можно ли есть свинину православным христианам по библии
Можно ли православным есть свинину
Религиозные пищевые запреты
Исторически почти в каждой религии существуют запреты на те или иные виды пищи. В основном пищевые запреты содержались в священных религиозных книгах. Со временем некоторые религии упрощали или отменяли религиозные пищевые запреты. Другие же до сих пор строго следят за соблюдением традиций. Поэтому вопрос о пищевых запретах в христианстве сохраняется. Например, можно ли православным есть свинину?
Ветхозаветное учение о чистоте
В Ветхом Завете весь животный мир был разделен на чистый и нечистый. Нечистых животных нельзя было употреблять в пищу и приносить в жертву Богу. Запрещено было даже прикасаться к ним. Закон о чистоте был установлен пророком Моисеем и входил в число заповедей. Запрет на употребление нечистых животных носил дисциплинарный, воспитательный характер. Его целью являлось ограждение иудейский народ от языческого влияния. Дело в том, что еврейский народ легко поддавался соблазнам и развращению. Иудеи неоднократно отступали от Единого Бога и поддавались языческому влиянию. Они перенимали языческие традиции и ритуалы. При этом многие из этих обычаев были связаны с едой и посвящением пищи идолам.
Поэтому пищевые запреты, с одной стороны, дисциплинировали иудеев. С другой — препятствовали свободным взаимоотношениям с язычками. Иудейский народ скрупулезно относился ( и относится до сих пор) не только к потребляемой еде. Это характерно и в общем к внешним проявлениям телесной чистоты.
“Учение о чистоте теснейшим образом связано с ветхозаветным пониманием святости. Те и другие законы обращены к человеку, составляющему единство тела и души. Напротив, всякая нечистота, имевшая прямое отношение к телу, ассоциировалась с грехом, нравственной немощью” (архимандрит Иов (Гумеров)).
Христианство корнями уходит в ветхозаветные времена. Так что закономерен вопрос: можно ли православным есть свинину и другие виды “нечистой” пищи?
Запрет на употребление свинины в Библии
Бог разрешил Моисею и всему еврейскому народу есть животных, у которых раздвоены копыта и которые жуют жвачку (Лев.11:3). Нельзя было вкушать тушканчика, верблюда, зайца. Также нечистым животным считалась свинья:
“потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас” (Лев.11:7).
Из животных, обитающих в воде, запрещалась есть тех, “у которых нет перьев и чешуи” (Лев. 11: 10). Запрет также распространяется на ряд птиц. Среди них орел, гриф, сокол, ворона, чайка, филин, ибиса, лебедь, пеликан и другие (Лев.11:13-19).
Все пресмыкающиеся, крылатые животные, ходящие на четырех ногах (кроме животных, у которых голени выше ног), а также четвероногие животные, ходящие на лапах, считались нечистыми.
Однозначного ответа, почему Бог запретил есть именно эти категории животных, нет. Некоторые исследователи предполагают, что этот запрет основывался на исторически сложившихся вкусовых предпочтениях евреев. Другие считают, что оказали гигиенические и медицинские причины. Римский историк первого века Тацит утверждал, что закон о чистоте установил непреодолимую преграду между иудеями и другими народами.
Отсутствие пищевых запретов в христианстве
Но ветхозаветные пищевые предписания потеряли свою актуальность в Новом Завете и были отменены апостольским Собором:
“Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите” (Деян. 15: 28-29).
С приходом Спасителя закон о чистоте изжил себя. Ведь Иисус Христос проповедовал соблюдение в первую очередь чистоты души, помыслов. Он отдавал главенствующее место духовности человека, а не слепому следованию ветхозаветным предписаниям. К тому же христианами становились не только евреи. Обращались в христианство и другие народы, которые никогда не жили по Законам Моисея.
Остро встал вопрос: нужно ли язычникам, принявшим христианство, соблюдать Законы Моисея. Был собран Собор, где апостолами было принято решение о снятии запрета на “нечистую” пищу. Если человек принял веру во Христа и не являлся иудеем, он может есть запрещенную в Ветхом Завете пищу. Так что вопрос, можно ли православным есть свинину, не актуален. Можно есть всё — кроме:
Сохранившиеся пищевые ограничения в Новом Завете
Идоложертвенное – продукты питания, которые приносились в жертву богам и идолам. Но с исполнением предписания апостолов не есть идоложертвенное первых христиан, возникли сложности. В продажу поступали продукты, которые были принесены в жертву божествам. Не всегда можно было узнать, является ли еда идоложертвенной или нет. С такой же ситуацией сталкивались верующие, пришедшие в гости к язычникам.
Поэтому апостол Павел указывал в посланиях, что купленную еду не нужно исследовать на предмет “нечистоты”. Но если христианин был уведомлен, что еда приносилась в жертву, от такого угощения нужно было отказаться (1Кор.10:25-28).
В наши дни к идоложертвенной пище можно отнести так называемую “пищу жизни”, которую раздают кришнаиты. Они всю приготовленную еду вначале предлагают божеству Кришне. Идоложертвенное также можно встретить в буддийских храмах.
Удавленина и мертвечина – мясо трупных животных, а также животных, которые были умерщвлены с помощью удавления. Животных, которые не были зарезаны и в них сохранилась кровь, употреблять в пищу было запрещено.
Запрет на такое мясо был зафиксирован также в 63 правиле святых апостолов:
“Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил (Деян. 15, 29). Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен”.
Ответ священника: можно ли православным есть свинину
Протоиерей Андрей Ефанов:
“На своем Первом соборе апостолы обсуждали, нужно ли христианам соблюдать закон ветхозаветных пищевых запретов. И постановили, что для новообращенных из язычников (то есть для тех, кто принял Христа, до этого не будучи иудеем) нет необходимости в соблюдении пищевых запретов. Апостол Иаков, брат Господень, сказал об этом так: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20). Таким образом, пищевые запреты, актуальные для Ветхого Завета, в Новом уже не соблюдаются. То есть разделения на нечистых и чистых животных нет”.
Протоиерей Андрей Кордочкин
“В некоторых культурах есть свои барьеры. Однако в Новом Завете понятия «чистого» и «нечистого» относятся только к нравственной сфере: «Неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф., 15. 16-20)”.
Почему христиане едят свинину?
Похожие вопросы
5 Ответов
Данный запрет был дан иудеям, т. к. Господь таким образом отвращал их от зла идолопоклонства.
«Ибо пока израильтяне жили в Египте, они научились от египтян приносить жертвы идолам и бесам, веселиться, танцевать и услаждать себя музыкальными инструментами. Когда же Бог захотел освободить их из египетского рабства, они уже привыкли приносить жертвы идолам. И когда они, желая приносить жертвы, сотворили тельца в пустыне и принесли жертвы бесам, тогда Бог попустил им, из-за их слабости, совершать жертвоприношения. Но не всякое животное Он разрешил приносить в жертву: лишь вола, овцу, козу, голубя, горлицу и некоторых других; ведь Бог повелел приносить жертвы не идолам, но Единому истинному Богу, – а египтяне считали богами вола, овцу, козу, голубя, горлицу и многих других съедобных животных. Бог повелел приносить в жертву животных, обожествляемых египтянами, чтобы, закалая их, иудеи отвыкли бы называть их богами; а есть свиное мясо Бог запретил израильтянам потому, что египтяне только его употребляли в пищу, – поэтому Бог и узаконил его как нечистое, повелев есть обожествляемых в Египте животных, чтобы они не почитались как священные».
(Св. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 3).
Поскольку, с пришествие Христа люди были готовы принять закон Нового Завета, то смысла в старых запретах не был, поскольку закон вел нас ко Христу, а приведши он потерял над нами власть:
«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя».
( Гал. 3:24-25 ).
Во времена Нового Завета человечество идет за Христом, потому вместе с Апостолом Павлом умерло для закона:
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу.
( Гал. 2:19 ).
«Этим слова имеют двоякий смысл: или он говорит о законе благодати, потому что и благодать он обыкновенно называет законом, например, когда говорит: «закон Духа жизни. освободил меня» ( Рим. 8:2 ), или же разумеет здесь великий закон, желая показать, что через этот же самый закон он умер закону, то есть: «Самый закон убедил меня больше не следовать ему. И если после этого буду следовать ему, то этим самым нарушу его». Как же и каким образом? Моисей, предсказывая о Христе, говорит: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог из братьев ваших, как меня, – Его слушайте» ( Втор. 18:15 ). Таким образом, те, которые не повинуются Христу, преступают закон. Но мы можем и иначе понимать слова: «Законом я умер для закона» (законом закону умрох). Ведь закон повелевает исполнять все написанное в нем, а не исполняющего наказывает. Поэтому мы все умерли для закона, так как никто не исполнил его».
(Толкование святого Иоанна Златоуста на этот текст).
Поэтому, никакие пищевые запреты для христиан не актуальны.
«Сие же достойным смеха мне представилось, яко некто обещался воздерживатися от свинаго мяса. Посему благоволи поучати таковых, чтобы воздерживались от неразсудительных зароков и обетов, и допусти употребление вещей неразнственных. Ибо никое же создание Божие отметно, со благодарением приемлемо ( 1Тим.4,4 ). Посему, как обет достоин смеха, то и воздержание не нужно».
(28 правило св. Василия Великого).
«В крещении спогреблись вы со Христом, стали мертвы для закона. Почему же терпите у себя учащих сему, и думаете, что одни из яств законны, а другие противозаконны, и не принимаете во внимание, что в них ничего нет постоянного? Ибо все превращается в гной. «Заповедями» же и «учениями» назвал Апостол не закон, но неблаговременное их учение».
(Св. Блаженный Феодорит. Толкование на послание Колосянам).
Почему христиане нарушили запрет на потребление свинины
Таскинбаева Тойган Мендешевна
Любовь
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
10 Это было трижды, и опять поднялось все на небо.
Таскинбаева Тойган Мендешевна
Сергей Владимирович
Юлия Игоревна
Исключительно Ваше собственное мнение. А теперь по пунктам: что же скоректировал и дополнил Ислам?
Юлия Игоревна
Все посты мусульман как под копирку. Скопируют информацию с сомнительных исламских сайтов и давай на все форумы вставлять.
Но по известным причинам, исламские сайты не печатают другие Слова Иисуса:»Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».(Матфей).
«Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.» (Тим.4:4,5)
«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.» (Тит. 1:15)
А писать, вернее копировать с исламских сайтов писанину о вреде свинины, занятие бесполезное, ибо мы кроме свинины едим столько отвратительных продуктов, что эта несчастная котлетка ни в какое сравнение не идет.
Или рыба, которая тоже впитывает в себя всё, чем наполнен водоем в котором плавает. И глисты от рыбки получить можно, и отравление и много еще каких противных последствий.
А воздух, которым люди дышат в Москве, а вода, которую пьют в Африке.
Кирилл
Веpоникa
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека»
С таким правилом можно есть вообще что угодно и не поперхнуться. )))
Кирилл
Ильнур Ильгамович
Ассалямуалейкум ва Рахматуллин ва баракатух уважаемые участники форума! Хочу ответить на Ваш вопрос Юлия Игоревна. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение всевышнего) печать всех пророков, после него пророков больше нет и быть не может Доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха: «Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и печатью (хатиму ал-анбия) пророков. Аллах знает обо всякой вещи». (Сонмы, 40) «Хатиму» в арабском языке означает «последний», «завершающий». Поэтому «хатиму ал-анбия» означает «последний Пророк».
И хотелось бы в этом же комментарии ответить на другой вопрос о том, что якобы «Коран был написан человеком».
Если вы начнёте читать Коран то найдете в нем множество фактов, которые пророк Мухаммад (мир ему и благословение всевышнего) никак не мог знать в силу того что он не получал никакого образования, не умел читать и писать.
В доказательство этого приведу несколько аятов из Корана:
1. Стадии развития человека в утробе матери. Всевышний Аллах говорит нам в Коране: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (Сура аль-Муминун, аяты 12-14).
2. Пример с фараоном, который гнался за Мусой (алейхис Салям): «Мы переправили сынов Исраила (Израиля,) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями» (Сура 10 «Юнус», 90-92). И действительно тело этого фараона было найдено в 1896 году и оно сохранено намного лучше чем мумии других фараонов.
Я привел лишь 2 небольших примера из Священного Корана, которые подтверждают его истинность, то что он ниспослан нашему любимому пророку Мухаммаду (мир ему и благословение всевышнего) от Аллаха (субхана вам тагалэ). Мухаммад (мир ему и благословение всевышнего) никоим образом не мог знать, каким образом происходит развитие плода в утробе матери, явно как и о том, что тело фараона было сохранено как знамение для людей размышляющих. В Коране множество примеров, объяснение некоторым из них наука находит только в наше время, Мухаммад (мир ему и благословение всевышнего) не мог знать всех этих вещей. Наш любимый пророк (мир ему и благословение всевышнего) был отправлен как милость для всех миров (Коран, сура 21 «аль-Анбия» («Пророки»), аят 107.) так дай нам Аллах чтобы больше людей воспользовались этой милостью и спаслись от твоего наказания в судный день. Ваалейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух!
Василий Вл.
Помимо трихинелл в свинье живут и размножаются вирусы.
Вирус такого тяжелого заболевания как энцефалит ( воспаление головного мозга) передается человеку от свиньи через кровососущих насекомых.
Другой, не менее опасной болезнью, которой заражается человек от свиней, является листериоз.
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Удивлены вопросом? Признаться, я, когда впервые такой вопрос услышал, тоже изрядно удивился. В самом деле, отсутствие понятия о чистых-нечистых животных или разрешённых-запрещённых продуктах в христианстве очевидно и общеизвестно. И тем не менее время от времени находятся люди, вполне серьёзно интересующиеся: «Можно ли кушать свинину?», а то и вовсе: «Почему христианам нельзя есть свинину»? И если первым отвечать более-менее просто, то развеивать заблуждение вторых бывает куда сложнее.
Что говорит Библия?
Искать ответы на возникающие вопросы в Священном Писании для христианина нормально и естественно. Тем более если вопрос такого рода, что появляется как раз у тех, кто Библию читает и стремится правильно понимать прочитанное. Собственно, в Библии о чистых и нечистых животных сказано немало. Стремясь оградить евреев от лишних контактов с язычниками, Бог предельно уменьшает количество потенциальных точек их соприкосновения. Не обходит Он стороной и бытовую сторону. У еврея даже рацион таков, что сесть за стол с неевреем ему проблематично. Бог запрещает ему употреблять в пищу мясо животных, которые не сочетают в себе двух признаков: не имеют раздвоенного копыта и не жуют жвачку (свинья как раз из их разряда – при раздвоенном копыте жвачным животным она не является), рыбу, которая не имеет одновременно чешуи и плавников, любых моллюсков, практически всех насекомых, кроме определённой разновидности саранчи. Ограничения простираются также и на сочетание продуктов, так, еврею нельзя одновременно есть мясное и молочное (во всяком случае, именно так в еврейской традиции понимается повеление не варить козлёнка в молоке его матери).
На первый взгляд, достаточно один раз перечитать Пятикнижие, чтобы отказаться не только от свинины, но и от крольчатины, скумбрии, креветок и добавления сметаны в борщ с мясом. Однако ничего подобного в жизни православных, как известно, не происходит. Единственное, что нас, пожалуй, роднит с евреями – запрет на употребление в пищу крови. Подробно об этом можно прочитать здесь и здесь:
Что же получается? Христиане едят свинину и не только её, нарушая тем самым повеления Бога, сформулированные в Писании? Ведь по Библии и животные должны делиться на чистых и нечистых и пища, стало быть, тоже не всякая разрешена. Свинину уж точно есть не положено. Так да не так. Чтобы делать выводы о том, каким, согласно Библии, должен быть рацион христианина, Библию, как минимум, следует прочитать полностью. Или хотя бы до 15-й главы Книги Деяний апостольских включительно. Там, напомню, идёт речь как раз о том, нужно ли уверовавшим из язычников прибегать к обрезанию, а также исполнять прочие предписания закона Моисеева. Результат обсуждения этого вопроса апостолами, которые собрались для этого в Иерусалиме, был следующим «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложервенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28–29). Что ж, на мой взгляд, яснее ясного. Ни о какой свинине здесь и речи нет.
Поэтому на вопрос, почему православные едят свинину, ответ может быть только один: потому что это нормально. Есть ли смысл считать недопустимым то, чего само Писание не запрещает? Ну а если кто думает иначе – прочитайте Библию от начала до конца, да не бегло или по диагонали, а внимательно и вдумчиво. Тогда вопрос, можно ли христианам есть свинину, не то чтобы отпадёт сам собой, он просто не возникнет.
А если духовник благословил?
Как ни странно, но верующие, сознательно избегающие употребления в пищу свинины, да и не её одной, гораздо чаще ссылаются на благословения неких духовников и старцев, нежели на неправильное понимание Писания. Ни для кого ведь не секрет, что среди нас, православных, полным-полно таких, кто Библию толком ни разу не прочитал. Да и зачем её читать, когда есть духовники со старцами, которые и растолкуют, и научат, да ещё и благословят для полного счастья. Причём существует прямая закономерность: чем меньше у человека интереса к Писанию, тем, как правило, фанатичнее его вера.
Итак, что же делать, если ты сам свинье ничуть не враг, а духовник не благословляет есть ни сала, ни мяса? Как минимум, менять духовника.
Как уже отмечалось, отрицательный ответ на вопрос, можно ли свинину православным христианам, свидетельствует о том, что человек за всю свою церковную жизнь ни разу не прочитал полностью Библию. Или же прочитал, не вдумываясь. С эдаким уровнем веры и христианского сознания нужно не в духовники метить и уж тем более не благословлять всякому встречному и поперечному «бремена неудобоносимые», а смиренно восполнять дефицит знаний, базовых, нужно заметить, как для христианина. Кроме того, навязчивое желание вторгаться в личную жизнь духовных чад, вплоть до контроля рациона, свидетельствует не столько о пастырской заботе, сколько о неумеренном властолюбии, которое, вкупе с невежеством, не располагает ни к чему другому, как только к бегству без оглядки от такого окормления.
А если просто не хочется?
Если уж говорить о том, когда отказ от свинины не является проявлением невежества, неумеренного неофитского задора или гнушения (что, безусловно, предосудительно), то достойными внимания окажутся только две причины.
Первая: не все любят свинину. О вкусах, как известно, не спорят. Кто не любит свинину, тот её не ест. И тот факт, что христианство не знает запрета на употребление свинины в пищу, вовсе не означает того, что её обязательно есть.
Вторая причина: воздержание. Сразу оговорюсь, я не имею в виду мирян, которые по какой-то причине решили отказаться от мяса и, в частности, от свинины. Для нас, имеющих в календаре более двухсот постных дней, подобного рода «подвиги» едва ли уместны. Опыт показывает, что они чаще надмевают незадачливого «подвижника», нежели приносят ему какую-либо пользу. В то же время для монахов отказ от употребления в пищу мяса является естественной составляющей «жития постнического». И в этом отказе нет ни тени гнушения, пренебрежения или брезгливости. Монах воздерживается от того, что разрешено ради подвига и подвиг этот достоин почтения как сам по себе, так и в контексте нашего времени, с его культом комфорта и зацикленностью на удобстве.
Итак, подытожим: ответ на вопрос, можно ли христианам есть свинину, может быть только положительным. Согласно Библии, согласно Типикону, согласно, в конце концов, сложившейся в наших краях традиции питания, православные христиане едят свинину, а также любое мясо, сало, рыбу, птицу, или овощи, ограничивая себя лишь рамками постов, потребностями собственного здоровья и естественным чувством меры.
Можно ли есть свинину христианам по библии
Ветхий Завет о разрешенной еде
Библия состоит из двух заветов – Ветхого и Нового. Современный христианин живет по Новому Завету. Однако Ветхий Завет по-прежнему изучают, а в нем свинина находится под строгим запретом. Свиное мясо не то что кушать, а даже трогать нельзя. Оно считается нечистым и оскверняет всякого, кто к нему прикасается.
Прямое указание на запрет в пищу свинины содержится в главе 14:6 книги Второзаконие. Здесь говорится о том, что можно есть только жвачных животных с раздвоенными копытами, а свиньи жвачку не едят. Запрещено прикасаться к трупу свиньи.
В книге пророка Исайи Господь прямо осуждает людей, которые едят свинину. Он говорит, что такие люди повергают его во гнев.
По Ветхому Завету свиней нельзя было разводить, употреблять в пищу или приносить в качестве жертвенного животного.
Современные пастыри считают, что столь множественные и строгие запреты даны были Богом еврейскому народу, чтобы он не смог ассимилироваться, сохранил свою идентичность. Правила не позволяли селиться израильтянам слишком близко к язычникам, поскольку там легко было «стать нечистыми».
Интересно, что запрет «не вари козленка в молоке матери его» имеет современное научное подтверждение. Доказано, что сочетание мясной пищи с молоком в одном блюде препятствует усвоению из мяса железа. В долговременной перспективе это может привести к развитию анемии.
А если духовник благословил?
Как ни странно, но верующие, сознательно избегающие употребления в пищу свинины, да и не её одной, гораздо чаще ссылаются на благословения неких духовников и старцев, нежели на неправильное понимание Писания. Ни для кого ведь не секрет, что среди нас, православных, полным-полно таких, кто Библию толком ни разу не прочитал. Да и зачем её читать, когда есть духовники со старцами, которые и растолкуют, и научат, да ещё и благословят для полного счастья. Причём существует прямая закономерность: чем меньше у человека интереса к Писанию, тем, как правило, фанатичнее его вера.
Итак, что же делать, если ты сам свинье ничуть не враг, а духовник не благословляет есть ни сала, ни мяса? Как минимум, менять духовника.
Как уже отмечалось, отрицательный ответ на вопрос, можно ли свинину православным христианам, свидетельствует о том, что человек за всю свою церковную жизнь ни разу не прочитал полностью Библию. Или же прочитал, не вдумываясь. С эдаким уровнем веры и христианского сознания нужно не в духовники метить и уж тем более не благословлять всякому встречному и поперечному «бремена неудобоносимые», а смиренно восполнять дефицит знаний, базовых, нужно заметить, как для христианина. Кроме того, навязчивое желание вторгаться в личную жизнь духовных чад, вплоть до контроля рациона, свидетельствует не столько о пастырской заботе, сколько о неумеренном властолюбии, которое, вкупе с невежеством, не располагает ни к чему другому, как только к бегству без оглядки от такого окормления.
Новый Завет и снятие ограничений
Иисус Христос пришел на землю, чтобы о. Об этом, по свидетельству апостолов, он сам говорит неоднократно. Новое соглашение отменяет старый договор, который был заключен Богом через Моисея. Новый закон жизни Господь обещает вложить в сердца каждого человека.
«Я вложу законы Мои в их умы, запишу в сердцах у них и стану их Богом, и они станут Моим народом.» (Евреям 8:7-13).
Таким образом, старые законы нивелируются, а человечество призывается к жизни по новым законам, которые больше регулируют жизнь духовную, нежели телесную. Больше нет никаких жестких ограничений в употреблении определенных продуктов. Мясо прямо разрешено вкушать любое, включая и тех животных, что ранее находились под запретом.
Первое послание Коринфянам 10:25-28 говорит, что разрешено любое мясо, которое продается на мясном рынке. Ограничения могут быть связаны только с тем, чтобы не омрачать собственную совесть. То есть, в сущности, человеку дается право выбора на свое усмотрение.
В главе 15 книге Деяний написано, что Апостольский Собор установил запрет на вкушение крови и мертвых животных, которые не были заколоты на еду, а «удавились» самостоятельно. Вкушение этой пищи поставлено в один ряд с блудом и идолопоклонством. В остальном новообращенным христианам предписывалось не делать другим того, чего они не хотели бы себе.
Таки образом запрет на свинину был отменен вместе с остальными ограничениями. Новозаветные христиане должны больше думать не о чистоте меню, а о чистоте души. Любовь к Богу и ближнему должна стать главной задачей в жизни. От свинины можно отказаться, чтобы не смущать, например, мусульман и иудеев при совместной трапезе.
Свинина в Библии. Закон о чистой и нечистой пище
Вопрос о чистой и нечистой пище, о чем собственно говоря Вы и спрашиваете, сегодня обсуждается многими христианами. Здесь мнение разделяется. Большинство конфессий считают, что Новым заветом закон Моисея был отменен, а стало быть, и заповеди о нечистой пище тоже обветшали. Однако, в Новом завете нет текстов как-то это подтверждающих. Все стихи, которые приводятся в пример сторонниками отмены закона, в контексте повествования имеют совершенно иное значение. Более того, в Новом завете есть много текстов возвышающих закон. Подробнее об этом читайте в моей книге «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» в частности, в главах » Актуальные заповеди Ветхого Завета Библии», » Ветхий завет и Новый. Закон Моисея, Писание» и близлежащих разделах книги. Да и хорошее знание закона Моисея не дает сделать вывод об его отмене. Все ветхозаветное Писание говорит о неизменности Бога и Его закона. Читайте об этом в главе «Бог неизменен и Его закон не изменяется».
Матф. 5:17 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить
. 18 Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все
. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».
Лук. 16:17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
Все же остальные заповеди, которые еще не исполнились, включая заповеди о нечистой пище, остаются до сих пор актуальными для всех верующих.
Более того, нечистая птица упоминается в тексте Нового завета, Иоанном в книге Откровение, которое датируется концом I века н.э. Это доказывает, что даже в конце 1 века христиане все еще различали чистых и нечистых животных.
Откр.18:2 …пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой НЕЧИСТОЙ
и отвратительной птице…
Стоит отметить, что ученые уже доказали, что многие животные перечисленные в 11 главе книги Левит на самом деле вредны для употребления в пищу. Так, например, свинину не дают детям в школе и садике, а в инструкции по спасению в случае кораблекрушений, написанной для американских военнослужащих морского флота, не рекомендовано употреблять тех водных жителей, которых запретил Бог в Библии.
Что касается мусульман, то не мы должны поступать как они… Наоборот, судя по тому, что Коран писался более чем через 500 лет после последней книги Библии, то скорее всего заповедь о свинине, мусульмане взяли из Писания, как и многие другие правила, нашедшие отражение в Священной книге правоверных.
В Новом завете есть несколько текстов, на которые указывают сторонники безограничительного питания. Иисус однажды сказал:
«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мар. 7:15, Матф. 15:11).
Кончено, из этой фразы можно сделать вывод о том, что в уста можно помещать все что угодно. Однако, важно понять, эту ли мысль хотел донести до нас Иисус, или Он говорил о чем-то другом.
При первом же прочтении целиком этой истории, которая рассказана евангелистами Марком и Матфеем (7 Ев. от Марка, 15 Ев. от Матфея) видно, что Христос этой фразой нес совсем другую весть своим слушателям. Из контекста повествования видно, что духовные учителя того времени книжники и фарисеи высказали претензию Иисусу, что Его ученики «преступают предание старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» (Матф. 15:2, Мар. 7:2).
В ответ на этот упрек Христос обличил своих оппонентов, в том, что они преданиями старцев отменили прямые Божьи заповеди (см. Матф. 15:3-9, Мар. 7:6-13). Иисус привел им в пример заповедь про заботу о родителях, (Исх. 20:12), которую старцы изменили своим преданием так, что она потеряла тот смысл, который в нее закладывал Бог. То есть, прямо нарушая Божий закон, фарисеи между тем уделяли очень много внимания придуманным ими религиозным обрядам, в том числе умытию рук, омовению кружек и чаш, и сему подобному (см. Мар. 7:8).
В главе «Закон заповедей и учение» моей книги пояснено, что речь здесь идет не о мытье рук из соображений гигиены, а о ритуальном очищении перед трапезой, действующим у иудеев тогда и до сих пор. Таким образом, на укор книжников и фарисеев в неумытии рук, Христос ответил, что Он лишь не соблюдает придуманный людьми обряд, так как он не важен для духовной жизни человека. Именно это Свое мнение Иисус пояснил известной фразой:
«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мар. 7:15, Матф. 15:11).
Как мы теперь видим, в уроке Иисуса нет намека на продукты питания, а речь идет о ритуальной, духовной нечистоте, которую фарисеи связывали с несоблюдением обряда омовения рук. Иисус же пояснил, когда человек духовно нечист:
Матф. 15:17 «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? 18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — 20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека
Если же принимать буквально слова Иисуса «Ничто
, входящее в человека извне, не может осквернить его», то получается что апостолы затем начали противоречить своему Учителю, так как на первом соборе запретили христианам согласно закону Моисея вкушать «идоложертвенное, кровь, и удавленину» (Деян. 15:29). Однако, мы понимаем, что Библия не может себе противоречить, то есть, ученики не могли противоречить Учителю… Поэтому отнесение слов Христа исключительно к «неумытым рукам» является единственно возможным, так как соответствует контексту повествования и не вступает в противоречие с иными текстами Священного Писания.
Валерий Татаркин
Другие Комментарии к Библии (вопросы-ответы)
Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
Теги: Закон, чистая, нечистая, пища, Свинина, Библия |
Итоги
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.
А если просто не хочется?
Если уж говорить о том, когда отказ от свинины не является проявлением невежества, неумеренного неофитского задора или гнушения (что, безусловно, предосудительно), то достойными внимания окажутся только две причины.
Первая: не все любят свинину. О вкусах, как известно, не спорят. Кто не любит свинину, тот её не ест. И тот факт, что христианство не знает запрета на употребление свинины в пищу, вовсе не означает того, что её обязательно есть.
Вторая причина: воздержание. Сразу оговорюсь, я не имею в виду мирян, которые по какой-то причине решили отказаться от мяса и, в частности, от свинины. Для нас, имеющих в календаре более двухсот постных дней, подобного рода «подвиги» едва ли уместны. Опыт показывает, что они чаще надмевают незадачливого «подвижника», нежели приносят ему какую-либо пользу. В то же время для монахов отказ от употребления в пищу мяса является естественной составляющей «жития постнического». И в этом отказе нет ни тени гнушения, пренебрежения или брезгливости. Монах воздерживается от того, что разрешено ради подвига и подвиг этот достоин почтения как сам по себе, так и в контексте нашего времени, с его культом комфорта и зацикленностью на удобстве.
Итак, подытожим: ответ на вопрос, можно ли христианам есть свинину, может быть только положительным. Согласно Библии, согласно Типикону, согласно, в конце концов, сложившейся в наших краях традиции питания, православные христиане едят свинину, а также любое мясо, сало, рыбу, птицу, или овощи, ограничивая себя лишь рамками постов, потребностями собственного здоровья и естественным чувством меры.
Религиозный запрет на употребление свинины мусульманами
Причина отказа мусульман от свинины, несомненно, кроется в религиозных предписаниях. В Коране говорится о том, что Аллах не разрешает верующим употреблять в пищу мясо и кровь свиньи. Кушать нельзя и то, что не принесено в жертву. В исламе запрещена торговля свининой.
Люди, которые живут в разных странах, не могут найти рационального объяснения на то, что свинина является запретной у мусульман. Мясо свиньи почти постоянно присутствует в рационе многих народов.
Интересно то, что в Торе и Библии тоже есть слова, которые говорят о нечистоте свиньи и о запрете употребления ее мяса в пищу. Иудеи, как и люди исповедующие ислам, не едят свинину, а вот христиане считают его очень питательным продуктом.
Есть логичное объяснение того, почему христиане игнорируют предписания, которые указаны в Библии. Все дело в разной природной среде. Мусульманские народы чаще живут в жарком климате, поэтому выращивать свинину им невыгодно. Такая же ситуация и с иудеями.
У христиан исторически сложилось так, что свинья – это главное домашнее животное, которое присутствует в рационе на постоянной основе. Это объясняется благоприятными условиями для выращивания овощей и корма для свиней.
Почему православным нельзя есть свинину
Согласно писания, представленного в Ветхом завете, употребление в пищу животных, умерших естественной смертью (то бишь которым не спустили кровь), а также мясо удушенных божьих тварей запрещено. К тому же под запрет попадает поедание кровяной колбасы и аналогичных продуктов, при изготовлении которых используется кровь животного.
Воспрещение же такого рода связано со Священным писанием, где говорится, что животные имеют душу – душа божьей твари находится в крови ее. Нельзя ни в коем случае вкушать душу животного вместе с его плотью. Если же верующий будет поедать вместе с пищей кровь божьих тварей, то он обретет образ того животного чью кровь он поглотил.
Следует отметить, что согласно Ветхому завету в основном к нечистой звериной плоти относятся:
Но при всем при этом нечистое мясо, такое как, к примеру, свиное мясо, разрешается употреблять в периоды голода или же нужды.