можно ли класть локти на стол во время еды
Можно ли класть локти на стол во время еды
«Если не знаете, как
поступайте по этикету»,
Прием пищи является одним из базовых процессов, которые неизбежно сопровождают людей на протяжении всей жизни.
Правила столового этикета
1. Садиться за стол надо не очень далеко и не слишком плотно к краю, также нельзя на него класть локти, можно только кисти.
2. На стуле необходимо сидеть прямо, не склоняясь над тарелкой с едой.
3. Положите салфетку себе на колени.
4. Есть следует в спокойном темпе, небольшими порциями.
5. Не тянитесь за блюдом, если оно далеко, попросите других участников трапезы передать его.
6. Не принято дуть на горячие блюда. Можно немного подождать, пока еда остынет сама.
7. Принимать пищу следует бесшумно, чтобы не испортить аппетит окружающим.
9. Супы следует черпать ложкой от себя. Этот способ убережет от брызг на одежде.
10. Масло сливочное и оливковое нужно отрезать или отливать в свою тарелку из общего сосуда. Также следует намазывать не весь кусок хлеба, а тот, который сможете положить себе в рот.
По правилам этикета сумки не должны находиться на обеденном столе ни при каких обстоятельствах. Это же правило справедливо для ключей, шляп, перчаток, очков и футляров для них, пачек сигарет. В общем, если предмет не является частью обеда, он не должен находиться на столе.
Ресторанный этикет
1. Приступать к еде можно тогда, когда всем принесли еду или напитки.
2. По ресторанным правилам этикета за столом бутылки с алкоголем открывает официант.
4. Правила поведения в ресторане гласят, что не стоит каждый раз громко чокаться, это делают только во время важных, торжественных тостов.
5. Бокал с вином держите тремя пальцами за ножку. Во-первых, Вы не запачкаете бокал пальцами, а во-вторых, температура и вкус вина не поменяются от тепла рук.
6. Наполняйте бокалы с вином меньше чем наполовину.
7. При передаче блюда следует ставить его на стол рядом с соседом, а не отдавать в руки.
8. Соль и перец мы передаем в одной подставке, не вытаскивая отдельно соль или перец.
9. Некрасиво и негигиенично пользоваться одним бокалом с соседом, брать еду из его тарелки даже при близком знакомстве.
10. Если в каком-то блюде Вам попался хрящик или косточка, нужно аккуратно вернуть несъедобный элемент обратно в ложку и переместить на тарелку (или салфетку).
11. В том случае, если кусок не прожевывается, нужно поднести бумажную салфетку к губам и незаметно избавится от него.
12. Сигналом к забору официантом тарелки послужат правильно сложенные приборы на ней.
13. Не забывайте, что приборы, если Вы ими уже пользовались, ни в коем случае нельзя класть на стол. Только на тарелку, независимо от того, будете вы ими еще пользоваться или нет.
15. Садиться за стол с сигаретой – недопустимо.
Правила поведения детей за столом
1. Детей следует приучать к этикету с самых ранних лет. Прежде всего, ребенка нужно научить мыть руки перед каждым приемом пищи. Сначала родители сами подают пример и помогают малышу, а затем это действие закрепится.
2. Во время обеда не рекомендуется включать телевизор, который будет отвлекать от еды.
3. За воротник можно заправить текстильную салфетку. Она предотвратит попадание кусочков еды и напитков на одежду. Для маленьких детей придуманы специальные пластиковые вилки и ножи. У них нет острых лезвий и зубцов, так что ребенок не нанесет себе травмы, а яркая расцветка вызовет интерес.
4. За столом следует сидеть ровно, нельзя раскачиваться на стуле и мешать другим, сидящим за столом. Недопустимы крики и громкие разговоры.
5. Важным моментом в процессе обучения ребенка хорошим манерам за столом является запрет на игры с пищей. Нужно объяснить детям, что такое поведение неприемлемо, и нельзя размазывать еду по столу.
6. После еды нужно поблагодарить за вкусный обед и попросить разрешение выйти из-за стола. Одним из способов научить ребенка правильной сервировке является привлечение его к процессу накрывания стола. Пусть малыш помогает расставлять тарелки и раскладывать столовые приборы.
7. Самое главное – быть терпеливым и не повышать голос. Возможно, ребенок не с первого раза поймет непривычные для него правила, но не стоит опускать руки и нервничать. Пример других членов семьи поможет ему быстрее адаптироваться и правильно себя вести.
Почему считается невежливым есть, положив локти на стол
Правилам столового этикета нас обучают еще с детства. Так, мы знаем, что жевать нужно с закрытым ртом, поскольку это избавляет от внимания окружающих, а салфетка на коленях препятствует попаданию пищи на них. Ну с этими двумя, самыми элементарными, все предельно ясно.
Но вот почему нас отучивают держать локти на столе, когда так, казалось бы, есть удобнее? Все дело в том, что этому есть вполне адекватное объяснение, и в этом материале вы его узнаете.
Невоспитанным не доверяли
Так уж исторически сложилось, что соблюдение манер поведения за столом свидетельствовало о проявлении внимательности или даже усердии. Человек, нарушающий эти правила, пугал людей, ну или во всяком случае, вызывал у них недоверие, поскольку его действия для них были непредсказуемы.
В прежние времена, когда социальные нормы были единственной вещью, удерживающей людей в строю, пересечение этой невидимой границы можно было истолковать как пренебрежение порядком. Такие люди считались опасными и способными на все.
Более того, в Книге Екклесиаста и вовсе локти на столе приравнивались к самым грубым ошибкам, которые только мог совершить человек, а именно — нарушению клятвы или правил Ветхого Завета.
В настоящее время
Сейчас вряд ли кто-то будет сравнивать локти на столе с нарушением клятвы, но, придерживаясь этого правила, мы не просто избегаем лишних ссор за столом, а предотвращаем возможные неприятности.
Так, к примеру, у нас не всегда получается аккуратно есть: запросто в спешке или по неопрятности можно испачкать рукава в еде, стоящей на столе. К тому же, опираясь на локти во время трапезы, мы не только выглядим сутулыми (что не очень-то и красиво со стороны), но и мешаем людям, если те сидят по обе стороны и ведут разговор.
Собственно говоря, соблюдать правила столового этикета или нет, — дело исключительно каждого человека. Но все же знать не помешает, почему это принято считать невежливым.
Как вести себя за столом: основные правила этикета
История культуры
История культуры питания появилась с возникновением человека. С каждой эпохой люди стали придумывать больше блюд, и добавлять в них новые ингредиенты, в обычай вошла трапеза за столом и столовыми приборами. Так в питании и был заложен этикет, который, по сути, означал свод правил. Его основателем был Карл Великий, который правил в середине XIII—XIX веке. Им была придумана сервировка и первые правила использования столовых приборов.
Перед тем как гости садились за стол, им выдавались карточки с правилами поведения. Однако этикет становился популярен лишь у элиты. В наше время у многих народов разные традиции принятия пищи, однако общая концепция сохраняется практически у всех.
Зачем нам нужны правила этикета за столом
Если следить за правилами поведения за столом качество пищи не улучшится, однако по знаниям норм этикета можно определить воспитание человека. Если у славянских народов практически вся пища принимается с помощью столовых приборов, то некоторые национальности до сих пор едят руками. Если раньше это разделяло элиту от рабочих, то сейчас это просто разная культура.
Правила этикета за столом
Этикет показывает насколько человек культурный, поэтому важно знать основные правила поведения перед тем, как садиться за стол и какими приборами есть ту или иную еду. Также стоит понять, что правила поведения различаются от места трапезы, и то, что востребовано в домашней обстановке, может выглядеть нелепо в ресторане.
Сервировка стола
В домашних условиях правила настроены больше на практичность, чем на торжественность. Начните со стола. Накрывать стол рекомендуется скатертью, без клеенки. Согласно исследованиям ученых, клеенка вызывает атмосферу общепита и снижает чувство уюта. Затем переходите непосредственно к столовым приборам и посуде. Если трапеза будет состоять из 2-х основных блюд, то под глубокой тарелкой должна быть подложена посуда для гарнира. Рядом поставьте стакан и нужное количество приборов. Салфетки можете разложить под каждого человека или оставить в подставке на центре стола. Для распития напитков расположите стаканы или бокалы по правую руку от гостя
Как кушать
Процедура принятия пищи очень важна. Если участник трапезы не будет придерживаться стандартных правил этикета, то его сочтут некультурным.
Основные правила, независимо от места:
Также нельзя вытирать пот, расчесывать волосы и открыто зевать или кашлять. Если блюда были поданы еще не всем участникам трапезы, подождите остальных.
Как обращаться с приборами
Если вы скрестите приборы, продев лезвие ножа между зубьев вилки, это будет значить, что еда вам не понравилась.
Салфетка
Этот предмет считается одним из главных на столе, поэтому к нему приковано большое внимание. Перед трапезой возьмите салфетку или полотенце и разложите на коленях. Если испачкаются руки, то вытирайте их верхней частью полотенца, не снимая его с колен. Перед тем как взять бокал в руки, протрите губы салфеткой, поскольку следы пищи на стекле считаются дурным тоном. В Европе еще с давних времен принято продевать салфетку за шиворот, чтобы не испачкать одежду. В Америке, наоборот, считается, что так полотенце вешается только грудным детям. В России редко применяются оба варианта. В ресторанах салфетка кладется на колени, а в домашней атмосфере люди вовсе обходятся маленькими салфетками, лежащими на столе.
Напитки
Бокал держите только за ножку. Согласно правилам этикета, в таком положении не изменится температура напитка и не испачкается в еде стекло. Разливайте вино максимум до половины бокала. Это позволит задерживаться парам и создавать приятный запах. Ни в коем случае, не доливайте себе спиртное, не предложив его участникам трапезы. При распитии чая держите чашку двумя пальцами, чтобы не ошпариться. Второй рукой на весу держите блюдце, чтобы не пролить горячий напиток на одежду. Дуть на чай или кофе – дурной тон, поэтому лучше подождите, пока он остынет. Пейте напиток тихо, не издавая лишних звуков.
Специи и хлеб
Хлеб, как незаменимый элемент питания всегда должен быть на столе. Он может лежать на тарелке уже разрезанный на дольки или подаваться целой буханкой. Есть его нужно маленькими кусочками, не оставляя следов укуса. На хлеб разрешается намазывать паштет или масло, но только ножом и в небольшом количестве. В домашней атмосфере нюансы потребления хлеба не так категоричны, но в ресторане желательно придерживать строгим указаниям:
Если хлебобулочное изделие упало на пол, то его нужно поднять и положить на салфетку.
Что касается специй, то к ним особых уставов нет, просто берите их со стола и перчите или солите.
Правила этикета в зависимости от места и типа банкета
Тонкости правил поведения за столом зависят от места банкета. Дома придерживаетесь одних правил, на свидании или деловой встрече – других. Также есть разница трапезы в ресторане, кафе, столовой и шведском столе, поэтому во избежание неловких ситуаций старайтесь придерживаться этикета согласно его назначению.
Как вести себя в ресторане
Как вести себя в столовой
Столовая всегда считалась наиболее простым заведением общепита, поэтому в ней не так важно соблюдать нюансы этикета. Главное правило – вести себя подобающе культурному человеку. Не мусорьте за столом и избегайте громких разговоров. По завершении трапезы сложите приборы и посуду на поднос. Если он отсутствует, расположите все на тарелку и отнесите в соответствующее окно.
Как вести себя в кафе
Кафе – это не ресторан, но и не столовая, поэтому к нему применяются гибридные правила этикета. Здесь вам нет необходимости знать функции всех приборов, достаточно будет придерживаться стандартных правил:
Если в зубах застряли кусочки еды, то не ковыряйтесь во рту за столом, а попросите прощения у собеседников и отлучитесь в уборную.
Правила этикета на официальном приеме или банкете
Этикет на свидании
На таких мероприятиях главный объект обслуживания – девушка. При выборе блюда из меню первой должна сделать заказ дама. Когда официант приносит вино, то открывать его должен он, но в следующем разливе эта функция будет лежать уже на плечах мужчины. В остальном нужно придерживаться стандартных правил этикета.
Шведский стол
«Шведский стол» довольно часто встречается в сфере современного обслуживания. То, что вы можете самостоятельно определять, из чего будет состоять ваша трапеза, еще не значит, что и вести себя следует, как захочется. Правила поведения за «Шведским столом»:
Не забывайте, что выносить еду из ресторана нельзя. Обязательно после трапезы уберите за собой, если это не предусмотрено персоналом ресторана.
Столовый этикет дома
Правила домашнего этикета менее строги, однако требуют не меньших знаний этикета. Соблюдайте следующие нормы поведения, если находитесь за столом дома или в гостях:
Обязательно проявляйте уважение к хозяевам дома и к их гостям посредством манер и беседы.
Общение и поведение за столом
Предельное внимание уделите своим манерам. Можно в точности соблюдать правила столового этикета, однако забыть о своих манерах, что сразу перечеркнет мнение о вас, как о культурном человеке.
Беседа
Следите за тем что вы говорите и как. Не употребляйте грубой и ненормативной лексики. Разговаривайте только после того, как проглотите еду. Если в вашу сторону произносят тост, приподнимите бокал, и не опускайте, пока тостующий не закончит речь. Во время кульминации тоста, или попросту говоря «чоканья» смотрите человеку, к которому подносите бокал прямо в глаза.
Манеры
Общее поведение за столом также играет ключевую роль в создании образа культурного человека. Независимо от того, находитесь вы в домашней обстановке или на банкете в ресторане:
Не торопитесь и будьте аккуратны, иначе рискуете опрокинуть тарелку с супом на рядом сидящего гостя.
Правила поведения детей за столом
Старайтесь приучать ребенка к правилам поведения за столом с раннего детства. Начните с обучения норм этикета в игровой форме, и тогда привычки останутся и во взрослой жизни. Общие стандарты поведения ребенка за столом:
Принципы поведения младшей возрастной группы детей и старшей в целом похожи, однако имеют и свои нюансы.
В детском саду
Правила поведения детей за столом в детском саду соблюдаются и привязываются ребенку при каждом приеме пищи. В ином случае питание коллектива из 20–30 детей превратилось бы в беспредел. Чтобы правила отложились у детей в голове, их вводят постепенно. Например:
В школе
В школе уже никто не следит за воспитанием правил этикета у детей. Элементарные нормы поведения за столом ребенок должен знать сам. Поскольку школьные перемены ограничиваются коротким промежутком времени, правила поведения за столом должны соблюдаться в полной мере:
Особенности поведения за столом в разных странах
Если вы часто путешествуете, предельное внимание уделите столовому этикету других стран, поскольку то, что допустимо у нас, может считаться абсурдным у других народов. Например:
Прежде чем ехать в какую-либо страну, ознакомьтесь с ее культурой и нормами питания. Знания норм культуры питания и правил этикета позволяет показать себя в общество подобающим образом. Старайтесь соблюдать нормы поведения и питания не только в общественных заведениях, но и в гостях или семье. Чтобы научить своего сына или дочь нормам питания, воспитывайте себя и ребенка, так как дети всегда берут пример с родителей.
Можно ли класть локти на стол во время еды
Мама в детстве объясняла мне запрет есть, поставив локти на стол, тем, что можно, неловко повернувшись, столкнуть со стола соседскую тарелку или чашку. Как-то раз в передаче «Что? Где? Когда?» один молодой человек показывал, как юнкеров в Германии учили прилично есть с помощью двух книг. Книги полагалось прижать локтями к бокам и в таком положении орудовать ножом и вилкой. Благодаря такому навыку в дальнейшем у воспитанного юноши не было опасности невежливо толкнуть локтем соседа за столом или, не дай бог, соседку, а также избавляло от конфуза опрокинуть свою или соседскую рюмку или влезть рукавом в чужую тарелку.
Вот что записали мы в Нижегородской области от старообрядцев-спасовцев:
Информантка: На локтях [поставив локти на стол — изд.] никогда не ешь!
Собирательница: А почему?
Инф.: Иуда ел на локтях! И Христос ёго осудил. И пророки-ти писали не есть на локтях!
Ещё вот писано — в солоницу хлеб не макать, потому что Иуда макал.
Кстовский р-н, Анна Фёдорова, 1911 г. р.,спасовское согл., «большой начал». Запись 05.08.1994 Савельевой О. А., Точилиной Л. Н.
Всё дело в том, что высокий стол (в отличие от бытовавших у различных групп славян низких столиков, столов-скрынь, приступочек из глины) рассматривался как сакральны центр дома, как своего рода престол вне церкви. В русской избе, предназначенной, как и всякое человеческое жилище, для жизни живых, был ряд локусов, связывающих мир воплощённых людей и иные миры. Одним из них был стол, который одним из своих торцов был обращён в красный угол, где висели иконы, так что туда, под образа, мог сесть либо хозяин дома, либо быть посажен почётный гость. Там было самое престижное место, но дело не только в престиже. Возможно, что человек, который занимал его, был своего рода «связным» между живыми и предками, «родителями». Но не будем забегать вперёд.
Собирательница: А почему нельзя есть на локтях?
Информантка: А стол — это как престол. А на престол-ат нельзя даже от так [кладет на стол пальцы] опирацце!
Арзамасский р-н, Устинья Михайлова, 1914 г.р., спасовское согл., «большой начал». Запись 08.08.1994 СавельевойО. А., Точилиной Л. Н.
Многие исследователи указывают, что «святость» столу сообщает стоящий на нём хлеб, приводя пословицу: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Действительно, хлеб на столе надо было держать всегда, как и соль (за вычетом нахождения на столе гроба с покойником). Кстати, в Каргополье можно было тонко дать понять гостю, что его визит нежелателен: гость понимал это, видя, что на столе нет соли.
Престижность стола как сакрального локуса повышалась в праздники. За праздничный стол вместе со взрослыми не садились дети и подростки (лет примерно до 14-16), а также, если собиралось много гостей, за столом полагалось сидеть мужчинам как персонам более статусным, а женщины могли сидеть «в углу» или даже вовсе обедать стоя. Экспедиция РГГУ установила, что в Каргопольских деревнях мужчины и женщины стали вместе садиться за праздничный стол только с 20-х годов прошлого века. Любопытно, что в конце XIX в. крестьяне в этой местности предпочитали на праздники не пойти в церковь, но ни в коем случае не пропустить праздничное застолье. Так что получалось, что стол иной раз почитался выше престола в храме.
И вы, я думаю, теперь тоже поняли, почему нельзя ставить локти на стол. Вот ведь действительно: тут люди едят, а вы растопырились локтями, изображая то ли покойника, то ли невесту на посаде! И как прикажете к вам относиться, если даже непонятно, живыми вас считать или не очень?!
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.