можно ли мясо курбана давать христианам
The Council of Muslim Theologians
Исламский информационно-образовательный портал
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
Истинный смысл курбана
Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха
«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).
Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана
«У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).
Суннаты и адабы курбана
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»
«Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).
Ответы на вопросы относительно курбана
Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан айт). Что означает слово «курбан»?
На какой день в этом году выпадает Курбан айт?
Я слышал о посте перед Курбан-айтом, расскажите о нем
«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».
Десять наивных вопросов о Курбан-байраме: можно ли приносить в жертву барана за другого человека
Челнинский хазрат рассказал о тонкостях процесса жертвоприношения
В преддверии праздника мусульман Курбан-байрам «Челнинские известия» от имени читателей попросили почетного члена Международной академии наук Малика хазрата Ибрагимова ответить на ряд вопросов по теме жертвоприношения. Кому-то они могут показаться наивными, но многие, наверняка, ищут на них ответы.
— Могут ли жертвоприношение совершать мусульмане, имеющие долги?
— Первым делом, человек должен решить все свои проблемы – выплатить долги. А потом уже, если остались деньги, купить барана. Но в современном мире трудно найти того, кто не имеет долгов – например, кредитов. В подобном случае человек попадает в кабалу и выплачивает большую сумму, чем оформил. Подобное делать запрещено.
— Можно ли заказывать животное конкретно для себя?
— Если финансы позволяют это делать, то человек не только может, но и обязан совершать жертвоприношение для себя.
— Если муж не просил и не дал денег, то жена не вправе проводить жертвоприношение для него?
— В этом случае надо определиться: если женщина сама работает, то по канонам ислама она имеет право распоряжаться ими по своему желанию и может сама совершить жертвоприношение. В этом плане нет запрета. Если жена – иждивенка и муж заказал барана для себя, а денег у него на другое жертвенное животное больше нет, тогда жертвоприношение не входит в обязанности супруги. Если же у мужчины есть возможность, то он делает жертвоприношение и за жену, и за других членов семьи.
— У одной женщины умерла 19-летняя дочь. Чтобы в раю ей было хорошо, она хочет заказать священного барана. Как ей правильно это сделать: от своего имени или от имени дочери?
— Если усопшая девушка еще при жизни оставила деньги для священного ритуала, то это надо делать обязательно. Если же этого не было, и кто-то из родственников решил сделать доброе, полезное дело, то нужно иметь в виду – это будет выполнено за себя. Будут еще деньги, тогда можно приносить жертвоприношение и за других.
— Можно ли из священного мяса крутить фарш, жарить шашлыки? Что разрешается готовить?
— Никаких ограничений в приготовлении блюд нет. Но желательно, чтобы часть мяса была отдана малоимущим, чтобы было больше вознаграждения.
— Некоторые считают, что косточки надо собрать и утопить в воде или закопать в землю. Но это все суеверия, не имеющие ничего общего с религией. Если отдать кости собаке или кошке, то это лучший вариант, чем все сгниет в земле.
— А могут в Курбан-байраме участвовать люди другой веры, не мусульмане?
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Жертвоприношение и праздник Курбан-Байрам: в вопросах и ответах
Дорогие братья и сестры, напоминаем вам, что 24-26 сентября 2015 года многие мусульмане мира (в том числе, мусульмане России и стран СНГ) будут праздновать один из двух основных мусульманских праздников — Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). Ниже мы, с дозволения Аллаха, приведем распространенные вопросы и ответы на них, связанные с этим праздником.
Приближается мусульманский праздник Курбан-байрам Что означает само слово «курбан»?
Слово «курбан» означает «приближаться», «быть ближе». Как религиозный термин оно означает принесение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаху.
На какой день в этом году выпадает праздник Курбан-байрам?
В этом году праздник жертвоприношения выпадает на 24 сентября (четверг) и продолжается три дня (оканчивается с заходом солнца в субботу 26 сентября).
Какова история этого праздника?
История обряда (жертвоприношения) начинается еще со времен Пророка Ибрагима (мир ему). Всевышний Аллах для того, чтобы испытать Пророка Ибрагима (мир ему) и показать всем мусульманам пример покорности, повелел ему принести в жертву его сына Исмаила (мир ему). Когда Пророк Ибрагим (мир ему) был уже готов принести в жертву сына, Всевышний Аллах, испытав его покорность, послал ему барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила (мир ему).
Сегодня, совершая жертвоприношение мы делаем это в знак памяти о том, какую огромную жертву готов был принести наш господин, пророк Ибрагим (мир ему). Мы также делаем это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу (мир ему).
В каких аятах и хадисах говорится об этом празднике и жертвоприношении?
Всевышний Аллах сказал в Коране:
«Установил Аллах Каабу, Запретный Дом, опорой для людей (для исполнения ими своих обязанностей перед Аллахом) (и чтобы в нём люди пребывали в безопасности), и (также опорой Он установил) запретный месяц (когда не дозволялось сражаться), ведомое (к Запретной мечети) (жертвенное животное), и украшенных (жертвенных животных), чтобы вы знали, что Аллах знаёт (всё), что в небесах и (всё) что на земле, и что (только) Аллах о всякой вещи знающ» (Коран, 5, 97).
«Ни мясо, ни кровь их (жертвенных животных) не доходят до Аллаха, Его достигает лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро» (Сура Хадж, 37).
Айша (радыйалху анха) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«В первый день праздника Жертвоприношения нет перед Аллахом – Велик он и Славен – более любимого дела, чем пролитие крови (жертвенного животного). В Судный день она (жертва) явится со своими рогами, копытами и шкурой. Кровь жертвенного животного, еще не пролившаяся на землю, уже обретет благоволение (рида) Аллаха и будет принята Им. Так приносите же жертву с удовлетворенной душой!» (Ибн Маджа, Адахи, 3; Тирмизи, Адахи, 1/1493).
Расскажите о посте перед праздником.
Первые десять дней месяца зуль-хиджа считаются очень благословенными днями. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Самые любимые дни для совершения поклонения перед Аллахом — первые десять дней месяца зуль-хиджа, каждый день поста равен году, а ночь, проведенная в поклонении, равна Ляйлятуль-Кадр (т.е ночи предопределения)». (Тирмизи)
Поэтому, в эти дни желательно совершать поклонение и держать пост. Особенно хотелось бы отметить пост в день Арафа (9 число месяца зуль-хиджа, который в этом году выпадает на 23 октября).
В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк (мир ему и благословение): «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».
Каково решение (хукм) о принесения животного в жертву?
Согласно ханафитскому мазхабу совершение жертвоприношения является ваджибом (обязательным). Доказательством этому служат слова Всевышнего:
«Молись Господу твоему [совершая праздничную молитву] и принеси в жертву [животное]» (Аль Бакара, 108:2).
И изречение Пророка (мир ему и благословение): «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы».
Кто обязан совершать жертвоприношение?
Чтобы жертвоприношение стало обязательным для человека, он должен быть совершеннолетним здоровым мусульманином, не путником, обладающим ко дню праздника имуществом, необходимым для выплаты закята (нисабом, который равен 85 г. золота — примерно, 170 тыс. рублей).
Каких животных разрешается приносить в жертву, а каких нет?
К жертвенным животным относятся:
1. Овцы и козы;
2. Коровы, быки и буйволы;
3. Верблюды.
Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот — двухлетнего, а верблюды — пятилетнего.
Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь никаких изъянов, таких как:
1. слепоты на один или оба глаза;
2. слабости и истощения;
3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети), зубов ( половины и более).
4. если оба или один из рогов сломан;
5. хромоты;
6. явной болезни;
Я приобрел барана на Курбан, но оказалось что он кастрирован, могу ли я его принести в жертву?
Кастрированное животное принести в жертву можно. Абу Рафи’ рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов». Ахмад 6/8.
Когда нужно совершать обряд жертвоприношения?
