинаковый курс обучения. Выпускники реальной гимназии могли поступать в высшие специальные учебные заведения, а выпускник классической имели возможность поступить и в университет. Также Пирогов предлагал снизить плату за обучение, чтобы предоставить возможность получить высшее образование неимущим.
Работа школ и гимназий
Во время работы в учебных округах Пирогов призывал учителей отбросить устаревшие догматические способы преподавания и внедрять новые методы. Он обращал внимание на необходимость развивать умственные способности учащихся, будить их мысли, прививать навыки самостоятельности в работе. Самым главным для успешности обучения, по мнению Пирогова, было возбуждение внимания и развитие интереса учащихся к учебному материалу. Он выделял несколько основных дидактических принципов – активность, осмысленность обучения и наглядность.
В работе педагогических советов гимназий с подачи Пирогова появились значительные улучшения – расширилось содержание обсуждаемых вопросов, в систему были введены обмен мнениями и доклады по дидактическим вопросам, поощрялись методические искания учителей. Он требовал, чтобы руководители гимназий и учителя изучали самих учащихся и их успеваемость. Перевод из класса в класс Пирогов предлагал осуществлять согласно результатам годовой успеваемости, а отношение к экзаменам по переводу в следующий класс у него было негативное, т.к. в них он видел значительный элемент формализма и случайности.
Что касается преподавания в высшей школе, то Пирогов рекомендовал профессорам чаще проводить беседы со студентами, семинары, практические занятия, развивать у них навыки самостоятельной работы, привлекать крупных ученых.
Дисциплина учащихся
По мнению Пирогова, хорошая дисциплина – одно из самых важных условий нравственного воспитания и успешного обучения. Присущие школам того времени казарменный режим и произвол он осуждал и требовал при поддержании дисциплины сменить бездушное отношение к ученикам на сердечность и гуманность. Если у ученика случался проступок, педагог должен был учитывать все обстоятельства, при которых он его совершил, оценить его беспристрастно, довести до сознания ребенка его вину и то, что наказание за проступок справедливо.
В опубликованной в 1858 году статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?», являвшейся откликом на отчет директора одной из гимназий, Пирогов резко осудил телесное наказание ребенка и доказывал, что это антипедагогично и развращает детей, уничтожает в них стыд, поэтому их розги следует отменить.
В 1859 году в опубликованном циркуляре автор продолжил рассматривать вопрос о наказаниях учеников, но не был в нем до конца последовательным. Так, принципиально отвергая розгу, он все же считал, что на практике без нее обойтись нельзя, поэтому применять ее следует лишь в исключительных случаях и по постановлению педагогического совета. Когда со справедливой критикой такой двойственности выступил Н. А. Добролюбов, Пирогов опубликовал отчет о правилах наказания проступков учеников, в котором сослался на то, что правила выработали директора Киевского округа на совещании, а он не имеет права исправлять коллегиальное решение. При этом Пирогов сообщил, что нововведенные правила за год значительно снизили количество применений телесных наказаний.
Педагогические идеи Пирогова — источник практической деятельности и научного творчества для многих. До сегодня они остаются близки преподавателям актуальностью своих проблем – единство жизни, школы, педагогической науки и практики, воспитание личности и гуманный подход к каждому.
Педагогические взгляды Н.И.Пирогова.
Педагогические взгляды и деятельность Н.И Пирогова.
Педагогическая деятельность Н. И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов (1810—1881) родился в Москве. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицины в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний.
B возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.
В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной «сестер милосердия».
Здесь, на театре военных действий, Пирогов отдавал все свои силы лечению раненых воинов. Им было произведено несколько тысяч операций. Его теоретические работы по хирургии и практическая деятельность в качестве хирурга заслуженно принесли ему славу великого ученого, отца военно-полевой хирургии.
В 1856 году появилась статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.
В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его «красным» (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течение двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназий, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь он продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей, ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.
Когда в 1861 году Пирогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы. Герцен написал в «Колоколе», что увольнение Пирогова — это «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся».
Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.
Педагогические взгляды Н. И. Пирогова. Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания. В статье «Вопросы жизни» и в других своих педагогических сочинениях Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание»,— писал Пирогов, указывая, что для этого все до известного возраста, когда определяются склонность и способности, «должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения». Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, односторонний специализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку»,— восклицает Пирогов, указывая, что основанием профессионального обучения должно быть широкое общее образование.
Статья «Вопросы жизни», главной идеей которой была защита общечеловеческого образования, произвела большое впечатление на современников, вызвала ряд откликов на нее со стороны передовой педагогической общественности. Ее приветствовала как буржуазно-либеральная, так и буржуазно-демократическая и революционно-демократическая пресса. Однако революционеры-демократы под высоконравственным, культурным человеком понимали стойкого революционера — борца с крепостничеством и царизмом; идеал человека, как его понимал Пирогов, сформулирован в духе абстрактного гуманизма.
Система народного образования и проблемы дидактики. Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя начальная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систему он строил по принципу единой школы.
Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно непродолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы — прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту систему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).
Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латинскому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет общеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профессиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое реальной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классической гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение латинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую работу. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.
С целью облегчить получение высшего образования неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.
В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешности обучения. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.
Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические искания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.
Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость. Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.
К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы.
Проблемы дисциплины учащихся. Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.
В своей статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), которая явилась откликом на служебный отчет директора гимназии Одесского учебного округа, Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розг антипедагогично, что телесные наказания уничтожают в ребенке стыд, развращают детей и должны быть отменены.
Однако он не был до конца последовательным в этом вопросе. В следующем, 1859 году Пирогов опубликовал циркуляр по Киевскому учебному округу «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором, принципиально отвергая розгу, на практике считал, однако, невозможным обойтись без нее и лишь советовал применять ее в гимназиях как исключительную меру и только по постановлению педагогического совета.
Когда Н. А. Добролюбов выступил со справедливой критикой этой позиции и двойственности Пирогова, тот опубликовал «Отчет о следствиях введения по Киевскому учебному округу правил о проступках и наказаниях учеников гимназий». Он ссылался на то, что эти правила были выработаны совещанием директоров Киевского учебного округа, и он, попечитель округа, не считал себя вправе отменять или исправлять коллегиальное решение. Пирогов указывал, что в результате введения «Правил» число случаев применения телесных наказаний за год снизилось в несколько раз по сравнению с предыдущими годами.
Добролюбов ответил новой статьей, бичующей примиренчество Пирогова и отказ его от ранее провозглашенных прогрессивных принципов.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему