можно ли есть мясо в день причастия

Пост перед Причастием

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Держать пост перед Причастием принято в течение трёх дней. Если человек приступает к Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до недели. Если же соблюдает все однодневные (среда, пятница, Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня) и многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) посты, то Церковь не накладывает никаких дополнительных обязательств, или будет достаточно лишь одного чуть более строгого дня перед Причастием.

Обязательным является полное воздержание от пищи непосредственно перед самим Таинством. С 12 часов ночи, если богослужение утром, или за 6 часов до начала Литургии, если она совершается вечером или ночью, верующие не едят и не пьют.

В остальном же продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств и с учетом, что как излишнее усердие, так и излишние послабления не принесут пользы.

Что едят в пост перед причастием?

Можно ли есть рыбу в пост перед причастием?

Решать такие вопросы нужно индивидуально, учитывая особенности бытовой и духовной жизни и советуясь со знакомым священником.

Можно ли морепродукты в пост перед причастием?

Стоит также помнить, что питаться во время любого поста нужно скромно, а дорогие морские деликатесы вряд ли можно считать воздержанием. В любом случае, выбирая, как поститься (с морепродуктами, рыбой или иными послаблениями), надо сохранять разумность и рассудительность.

Можно ли кофе в пост перед причастием?

Непосредственно утром перед Причастием выпить чашечку кофе, конечно, нельзя, так как к Таинству нужно подходить натощак. А вот в дни подготовки чёрный кофе допустим, так как это постный продукт.

Другое дело, если человек любит кофе до такой степени, что и сам уже замечает в этом проблему. Кофеману как раз в дни поста перед Причастием можно попробовать снизить количество употребления любимого напитка. Ведь смысл поста в первую очередь в том, чтобы научиться совладать со своими желаниями и побороть свои страсти. Пост перед Причастием подходящий повод, чтобы попробовать справиться с пристрастием к кофе.

Пост перед причастием в сплошную седмицу

И всегда во время поста перед Причастием нужно помнить, что сами мясо и молоко не несут в себе греха, а греховными их потребление может сделать наше отношение. Как правильно поститься, каждому христианину может и должна подсказать его собственная совесть.

Источник

Отче, подскажите, можно ли вкушать мясо и вино в день причастия?

Отче, подскажите, можно ли вкушать мясо и вино в день причастия?

священник Вадим Леонов, преподаватель Сретенской Духовной Семинарии

Дорогой Андрей. Никаких канонических препятствий для вкушения мяса и вина в день Причащения (после окончания Божественной литургии) нет. Единственное пожелание в этом отношении, чтобы все указанное употреблялось в умеренном количестве и не превращалось в объедение и пьянство.

Читайте также

Глава 24: О еде и питье: как и когда вкушать и воздерживаться

Глава 24: О еде и питье: как и когда вкушать и воздерживаться 1. Письмо святого Палладия Лавсу ПрепозитуУжайся всеми силами своего ума, прошу тебя, раб Божий Лаве. Не связывай своей свободной воли обетом из притворного угождения человекам. Многие от этого пострадали: из — за

Можно ли купаться после 2-го августа (день Ильи пророка)?

Можно ли купаться после 2-го августа (день Ильи пророка)? иеромонах Иов (Гумеров)Со дня пророка Божия Илии (20 июля по Юлианскому календарю) в средней России появляются первые признаки приближающейся осени: контраст между дневной и ночной температурой. Поэтому заметно

Что можно есть в день после причастия?

Что можно есть в день после причастия? Иеромонах Иов (Гумеров)Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста.

Подскажите, как бороться с гордыней, унынием и гневливостью?

Подскажите, как бороться с гордыней, унынием и гневливостью? игумен Пимен (Цаплин)Прп. Иоанн Лествичник. — Как вода мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева.Кротость безгневия

В любой ли день когда есть Литургия можно причащаться взрослому человеку?

