можно ли кушать мясо барсука мусульманам

Мясо и жир барсука

можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть картинку можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Картинка про можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» в разделе «Разъяснение того, что можно и нельзя употреблять» пишет:

( ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﻟﻪ اﺳﻢ ﻋﻨﺪﻫﻢ اﻋﺘﺒﺮ ﺑﺎﻷﺷﺒﻪ ﺑﻪ) ﻣﻦ اﻟﺤﻴﻮاﻧﺎﺕ ﺻﻮﺭﺓ ﺃﻭ ﻃﺒﻌﺎ ﻣﻦ ﻋﺪﻭ ﺃﻭ ﺿﺪﻩ ﺃﻭ ﻃﻌﻤﺎ ﻟﻠﺤﻢ. ﻭﻳﻈﻬﺮ تقديم اﻟﻄﺒﻊ ﻟﻘﻮﺓ ﺩﻻﻟﺔ اﻷﺧﻼﻕ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻌﺎﻧﻲ اﻟﻜﺎﻣﻨﺔ ﻓﻲ اﻟﻨﻔﺲ ﻓﺎﻟﻄﻌﻢ ﻓﺎﻟﺼﻮﺭﺓ.ﻓﺈﻥ اﺳﺘﻮﻯ اﻟﺸﺒﻬﺎﻥ ﺃﻭ ﻟﻢ ﻧﺠﺪ ﻟﻪ ﺷﺒﻬﺎ ﺣﻞ

«Если у арабов в ранние века не было определенного названия для животного (по причине того, что оно не водится в этой местности), то его определяют по внешне схожему на него животному, по характеристикам, будь это способность бегать или же наоборот и т. д., а также по вкусу мяса. Более аргументированным мнением считается, что предпочтение даётся сначала внешним характеристикам в силу того, что они указывают на скрытые качества, потом вкусу мяса, а затем и внешнему виду. Если же сходство одинаково с двумя животными (с теми, что можно есть и нельзя) или же если нет ему подобного, то его дозволено употреблять»

[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 385].

Ученого шафиитского мазхаба Мухаммада аль-Халили спросили:

ﺳﺌﻞ ﻣﺎ ﺣﻜﻢ اﻟﻐﺮﻳﺮاء (الغريرة) اﻟﻤﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﺒﻼﺩ اﻟﺸﺎﻣﻴﺔ؟

«Каково положение шариата относительно животного под названием «г’урайра», которое встречается на земле Шама»?

ﺃﺟﺎﺏ ﻟﻢ ﻧﻈﻔﺮ ﺑﻬﺬا اﻻﺳﻢ ﻓﻲ ﻛﺘﺐ اﻟﻔﻘﻬﺎء ﻭﺇﻧﻤﺎ ﺭﺃﻳﻨﺎ ﻓﻲ ﻣﺨﺘﺼﺮ اﻟﺤﻴﻮاﻥ ﺃﻧﻬﺎ الضربان (الظرﺑﺎﻥ) ﺃﺧﺬا ﻣﻦ ﺃﻭﺻﺎﻑ ﺫﻛﺮﻫﺎ ﻣﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﻐﺮﻳﺮاء، ﻭﺃﻧﻬﺎ ﻻ ﺗﺤﻞ

Он ответил: «Я не нашел животного с таким названием в книгах исламских правоведов. Однако я видел, что автор книги «Мухтасар аль-Хайаван», называет животное с подобными характеристиками «зарибан», и что это животное нельзя употреблять в пищу».

[См.: Фатава аль-Халили, т. 2, с. 168].

Из источников арабского языка понимается, что «г’урайра»— это барсук, а «зарибан» —это скунс».

Ученые-зоологи так определяют нижеследующие виды:

Ску́нсовые (лат. Mephitidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. До недавнего времени скунсов относили к семейству куньих на правах подсемейства Mephitinae, однако молекулярные исследования дали основания выделить их в отдельное семейство, возможно, ближе к пандовым, чем к куньим и енотовым.

Барсу́к, или обыкнове́нный барсу́к (лат. Melesmeles) — вид млекопитающих из рода барсуков семейства куньих.

Куньи, или куницевые (лат. Mustelidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. К куньим относятся куница, норка, выдра, барсук, ласка и хорёк и т. д.

Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет:

«Также дозволено употреблять ласку»

[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 8, с. 153].

Египетский Муфтият вынес следующую фатву относительно норки:

«Норка — млекопитающее, более похожее на хорька и белку, которые относятся к животным, чьё мясо дозволено в пищу, согласно шафиитскому и маликитскому мазхабам. Биологи относят этих животных к одному семейству. И согласно мнению о его дозволенности в пищу в соответствии с принципом шафиитского мазхаба «животное, в дозволенности употребления мяса, которого нет ясности, относят к более похожему (дозволенному)», и его жир является чистым, пригодным для употребления и использования, если оно заколото по нормам Ислама».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Из вышесказанного следует, что употребление мяса и жира не только барсука, но и остальных представителей семейства куньих дозволено, если их закололи по нормам Ислама.

Источник

МУФТИЯТ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть картинку можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Картинка про можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам

МЯСО И ЖИР БАРСУКА

ОТВЕТ:

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» в разделе «Разъяснение того, что можно и нельзя употреблять» пишет:

(ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﻟﻪ اﺳﻢ ﻋﻨﺪﻫﻢ اﻋﺘﺒﺮ ﺑﺎﻷﺷﺒﻪ ﺑﻪ) ﻣﻦ اﻟﺤﻴﻮاﻧﺎﺕ ﺻﻮﺭﺓ ﺃﻭ ﻃﺒﻌﺎ ﻣﻦ ﻋﺪﻭ ﺃﻭ ﺿﺪﻩ ﺃﻭ ﻃﻌﻤﺎ ﻟﻠﺤﻢ. ﻭﻳﻈﻬﺮ تقديم اﻟﻄﺒﻊ ﻟﻘﻮﺓ ﺩﻻﻟﺔ اﻷﺧﻼﻕ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻌﺎﻧﻲ اﻟﻜﺎﻣﻨﺔ ﻓﻲ اﻟﻨﻔﺲ ﻓﺎﻟﻄﻌﻢ ﻓﺎﻟﺼﻮﺭﺓ.ﻓﺈﻥ اﺳﺘﻮﻯ اﻟﺸﺒﻬﺎﻥ ﺃﻭ ﻟﻢ ﻧﺠﺪ ﻟﻪ ﺷﺒﻬﺎ ﺣﻞ

«Если у арабов в ранние века не было определенного названия для животного (по причине того, что оно не водится в этой местности), то его определяют по внешне схожему на него животному, по характеристикам, будь это способность бегать или же наоборот и т. д., а также по вкусу мяса. Более аргументированным мнением считается, что предпочтение даётся сначала внешним характеристикам в силу того, что они указывают на скрытые качества, потом вкусу мяса, а затем и внешнему виду. Если же сходство одинаково с двумя животными (с теми, что можно есть и нельзя) или же если нет ему подобного, то его дозволено употреблять»

[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 9, с. 385].

Ученого шафиитского мазхаба Мухаммада аль-Халили спросили:

(ﺳﺌﻞ) ﻣﺎ ﺣﻜﻢ اﻟﻐﺮﻳﺮاء (الغريرة) اﻟﻤﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﺒﻼﺩ اﻟﺸﺎﻣﻴﺔ؟

«Каково положение шариата относительно животного под названием «г’урайра», которое встречается на земле Шама»?

(ﺃﺟﺎﺏ) ﻟﻢ ﻧﻈﻔﺮ ﺑﻬﺬا اﻻﺳﻢ ﻓﻲ ﻛﺘﺐ اﻟﻔﻘﻬﺎء ﻭﺇﻧﻤﺎ ﺭﺃﻳﻨﺎ ﻓﻲ ﻣﺨﺘﺼﺮ اﻟﺤﻴﻮاﻥ ﺃﻧﻬﺎ الضربان (الظرﺑﺎﻥ) ﺃﺧﺬا ﻣﻦ ﺃﻭﺻﺎﻑ ﺫﻛﺮﻫﺎ ﻣﻮﺟﻮﺩﺓ ﻓﻲ اﻟﻐﺮﻳﺮاء، ﻭﺃﻧﻬﺎ ﻻ ﺗﺤﻞ.

Он ответил: «Я не нашел животного с таким названием в книгах исламских правоведов. Однако я видел, что автор книги «Мухтасар аль-Хайаван», называет животное с подобными характеристиками «зарибан», и что это животное нельзя употреблять в пищу».

[См.: Фатава аль-Халили, т. 2, с. 168].

Из источников арабского языка понимается, что «г’урайра»— это барсук, а «зарибан» —это скунс».

Ученые-зоологи так определяют нижеследующие виды:
Ску́нсовые (лат. Mephitidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. До недавнего времени скунсов относили к семейству куньих на правах подсемейства Mephitinae, однако молекулярные исследования дали основания выделить их в отдельное семейство, возможно, ближе к пандовым, чем к куньим и енотовым.

Барсу́к, или обыкнове́нный барсу́к (лат. Melesmeles) — вид млекопитающих из рода барсуков семейства куньих.

Куньи, или куницевые (лат. Mustelidae) — семейство млекопитающих отряда хищных. К куньим относятся куница, норка, выдра, барсук, ласка и хорёк и т. д.

Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет:

«Также дозволено употреблять ласку»

[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 8, с. 153].

Египетский Муфтият вынес следующую фатву относительно норки:

«Норка — млекопитающее, более похожее на хорька и белку, которые относятся к животным, чьё мясо дозволено в пищу, согласно шафиитскому и маликитскому мазхабам. Биологи относят этих животных к одному семейству. И согласно мнению о его дозволенности в пищу в соответствии с принципом шафиитского мазхаба «животное, в дозволенности употребления мяса, которого нет ясности, относят к более похожему (дозволенному)», и его жир является чистым, пригодным для употребления и использования, если оно заколото по нормам Ислама».

• Из вышесказанного следует, что употребление мяса и жира не только барсука, но и остальных представителей семейства куньих дозволено, если их закололи по нормам Ислама.

Источник

Дозволено ли шариатом мясо барсука?

можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть картинку можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Картинка про можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам

Ассаламу алейкум, братья! У меня есть к Вам вопрос: дозволено (халяль) или запрещено (харам) употреблять в пищу мясо барсука, обитающего в лесу? В лечебных целях барсучий жир мы принимаем внутрь, а когда простужаемся, то растираем тело. В прошлый раз в мечети сказали, что барсучий жир является запретным (харам). Я раньше не слышал об этом. В сельских местностях люди даже употребляют в пищу мясо барсука. Значит ли, что мясо барсука дозволено (халяль)?

Уаалейкум ассалам! В нескольких хадисах говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал есть мясо хищных животных и хищных птиц.

В одном из них, приведенный Сахих Муслимом, сподвижник Абу Саглаба аль-Хушани говорит: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал есть мясо хищных животных»[1].

Опираясь на эти хадисы, ученые решили, что «мясо хищных животных (имеющих длинные и острые клыки), хищных птиц (разрывающих свою добычу когтями) не употребляют в пищу»[2].

Барсук относится к млекопитающим семейства куньих, отряда «хищных», поэтому, в основном, наряду с растительной пищей питается мелкими насекомыми. Весной охотится на птиц и на их птенцов. Животные, относящиеся к семейству куньих, по характеру питания — хищники[3].

Итак, так как барсук относится к отряду «хищных», употреблять в пищу его мясо и принимать внутрь его жир не допустимо[4]. Для лечения лучше выбрать другие лекарства.

Источник

Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу

можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть картинку можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Картинка про можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам

можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть картинку можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Картинка про можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам

можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть картинку можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Картинка про можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам

Исламский образовательный портал

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.

Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).

Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/289-291; «Бадаи ас-Санаи», 5/35-39; «Радд аль-Мухтар», 304-308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.

4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.

В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.

По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов («Муснад» Ахмада, 4/89, «Сунан» Абу Дауда, № 3790, «Сунан» Насаи и «Сунан» Ибн Маджа).

Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины («Радд аль-Мухтар»).

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).

7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями («Сахих» Муслим, № 1934).

Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:

11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Источник

Каких животных мусульмане едят, а каких нет?

можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Смотреть картинку можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Картинка про можно ли кушать мясо барсука мусульманам. Фото можно ли кушать мясо барсука мусульманам

Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, так как за употребление харама (недозволенного) обещана суровая кара. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плоть, которую взрастили на потреблении харама, достойна лишь огня ада» («Джамиуль-ахадис», № 9976).

أيما لحم نبت من حرام فالنار أولى به

Именно поэтому мы сочли очень важным информировать мусульман о тех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу. Поскольку жители России и стран СНГ придерживаются в основном ханафитского и шафиитского мазхабов, мы решили разъяснить эту тему согласно этим двум мазхабам.

Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых запретно употреблять в пищу согласно ханафитскому мазхабу

Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека, из-за того что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах, лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника (мир ему и благословение) как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение), установил разницу между живыми и мёртвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определённые животные, вредные для человека, например свинья, собака, кошка и хищники, тоже стали запретны для приёма в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаём мы это или нет.

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются учёные ханафитского мазхаба. Эти принципы изложены в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатавауль-Хиндия», № 5/289–291; «Бадаис-Санаи», № 5/35–39; «Раддуль-Мухтар», № 304–308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения являются харамом, например свинья, осёл и т. д.

2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб – халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или её выбросило волной на берег и т. п., то такая рыба – халяль.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (сура «Аль-Маида», аят 53).

В приведённом выше аяте Всевышний запретил мясо мертвечины, не разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на её дозволенность явно указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) или его сподвижники хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено («Дарс Тирмизи», № 1/280).

Насчёт употребления в пищу рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самакат-тафи), Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остаётся после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809; Сунан Ибн Маджа).

Али запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) («Бадаи ас-Санаи», № 5/36; «Аль-Ихтияр»).
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забивания животных по Шариату. Но если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самакат-тафи), то такую рыбу запрещено (харам) есть.

3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу. Например: шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит (смысл): «…(Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (сура «Аль-Араф», аят 157).

Живые существа, в которых кровь циркулирует по незамкнутой кровеносной системе (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) явно указал на её дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
Кроме того, Ибн Аби Авфа (да будет доволен им Аллах), когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).

4. Также запрещены земноводные и рептилии, например: змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашаратуль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например мышь, ёж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо – в том, что они тоже считаются нечистой пищей.

6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле), разрешены (халяль) для употребления в пищу, например верблюд, корова, козёл, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдёт позже. Исключение из данной категории животных составляет осёл – его мясо запрещено употреблять в пищу.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо – для питания» (сура «Ан-Нахль», аят 5).

А также (смысл): «Аллах – Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (сура «Аль-Мумин», аят 79).

В приведённых выше аятах Всевышний Аллах использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, по единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад (да будет милостив к ним Аллах) высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передаётся, что имам Абу Ханифа тоже высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше от этого воздержаться.

Относительно мяса осла и мула Всевышний говорит (смысл): «Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят 8).

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведённых ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Создатель сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения. Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний, без сомнения, указал бы на это.

Более того, Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).

Абу Таляба (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).

По поводу мулов Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, № 4/89; Сунан Абу Дауд, № 3790; Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).

7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, – харам. Например: лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей. Например: сокол, орёл, коршун, ястреб и т. д. Запрещена и летучая мышь, хотя она и относится к млекопитающим. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934). Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, в основном питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например курица, утка, голубь, ласточка и т. д. Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).

10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу – макрух. Но если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено («Раддуль-Мухтар», № 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, – нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах» («Аль-Фатава уль-Хиндия», № 5/289).

11. Если один из родителей животного является дозволенным в пищу животным, а другой – запретным, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать – халяльное животное, мясо её детёныша – халяль, как в случае с гибридным животным, мать которого – кобыла или корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо её детёныша – харам, как в случае с мулом, мать которого – ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Животные, мясо которых – халяль:

1) верблюд; 2) козёл; 3) баран; 4) буйвол; 5) олень; 6) кролик; 7) корова; 8) дикий осёл; 9) рыба; 10) антилопа/газель; 11) утка; 12) цапля; 13) соловей; 14) перепел; 15) попугай; 16) турач; 17) саранча; 18) куропатка; 19) жаворонок; 20) воробей; 21) гусь; 22) страус; 23) голубь; 24) дикий голубь; 25) аист; 26) петух; 27) курица; 28) павлин; 29) скворец; 30) удод.

Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:

1) волк; 2) гиена; 3) кошка; 4) обезьяна; 5) скорпион; 6) леопард; 7) тигр; 8) гепард; 9) лев; 10) тушканчик; 11) медведь; 12) свинья; 13) белка; 14) ёж; 15) змея; 16) черепаха; 17) собака; 18) краб; 19) шакал; 20) осёл (домашний); 21) ящерица; 22) лиса; 23) крокодил; 24) горностай/ласка; 25) слон; 26) сокол; 27) ястреб; 28) коршун; 29) летучая мышь; 30) гриф; 31) мышь; 32) крыса; 33) все насекомые и близкие к ним животные (комар, муха, паук, жуки и т. д.).

Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых и запретно употреблять в пищу согласно шафиитскому мазхабу

Основой в халяле (дозволенное) и хараме является аят священного Корана, в котором говорится: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть» (сура «Араф», аят 159).

وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ

Все животные, которые обитают в море (воде), и не могут жить долгое время вне воды, дозволены к употреблению. Например: кит, акула, дельфин и т. д.

А животные, которые живут на суше, также дозволены к употреблению, кроме запрещённых по Шариату. Те, что имеют клыки или когти, нужные при охоте, запрещены.

К дозволенным животным относятся: овца, козёл, корова, верблюд, курица, лошадь, соболь, гиена, дикий осёл, лиса, газель, горный козёл, заяц, кролик, ящерица, африканский тушканчик, белка, ёж, дикобраз, саранча, страус, утка, гусь, журавль, пеликан, голубь, соловей, дрофа, галка, воробей и подобное по природе.

К запретным животным относятся: мул, домашний осёл, лев, тигр, волк, медведь, слон, обезьяна, сокол, ястреб, орёл, сова, шакал, кошка (как дикая, так и домашняя), змея, ворона, скорпион, коршун, мышь, пичужка, стервятник, попугай, павлин, летучая мышь, моллюски (беспозвоночные, с мягким телом животные, обычно покрытые раковиной), а также все насекомые – исключением является саранча.

Все животные, которые могут жить как на земле, так и в воде, запрещены. Например: крокодил, черепаха, лягушка, рак и т. д.

Те животные, которые родились от дозволенных и недозволенных животных, тоже запрещены. Например, мул.

Есть также животные, которых Пророк (мир ему и благословение) не только запретил есть, но и убивать. К ним относятся: летучая мышь, муравей, пчела, удод, лягушка.

Также есть животные, которых желательно убивать. К ним относятся: змея, мышь (в том числе и крыса), пятнистый ворон, бешеная собака, коршун.

Употреблять мясо животного, которое закололи не по Шариату, запрещено, за исключением рыбы, саранчи и зародыша, которого обнаружили в утробе заколотого животного.

Есть яйца любого животного, даже запретного, разрешается. К примеру, яйца орла, вороны и т. д.

وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ سورة البقرة 195

Нежелательно употреблять в пищу то, что куплено на средства, заработанные подметанием, а также на деньги, полученные за работу, во время которой человек занимается нечистотами (наджасой), к примеру кровопускание и т. п.

Человеку в безвыходной ситуации разрешается употреблять всё, что не дозволяется, в отличие от того, у кого есть выбор. К примеру, если человек умирает от голода, ему можно есть даже мясо собаки или свиньи, но лишь в количестве, необходимом для сохранения жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *