можно ли пробовать еду во время поста
«Решил, наконец, поститься. Как не наломать дров?» — 10 советов священника
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Пост уже идет, а вы только почувствовали, что хотите попоститься? Сомневаетесь, стоит ли начинать или если часть поста пропустили — то не надо и пытаться? А если стоит, то как поститься правильно?
На эти и другие вопросы о посте отвечает протоиерей Максим Первозванский, клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе.
⇒ Первое, что надо понять человеку, который только решил поститься: вы не опоздали — начать поститься никогда не поздно. Да, воцерковленные люди проходят пост от начала и до конца, заранее к нему готовятся, но раз уж случилось так, что этот пост стал для вас первым, ни в коем случае не укоряйте себя. Тот факт, что вы на это решились, уже похвален.
⇒ Второе: разберитесь, что такое пост, отделите главное от второстепенного. Поймите, что ограничения в чем-то — не самоцель поста. Да, мы отказываемся от самого очевидного: еды, суеты и развлечений — от всего, что может нас отвлекать. Но все лишения не имеют смысла без молитвы и покаяния.
Перечисленные ограничения важно соблюдать, потому что они действительно работают: помогают сосредоточиться не на первичных потребностях, а на духовных — вынести Бога и Церковь на первое место, а мирские заботы отложить на потом.
⇒ Третье: постарайтесь убрать из своей жизни все лишнее, ограничить себя в просмотре телепередач, компьютерных играх, соцсетях. Эти зависимости, которым мы подвержены ежедневно, развлекают, а не наполняют духовно.
Освободившееся от просмотра телевизора время заполните чтением духовной литературы: прочитайте или перечитайте Евангелие. Обратитесь и к Ветхому Завету: на службах зачитываются книги Бытия, пророка Исаии и Притчи Соломона. Ближе к Страстной седмице прочитайте и книгу Иова.
⇒ Четвертое: найдите время для регулярной молитвы. Это требует духовных усилий, но начните с малого: если вы не привыкли молиться, попробуйте это делать. Если вы читали молитвы кратко или своими словами, постарайтесь обратиться к церковному правилу. Помимо этого, дважды в день читайте молитву Ефрема Сирина или покаянные тропари.
Постарайтесь внести в свое расписание и посещение храма не только по выходным. Во время поста службы особенные, у них своя атмосфера: распевы меняются на великопостные, грустные, перед иконами горят лампады, пространство храма освещено лишь свечами, а прихожане совершают многочисленные поклоны. Я по себе знаю, как трудно по неопытности привыкнуть и выдержать службы, не сорваться и не убежать к многочисленному списку дел. Но я настоятельно рекомендую заходить в храм хотя бы ненадолго — это поможет проникнуться великопостным духом и настроиться на молитву. Особенно важно побывать хотя бы раз — а лучше не единожды — на литургии Преждеосвященных Даров, которая служится по средам и пятницам.
Помимо всего перечисленного пройдите через главное — через исповедь. Без исповеди все ограничения не имеют смысла. За время поста мы должны остро почувствовать, что лишены рая и постараться этот рай приобрести. Но без покаяния это невозможно.
⇒ Пятое: не превращайте свое решение поститься в испытание для своих ближних. Постройте свою жизнь так, чтобы изменения в быту коснулись лишь вас, а родные не чувствовали себя чего-то лишенными. Если вы привыкли делать что-то вместе с вашим супругом — смотреть вечерами фильмы, например, не оставляйте его одного.
Это же касается и вопроса о супружеской близости: прекратить отношения на время поста можно лишь по обоюдному согласию. Если кто-то из супругов не хочет соблюдать пост в этом плане, то второй не властен над своим собственным постом.
Поститесь так, чтобы не вызывать раздражение близких. Если же вы будете приходить домой, запираться в своей комнате и часами молиться, не обращая внимания на жену и детей, каждую свободную минуту забегать в храм и перебирать четки стеклянным взглядом, у ваших родных возникнут серьезные опасения, не тронулись ли вы умом.
Ясно обозначьте, что вы решили поститься, но не заостряйте на этом внимание, не смущайте членов семьи своим постом. Сидя за ужином, в то время как все наслаждаются мясным блюдом — не осуждайте их, не превозноситесь над ними, не выпячивайте свой пост напоказ. Но в то же время не ждите поддержки — не жалейте себя! Помните, что вас никто не заставляет поститься, — это ваш выбор.
⇒ Шестое: умейте правильно организовать свой быт. Если вы решили поститься и при этом отвечаете за питание своих родных, готовьте для себя еду отдельно, а членов семьи кормите привычными блюдами. Но если готовкой занимаетесь не вы, помните, что вам никто не обязан готовить постные ужины, это только ваша забота.
Другой вопрос, если вы — подросток и вам готовит мама. Своим постом вы можете обидеть ее, отказавшись есть приготовленное специально для вас. Попробуйте объяснить свои намерения и надейтесь на понимание. В случае, если мама окажется против — послушайте ее.
Главное — не зацикливайтесь на еде. В ситуациях, когда вы не обладаете свободой есть постную еду (например, в школьной столовой или если вы на работе вахтовым методом), не разбирайте подробно, добавили в салат сметану или нет, съешьте суп на мясном бульоне, но от котлеты откажитесь — только не напоказ.
⇒ Седьмое: будьте осторожны со своим здоровьем: пост не должен пагубно сказаться на нем. Если вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста, поступите иначе: откажитесь от вашего любимого блюда или просто готовьте не так изощренно и вкусно — сварите курицу, не посолив ее.
⇒ Восьмое: отложите путешествия и отпуска. На отдыхе вам захочется расслабиться и развлечься, а в пост надо, наоборот, собраться и потрудиться духовно. Конечно, это не касается пенсионеров, которым дали путевку, или тех, кому предстоит деловая поездка. Тем более есть такое правило: на путешествующих пост по всей строгости не распространяется. Но если тебе в самолете предлагают рыбу или курицу — выбери рыбу.
⇒ Девятое: по возможности пропустите празднества и корпоративы: возьмите отгул, часть отпуска. Если отказаться от приглашения нельзя, идите, но не вдавайтесь в крайности: не буйствуйте, но и не сидите угрюмо отдельно от коллектива. Если вы не хотите пить, не заявляйте об этом: скромно пригубите бокал для вида и поставьте обратно. Почти везде уже есть постное меню, но если нет, просто не накладывайте себе мясную нарезку. Главное: не привлекайте к себе внимания, чтобы не напрашиваться на вопросы и осуждение.
⇒ Десятое: не перегните палку. Ваше рвение отказаться от всего и сразу похвально, но оно может привести и к печальным последствиям: к посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста. Попросите, если надо, совета у воцерковленных друзей, обратитесь к священнику. Если же вы постоянно думаете о том, что бы съесть, — это неправильно: пост и нужен для того, чтобы о еде не думать, а подумать о своей жизни и постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем.
Как должен поступить тот, кто без уважительной причины поел во время поста в рамадане?
Нет сомнения в том, что нарушение поста в рамадане без уважительной причины — тяжкий грех, за который человек может понести серьезное наказание в будущей жизни, ибо пост относится к пяти столпам ислама. Передают со слов Абу Умамы аль-Бахили, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Во сне ко мне явились двое мужчин, которые взяли меня за руки, привели к ухабистой горе и сказали: “Поднимайся!” Я сказал: “Не могу”. Они сказали: “Мы тебе поможем”. После этого я поднялся на вершину горы и, услышав жуткие голоса, спросил: “Что это за голоса?” Они сказали: “Это — вой обитателей ада”. Затем мы пошли дальше, и я увидел людей, подвешенных за поджилки. Уголки их ртов были разорваны, и из них текла кровь. Я спросил: “Кто это?” Мне ответили: “Это — те, которые разговлялись до завершения поста”» (Ибн Хузайма 1986; Ибн Хиббан 7491).
Поэтому человек, нарушивший обязательный пост без уважительной причины, обязан прежде всего искренне раскаяться перед Аллахом и только после этого возместить нарушенный день поста и совершить искупление, если оно необходимо.
Между законоведами нет разногласий относительно того, что человек, нарушивший пост посредством интимной близости, обязан совершить искупление, независимо от того, произошло семяизвержение или нет [Ибн Кудама. Мугни. Т. 3. С. 134]. Абу Хурайра рассказывал: «Однажды мы сидели возле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда к нему явился мужчина и сказал: “О Посланник Аллаха, я погиб”. Он спросил: “Что с тобой?” Мужчина сказал: “Я вступил с женой в интимную близость, будучи постящимся”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: “Можешь ли ты освободить раба?” Мужчина сказал: “Нет”. Он спросил: “Можешь ли ты поститься два месяца кряду?” Мужчина сказал: “Нет”. Он спросил: “Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?” Мужчина сказал: “Нет”. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, замолчал, и пока мы находились там, ему принесли корзину с финиками, и он спросил: “Где тот, кто задал вопрос?” Мужчина сказал: “Я здесь”. Он сказал: “Возьми это и раздай в качестве милостыни”. Мужчина сказал: “Тому, кто беднее меня, о Посланник Аллаха?! Клянусь Аллахом, в Медине нет семьи беднее, чем моя”. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся так, что показались его клыки, и сказал: “Накорми ими свою семью”» (аль-Бухари 2600; Муслим 1111).
Однако законоведы разошлись во мнениях относительно того, нужно ли совершить искупление тому, кто нарушил пост посредством еды или питья.
По мнению ханафитов и маликитов, нарушивший пост посредством еды или питья обязан возместить пропущенный день и совершить искупление. Этого мнения придерживались также ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри, аз-Зухри, ас-Саури, аль-Ауза‘и, Исхак и Абу Саур. Аль-Касани в «Бадаи‘ ас-санаи‘» (2/97) пишет: «Обязательность искупления связана с особым нарушением поста, коим является полное разговение посредством еды, питья или интимной близости».
Сторонники данного мнения приводят в качестве довода вышеупомянутый хадис Абу Хурайры, проводя аналогию между интимной близостью и едой и питьем, так как и то, и другое нарушает пост и является неуважением к священному месяцу. В другом хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается, что некий мужчина нарушил пост в рамадане и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ему освободить раба, либо поститься два месяца, либо накормить шестьдесят бедняков (Муслим 1111). Поскольку в хадисе не уточняется, как именно был нарушен пост, смысл его является общим и включает в себя все виды нарушения запретов, ради которых пост собственно и был предписан.
В пользу этого мнения можно привести и логический аргумент: желание есть и пить сильнее полового влечения, так как продолжительное голодание может привести к смерти, и поэтому Всевышний разрешил съесть запретное, если человек боится умереть от голода, но не дозволил совершать прелюбодеяние, если человек не в состоянии жениться. Кроме того, пост ослабляет половое влечение, и по этой причине Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел неженатым мусульманам поститься (аль-Бухари 5065, Муслим 1400, Абу Давуд 2046, ан-Насаи 3208, Ахмад 6/53). Это означает, что голод и жажда являются более важной потребностью, чем половое влечение, и поэтому поевший или выпивший воду во время поста в рамадане более обязан совершить искупление, чем тот, кто нарушил пост посредством интимной близости [Аз-Зайля‘и, ‘Усман ибн ‘Али. Табьин аль-хакаик. Т. 1. С. 328].
Что же касается хадиса о том, что человек обязан только возместить пост, если он намеренно вызвал рвоту, речь о котором пойдет ниже, то в нем говорится не об основных запретах поста. По мнению этих улемов, к основным запретам относятся еда, питье и интимная близость, тогда как другие действия, нарушающие пост, например, преднамеренная рвота, семяизвержение без интимной близости, проглатывание предметов, которые не считаются едой, инъекции, носовые капли и т. д., относятся ко второстепенным запретам и не требуют искупления.
В пользу этого мнения свидетельствуют слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не обязан возмещать пост тот, кого одолела рвота. А тот, кто намеренно вырвал, пусть возместит пост» (ат-Тирмизи 720). Как видим, здесь речь идет только о возмещении поста и ничего не говорится об искуплении.
Сторонники этого мнения утверждают, что основой в данном вопросе считается возмещение поста, так как Всевышний велел это путнику и больному, а значит, говорить о необходимости искупления можно только при наличии дополнительного аргумента, коего в данном случае нет. Что же касается приведенного выше хадиса, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел мужчине, нарушившему пост в рамадане, совершить искупление, то это всего лишь сокращенная версия хадиса о мужчине, имевшем близость с женой во время поста. Именно поэтому имам Муслим поместил эти хадисы в одну главу своего «Сахиха».
Кроме того, есть очевидная разница между потребностью в еде или питье и между половым влечением: в состоянии сексуального возбуждения мужчина может оказаться не в состоянии контролировать свои чувства, и совершение искупительных действий, наряду с искренним раскаянием, снимает с него ответственность за совершенный грех; что же касается поевшего или выпившего воду во время поста в рамадане, то этот грех нельзя искупить, и раскаявшийся может надеяться лишь на прощение и милость Всевышнего.
Как видим, оба мнения достаточно хорошо аргументированы, но второе мнение представляется нам более сильным, так как в священных текстах искупительные действия за нарушение поста в рамадане установлены только для тех, кто вступил в половую близость, и разница между этим поступком и между употреблением пищи очевидна. А Аллах знает лучше.
Можно ли пробовать еду во время поста
Женщина должна соблюдать пост в месяц Рамадан, так же как и мужчина. Только ей нужно более тщательно следить за своим языком, не сплетничать, не сквернословить. Нельзя забывать, что месяц Рамадан – это месяц очищения от грехов. И несдержанность нашего языка может испортить нам пост, считает заведующий организационным отделом Управления мусульман Кавказа Хаджи Фуад Нурулла.
“Пост разрешено не соблюдать во время беременности и лактации, если голодание может нанести вред здоровью матери или здоровью ребенка. В подобных ситуациях надо проконсультироваться у специалиста, – сообщил азербайджанскому изданию Trend Life теолог. – В случае если пост нанес вред здоровью матери, тогда при выздоровлении она не должна выплачивать штраф в один мудд (650 грамм) пшеницы, если же она пропустила пост из-за риска причинить вред здоровью ребенка, тогда необходимо восстановить пропущенные дни поста, и желательно до наступления следующего месяца Рамадан. Если пост был пропущен из-за риска болезни ребенка, то женщине необходимо вместе с возмещением пропущенного поста выплатить и один мудд за каждый пропущенный день”.
По словам Хаджи Фуада Нуруллы женщина в месяц Рамадан имеет шанс получить особое вознаграждение от Всевышнего Аллаха и Его милость.
” Помогая всем членам своей семьи вовремя проснуться, чтобы успели до утреннего намаза принять пищу, готовя еду для ифтара для всех домочадцев, женщина получает особую милость Всевышнего. По преданию, если женщина накормит постящегося, она получит такое же вознаграждение, какое получит этот постящийся”.
При всем обилии литературы о мусульманском посте, статей и книг остаются открытыми некоторые моменты особенностей женского поста. Чтобы прояснить их Trend Life обратился к ахунду мечети “Тезе Пир” Хаджи Фаизу Нагизаде.
— Можно ли постящейся женщине краситься и душиться благовониями?
– Это не запрещено, но лучше воздержаться. В принципе, женщина может всегда краситься, душиться и одевать драгоценности, но только ради мужа, а не для того, чтобы привлекать внимание других мужчин. Кстати, во время поста женщина в течение некоторых дней в силу природных обстоятельств освобождена от поста (“критические дни”), но должна возместить эти дни после праздника Рамадан.
— Можно ли, домохозяйке или повару при приготовлении пищи пробовать еду?
– Пробовать пищу можно, но не проглатывать, а выплевывать. Если же пища проглатывается по забывчивости или несознательно, то орудж не считается прерванным.
— Некоторые супружеские пары во время месяца Рамадан категорически отказываются от интимных отношений. Правильно ли это?
– Естественно, что время поста это недопустимо, но после вечернего разговенья до утреннего намаза интимные отношения разрешаются, но с условием полного омовения до утренней молитвы”.
Распространенные ошибки женщин во время поста
1. Некоторые женщины не придерживаются рекомендуемых действий и поминаний, которые следует произносить перед обязательной молитвой и после нее, и ограничиваются лишь самими обязательными молитвами, причем иногда читают их поспешно и без должного благоговения.
2. Некоторые женщины прекращают пост, едва почувствовав, что исходит менструальная кровь, но, не увидев ее, что является неправильным.
3. Некоторые женщины ошибочно думают, что запрещено пробовать пищу во время поста.
4. Некоторые женщины полагают, что, если они очистились от кровотечения после менструации или родов, пост не засчитывается до тех пор, пока они не совершат полное омовение.
5. Некоторые женщины удерживаются от контактов с мужем и ночью под предлогом того, что половая близость полностью запрещена в Рамадан, но это неверно: близость допускается ночью вплоть до рассвета.
6. Некоторые женщины часто гневаются, бывают вспыльчивыми, кричат по малейшему поводу, бьют детей, бранят и даже проклинают их; если же спросить их, почему они так сердиты, то они ссылаются на пост; но это неправильно, ибо пост усмиряет душу и приучает к терпению.
7. Некоторые женщины проводят большую часть времени на кухне, зачастую пропуская из-за этого молитву.
8. Некоторые женщины намеренно часто ходят по магазинам, проводя таким образом время после разговения, делая покупки и посещая вечеринки, устраиваемые вне дома.
9. Некоторые женины не заставляют своих дочерей поститься, когда те достигают менструальной зрелости; дни Рамадана проходят у них без поста под предлогом того, что они еще маленькие и пост может их утомить.
10. Некоторые женщины принуждают детей (мальчиков и девочек), достигших десятилетнего возраста, к отказу от поста под предлогом того, что им нужно сдавать экзамены и пр.
Что можно, а что нельзя во время уразы?
Что можно, а что нельзя во время уразы? Отвечая на этот вопрос, хотелось бы указать, что разрешенные действия бывают обязательными, желательными и второстепенными, также как и запретные действия бывают строго запрещенными, нежелательными и действия нарушающие этикет поста.
Обязательные действия Обязательные действия делятся на две категории: на внутренние обязательства (рукн) и внешние обязательства (шурут) и к ним можно отнести следующие вещи:
Внешние обязательства (шурут) делятся на три вида:
· Условия обязательства ( шурут вуджуб).
· Условия исполнения обязательств ( шурут адаи вуджуб).
· Условия правильности исполнения (шурут сыхха).
Условия обязательства:
1. Ислам. Как известно, что пост является поклонением ради Всевышнего Аллаха, значит, требуется, чтобы постящийся был мусульманином и проявил свое подчинение к Аллаху и постился ради лика Его. Пост не принимается, пока человек не будет поститься ради Единого Всевышнего Аллаха.
3. Совершеннолетие. Эти условия также обязательны для соблюдения поста. В исламе ребенок или сумасшедший не являются дееспособными, с них не требуется соблюдение канонов ислама, но надо отметить если ребенок будет поститься, то вознаграждение будет записываться как ребенку, так и родителям. Желательно приучать детей к посту с семилетнего возраста, заставлять же их поститься следует, когда они достигают десяти лет. Основанием являются слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Приучайте своих детей к молитве к семи годам и бейте (заставляйте) их, когда они достигнут десяти лет». Сунун Дар Кутани1\ 230 Делая сравнение к молитве ученые ислама говорят, что такое же положение касается и поста.
4. Знание о наступлении месяца Рамадан. Незнание в исламе имеет значимость на прощение грехов и снятия исполнения обязательства.
Условия исполнения обязательства:
Этот пункт отличается от предыдущей тем, что на вышеперечисленных не возлагается соблюдение поста вообще, а эти две категории обязаны соблюдать пост в основе, но не обязаны в данном положении, но имеют право на соблюдение поста.
1.Быть здоровым для соблюдения поста
2.не находиться в пути (то есть не быть путником).
Эти два условия разрешения разговения упоминаются в Коране в Суре «аль-Бакара» в 184 аяте: «А кто из вас болен или находится в пути то число других дней».
Условия правильности исполнения: Несоблюдение этих условий приводит к нарушению поста.
1. Намерение для соблюдения поста. Как сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждое дело по намерению». Хадис приводит Аль-Бухари №1. Достаточно сделать намерение на соблюдение поста в Рамадан в начале месяца. Если даже не намеревается на Рамадан, то пост все равно будет считаться, как будто бы держал Рамадан.
2. Женщине необходимо быть чистой от месячных и
3. Послеродовых кровотечений. Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время месячных и послеродовых кровотечений мы оставляли пост и молитву, восполняли же только пост». Хадис приводит Имам Муслим № 335;
4.Необходимо воздерживаться от поступков портящих пост.
Желательные действия во время поста:
3. Оставлять действия, которые в последствии могут привести к нарушению поста (как, например, долгое плавание в бассейне, кровопускание, пробовать еду на вкус, при приготовлении, полоскание горла;
4. Кормить постящихся. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто накормит постящегося, то его вознаграждение подобно вознаграждению того постящегося, которого он накормил и не будет убавление награды у того постящегося». Это хадис приводит ат-Тирмизи в книге «Таргиб и Тархиб» 2\146;
5. Начинать пост не в оскверненном состоянии. А при случае осквернения желательно искупаться до наступления зари;
7. Сдерживать языка от лишних слов а части тела от ненужных поступков (как, например, пустословить, смотреть телевизор). Здесь речь идет о пустых делах, что касается запрещенных дел, то оставление их является обязательным как, например, распространять клевету, лгать;
8. Побольше совершать добрые дела. Вознаграждение за благие дела в месяц Рамадан увеличивается до 70 раз;
9. Постоянное чтение Корана и поминание Аллаха;
11. Частое произношение слова «Аллахумма иннакя афуввун тухиббуль афва фагфу анни», что означает, «О Аллах поистине ты Прощающий и любишь прощать, так прости меня!».
12. Ожидание ночи Предопределения.
Второстепенные действия, в соблюдении которых нет ни греха, ни вознаграждения:
1. Поцелуи, если человек возобладает собой. Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, целовал свою жену, будучи постящимся. Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима;
2. Нанесение сурьмы и благовоний;
3. Чистка зубов, пользование мисваком. «Как передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он постоянно пользовался мисваком во время поста.». Этот хадис приводит ат-Тирмизи;
4. Полоскание рта и носа;
5. Недолгое купание. «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался от осквернения, будучи постящимся». Это хадис приводится аль-Бухари, Муслим;
6. Непроизвольное попадание снега или пыли в рот;
7. Непреднамеренная рвота;
Положения, которые являются причинами для разрешения разговения человеку:
1. Болезнь. Если пост является причиной приостановления лечения или усиления болезни;
2. Путь, расстояние которого составляет более 89 километров. Человек становится путником с момента выезда с населенного пункта в котором проживал. Если человек начал поститься и если днем пришлось ему выехать в путь, то ему категорически запрещается прерывать пост в этот день. Разрешается путнику соблюдать пост во время пути если он уверен в себе и это ему не приносит неудобств. На это указывает аят Корана: «А кто из вас болен или находится в пути то число других дней.» Сура «аль-Бакара» 184 аят;
3. Беременность и кормление грудью, если есть угроза здоровью ребенка. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин». Передал Имам Ахмад, «Асхаб Суннан» книга Найлуль-Автар 4\230;
5. Принуждение, не зависящее от самого человека.
Нежелательные действия во время поста:
1. Проба пищи на вкус;
2. Жевание чего-нибудь;
3. Поцелуи если человек не сможет возобладать собой;
4. Совершение таких действий, которые приводят к слабости организма и могут послужить причиной нарушения поста как, например, сдача крови во время поста;
6. Полоскание горла;
7. Трата времени на пустые разговоры.
1.Действия нарушающие пост и требующие восполнения и возмещения ( 60 дней непрерывного поста за один нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений два:
2. Преднамеренное половое соитие во время поста. Когда один бедуин совершил половой акт со своей женой, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему освободить раба, а если нет, то поститься 60 дней непрерывно, а если не сможет то накормить 60 бедных. Хадис приводит Аль джамага, Найлуль Автар 4\214;
Действия нарушающие пост и требует только восполнения ( 1 день поста за 1 нарушенный день в месяц Рамадан). Таких нарушений более 75(семидесяти пяти), но их можно упорядочить в трех правилах:
1. Глотать то, что не является пищей или лекарством, как, например, пуговицу;
2. Принятие пищи или лекарства по вышеперечисленным положениям, разрешающим разговение как, например, при болезни. Ошибочное проглатывание воды при омовении, допущение ошибки во времени разговения (принятие пищи, подумав, что солнце зашло, а это не так), преднамеренная рвота;
3. Неполный половой акт (когда два половых органа не прикасались друг к другу) как, например, выход спермы при касании к жене.