мясо в мире победившего земледелия
Мясо в мире победившего земледелия
От ритуальных жертвоприношений к стейкам и ветчине
В споре между системами питания оседлых земледельцев и скотоводов-кочевников победа за явным преимуществом досталась земледельцам. Ныне даже кухню монголов, одного из немногих народов, сохранивших верность скотоводческой традиции, нельзя представить без мучных блюд. Но как ни парадоксально, одним из важнейших признаков причастности к той или иной группе людей служит не зерно, а мясо. Оно стало своего рода определителем этнической, религиозной, экономической, социальной, хозяйственной, а то и гендерной принадлежности. Мясо обозначило четкое размежевание между христианами и мусульманами. Между монахами и мирянами. Между богатыми и бедными. Оно стало грехом, искусом, испытанием. И одновременно радостью, праздником, символом успеха. О мясе и его роли в истории культуры рассказывает эта книга.
Анна Павловская — доктор исторических наук, профессор МГУ. В издательстве «Ломоносовъ» выходит цикл ее книг, посвященных влиянию еды на формирование человеческой цивилизации. «Мясо в мире победившего земледелия» — пятая книга цикла.
Приглашаем Вас посетить стенд D -2
издательства «Ломоносовъ» на 23-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы.
Ярмарка состоится 02–06 декабря 2021 года
в Гостином дворе (ул. Ильинка, 4).
В книге рассказывается о культуре и быте Англии в период, вобравший правление пяти династий — Плантагенетов, Ланкастеров, Йорков, Тюдоров и Стюартов. В эти три без малого века были избавлены от крепостной зависимости крестьяне, создана передовая промышленность, построен флот, сделавший Англию на долгие годы владычицей морей, страна вышла из‑под власти католической церкви и тем самым избежала ужасов инквизиции. А главное — в Англии возникли условия для свободного развития человеческой личности, в чем она на десятилетия, а то и столетия опередила континентальную Европу. Все это сформировало английский национальный характер, в котором сплелись уважение к личной свободе, трудолюбие и высокомерие по отношению к тем, чей образ жизни не соответствует британским стандартам. Книга изобилует подробностями английского быта. Перевод сделан специально для настоящего издания.
Книга Игоря Павловского посвящена возникновению и становлению древнерусской аристократии. Автор спорит с такими корифеями отечественной исторической науки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С. Б. Веселовский, и, по сути, выдвигает собственную концепцию формирования власти на Руси, одновременно пытаясь прояснить вопросы русской истории, которые до сих пор остаются без четких ответов. Какова была роль веча? Какое место в государстве занимало боярство? Как далеко распространялась власть князя? Кто начал земские реформы? Где искать истоки опричнины? Попутно он делает вывод, что Иван Грозный был ничуть не меньшим западником, нежели Петр I, и приводит на этот счет весомые аргументы. В основе книги русские юридические документы, в том числе малоизвестные из зарубежных архивов; иностранные, прежде всего скандинавские, источники; свидетельства иноземных путешественников; произведения фольклора и т. д.
Авторы, историки медицины, до предела насытили свой текст информацией, которая совершенно неизвестна широкому читателю, а возможно, и большинству медиков. Они рассматривают причины и ход эпидемий чумы, очерчивают существующие и поныне ее природные очаги, в том числе на территории нашей страны. О чуме рассказывается не только и не столько как о болезни, но прежде всего как о явлении, которое несколько раз меняло вектор развития человеческой цивилизации. В итоге получилось увлекательное и весьма познавательное чтение, охватывающее историю чумных катастроф от первой зафиксированной в источниках Юстиниановой чумы в 531–589 годах до Великой чумы в Марселе 1720–1721 годов — последней в истории. Пока последней, намекают авторы, ибо чума никуда не делась: ее возбудитель бактерия Yersinia pestis дремлет в природных очагах и в любой момент может вернуться.
Князь Андрей Юрьевич Боголюбский — одна из самых недооцененных личностей в нашей истории. Правнук византийской принцессы, внук англосаксонского короля, сын половецкой княжны, он возмечтал об объединении Руси под своей властью. При нем центр раздираемой усобицами страны сместился на северо-восток, а Владимиро-Суздальское княжество, будущее ядро Российского государства, стало одним из сильнейших на Руси. Сделав своей столицей Владимир, он развернул здесь строительство и всего за несколько лет превратил город в соперника увядающего Киева. Оправдывая свое прозвище, князь основал множество храмов и учредил один из главных православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Это послужило одной из причин того, что написанная Николаем Ворониным биография Андрея Боголюбского не смогла преодолеть рогатки советской цензуры. Автора обвинили в «поповщине», набор рассыпали, однако сохранился оттиск, который и лег в основу настоящего издания.