музей рыбинские рыбы официальный сайт
Как открыть частный музей и зарабатывать на рыбах
И оставаться некоммерческой организацией
У Алексея есть свое рекламное агентство, а еще он учредитель и директор некоммерческой организации — музея и мастерской по изготовлению рыб.
Чтобы держать музей на плаву, предприниматель вместе с командой делает для туристов и крупных предприятий сувениры, организует научно-образовательные исследования и продает изделия народного промысла.
Алексей рассказывает, зачем для организации музея «Рыбинские рыбы» ему понадобилось НКО и что нужно делать, чтобы содержать частный музей и не терять сотрудников даже в самые трудные времена.
Откуда взялась идея создать музей рыб
Идею собирать коллекцию рыб мне «подсказали» коллеги. В конце девяностых я часто приезжал в Москву — там находился головной офис компании, где я работал. И каждый раз, когда я говорил, что приехал из Рыбинска, мне говорили: «А где рыба?» Вопрос показался мне разумным, наш город вырос из рыбной слободы. Я начал коллекционировать разных декоративных рыб. Мне казалось символичным из путешествий привозить домой рыбок.
Оказалось, в городе Рыбинске нет сувениров с рыбами, хотя идея лежит на поверхности. Через три года у меня уже была небольшая коллекция фигурок из разных поездок, примерно 200 штук.
По дополнительному образованию я музейщик, поэтому решил применить свои навыки и придумал музей и мастерскую «Рыбинские рыбы». У меня было две цели: я хотел выставить свою коллекцию и обыграть так название города, создав точку притяжения для туристов. Для второй цели я решил делать деревянных рыб, выставлять их как экспонаты, а потом продавать туристам в качестве сувениров.
У меня своя рекламная фирма, занимаемся полиграфией, и деньги на создание музея я взял из доходов агентства.
Как победить выгорание
Почему я открыл некоммерческую организацию
Некоммерческая организация — это тоже юрлицо, но его цель не получать прибыль, а заниматься общественно полезной деятельностью. Варианты такой деятельности прописаны в законе об НКО: это может быть образовательный проект, благотворительность, культурное просвещение. Мы подходим под последнее.
ОКВЭДы должны быть связаны с основным видом деятельности. В уставе стоит как можно подробнее описать цели и задачи организации и там же указать, какой еще деятельностью, в том числе и коммерческой, будет заниматься организация — чтобы они отвечали целям в уставе. Например, у нас это — создание выставок, музейных экспонатов, охрана памятников исторического наследия, проведение экскурсионного обслуживания. В дополнительные виды деятельности мы вписали производство сувениров, сопутствующей полиграфической продукции и реализацию изделий народных промыслов.
Мы открывали НКО в 2013 году. В тот момент это было не так популярно, как сейчас, и на нас смотрели немного странно. У меня тогда была альтруистическая идея — улучшить общественное пространство города. Я не особо рассчитывал заработать на создании проекта, но практика показала, что НКО тоже можно вывести на самоокупаемость. Правда, есть нюансы.
У НКО есть преимущество перед другими формами собственности. Существуют программы, по которым НКО может получить в безвозмездную аренду нежилое помещение из городского или федерального фонда на срок от года до пяти лет.
Покупка такого помещения обошлась бы в 3—5 миллионов рублей, таких денег у меня не было. Я зарегистрировал некоммерческое частное учреждение культуры «Музей „Рыбинские рыбы“» и пошел в администрацию города. Нужно было подать заявление и копии уставных документов организации. После этого мне предложили несколько вариантов.
Обычно бесплатно предлагают помещения, которые не выставлены на продажу. После долгих походов по одинаково убитым помещениям я остановился на двух. Одно — запущенное маленькое здание на первой береговой линии, второе — бывшая дворницкая — небольшая комната, где до революции жили дворники. В ней мы решили разместить мастерскую.
Ремонт бесплатных помещений
Оба помещения очень маленькие, поэтому пришлось взять два отдельных объекта. Оказалось, что это даже удобно. Посетители музея не мешают работать резчику, а опилки и стружка из мастерской не загрязняют основное помещение. Художница работает прямо в зале музея, ей так комфортнее, и посетители могут увидеть, как создаются рыбы.
мы потратили на ремонт помещений и закупку оборудования
Чтобы все это отремонтировать и утеплить, мне понадобилось 4 месяца: ремонтом я занимался сам, для сложных процессов нанимал рабочих — электриков, сантехников. Мы застелили полы, проложили трубы для канализации и отопления, обновили проводку, заштукатурили и покрасили стены. Всю сантехнику поставил сам за свой счет. Кроме того, нужно было вставить двери и окна, оформить входную группу.
Расходы на открытие музея и мастерской — 824 000 Р
Капитальный ремонт двух помещений | 600 000 Р |
Закупка оборудования и материалов | 200 000 Р |
Зарплата первому сотруднику за месяц | 20 000 Р |
Госпошлина на регистрацию НКО | 4000 Р |
Как мы делаем рыб
Найти подходящего мастера, который бы мог работать по дереву, оказалось непросто. У меня много знакомых среди художников и ремесленников, искал через личные связи, пробовал искать и по объявлению. Но профессиональные резчики по дереву хотели делать что-то свое: работать только с ценными породами дерева, заниматься искусством, а не прикладными вещами, или делать все по своей технологии.
Переучиваться они не хотели, поэтому пришлось вырабатывать технологию практически с нуля. После длительных поисков мы нашли мастера. До нас он работал в модельном цехе на судостроительном заводе, вырезал из фанеры опытные детали кораблей. Пришел к нам попробовать что-то более творческое и остался. Можно сказать, мы с ним вместе учились от первой корявой рыбины до первой приличной — это заняло более трех лет.
Экспозиция музея — настенные деревянные скульптуры, которые сейчас составляют визитную карточку «Рыбинских рыб», не всегда были такими. Несколько лет мы искали подходящие формы, материалы и способы обработки, а потом изучали, как лучше окрашивать дерево, применять лаки и краски. Все это время мы реализовывали промежуточные варианты на продажу с переменным успехом.
Сейчас мы изготавливаем в основном настоящих рыб, которые обитают в Волге: щуку, ерша, окуня, стерлядь. Некоторых расписываем орнаментами в народном стиле. Эта идея возникла у меня, когда я изучал ремесла и рисунки севера для проекта «Росписи затопленных земель».
Рыб мы делаем из хвойных пород дерева: сосна, ель. Мы выбрали породы, которые доступны в нашем регионе и традиционно используются для резьбы по дереву. Для резчиков более традиционный материал липа, но мы пробовали разные варианты и решили остановиться на хвойных.
Создание рыбы начинается с эскиза. Если запускаем новую линейку, эскиз рисуем для каждой рыбы отдельно. Так было, когда мы запускали коллекцию трофейных рыб — делали их в качестве сувенира для участников соревнований по лыжным гонкам, которые проводятся в Рыбинске.
Для рыб, которых мы производим давно, в мастерской есть лекала — это выкройки, на которых намечены основные детали. Мастер берет лекало, кладет его на дощечку, обводит и намечает детали: глаза, плавники, жабры. Потом снимает основной слой дерева, чтобы создать форму будущей рыбинской рыбы, и доделывает детали. Готовую рыбу расписывает художница, а я покрываю лаком и привожу в товарный вид. Получается, над одной рыбкой работают 3 человека.
Это заготовка будущей рыбы-чавычи перед разрисовкой. На то, чтобы вырезать такую заготовку, уходит в среднем от 3 до 7 дней
Всех рыб мы делаем вручную и принципиально не используем станки: для нас важна ручная работа, которая сохраняет энергетику мастера. Это не серийное производство, не ширпотреб. Мастер работает только резцами и электрическим инструментом с насадками.
На заказ можем сделать любую рыбу, но покупатели предпочитают привозить с Волги местных рыб.
В команде музея и мастерской сейчас работает пять человек: резчик, художник, дизайнер, директор, бухгалтер.
Если художник расписывает рыб, то дизайнер занимается разработкой полиграфии, книг, открыток, которые иногда требуются для разных проектов. Например, для проекта «Молога — русская Атлантида» делали книгу, а для «Росписей затопленных земель» — брендбук.
Открытие музея и мастерской
Мы открыли музей в конце июля 2015 года, через год после того, как зарегистрировали НКО. Открытие никак не анонсировали: ни фуршетов, ни прессы, все делали экспромтом. Просто открылись, и люди стали заходить.
Когда я говорю, что у нас музей, люди часто представляют здание с несколькими залами и бабушками на стульчиках, но это не про нас. В нашем случае музей — это род деятельности, которым мы занимаемся. Это не только демонстрация рыб и торговля сувенирами, но и изучение старинных ремесел, декоративно-прикладного искусства, истории и культуры. Мы в том числе занимаемся научно-исследовательской работой.
Конечно, у музея есть выставочное пространство, но очень небольшое. Это одна комната с белыми стенами и несколькими витринами, где мы разместили статуэтки и изображения рыб. Это и моя личная коллекция, и подарки, которые нам привозят гости, и рыбы нашего производства. Есть настоящая засушенная рыба фугу и статуэтка лосося, прыгающего на нерест — его привез с олимпиады в Ванкувере бывший мэр Рыбинска.
Некоторые из экспонатов только для демонстрации, другие можно купить — наш музей одновременно является и магазином. Кроме рыб мы продаем книги и альбомы о Рыбинске, сувениры, работы рыбинских ремесленников.
Вход в музей и экскурсии бесплатны, зарабатываем на продаже сувениров и рыб и на мастер-классах.
мы в среднем получаем с каждого посетителя
Туристический сезон длится с мая и до середины сентября. Где-то 30% дохода приносят местные жители: они заказывают или покупают рыб как подарок для своих гостей или везут знакомым, когда едут путешествовать. На праздники выстреливают корпоративные заказы, на них приходится еще 30% дохода.
Рыбы для Росатома
Мы открыли музей в несезон, в конце лета, когда туристов в городе почти не было. Доход от посетителей изначально был нулевой, но выручали корпоративные заказы. Можно сказать, что с них и началось производство рыб. Когда я думал о сувенирах из Рыбинска, я в первую очередь держал в голове, что это будет отличным корпоративным подарком.
Рыбинские рыбы стали экспортным продуктом: мои бывшие коллеги с рыбинских предприятий закупали наши скульптуры как аутентичные сувениры из города с говорящим названием. Их отдают либо сотрудникам в качестве корпоративных подарков, либо дарят партнерам из других городов и даже стран.
Корпоративные подарки заказывают нерегулярно, обычно на праздники или к приезду партнеров. Это может быть и одна дорогая рыбина, а может быть серия.
Нашим первым заказчиком было главное рыбинское предприятие — научно-производственное объединение «Сатурн», там производят турбины для авиационных двигателей. Мои бывшие коллеги-маркетологи узнали, что я начал такой проект, и им очень понравилась идея. Мы с ними сотрудничаем постоянно.
Дальше информация о нас распространилась сарафанным радио по другим рыбинским заводам и учреждениям. У нас небольшой город, и все друг друга знают.
Например, мы сделали серию сувенирных рыб для участников этапа кубка мира по лыжным гонкам, который проходил в Демино под Рыбинском и для кораблестроительного завода «Вымпел».
Как зарабатывает некоммерческая организация
Когда мы рассказываем, что музей зарегистрирован как НКО, люди сразу спрашивают: как ты зарабатываешь что-то, ведь у тебя некоммерческая организация?
ст. 50 ГК РФ — о коммерческих и некоммерческих организациях
У многих есть стереотип, что некоммерческой организацией может быть только благотворительный фонд или приют для животных, которые живут на пожертвования и гранты, но сами не зарабатывают.
На самом деле гранты — только дополнительная поддержка. Возможно, какие-то НКО действительно живут от гранта к гранту, а их учредители работают по найму или занимаются другим бизнесом, но у нас не так.
Фонды не очень любят НКО, которые живут от гранта к гранту. Об этом говорят их консультанты. В некоторых конкурсах возраст некоммерческой организации прописан прямо в условиях, в некоторых такого ограничения нет, но опытная организация все равно имеет больше шансов. Это что-то вроде кредитной истории.
Все потому, что фондам интересно не просто раздавать деньги, а поддерживать проекты, которые будут приносить пользу и после того, как грант закончится. К тому же такой организации, как наша, нельзя прекращать работу: к нам приходят посетители, у нас есть сотрудники, которых мы не можем уволить просто потому, что кончился грант. Мы работаем как полноценный музей, а исследования, на которые мы получаем гранты — лишь одно из направлений.
Что делаем с прибылью
Закон разрешает НКО получать прибыль, но с условием: в отличие от ООО или ИП ее нельзя потратить на личные нужды учредителя, только на цели, которые прописаны в уставе.
Например, можно тратить деньги на ремонт помещения, закупку техники и расходных материалов, зарплаты, организацию выставок и создание экспозиций. Сам я оформлен в НКО генеральным директором, но зарплату не получаю. Обычно я прописываю себе гонорар за определенный объем работ, когда мы реализуем какие-то грантовые проекты, для меня это удобнее, так как в грант можно заложить и налоги, и выплаты.
Программа безвозмездной аренды тоже не вечная. Мы пять лет пользовались бесплатной арендой, но в этом году договор закончился, и нам стали намекать, что раз мы зарабатываем, то стоит платить. Теперь стоит вопрос о переезде.
Устав можно изменить, конечно, но это займет время. Государственная регистрация изменений, которые вносят в учредительные документы НКО, происходит в том же порядке и в те же сроки, что и регистрация.
Выбирая форму некоммерческого предприятия, нужно быть немного идеалистом, иначе рискуешь получить мертвое предприятие, которое потом сложно закрыть, как и любое юрлицо.
Как открыть и закрыть НКО
Чтобы открыть НКО, нужно подать заявление и устав в региональное отделение Минюста.
В уставе должны быть указаны название НКО, учредители, его цели, какие виды деятельности будет вести организация, предполагаемая система налогообложения.
Ликвидировать некоммерческую организацию сложнее, чем создать: нужно несколько раз собрать всех учредителей, подробно описать причины закрытия, сдать все финансовые отчеты в Минюст, который будет их долго проверять и задавать много вопросов. Поэтому в России много брошенных НКО. Но как сказала мне руководитель ресурсного центра поддержки НКО Ярославской области, если не ликвидировать, есть вероятность получить предписания, иски в суд, предупреждения и штраф от налоговой, ПФР и Минюста за отсутствие отчетности.
Иногда учредители продают или отдают НКО, которыми они не хотят больше заниматься. Желающие приобрести их есть, так как НКО со стажем имеет больше шансов получить гранты.
Мне кажется, НКО стоит создавать не из желания заработать, а ради идеи, направленной на какое-то улучшение в обществе.
Тогда НКО будет не только успешным, но еще и выгодным предприятием. В «Рыбинских рыбах» мы на сегодняшний день зарабатываем своими силами в среднем 120 000 Р в месяц.
Заработанное уходит на зарплаты, коммунальные платежи и налоги. В туристический сезон зарабатываем больше, зимой меньше. Средства гранта мы тратим на конкретный проект.
Работа с грантами
Через два года после открытия, в 2016 году, мы вспомнили, что НКО может претендовать на гранты. Гранты позволяют реализовывать крутые идеи — научные исследования, фестивали или выставки. А еще это дополнительное денежное подспорье, особенно если бизнес зависит от сезона, как у нас.
Деньги от фондов можно тратить только на конкретный проект, но это все равно косвенно поддерживает основную деятельность.
Сначала мы подавали на гранты повсюду: в Русское географическое общество, фонд Прохорова, Тимченко, Потанина, но получали отказы. Правила рассмотрения грантов тогда были непрозрачными: получаешь отказ, но никто не объяснял, что было не так.
Первый выстреливший грант был связан с генеральным секретарем СССР Андроповым — когда-то город Рыбинск несколько лет назывался Андроповым, потому что генсек учился в местном речном училище. Эта часть истории города просто потерялась, никто не помнил, почему город целых пять лет носил его имя, и я придумал сделать музей Андропова.
Несколько месяцев я вынашивал идею, изучал правила подачи гранта, а саму заявку в фонд мы с супругой написали за три дня. Заявку одобрили с первого раза, и мы получили грант на 2 млн рублей. Над проектом работало 14 человек, и заняло это целый год.
мы получили за первый грант
Оказалось, что специалистов по теме практически нет — пришлось находить современников Андропова и записывать живые свидетельства. В итоге мы собрали интерактивную выставку о жизни и роли Андропова и передали ее местному краеведческому музею.
Работать с грантами мне понравилось, это дает возможность заниматься исследовательской работой и теми проектами, на которые в повседневной рутине сложно выделить время и деньги. Поэтому, как только проект закончился, мы начали другой — исследование о поисках росписей затопленных земель.
При создании Рыбинского водохранилища были затоплены огромные территории: Молого-Шекснинское междуречье, город Молога и около 600 деревень и сел. Я предложил собрать орнаменты и изображения, которые были распространены в тех деревнях и остались под водой. Мы искали их на прилегающих к водохранилищу территориях, которые были близки по культуре и ремеслам к затопленным — в Пошехонье, Череповце, Вологде. В итоге сделали несколько арт-объектов для города и провели мастер-классы по рисованию орнаментов.
Благодаря этому проекту на нас вышли представители МТС. У них есть проект «Культурный код», он направлен на поддержку локальных инициатив в области культуры. Они увидели в соцсетях информацию о росписях и предложили нам небольшой грант на создание гончарной мастерской.
Сейчас в мастерской проходят мастер-классы: лепим изразцы или работаем на гончарном круге, еще расписываем изделия по древней традиции. Для нас это не только дополнительный доход, но и плюс в портфолио — фонды любят, когда проект не заканчивается вместе с деньгами, а продолжает жить самостоятельно.
На первый взгляд, деньги, которые мы получали на реализацию своих проектов, довольно значительные — от 1 до 3 миллионов рублей. Но нужно понимать, что это не подарок, а смета, в которую включены конкретные статьи расходов — за каждую копейку нужно отчитываться.
И всегда лучше просить деньги на конкретные вещи. Когда я вписывал в бюджет поездки в Вологду, то писал не просто «билеты до Вологды» или «расходы на отель», а «Научная командировка с целью изучения предметов из фондов музея». Хорошо, если часть проекта будет обеспечена собственными средствами — это доказывает, что у вас есть заинтересованность в проекте, а не только в деньгах фонда.
Этапы получения гранта
Как НКО отчитывается
Некоммерческие организации отчитываются нескольким сторонам: Росстату, Министерству юстиции и грантодателям. Кроме этого, некоммерческие организации обязаны сдавать ту отчетность, которую подает бизнес в налоговую, и платить взносы в ФСС и пенсионный фонд.
Вот что мы обязаны сдавать:
НКО, получившие грант, сдают финансовую и аналитическую отчетность. Финансовой занимается бухгалтер, затраты на него можно тоже прописать в сумме гранта.
Еще есть аналитическая отчетность. Например, по условиям гранта я должен оповестить о своем проекте 40 000 человек и провести мастер-классы для 100 человек. Чтобы показать в отчетности, сколько мы оповестили людей, мы размещаем информацию о проекте в СМИ и собираем выписки о размере их аудитории. 30 000 просмотров мне дает местный телеканал и 10 000 тираж местной газеты. Людей я фотографию на мастер-классах, и по фотографиям должно быть понятно, что их было не меньше 100.
Кстати, проверить нас может не только налоговая, но и Минюст — он контролирует работу НКО. Их сотрудники могут прийти в любой момент. Однажды так и случилось, и мне пришлось идти в суд.
По закону в уставе НКО должно быть прописано все до мелочей. Я сделал себе печать с рыбкой, а в устав это изменение не добавил.
Это была плановая проверка, но о такой мелочи мы даже не думали. К счастью, судья закрыла дело из-за малозначимости.
Если вы создаете НКО, сразу получать миллионные гранты не получится. Большинство фондов не принимают заявки на крупные проекты от новых организаций. Например, мы получили первые деньги только через пять лет после открытия.
Подобные ограничения есть и в частных фондах. Там могут принять заявку от новой НКО, но деньги вряд ли дадут, потому что частникам бывает важно собрать как можно больше заявок для легитимности гранта.
В этом смысле Фонд президентских грантов хорош своей прозрачностью. Ты можешь увидеть, кто еще участвует, посмотреть, сколько баллов набрал твой проект и в чем его слабые места. Хорошо в этом плане все в фонде Тимченко и благотворительном фонде Владимира Потанина.
Место с историей: музей рыбы
О чём вы подумаете при слове «музей»? Правильно, красивое здание на Волжской набережной, ставшее неотъемлемой частью городской визитной карточки ― панорамы с собором и Волжским мостом. Музей-заповедник, безусловно, заслуживает внимания, его коллекции из года в год посещают тысячи горожан, российских и зарубежных туристов. Но им, как ни странно, не заканчивается список мест, где хранится история. Существуют десятки интересных экспозиций, которые могут посетить и рыбинцы, и гости города, и ещё несколько ― закрытых для публичного доступа, но не менее любопытных. «Черёмуха» в рамках рубрики «Энциклопедия» запускает цикл материалов «Место с историей». Одно из них ― музей «Рыбинские рыбы».
Экспозиция в самом сердце Рыбинска ещё совсем молодая. Всего чуть больше года «Рыбинских рыб» можно найти по адресу Волжская Набережная, 99а. Основатель музея, художник Алексей Алексашин рассказывает, за это время несколько тысяч сувенирных рыб разъехались по России и улетели за границу, а счёт самих посетителей идёт на десятки тысяч.
― Говорить о точном количестве гостей сложно, потому что музей-заповедник, например, продает билеты и может сказать число по оставшимся корешкам. У нас такого нет, потому что само посещение выставки бесплатное, каждого человека мы не фиксируем, ― поясняет Алексей.
Музей открывался без расчёта посещаемости: энтузиаст Алексашин не составлял бизнес-план, во главе угла стояла идея ― продвижение бренда города. Помощь пришла со стороны чиновников, в администрации поддержали порыв художника. Помещение социальному проекту передали безвозмездно, но с одним условием ― работать здесь должен именно музей. Но нельзя сказать, что создателям экспозиции всё далось просто. Между решением о выделении здания и готовой выставкой предстояло пройти через ремонт, чтобы пустые комнаты в итоге превратились в арт-объект.
― Но мы этим болели, поэтому вложились, не раздумывая, ― подчёркивает Алексей.
Так помещения музея выглядели до ремонта
Помимо горожан и праздных туристов, которые заглядывают в музей по пути, к «рыбам» приходят и экскурсионные группы. Не отрываясь от кисточки, превращающей деревянную заготовку в очередную коллекционную рыбу, художник разъясняет, о чём можно узнать, побывав здесь в гостях:
― Мы рассказываем историю нашего рыбного прошлого: как появилось название города, особенности занятий жителей. Та же рыболовецкая грамота являлась основным налоговым документом для всех обитателей Рыбной Слободы, вплоть до петровских времён. И с каждого жителя Слободы к царскому столу должно было в год поставляться определённое количество осетров, белорыбиц, стерлядей. Этот документ помогает понять, чем жили здесь люди: от многих других оброков и пошлин они были освобождены, платили налоги только рыбой!
Алексей Алексашин
За рабочим столом художника висит пара фотографий с рекордными по размеру рыбами, выловленными в районе города. Было это лишь сто лет назад, и улов на изображении даже не из Волги, а из реки Мологи, которая шириной примерно как две Черёмухи.
Музей, помещающийся всего в одной комнате, создаёт уютное впечатление, перекликающееся с эмоциями жителя мегаполиса от посещения нашего тихого города. Но ограниченность пространства не ставит для развития музея рамки: уже сейчас «Рыбинские рыбы» начинают делать тематические выставки «на экспорт».
― В апреле в Калининграде проходил тематический праздник День селёдки. Наша выставка до сих пор там экспонируется. Мы создали для них специальные арт-объекты, совместно с коллегами из калининградского Музея мирового океана, ― объясняет Алексашин.
Вдохновитель утверждает, что рыба действительно может стать узнаваемым в масштабе России брендом, как пряники из Тулы или платки из Оренбурга. Вопрос лишь в желании и правильных шагах для его реализации.
― Конечно, есть и внезапные факторы, вроде попадания рыбы к нашему президенту в кабинет, но… это крайне маловероятно.
По мнению художника, Рыбинск может быть привлекательным местом для внутреннего туризма, и дело не только в «Рыбинских рыбах». Так, всероссийской и даже мировой славы в своём деле заслуживает фотограф Андрей Сигсон: он первым сделал макроснимки снежинок в конце позапрошлого века и даже получил престижную награду за это в Париже в 1900-м году. Однако в мире считается, что первым снежинки заснял американец Уилсон Бентли, которому было около десяти лет, когда Сигсон делал свои первые фото.
― Если, например, в истории с радио можно долго спорить, Маркони или Попов был первым, пионером макросъемки стал именно Сигсон, это задокументировано, остаётся лишь как-то донести это до широких масс, ― рассуждает Алексей Алексашин.
«Рыбинские рыбы» ― необычный музей. Здесь художник на ваших глазах создаёт уникальные творения и проводит мастер-классы по росписи для желающих. Здесь можно даже трогать экспонаты и при этом не опасаться строгости музейного работника, а если очень понравились ― то и купить. В конце концов, здесь просто не берут платы за вход и всегда рады посетителям. И это уже само по себе повод узнать о нашем рыбном прошлом и настоящем.