можно ли перепродавать готовую еду
Документы, необходимые для перепродажи продуктов питания
Планирую закупать вяленое мясо оптом и продавать в пивные магазины. Какие документы для этого требуются?
Согласно ст. 23 Технического регламента декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением:
1) непереработанной пищевой продукции животного происхождения (подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе с оформлением ветеринарного свидетельства (справки));
2) специализированной и новой пищевой продукции (подлежит государственной регистрации с оформлением свидетельства о государственной регистрации);
3) уксуса (не подлежит ни одной из форм оценки (подтверждения) соответствия).
Декларация о соответствии Таможенного союза принимается (оформляется) самим производителем или поставщиком продукции и передается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации.
Заявителем (декларантом) при декларировании соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза может быть только организация, зарегистрированная на территории Таможенного союза.
Декларирование соответствия пищевой продукции требованиям Технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Декларирование соответствия пищевой продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных Техническим регламентом, по выбору заявителя пищевой продукции. Процедура декларирования соответствия по Техническому регламенту включает несколько этапов:
— подготовка и сбор полного пакета документов для предоставления в регистрирующий орган;
— оформление и принятие декларации;
— регистрация декларации в Едином реестре зарегистрированных деклараций Таможенного союза.
Продажа товаров без декларации о соответствии техническому регламенту Таможенного союза в тех случаях, когда продукция попадает под декларирование по требованиям технических регламентов Таможенного союза, запрещена, подлежит принудительному отзыву с рынка и наказывается штрафом.
Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежит непереработанная пищевая продукция животного происхождения, которая при выходе в обращение сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность (ст. 30 Технического регламента).
В силу ст. 4 Технического регламента непереработанная пищевая продукция животного происхождения – не прошедшие переработку (обработку) туши (тушки) продуктивных животных всех видов, их части (включая кровь и субпродукты), молоко сырое, сырое обезжиренное молоко, сливки сырые, продукция пчеловодства, яйца и яйцепродукция, улов водных биологических ресурсов, продукция аквакультуры. Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» уточняется перечень продукции, подлежащей ветеринарно-санитарной экспертизе: продукты убоя – непереработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включая мясо, субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, мясо механической обвалки (дообвалки), коллагенсодержащее и кишечное сырье.
Помимо документов, подтверждающих соответствие пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (ст. 5 ТР Технического регламента). Прослеживаемость пищевой продукции – возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья (ст. 4 Технического регламента).
Таким образом, для продажи сыровяленой мясной пищевой продукции необходимы декларация соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза и товаросопроводительная документация, обеспечивающая прослеживаемость пищевой продукции.
Что нужно чтобы продавать готовую еду купленную у ИП?
Здравствуйте уважаемые юристы.
У меня такая ситуация.
Хочу снять в аренду кусочек кухни рабочей, в кафе или ресторане, посадить туда повара с ИП чтобы он изготавливал и упаковывал еду. Еда уже будет упакована, я буду покупать ее у повара (который зарегестрирован как индивидуальный предприниматель) и продавать. Предполагаю договоры с поваром и с собственником помещения. Вопрос такой, чтобы продавать эту еду, мне нужны какие нибудь дополнительные разрешения? или хватит договора аренды кухни и договора с поваром??
Если Вы планируете только перепродавать готовую еду, то собственно Вам надо только сан. книжку. А вот с помещению и повару надо получить соответствующие разрешения от Роспотребнадзора на помещение и осуществление всех планируемых услуг (готовка еды, хранение продуктов, транспортировка и т.д.). Роспотребнадзор проверяет и условия работы, и условия приготовления еды, также требуется получить разрешение от пожарной службы, сотрудники которой тоже проверят помещение и документально подтвердят, что оно соответствует нужным нормам и требованиям, а работники прошли необходимую аттестацию и могут работать с продуктами питания.
по поводу помещения, я хочу арендовать кусочек кухни уже в работающем ресторане или кафе, соответственно у них уже есть все разрешения, так как они уже работают.
Я с ними заключаю договор аренды на Повара ИП, этот повар там делает еду и упаковывает. Я у повара ИП покупаю и перепродаю. Соответственно меня интересуют именно мои нюансы, то есть если я ип например открою, сделаю сан книжку, я могу продавать эту еду? или мне нужны какие то доп разрешения?
и по поводу доставки, для доставки тоже нужны разрешения? еда уже будет упакована, и сложена в сумку холодильник
Соответственно меня интересуют именно мои нюансы, то есть если я ип например открою, сделаю сан книжку, я могу продавать эту еду? или мне нужны какие то доп разрешения?
можете. раньше для доставки у используемых ТС должны были быть санитарные паспорта, сейчас это отменили, однако это не значит что ТС можете любое использовать и не следить за ним.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
от 31 октября 2011 г. N 01/13750-1-32
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ СО ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 19.07.2011 N 248-ФЗ
II. Внесены изменения в Федеральный закон
от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности
5) Подпунктом «б» пункта 10 статьи 36 Федерального закона N 248-ФЗ отменено требование наличия оформленного в установленном порядке санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов, которое ранее содержалось в пункте 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Федеральный закон N 29-ФЗ).
Пункт 4 статьи 19 Федерального закона N 29-ФЗ в редакции, действующей с 21 октября 2011 года, сформулирован следующим образом:
«Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства».
Рассмотренные нормы, содержащиеся в Федеральных законах, в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В свою очередь, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009).
В связи с вышеизложенным указанные акты в части требований наличия санитарного паспорта на специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства для перевозки пищевых продуктов с 21 октября 2011 года не применяются.
Обязанность контроля технического и санитарно-гигиенического состояния указанных транспортных средств законодательством возложена на перевозчика.
Так, например, в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
и по поводу доставки, для доставки тоже нужны разрешения?
Чек-лист: как продавать готовую еду в вендинге и по подписке
Сооснователь сервиса justfood
Требования к бизнесу, который работает с продуктами питания, всегда высоки. Позиции с долгим сроком годности (сухарики, чипсы и другие снеки) реализовывать проще, поскольку им будет достаточно поддержки верной температуры/влажности и контроля сроков годности.
А вот бизнес по продаже уже готовых блюд требует контроля всей цепочки, включая поставщиков и производство.
Сергей Королев, СЕО и основатель сервиса justfood, рассказывает о базовых правилах для предпринимателей, которые не боятся торговать самой сложной категорией продуктов: готовыми блюдами, которые хранятся в холодильнике до двух-трех суток.
Проверка документов от поставщиков
Первый аспект, который важно учесть, — это взаимоотношения с поставщиками. Если раньше ветеринарные свидетельства между поставщиками и производителями выписывались вручную, то сейчас процесс стал проще.
Теперь для предпринимателя главный документ от поставщика — это электронный сертификат ветеринарного контроля, заведенный на продукцию в системе ФГИС «Меркурий».
Это обязательное требование практически для всей продукции, включая мясные продукты, рыбу, яйца и молоко.
Ветеринарные свидетельства, выданные в «Меркурии», гораздо сложнее подделать. Это работает так: производитель отправляет ветеринарной службе условные сто килограмм говядины.
После получения разрешения груз заносится в систему электронного учета, после чего его могут передавать на фабрику, а в системе просто ставится отметка о том, кому передано разрешение на груз.
Интересно, что такой подход позволил бороться с недобросовестными производителями молочных продуктов, например, творога. Теперь поставщик не сможет сказать, что в его твороге нет жиров растительного происхождения, если, по данным «Меркурия», заявленной массы чистого творога просто нет в базе системы.
Выбор блюд и рецептов
Работа над блюдами с длительным сроком хранения может стать нетривиальной задачей для шеф-повара. По сути ему требуется создать такие технологические процессы и так подобрать рецепты, чтобы исключить появление скоропортящихся блюд из закупленных ингредиентов.
Простейший пример: когда мы хотели добавить в меню кашу с наполнителями, то поняли, что не сможем смешать ее со свежими ягодами, микроорганизмы с которых в считаные часы сделают блюдо не соответствующим нормам.
Другой пример: любимые всеми паста «Болоньезе» или яйца «Пашот». Многие сервисы этим пренебрегают, но фарш и яйца, недоготовленные до твердого состояния, запрещено доставлять – это потенциальный очаг роста микроорганизмов.
Аналогично — не получится добавить свежую зелень в уже приготовленное блюдо.
Повару придется искать такие решения, которые исключат использование любых ингредиентов без термической обработки или специальной промывки. А даже после этого нужно будет еще раз продумать, как смешать разные ингредиенты в рамках одного блюда.
В случае с кашами, например, решением стало использование промытых и прошедших термическую обработку сухофруктов или прошедших термическую обработку свежих яблок.
Нормы на производстве
Следующий момент — устройство самого производства. Существует две основные системы требований:
Нормы достаточно строгие в обоих случаях, и соблюдать их нужно неукоснительно — общей рекомендацией тут может быть только личная проверка соблюдения норм производством, а не только «на бумаге».
Для себя мы выбрали именно производство с сертификацией ХАССП, в том числе как дополнительный аргумент в общении с иностранными партнерами.
Что это за нормы? Рассказывать можно очень долго, поэтому я приведу в качестве примера правила, как персонал должен входить на территорию цеха по нормам ХАССП.
Итак, сначала сотрудники одеваются в специальную униформу, которая полностью закрывает все открытые части тела, включая руки. Они надевают специальные касперы на голову, которые заправляются в униформу и полностью закрывают шею и грудь, сверху надевается маска, за счет которой остаются видны только глаза.
Переодевшись, сотрудник заходит в отдельное помещение-шлюз, где проводится очистка одежды роликом для удаления волос и посторонних частиц. Затем работник проводит тщательное мытье рук с дезинфицирующим раствором.
Далее персонал заходит в помещение с дезинфицирующей жидкостью на полу, чтобы дезинфицировать нижнюю часть костюма и избавиться от частичек пыли или грязи.
Любой выход сотрудника из цеха должен сопровождаться повторением всей операции, но сам костюм еще придется дополнительно прокатать роликом, чтобы убрать любые частички, которые могли к нему прилипнуть. И это лишь упрощенное описание процедуры, коих в СанПин и ХАССП — сотни.
Выбор типа кухни и технологий увеличения срока годности
Компании-производителю еды, которая готовится на доставку или для продажи через вендинг, не подходит обычное контрактное производство на фабрике-кухне.
Большинство кейтеринговых кухонь или кухонь-столовых заточены на приготовление еды «здесь и сейчас» — ее необходимо реализовать в ближайшие четыре-двенадцать часов.
Это связано с упрощенными нормами на производстве и с тем, что общие цеха на таком производстве, как правило, не полностью охлаждаются. Из-за перепада температур при готовке и погрузке на доставку срок «жизни» такой продукции драматически снижается, и использовать ее в бизнесе доставки или вендинга нельзя.
Для увеличения срока годности на современном производстве должно быть несколько ключевых технологий:
При соблюдении всех норм и технологий срок хранения блюд увеличивается с нескольких часов до нескольких суток.
Договоренность с арендатором
Если вы решите продавать готовую еду не через доставку, а в вендинге, то постарайтесь «на берегу» выстроить свою линию общения с арендодателем.
Одной из главных причин, по которой арендодатели не хотят видеть на своей площади представителей вендинг-бизнеса, – это элементарное нежелание получить дополнительные проблемы при совсем небольших доходах от аренды. Проблемой станет и бумажная волокита, и риск возникновения сложностей с обслуживанием аппарата: от вандализма до проблем с качества реализуемой продукции.
Тут важно сразу донести до арендатора важные моменты.
Как получить максимум
Фото в тексте: Unsplash
Фото на обложке: SFIO CRACHO/Shutterstock
Что делать с лишней едой в кафе
Рассчитать точное количество булок в пекарне и заготовок в кафе невозможно, но готовить меньше тоже не получается, поэтому в заведениях часто появляются излишки еды. О том, что с этими излишками делать, и поговорим.
Откуда берутся излишки еды в общепите
Невозможно с точностью до багета угадать, сколько их купят, поэтому владельцы кафе, ресторанов и пекарен готовят блюда с запасом, чтобы точно хватило.
В столовых и гостиницах со шведским столом остатков еще больше из-за высокой проходимости клиентов. Но когда идет ливень, проходимость может упасть вдвое, а это значит, половину блюд никто не купит.
Когда остается нераспроданная выпечка, есть три варианта:
Разберем подробнее все варианты.
По правилам лишнюю еду нужно списать и утилизировать
Есть три закона, которые связаны с лишней едой в ресторанах, столовых и супермаркетах: о защите прав потребителей, о качестве и безопасности продуктов и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Требование
Закон
На любом готовом блюде, заготовке или десерте должен быть срок годности.
Когда срок годности истекает, еда считается непригодной и ее нельзя реализовывать. Реализация — это не только продажа гостям, но и бесплатная раздача кому угодно. Правило действует, даже если еда выглядит свежей и аппетитной.
Остатки еды, готовые блюда и лишние багеты нельзя просто выбросить в мусорный бак возле кафе. Их нужно утилизировать по правилам, а для этого заключить договор с компанией, у которой есть лицензия на утилизацию.
В теории это выглядит так:
В кофейне готовят и продают эклеры. На каждый клеят стикер со сроком годности, а по утрам администратор открывает витрину с десертами и проверяет стикеры. Если у эклера закончился срок годности, администратор составляет акт «О списании готовых изделий в связи с окончанием срока годности», а затем отдает эклер компании-утилизатору.
Компания утилизирует эклер и выдает кофейне акт об утилизации.
А на практике чаще бывает по-другому.
Влад, бариста в кофейне
Мы выносим мусор после закрытия в баки во дворе жилого дома за кофейней, есть ли договор на утилизацию — я не знаю, наверное, да.
Пирожные съедаем сами: менеджер их списывает, но не выбрасывает, а предлагает официантам, бариста и поварам. Обычно это нормальные десерты, которые спокойно можно есть, отравлений пока не было.
Даже если эклер упал на пол и его больше нельзя продавать, нужно составлять акт о списании. Когда нет продажи и акта, но есть закупка продуктов, налоговая может подумать, что еду продают мимо кассы, без чеков. Если муку и молоко покупают, но по документам из них ничего не готовят, значит, в кафе как-то мухлюют с налогами или наличными.
За продажу и бесплатную раздачу просроченных блюд есть штрафы:
Наказание
Закон
Кафе, рестораны, столовые
штраф от 5000 до 50 000 рублей или приостановка работы на 90 суток
Магазины и супермаркеты
штраф от 1000 до 30 000 рублей
Для общепита и магазинов
штраф от 20 000 до 600 000 рублей
Может применяться с остальными наказаниями из-за двойного регулирования в отрасли общепита и ритейла
Для всех, если из-за просроченной еды кто-то попадет в больницу с отравлением или умрет
от штрафа от 300 000 рублей до лишения свободы на 10 лет
На практике рестораторы не следят за правильной утилизацией: еду просто выбрасывают в мусорку или отдают кому-то даром. Объемы слишком мелкие, чтобы это заметили проверяющие. Но если Роспотребнадзор выдал предписание утилизировать вредную или испорченную еду, тогда ресторану нужно будет предоставить ему акты от компании-утилизатора.
Как утилизировать мусор в компании
Отдавать бесплатно через сообщества фудшеринга
Фудшеринг — это общественное движение, которое помогает людям делиться едой. Например, человек покупает слишком много яблок, не может их съесть и раздает остатки через группы фудшеринга, чтобы фрукты не пропали. Главная идея — не выбрасывать еду с нормальным сроком годности, а отдавать другим людям. Так могли бы делать и рестораны, кафе, супермаркеты, например в Германии и Франции это работает, но в России есть ограничения:
Из-за того, что НДС не засчитывается, компаниям выгоднее дождаться, когда у продуктов истечет срок годности и утилизировать их, чем отдавать еду даром.
Разрыв НДС
Но фудшеринг в России всё же есть. Поиск по группам во Вконтакте выдает 457 сообществ фудшеринга, самые крупные — в Москве и Петербурге. Ведут группы активисты, которые не получают деньги за свою работу.
В группах чаще попадаются объявления с едой от обычных людей, а не ресторанов или кафе:
Но можно найти и объявления от овощных баз, пекарен и кафе:
Организаторы фудшеринга обязаны иметь документы на еду, правильно ее хранить и гарантировать безопасность всех продуктов. Именно организаторы будут нести ответственность, если кто-то отравится. Но в России сообщества фудшеринга работают без документов: рестораны списывают еду, а волонтеры и участники забирают её без договоров.
Чаще всего организаторы фудшеринга не хранят у себя еду, а лишь предоставляют площадку для связи между теми, кто отдает и забирает продукты.
Фудшеринг подойдет небольшим пекарням, кафе и магазинам, в которых не так много излишков, а владелец может контролировать процесс и следить, чтобы сотрудники отдавали только лишнюю еду. Хоть способ формально незаконный, на практике Роспотребнадзор редко проверяет, что кафе делают со списанной едой: судебных дел по этой теме нет.
Сотрудничать с благотворительными организация
В России есть благотворительный фонд «Русь», который работает как банк лишней еды: получает от производителей пожертвования в виде еды, перевозит, хранит и фасует ее у себя, а потом раздает пенсионерам и семьям.
Для сотрудничества с фондом нужно заключить договор и передать продукты по акту. Процесс занимает несколько дней, поэтому такое сотрудничество не подходит маленьким заведениям: если на прилавке осталось три багета и завтра они уже пропадут, фонд просто не успеет оформить документы и забрать еду.
За 2018 год фонд «Русь» получил от производителей, ресторанов, супермаркетов и передал нуждающимся 5973,7 тонны еды
Сотрудничество с благотворительными фондами подойдет крупным производителям и сетям. Например, если «Старбакс» закупил 100 000 упаковок молока, а оно оказалось не той жирности, его отдают фонду, а не выбрасывают.
Продавать лишние роллы и багеты со скидками
В среднем 15-20% еды в общепите не успевают продать до конца срока годности и выбрасывают. Чтобы снизить эту цифру, в Европе придумали продавать блюда со скидкой через приложения и сервисы.
Первые приложения для спасения еды появились в странах Северной Европы. В 2015 году в Швеции начал работать сервис лишней еды Карма, в Финляндии — Рест-кью-клаб, а в Дании — Ту-гуд-ту-гоу. Сейчас сервисы работают в 11 странах, среди которых Швеция, Германия, Великобритания, Франция, Польша.
Идея такая: лучше продать блюдо сегодня с большой скидкой, чем выбросить его завтра. Продают еду с нормальным сроком годности, которую рестораны не смогут реализовать на следующий день.
В России тоже есть такой сервис — eatme, пока он работает только в Петербурге и Москве, но до конца года запустится в Нижнем Новгороде и Казани, а в следующем году в Екатеринбурге.
Когда ресторан выкладывает еду со скидками, пользователи поблизости получают уведомление. У сервиса есть требование к размеру скидки, от 15% до 80%, но какой будет итоговая скидка, ресторан выбирает сам.
Сервис сотрудничает с гостиницей в центре Петербурга, которая предлагает завтрак в формате шведского стола со скидкой 70%.
Для пользователя завтрак стоит 350 рублей — он оплачивает блюдо через приложение или на сайте eatme.
Гостиница с этих 350 рублей платит комиссию сервису — 20—25%, но для нее выгоднее заплатить комиссию, чем уйти в минус на полную стоимость завтрака.
Приложение и сервисы — не единственный вариант. Супермаркеты, например, делают вечерние скидки на салаты, горячее, сэндвичи, которые не успели продать днем. Такие же скидки дают кофейни на десерты и булочные на выпечку.
Мы советуем продавать лишнюю еду со скидками в конце дня. То, что не продалось, можно списывать и раздавать сотрудникам, знакомым или передавать на фудшеринг, если со сроком годности блюд всё в порядке.
Обычно Роспотребнадзор не проверяет, как кафе избавляется от остатков еды. Кроме случая, когда кафе получает предписание на утилизацию, тогда придется утилизировать еду по правилам и предоставить проверяющим акты.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Что делать с лишней едой в кафе:
списать и утилизировать;
списать и отдать сотрудникам или на фудшеринг;
передать благотворительным организациям;
продать со скидками в конце дня.
Мировая статистика:
1,6 миллиарда тонн еды выбрасывают в год;
40% выброшенной еды пригодно к употреблению;
1,3 триллиона долларов стоят выброшенные продукты.