Жертвоприношение нужно совершать после праздничной молитвы. Но если человек, по каким, либо причинам не смог это сделать в первый день, он может совершить обряд во второй день, а также в третий до наступления магриб намаза.
Могут ли несколько человек совершить жертвоприношение вместе?
Каждый человек может принести в жертву одного барана или одну козу. Жертву в виде одной коровы или верблюда может совершить как один человек, так и группа людей, состоящая из семи человек. Причем все члены этой группы должны сделать намерение принести жертвоприношение.
Сообщается со слов Джабира, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых». Абу Дауд 2808, ан-Насаи 4121.
Как нужно совершать жертвоприношение?
Жертвенное животное кладут привязанным на бок, повернув головой в сторону кыблы, а затем желательно произнести следующий аят, как дуа:
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-л-а،ламин ля шарика лях»
Далее желательно произнести такбир:
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля Аллаху, уа Аллаху Акбар, Аллаху Акбар уа лилляхил-хамд».
После этого произносятся слова: «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» и закалывается животное. Снимать шкуру и разделывать мясо надо только после полного умерщвления животного.
Можно ли вместо совершения жертвоприношения, отдать стоимость животного в качестве милостыни?
Жертвоприношение — это акт поклонения Аллаху. Совершая жертвоприношение, человек демонстрирует абсолютную покорность Аллаху и следование пути пророков (Ибрагима и Исмаила, мир им). Поэтому здесь важен сам процесс. Деньгами отдавать стоимость животного нельзя.
Обязательно ли совершать жертвоприношение самому? Можно ли попросить об этом кого-то другого?
Желательно (сунна) сделать это самому. Но если вы собственноручно не в состоянии забить животное, то вы можете уполномочить кого-либо сделать это от вашего имени. Но даже в этом случае вам желательно присутствовать непосредственно во время обряда.
Когда Пророк (мир ему и благословение) совершал жертвоприношение за свою дочь Фатиму (да будет доволен ей Аллах), он попросил ее лично присутствовать во время обряда, сказав при этом, что с первой каплей крови жертвенного животного простятся все ее предыдущие грехи. ( хадис привел ибн Хиббан).
Но если человек не имеет возможности присутствовать на церемонии, он может совершить намерение, передать стоимость жертвенного животного и попросить, чтобы от его имени принесли его в жертву.
Что нужно делать с мясом? Необходимо ли его раздать полностью?
Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть оставить себе (на нужды семьи), вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако, можно полностью раздать мясо животного.
Если человек не делал курбан в течение нескольких лет, хотя имел возможность?
Ему следует в таком случае посчитать примерную стоимость курбана за эти годы и раздать эти деньги неимущим.
Как поступить со шкурой животного?
Шкуру животного можно оставить на собственные нужды или отдать в качестве садака. Категорически запрещено продавать шкуру и использовать деньги для себя, но можно отдать эти деньги в качестве садака.
Можно ли раздавать мясо курбана немусульманам?
Согласно мнению ученых-ханафитов, немусульманам можно отдавать любую форму благоворительности (садака, курбан), кроме закята. Так что мясо жертвенного животного можно дать и немусульманам.
Как надо проводить Курбан-байрам?
Мужчинам (здоровым, совершеннолетним, не путникам) следует в этот день посетить праздничную молитву.
Также в Курбан-байрам желательно приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей или самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы вы почувствовали, что это праздник.
Курбан-байрам 2020: даты, история и традиции, правила хаджа, как приносят в жертву баранов
Курбан-байрам или Ид аль-адха — один из двух (помимо Ураза-байрама) важнейших праздников в исламе. Курбан-байрам посвящен событию, описанному в священных книгах всех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Речь идет о жертвоприношении, совершенном по велению Всевышнего ветхозаветным пророком Авраамом. В исламе речь идет о принесении в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) своего старшего сына Исмаила, прародителя арабов.
В память об этом событии последователи пророка Мухаммеда стараются хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в Мекку, а также принести в жертву чистое с точки зрения ислама животное. Ритуальное жертвоприношение — это прерогатива мужчин, а вот в хадже участвуют и мужчины, и женщины.
Курбан-байрам 2020: когда отмечается
Наступление всех мусульманских праздников рассчитывают по исламскому лунному календарю Хиджры. Курбан-байрам наступает на 70-й день после праздника Ураза-байрам. Курбан-байрам празднуют пять дней, в 2020 году празднование пройдет с вечера четверга, 30 июля, до вечера понедельника, 3 августа.
Хадж в 2020 году проходит с вечера вторника, 28 июля, до вечера воскресенья, 2 августа.
Из-за пандемии COVID-19, вызванной коронавирусом, в этом году власти Саудовской Аравии, на территории которой находится священный для мусульман город Мекка, разрешили хадж только очень ограниченному кругу верующих, в основном это постоянно проживающие в стране. Паломники из-за рубежа, в том числе из России, в хадже в этом году участия не принимают, хотя обычно в эти дни организуются большие паломнические туры, в которых задействованы десятки тысяч российских последователей ислама.
История праздника Курбан-байрам
В память об этой истории верующие на Курбан-байрам совершают обряд жертвоприношения чистых с точки зрения ислама животных, как правило, баранов.
Традиции и правила хаджа
Хадж — это паломничество в священный для мусульман город Мекку в Саудовской Аравии. Согласно преданию, в Мекке находятся святыни, созданные пророком Ибрахимом и его сыном Исмаилом, заложившими традиции хаджа.
Считается, что совершить хадж раз в жизни должен каждый мусульманин, имеющий для этого силы и средства, заработанные исключительно честным путем. Хадж является одним из пяти столпов (обязательных предписаний) ислама (о четырех других читайте в материале Федерального агентства новостей о священном месяце Рамадан).
Главная святыня Мекки — огромный куб, который находится во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам и носит название Кааба. Согласно исламским верованиям, Каабу построил прародитель Адам, а затем святыню по велению Аллаха восстановили Ибрахим с Исмаилом.
Хадж — сложная шестидневная череда различных обрядов и молитв, совершаемых в строго определенном порядке по утвержденным правилам. Чтобы помочь верующим правильно исполнить все обряды, группы паломников сопровождает гид. Во время хаджа верующие в том числе совершают ритуальное побивание камнями дьявола и семь раз обходят вокруг Каабы, после чего совершается жертвоприношение. Подробнее о правилах и традициях хаджа можно прочитать здесь.
Курбан-байрам в России
В России Курбан-байрам отмечается широко, в регионах с преимущественно мусульманским населением первый день праздника является выходным. В других регионах работодатели, как правило, предоставляют отдых своим сотрудникам, исповедующим ислам.
Согласно традиции, в первое утро праздника (в этом году это 31 июля) верующие, надев праздничную одежду, приходят к главным городским мечетям, где совершается общая праздничная молитва. После этого последователи ислама отправляются в специально отведенные места, где можно совершить ритуальное жертвоприношение животного. В российских городах такие площадки вынесены в промышленные зоны, за нарушение установленных правил предусмотрены штрафы.
Курбан-байрам считается межконфессиональным праздником, в совместных трапезах принимают участие не только мусульмане, но также их друзья и сотрудники, не связанные с исламом.
В этом году из-за пандемии, вызванной коронавирусом, массовые молитвы на Курбан-байрам запрещены, праздник предписано проводить в семейной обстановке. Как в 2020 году будет проходить Курбан-байрам на фоне запретов в связи с пандемией, читайте в репортажах Федерального агентства новостей от главных мечетей Москвы и Петербурга.
Как приносят в жертву баранов
Обряд жертвоприношения в память о жертве Ибрахима принято совершать, забивая барана, либо другое чистое с точки зрения ислама животное (например, верблюда). Верующий может совершить обряд сам, либо доверить это специально обученному посреднику (не обязательно мусульманину).
Жертва может быть принесена как от имени одного человека, так и от имени семьи или группы верующих — все зависит от достатка участников церемонии. Животное для обряда выбирают по специальным строгим критериям: баран обязательно должен быть молодым, здоровым и красивым.
