муля не нервируй меня актеры
Как Муля, который нервировал Фаину Раневскую и лечил Шурика, стал отцом-одиночкой: Петр Репнин
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Петр Репнин родился в 1894 г. в Петербурге в семье известного фотографа. С самого детства его главным увлечением были школьные спектакли, где он был и актером, и декоратором, и даже портным. Параллельно с учебой Петр занимался в художественной школе и осваивал фотоискусство. А любимым развлечением Репнина было посещение «Синематографа» и «Иллюзиона». Еще тогда он загорелся мечтой стать актером, но в эту профессию он пришел не сразу. Его отец рано ушел из жизни, и мальчику пришлось помогать матери в заботах о большой семье, потерявшей кормильца. Окончив Реальное училище А. Черняева, он устроился на работу в контору Сормовских заводов, но оставался там недолго.
С 20 лет Петр Репнин участвовал в любительской антрепризе, а еще через год стал актером Петроградского театра миниатюр. После революции он переехал в Москву и поступил на курсы мастеров сценической постановки под руководством В. Мейерхольда, который вскоре доверил своему ученику, ставшему его правой рукой, должность режиссера в Театре революции.
В 30 лет Репнин начал сниматься в кино, и это так его увлекло, что он на несколько лет оставил театральную сцену. Его первые киноработы были малозаметными, но уже через несколько лет он начал получать яркие роли. Главных среди них практически не было, ведь за ним сразу же закрепилось амплуа комедийного актера, мастера эксцентрики, которого сложно было представить в образах положительных героев.
Актерскую судьбу Петра Репнина вряд ли можно назвать очень удачной. Он много снимался, но при этом чаще всего получал эпизодические роли, и его имя широкой публике не было известно. Громкая слава пришла к нему только в 45 лет, когда актер сыграл незадачливого мужа Лели, героини Фаины Раневской, в фильме «Подкидыш». Оба актера не были рады той популярности, которая обрушилась на них после выхода этого фильма, – с тех пор и Раневской, и Репнину на улицах вслед кричали и взрослые, и дети: « Муля, не нервируй меня! », и оба они возненавидели эту фразу.
Он остался равнодушен к своей популярности еще и потому, что как раз в этот период произошло событие, которое заставило его пересмотреть жизненные ценности и навсегда сделать выбор не в пользу профессии. В 44 года Петр Репнин впервые стал отцом. Актер, в отличие от своего экранного персонажа, не был подкаблучником и не позволял собой помыкать. К женщинам он относился с недоверием, в особенности к своим коллегам – он считал их пустышками. В ранней молодости Петр предпринял попытку создать семью с женщиной, далекой от мира искусства, но она не смогла смириться с тем, что он часто пропадал на съемках и репетициях. С тех пор Репнин предпочитал свободные, ни к чему не обязывающие отношения. Однако рождение дочери перевернуло его взгляды на мир.
Мать девочки ушла из жизни, когда Оле было всего 4 месяца, и все заботы о дочери взял на себя отец. Его сестра хотела взять ее на воспитание, сомневаясь в том, что мужчина справиться с такими тяжелыми обязанностями, но Петр и слышать об этом не хотел. Он заявил ей: « Ни за что! Вы, женщины, – глупые, вы не воспитаете моего ребенка как надо, а только испортите его! » Когда ему нужно было отлучаться на съемки или в театр, за девочкой присматривала няня.
С тех пор все его помыслы сконцентрировались на дочери. Он часто гулял с ней, но никогда не водил в кино. И Оля всегда очень удивлялась, когда на улице за ними бежали толпы мальчишек и называли ее отца странным именем Муля. Она даже начала бояться появляться с ним на людях, из-за чего актер очень переживал. Поэтому ни внезапная слава, ни узнаваемость, ни успех в профессии его совсем не радовали.
Во время войны Петр Репнин был артистом фронтовой концертной бригады, изредка снимался в кино. После войны его приняли в штат Театра-студии киноактера, но так случилось, что он вдруг оказался не востребован ни в кино, ни в театре. Ролей предлагали все меньше, а сыгранные эпизоды были такими крохотными, что его имя даже часто не упоминали в титрах. Одной из последних его заметных работ стал главврач психиатрической больницы в «Кавказской пленнице». Хотя роль была небольшая, образ получился очень ярким. Наверное, все зрители помнят эпизод, в котором Шурика привозят в больницу, и он заявляет главврачу: « Я вам вот что скажу: Саахов и украл эту невесту ». А тот ему на это отвечает: « Точно, украл. И в землю закопал, и надпись написал ».
Хотя всю свою жизнь Петр Репнин посвятил театру и кино, никаких почетных званий он не получил и всю жизнь прожил в коммунальной квартире. Коллеги не раз советовали ему написать письмо Брежневу, который очень любил «кино про Мулю». Актер решился на этот шаг, только когда его попросила об этом повзрослевшая дочь. Брежнев действительно выделил ему ордер на квартиру, но местное начальство вместо двухкомнатной дало Репнину однокомнатную. Но он и этому был рад и не стал устраивать разбирательств.
Однако в новой квартире он вскоре остался один – дочь вышла замуж и переехала к мужу. Ее привязанность к отцу была взаимной и очень сильной, она хотела забрать его к себе, но Репнин наотрез отказался, побоявшись мешать ее семейной жизни. Ольга пошла по стопам отца, хотя и не стала актрисой. Она освоила профессию монтажера, всю жизнь проработала на телевидении и стояла у истоков творческого объединения «Экран». А Петр Репнин так и не дождался признания своих профессиональных заслуг. На улицах и в общественном транспорте ему часто задавали вопросы: « А вы случайно не артист? Где-то мы вас видели ». Вот только никто не мог вспомнить, где именно, а его имени не знали даже на пике популярности. Так, в одиночестве и безвестности, в 1970 г. 75-летний актер и ушел из жизни. Его нет среди живых уже 50 лет, но его лучшие фильмы не теряют популярности и у современных зрителей. И пусть это были небольшие эпизоды, но их достаточно для того, чтобы судить о масштабе актерского таланта!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Вероника Лебедева не боялась перечить самой Раневской
Актриса, сыгравшая девочку в фильме «Подкидыш», уже много лет не выходит из дома
В пожилой, но безусловно красивой и обаятельной женщине сегодня сложно узнать ту крохотную Наташу из «Подкидыша». Пожалуй, только взгляд с игривым прищуром остался неизменным.
К этому времени у четырехлетней Вероники уже был актерский опыт: годом раньше девочка снялась в фильме «Парад игрушек».
После выхода фильма девочку обожала вся страна
— Вероника Юльевна, какие-то пробы у вас все же были или Лукашевич влюбилась в вас с первого взгляда?
— Наверняка вся съемочная группа вас обожала?
В этой 78-летней интеллигентной женщине трудно узнать озорную Наташу из «Подкидыша»
— Как вам работалось с такими известными актерами? Их не задевало, что столько внимания доставалось маленькой девочке?
Дочь Вероники Юльевны Марина очень переживает за маму, которая так нуждается в заботе
— А звездной болезнью не страдали?
— Я была слишком маленькой, наверное, но в какой-то момент все же начала задирать нос. После выхода картины ко мне на улицах стали подходить люди, дарить игрушки, говорить теплые слова. Мне было безумно приятно, но мама все время меня одергивала и просила не важничать. Видимо, в том, что звездная болезнь в итоге меня миновала, ее заслуга. Кстати, и на выбор моей профессии повлияла она. Несмотря на такое увлечение кино, мама твердо решила, что для нормального будущего мне необходимо выбрать более земную специальность. Я не возражала и решила, что стану микробиологом. Это была заветная мечта. Но поступила все же в педагогический на факультет английского языка.
