мучное блюдо тюркских народов как называется
Как называется мучное блюдо у большинства тюркских народов России и СНГ?
Это мучное блюдо есть у большинства тюркских народов России и стран СНГ и называется у всех практически одинаково.
Оно упоминается в Словаре Махмуда Кашгарского XI века, и до сих пор популярно от Алтая до Крыма как праздничное или обрядовое блюдо. Как оно называется?
Пресное мучное узбекское блюдо, о котором идёт речь — это лепешки, которые, благодаря своему нейтральному вкусу хлеба могут сочетаться с любой начинкой: зеленью, мясом, курицей, тушеными или жареными овощами.
Но несмотря на всю простоту, приготовление данного блюда — процесс не самый простой.
Сложность заключается в том, что с тестом нужно проделать несколько манипуляций: замесить, раскатать, порезать, заново скатать и только потом вылепить окончательно, чтобы запечь.
Блюдо готовится с использованием дрожжей. Тесто делают мягким-мягким, вымешивая его несколько раз и давая расстояться.
Казалось бы, что подобных манипуляций хватит, чтобы просто вылепить хлеб плоской круглой формы, но нет.
Подоспевшее тесто тонко-тонко раскатывают. Скалкой работают долго, до идеального результата. Это необходимо для того, чтобы смазать как можно большую поверхность теста топленым жиром.
На этой стадии приготовления в блюдо закладывается начинка: по всей поверхности раскатанного теста она распределяется равномерным слоем.
Правильный вариант ответа — Катлама
Как называется блюдо из словаря Махмуда Кашгарского XI век?
В большом этнографическом диктанте за 2020 год разместили вопрос:
Это мучное блюдо есть у большинства тюркских народов России и стран СНГ и называется у всех практически одинаково. Оно упоминается в Словаре Махмуда Кашгарского XI века, и до сих пор популярно от Алтая до Крыма как праздничное или обрядовое блюдо.
Как оно называется?
Надо было выбрать ответ из предложенных вариантов (правильный вариант выделен жирным шрифтом):
Обоснование ответа от автора вопроса:
Катлама – это в первую очередь лепешка, которую жарят, а не пекут. Блюдо очень древнее, является праздничным и обрядовым. Так, у многих тюркских народов и сегодня катламу обязательно жарят на поминки. Также: ватрушка и сочник – не тюркские блюда, чак-чак — известен у татар и башкир, но в большинстве кухонь тюркских народов чак-чак отсутствует.
Информация, найденная нами:
Ватрушка — выпечное изделие из сдобного дрожжевого теста в виде небольшой толстой лепёшки, в середине которой находится начинка. Тесто раскатывают в жгут и разрезают на кусочки, которые подкатывают в шарики и укладывают швом вниз на смазанный маслом противень. Изделие древнеславянской, русской и украинской кухни.
Катлама — мясной рулет, приготовленный на пару, после приготовления следует нарезать кусками толщиной в три сантиметра. Также существуют слоённые лепёшки, называемые катлама. Блюдо башкирской, крымскотатарской, карачаевской, татарской и узбекской национальных кухонь.
Сочник — выпечка в виде сложенной пополам лепёшки с полуоткрытой или закрытой начинкой. Название блюда происходит от русского кулинарного термина «сочень».
Чак-чак — обжаренные во фритюре кусочки теста, перемешанные с медовым сиропом. Национальное кулинарное изделие башкир и татар, а также блюдо русских Южного Урала.
Этот анализ исключил славянские блюда ватрушку и сочник, а вот выбрать из двух вариантов было очень сложно, так как чак-чак и катлама принадлежали башкирам и татарам, но катлама была ещё и в других народах.
Помогло уточнение об упоминании этого блюда в словаре Махмуд аль-Кашгари, который проживал в Средней Азии и странах Ближнего Востока. Так как блюдо чак-чак появилось на территории, где Махмуд не был, то логично было предположить о его исключении из списка.
13 национальных блюд, которые готовят казахи, кыргызы и алтайцы
Бешбармак
Традиционное мясное блюдо тюркоязычных народов. Бешбармак готовится, как правило, по случаю семейных праздников или приема дорогих гостей.
Бешбармак в Кыргызстане, в отличие от казахского, готовят с более концентрированным соусом, называемым чык, бульон с куртом.
Куырдак — куурдак
Традиционное жаркое у казахов, кыргызов, таджиков, узбеков и туркменов из мяса или субпродукта и лука. Название происходит от киргизского слова кууруу, казахского куыру, что значит жарка. Куырдак жарится из только что нарезанной баранины и говядины: печень, сердце, чучуки. В современной кухне в целях придания блюду большего объема часто добавляют также овощи — картофель, морковь, тыкву. У кыргызов куырдак жарится в нескольких видах: кара куурдак, солкулдак куурдак, борпошо куурдак.
Традиционная колбаса из конины у ряда тюркских народов, считающаяся деликатесом. Изготавливается путем помещения в конскую кишку жирной конины с ребер.
Карта
Конская толстая кишка, вывернутая наизнанку. Готовится путем промывки и слабого засаливания. Употребляется в вареном виде. Считается деликатесом у казахов, кыргызов, татар, каракалпаков. Очень часто казы и карта варятся вместе с мясом и подаются как одно большое блюдо.
Шужук — чучук
Традиционный колбасный деликатес. Предварительно посоленные филейные куски мяса и жира вкладываются в кишки, подсушиваются, вялятся. В Казахстане и Кыргызстане в изготовлении шужукаиспользуется конина.
У казахов и кыргызов это конский подгривный жир. При отрезании жала от конской туши прирезается немного мяса с шеи. Считается лакомой частью конской туши. Употребляется в копчено-вареном виде, обычно холодным. Жал зачастую подают с жая — конским огузком.
Кан — быжы
Алтайский колбасный деликатес из крови барана. Перед варкой в кровь добавляют молоко, нутряной бараний жир, порезанный дикий лук и чеснок с солью. Всю эту смесь затем заливают в бараньи кишки, предварительно вывернутые жиром внутрь. Кыргызы готовят кровяную колбасу без добавления молока и называют «быжы».
Кумыс
Кисломолочный напиток, изготавливаемый в большинстве случаев из кобыльего молока, получается в результате молочнокислого и спиртового брожения. Считается традиционным напитком у казахов, кыргызов и алтайцев.
Айран
Разновидность кисломолочного напитка тюркских народов. А чалап, или шалап — разбавленный для питья айран.
Курт — курут
Кисломолочный продукт, который обычно представляет собой белые шарики. Копченый и твердый сыр делают из кипяченого молока на закваске. Его подвешивают в мешочках, затем лепят из получившейся массы шарики диаметром пять-семь сантиметров и высушивают на солнце в течение двух-четырех дней. На вкус он довольно соленый и может храниться очень долго. У каждого народа Средней Азии курт получается иным, чем у соседей. Все дело в уникальной закваске для катыка и исходном сырье, то есть молоке.
Баурсак — боорсок
Традиционное мучное изделие алтайцев, казахов, кыргызов и других тюркских народов. Как правило, готовится из пресного или дрожжевого теста в виде небольших пончиков ромбовидной или круглой формы, изготовляемых путем жарки во фритюре в казане.
Талкан
Прожаренный и измельченный ячмень. Используют в еду и «чарак», пока еще не измельченный в талкан жареный ячмень. Талкан, так же как арака, считается священным продуктом, используется в обрядах у алтайского народа.
Каймак
Кисломолочный продукт, который по вкусу напоминает смесь сметаны, творога и сливочного масла. Его отстаивают сутки в прохладном месте, далее снимают сливки вместе с образовавшейся пенкой. Каймак довольно плотный: из одного литра молока на выходе получается не больше двухсот граммов продукта. Его добавляют в супы, салаты из черемши, да и едят просто так, с хлебом. Алтайцы оставшееся молоко используют для приготовления чегеня.
Первый фастфуд СССР: как татарские мучные изделия повлияли на культуру потребления хлеба в России
Максим Зиневич, шеф-пекарь исторического музея «Калачная» в Коломне, разработчик уникальных рецептур выпечки, эксперт по хлебобулочным изделиям
Хлеб — продукт, который всегда готовили, чтили и любили в России, поэтому он тесно связан с культурой и традициями нашего народа. Если говорить о типично русских видах хлебобулочных изделий, то обычно под ними подразумевают батоны, калачи, куличи, караваи, бублики и баранки. Однако на этом коротком списке, как известно, предпочтения россиян не заканчиваются.
Связано это в первую очередь с богатой историей и многонациональностью страны — разные народы, проживающие в разных регионах, имеют разные обычаи и кухню. Почти у каждого из этих народов имелись свои собственные хлебные рецепты, а особенности их изготовления передавались от поколения к поколению. С течением истории эти рецепты стали распространяться и за пределами республик, а затем закрепили прочные позиции в меню российских заведений. Но обо всем по порядку.
Начнем с татарского хлеба. Русские и татары очень плотно связаны узами истории, поэтому многие традиции и обычаи были позаимствованы друг у друга. Здесь стоит вспомнить хотя бы одну из версий возникновения калача, согласно которой он был изготовлен муромскими мастерами по адаптированному рецепту татарской лепешки с добавлением в нее ржаной закваски.
Визитной карточкой татарской «хлебной» кухни является эчпочмак — дрожжевой пирог с отверстием посередине. Начинка для такого пирога всегда была сырой, а причина этому достаточно очевидна — особенность образа жизни тюркских кочевых племен. Дело в том, что эчпочмак избавил кочевников от долгих остановок для приготовления пищи. Достаточно было сварить бульон и залить его внутрь пирога — получалось готовое сытное блюдо.
Еще одним «брендом» татарской кухни является чак-чак — мучное печенье из кусков теста, которые обжаривают во фритюре и перемешивают с медовым сиропом. Легенда происхождения этого блюда отсылает нас во времена существования Волжской Булгарии, чей Хан однажды захотел женить своего единственного сына и наследника, а потому приказал местным мастерам изготовить такое угощение, которое бы долго не портилось и подошло бы воинам в качестве перекуса. Кроме того, хан желал, чтобы блюдо это было еще и вкусным, а иноземные гости, попробовав его, прочувствовали силу великой Булгарии.
Волей случая жена одного из пастухов преподнесла владыке блюдо, состоящее из кусочков яичной лапши, обильно политой медом. Великому хану настолько понравилось угощение, что он пожелал своему сыну и его будущей жене таких же крепких отношений, как два кусочка чак-чака, приклеенных друг к другу. С тех пор чак-чак считается обязательным на татарском свадебном застолье и продается на всех российских рынках и даже в сетевых магазинах.
Другим популярным блюдом татарского происхождения являются перемячи, или беляши, — открытые пироги из дрожжевого теста с мясным фаршем или картошкой и другими начинками, жареные в масле. Название происходит от слова «бэлиш», которым в татарской кухне обозначают большой печеный пирог.
В славянской кухне этот пирог появился еще во времена Ивана Грозного, который активно расширял границы государства путем присоединения восточных земель. Тогда на Руси пищу в основном варили и запекали, татары же готовили пищу, зажаривая ее. Русские кулинары переняли эту технологию, а заодно и несколько рецептов, в том числе и рецепт беляша.
Бытует мнение, что беляши и перемячи — два разных блюда. Беляши были повседневным блюдом, тогда как перемячи — праздничным. Беляши могли быть закрытыми, а перемячи — с дыркой по середине. Однако мало кому известно, что существует также и астраханский вариант приготовления блюда, а называется оно «кайнары». Как правильно именовать эти изделия — уже дело историков. Простым людям главное, чтобы было вкусно.
Беляши получили глобальное распространение во времена Советского Союза — чаще всего они продавались в привокзальных палатках с целью быстрого перекуса. В русской интерпретации в беляши часто входила свинина, что было невозможно в классическом рецепте по религиозным причинам.
ОТВЕТЫ НА ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 2020
Конституция Российской Федерации гласит: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия». Какие регионы России из нижеперечисленных имеют максимальное этническое многообразие?
а. Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург
б. Красноярский край, Ростовская область, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ
в. Республика Дагестан, Республика Татарстан, Самарская область, Ямало-Ненецкий автономный округ
г. Еврейская автономная область, Камчатский край, Республика Ингушетия, Республика Саха-Якутия
В 75-летие Победы в Великой Отечественной войне вспоминаем героическое прошлое. К концу войны советские войска составляли 8 фронтов: Ленинградский, три Белорусских, четыре Украинских. Почему фронты Великой Отечественной войны имели такие названия?
а. Соответствовали территориям, где происходили бои
б. Отражали национальный состав участников
в. Являлись результатом военного шифрования
г. Соответствовали местам формирования военных подразделений
Что общего между Дважды Героем Советского Союза Иваном Христофоровичем Баграмяном (1897-1982), Героем Советского Союза Амазаспом Хачатуровичем Бабаджаняном (1906-1977), Героем Советского Союза Иваном Степановичем Исаковым (1894-1967) и Сергеем Александровичем Худяковым (1901-1950)?
а. Полководцы Великой Отечественной войны
г. Все вышеперечисленное
На самом деле, здесь нет неправильного ответа: все командовали войсками в годы Великой Отечественной войны; трое из них – маршалы, а один – адмирал (что соответствует маршалу); все четверо земляки, а двое из них – даже односельчане
Изначально песня была написана в 1940 году после возвращения Бессарабии в СССР, но стала популярна именно в годы Великой Отечественной войны. Также: В трех остальных песнях нет внимания на листьях деревьев.
Восьмиконечная розетка ✸ – универсальный символ, который есть у многих народов. Он есть на гербах Республик Карелии, Мордовии, Удмуртии, Чувашии. Однако у разных народов он может иметь отличающиеся значения. Что символизирует узор «толэзё» в удмуртских орнаментах?
В Россию на постоянное и временное жительство ежегодно приезжает около полумиллиона человек из более 100 государств. Ниже перечислены страны, из которых люди приезжают в Россию чаще. Из них на три страны приходится половина приезжающих. Какие это страны?
а. Украина, Узбекистан, Казахстан
б. Таджикистан, Армения, Киргизия
в. Молдавия, Азербайджан, Белоруссия
Демографический ежегодник России. 2019: Стат.сб. – М.: Росстат, 2019, с. 206; Численность и миграция населения Российской Федерации в 2019 году (Статистический бюллетень). – М.: Росстат, 2020, таблица 2.12
Раннюю историю этого народа и его передвижений ученые могли восстановить по его языку. Из иранских языков пришли слова «бахт» (счастье) и «зор» (сила), из армянского – «граст» (конь), из греческого – «дром» (дорога) и «форо» (город). Но большинство слов однозначно указывают на его индийскую прародину. Какой это народ?
Предки европейских цыган подолгу жили в разных регионах и в языке сохранились заимствования из местных языков. Подобное случалось и позже в Европе, например, в севернорусском диалекте цыганского языка есть много слов из немецкого, польского и русского языков, а в диалекте крымских цыган есть заимствования из крымскотатарского. Также: Слова в вопросе являются символическими для цыганской культуры.
С чего начинают устанавливать ненецкий чум в тундре:
а. Натягивание покрышек («нюков») на шесты
б. Установка шестов
г. Укладка досок пола
Чум традиционно устанавливают женщины, и начинают установку именно с оборудования очага, вокруг которого и сооружается чум. Также: Это многовековой опыт поколений. Порядок установки чума отточен до жеста, опытные женщины могут установить чум и разместить в нем семью и вещи в любую погоду в течение часа.
г. По диагонали от печи
Это универсальное правило для всех типов планировки. Исторически связано с представлениями о сакральных центрах дома. Также: именно такое положение оптимально для работ внутри дома днем и расположения для сна ночью
Самые известные мастерицы по работе с рыбьей кожей были у нанайцев, ульчей, орочей, нивхов – народов Приамурья, у которых именно рыболовство было основой хозяйства. Также: Саяны – горы и скотоводство, Чукотка – оленеводство и охота на морского зверя, в Поволжье нет подобных традиций
Удмурты называют это украшение чыртывесь, башкиры селтәр, хакасы – пого, одни используют монеты, другие – монеты и кораллы, третьи – разноцветный бисер. Что это за украшение?
а. Налобная повязка
Эти украшения объединяет между собой не только место ношения – на груди, но и конструктивные особенности: существует тканевая или кожаная основа, на которую нашивают соответственно монеты, кораллы и бисер. Подобные украшения сегодня являются одним из важных символов этнической идентичности.
Это мучное блюдо есть у большинства тюркских народов России и стран СНГ и называется у всех практически одинаково. Оно упоминается в Словаре Махмуда Кашгарского XI века, и до сих пор популярно от Алтая до Крыма как праздничное или обрядовое блюдо. Как оно называется?
С 19 века этот музыкальный инструмент приобретал всё большую популярность в России. В одних местах он стал символом завидного жениха, а в других – входил в приданное невест. Он известен в самых разных вариациях и под разными названиями: арган, венка, ливенка, пшинэ, комуз, саратовская, тальянка. Что это за инструмент?
В одной из республик России говорят более чем на 30 языках. Средневековые географы писали, что это «страна гор и гора языков». О какой республике Российской Федерации идет речь?
а. Республика Алтай
б. Республика Башкортостан
в. Республика Дагестан
г. Кабардино-Балкарская Республика
На территории Республики Дагестан проживают более 40 национальностей, и у всех свой язык. Языком межнационального общения является русский язык
Новый год в традиционных календарях народов России наступает в разное время и отмечается разными праздниками. И только один из перечисленных ниже проводится в период летнего солнцестояния, когда местная природа расцветает. Какой это праздник?
а. Буряты – праздник Сагаалган
б. Лезгины – праздник Яран Сувар
в. Шорцы – праздник Чылпажы
г. Эвены – праздник Эвинек
Сагаалган по лунному календарю приходится на февраль, Яран Сувар и Чыл пажы празднуют в марте. Только для эвенов, живущих в Якутии, настоящий расцвет природы связан с летом.
Представьте ситуацию: на улице мужчина верхом на коне видит идущую навстречу женщину. Как согласно адыгскому этикету должны поступить мужчина и женщина?
а. Поздороваться друг с другом и продолжить свой путь
в. Всадник должен спешиться, взять коня под уздцы, пройти мимо женщины и только потом снова сесть в седло
г. Мужчина – остановиться и подождать пока женщина уйдет
Это правило Адыгэ Хабзэ, именно таким образом мужчина демонстрирует свое уважение к женщине в данной ситуации.
Про представительниц этого народа в Поволжье говорили, что их «сначала услышишь, а потом уже увидишь». И дело не только в обилии украшений, которые звенели при каждом движении. Этот финно-угорский народ создал уникальные традиции многоголосного народного пения, которое вскоре может быть объявлено объектом нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Что это за народ?
Вепсы и ижора – не поволжские народы, татары – не финно-угры
Данный вид искусства основан на подражании природе и в прошлом использовался в магических обрядах, а сегодня – в эстетических целях и при исполнении эпических произведений. Существуют мужские и женские варианты. Башкиры называют это искусство «өзләү», алтайцы, хакасы и шорцы – «кай, хай». Им владеют также калмыки, буряты, якуты, чукчи, коряки и некоторые другие народы России. Но мировым центром этого искусства признана Тува, где 17 августа празднуют День Хоомея. Что это за искусство?
б. Изготовление войлока
Приведенные в вопросе термины известны многим, кто хоть раз слушал горловое пение, «кай» и «хоомей» стали чуть ли не интернациональными. Также: изготовление войлока и конные скачки не являются «подражанием природе», а народные танцы есть у всех народов.
В России, наверное, нет региона или культуры, в которой этому животному не отводили бы роль предка или родственника человека. Его боялись и уважали. Части его тела считались лекарствами или оберегами. А многие народы Сибири в честь него устраивали особые многодневные праздники со сложными обрядами и ритуалами, которые стараются поддерживать и сегодня. Какое это животное?
Именно медведь из-за своего строения и особенностей поведения может «сравниваться» с человеком. Охота на него опасна для человека. Поэтому Медвежий праздник рассматривался как установление мистической связи между миром людей и «иным» миром.
Он родился в Алупке, но в 1938 году окончил железнодорожную школу ФЗУ в Симферополе. В 1938-1939 годах работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1938 году окончил Симферопольский аэроклуб. Поэтому логично считать, что призвали его из столицы Крымской АССР