можно ли кормить животных не халяльным мясом
Можно ли кормить домашних животных нехаляльным мясом?
Вопрос:
У меня есть кошка, можно ли кормить ее готовым кормом для животных, который изготовлен из нехаляльного мяса?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Не дозволяется кормить животных запретной пищей (1). В качестве альтернативы вы можете приобретать корм для животных, не содержащий мяса (к примеру, рыбу или овощи) или постараться найти корм, изготовленный из халяльного мяса. Также вы можете готовить еду для животных из той же пищи, что едите сами.
А Аллах знает лучше.
Мухаммад Харис Сиддики, студент Даруль Ифтаа,
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
[1] فتاوی رحیمیہ جلد دہم ص.۱۳۸ – دار الاشاعت
فتاوى قاضيخان(3/ 117)
وذكر الكرخي رحمه الله تعالى عن أصحابنا أنه لا يحل للإنسان أن ينظر إلى الخمر على وجه التلهي وأن يبل منها الطين ويسقي بها الحيوان، وكذلك الميتة لا يطعمها كلابه لأن ذلك انتفاع بها
ْالفتاوى الهندية — ط. دار الفكر (5/ 344)
وَلَا يَجُوزُ لِأَحَدٍ أَنْ يُطْعِمَ الْمَجْنُونَ الْمَيْتَةَ بِخِلَافِ الْهِرَّةِ وإذا تَنَجَّسَ الْخُبْزُ أو الطَّعَامُ لَا يَجُوزُ أَنْ يُطْعِمَ الصَّغِيرَ أو الْمَعْتُوهَ أو الْحَيَوَانَ الْمَأْكُولَ اللَّحْمِ وقال أَصْحَابُنَا لَا يَجُوزُ الِانْتِفَاعُ بِالْمَيْتَةِ على أَيِّ وَجْهٍ وَلَا يُطْعِمُهَا الْكِلَابَ وَالْجَوَارِحَ كَذَا في الْقُنْيَةِ
لا بأس بأن يحمل الهرة ألى الفأرة لتأكلها لأن فيه إزالة الأذى و يكره له أن يحمل الفأرة إلى الهرة لأنه تصرف فى الميت (عيون المسائل :220)
Можно ли кормить кота кормом с нехаляльным мясом?
Вопрос: Ассаляму алейкум, уважаемый устаз! Меня волнует такой вопрос: корм для кошек, который продается в магазинах, содержит с составе нехяляльное мясо. Можно ли покупать такой корм?
Ответ: С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Современные готовые корма для кошек – и сухие, и влажные – содержат как животные компоненты (мясо, рыбу, субпродукты), так и растительные (овощи, злаки и т.п.) Таким образом, мы можем сказать, что готовый кошачий корм – это продукт со сложным составом, куда могут входит как чистые халяльные компоненты, так и наджаса, прежде всего нехаляльное мясо.
В книге «Бадаиʼ ас-санаиʼ» имама аль-Касани сказано:
وروي عن أبي حنيفة رضي الله عنه أنه قال «كل شيء أفسده الحرام والغالب عليه الحلال فلا بأس ببيعه » ونبين ذلك وما كان الغالب عليه الحرام لم يجز بيعه ولا هبته كالفأرة إذا وقعت في العجين والسمن المائع وكذلك قال محمد في الزيت إذا وقع فيه ودك الميتة «إنه إن كان الزيت غالبا يجوز بيعه وإن كان الودك غالبا لا يجوز بيعه» لأن الحلال إذا كان هو الغالب يجوز الانتفاع به استصحابا ودبغا على ما ذكرنا في (كتاب الطهارات) فكان مالا فيجوز بيعه وإذا كان الحرام هو الغالب لم يجز الانتفاع به بوجه فلم يكن مالا فلا يجوز بيعه
بدائع الصنائع للكاساني ت587ه (562/6) دار الكتب العلمية
Передаются от Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, такие слова: «Все, что испорчено [смешением с] харамом и преобладает халяль, продавать не запрещено». Это означает, что если преобладает харам, то нельзя это продавать или дарить, как например, масло или тесто, куда упала мышь. То же сказал и Мухаммад [ибн аль-Хасан] о масле, в которое попал жир мертвечины [нехаляльного животного]: «Если масла больше, то продавать можно, а если больше [нехаляльного] жира, то нельзя продавать», потому что если в смеси преобладает халяль, то это [вещество] можно использовать А если преобладает харам, то нельзя это никак использовать. Это не является [признаваемым Шариатом] имуществом, и это нельзя продавать.
Исходя из сказанного выше, мы рекомендуем вам покупать корма, которые содержат рыбу в качестве основного источника белка, либо такие корма, в которых содержание мяса и мясопродуктов не превышает 50 %.
Можно ли кормить животных не халяльным мясом
Питание животных: “джалляля”
Поднимаем важную тему о корме животных. Что происходит, если животное кормят нечистотами? Отвечаем на актуальные вопросы, читайте и принимайте к сведению!
“Джалляля” — это арабское слово, произошедшее от слова “джаллят”, что означает человеческие и животные нечистоты. В исламской терминологии этим словом называют домашних животных и птиц, которые на постоянной основе питаются нечистотами как в чистом виде, так и в качестве примеси в обычном рационе, а также тех, кто ест вместе с кормом мясо и иные части других животных.
Согласно исламскому праву “джалляля” — это животные из числа дозволенных, которые едят нечистоты или их подкармливают ими. Иными словами, животное из разряда дозволенных должно питаться лишь нечистотами и падалью или большую часть его рациона должны составлять падаль и нечистоты, для того чтобы отнести это животное к этому разряду. Ученые называли мясо подобных животных как запретным, так и нежелательным к употреблению. Но наряду с этим правоведы единогласно сошлись во мнении, что мясо такого животного будет дозволенным, когда оно вновь перешло на чистый корм. Единственное расхождение среди мазхабов по этому поводу — срок, по истечении которого мясо такого животного может считаться дозволенным.
“Джалляля” может быть считаться мясо, молоко, внутренности, кожу и даже детенышей, находящихся в утробе таких животных.
Всевышний Аллах велел в Священном Коране:
يَسْأَلُونَكَ مَاذَا أُحِلَّ لَهُمْ قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ وَمَا عَلَّمْتُم مِّنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللّهُ فَكُلُواْ مِمَّا أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللّهِ عَلَيْهِ وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ
«Они спрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: “Вам дозволены блага. А то, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, как собак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этим имя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете”»(сура “Аль-Маида”, аят 4).
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالْدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلاَّ مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَن تَسْتَقْسِمُواْ بِالأَزْلاَمِ ذَلِكُمْ فِسْقٌ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُواْ مِن دِينِكُمْ فَلاَ تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِينًا فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِّإِثْمٍ فَإِنَّ اللّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами, или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный»(сура “Аль-Маида”, аят 3).
Ислам дозволяет человеку есть чистые, не угрожающие здоровью продукты питания и запрещает использовать нечистые и вредные.
Всевышний Аллах в одном ряду назвал в числе запретных для человека продуктов мертвечину, кровь, свинину и животных, при забое которых не было произнесено имя Создателя:
قُل لاَّ أَجِدُ فِي مَا أُوْحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلَى طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلاَّ أَن يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا مَّسْفُوحًا أَوْ لَحْمَ خِنزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ أَوْ فِسْقًا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللّهِ بِهِ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلاَ عَادٍ فَإِنَّ رَبَّكَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Скажи: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не домогаясь запретного и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный»(сура “Аль-Ан’ам”, аят 145).
Ученые сошлись во мнении, что здесь речь идет о крови забиваемого животного и о том, что она не должна употребляться ни в каком виде (Ибн аль-Араби, Ахкам аль-Кур’ан, 1/53). Это единогласное мнение было отражено и в иджма (ас-Сабуни, Ахкам аль-Кур’ан, 1/160, 163). Более того, знаменитый знаток фикха Джассас отметил, что запретность таких продуктов подразумевает под собой невозможность их использования в каком-либо виде; и даже нельзя их использовать в качестве корма для собак и прочих прирученных животных, питающихся продуктами животного происхождения (ас-Сабуни, Ахкам аль-Кур’ан, 1/160).
Джассас тут опирается на следующий хадис: «Когда к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришли христиане и спросили Пророка:
— Мы используем сало мертвых животных лишь для того, чтобы натирать кожные изделия и корабли. Что ты скажешь на это, о Посланник Аллаха?
Пророк, выразив свое недовольство, ответил:
— Иудеи (да пусть их погубит Аллах), когда Всевышний запретил им подобное мясо, продали его, а затем питались с вырученных денег» (Джассас, Ахкам аль-Кур’ан).
Соответственно, считается недопустимым не только есть таких животных, но и использовать их органы, кожу и иные части для хозяйственных нужд. Здесь применим принцип хадиса Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — то, что запретно употреблять, не может быть дозволено производить и продавать. По этому поводу имам Куртуби, придерживавшийся маликитского мазхаба, написал следующие строки: «Использовать части этих животных в каком-либо виде и для чего-либо считается недозволенным. Более того, не допустимо нечистой водой поливать урожай и поить животных. А мертвечину нельзя скармливать собакам и другим животным. Однако если она сама съест, то не стоит этому препятствовать» (Куртуби, 3/128).
Мнение мазхабов об этом
Другие ученые маликитского мазхаба — в отличие от самого имама Малика, который считал “джалляля” нежелательным (макрух), — относят это к разряду дозволенного (мубах). По их мнению, пища растворяется в мышечной массе, как кровь растворяется в ней.
По мнению ханафитов, и мясо, и молоко животных “джалляля” нежелательно (макрух).
Шафииты считали, что употреблять в пищу животных “джалляля” — макрух, то есть нежелательно. Однако если это животное начнет кормиться чистым кормом, то оно перестанет быть нежелательным.
По мнению ханбалитского мазхаба, “джалляля” запретны (харам), причем запретно не только мясо, но и молоко таких животных. Однако, по другому риваяту, это макрух, то есть нежелательное и неодобряемое. При содержании животных взаперти и чистом корме птица станет дозволенной уже через три дня, а крупный рогатый скот и верблюды — через сорок дней.
Приведенные нами выше примеры касаются случаев, когда животные сами питаются нечистотами. А каким должно быть решение относительно таких животных, которых подкармливает нечистыми продуктами сам человек?
Если птицы находят себе еду самостоятельно и крупный рогатый скот пасется самостоятельно, и они могут съесть нечистоты, и те составляют не более половины всей пищи животного, а животное не начинает скверно пахнуть, то мясо такой скотины, хотя и будет считаться нежелательным, все равно относится к разряду дозволенного, а значит, может употребляться в пищу. Это применимо и к ягненку, который питался молоком свиньи. Однако, не совсем верно, опираясь на это мнение, умышленно подкармливать животных нечистотами, то есть продуктами, в которых содержится кровь, мертвечина и прочее, и при этом считать, что мясо подобных животных будет относиться к нежелательному, а не запретному. Ведь это касается случаев, когда животное добывает пищу самостоятельно, то есть свободно пасётся.
Кровь, фекалии, мертвечина и свинина запретны, а значит, и торговля ими запрещена. Соответственно, если мусульманин приобретет кровь для добавления ее в пищу, он совершит запретное, то есть греховное, действие. Если же животное подкармливалось такими кормами, то купивший такую скотину мусульманин может кормить ее определенный срок чистым кормом, после чего мясо этого животного для него вновь будет дозволенным.
Выдержка из пособия по фикху Комитета по стандарту «Халяль»
Можно ли кормить животных не халяльным мясом
Чем можно кормить кошку? (Источник фото: freepik.com)
Ассаляму алейкум, уважаемый устаз! Меня волнует такой вопрос: корм для кошек, который продается в магазинах, содержит в составе «нехяляльное» мясо. Можно ли покупать такой корм?
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ваалейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
Современные готовые корма для кошек – и сухие, и влажные – содержат как животные компоненты (мясо, рыбу, субпродукты), так и растительные (овощи, злаки и т.п.) Таким образом, мы можем сказать, что готовый кошачий корм – это продукт со сложным составом, куда могут входит как чистые халяльные компоненты, так и наджаса, прежде всего нехаляльное мясо.
В книге «Бадаиʼ ас-санаиʼ» имама аль-Касани сказано:
Передаются от Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, такие слова: «Все, что испорчено [смешением с] харамом и преобладает халяль, продавать не запрещено».
Это означает, что если преобладает харам, то нельзя это продавать или дарить, как, например, масло или тесто, куда упала мышь. То же сказал и Мухаммад [ибн аль-Хасан] о масле, в которое попал жир мертвечины [нехаляльного животного]:
«Если масла больше, то продавать можно, а если больше [нехаляльного] жира, то нельзя продавать», потому что если в смеси преобладает халяль, то это [вещество] можно использовать А если преобладает харам, то нельзя это никак использовать. Это не является [признаваемым Шариатом] имуществом, и это нельзя продавать».
Исходя из сказанного выше, мы рекомендуем вам покупать корма, которые содержат рыбу в качестве основного источника белка, либо такие корма, в которых содержание мяса и мясопродуктов не превышает 50 %.
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Смотрите также:
Читайте также:
Человек, который привел в Ислам 108 тысяч человек
Такова сила Дин Мохаммад Шейха, который обратил 108000 людей в ислам, начиная с 1989 года, с того времени, как он оставил свою религию индуизм
Как уладить конфликты между супругами?
Если разлад в семье продолжается долго и имеются опасения, что муж и жена совсем расстанутся, тогда для сохранения семьи нужно использовать способ “обращения к третейскому судье”. Для этого надо договориться и выбрать двух уважаемых человек, чтобы они в качестве судей совместно обсудили взаимные претензии сторон и таким образом попытались решить возникшие проблемы. Как видим, данный способ сохранения семьи предлагается в Коране. Эти два человека, исполняющие в данном случае обязанности судей, должны хорошо знать супругов. Поэтому один из них должен быть родственником мужа, а другой – родственником жены
Пророк Харун (а.с.) и его борьба с золотым тельцом
После смерти пророка Йусуфа, живущие в Египте сыны Исраиля какое-то время следовали по указанному им пути. Однако затем они забыли истину. А между тем Египтом начали править копты, которые поклонялись звездам и идолам. Копты начали относиться к сынам Исраиля с презрением. Использовали их для тяжелых работ. Народ сынов Исраиля был очень многочисленным.
56 вопросов для ежедневного отчета. Сможете ли вы ответить «Да» на все?
Достопочтенный Омар (да будет доволен им Аллах!) в одной из своих хутб сказал следующее: «Отдавайте отчет своим действиям перед тем, как вы сами подвергнетесь отчету. Перед тем, как будут взвешены ваши деяния, сами оцените их. Для того чтобы вы смогли достойно ответить за свои деяния в Судный День, вы должны готовиться к этому в этом мире. Таким образом, Всемогущий Аллах повелевает следующее: «(О, люди!) В тот день вы предстанете (чтобы отдать отчет своим действиям), и ни одна ваша тайна не останется сокрытой (все скрытое будет известно)».
Исламская линия доверия: «Разве может девушка сказать парню, что хочет быть его женой?»
Знание с точки зрения Священного Корана
Получение знаний – одна из важнейших функций человека, которая оказывает влияние на все сферы его жизни. В Коране содержатся многочисленные аяты, которые призывают человека размышлять и извлекать соответствующие знания.
Эту дуа Пророк (ﷺ) произносил чаще всего
Какую ду’а любил произносить Расуль Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего)? Самым любимым и часто произносимым Его обращением к Аллаху Та’аля было.
4 доказательства существования загробного мира
Исламские богословы на протяжении многих веков приводили различные доказательства существования Загробного мира. Вот некоторые из них.
©2021 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»
Можно ли кормить животных нехаляльной едой?
Вопрос:
Можно ли кормить животных наджасой, к примеру, нехалальным мясом?
Ответ:
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Давать животным, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, корм, который является наджасой, например, мясо животного, заколотого не по нормам Шариата, не запрещено, однако это нежелательно (карахат).
Давать животным, чьё мясо дозволено употреблять в пищу, корм, в который попала наджаса, но сам по себе чистый, например, тесто, замешенное на вине, не запрещено и не нежелательно.
Давать животным, чьё мясо нельзя употреблять в пищу, наджасу, дозволено.
Шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет книге «Аль-Маджму’»:
لو عجن دقيق بماء نجس وخبزه فهو نجس يحرم أكله ويجوز أن يطعمه لشاة أو بعير أو بقرة ونحوها نص عليه الشافعي رحمه الله
«Если тесто из муки замесили на воде-наджасе, то это тесто также станет наджасой и его не дозволено употреблять в пищу, однако дозволено кормить этим тестом овцу, верблюда, корову и т. п., на это недвусмысленно указал имам Аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах».
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Тухфат-уль-мухтадж»:
ويكره إطعام مأكولة نجاسة
«Кормить животных, чьё мясо дозволено к употреблению, наджасой – нежелательно (карахат)».
В примечаниях к данной книге шейх Абдуль-Хамид аш-Ширвани (да смилуется над ним Аллах) уточнил следующее:
(وَيُكْرَهُ إطْعَامُ مَأْكُولَةٍ نَجَسًا) الْمُتَبَادَرُ مِنْ النَّجَسِ نَجَسُ الْعَيْنِ وَقَضِيَّتُهُ أَنَّهُ لَا يُكْرَهُ إطْعَامُهَا الْمُتَنَجِّسَ. اهـ ع ش
«[Примечание к словам автора]: “Кормить животных, чьё мясо дозволено к употреблению, наджасой – нежелательно (карахат)”.
Под словом ”наджас“ в первую очередь подразумевается то, что в основе является нечистым (наджис аль-айн). Это означает, что нет нежелательности в том, чтобы кормить животное, чьё мясо дозволено к употреблению, продуктами, которые стали нечистыми (мутанаджис) – конец слов Али аш-Шабрамулси».