можно ли пробовать еду в магазине по закону

Хитрости закона «О защите прав потребителей»

Один из самых нужных народу законов – «О защите прав потребителей» – в феврале отметил 20‑летний юбилей. Многого ли можно добиться в спорах с торговлей, проверила наш корреспондент

Один из самых нужных народу законов – «О защите прав потребителей» – в феврале отметил 20‑летний юбилей. Многого ли можно добиться в спорах с торговлей, проверила наш корреспондент, отправившись по рынкам и магазинам.

20 лет живем, а законов не знаем

Недавно в магазине, куда я обычно хожу за едой, случилась некрасивая история. Какой-то малыш, пока мама отвлеклась, подошел к лотку с сухофруктами и по-быстрому ими перекусил. Продавцы пристыдили родительницу и заставили ее оплатить съеденное. Я по этому поводу заглянула в Интернет: тема «что можно и нельзя» в контексте магазинов волнует тысячи людей.

На потребительском форуме самую оживленную дискуссию вызвал как раз вопрос, можно ли в магазине пробовать продукты бесплатно. Половина участников железно утверждали: можно!

– Съесть или выпить что-то, не доходя до кассы, покупатель вполне может, – объяснила Юлия Шарапова из Общества защиты прав потребителей (ОЗПП). – Но за съеденное заплатить нужно. Другое дело, что никто не должен вас за это стыдить или требовать штраф. Вообще, по степени лояльности Закон «О защите прав потребителей» можно поставить на второе место после аналогичного в США. Хотя документ несовершенен, статистика – за потребителя: каждый год из почти 300 тысяч судебных исков удовлетворяется 70 процентов, если потребитель идет в суд самостоятельно, и 90, если ему помогает юрист.

По случаю юбилея я решила внимательно прочесть сей полезный документ. Изучив все 46 статей, больших и довольно нудных, узнала немало полезного, однако про бесплатную дегустацию не было и намека.

– Есть у нашего закона-именинника «младший брат» – Правила продажи отдельных видов товаров, так вот, там сказано, что продавец по вашей просьбе обязан порезать на кусочки купленные сыр, колбасу или хлеб, если они не в заводской упаковке. Что касается угостить за счет магазина, то это уже на его усмотрение, – просветила меня юрист ОЗПП Мария Свиридова.

Отложив закон, я принялась за изучение Правил. И вскоре мне попались два интересных пункта. Пункт 11 указывал, что «продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях». Пункт 17 вторил ему: «При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами».

Вот оно! Как еще «ознакомиться» с продуктом, если не попробовать?

– Пункты действительно размытые, но я бы не стала их так трактовать. Здесь речь о том, что продукт можно на прилавке со всех сторон рассмотреть и состав прочесть, – осадила мой энтузиазм съесть что-нибудь на халяву Мария Свиридова, но все же согласилась на практике проверить, как обстоит дело с дегустацией, а заодно и в целом со знанием закона у продавцов.

5 граммов – и то за деньги

Начали мы с обычного магазина «Продукты» – не с того, где обидели «женщину с сухофруктами», с ним все ясно. Решилась атаковать девушку, отпускающую готовые салаты на развес. Их продают обычно по 100–200 граммов, отчего бы не дать мне продегустировать немного?

– Девушка, мне чуть-чуть «Греческого» – только попробовать, – бесстрашно прошу я.

– Не могу, он дорогой.

– Но вы должны мне в наглядной форме донести его состав! – протягиваю распечатку Правил.

– Что ж, доношу: оливки в нем – как оливки, сыр – как сыр, все свежее, – нашлась продавец. – Могу вам 5 граммов продать, а вы пробуйте, хотя обычно мы так никогда не делаем.

На рынке повезло больше. Началось с прилавка с медом: рядом с баночками хозяйка заботливо расставила крышечки с образцами да еще и одноразовые палочки для удобства положила. Только наелась меда, как продавец конфет и орехов стал угощать изюмом. Отхожу от него с горсткой сухофруктов и слышу звонкий оклик:

– Девушка, конечно, после конфет вы вряд ли захотите, но, может, отведаете моей черемши? Свежая, хрустящая!

Не обижать же тетеньку – я и черемшу съела.

– Маша, что же они все, сговорились, что ли? – удивляюсь, стараясь не дышать на нашего эксперта.

– Просто на рынках конкуренция бешеная, вот продавец и заманивает к себе, как умеет. Тут важно помнить, что, попробовав, мы не обязаны ничего покупать (это если продавец сам угостил, а вот если покупатель без спросу съест что-нибудь с прилавка, могут попросить заплатить. – Авт.).

То есть получалось, что для рынков, что для магазинов давать нам еду бесплатно – дело добровольное. Неужели нет ничего такого, что нам обязаны предоставлять по первой просьбе?

– Разумеется, есть, – обнадежила Мария. – Сертификаты качества.

Сертификат если есть, то его сразу нет

Сертификаты, если кто не знает, должны быть на специальных бланках с подписями ответственных лиц и печатями, отдельно на каждый вид и даже партию товара. Отправляемся в мясные ряды этого же рынка. По дороге интересуюсь тем, что давно волновало: законно ли я порой откручиваю крышечки у незапечатанных дезодорантов на витрине, чтобы понюхать их?

– Здесь все тонко, – замечает Мария. – По сути, нам не запрещено это делать, пока мы не ущемляем права других покупателей. Если вы делаете это аккуратно, то проблем нет, но стоит задуматься: а чистыми ли руками вы это делаете – захотели бы вы сами пользоваться дезодорантом, который кто-то трогал за крутящийся шарик? Кстати, если продавец докажет, что вы испортили товар своей проверкой, он вправе заставить вас его купить.

Мария сама стала спрашивать сертификаты, но не как представитель ОЗПП, а как обычный покупатель – по правилам их должны показывать абсолютно всем! Только показывать, увы, нечего. Во всех лавках с мясом и колбасой продавщицы отвечали одно и то же:

– Ой, а сертификаты у хозяина. А он в главном здании сейчас, вон там, через дорогу. Но вы не думайте, у нас всё есть!

Это звучало, как в детской игре про домик, в котором если спрячешься, то ты уже ни в чем не виноват.

– Конечно, то, что сертификатов нет внутри палаток – нарушение закона, – разъяснила Мария. – Видите, какие хитрые: вроде как документация у них есть, просто сходить за ней надо. Но пожаловаться в Роспотребнадзор мы можем, только если девушки прямо откажутся показать их или скажут, что их и вовсе нет.

Лишь в одном ларьке мы нашли сертификат качества, висящий прямо в «Уголке потребителя» на стене. Он был без печатей и подписей, что являлось, конечно, грубым нарушением, но мы все равно обрадовались – хоть что-то. Я от счастья даже решила попросить попробовать колбасу напоследок: раз с сертификатом – наверное, хорошая.

– Только покупать ее не буду, мне просто сравнить ее надо, – честно предупредила я.

– Что ж не будете, у нас она замечательная, – не смутилась женщина за прилавком – о ужас! – разрезая для меня целый батон пополам и протягивая большой ломтик.

– Нет, не надо, я не хочу, – промямлила я, но поздно: тетенька засунула мне этот кусок прямо в рот.

– Шпашиба, – прошамкала я, и мы с экспертом поспешили прочь.

Совесть грызла меня недолго: прочитав Правила до конца, я выяснила, что, если захотеть, в магазинах, и помимо еды с сертификатами, можно получить немало приятных бонусов: пункт 127, например, позволял «беспрепятственно знакомиться с содержанием непериодических изданий», то есть читать любые книжки, не доходя до кассы (но не газеты!). Пункт 55 сообщал, что вполне можно подушиться на пробу даже самым дорогим парфюмом (а вот на косметику это правило не распространяется). А если нет у продавца образца, придется ему распаковывать один из тех, что продается. Только вот станет ли он это делать? Тут уж, увы, все зависит не от закона, а от вашего умения требовать.

Кстати

Что вам будет за разбитое

Иногда товара в магазинах наставлено так много, что бывает трудно пройти между стеллажами, ничего не смахнув на пол. Вот и я как-то раз по неловкости кокнула керамическую чашку. Охранник в магазине не согласился, что это на счастье, и за чашку пришлось заплатить. Оказывается, это я сделала зря.

– Заставить вас оплатить ущерб можно только через суд, ни у продавцов, ни у охранников, ни даже у вызванных полицейских таких прав нет, – поясняет юрист ОЗПП Андрей Семенов. – В суде будут разбираться, кто виновен в ущербе (вы неаккуратно брали товар или, например, полки с ним не соответствуют техническим требованиям). Если виновным признают вас, вы и должны платить. Во многих случаях товары и правда расставляют не по всем правилам, так что есть высокая вероятность суд выиграть.

Источник

5 прав покупателей, о которых часто забывают

Свои основные права в магазинах большинство знает на зубок и не дает себя в обиду, если администрация или охрана пытается их нарушать. Но в этой сфере есть нюансы, которые большинству неизвестны.

можно ли пробовать еду в магазине по закону. Смотреть фото можно ли пробовать еду в магазине по закону. Смотреть картинку можно ли пробовать еду в магазине по закону. Картинка про можно ли пробовать еду в магазине по закону. Фото можно ли пробовать еду в магазине по закону

Да. Согласно презумпции невиновности, вы не обязаны доказывать, что купили товар в другом магазине, а «запищать» на выходе он не должен. Однако если охрана обнаружит у вас в сумке такую же пачку печенья, как те, что продаются в магазине, она потребует объяснений. Конечно, в данном случае вы можете обращаться к тому, что обыскивать покупателя имеет право только полиция, но зачастую клиенты откликаются на просьбы охранников показать сумки или карманы.

Если обнаружен похожий на продающийся в этом магазине товар, можно поступить следующим образом:

1. Попросить администрацию проверить, есть ли в торговом зале точно такой же товар. Возможно, в магазине имеется похожая, но не идентичная продукция, это сразу снимет все вопросы.

2. Просмотреть записи с камер наблюдения. Они докажут вашу невиновность.

3. Показать чек на спорную покупку, если он у вас сохранился.

4. Потребовать провести ревизию товара, чтобы определить, есть ли недостача. Если ее не обнаружится, это докажет вашу невиновность.

Для избегания таких ситуаций лучше оставлять купленные в других магазинах продукты в камере хранения или сразу на входе показывать охраннику, что у вас с собой, например, пачка печенья, купленная в соседнем супермаркете. Это априори исключит конфликт. При этом важно понимать, что да, в пункте 34 «Примерных правил работы предприятий розничной торговли» указывается, что сотрудники магазинов не могут требовать от покупателя предъявлять товары, приобретенные в других магазинах, и осматривать личные вещи тоже права не имеют. Но при этом, в пункте 42 того же документа говорится о том, что при входе в магазин самообслуживания покупатель должен поставить в известность работников магазина о том, что у него есть товары, купленные в другом магазине.

Представитель магазина может потребовать взять корзину или тележку. В «Примерных правилах работы предприятия розничной торговли»* в числе обязанностей покупателя указывается следующее: «[покупатель обязан] набирать товары только в инвентарную тару и сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала самообслуживания». Конечно, интерпретировать эту фразу можно по-разному, но зачастую администрация подразумевает под этим использование корзин или специальных тележек.

Также требование пользоваться этими приспособлениями может быть указано в Правилах работы магазина. В этом случае по вашему требованию вам должны предоставить копию Правил, чтобы вы могли лично убедиться в правомерности такого требования.

На практике: чаще всего охранники в магазинах не выдвигают жестких требований брать корзины, хотя и могу предлагать их на входе. При желании вы можете принести на кассу выбранные товары в руках. Но помните, что если вы по собственной вине испортите какие-либо товары (например, уроните и разобьете, не удержав в руках), то в этом случае вам придется компенсировать их стоимость. Покупатель в такой ситуации не оплачивает испорченный товар лишь в том случае, если неприятность произошла по вине магазина (например, неудачная расстановка на полках или скользкий пол).

* Письмо Роскомторга от 17.03.1994 № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети»

Только в том случае, если производитель или ритейлер устраивает дегустацию. Подобные акции проводятся специально для того, что покупатели могли оценить вкус продукта и решить для себя, хотят ли его приобрести.

Впрочем, открыть товар и попробовать его до оплаты на кассе можно. Но в этом случае придется за него заплатить.

Да, можно. Таким образом вы реализуете свое право «искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (п. 4, ст. 29 Конституции РФ). Если все же вам делает замечание охранник, первым делом попросите его предъявить личную карточку охранника (этот документ есть у всех сотрудников ЧОПа). Спокойно объясните, что запрет фотографировать нарушает ваши права. Если охранник упорствует, скажите, что обратитесь в суд. Практика по таким делам показывает, что чаще правосудие становится на сторону потребителя.

Вы можете попросить взвесить вам ровно столько продукта, сколько вам нужно. Это право проистекает из совокупности пп. 36 и 37 «Правил продажи отдельных видов товаров».

Аргументы типа «оставшийся маленький кусочек никто не купит» и «возьмите все, какая вам разница» не могут быть основанием для того, чтобы купить больше, чем вам нужно.

Но, конечно, в этих вопросах нужно руководствоваться принципом разумности. Действительно «10 грамм» чего бы то ни было требуется редко, и из принципа требовать ровно такую порцию чаще всего нецелесообразно.

Источник

Можно ли пробовать еду в магазине по закону

Можно ли открыть воду или шоколадку в магазине, не дойдя до кассы

Часто во время долгих хождений между прилавками супермаркета возникает простое человеческое желание попить. Или ребенок просит сока и шоколадку. Казалось бы, вот же в магазине полно всего, бери и пей. Однако покупатель не знает, можно ли так делать до оплаты на кассе и будет ли за это штраф. А вдруг вызовут полицию?

Разбираемся, можете ли вы взять в магазине бутылку воды и попить из нее, если еще не оплатили товар на кассе.

Право покупателя съедать или пробовать продукты до оплаты на кассе нигде не прописано. Поэтому обычно вопрос заключается в том, в какой момент вы становитесь собственником товара и можете делать с ним, что угодно.

С одной стороны, согласно 493 статье ГК РФ, вы становитесь собственником товара после того, как оплатите его и получите чек. То есть выбранная бутылка вам не принадлежит и пить из нее вы не можете, так как нарушите упаковку, открыв ее.

С другой стороны, согласно 223 статье ГК РФ, право собственности на вещь у покупателя возникает с момента передачи товара. Выставленные на прилавках магазина продукты уже являются публичной офертой. Когда человек выбирает товар и кладет к себе в корзину, он фактически принимает условия оферты и заключает с магазином договор розничной купли-продажи. По нему вы получаете не только право пользоваться товаром, но и обязанность оплатить его на кассе.

Согласно статье 495 ГК РФ, до оплаты товара вы можете:

✔️ осматривать и изучать его самостоятельно или с помощью продавца. Так вы получаете информацию о нем, не вскрывая упаковку;

✔️ попросить продавца порезать гастрономические продукты, включая хлеб от 400 г, — если только они не в заводской упаковке;

✔️ попросить продавца продемонстрировать в вашем присутствии действие товара и проверить его свойства — однако это не касается продовольственных продуктов.

Источник

Можно ли съесть продукцию в супермаркете, если вы за нее еще не заплатили

Поход в супермаркет порой растягивается на час или больше. Особенно если через день-другой праздники. А вокруг столько вкусного. Профессиональный юрист рассказал, что будет, если не сдержаться и съесть шоколадку или выпить бутылку воды.

Что говорит закон

Часто в супермаркетах бывают ситуации, когда люди, не расплатившись, начинают употреблять из своей тележки товар, что взяли на полках, и только спустя некоторое время пробивают чек и расплачиваются на кассе. Вот что по поводу этой ситуации говорит гражданское право и закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Что делать, если съели продукцию до оплаты

Право человека пробовать и съедать товары нигде не описано и никак не запрещается, но покупатель берет на себя обязательство оплатить покупку, которую он попробовал. И если человек все-таки съел или выпил товар, то он обязан сохранить от него упаковку и рассчитаться на кассе. В случае если покупатель осознанно не оплачивает покупку, то это несёт за собой уголовную и административную ответственность. Такие действия расцениваются как уничтожение, повреждение и похищение чужого имущества, а за это уже грозит уголовная статья.

Если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то, пока товар не оплачен, фактически договор считается невыполненным, а это означает, что владельцем товара все еще является продавец. Из чего следует, что, когда человек пробует товар, фактически причиняет ущерб имуществу продавца до того момента, пока за него на заплатит. Но, когда покупатель находится на территории магазина, доказать, что это умышленное действие, фактически невозможно. Чаще всего это незначительный ущерб, в следствие чего он может быть освобожден от ответственности за сделанное. Соответственно, делаем вывод, что при своевременной оплате товара до составления административного протокола и уж тем более возбуждения уголовного дела не дойдет.

Источник

Какие права есть у покупателя, а какие у продавца при покупке продуктов питания

Каждый из нас регулярно совершает покупки в продуктовых магазинах. К сожалению, незнание своих прав приводит к тому, что мы переплачиваем за товар, покупаем продукты питания ненадлежащего качества или покорно открываем свои сумки по первому слову продавца и охранника. Однако недостаток информации приводит и к тому, что мы можем потребовать от продавца то, что он делать не обязан. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, давайте разберемся, когда прав покупатель, а когда продавец.

Права покупателя, как потребителя продовольственных товаров, закреплены в Федеральном законе «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г №2300-1, в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», и других нормативно-правовых актах.

Когда прав покупатель

Существует много ситуаций, когда законодательство стоит на стороне покупателя.

Например, покупаем мы продукт питания, а кассир пробивает нам другую цену, ссылаясь на то, что товар подорожал, а ценники еще не поменяли. Это нарушение закона. Продавец обязан Вам продать товар именно по той цене, которая указана на ценнике. Если кассир отказывается, позовите администратора, напишите претензию. В подавляющем большинстве случаев продавцы знают, что нарушают закон и продадут Вам товар именно по той цене, которая указана в ценнике.

Бывает и так, что Вы случайно поскользнулись на мокром полу, или не заметили в проходе коробок, которых там быть не должно, а администрация магазина настойчиво требует с Вас оплаты за испорченный продукт. В таком случае Вы платить не обязаны, а администрация магазина может добиться от Вас взыскания денег только через суд.

Иногда недобросовестные продавцы обманывают покупателя насчет потребительских свойств товара. Особенно часто пытаются импортные овощи и фрукты выдать за отечественный продукт. Действительно, ведь на каждом яблоке или огурце не написано, где они произведены. Но даже если на ценнике и указана страна производитель, но Вы в этом сомневаетесь, Вы вправе потребовать у продавца показать сопроводительную документацию на товар и продавец обязан Вам ее представить.

Обычно, если Вы покупаете товар, фасовка которого была произведена в заводских условиях производителя, вопросы о фирме-изготовителе, весе, сроках годности возникают редко. Другое дело, когда мы покупаем продукты, фасовка которых производится непосредственно в магазине – печенье, конфеты и многие другие продукты. В этом случае, Вы будете абсолютно правы, потребовав, чтобы продавец на расфасованном товаре указывал его наименование, вес, цену за килограмм, стоимость отвеса, дату фасования, срок годности, номер или фамилию весовщика. В некоторых магазинах продавцы пытаются взять плату за упаковку, в которую расфасовывают товар. Это нарушение закона. Упаковка не должна входить в стоимость продукта и уж тем более ее вес не должен учитываться при продаже.

Бывает и такая ситуация: Вы купили продукты, оплатили их, но на выходе из магазина у Вас требуют открыть сумки и провести досмотр, например, охранник или кассир. И хотя Вам нечего скрывать, но идти на поводу у охраны или работника магазина Вы не обязаны. Правом на личный досмотр обладают исключительно сотрудники полиции.

Когда прав продавец

Случается, что Вы купили продукт, особенно скоропортящийся, например, колбасу, пришли домой и обнаружили, что у Вас уже есть этот продукт, и Вы его точно не успеете съесть до конца срока годности. Возникает мысль, почему бы не сдать этот продукт обратно? Вы приходите в магазин, но продавец отказывается его принимать. Как же так, у Вас и чек сохранился и целостность упаковки не нарушена… Но в этом случае продавец прав. Пищевой продукт надлежащего качества не подлежит обмену и возврату.

Бывают случаи, когда порча продуктов питания происходит, по Вашей вине. Например, выскользнула из рук и разбилась бутылка лимонада или Ваши дети взяли с полки продукт и попробовали его на вкус незаметно от Вас. Оплачивать такой товар Вы не хотите, ведь это произошло в торговом зале и товар Вы еще не купили. Но администрация магазина настаивает на возмещении убытка, путем взыскания через суд. Конечно, Вы можете не согласиться, хотя, в этом случае суд, как правило, встает на сторону продавца – особенно если факт порчи доказан видеоматериалами с камер видеонаблюдения или показаниями свидетелей.

В любом случае, зная свои права и обязанности, легче решить спорные вопросы, возникающие в отношениях «продавец-покупатель».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *