можно ли есть мясо осьминога мусульманам

Можно употреблять в пищу осьминога?

можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть картинку можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Картинка про можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам

Вопрос: Я очень люблю морепродукты, но всегда волновал вопрос дозволенности их употребления. О дозволенности (халяль) рыбы общеизвестно, а можно ли употреблять в пищу мясо осьминога, кальмара и мидии?

Ответ:

Известный ученый шафиитского мазхаба Шихабуддин ар-Рамли в книге «Фатава ар-Рамли» на вопрос о дозволенности употребления в пищу мидии отвечает:

(فأجاب) بأنه يحل أكلها كما أفتى به ابن عدلان وعلماء عصره؛ لأنها من طعام البحر ولا تعيش إلا فيه، وقد نص الشافعي رضي الله عنه على أن حيوان البحر الذي لا يعيش إلا فيه يؤكل …»فتاوى الرملي « (ج4 ص71)

«Их разрешено есть, согласно решению (фетве) ибн Адлана и других современников, потому что мидии относятся к морской пище (обитателям моря), и они нигде не пребывают, кроме как в воде.

можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть картинку можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Картинка про можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам

Имам аш-Шафии прямым текстом указал на дозволенность употребления в пищу мяса морских животных, которые нигде, кроме как в воде, не обитают». (См. «Фатава ар-Рамли», том 4, стр. 71).

Заключение:

Согласно мазхабу имама аш-Шафии, все животные, которые обитают в море (воде), и не могут долгое время существовать вне воды, дозволены к употреблению.

Примерами таких животных могут служить кит, акула, дельфин, осьминог, кальмар, мидии и т.п.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Можно ли есть креветки, мидии, кальмаров и осьминогов?

Вопрос:

Можно услышать много разных мнений про употребление в пищу креветок, мидий, кальмаров и осьминогов. Не могли бы вы сказать, можно ли есть что-то из этого и почему что-то из вышеперечисленного есть нельзя?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Согласно ханафитскому мазхабу, можно есть только тех обитателей моря, которые называются арабским словом «самак»[1]. Слово «самак» обычно переводится как «рыба».

Что касается креветок, то насчет них ученые разошлись во мнениях.

Причина этого – в том, что есть некая неясность, к какому виду отнести креветок. Некоторые ученые сочли, что креветки относятся к «самак»; другие решили, что не относятся. Те ученые, которые считали, что креветки – это тоже «самак», дозволяли их употребление в пищу. А те ученые, которые не считали, что креветки относятся к «самак», говорили, что их есть запрещено.

Ученые Индийского субконтинента, которые разрешали есть креветки:

1) Мавляна Ашраф Али Санви, рахимахуллах.

2) Муфтий Абдур-Рахим Ладжпури, рахимахуллах.

3) Муфтий Мухаммад Абдус-Салям Чатгами, рахимахуллах.

Ученые Индийского субконтинента, которые запрещали есть креветки:

1) Мавляна Рашид Ахмад Гангохи, рахимахуллах.

2) Мавляна Халиль Ахмад Сахаранпури, рахимахуллах.

3) Мавляна Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах.

Оба эти мнения достоверны и достойны уважения. Богобоязненный человек, однако, не станет есть креветки, хотя существует и другое мнение.

Муфтий Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах, пишет в «Ахсануль-фатва», что у рыбы есть три качества[2]:

Таким образом, у мидий, кальмаров и осьминогов вообще нет качеств, присущих рыбе. Поэтому они не считаются рыбами. Значит, есть мидии, кальмаров и осьминогов, согласно ханафитскому мазхабу, не разрешается.

А Всевышний Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

[1] (وَلَا) يَحِلُّ (حَيَوَانٌ مَائِيٌّ إلَّا السَّمَكُ) (الدر المختار ج 6 ص 306 أيج أيم سعيد)

Источник

Морепродукты (креветки, крабы, лобстеры) халяль

Бытует мнение, что мусульманам запрещено употреблять в пищу многие морепродукты, а именно — креветок, мидий, кальмаров, крабов, раков, лобстеров, осьминогов и т. д. Правда ли это и почему?

Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]»[1].

В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь и сильно проголодавшись, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении двух недель. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка [2].

Считаю верным мнение, что все живущее в воде и съедобное для человека является разрешенным (халяль) и специального ритуала заклания не требует. Об этом говорило большинство мусульманских ученых. Упомянутый достоверный хадис — прямой тому аргумент. Ученые ханафитского мазхаба говорили о дозволенности лишь рыбы. Обоснование косвенно и не убедительно. А потому — это не более чем мнение, которого можно как придерживаться, так и не придерживаться[3]. Сам я в религиозной практике следую ханафитскому мазхабу, но без строгой и слепой приверженности лишь ему.

В заключение напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным[4]]»[5].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1317, хадис № 4362; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153, хадис № 3637; аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая [Водружение знамени для хадисов (книги) «Аль-хидая»]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 4. С. 204.

[3] Подробнее богословскую полемику по этому вопросу см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2790–2792; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 8. С. 153–156.

[4] Сюда нельзя относить сигареты, так как их не существовало во времена Пророка. Богословское заключение об их запретности (харам) сформулировано современными мусульманскими учеными на основе научно и экспериментально доказанной степени вреда — постепенное разрушение здоровья и убийство человека.

[5] Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

Источник

Дозволенные и запретные в пищу животные согласно Ханафитскому мазхабу

можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть картинку можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Картинка про можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам

можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть картинку можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Картинка про можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам

можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть картинку можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Картинка про можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам

Исламский образовательный портал

С именем Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.

Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека из-за того, что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.

Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил разницу между живыми и мертвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определенные животные, вредные для человека, например, свинья, собака, кошка и хищники, также стали запретны для приема в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаем мы этот или нет.

Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).

Ниже представлены принципы, на которых основываются ученые ханафитского мазхаба, описанные в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатава аль-Хиндия», 5/289-291; «Бадаи ас-Санаи», 5/35-39; «Радд аль-Мухтар», 304-308).

1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения, являются харамом, например, свинья, осел и т. д.

4. Четвертый принцип заключается в том, что животные, у которых есть кровь, но кровь внутри которых не циркулирует, также запретны (харам) для употребления в пищу, например, змея, ящерица, хамелеон и т. д.

5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашарат аль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например, мышь, еж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо в том, что они также считаются нечистой пищей.

В приведенных выше аятах Всевышний Аллаха использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, согласно единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.

Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет доволен ими Аллах, высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передается, что имам Абу Ханифа также высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше воздержаться от этого.

По поводу мулов саййидуна Халид ибн Валид, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мясо лошадей, мулов и ослов («Муснад» Ахмада, 4/89, «Сунан» Абу Дауда, № 3790, «Сунан» Насаи и «Сунан» Ибн Маджа).

Факихи указали на тот факт, что решение о дозволенности либо запретности мяса мула зависит от того, кем была его мать. Если его мать была ослицей, то его мясо, без сомнения, харам. Если его мать была каким-то дозволенным животным, например, коровой, тогда его мясо, без сомнения, халяль. А если его матерью была лошадь, в отношении мяса мула будут действовать те же правила, что и относительно конины («Радд аль-Мухтар»).

Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пишу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведенных ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Всевышний Аллах сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения (зиина).

7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, — харам, например, лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.

8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей, например, сокол, орел, коршун, ястреб, летучая мышь и т. д. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от саййидуны Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями («Сахих» Муслим, № 1934).

Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.

9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например, курица, утка, голубь, ласточка, ворона и т. д. Саййидуна Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сказал:

11. Если один из родителей животного — это дозволенное в пищу животное, а другой — запретное, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать — халяльное животное, мясо ее детеныша — халяль, как в случае с мулом, мать которого — корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо ее детеныша — харам, как в случае с мулом, мать которого ослица.

Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса, согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.

На основе изложенных выше одиннадцати принципов, представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных, согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).

Источник

можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Смотреть картинку можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Картинка про можно ли есть мясо осьминога мусульманам. Фото можно ли есть мясо осьминога мусульманам

Мнение ханафитских учёных по поводу морепродуктов.

Алимы ханафитского толка считают, что все живые существа, проживающие в море запретны для употребления в пищу, кроме рыбы. Все виды рыб, то есть существа, которые имеют форму рыбы, то есть покрыты чешуёй, имеют жабры, хвост и плавники дозволено употреблять в пищу. Нельзя есть рыбу, которая умерла в воде естественным путём. Однако если рыба умерла от жары, холода, от того, что она ударилась о камень или же её выбросило на берег, и она задохнулась, то она является халялем и такую рыбу тоже можно есть.

Саййидуна Абдулла ибн Умар передает, что Посланник Аллаха
сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины — это рыба и саранча, а два вида крови — это печень и селезенка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).

Также Посланник Аллаха сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809, Сунан Ибн Маджа).

Из этого следует, что раки, креветки, осьминоги, мидии, кальмары и другие морские животные не похожие на рыб запрещены — ХАРАМ, по мазхабу имама Ханафи.

Мнение шафиитского мазхаба и учёных маликитского и ханбалитского мазхабов.

В Священном Коране сказано: «Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите» (ан-Нахль 16/14).

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (аль-Маида 5/96).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Вода его (моря) чиста, мертвечина его разрешена». Абу Дауд, Ибн Маджа.

На основе этих и других хадисов учёные трёх вышеперечисленных мазхабов определили все дары моря как халяльные. То есть по трём мазхабам Ахлю Сунна ва-ль-Джамаа из четырёх все морепродукты дозволены, если они не испорченные и не гнилые.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *