можно ли торговать домашней выпечкой
Продажа домашней выпечки: бизнес
Одним из перспективных направлений для построения собственного дела являются кондитерские и пекарские услуги. Организовать деятельность можно в различных форматах: работа по индивидуальному заказу, обслуживание мероприятий и реализация через торговые точки. На практике продажа домашней выпечки — бизнес не сложный, но требует строжайшего соблюдения ряда правил и наличия квалификации у исполнителя.
Составление бизнес-плана для производства домашней выпечки
Грамотно составленный бизнес план пекарни позволит вам рассчитать рентабельность предприятия и предотвратить возникновение непредвиденных сложностей. В нем вы должны указать:
Схема составления бизнес-плана
Особенности регистрации предприятия
Первостепенным документом для изготовления домашней выпечки является санитарная книжка, открыв которую вы должны обновлять записи не реже, чем один раз в шесть месяцев. Дальнейшие этапы легального оформления вашего бизнеса зависят от формата реализации услуг и продукции. Наиболее распространенными схемами являются:
Можно ли продавать домашнюю выпечку с точки зрения закона
Изготовление выпечки и кулинарных изделий для продажи в жилом помещении (дома на кухне) по закону запрещено. Это связано сразу с несколькими моментами:
В случае, если стартового капитала недостаточно для аренды помещения, вам придется либо работать нелегально под страхом уголовной или административной ответственности, либо зарегистрировать патент на услуги домашнего повара с выездом к заказчику. В дальнейшем вы можете предлагать клиентам готовить у них дома или же неофициально привозить готовый к употреблению продукт.
Документы необходимые для регистрации мини пекарни
Изготовление выпечки для обслуживания мероприятий и продажи через торговые точки потребует обязательной регистрации производства. Для этого подходят два формата предприятий: Индивидуальное или Частное предпринимательство (ИП, ЧП) или Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Они отличаются размерами налогообложения и количеством наемных рабочих.
Если вы ранее не занимались предпринимательством, начните с ЧП или ИП, поскольку оно более простое в реализации, а главное в ликвидации. Оформляется предприятие в налоговой. Вид деятельности при регистрации выбирается по нормам КВЭД (ОКВЭД), где подбирается наиболее точная формулировка для вашего бизнеса. Подробно о том, как зерегистрировать ИП (ЧП) вы можете узнать здесь — Как зарегистрировать ИП в 2020 году в России: пошаговая инструкция.
Помимо этого, вам потребуется открыть расчетный счет и получить следующие разрешения:
Без этих документов продажа домашней выпечки и кондитерских изделий запрещена.
Используемое оборудование и выбор помещения
Для индивидуальной выпечки на дому выбор оборудования на начальном этапе может ограничиваться имеющимся кухонным инвентарем. В дальнейшем необходимо сформировать отдельный комплект, не используемый для нужд семьи. При этом вы должны помнить, что при ежедневном использовании низкокачественные изделия быстро выйдут из строя.
Чтобы купить оборудование для пекарни вам потребуется стартовый капитал в несколько тысяч долларов. Его перечень зависит от ассортимента и может включать: печи, тестомесы, посудомоечные машины, сантехническое оборудование, столы, холодильные камеры, шкафы, вытяжки. Перед покупкой следует четко проработать технологию выпечки, чтобы правильно рассчитать параметры печей и тестомесов для обеспечения нужного объема выпускаемой продукции. Уменьшить объемы вложений можно, купив готовое производство или бывшее в использовании оборудование.
Высокую рентабельность имеют мини пекарни, совмещающие в единый комплекс производство и торговую точку. При поиске помещения для изготовления продукции с целью реализации через магазины, выбирайте место расположения пекарни с учетом последующих транспортных расходов на доставку заказов.
В числе общих требований к помещению:
Производственное помещение мини-пекарни
Практическая реализация продукции и способы привлечения покупателей
Как реализовать домашнюю выпечку? Самый простой способ – это предложить услуги знакомым. Вы можете предоставить несколько продуктов для презентации вашими родственниками или друзьями в их рабочем коллективе. В дополнение к выпечке, подготовьте свои визитные карточки.
Эффективным способом поиска клиентов является продвижение продукции в социальных сетях. Для этого необходимо выполнить несколько изделий и снять рекламные фотографии или видео о процессе приготовления. Вы можете завести персональную страничку на площадках для Интернет-торговли.
Существует несколько вариантов того, куда можно сдать выпечку: магазины, хлебные киоски, кафетерии. Для начала сотрудничества нужно написать коммерческое предложение где указывается:
После рассылки вам необходимо быть готовым предоставить образцы продукции и при необходимости выполнить доработку. Для поиска сотрудничества по обслуживанию мероприятий используются стандартные рекламные методы и рассылка упрощенного коммерческого предложения.
Рассматривая варианты того, как заработать на выпечке дома, следует критически оценивать собственные поварские навыки. Если вы не имеете специализированного образования, пройдите кулинарные курсы, которые позволят вам узнать о технологии и стандартах, применяемых профессионалами.
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.
Как открыть бизнес по выпечке на дому с нуля
Бизнес на выпечке – довольно выгодное, а самое главное интересное и творческое занятие.
Можно выбирать несколько путей развития – начиная от минимальных заказов выпечки на дому, заканчивая раскрученным бизнесом с собственной пекарней и кондитерским цехом, торговыми точками и крупными клиентами. Решать вам!
Как открыть бизнес по выпечке на дому
Выпечка на дому – это выгодный бизнес. Хотя бы потому, что кушают все. Формат этого бизнеса может иметь несколько направлений.
Например, можно выполнять индивидуальные заказы, заниматься обслуживанием банкетов или других мероприятий, а также реализовывать готовую продукцию через торговую сеть.
На самом деле бизнес, связанный с выпечкой на дому – несложный. Но есть ряд правил, которые нужно соблюдать со всей строгостью, а также необходимо иметь квалификацию в этом интересном деле.
Как бы вы хорошо не делали свою работу, но о рынках сбыта нужно позаботиться заранее. Здесь важно ещё посмотреть по сторонам и понять, есть ли конкуренты поблизости, которые занимаются выпечкой дома на продажу.
Даже если они имеются, вы всегда можете, так сказать, выделиться из толпы своими неповторимыми шедеврами и затмить тем самым конкурентов.
Просчитываем сколько средств необходимо затратить на производство одного наименования продукции, а также количество затрат в месячном эквиваленте.
В расчёт за единицу продукции входит стоимость продуктов, необходимых для выпечки, оплата коммунальных услуг, покупка моющих и дезинфицирующих средств, количество денег, потраченных на налогообложение.
Используем все эти данные, просчитываем конечную стоимость домашней выпечки, а также ожидаемую прибыль.
Самая продаваемая выпечка
Итак, с началом начал определились. Теперь главное разобраться с видами домашней выпечки. Если подумать прагматично, то сложные кулинарные изделия требуют гораздо больших затрат, чем, например, обычные пирожки.
Десерты – это такой вид выпечки, который любят все, но не каждый может позволить себе кушать сладкое.
Пирожки – это традиционный вид домашней выпечки. Все мы помним из детства бабушкины пирожки.
Маффины и печенье. Благодаря разнообразной и полезной начинке, такой как голубика, апельсиновая цедра, вишня, корица, фундук и миндаль, домашняя выпечка может конкурировать впереди планеты всей.
Как продавать домашнюю выпечку?
Давайте разбираться. По закону РФ запрещается изготавливать кулинарные изделия для продажи, если работа происходит в жилых помещениях. Необходимо переводить жилое помещение в статус коммерческого.
Этим вопросом занимаются специальные органы регистрации. А ещё, выпекая на дому для продажи, считается, что предприниматель нарушает санитарные и пожарные нормы. Поэтому разрешение на коммерческий вид деятельности, связанный с выпечкой на дому, вам не даст ни один государственный контролирующий орган.
Поэтому, если у вас недостаточно денежных средств, чтобы арендовать отдельное помещение, вам придётся трудиться нелегально.
Обезопасить себя можно. Нужно сделать регистрацию патента на услуги домашнего повара. Домашний повар выезжает к заказчику на дом.
Таким образом можно будет неофициально привозить готовую домашнюю выпечку к клиенту.
Какие нужны документы, чтобы зарегистрировать бизнес
Регистрация
Для бизнеса, связанного с домашней выпечкой подходят два формата регистрации. Вы можете зарегистрироваться как Индивидуальный или Частный предприниматель (ИП, ЧП), либо открыть Общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Различие этих направлений в количестве наёмного труда и в налогообложении. Для начальной стадии больше подойдёт ИП или ЧП. Этот вид деятельности гораздо проще в реализации и в ликвидации, если в будущем это будет необходимо.
Документы, которые нужны для регистрации бизнеса
Чтобы зарегистрировать бизнес, нужно будет собрать следующий пакет документов:
- Открыть расчётный счёт в банке; Иметь заключение санитарно-эпидемиологической службы на производство, а также на изготавливаемую продукцию; Разрешение органов пожарной службы; Разрешение службы экологической экспертизы. Без наличия этих документов категорически запрещено заниматься бизнесом, связанным с домашней выпечкой.
Оборудование, применяемое для домашней выпечки
Здесь есть тонкая грань. Кто-то любит окружить себя стильным оборудованием, а кто-то предпочитает только практичность, вне зависимости от внешнего вида.
С самого начала развития бизнеса выпечки на дому каждая хозяйка оснащена всем необходимым арсеналом. Сюда относятся: электрическая либо газовая плита, сковородки, кастрюли, разделочные доски, ножи, формы для выпечки, тёрки и мясорубка. Закупить придётся совсем немного бытового оборудования.
Вот так выглядит набор «молодого кондитера»:
- Коврик тефлоновый Лопатка-палетка Скребок с линейкой Подставка вращающаяся, для удобства работы с тортиками Мешки кондитерские Подложка круглая Насадка закрыта звезда Насадка Ровная Трубочка Термометр кондитерский Форма для выпечки с регулируемым диаметром
Подумайте заранее о том, как будете выполнять доставку готовой продукции.
Главное правило — уметь хорошо готовить!
Задача состоит в том, чтобы приготовить домашнюю выпечку так, чтобы клиент в неё влюбился в прямом смысле этого слова! Когда этот этап пройден – вы сможете выставлять даже высокую цену на свой продукт и это обстоятельство никогда не станет на вашем пути к успеху.
Проще будет тому, кто в этой сфере уже находился или находится. Но совершенству нет пределов. В наше время опыт кулинарного мастерства можно получить благодаря специальным книгам, сайтам, можно учиться по мастер-классам. А если вы найдёте хорошего наставника – это залог быстрого успеха.
Как и куда можно сбывать выпечку
В домашних условиях зарабатывать деньги на выпечке можно. Главное понять, как её сбывать. Первыми клиентами могут стать родственники и знакомые. Они уж точно помогут вам в том, чтобы сарафанное радио работало на вас.
Вложение в рекламу – это предложение о бесплатном тортике к какому-нибудь празднику. Можно предложить знакомым или друзьям оплатить только стоимость продуктов, затраченных на производство лакомства.
Соц сети – в помощь. Испекли торт, сфотографировали с наилучших ракурсов и разместили посты во все возможные группы. Пусть знают, что вы – мастер своего дела! Вот такой он интересный бизнес на выпечке. Несколько бесплатных заказов – и портфолио готово.
Интернет реклама в наше время имеет огромную силу благодаря охвату аудитории в онлайне. Люди проводят много времени онлайн. Поэтому, если дело пошло – приложите все силы для развития бизнеса по выпечке благодаря собственному сайту.
Публикуйте рекламные посты в соц сети и группы в социальных сетях.
Если вы будете печь вкусно, то клиенты сами выстроятся в длинную очередь.
Сколько потребуется денег для старта бизнеса
Каждый бизнес, связанный с домашней выпечкой, требует индивидуального подхода, потому что возможности у каждого человека разные.
Если есть деньги, можно обратиться в маркетинговое агентство, которое поможет грамотно начать.
Стартовать можно и самостоятельно. Но времени уйдёт гораздо больше.
Сколько можно заработать на домашней выпечке
Бизнес-план для мини-пекарни с расчетами
Бизнес на продаже конфет
Производство шоколада как бизнес
Как превратить выпечку кексов на дому в прибыльное дело
Я сижу на высоком барном стуле в огромной кухне и перед утренним семинаром «Розы и свадебные кексы» все еще немного клюю носом. Но десяток женщин, пришедших на семинар, настроены решительно и завязывают фартуки, раскладывают скалки и кисточки с профессиональной серьезностью. Руководит процессом хозяйка компании Fair Cake Шикита Сингх. Одновременно она делает тысячу дел: говорит по телефону, смешивает красители, дает указания двум ассистенткам, ласкает требующего внимания терьера Джека, проверяет, чтобы все резцы и доски у учениц были разложены ровно по линии и моделирует из цветной кондитерской пасты кремовую розу.
Через пять часов труда я делаю первую в жизни дюжину украшенных жемчугом, бусинами, кремом и шоколадом кексов. Шикита одобрительно кивает и делает фото кексов учениц. Некоторые из них всерьез подумывают об открытии собственного дела по выпечке кексов и курсов по их декорированию. Но большинство пришло на мастер-класс из любви к искусству. Женщины говорят мне о том, что для них возможность испечь кексы, которые выглядят как произведения искусства, — способ побыть наедине с собой, получить удовольствие, побаловать близких и знать, что ты можешь что-то, чего не умеют другие. Я вспоминаю признание Найджеллы Лоусон, британской кулинарной звезды, в том, что готовка для нее — своеобразный эскапизм. И спрашиваю Шикиту, какой дизайн кекса ей понравился больше всего. «Лично мне нравятся простые, даже минималистичные вещи. Но их не продашь в кондитерской. Люди хотят розовых роз с салатными лепестками на фоне из белого крема», — говорит Сингх. Перед нашим интервью она признается, что не любит розовый цвет и вообще не большой фанат кексов и ест их крайне редко, предпочитая бисквитный торт.
Самый дешевый бизнес
Это, по словам Сингх, было одним из самых больших открытий за ее карьеру предпринимателя — что твои собственные вкусы не должны влиять на бизнес-решения. Шикита опровергла мое предположение о том, что Fair Cake — результат ставшего бизнесом хобби. «Это был самый дешевый бизнес из тех, который можно было начать в одиночку у себя дома. В 2007 году я поехала в Нью-Йорк и узнала о кондитерской «Магнолия», прославившейся в одночасье благодаря появлению в сериале «Секс в большом городе», — вспоминает Сингх. Выпускница Лондонской школы экономики рассудила, что успех «Магнолии» и американской кондитерской Sprinkles, начавшейся как бизнес семейной пары и ставшей успешной сетью, может быть прецедентом. И решила его повторить. «Я стала вникать в статистику малого бизнеса в Британии и оказалось, что во время рецессии не пострадали только два вида деятельности: организация свадеб и кондитерское дело. Я не смогла организовать даже собственную свадьбу, так что мне оставались только кексы», — смеется Шикита.
Стартовый капитал основательницы Fair Сake составил тысячу фунтов. Сингх высчитали с мужем, что у нее на развитие своего дела есть ровно 10 месяцев — в течение этого срока он может взять на себя плату за аренду квартиры. «Я была готова к тому, что, если через 10 месяцев ничего из этого не выйдет, то я скажу себе: «Ну, я хотя бы попыталась».
Попытки начались с того, что Сингх пекла кексы на собственной кухне и продавала их окрестным кафе и друзьям, организующим свадьбы. Выполнение заказов в срок требовало дисциплины и математической точности. Шикита рассчитала, что, если задействовать все подносы и две духовки, то в час она может печь 106 кексов. В день ее максимальная производительность была 350 кексов. «Все это время я продолжала фотографировать свои кексы и пополнять свое портфолио. Я поняла, что красивая картинка может стать твоей лучшей рекламой, и сделала свой первый сайт — как веб-проект он провалился, но это был ценный опыт, и мои фото заметили», — говорит Шикита.
В розовом цвете
Но почему, собственно, кексы, а не пироги и торты? На этот счет у Сингх есть собственная теория: «Люди хотят чего-то красивого, дающего мгновенное удовольствие. Плюс размер кекса психологически упрощает получение этого удовольствия для женщин — глядя на Кэрри и Миранду, даже сидящие на диете думали, что могут себе позволить это отступление от правил».
В 2008 году прибыль Сингх составила £5000, в 2009 — уже £9000. Поворотный момент наступил тогда, когда кто-то из друзей Шикиты на Facebook предложил ей организовать классы кондитерского мастерства: «Я очень воодушевилась и решила устроить первый урок у себя дома. Перед приходом шести человек, которые обещали прийти и заплатить наличными, я вылизывала квартиру целый день. В итоге не пришел никто. С тех пор я стала умнее и работаю только с учениками, заранее заплатившими за место на курсе».
Сейчас за семинар Шикиты ученики платят почти £200. Некоторые студенты приезжают в только что открытую студию Fair Cake в Гринвиче из Европы и даже из Австралии. В этом году оборот компании составил £300 000. Сингх надеется на прибыль £100 000: «Хотя это — если видеть все в розовом цвете, а скорее всего, после уплаты всех налогов все будет куда скромнее». Я вспоминаю, что розовый цвет Сингх не любит — но именно он лучше всего продает кексы.
Нужно ли самозанятому получать сертификаты и декларации соответствия?
Я пеку торты на заказ и варю мыло ручной работы. Оформилась в прошлом году как самозанятая, плачу налог на профессиональный доход — НПД. На сайте ФНС сказано, что самозанятые могут оказывать косметологические услуги и продавать товары собственного производства, при этом на фотопримере изображены пирожные.
Но разве для мыла и пищевых продуктов не нужны какие-то специальные сертификаты? А если нужны, то разве физлицу без статуса ИП их оформят?
Вы подняли очень интересный вопрос. На самом деле все, что касается продуктов питания и парфюмерно-косметической продукции, в России регулируется довольно строго. По крайней мере, на бумаге: есть куча разных отраслевых правил, регламентов, разрешительной документации. Но самозанятых все это не касается.
Есть ощущение, что, когда законодатели вводили налоговый режим для самозанятых, они просто не подумали, что те могут продавать еду или косметику собственного приготовления. А для пищевой и косметической продукции существует много нормативных актов, которые были приняты до появления самозанятых.
Откуда взялся правовой пробел
На специальном сайте ФНС для плательщиков НПД есть примеры подходящих для них видов деятельности. Среди них указана и продажа продукции собственного производства, которая действительно сопровождается фотографией десертов. Получается, ФНС допускает, что кондитеры-одиночки могут работать как самозанятые.
Нигде в законодательстве нет требований, что самозанятые должны оформлять какие-либо сертификаты или декларации соответствия на свою продукцию, в том числе пищевую. Видимо, потому, что самозанятость по своей сути не предполагает массового производства. И еще, возможно, потому, что до сих пор каких-то резонансных случаев с участием самозанятых, например массового отравления кексами, которые испек домашний кондитер, не было.
По идее, самозанятые, которые продают собственную стряпню, должны соблюдать санитарные правила. Но они рассчитаны на промышленные цеха — соблюсти их на кухне, где человек печет торты на продажу, просто невозможно.
Оформлять личную медкнижку самозанятые кондитеры тоже не обязаны. Она нужна определенным сотрудникам организаций и ИП, которые работают в пищевой отрасли.
Проект упрощенных санитарных правил для самозанятых
Весной 2019 года в Татарстане республиканский совет предпринимателей совместно с региональным Роспотребнадзором разработал упрощенные санитарные правила работы для самозанятых кондитеров.
В них предлагалось, например, вот что:
Эти правила передали на рассмотрение федеральному Роспотребнадзору, и с тех пор о них ничего не слышно.
Что считается продукцией собственного производства у самозанятых
Самозанятым нельзя перепродавать чужие товары. Они могут продавать только собственную продукцию — ту, что сделали своими руками. Например, человек что-то шьет или вяжет на продажу: платья, игрушки, сумки. Либо делает мебель или украшения, рисует картины.
Однако хендмейд — это не обязательно то, что собственноручно сделано с нуля. Если самозанятый покупает глиняные цветочные горшки, расписывает их вручную и продает, это тоже считается товаром собственного производства. Или, допустим, он покупает партию одноцветных футболок и наносит на них оригинальные принты — это тоже собственная продукция.
Вот еще несколько примеров такой продукции из писем Минфина:
Почему самозанятым не нужны разрешения на мыло и торты
Как производить, хранить, перевозить, продавать и утилизировать пищевую продукцию, прописано в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».
Техрегламент должны соблюдать все изготовители, продавцы и импортеры съедобных товаров на территории Евразийского экономического союза — ЕАЭС. У всей пищевой продукции, которую выпускают в обращение, должна быть как минимум декларация соответствия.
Обеспечить их в домашних условиях просто невозможно. Это недавно признало свердловское управление Роспотребнадзора, сказав также, что их ведомство не рассматривает жалобы граждан на деятельность самозанятых.
Письмо управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 10.09.2020 № 66-00-14/05-31385-2020 PDF, 1,64 МБ
Еще до появления НПД Роспотребнадзор на своем сайте говорил про опасность домашних кондитерских изделий. В первую очередь тех, что с кремом. Мол, они могут быть причиной различных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, гепатита А, ротавируса, стафилококка. Кроме того, неизвестна дата изготовления, срок годности, условия хранения такой продукции. А отсутствие информации о составе может стать причиной аллергической реакции у потребителя.
Но самое главное, в том же обращении Роспотребнадзор прямо сказал, что ведомство не проводит проверки физлиц, которые продают пищевую продукцию собственного приготовления.
Аналогичная ситуация складывается с мылом ручной работы. Оно относится к парфюмерно-косметической продукции — для нее есть свой техрегламент. На мыло тоже нужно получать декларацию соответствия. Но обратиться за такой декларацией могут только организации или ИП, которые занимаются производством, импортом и/или продажей парфюмерии и косметики.
Можно ли самозанятому продавать товары в магазине без сертификатов?
Я самозанятый. Придумал новый уникальный продукт, скажем напиток. Хочу начать его мелкосерийное производство буквально на кухне. Производство несложное и не требует особых технологий.
Я обратился в пару магазинов, предложил будущее сотрудничество. Они согласны, сказали, что охотно возьмут продукт на реализацию, но только с документами.
По закону сертификаты и декларации соответствия самозанятым не выдают. Как мне их получить?
Самозанятые могут продавать товары собственного производства любому клиенту — физлицу или компании. Но вот получить сертификаты и декларации соответствия на свою продукцию они не вправе: их выдают только организациям и ИП.
У вас есть три варианта, как продавать свои товары законно. Расскажу о каждом из них.
Курс о больших делах
Как самозанятому получить декларации и сертификаты
Оформить разрешительные документы на товар могут только ИП или юрлица. Самозанятые к ним не относятся, но они и не обязаны это делать. Наверное, потому, что самозанятость по своей сути не предполагает массового производства. А в вашем случае производить продукцию планируется вообще на кухне.
Чтобы оформить декларации или сертификаты, вы можете стать ИП. От самозанятости отказываться необязательно — вы продолжите работать в этом статусе без касс, страховых взносов и отчетности. При этом получите статус ИП и сможете оформить разрешения.
Кроме регистрации ИП есть и другие способы законно торговать своей продукцией.
Запросить отказное письмо. Этот документ подтверждает, что товар не нуждается в обязательной сертификации или декларировании. Отказное письмо можно запросить бесплатно в Роспотребнадзоре или за 2000—4000 Р — в аккредитованных лабораториях. Его могут получить и самозанятые.
Пройти сертификацию товара за счет магазинов. Ваши заказчики — это организации или ИП, которым принадлежит магазин. Они могут сертифицировать ваш продукт за свой счет. Но в таком случае заказчики заложат издержки в закупочную цену, и вы заработаете меньше.
Какие разрешительные документы нужны для продажи продукции
К разрешительным документам относятся сертификаты и декларации соответствия. Они нужны для продукции, которая может теоретически навредить человеку или окружающей среде. Например, для ламп накаливания, радиаторов отопления, электроинструмента или рыболовных снастей.
Чтобы понять, нужен ли производителю сертификат или декларация соответствия, нужно найти технический регламент на продукцию, если он есть. Если регламента нет, посмотрите, нет ли вашей продукции в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Если продукции нет ни в техрегламентах, ни в едином перечне, значит, сертификация производителю не нужна.
В техрегламенте указаны все требования к производству, хранению, перевозке, продаже и утилизации продукции. Его должны соблюдать все изготовители и продавцы на территории Евразийского экономического союза — ЕАЭС.
Напитки относятся к пищевой продукции, для которой действует отдельный техрегламент. Если собираетесь делать соки из овощей и фруктов, для этого есть другой техрегламент. Для продажи таких товаров нужна как минимум декларация соответствия.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают