мясо конкорд в армии что это
Кто и как кормит российскую армию сегодня
О том, что качество питания в солдатских столовых оставляет желать лучшего, знают многие. Однако причины столь плачевного положения дел и виновники сложившейся ситуации, к сожалению, никому неизвестны. На этот вопрос попыталась ответить группа независимых журналистов, инициировавших проведение собственного расследования.
Согласно информации, представленной на сайте государственных закупок, на обеспечение питания в учреждениях Министерства обороны АО «Военторг» выделяет пятьсот миллионов рублей. Помимо этого, сообщается о переходе армии в режим аутсорсинга. Однако это никак не повлияло на ситуацию в армейских столовых. Солдаты по-прежнему недополучают мясо, а ответственные лица включают в меню пропавшие продукты и проворачивают другие махинации. Как утверждают правозащитники, от солдат поступает большое количество жалоб на качество питания. К примеру, за последние пару лет поставщикам было предъявлено более пятидесяти исков.
Журналистам также удалось выяснить, что военная прокуратура занимается проверкой военчасти №****. Имеется информация о заселении солдат в казарменные помещения, не предназначенные для нахождения в них людей в силу отсутствия нормальных условий. Речь идет о заброшенных помещениях.
Как утверждают матери матросов, изобилие мяса, овощей, фруктов и прочих продуктов, о которых постоянно утверждают в Министерстве обороны, может и есть в других частях, однако не здесь. Сюда продукты доставляют из Кронштадта.
Журналисты попытались пообщаться с представителями этой части, но получили вполне ожидаемый отказ. Как утверждают в совете матерей, это не единственная часть, где солдаты содержаться в ужасных условиях.
Например, в частях №**** и №**** срочников кормят зловонной тушенкой, срок годности которой истек несколько лет назад.
Нарушения норм
Как ни странно, но не только солдаты «вечно жалуются» на питание. Некоторые офицеры, занимающиеся контролем солдатских столовых, разделяют их мнение.
В Хабаровске в одной из бригад части №**** солдаты недополучали порцию сала. Согласно документам, вес порции должен составлять 20 граммов, но по факту выдавалась лишь 15. Более того, ужинать солдатам приходилось не жареной горбушей (как это было прописано в отчетах), а обычной камбалой. Нормальных овощей на складе не нашлось – все либо гниют, либо покрыты плесенью. В некоторых частях волгоградской и амурской областей продукты хранились без соблюдения элементарных санитарных норм.
Но на этом страшные истории не заканчиваются. Так, в краснодарской школе кадетов в ходе проведения очередной плановой проверки была выявлена кишечная палочка. Это не выдумка журналистов, скептики могут лично убедиться в правдивости фактов, изучив дело арбитражного суда.
Судя по документам, поставкой продукции занималась организация «****», которую суд неоднократно признавал виновной (более десяти раз) и привлекал к ответственности за проворачиваемые махинации. Разумеется, фирма и сейчас не согласна с выдвинутым обвинением, в котором говорится о ненадлежащем выполнении условий контракта. Сейчас ей грозит штраф в 80 тысяч рублей.
Как упоминалось выше, в течение двух лет было составлено более пятидесяти исков на поставщиков, представляющих собой двадцать различных компаний. В целом сумма всех исков достигает пяти миллионов рублей. Основная причина обращений в суд – махинации с поставками.
Если ООО «Общепит» пыталась «сэкономить» аккуратно, то ООО «***» проявляла откровенную наглость, наполовину урезая порции мясных блюд.
Также особо не церемонились с пайком солдат-срочников в Знаменской военной части. По итогам проведенной ревизии стало понятно, что в течение года порция тушеной говядины вместо положенных 66 граммов составляла лишь 28. Бифштекс весил 48 граммов, а по документам каждому солдату полагалось вдвое больше – 84 грамма.
Разумеется, подобные махинации проводились не только с мясными блюдами и гнилыми овощами. Аналогичная ситуация состояла с супами, рыбой, крупами, мукой и прочими продуктами. Большое количество претензий выдвигалось к неудовлетворительному санитарному состоянию продовольственных складов и кухонь.
Аутсорсинг
Интегратором аутсорсинга является бывший министр А. Сердюков, который в 2010 году решил перевести армию на принципиально новую систему питания. По его мнению, это помогло бы вооруженным силам РФ не отвлекаться от основных задач. Идея, казалось бы, хорошая и преследует благие цели, однако все не так просто.
Стоит уточнить, что гражданские компании сотрудничают с армией посредством АО «Военторг». С этой компанией Министерство обороны заключило контракт на организацию питания армии РФ. «Военторг» же принялся активно привлекать к сотрудничеству гражданские фирмы.
Весной 2013 года разразился серьезный скандал. Три компании, занимающиеся поставками, обратились в Минобороны с жалобой на действия «Военторга». Дело в том, что эти предприятия незаконно лишились действующих контрактов. Их место заняла некая группа компаний «Конкорд». Итогом жалобы стало увольнение руководителя АО «Военторг» М. Лопатиной, но сути проблемы это не изменило. Как и прежде, 92% контрактов остались за «Конкордом», остальным фирмам достались оставшиеся 8%. «Конкорду» удалось заключить контрактов на 92 миллиардов рублей.
Учредителями этой организации являются фирмы «Конкорд Менеджмент и Консалтинг» и «Конкорд М». Первую возглавляет мать бизнесмена Виолетта Пригожина. Вторая компания специализируется на организации питания для УПД (Управление Делами Президента). Помимо этого, господин Пригожин также является соучредителем нескольких других организаций. Контракты каждой из них исчисляются десятками миллионов рублей. В организацию его матери входит 11 фирм, осуществляющих деятельность в самых различных областях, включая строительство.
«Военторг»
После тщательного изучения сайта «Военторга» журналисты насчитали 20 компаний, которые занимаются организацией питания в силовых структурах. Из названия размещены в открытом доступе и читатели могут самостоятельно ознакомиться с ними. При этом многие обратят внимание на тот факт, что ни компаний г-на П., ни фирм его матери в списке нет! Тем не менее, некоторые из них так или иначе связаны с «Конкордом».
Например, фирмой «****» в 2009 году руководила И. М., она же в 2011 году была главой компании «Кредо», которой владел П. Более того, в 2013 году М. руководила фирмой «Конкорд М». Журналистам удалось выяснить, что у компании «Ресторансервис Плюс» и «Комбинат питания «Конкорд» совпадают номера телефонов. Этот же номер отмечен в контактных данных еще двух компаний, которые входят в заветную двадцатку.
Однако в арбитражном деле говорится, что сумма контракта, заключенного компаниями «***» и «***» осенью 2012 года, составляет почти 2 миллиарда рублей!
Владельцем ООО «Общепит» является П. А.. На самом деле, он и А. П. основали саму компанию «***», а также предприятие «***». Помимо этого, Петровой принадлежит «***», связанная договорными обязательствами с «Военторгом». Между тем, в списках госконтрактов журналистам не удалось найти доказательств заключения этой фирм каких-либо контрактов с госструктурами.
На эти вопросы журналисты хотели получить ответы у представителей «Конкорда», направив им соответствующий запрос. Однако желаемой реакции не дождались.
Аналитическая компания IST-Budget, специализирующаяся на изучении тендеров, отметила, что электронные торги, которые связаны с обеспечением армии общепитом, начали проводиться еще в 2008 году. За это время на оплату подобных заказов было выделено свыше 11 миллиардов рублей.
Если внимательно изучить официальный сайт Государственных закупок, то можно увидеть, что «Военторг» работает лишь с определенными фирмами. Именно им доставались тендеры на организацию питания.
Солдатское меню
Министерство обороны схемами «Военторга» не интересуется.
Если верить информации, представленной на сайте «Военторга», все столовые в воинских частях работают по принципу «шведских столов». Обеденное меню состоит из двух типов салатов, а также салат-бара (возможность самостоятельной компоновки). Кроме того, предоставляется два вида супа, напитки (сок или компот), горячие блюда и гарниры по три вида на выбор. Вот только солдаты почему-то жалуются на качество питания, особенно в Ломоносове.
В зимний период, чтобы военнослужащий мог быстро восстановить силы, ежедневно положено выдавать по 20 граммов сала-шпик. Помимо этого, в рацион входит выпечка булочки, кексы, пряники, печенья, а также пирожки и ватрушки. Все в пределах 45-60 граммов.
Как утверждает С. Кривенко (координатор организации «Гражданин и армия»), аутсорсинг весьма положительно отразился на организации системы питания в армии.
Он также привел ряд примеров, среди которых проблемы с питьевой водой в Крыму, а также зимние проблемы в Мурманске. Там в одной из частей срочникам приходится выстаивать длительные очереди на морозе, из-за чего на прием пищи остается очень мало времени.
Однако, не все так гладко: офицеры некоторых частей упомянули еще об одной проблеме, которая появилась после перехода на новую систему обеспечения. Ее суть заключается в неспособности командиров воинских частей влиять на поставщиков, поскольку договоры оформляются «наверху». Если командование части не устраивает качество услуг, им предлагается составить акт-претензию. Но на поставщиков это никак не действует. По крайней мере, отстранить их от обслуживания не получится.
Положительную тенденцию отметила и В. Мельникова (заведующая объединением комитетов солдатских матерей).
Помимо проблем с питанием, «всплывают» и другие недостатки. Например, Н. Пономарева из «Материнского права» рассказала о том, что в последнее время участились жалобы на недостаток медикаментов и на ужасные бытовые условия.
Между тем представители «Военторга» заверяют, что они держат под контролем качество предоставляемых поставщиками услуг.
Тем не менее, о количестве денежных средств, потраченных в течение прошлых двух лет, компания «Военторг» предпочла тактично промолчать. Представители поставщика ограничились заявлением о достаточном количестве средств и соблюдении рамок федерального бюджета.
Расследование РБК: кто моет российскую армию
Знакомство и прощание со «Славянкой»
«Учитывая переход армии на годичный срок службы, солдат нужно «разгрузить от выполнения несвойственных им функций», — провозгласил в 2010 году тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков. Быт армии перешел на аутсорсинг. Гражданским подрядчикам отошли питание, стирка, уборка и ремонт техники.
Организацией аутсорсинга занялся государственный холдинг «Оборонсервис». Его «дочки» «Авиаремонт», «Спецремонт» и «Ремвооружение» стали ответственными за обслуживание, ремонт и утилизацию вооружений, «Оборонстрой» — за строительство и эксплуатацию объектов, «Агропром» — за производство и поставки сельхозпродукции, за питание, банно-прачечные услуги и обеспечение военной формой ответственность возложили на «Военторг», а за гостиничные услуги — на ОАО «Славянка». Позже «Славянка» занялась управлением жилым фондом и ЖКХ.
«Система оказания услуг сторонними организациями позволила освободить более 65 тыс. военнослужащих от несвойственных им функций», — радовался летом 2014 года уже новый министр обороны Сергей Шойгу. Штатная численность российской армии — 1,9 млн человек, из них военнослужащих — 1 млн человек.
Что такое ОАО «Славянка»
С 2010 года «Славянка» начала проводить тендеры на право оказывать армии «клининговые услуги» — уборку помещений и территорий, санитарную обработку, вывоз отходов и т.п. В 2010 и 2011 годах компания, свидетельствуют данные системы «Оборонторг» (в ней проводятся закупки для нужд Минобороны), выставляла на торги 12 контрактов на такие услуги на общую сумму около 3,5 млрд руб.
Первые контракты в 2010 году «Славянка» заключала на несколько месяцев с возможностью пролонгации, потом — на полтора-два года, вспоминает президент Ассоциации русских уборочных компаний, директор группы «Примекс» (она получила несколько контрактов в 2010–2011 годах) Юрий Рябичев. В первые месяцы, вспоминает он, неясно было даже, какую именно площадь подрядчикам нужно убирать. «Ничего не было просчитано, так как до этого в Минобороны точных обмеров убираемых площадей никогда не велось, а это — миллионы квадратных метров», — говорит он.
В 2011–2012 годах Минобороны стало вообще крупнейшим заказчиком страны на рынке клининга, говорит Рябичев. «Первоначально все выглядело достаточно рентабельно», — вспоминает он. Но вскоре цены снизились с 20–30 руб. за квадратный метр до 15–20, а в некоторых случаях до 12 руб., то есть ниже уровня безубыточности, продолжает он. «Но главное — «Славянка» постепенно стала платить с большими задержками. Люди сидели без зарплаты», — рассказывает Рябичев. «Очень плохая ситуация: по этим госконтрактам невозможно приостановить работу, при этом госзаказчики остаются должны подрядчикам за годы работы, некоторые из них не получали оплату больше года», — добавляет Эдуард Апсит, владелец УК «Фасиликом» (занимается клинингом под брендом «Чистый свет»).
«Мы не работаем [со «Славянкой»] по новым контрактам и даже не пытались в них участвовать, — говорит собеседник РБК в другой компании, также выигравшей контракт в 2010–2011 годах. — Нам неинтересен этот заказчик […] Взаимоотношения разошлись». На просьбу объяснить причины собеседник РБК отвечает: посмотрите на ситуацию со старыми контрактами.
Судя по базе арбитражных дел, количество исков от контрагентов к «Славянке» в последние годы выросло в разы: если в 2012 году компания была ответчиком по 165 делам, то в 2013 уже по 1030, а в 2014 — по 1757 (подробнее — см. график).
97,6 млрд руб. — в такую сумму летом 2014 года оценил долги «Оборонсервиса» перед контрагентами министр Шойгу.
В добавление ко всем проблемам «Оборонсервис», а вместе с ним и «Славянка», в 2012 году оказались в центре аппаратно-коррупционного скандала, который позже привел к отставке Сердюкова с поста министра обороны. В октябре было возбуждено уголовное дело о махинациях с имуществом «Оборонсервиса». Спустя месяц следователи возбудили уголовное дело уже по фактам нарушений в «Славянке»: якобы при выполнении госконтрактов (в том числе и на уборку) были похищены бюджетные деньги. Обвинения по этому делу предъявили девяти людям, в том числе тогдашнему гендиректору «Славянки» Александру Елькину.
Проверив старые контракты, мы обнаружили признаки «пирамиды с явным запахом коррупции», говорил Олег Белавенцев, назначенный директором «Славянки» после Елькина, в 2013 году в интервью «Московскому комсомольцу».
Кто же пришел на смену подрядчикам времен Сердюкова?
Новый чистильщик
После 2011 года данных о новых торгах на право заниматься уборкой и очисткой в армии нет.
Информация о новых конкурсах на уборку в армии снова стала публичной в ноябре 2014 года, свидетельствуют данные «Спарк Маркетинг» (в промежутке с 2012 до 2014 года конкурсов на уборку в системе «Оборонторг» нет). Контракты по результатам всех этих торгов заключались уже в 2015 году.
К 25 марта этого года «Славянка» заключила 131 контракт на семь видов услуг на общую сумму 3,14 млрд руб. Для сравнения: за весь 2014 год компания заключила 155 договоров на 758 млн руб. Подавляющее большинство контрактов в этом году приходится как раз на две клининговые категории: «услуги по санобработке и аналогичные услуги» (25 контрактов общей стоимостью 2,4 млрд руб., или 77% от всего объема заключенных в этом году контрактов в денежном выражении) и «услуги по удалению отходов» (92 контракта общей стоимостью 453 млн руб.; все расчеты — на основе данных «Спарк Маркетинг»). С появлением этих категорий средняя стоимость конкурса у «Славянки» выросла почти впятеро.
В торгах «Славянки» в этом году выигрывали 49 компаний. По 20 из 131 контракта победителем значится компания «Мегалайн». Правда, в 12 случаях в системе указаны все данные компании, включая ИНН и адрес, а в 8 — лишь название. Если допустить, что речь идет об одной и той же компании, то она с начала года по 25 марта получила 58% от всех контрактов «Славянки» в денежном выражении: на 1,83 млрд руб из 3,14 млрд руб.
23 марта «Славянка» опубликовала информацию еще о 12 торгах по «санитарному содержанию». На сайте госзакупок победителем по 10 из 12 торгов тоже значится «Мегалайн». Суммарный объем договоров, опубликованных по этим процедурам, — около 1,14 млрд руб. На момент сдачи материала информация о победителях торгов появилась в системе «Спарк Маркетинг», но контракты формально заключены еще не были.
Таким образом, если речь идет об одной и той же компании, «Мегалайн» в этом году мог получить клининговых контрактов «Славянки» на 2,97 млрд руб.
Что такое «Мегалайн»
«Мы на рынке больше 20 лет. Не могу утверждать, что они не работали, но среди крупных игроков такой компании, как «Мегалайн», нет», — вспоминает Юрий Рябичев. Собеседник РБК в другой клининговой компании говорит, что о «Мегалайне» знает уже «некоторое время».
У зарегистрированного в Санкт-Петербурге ООО «Мегалайн», по данным «Спарк», двое совладельцев — ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» (50%) и ООО «Лахта» (50%). До середины 2011 года владельцем 14% долей первой компании был Евгений Пригожин, а до сентября 2013 года он контролировал 80% и второй. Сейчас «Конкорд менеджмент и консалтинг» принадлежит Виолетте Пригожиной (так же, по данным «Новой газеты», зовут мать ресторатора Евгения Пригожина), а «Лахта» — Светлане Собировой (информации о ней РБК не нашел).
Гендиректор «Мегалайна», по данным «Спарк», — Максим Машканцев. По телефонам «Мегалайна» разыскать его не удалось. Кроме «Мегалайна» Машканцев, по данным «Спарк», возглавляет еще несколько петербургских компаний, в том числе ЗАО «Скай». По одному из телефонов этой компании ответила сотрудница ресторана «Русский ампир». Этот ресторан перечислен среди проектов пригожинской компании «Конкорд кейтеринг» на ее сайте. Наконец, гендиректором ЗАО «Скай» прежде был Самуил Жаркой (так, по сведениям Forbes, зовут отчима Пригожина), который сейчас, по данным «Спарк», возглавляет «Конкорд менеджмент и консалтинг».
До недавнего времени «Мегалайн» сложно было назвать крупной компанией: выручка за 2013 год составила около 36,8 млн руб., за 2012 год — всего 13,4 млн руб. (данные «Спарк»).
Первые контракты у «Мегалайна» появились именно в декабре 2014 года — когда армия вновь стала закупать клининговые услуги. Кроме «Славянки» «Мегалайн» до конца февраля стал подрядчиком еще двух связанных с военными организаций: филиала Центрального военного клинического госпиталя Минобороны (один контракт на 12,9 млн руб.) и ЦСКА (54 контракта на 65,5 млн руб.). Но в денежном выражении крупнейший клиент «Мегалайна» — «Славянка».
Старый кормилец
«Влиятельные российские политики, успешные бизнесмены, известные деятели культуры и искусства доверяли проведение самых значимых в их жизни и карьере приемов «Конкорд кейтеринг», — так сама компания пишет о себе на сайте.
«Конкорд кейтеринг» — часть ресторанной империи Евгения Пригожина. С 1996 года эта компания, по собственным данным, провела больше 15 тыс. мероприятий и обслужила больше 1,5 млн гостей. Среди этих мероприятий немало самых престижных, в которых участвуют высокопоставленные чиновники и богатейшие российские бизнесмены: прием на Давосском форуме, премия Русского географического общества (его попечительский совет возглавляет Владимир Путин), свадьба в Константиновском дворце в Стрельне, Петербургский международный экономический форум, «Форум Россия» Сбербанка, следует из фотоотчетов на ее сайте.
Сейчас в списке на сайте «Конкорда» 10 ресторанов в Санкт-Петербурге, семь в Москве и два в Сочи, а также «Магазин купцов Елисеевых» в Петербурге и сеть магазинов «Музей шоколада».
С 2012 года подконтрольные Пригожину структуры стали получать заметные государственные и окологосударственные контракты. Например, принадлежащая бизнесмену компания ООО «Конкорд М» (см. инфографику) превратилась в одного из основных поставщиков питания для управления делами президента: 22 контракта на сумму около 128 млн руб. за последние три года.
А ООО «Комбинат питания «Конкорд» стал главным «поваром» московских школ: с 2012 года дирекция департамента образования Москвы обеспечила Пригожину контракты на питание на 2013–2015 годы на общую сумму больше 10,6 млрд руб., свидетельствуют данные «Спарк».
В конце 2012 года с дочерними структурами «Конкорда» двухлетние контракты на 92 млрд руб. на обеспечение питанием российской армии заключил «Военторг», указывает Forbes.
Уборка по-военному
На сайте госзакупок опубликовано техзадание на оказание услуг по санитарному содержанию объектов Минобороны в филиале «Читинский». В документе перечислены 118 объектов, санитарное содержание которых должен обеспечивать победитель: например 28 из них располагаются в самой Чите, столько же — в республике Саха (Якутия), один — в Бурятии. Всего победителю нужно обеспечивать санитарное содержание больше 310 000 кв. м внутренних помещений и 33,2 млн кв. м прилегающей территории.
В помещениях, например, пять раз в неделю требуется мыть полы с твердым покрытием и пылесосить полы с текстильным покрытием, выносить мусор и проводить влажную уборку санитарных зон служебных помещений.
Летом на улице следует обеспечить подметание тротуаров, гаражей, боксов, складов, арсеналов и т.п. пять раз в неделю, побелку бордюров и деревьев — два раза в год по мере необходимости, два раза в месяц, — покос травы, уборку и вывоз скошенной травы. Зимой пять раз в неделю нужно подметать снег толщиной до 2 см с тротуаров, очищать территорию от наледи и льда и обрабатывать тротуары противогололедными реагентами, два раза в неделю — проводить механизированную очистку от снега тротуаров, проезжей части, автостоянки и т.д. Два раза в год победитель должен проводить санитарное обслуживание фонтанов и бассейнов в спортивных комплексах.
Все работы должны соответствовать ГОСТу «Услуги по уборке зданий и помещений» и СанПиНам. Авансовых платежей контракт не предусматривает, указано в техническом задании.
Сведений о контрактах на обеспечение питанием армии в «Оборонторге» и других торговых системах РБК не нашел. Технически это возможно. Дело в том, что «Военторг» последовал букве закона и перешел на открытую систему закупок только в январе 2013 года, поэтому данных о более ранних контрактах компании в системе и нет, объясняет Екатерина Смирнова, адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры».
На 2012–2014 годы «Военторг» заключал контракты с 63 подрядчиками (сроки договоров были разными), ответил представитель компании на запрос РБК. «На основании документов, требуемых для заключения договоров, установить аффилированность данных компаний друг другу или какой-либо группе компаний не представляется возможным», — говорится в полученном РБК письме. Сумму госконтракта между Минобороны и «Военторгом» представитель компании не сообщил, сославшись на конфиденциальность.
С 1 января 2015 года «Военторг» организует питание армии по новому госконтракту с Минобороны, говорится в ответе компании. Питание в вооруженных силах «передано на аутсорсинг в полном объеме» (услуги оказывает как сам «Военторг», так и подрядчики).
Связаться с Пригожиным по мобильному телефону в течение нескольких дней не удалось, направленные ему через помощницу вопросы остались без ответа. Представитель «Конкорд кейтеринг» не смогла ответить на вопросы РБК.
Еще четыре санитарных контракта «Славянки» на общую сумму 430 млн руб. получило в этом году ООО «АГАТ». Оно же получило два «прямых» контракта Минобороны (минимальная сумма по двум лотам — 192,1 млн руб., а имеющиеся в открытом доступе договоры имеют общую сумму 469,9 млн руб.).
По данным «Спарк-Интерфакс», ООО «АГАТ» с указанным в документах ИНН зарегистрировано в Люберцах, на 66,67% принадлежит самому себе, а на 33,33% — Кириллу Кулебакину (одновременно он является гендиректором ООО «Газстройметалл»).
Среди связанных с Пригожиным компаний есть ООО с таким же названием — «АГАТ», но оно зарегистрировано в Санкт-Петербурге. 90% петербургского «АГАТа» принадлежит Самуилу Жаркому, он же с ноября 2014 года является гендиректором компании. Раньше — с 2008 года — этим ООО владела Любовь Пригожина.
Что будет дальше
Самое интересное в проведенных «Славянкой» конкурсах на уборку — все работы должны уложиться до 30 июня 2015 года. Это означает, что с июля потенциальным подрядчикам можно рассчитывать на новые контракты.
В конце 2014 года Минобороны стало объявлять клининговые конкурсы напрямую, минуя «Славянку». На момент подготовки текста общая сумма объявленных уже по-новому торгов превышала 14 млрд руб., причем львиная их доля объявлена в марте 2015 года. Выполнять работы подрядчики должны будут в 2015–2017 годах.
Сначала министерство собиралось завершить прием заявок на участие в этих торгах 30 марта — 1 апреля. Но затем в «РТС-тендере» появилось уведомление о переносе срока по большинству контрактов на середину апреля.
В результате к 1 апреля Минобороны самостоятельно разыграло 12 контрактов на оказание санитарных услуг на общую сумму более 5,7 млрд руб., следует из данных «Спарк».
Пять из них, на 3,7 млрд руб., получила компания ЗАО «Флагман клин», принадлежащая Елене Грузовой. Эта компания — темная лошадка. До сих пор других госконтрактов она не получала, а по адресу ее регистрации в «Спарке» значатся еще 139 юридических лиц. Связаться с компанией не удалось.
Три контракта — на обслуживание недвижимости, уборку и т.п. — на 1,9 млрд руб. получило ЗАО «Актив-Резерв». Его единственная владелица — Татьяна Пыслару, следует из данных «Спарк». Юридический адрес «Актив-Резерва» совпадает с юридическим адресом крупного игрока рынка клининга — группы компаний «Фасиликом», различаются лишь номера офисов. В качестве контактов указаны адреса электронной почты «Фасиликома». «Компания «Актив-Резерв» с нами никак не связана», — передал РБК через представителя владелец УК «Фасиликом» Эдуард Апсит.
Официальные запросы в «Славянку» и Минобороны на момент публикации материала также остались без ответа.