По правилам перед принесением в жертву барана валят на землю головой в сторону Мекки, а потом перерезают ему горло. Тушу разделывают на месте, деля на три части. Треть мяса предназначена для праздничной трапезы того, от чьего имени принесена жертва. Вторая треть идет на подарок малоимущим из общины, не имеющим возможности принести жертву от имени своей семьи. Еще одна часть мяса предназначена для милостыни, чтобы в праздник никто не чувствовал себя обделенным.
Обряд жертвоприношения на Курбан-байрам неоднократно подвергался осуждению со стороны зоозащитников, но традиция так сильна, что с ней вынуждены считаться власти всех стран, где есть значительное мусульманское население.
Курбан-байрам. Баранья кровь на городском асфальте.
Курбан-байрам. Гуманистические слезы над «бедными овечками» или христианское отвержение язычества?
Близится исламский праздник Курбан-байрам. И в российских городах вновь будут растекаться по асфальту ручьи бараньей крови и возноситься мольбы на арабском языке к древнему ближневосточному божеству, называемому его приверженцами «Аллах». Что в этом массовом и своеобразном действе не устраивает верующего христианина?
Режут баранов при всех? Ну и что? Еще лет сто назад вид забиваемой скотины был привычен для любого человека любого возраста и вероисповедания. И людей, совершенно очевидно, это никак не травмировало; люди были куда более цельными и психически-уравновешенными, чем нынешние утонченные горожане, страдающие многочисленными неврозами (произошедшими вовсе не от вида забиваемых овец).
Тем более, что мы, христиане, помним: подобные массовые жертвоприношения являлись необходимой частью Ветхозаветного Богопочитания, Божественность которого подтвердил сам Спаситель. Нам же, Его последователям, не нужно резать в жертву Богу овец и быков не потому, что наши нервы этого не выдерживают, а потому, что за нас принес Себя в Жертву Агнец Божий – Богочеловек Иисус Христос. И пролил Он Свою Божественную кровь не ради того, чтобы не делали больно животинкам, а ради спасения нас, людей.
Самому Спасителю были совершенно чужды ультра-гуманистические соображения по поводу «бедных овечек», как, впрочем, и по поводу всего остального. И свидетельством этому – Его Вечеря, где Он вкушал Пасхального агнца, забитого, естественно, с соблюдением необходимого ритуала. Более того – даже во времена Нового Завета Апостолы не погнушались принесением Ветхозаветной жертвы (Деян. 21:24-26).
Для нас, христиан, нет ничего омерзительного в самом факте ритуального забоя скота. В тоже время любому здравомыслящему человеку очевидно, что, употребляя в пищу мясо (а это дозволено Богом), мы даем согласие на то, что для этого забивают скотину (что также дозволено Богом). И, если этот процесс случайно попадется нам на глаза, то не стоит закатывать «интеллигентскую» истерику, а имеет смысл просто воспринять происходящее, как часть нормальной жизни. Я, пишущий эту заметку, и сам неоднократно участвовал в фермерском забое скота, и испытывал при этом эмоций не более, чем при рубке дров. Это позволено Богом – а значит, не может быть нечисто по факту. И лично я предпочел бы, чтобы мои дети хоть ежедневно присутствовали при простом и естественном процессе – подготовке мяса для употребления в пищу, – чем периодически встречали бы на чистых городских улицах нарядных, весьма цивилизованных мужчин-геев в макияже и мини-юбочках…
В общем, мы, христиане – граждане Иного Мира и люди вне времени. Нас анахронизмами не запугаешь и «духом времени» не пристыдишь. Как, в какой-то степени, и тех муслимов, которые режут баранов на улицах русских городов. Безусловно, они, со своей искренней верой в реальное божество, принимающее в реальную жертву реальных овец, более симпатичны и понятны нам, чем «ультразвуковые» завихрения «розовых христиан», которые превратили в своих умствованиях Живого Бога Библии в некий философский абсолют. Настолько абстрактный, что ему уж точно не нужны никакие жертвы. Ведь его, если следовать их логике, как реально существующей Личности просто нет. К счастью, Всевышний Бог не зависит от чьих-либо нелепых представлений о Нем.
В действительности и мы, ортодоксальные христиане, и те муслимы, что празднуют День жертвоприношения – это люди одной эпохи, одной системы ценностей… Но только с разными знаками полярности.
Именно поэтому мы, христиане, никогда не смиримся с языческими жертвоприношениями. Тем более в наших городах некогда Святой Руси, где просияли святостью праведники и пролилась кровь мучеников. Где высятся алтари Истинного Бога Ветхого и Нового Завета. Не должны мириться, как не мирились Ветхозаветные пророки. Как не мирились ни при каких обстоятельствах христианские праведники.
Почему в данном контексте я говорю о язычестве? Потому, что существуют три вида духовности: Христианство (религия поклонения Истинному Богу Троице), иудейство (религия тех, кто был в Завете, но отверг его сознательно) и язычество (любые другие формы духовности, независимо от того, монотеистические они, пантеистические или политеистические). И, если какая-либо религия практикует поклонение некоему одному божеству, но при этом данное божество не соответствует критериям, выраженным в Никейском Символе веры – это язычество. Еще на эту тему можно прочитать здесь: «Монотеистические» религии. Один и тот же Бог у нас и у нехристиан?.
Не потому пророк Илия собственноручно заколол четыреста пятьдесят жрецов Ваала, что он был активистом «Гринписа» и протестовал таким образом против негуманного обращения со стороны язычников с жертвенными животными. Он видел в язычестве то, чем оно и является в действительности: оскорбление Истинного Бога и служение Его врагу. А в языческих жертвоприношениях он видел реальную подпитку реальных духов тьмы, чем сильнее которые, тем более в мире прибавляется порождаемого ими зла и безумия. Именно по этой причине христиане древности всеми силами добивались прекращения любых жертвоприношений и любых сакральных действий неверных. И при этом не демонстрировали никакой толерантности к ценностям инаковерующих и бережного отношения к произведениям идольской культуры. Ведь они жили не представлениями разлагающегося на ходу материального мира (для которого – да! – очень удобны и взаимная терпимость и уважение к любым проявлениям культуры и традиций). Они жили Миром Иным, где царствует Вечный Бог, Который чужд любой толерантности ко злу. А тем более к такому злу, как служение Его врагам, падшим духам; и питание, укрепление их путем языческих жертвоприношений. И именно такими вечными установками, угодными Самому Творцу, живут современные христиане, не разменявшие Божие благословение на чечевичную похлебку «терпимости». И возмущающиеся языческими жертвами не потому, что «Ах, как жалко бедненьких коровок и овечек! Ах, как эти варвары намусорили на наших культурных улицах!» и пр. Например, так жил и так отошел в Вечное Царство иерей Даниил Сысоев.
А домашнюю скотину, и барашков в том числе, Бог после грехопадения человечества для того и предназначил, чтобы их резали и ели… А вот во имя чего режут и кому этим служат – это единственно важно для нас, христиан.
Как же нам отнестись к массовым языческим действам и другим подобным явлениям? Как проявить свой протест? Думается, что главное – это не лгать самим себе, внутренне не мириться. Не называть, хотя бы в глубине собственной души, зло – добром, добро – злом… Можно отнять любую политическую или религиозную свободу, но внутренней свободы человек может лишить себя только сам лично. Тогда, когда он свой страх, свою слабость, свое маловерие, свое себялюбие начитает называть какими-то почтенными терминами и ими себя в собственных глазах обелять. Пестовать свою мелочную гордыньку и корыстолюбивое желание жить в духовном комфорте. Бог простил и возвеличил убоявшегося Петра. Но не простил горделивого Люцифера и Иуду, предавшего Его ради мелочной корысти. Не надо называть свое нынешнее социальное бессилие «терпимостью», а надо молиться Тому, Кто Всесилен: «Да святится Имя Твое. Да придет Царствие Твое. Да будет воля Твоя!» Мы не можем ничего. Он может все!