Маленькой актрисе легендарная Фаина РАНЕВСКАЯ (на фото справа рядом с актёром Петром РЕПНИНЫМ, сыгравшим безропотного Мулю) обещала подарить куклу, но, видимо, забыла…
Стена одиночества
Счастливая семейная жизнь закончилась, когда три года назад от тяжелой болезни муж Вероники Юльевны скончался.
…зато Ростислав ПЛЯТТ с удовольствием возился с малышкой, закармливая её конфетами
После таких печальных новостей мы, естественно, предложили Веронике Юльевне свою помощь.
Крылатые фразы из любимого фильма
* «Муля, не нервируй меня».
* «Дудеть надо, дудеть!»
* «Товарищ милиционер, что же это такое: на совершенно живых людей наезжают!»
* «Девочка Наташенька, скажи, что ты больше хочешь: чтобы тебе оторвали голову или ехать на дачу?»
«Муля, не нервируй меня!». 5 лучших фильмов актера Петра Репнина (4 фото + 2 видео)
«Пышка» (1934)
Первая успешная кинолента с участием артиста вышла на экраны в далеком 1934 году. Репнину досталась роль в картине Михаила Ромма «Пышка», снятой по одноименному роману Ги де Мопассана. При этом из текста книги постановщик, выступивший и сценаристом, взял только вторую часть.
Для Ромма «Пышка» была первой картиной. В дальнейшем режиссер вспоминал, что на написание сценария ему выделили минимальное количество времени. «В апреле 1933 года меня вызвал директор и сказал, что если я возьмусь написать за две недели сценарий немой картины, в которой было бы не свыше десяти дешевых актеров, не больше пяти простых декораций, ни одной массовки и со сметой, не превышающей 150 тысяч, то мне дадут самостоятельную постановку», – говорил Ромм.
Несмотря на сложности при съемках на еще строящемся «Мосфильме», картина вышла. Она действительно изначально была немой и озвучена существенно позже. Ромм же в дальнейшем подарил стране такие известные картины как «Обыкновенный фашизм» и «Девять дней одного года».
Репнин в ленте «Пышка» исполнил роль господина Карэ-Ломодона. Одной из партнерш актера по фильму стала непревзойденная Фаина Раневская. Именно эта пара спустя несколько лет исполнила дуэт, который до сих пор остается одним из самых узнаваемых в отечественном кинематографе.
«Подкидыш» (1939)
Комедия о приключениях в Москве маленькой девочки принесла Петру Репнину всесоюзную славу. Именно здесь он сыграл того самого Мулю, которому настоятельно рекомендовалось не раздражать свою супругу.
Сценарий к фильму написали Рина Зеленая и Агния Барто, а за постановку взялась Татьяна Лукашевич. «Подкидыш» до сих пор остается одной из самых популярных советских комедий. Незамысловатый сюжет здесь компенсируется добрым юмором, позитивной атмосферой и великолепным актерским составом – помимо Репнина здесь сыграли Фаина Раневская, Рина Зеленая, Ростислав Плятт и Ольга Жизнева.
Однако особо этот фильм запомнился по фразе «Муля, не нервируй меня!». Ее бросали вслед как Раневской, так и Репнину в течение долгого времени. Появилась она во время работы актрисы над своим образом деспотичной и вместе с тем трогательной Ляли. Раневская придумала несколько фраз, которые ярче передавали характер героини. В итоге артистка просто возненавидела роль, которая принесла ей успех.
Сам Репнин отнесся к новому витку своей славы довольно прохладно. Как это ни странно, но после «Подкидыша» артист снимался все реже и реже. Возможно, это произошло потому, что Петр Петрович зачастую говорил, что думал, любил компании, менял театры, вел вполне независимый образ жизни.
Безусловно, и сегодня тем, кто еще не познакомился с фильмом «Подкидыш», следует посмотреть ленту режиссера Лукашевич, чтобы понаблюдать за взаимодействием на экране героев Репнина и Раневской.
«Девушка без адреса» (1957)
Во второй по счету после «Карнавальной ночи» полнометражной работе режиссера Эльдара Рязанова Петр Репнин сыграл маленькую роль проводника поезда, в котором едут влюбляющиеся друг в друга главные герои, исполненные Николаем Рыбниковым и Светланой Карпинской.
Экранное время для артиста было не таким большим, чтобы его по этому образу узнавало впоследствии еще несколько поколений зрителей, однако сам фильм получился очень теплым и добрым. Советская любовная история двух молодых людей и сегодня достойно смотрится даже на фоне романтических голливудских кинолент.
Фильм очень быстро завоевал любовь зрителей – в премьерный год его посмотрели более 36 миллионов человек. Картина «Девушка без адреса» стала одним из лидеров советского проката 1958 года и заняла второе место по посещаемости, уступив пальму первенства лишь эпопее «Тихий Дон». Несмотря на заслуженный успех, всесоюзную славу и зрительскую любовь, сам Рязанов всегда считал «Девушку без адреса» не самым лучшим своим творением, гораздо слабее «Карнавальной ночи»
«Кавказская пленница» (1966)
В середине 1960-х Репнин был в Москве в Театре-студии киноактера. Артист продолжал сниматься в кино в основном в эпизодах. Самым же известным и популярным из его последних фильмов стала легендарная «Кавказская пленница» Леонида Гайдая. Лента стала всенародно любимой комедией и сегодня на ТВ-экране Репнин появляется перед каждым большим праздником.
У артиста был небольшой, однако очень смешной и запоминающийся эпизод. «Я вам вот что скажу, – решительно заявляет Шурик (герой Александра Демьяненко), – Саахов и украл эту невесту!» – «Точно, украл, – обнадеживающе подхватывает врач. – И в землю закопал, и надпись написал!»
Увы, но замечательный артист практически пропал после «Кавказской пленницы» с экранов, и последний серьезный фильм, в котором он отметился, подарил ему вновь лишь эпизод.
«Щит и меч» (1968)
Знаменитый военно-приключенческий кинороман о событиях Великой Отечественной войны был снят Владимиром Басовым. Советского разведчика Александра Белова, в исполнении Станислава Любшина, под именем немца-репатрианта засылают в Ригу, из которой он пробирается в Германию. Его задача – сделать карьеру, позволяющую иметь доступ к секретным для СССР материалам, которые касаются военных планов фашистов.
В картине «Щит и меч» снимались самые популярные в то время актеры советского кинематографа: Алла Демидова, Йозас Будрайтис, Людмила Чурсина, Владислав Дворжецкий, одну из ролей (немца Бруно) сыграл сам Владимир Басов. В ленте дебютировал и Олег Янковский. Фильм «Щит и меч» по стране посмотрели свыше 68 миллионов человек.
Муля не нервируй меня актеры
В следующем году комедии «Подкидыш» исполнится 80 лет.
Ни один ценитель старого доброго кино не назовет фильм «Подкидыш» устаревшим. А фраза про Мулю неизменно вызывает улыбку. Даже у тех, кто и «Подкидыша»-то не смотрел.
— Ты всю жизнь меня терроризируешь! И этот человек клялся носить меня на руках!
— Уйди, зверь! Нет-нет, завтра же я уеду к маме навсегда!
— Ляля! Послушай меня! Давай отдадим этого ребенка. Уверен, тебя арестуют…
— Муля, не нервируй меня!
Лялю сыграла блистательная Фаина Раневская. Подкаблучника Мулю – Петр Репнин. Раневская и Репнин были почти ровесниками. До «Подкидыша» вместе снялись у Михаила Ромма. А после незамысловатой истории о потерявшемся ребенке одинаково возненавидели фразу, которую еще долго кричали им вслед взрослые и дети: «Муля, не нервируй меня!» (К слову, ее авторство рьяно оспаривали авторы сценария Агния Барто, Рина Зеленая и сама Раневская). Оба актера не были избалованы главными ролями. Но больше совпадений в их судьбах, пожалуй, не найти.
Фаина Георгиевна уже в 1937 году доигралась до заслуженной артистки, позже стала дважды народной (РСФСР и СССР), трижды – Сталинским лауреатом. Ее награждали орденами, любили, цитировали. Фильмов у Петра Петровича было значительно больше, а широкой известности и всенародной славы он как будто не заслужил. Не было у него ни званий, ни наград. «Мы вас где-то видели», – подходили спустя годы к пожилому мужчине в берете пассажиры троллейбуса. Но вспомнить – где, не могли…
К Мейерхольду не вернулся
А ведь он так хорошо начал! И, кажется, судьба бежала вприпрыжку – эй, постой, не растрачивай себя по пустякам.
Реальное училище, серьезное увлечение живописью и фотоискусством, детские игры «в театр» и ученические спектакли, в которых Петя был не только актером, но и декоратором. Потом – любительская антреприза. И больше десятка всевозможных театров, организаций. В какой-то момент Репнин увлекся режиссурой, решил, что может и сам организовать театр. Дал объявление о наборе труппы. Но… не вышло. И тогда он создал «Литературно-художественный кружок», где выступал актером и режиссером.
А потом была встреча с Мейерхольдом. И огромный шанс выстроить судьбу иначе. Переехав из Петербурга в Москву, Репин поступил на курсы мастеров сценической подготовки, стал любимым учеником Мейерхольда, а когда начали работать вместе – то и правой рукой Всеволода Эмильевича, который не отпускал от себя талантливого молодого человека ни на шаг. Даже доверил ему в Театре революции две самостоятельные постановки. Но один спектакль не вышел. Репнин ушел из театра. И от Мейерхольда. Гордость (или гордыня), самоуверенность – этого у молодого Репнина было в достатке…
А Мейерхольд все равно отправил вдогонку записку: «Петр Петрович, если Вам будет плохо – приходите. Я всегда Вас жду».
Репнин не пришел. В 1925 году он дебютировал в короткометражке «Даешь яблочко» (одним из режиссеров и сценаристов был Сергей Юткевич). Фильм не сохранился. Но кино сильно увлекло Репнина. И, хотя еще несколько десятилетий актер метался между театрами и съемочной площадкой, в послужном списке все-таки больше 70 картин. Среди которых, правда, не так уж много заметных. «Пышка», «Девушка с характером», «Анна на шее», «Девушка без адреса», «Девочка и крокодил», «Щит и меч». И самые известные с участием Репнина – «Подкидыш» и «Кавказская пленница»…
Когда-то он играл положительных героев. Потом они для него закончились. И ему стали предлагать персонажей, попадающих в смешные ситуации, неудачных героев-любовников, ревнивых скупых стариков, хапуг, бюрократов, священников «с душком», интеллигентных воришек. И тех было немного, даром, что от работы он никогда не отказывался. И «Подкидыш» не сделал актера вмиг счастливым, богатым, успешным. Может, напротив, в чем-то разочаровал. А тут началась война.
В 1941 году Петр Петрович сыграл в «Боевом киносборнике» Гитлера. Коллеги тогда – кто в шутку, кто всерьез – предупреждали: «Войдут немцы в Москву – вас первым повесят». А он в 1942 году устроился работать в джаз-оркестр Покрасса, выезжал с концертными бригадами на фронт, иногда снимался… Здоровье было подорвано. Болезненный, исхудавший, после войны Репнин поехал в родной Ленинград искать работу и зашел к Николаю Черкасову в Александринку. А тот вдруг припомнил, как Репнин отказался играть Ивана Грозного у Эйзенштейна… «Да меня все равно не утвердили бы, я же комик!» – удивился Петр Петрович. И вернулся не солоно хлебавши в Москву. Его приняли в Театр-студию киноактера, играл он в основном в водевилях. Но проработал там до пенсии. И не брезговал даже крошечными киноэпизодами. Например, в «Кавказской пленнице» Леонид Гайдай доверил актеру маленькую, но весьма заметную роль главврача психбольницы, в которую привезли Шурика. И между ними состоялся диалог:
— Я вам вот что скажу – Саахов и украл эту невесту!
— Точно – украл! И в землю закопал. И надпись написал.
Из узнаваемых и удачных эта работа Репнина была последней.
Был счастлив с дочерью
Наверное, как многие актеры, он был неудовлетворен в профессии. Может, даже жалел об упущенных возможностях, о не к месту проявленном характере. Но в 44 года его неожиданно накрыло счастье в личной жизни, которое оказалось гораздо ценнее всех ролей и званий.
И это была не любовь к женщине. Не оглушительный роман. В ЗАГС Репнин зашел лишь однажды. Женился на сестре соседа по коммуналке, не актрисе. А она принять его жизнь не смогла. После этого он зарекся связывать себя брачными узами. Хотя и от романов не отказался. До тех пор, пока одна из женщин не родила ему в 1937 году дочь.
Но через четыре месяца мать девочки умерла, и необыкновенная радость сменилась растерянностью и даже страхом: как жить одному с малышкой? Как работать? Бездетная родная сестра Репнина просила отдать Олю ей. Он даже прикрикнул: «С ума, что ли сошла?! Ты же испортишь ребенка!».
Вся жизнь актера теперь была посвящена девочке. Он придирчиво выбирал няню, отвергая кандидатуры до тех пор, пока не понял, что женщине можно доверить родное дитя. Сам сочинял Оленьке стихи, читал сказки, а по вечерам вместо колыбельной пел куплеты из фильма «Волга-Волга»:
Потому что без воды
И ни туды, и ни сюды.
Совсем маленькой была Оля, когда Репнин согласился сниматься в «Подкидыше». Надеяться ему было не на кого. Правда, когда вышел фильм, девочка долго не могла понять, почему папу все называют каким-то дурацким именем. Картину же Оле Петр Петрович не показывал. Считал, незачем ей слышать: «Муля, надень шапочку, надень, а то лысинку простудишь!».
Так и жили они вдвоем в коммуналке с 57 соседями в Серповом переулке. Пока не пришло время создать Оле свою семью. Друзья уже устали уговаривать актера, чтобы попросил у начальников отдельную квартиру – сколько ж можно жить со взрослой дочерью? Петр Петрович только отмахивался. Но, когда уже и Ольга поддержала эту идею, собрался с духом и написал… Брежневу. Леонид Ильич ценил хорошее кино, в том числе «про Мулю», благоволил к актерам. И решение о выделении отдельной жилплощади Петру Репнину недалеко от «Мосфильма» не заставило себя долго ждать. Только, когда отец с дочерью зашли в квартиру, оказалось, что местные начальники что-то «напутали», и семье предоставили… малогабаритную однушку. Сил разбираться у 69-летнего актера уже не было.
Вскоре Ольга вышла замуж, но, уезжая от отца, очень боялась оставлять его одного. «Не беспокойся за меня», – сказал Петр Петрович. После чего прожил несколько лет. И тихо ушел. Один. В благоустроенной отдельной квартире, которая не сделала его счастливым.
«Не нервируй меня!». Судьба актера Репнина, навсегда оставшегося Мулей
В следующем году комедии «Подкидыш» исполнится 80 лет. Ни один ценитель старого доброго кино не назовет фильм «Подкидыш» устаревшим. А фраза про Мулю неизменно вызывает улыбку. Даже у тех, кто и «Подкидыша»-то не смотрел.
— Ты всю жизнь меня терроризируешь! И этот человек клялся носить меня на руках!
— Уйди, зверь! Нет-нет, завтра же я уеду к маме навсегда!
— Ляля! Послушай меня! Давай отдадим этого ребенка. Уверен, тебя арестуют.
— Муля, не нервируй меня!
Лялю сыграла блистательная Фаина Раневская. Подкаблучника Мулю – Петр Репнин. Раневская и Репнин были почти ровесниками. До «Подкидыша» вместе снялись у Михаила Ромма. А после незамысловатой истории о потерявшемся ребенке одинаково возненавидели фразу, которую еще долго кричали им вслед взрослые и дети: «Муля, не нервируй меня!» (К слову, ее авторство рьяно оспаривали авторы сценария Агния Барто, Рина Зеленая и сама Раневская). Оба актера не были избалованы главными ролями. Но больше совпадений в их судьбах, пожалуй, не найти.
Фаина Георгиевна уже в 1937 году доигралась до заслуженной артистки, позже стала дважды народной (РСФСР и СССР), трижды – Сталинским лауреатом. Ее награждали орденами, любили, цитировали. Фильмов у Петра Петровича было значительно больше, а широкой известности и всенародной славы он как будто не заслужил. Не было у него ни званий, ни наград. «Мы вас где-то видели», – подходили спустя годы к пожилому мужчине в берете пассажиры троллейбуса. Но вспомнить – где, не могли.
К Мейерхольду не вернулся
А ведь он так хорошо начал! И, кажется, судьба бежала вприпрыжку – эй, постой, не растрачивай себя по пустякам.
Реальное училище, серьезное увлечение живописью и фотоискусством, детские игры «в театр» и ученические спектакли, в которых Петя был не только актером, но и декоратором. Потом – любительская антреприза. И больше десятка всевозможных театров, организаций. В какой-то момент Репнин увлекся режиссурой, решил, что может и сам организовать театр. Дал объявление о наборе труппы. Но. не вышло. И тогда он создал «Литературно-художественный кружок», где выступал актером и режиссером.
А потом была встреча с Мейерхольдом. И огромный шанс выстроить судьбу иначе. Переехав из Петербурга в Москву, Репин поступил на курсы мастеров сценической подготовки, стал любимым учеником Мейерхольда, а когда начали работать вместе – то и правой рукой Всеволода Эмильевича, который не отпускал от себя талантливого молодого человека ни на шаг. Даже доверил ему в Театре революции две самостоятельные постановки. Но один спектакль не вышел. Репнин ушел из театра. И от Мейерхольда. Гордость (или гордыня), самоуверенность – этого у молодого Репнина было в достатке.
А Мейерхольд все равно отправил вдогонку записку: «Петр Петрович, если Вам будет плохо – приходите. Я всегда Вас жду».
Репнин не пришел. В 1925 году он дебютировал в короткометражке «Даешь яблочко» (одним из режиссеров и сценаристов был Сергей Юткевич). Фильм не сохранился. Но кино сильно увлекло Репнина. И, хотя еще несколько десятилетий актер метался между театрами и съемочной площадкой, в послужном списке все-таки больше 70 картин. Среди которых, правда, не так уж много заметных. «Пышка», «Девушка с характером», «Анна на шее», «Девушка без адреса», «Девочка и крокодил», «Щит и меч». И самые известные с участием Репнина – «Подкидыш» и «Кавказская пленница».
Когда-то он играл положительных героев. Потом они для него закончились. И ему стали предлагать персонажей, попадающих в смешные ситуации, неудачных героев-любовников, ревнивых скупых стариков, хапуг, бюрократов, священников «с душком», интеллигентных воришек. И тех было немного, даром, что от работы он никогда не отказывался. И «Подкидыш» не сделал актера вмиг счастливым, богатым, успешным. Может, напротив, в чем-то разочаровал. А тут началась война.
В 1941 году Петр Петрович сыграл в «Боевом киносборнике» Гитлера. Коллеги тогда – кто в шутку, кто всерьез – предупреждали: «Войдут немцы в Москву – вас первым повесят». А он в 1942 году устроился работать в джаз-оркестр Покрасса, выезжал с концертными бригадами на фронт, иногда снимался. Здоровье было подорвано. Болезненный, исхудавший, после войны Репнин поехал в родной Ленинград искать работу и зашел к Николаю Черкасову в Александринку. А тот вдруг припомнил, как Репнин отказался играть Ивана Грозного у Эйзенштейна. «Да меня все равно не утвердили бы, я же комик!» – удивился Петр Петрович. И вернулся не солоно хлебавши в Москву. Его приняли в Театр-студию киноактера, играл он в основном в водевилях. Но проработал там до пенсии. И не брезговал даже крошечными киноэпизодами. Например, в «Кавказской пленнице» Леонид Гайдай доверил актеру маленькую, но весьма заметную роль главврача психбольницы, в которую привезли Шурика. И между ними состоялся диалог:
— Я вам вот что скажу – Саахов и украл эту невесту!
— Точно – украл! И в землю закопал. И надпись написал.
Из узнаваемых и удачных эта работа Репнина была последней.
Был счастлив с дочерью
Наверное, как многие актеры, он был неудовлетворен в профессии. Может, даже жалел об упущенных возможностях, о не к месту проявленном характере. Но в 44 года его неожиданно накрыло счастье в личной жизни, которое оказалось гораздо ценнее всех ролей и званий.
И это была не любовь к женщине. Не оглушительный роман. В ЗАГС Репнин зашел лишь однажды. Женился на сестре соседа по коммуналке, не актрисе. А она принять его жизнь не смогла. После этого он зарекся связывать себя брачными узами. Хотя и от романов не отказался. До тех пор, пока одна из женщин не родила ему в 1937 году дочь.
Но через четыре месяца мать девочки умерла, и необыкновенная радость сменилась растерянностью и даже страхом: как жить одному с малышкой? Как работать? Бездетная родная сестра Репнина просила отдать Олю ей. Он даже прикрикнул: «С ума, что ли сошла?! Ты же испортишь ребенка!».
Вся жизнь актера теперь была посвящена девочке. Он придирчиво выбирал няню, отвергая кандидатуры до тех пор, пока не понял, что женщине можно доверить родное дитя. Сам сочинял Оленьке стихи, читал сказки, а по вечерам вместо колыбельной пел куплеты из фильма «Волга-Волга»:
Потому что без воды
И ни туды, и ни сюды.
Совсем маленькой была Оля, когда Репнин согласился сниматься в «Подкидыше». Надеяться ему было не на кого. Правда, когда вышел фильм, девочка долго не могла понять, почему папу все называют каким-то дурацким именем. Картину же Оле Петр Петрович не показывал. Считал, незачем ей слышать: «Муля, надень шапочку, надень, а то лысинку простудишь!».
Так и жили они вдвоем в коммуналке с 57 соседями в Серповом переулке. Пока не пришло время создать Оле свою семью. Друзья уже устали уговаривать актера, чтобы попросил у начальников отдельную квартиру – сколько ж можно жить со взрослой дочерью? Петр Петрович только отмахивался. Но, когда уже и Ольга поддержала эту идею, собрался с духом и написал. Брежневу. Леонид Ильич ценил хорошее кино, в том числе «про Мулю», благоволил к актерам. И решение о выделении отдельной жилплощади Петру Репнину недалеко от «Мосфильма» не заставило себя долго ждать. Только, когда отец с дочерью зашли в квартиру, оказалось, что местные начальники что-то «напутали», и семье предоставили. малогабаритную однушку. Сил разбираться у 69-летнего актера уже не было.
Вскоре Ольга вышла замуж, но, уезжая от отца, очень боялась оставлять его одного. «Не беспокойся за меня», – сказал Петр Петрович. После чего прожил несколько лет. И тихо ушел. Один. В благоустроенной отдельной квартире, которая не сделала его счастливым.