В любой ли день когда есть Литургия можно причащаться взрослому человеку? иеромонах Адриан (Пашин) Литургия для того и совершается, чтобы верующие причащались Тела и Крови Христовой. О частоте причащения, количестве дней поста перед причастием и о других подобных

Можно ли в день Усекновения главы Иоанна Предтечи использовать режущие инструменты?

Можно ли в день Усекновения главы Иоанна Предтечи использовать режущие инструменты? иеромонах Иов (Гумеров)Усекновение главы Иоанна Предтечи — праздник, посвященный молитвенному воспоминанию события, описанного в двух Евангелиях (Мф.14:1-13; Мк.6:14–30). Начало праздника

Как объяснить то, что до потопа люди мясо не ели, а после потопа мясо было им дозволено?

Как объяснить то, что до потопа люди мясо не ели, а после потопа мясо было им дозволено? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВ отличии от заповеди, данной первому человеку (Быт.1:29), Господь после потопа благословил животную пищу: «все движущееся, что

Можно ли есть мясо и убивать животных?

Можно ли есть мясо и убивать животных? Учение о перевоплощении остро ставит вопрос об употреблении в пищу мяса животных. Ведь если человек был или может стать после смерти животным, а любое животное потенциально является человеком, то убивать животное и есть его мясо —

112 МОЖНО ЛИ ЕСТЬ МЯСО ЧЕЛОВЕКА, НАЙДЕННОГО В ЧРЕВЕ ЗАРЕЗАННОЙ КОРОВЫ

112 МОЖНО ЛИ ЕСТЬ МЯСО ЧЕЛОВЕКА, НАЙДЕННОГО В ЧРЕВЕ ЗАРЕЗАННОЙ КОРОВЫ Талмуд учит, что если в чреве зарезанного домашнего животного обнаружен зародыш, имеющий форму голубя, есть этот зародыш нельзя — ибо у него отсутствуют копыта, отличительный признак разрешенного в пищу

127 МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ГЛИНЯНЫМИ СОСУДАМИ, В КОТОРЫХ РИМЛЯНЕ ДЕРЖАЛИ ВИНО

127 МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ГЛИНЯНЫМИ СОСУДАМИ, В КОТОРЫХ РИМЛЯНЕ ДЕРЖАЛИ ВИНО Закон запрещает пить вино неевреев, придерживающихся языческих верований, — например, римское вино времен империи. Заодно мудрецы наложили запрет и на использование пустых глиняных сосудов, в

9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха 10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха 10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее

12. И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 13. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» 14. И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено ва

12. И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 13. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» 14. И открыл мне в уши Господь Саваоф: не

150. Вопрос: Подскажите, что противопоставить скорби?

150. Вопрос: Подскажите, что противопоставить скорби? Рецепт духовный святителя Игнатия (Брянчанинова)Присылаю вам рецепт духовный и советую вам употребить предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий, и душевных и телесных. Не

17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

17. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. (Мк. 2:22; Лк. 5:37-39). Речь в этом стихе гораздо яснее, чем в 16, и образы понятнее. Всякому известно, что если

Сколько раз в день и во время какого поста можно есть

Сколько раз в день и во время какого поста можно есть Для монахов количество трапез в различные дни регламентируется церковным уставом. Для мирян правил не существует, но они должны проявлять благоразумие и избегать излишеств в еде. Количество съедаемой во время поста

Источник

Что можно есть в день после причастия?

можно ли есть мясо в день причастия. Смотреть фото можно ли есть мясо в день причастия. Смотреть картинку можно ли есть мясо в день причастия. Картинка про можно ли есть мясо в день причастия. Фото можно ли есть мясо в день причастия

можно ли есть мясо в день причастия. Смотреть фото можно ли есть мясо в день причастия. Смотреть картинку можно ли есть мясо в день причастия. Картинка про можно ли есть мясо в день причастия. Фото можно ли есть мясо в день причастияможно ли есть мясо в день причастия. Смотреть фото можно ли есть мясо в день причастия. Смотреть картинку можно ли есть мясо в день причастия. Картинка про можно ли есть мясо в день причастия. Фото можно ли есть мясо в день причастия

Что можно есть в день после причастия?

Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста. Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.

Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4: 4–5).

Комментируя вышеприведенное апостольское правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Уже в самом начале существования Церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Священного Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи как об абсолютном зле. То же находим и в апостольских постановлениях (VI. 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости. От упомянутых еретиков учение это начало проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, то есть как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех делающих это по еретическим побуждениям и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать, прежде всего, на евангельское учение; если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из Церкви как последователя еретического учения о воздержании».

Источник

Несколько мыслей о посте

свя­щен­ник Алек­сандр Пика­лев

Я прак­ти­че­ски уверен, что каждый или почти каждый свя­щен­ник, слу­жа­щий на при­ходе, во время Вели­кого поста или непо­сред­ственно перед ним, стра­дает от докуч­ли­вых вопро­сов при­хо­жан и просто людей, слу­чайно захо­дя­щих в цер­ковь, о том, как поститься, что есть, что не есть, когда можно масло, когда рыбу, когда нельзя ни того, ни дру­гого, сколько раз в день и в какое время есть и т.д. и т.п.

И невольно воз­ни­кает такое впе­чат­ле­ние, что пра­во­слав­ный пост есть такая необык­но­венно слож­ная и изощ­рен­ная диета, кото­рая ни одному спе­ци­а­ли­сту-дие­то­логу не при­снится и в кош­мар­ном сне.

Да, к сожа­ле­нию, очень и очень не редко для постя­щихся время поста ста­но­вится вре­ме­нем скру­пу­лез­ного иссле­до­ва­ния над­пи­сей на упа­ков­ках пище­вых про­дук­тов: есть ли в составе молоко, яйца и т.п., пусть в ничтож­ных коли­че­ствах, но их нали­чие даже на уровне 0,001% уже делает про­дукт негод­ным к упо­треб­ле­нию.

Когда я, зайдя одна­жды в супер­мар­кет, решил посмот­реть на окру­жа­ю­щее меня изоби­лие гла­зами такого вот гастро­но­ми­че­ского фари­сея, то был постав­лен в совер­шен­ней­ший тупик над­пи­сью на коробке с рисо­выми хло­пьями. Над­пись гла­сила: «про­дукт МОЖЕТ содер­жать незна­чи­тель­ное коли­че­ство молока». И тут воз­ни­кает дилемма не слабее гам­ле­тов­ского «быть или не быть?» – «содер­жит или нет?» из над­писи сле­дует, что про­дукт МОЖЕТ содер­жать молоко, сле­до­ва­тельно, может и НЕ содер­жать. И как тут быть бед­ному постя­ще­муся без про­ве­де­ния серьез­ной экс­пер­тизы, непо­нятно.

Может то, что я пишу, кому-то пока­жется насмеш­кой над хри­сти­ан­ским воз­дер­жа­нием и бла­го­че­стием, но опи­сан­ное – лишь самая без­обид­ная сте­пень посто­вых суе­ве­рий. Напри­мер, бытует мнение, что в пост нельзя есть ничего вкус­ного, сиречь слад­кого, соле­ного, при­прав­лен­ного, ничего чтобы достав­ляло при­ят­ные вку­со­вые ощу­ще­ния, т.к. это уже страш­ный грех гор­тан­обе­сия. Так же весьма не реко­мен­ду­ется соевое «мясо» (у кого только язык повер­нулся назвать эту гадость мясом – прим. авт.) т.к. оно, якобы похоже(?) на мясо, сле­до­ва­тельно. вку­ша­ю­щий этот рас­ти­тель­ный про­дукт, думает о мясе и в мыслях своих нару­шает пост.

Но это все опять же, мелочи. Бывают случаи откро­вен­ного посто­вого мазо­хизма, когда не в меру постя­щийся дово­дит себя как мини­мум до голод­ного голо­во­кру­же­ния, потому что (это чаще всего бывает на первой неделе поста) не поз­во­ляет себе сде­лать до захода солнца даже глотка воды. Я лично знал одну «вели­кую пост­ницу», кото­рая над­ку­сив булочку и про­гло­тив кусо­чек, обна­ру­жила в булочке крем. Тут же она кину­лась бегом в сан­узел, чтобы при помощи извест­ного спо­соба извлечь назад из орга­низма «небо­го­угод­ное» брашно.

К таким же суе­вер­ным курье­зам можно отне­сти и не име­ю­щие непо­сред­ствен­ного отно­ше­ния к Вели­кому посту суе­ве­рия: не есть мяса в день при­ча­стия (кстати, такую реко­мен­да­цию иногда можно услы­шать и от свя­щен­но­слу­жи­те­лей), не есть ничего 2 часа после при­ча­стия, ждать пока «всо­сется», не есть после при­ча­стия рыбу, а уж если забыл и поел и уж если выплю­нул косточки, то сжи­га­ются они с такими цере­мо­ни­ями, с какими, навер­ное не при­но­си­лась жертва все­со­жже­ния в вет­хо­за­вет­ном Храме. Суще­ствует необык­но­венно стой­кая тра­ди­ция (кото­рую опять же нередко под­дер­жи­вают свя­щен­но­слу­жи­тели) поститься перед при­ча­стием несколько дней (обычно три) даже в те дни, в кото­рые пост запре­щен уста­вом (суб­бота и вос­кре­се­нье). Абсурд­ность этой тра­ди­ции усу­губ­ля­ется еще и тем, что свя­щен­ники, бла­го­слов­ля­ю­щие такой пост, сами его не соблю­дают и с чистой сове­стью едят мясо перед вос­крес­ной все­нощ­ной, не смотря на то, что завтра слу­жить Литур­гию, вопло­щая слова Христа: «свя­зы­вают бре­мена тяже­лые и неудо­бо­но­си­мые и воз­ла­гают на плечи людям, а сами не хотят и пер­стом дви­нуть их» ( Мф. 23:4 ).

Но если все ска­зан­ное можно назвать досад­ным недо­ра­зу­ме­нием, суще­ству­ю­щим либо по при­чине неве­же­ства, либо показ­ного бла­го­че­стия или нера­зум­ной рев­но­сти по вере, то осо­бенно хоте­лось бы выде­лить одно кощун­ствен­ное и анти­цер­ков­ное суе­ве­рие – недо­пу­ще­ние всех без раз­бору веру­ю­щих к Евха­ри­стии на Пасху и всю Свет­лую сед­мицу под пред­ло­гом: мол, они весь пост пости­лись, при­ча­ща­лись, а теперь поста нет и при­ча­щаться не надо. Таким обра­зом при­хо­дится наблю­дать, что пас­халь­ные Литур­гии всю Свет­лую сед­мицу – время осо­бого тор­же­ства Церкви, особой радо­сти, время Празд­ника празд­ни­ков и Тор­же­ства тор­жеств (а цер­ков­ное тор­же­ство вне Евха­ри­стии – НЕ цер­ков­ное тор­же­ство), пре­вра­ща­ются в театр одного актера и слова екте­ньи: «о пред­ло­жен­ных и освя­щен­ных Чест­ных Дарех Гос­поду помо­лимся» звучат в пустом про­стран­стве, некому о них молиться, т.к. в эти цен­траль­ные для всего бого­слу­жеб­ного года дни никто этим Дарам не при­ча­стен.

Но вер­немся к Вели­кому посту и к тому досад­ному обсто­я­тель­ству, что очень часто это пост сво­дится для нас к изу­че­нию содер­жи­мого соб­ствен­ной тарелки. В связи с этим мне в голову невольно пришла мысль: если бы сейчас к власти пришли какие-нибудь тайные враги Церкви, то для того, чтобы демо­ра­ли­зо­вать веру­ю­щих им не при­шлось бы, подобно Юлиану Отступ­нику, кро­пить все подряд идо­ло­жерт­вен­ной кровью. Доста­точно было бы на всех про­дук­тах напи­сать, жела­тельно покруп­нее, что в состав входят молоко и яйца. Смута, не мень­шая по мас­штабу, чем недав­няя эпи­де­мия ИННизма, была бы гаран­ти­ро­вана.

Конечно же нельзя гово­рить, что пост в пище есть что-то мало­важ­ное и тре­тье­сте­пен­ное. О важ­но­сти и пользе посто­вого воз­дер­жа­ния в пище пишут все святые отцы, и каждый нели­це­мерно постя­щийся знает, как они правы. Речь о другом. О том, что одно­бо­кое, чисто гастро­но­ми­че­ское пони­ма­ние поста без нрав­ствен­ной и духов­ной основы, кото­рая есть пока­я­ние, Евха­ри­стия и рож­да­ю­ще­еся от них сми­ре­ние. Пост без сми­ре­ния пре­вра­ща­ется в свою про­ти­во­по­лож­ность. Всем известно, что злой и голод­ный чело­век это гораздо хуже, чем просто злой. И тут сам собой вспо­ми­на­ется один лите­ра­тур­ный анек­дот: убили раз­бой­ники ночью на дороге мужика, обыс­кали труп, денег не нашли. Нашли кото­мочку, а в ней хлеб и сало. Хлеб забрали, а сало не тро­нули, потому что был Вели­кий пост.

Тем не менее пост необ­хо­дим. И как все в Церкви, пост регла­мен­ти­ро­ван уста­вом. Вот там-то, в Типи­коне, и напи­сано, когда с маслом, когда без масла, когда можно рыбу и т.п. Но прежде чем избрать для себя Типи­кон как непре­лож­ное руко­вод­ство в деле поста, надо вспом­нить, что это древ­ний мона­ше­ский устав, устав древ­них и истин­ных, а не пока­зуш­ных, подвиж­ни­ков, для кото­рых стро­гость телес­ного поста была пол­но­стью созвучна их духов­ному и нрав­ствен­ному воз­дер­жа­нию. Духов­ная и телес­ная жизнь нахо­ди­лась у них в полной сим­фо­нии. Поэтому пост по Типи­кону для совре­мен­ных люби­те­лей гла­мур­ных жур­на­лов и «Поля чудес» – это просто насмешка над постом и его про­фа­на­ция.

Еще необ­хо­димо отме­тить, что пост строго по Уставу рас­счи­тан на здо­ро­вого чело­века и само собой непри­ем­лем к боль­ным, ста­ри­кам, детям, бере­мен­ным и кор­мя­щим жен­щи­нам или людям, зани­ма­ю­щимся тяже­лым физи­че­ским трудом. И такой ситу­а­ции Устав усту­пает место объ­ек­тив­ным чело­ве­че­ским нуждам. И нет ничего анти­пра­во­слав­ного, что кре­стья­нам, рабо­та­ю­щим весной в поле во время поста, раз­ре­ша­ются молоч­ные про­дукты, а уча­щимся (даже семи­на­ри­стам) рыба, потому что типи­кон ведь не с неба упал. Его писали люди. И одним из самых ярких сви­де­тельств его чело­веч­но­сти служат слова сто­я­щие в начале главы о Святой Четы­ре­де­сят­нице: «в поне­дель­ник первыя сед­мицы зна­ме­нает пара­ек­кле­си­арх к свету коснее, вечер­него ради уте­ше­ния», по-русски: «в поне­дель­ник первой недели поста утром поно­марь созы­вает братию на молитву позже обыч­ного по при­чине вче­раш­него засто­лья». На языке типи­кона словом «уте­ше­ние» обо­зна­ча­ется нали­чие на мона­стыр­ской тра­пезе вина и чисто по чело­ве­че­ски понятно, что тому, кто выпил нака­нуне спирт­ного несколько больше обыч­ного, сего­дня не мешает поспать подольше. Вот об этой чело­веч­но­сти устава неплохо бы вспом­нить его чрез­мер­ным рев­ни­те­лям.

Постясь телесно, нельзя забы­вать, ради чего мы постимся, какой цели служит это цер­ков­ное сред­ство. Пост – это подвиг нашего цер­ков­ного един­ства, един­ства не просто тра­ди­ци­о­на­ли­сти­че­ского, не просто про­яв­ле­ния един­ства наших убеж­де­ний, а прежде всего про­яв­ле­ния един­ства евха­ри­сти­че­ского, без кото­рого пост пре­вра­ща­ется просто в пустую внеш­нюю форму.

Пре­крас­ным при­ме­ром пра­виль­ного отно­ше­ния к Евха­ри­стии, служит исто­ри­че­ское повест­во­ва­ние о гоне­ниях рим­ского импе­ра­тора Дио­кле­ти­ана (конец III – начало IV века) гоне­ния эти были самыми силь­ными за всю трех­сот­лет­нюю исто­рию гоне­ний. Никто до него не про­ли­вал столько хри­сти­ан­ской крови.

Легко можно себе пред­ста­вить, как бы был оза­да­чен вели­кий гони­тель, если бы попы­тался про­вер­нуть такой маневр сего­дня. Кругом вроде бы хри­сти­ане, а хва­тать и львам скарм­ли­вать некого.

Мы необык­но­венно много теряем, видя в посте только диету, кото­рая пред­ше­ствует обиль­ному пас­халь­ному столу. Пост – это напо­ми­на­ние нам о нашей гре­хов­но­сти, напо­ми­на­ние о том, как мы зави­симы от мате­ри­аль­ного мира, от сыто­сти и как мы в этой зави­си­мо­сти пере­стаем быть рабами Христа. Пост напо­ми­нает нам об утра­чен­ном Небес­ном оте­че­стве, неда­ром за Все­нощ­ным бде­нием звучат слова 136-го псалма – плача пле­нен­ных вави­ло­ня­нами изра­иль­тян. Это напо­ми­на­ние нам о том, что мы на земле чуждей, на кото­рой нельзя петь песнь Гос­подню.

Суть поста не в посте, а в Пасхе, а суть Пасхи в спа­се­нии, обО­же­нии чело­ве­че­ской при­роды, дару­е­мой нам через При­ча­стие.

Поэтому пра­во­слав­ный пост, как и вообще хри­сти­ан­ская жизнь, должен сви­де­тель­ство­вать о том, что хри­сти­а­нин живет для того, ради чего не страшно уме­реть. И поэтому Дио­кле­тиан не ошибся.

Источник

Что можно и что нельзя в Церкви?

Правила поведения в Церкви

Приблизительное время чтения: 7 мин.

можно ли есть мясо в день причастия. Смотреть фото можно ли есть мясо в день причастия. Смотреть картинку можно ли есть мясо в день причастия. Картинка про можно ли есть мясо в день причастия. Фото можно ли есть мясо в день причастия

протоиерей Алексей Митюшин

Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Можно ли в церкви фотографировать?

Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.

Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.

можно ли есть мясо в день причастия. Смотреть фото можно ли есть мясо в день причастия. Смотреть картинку можно ли есть мясо в день причастия. Картинка про можно ли есть мясо в день причастия. Фото можно ли есть мясо в день причастия

Фото Владмира Ештокина

Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?

Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.

С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.

Могут ли животные находиться в храме?

По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.

А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.

В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.

Можно ли некрещенным посещать церковь?

Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.

Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?

Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.

Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.

Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?

Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.

Можно ли кушать перед посещением храма?

Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.

В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.

Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.

Кому нельзя венчаться?

Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.

Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.

В какое время нельзя венчаться?

Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.

Можно ли развенчаться в церкви?

В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.

Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.

Как следует выглядеть женщине в церкви?

Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.

Может ли женщина ходить в храм в брюках?

Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.

Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.

Можно ли приходить в храм накрашенной?

Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.

Когда можно исповедоваться в церкви?

Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.

Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.

Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.

Когда можно причаститься в церкви?

В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.

Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.

Когда можно заходить в церковь?

В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.

Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?

Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.

Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.

Что можно заказать и купить в церкви?

В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.

Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.

В какой церкви можно покреститься?

Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.

Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.

Можно ли чем-то заразиться в церкви?

Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.

Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.

Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?

Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.

Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.

Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.

В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *