можно ли монахам есть мясо
Почему монахи не едят мясо?
Питание в буддизме
Но такие насильственные подвиги поста не только не были обязательными для монахов, но опытные старцы даже предостерегали от них. Пимен, который в молодости ел только раз в неделю, советовал другим есть каждый день. Другие старейшины[40] говорили то же самое. Сиклитик сказал: “От врага исходит чрезмерно обременительный аскетизм. Пусть будет одно правило поста во все времена. Свойство истинного аскетизма – умеренность”[41]. Последователи учения Будды свято чтут принцип ахимсы – неприсвоения боли, страданий и актов насилия. Согласно этому принципу, животную пищу употреблять не следует, а монахам, в частности, запрещено охотиться или ловить рыбу.
Видео
Монахи Афона голодают и от этого живут до глубокой старости
То, как питаются в монастыре, можно проиллюстрировать примером монахов со святой горы Афон. Люди здешней обители доживают до глубокой старости, хотя регулярно постятся.
Едят два раза в день, с восходом и закатом. Обед не предусмотрен.
Никаких перекусов. Большую часть продуктов монахи сами выращивают на грядках, блюда выбирают самые простые, чтобы не тратить много времени на приготовление.
Монахи пышут здоровьем.
Их можно употреблять в неограниченном количестве.
Особое место отведено хлебу. Он даёт энергию и насыщение.
Такая диета избавляет от жира и холестерина, лишает проблем с сахаром, благоприятно сказывается на давлении.
Монахи при этом отмечают, что дело не столько в продуктах, сколько в ограничениях и голодании, которые благоприятно сказываются на здоровье.
Причины отказа от мяса
Секрет их заключается в особой диете, состоящей из специального хлеба, большого количества растительной пищи и изредка небольшого кусочка рыбы. Монахи, пойманные за употреблением мяса и вина, наказывались розгами и изгнанием из монастыря. Стоит вспомнить, что Будда проповедовал так называемый срединный путь – отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма – и однажды даже порицал своего ученика, который решил заняться дополнительным аскетизмом и есть один раз в день. Поэтому Будда наставлял, что в вопросах питания следует придерживаться золотой середины: есть без излишеств, но не переусердствовать с постом и недоеданием. Несмотря на свою огромную силу и выносливость, монахи не едят мяса. В “Махапаринирвана-сутре”, например, говорится, что она “убивает семена сострадания”. Действительно, бхикку должен стать спасителем для других и поэтому не может есть живое мясо.
Монахи — не вегетарианцы
Можно было бы назвать монахов вегетарианцами, но это не совсем верное определение. Вегетарианство — это название подхода к питанию. Монашество — это подход к жизни.
Монах не ищет научного одобрения своего образа питания. Например, всегда найдутся желающие поспорить с вегетарианцем, дескать, человек хищник, а без мяса невозможно прожить. Опыт старцев, святых, монахов (из любых традиций, не только нашей), доказывает, что жизнь без употребления плоти возможна.
Но им нет нужды вступать в дискуссии о питании. Это не вопрос выбора, не вопрос принадлежности к хищникам и травоядным. Монах может даже поверить в то, что он по природе якобы хищник, либо прочесть о научных исследованиях, доказавших обратное. Это никак не повлияет на его образ питания.
Монах не пытается компенсировать недостающие питательные элементы. Многие известные спортсмены, которые живут на растительном питании (например, Майк Тайсон), умудряются ещё и стать рекордсменами, но они — другой разговор.
Их заботят вопросы сбалансированного питания и замены аминокислот. Монахи же не занимаются гастрономическими расчётами количества белка и не озабочены вопросом здоровой пищи. Им нет до этого никакого дела. Они просто отказались есть животных, вот и всё.
Монахини делают закатки (Спасо-ПреображенскийЧебоксарский женский монастырь)
О мясоедении монашествующих
макс007
протодиакон Сергий Шалберов
Прообраз отречения монахов от мясоедения Святые Отцы видят в исходе древних евреев (Исх. 16: 2-3), когда свыше от Бога была посылаема людям манна, а не мясо, ибо согласно Писанию те евреи, которые презрели небесную манну, умерли в пустыне. «Чьи кости пали в пустыне? Не взыскующих ли мясоядения? Ибо пока они довольствовались манной, побеждали египтян и проходили сквозь море, когда же вспомнили мясо и котлы, не увидели земли обетованной», — говорит свт. Василий Великий.
Святитель Игнатий предострегает о другой крайности, когда любое даже вынужденное потребление кусочка мясосодержащей пищи приравнивается к смертному греху: «Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтобы непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтобы они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтобы употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда».
К сожалению, такие «мясофобные» предрассудки живучи, и сегодня они подпитываются псевдонаучным параноидальным бредом о существовании некой международной скотопромышленной мафии, скрывающей от человечества сведения о вреде мяса для организма, а также о подмене информации в учебниках биологии, о всемирном заговоре врачей и ВОЗ, о спасении животных и всего человечества от насилия, результатом которых является стойкое психопатическое расстройство в форме сектантской «идеи» о самосовершенствовании личности и переходе на иной энергетико-информационный уровень развития «эпохи Водолея».
Почему монахи не едят мяса?
Ответ на этот вопрос можно найти в чинопоследовании монашеского пострига. В самом его начале игумен спрашивает постригаемого: «Для чего ты пришел?», на что тот отвечает: «Желая постнического жития. » То есть, прежде чем принять монашеские обеты, человек заявляет о своем желании, намерении жить в посте. Конечно, пост здесь понимается гораздо шире, чем простой отказ от мясной пищи, однако этот отказ является важной (хотя и не достаточной) частью иноческой жизни, духовным упражнением, средством для достижения определенного состояния тела и ума.
Первое указание на духовный смысл отказа от мясоядения святые отцы видят в описании исхода иудеев из Египта. Господь для пропитания еврейского народа посылал с неба манну — постную пищу. Те же, кто от такой пищи отказались, пренебрегали ею (как говорит святой Василий Великий), погибли в пустыне, так и не увидев земли обетованной.
Отказ от мясной пищи непосредственно в монастырях имеет древние корни. Такое установление было принято еще в обители преподобного Антония — основателя монашества. Однако в истории неоднократно случались примеры отхождения некоторых общежительных монастырей от такой практики. Чаще всего это наблюдалось в обителях, расположенных в городах. Сегодня некоторые православные монастыри, например, в Грузии и на Кипре, не запрещают вкушение мяса монашествующим. Однако на Афоне и в Египте подход к этому вопросу довольно строг и однозначен.
Есть мясо — это грех?
Как известно, во время жизни в раю Адам и Ева не вкушали мяса. И порядок жизни в монастырях стремится приблизиться к этому райскому миропорядку. Однако употребление в пищу мяса само по себе не является грехом. Бог благословил мясоядение после всемирного потопа по слабости человеческой.
Если вкушение мяса не является грехом, то почему же монашествующие отказываются от мясоядения? Чтобы ответить на этот вопрос, не нужно далеко ходить. Даже нерелигиозные люди согласятся с тем, что мясо, как никакой другой продукт, способно пробуждать в человеке определенные физические волнения — плотские страсти. Как бы сказали в миру, оно дает наибольшее количество физической энергии, с которой человеку нужно что-то делать. Таким образом, отказ от мясной пищи — это не цель монашества, а средство обуздания плоти, и средство очень действенное.
Святые отцы говорят также об огромном значении сна в постнической жизни. Даже если монах не ест мяса, но много спит, плотские искушения будут одолевать его с большой силой. Именно поэтому для монашеской практики одинаково важны два эти упражнения — пост и бодрствование.
О другой крайности в отношении мяса предупреждает святитель Игнатий. Зачастую монашествующие, которые отказались от мясной пищи во имя духовных целей, начинают считать великим грехом любое, даже случайное, потребление кусочка мяса. Конечно, такое понимание в корне не соответствует духу христианства.
Я не монах — почему я должен отказываться от мяса?
В православной традиции от мясной пищи действительно отказываются не только монахи. Миряне, если соблюдают церковный устав, также значительную часть года проводят без мясных продуктов. Во-первых, это четыре продолжительных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Во-вторых, это некоторые однодневные посты, например, накануне Крещения Господня или в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. А в-третьих, это каждая среда и пятница.
Такое ограничение в пище служит духовным упражнением для каждого христианина, живет ли он в миру или подвизается в монастыре. Однако к каждой конкретной ситуации (по здоровью, по роду занятий, по определенным жизненным условиям) следует подходить с рассуждением, помня о прикладной роли пищевых ограничений, их второстепенном значении по сравнению с постом духовным.
Пост – это Божественная благодать
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Старец Дионисий был одним из самых почитаемых афонских духовников, одним из последних столпов «старой школы» исихазма. Его называли «патриархом Афона» и приезжали к нему со всего мира люди самых разных национальностей. Отец Дионисий отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из которых 81 год он провел в монастыре, в том числе 78 лет — на Святой горе Афон, из них 67 лет — в келье св. Георгия «Колчу», и 57 лет окормлял многочисленных духовных чад со всех уголков мира. Предлагаем вниманию наших читателей беседу со старцем, посвященную посту.
– Отец Дионисий, расскажите нам о посте. Сегодня христиане уже не так соблюдают посты, как это было раньше. Каждый постится, как ему хочется…
– Да, каждый постится, как ему хочется. Но не все бывает так, как хотелось бы.
Посты установлены были святыми отцами на семи Вселенских Соборах, и, если мы их соблюдаем, нам подается великая Божественная благодать. Если же ты их не соблюдаешь, то тут начинается: «А, Петров пост! Да он не так уж и важен. Успенский пост! Да Богородица ведь знает, что мы не можем поститься. Великий пост! О-о-о, ну это уже слишком: целых семь недель». И так ты выдумываешь всяческие оправдания для себя и совершенно отходишь от постов. Но если нет поста, нет ничего! Ведь пост – это Божественная благодать.
Видишь? Нужно иметь чуточку внимания. Чуточку внимания – и Бог поможет нам.
– Да, что же это за христианин, если не почитает пост? Тогда все равно, какой ты веры. Ты говоришь, что ты христианин, но если не постишься, то чем же ты отличаешься от язычника?
– Видишь, как прогрессирует зло? Католики не постились, и приводят себе в оправдание доказательства из Писания, каким они его понимают, будто бы пост не нужен вообще. И хоть на семи святых Вселенских Соборах и были католики – ведь тогда между нами не было разделений, – но мало-помалу они дошли до того, что у них уже не стало поста.
В Румынии в 1939 году я беседовал с одной католической монахиней, и она мне сказала: «Если я могу, то не ем мяса в Великую пятницу. Если могу; а если нет – тогда ем».
В Великую пятницу, когда Спаситель был вознесен на Крест, у католиков говорят, будто бы ничего плохого в том, что ты поешь мяса! Они тоже были ортодоксальными христианами, как и мы, а посмотри, что вышло?
Да, это так – да не так. Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Пост ты соблюдаешь, почитая страсти Спасителя: «Я пощусь, потому что Спаситель страдал за меня» и так далее. Ну а в том состоянии, в котором человечество находится теперь, чего еще ждать? [3]
– Говорят так: сейчас нельзя поститься потому, что если ты будешь поститься и не поешь мяса, то не сможешь работать в поле.
– Видишь, люди так считают, но это заблуждение. Это обман вражий, потому что естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру. Все, это конец». И с такими мыслями он действительно умрет!
Но это неправда. Это страсть, навязанная искусителем, который заведует складом всех зол и подбрасывает семя злых дел нам в душу и сердце. И если естество наше склоняется к одному из тех зол, которые он нам подбрасывает, то он впредь будет этим (злом) нам «помогать». Хочешь выпить водки – этим он тебе «помогает»! Хочешь поесть побольше отменных яств – этим он тебе тоже «помогает», пока не поселится в душе человека зло. Хочешь говорить ложь – он «помогает» тебе и этим, пока не приживется страсть, пока она не проклюнется, а если она проклюнется, тогда она уже пускает корень в душе и сердце человека. А если она пустила корень, то этот корень уже становится второй натурой, и ты уже убежден, что если не съешь или не выпьешь того, чего тебе хочется, то ты умрешь. Но это неправда! Это действие искусителя.
То есть ту страсть, которая закрепилась в сердце человека, пустила корни, ее уже труднее искоренить. Поэтому святые отцы учат, что всякий злой помысл, который есть в душе и сердце нашем, он очевиден, и мы должны быть уверены, что он от искусителя, и поспешить к духовнику и сказать ему: «Вот что говорит мне ум, батюшка. Вот, ум мой склоняется к тому-то и тому-то», – чтобы духовник дал тебе наставление, как его просветит благодать Святого Духа.
– Есть ли шанс на спасение у тех монахов, которые едят мясо?
– Посмотрите: святые отцы изначально решили, чтобы монастыри строились вдали от людей, то есть в пустыне, чтобы монах, совершающий покаяние, мог сохранить свои пять чувств чистыми, близкими к Богу.
Монах ушел из мира, чтобы быть ближе к Богу, потому что человек, живя в миру, соскальзывает в злобу мира.
Святые отцы решили, что монахи не должны есть мяса, потому что оно разжигает страсти более всякой другой пищи. Монах, если он ест вдоволь, пьет вдоволь и спит вдоволь (особенно важен сон), тогда горе ему – он уже не может быть чистым. Тебя будут бороть страсти, плотские страсти, которые являются колоссальными страстями; поэтому святые отцы поставили предел, чтобы ты хранил себя: не ешь пищи, которая разжигает плотские страсти.
Еще тебе нужно, как монаху, не спать вдоволь, ибо тебе, как монаху, не нужно спать по восемь часов. Нужно подвизаться, ведь для того и существует монашеская жизнь, чтобы ты подвизался. Ведь посмотри, как пишут святые отцы: даже если пища у тебя смиренная, как положено монаху, но если ты спишь вдоволь, страсти снова будут бороть тебя со страшной силой.
– А что делать, если в монастыре едят мясо? Оказывать послушание настоятелю или уйти в другое место, где его не едят?
– Искушения вражии не оставят тебя в покое, куда бы ты ни пошел. Если ты уходишь из монастыря, потому что там едят мясо, и идешь в другой, то враг уже приготовил тебе там другие искушения. Но поскольку ты не можешь исправить положение дел, то оказывай послушание, а со временем, может, руководители решат, чтобы здесь больше не ели мяса, ведь, слава Господу, монахам в монастыре есть что поесть кроме мяса. Если же они не могут отказаться от мяса, то ешь так, чтобы только тебя видели, что ты ешь, но не так, чтобы наесться.
Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом, но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы тебе легче было бороться с плотскими страстями. Потому и установили наказание для тех, кто ест мясо.
Но поскольку люди изменились и в некоторых монастырях случаются волнения, если монахи не поедят мяса, то ты лучше оказывай послушание, садись за стол и ешь, если это монастырь общежительный. Но ешь так, чтобы только другие видели, что ты ешь, а сам поступай, как советуют и врачи, – вставай из-за стола с некоторым желанием поесть еще.
[1] «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен» (69-е правило святых апостол. См. также 29-е, 56-е и 89-е правила VI Вселенского Собора, 49-е, 50-е и 52-е правила Лаодикийского Собора, 15-е правило св. Петра Александрийского, 1-е правило св. Дионисия Александрийского, 8-е и 10-е правила св. Тимофея Александрийского).
[3] Беседа с монахами из скита Лаку 9 ноября 2002 г.
[4] «Признавайтесь друг перед другом в проступках, чтобы исцелиться»(ср.: Иак. 5: 16).
Едят ли монахи мясо
Начнем с обетов. Сколько и какие обеты дают монахи? Не интересовался этим вопросом в других Поместных Церквах, в РПЦ все очень просто. Откроем в Большом Требнике «Последование малыя схимы, сиреч мандии» (так называется чинопоследование монашеского пострига) и начнем читать.
Первый вопрос, который слышит от духовника постригаемый: «Что пришел еси…?» («Зачем пришел?»). И отвечает: «Желая жития постнического, честный отче». Тем самым подчеркивая, что пост является основой жизни монаха 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году (366 в високосном). Безусловно, православный пост это не «духовная диета» и гастрономическая его составляющая (воздержание от тех или иных продуктов) далеко не цель поста. Но, тем не менее, не являясь достаточной составляющей поста, воздержание от тех или иных продуктов является необходимой частью поста. И прещения, которым подвергаются нарушители пищевого поста, которые мы упомянем чуть ниже, могут показаться даже чересчур суровыми. Но для нас пока важно то, что первая цель, ради которой монах принимает постриг – жизнь в непрестанном посте. Можно, конечно, подумать, что строгость образа жизни монаха уже есть форма поста, но не будем забегать вперед. Читаем Требник дальше.
Из диалога духовника и постригаемого мы узнаем какие обеты дает монах: 1) поста; 2) безбрачия; 3) послушания; 4) нестяжания; 5) соблюдение Устава; 6) терпение скорбей (см. еще http://www.uspenie.by/чинопоследования-пострижения-в-рясо/). Обращает внимание то, что обет о посте выделен отдельно. Он отделен от обетов безбрачия, послушания, нестяжания. Отдельно следует отметить обет о соблюдении Устава. В Требнике, который можно скачать по первой ссылке, его почему-то нет. А в цитате из Требника по второй ссылке есть. Это не принципиально для рассматриваемого здесь вопроса, хотя и не маловажно. Не принципиально потому, что Типикой – общецерковный Устав литургической жизни каждого христианина. В данном случае под литургической жизнью подразумевается не участие в Евхаристии а весь строй молитв, постов, богослужений каждого дня и каждой недели в течении всего года.
Собственно, к посту, предписанному Уставом монахам, и перейдем. Но для начала сделаем небольшой исторический и географический экскурс вместе с профессиональным знатоком церковного Устава – Михаилом Николаевичем Скабалановичем.
Еще одна цитата из «Толкового Типикона»: «Мясо, конечно, не употреблялось, но случайное или по нужде вкушение его не считалось осквернением. Прп. Пахомий укорил заведующих больницей братий за отказ дать больному монаху по его просьбе говядины и велел купить для него козленка». Как мы видим, отсутствие мяса в рационе монахов является чем-то само собой разумеющимся. Лишь в исключительных случаях делается снисхождение.
Для всей РПЦ местной традицией является традиция, закрепленная в действующем Типиконе. Вот к нему и перейдем.
Откроем 32-ю главу Типикона и узнаем, что с окончанием Великого поста и Страстной седмицы, после праздника Пасхи, мирские люди едят всё, до чего дотянутся, а монахи всё, КРОМЕ МЯСА. Читаем дальше. 33-я глава описывает случаи совпадения Двунадесятых Господских праздников Рождества и Богоявления со средой и пятницей. Праздник полностью «перекрывает» пост, отменяя его даже в среду и пятницу. Так вот при такой отмене миряне опять едят всё, как в обычный день, а монахи (как и в обычный день) мяса не едят. Эти же случаи отдельно описаны каждый под своим числом в Марковых главах главы 48-й Типикона (25 декабря, 6 января). Дополнительно в 48-й главе о невкушении монахами мяса сказано 15 августа – праздник Успения Пресвятой Богородицы. И, наконец, глава 49-я Типикона, предписывающая не поститься в неделю Мытаря и фарисея в пику поклонникам арцивуриева поста (предпоследнее «зри»). И снова, как и прежде, миряне едят всё, монахи всё, кроме мяса. Таким образом, все указания Типикона, касающиеся питания верных в РПЦ подразумевают, что пища монахов в Русской Церкви мяса не содержит.
Кстати, тут же по случаю упомяну опять про главу 33-ю, согласно которой священнослужитель, нарушающий пост среды и пятницы подлежит низвержению.
П.П.С. Самое забавное оправдание монастырской кулинарной вольницы, которое доводилось слышать, звучит примерно так: «Послабление? Так времена ж последние, вот и послабление». 1) Не совсем понятно, что следствие, а что причина. 2) Это желание наесться перед смертью? Один знакомый монах, отправляясь после Литургии на трапезу, часто говорил в шутку: «Ну, что братия? Души свои мы уже погубили, пойдемте хоть тело спасем». В каждой шутке есть доля шутки. 3) Господь тайно открыл монахам, что времена уже совсем-совсем последние? Ну, прямо завтра грядет? И дал при этом тяжелые срочные поручения?