можно ли буддистам есть мясо

Буддисты — вегетарианцы или нет? Как питаются монахи разных школ

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многих интересует вопрос о пищевых предпочтениях в буддизме. Сегодня мы постараемся разобраться: все ли буддисты — вегетарианцы или нет?

Что сказал об этом Будда

Так как основоположником данного учения является Будда Шакьямуни, обратимся сначала к древним источникам, которые зафиксировали его высказывания на тему вегетарианства. Она поднималась по разным поводам неоднократно, и почитать про это можно в:

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Монахи до начала строительства монастырей вели странствующий образ жизни и питались людскими подаяниями. Они принимали с благодарностью любую еду, которую им жертвовали оседлые жители.

Будда не считал возможным указывать мирянам, чем им питаться, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который назывался Виная-питака.

Однако и в нём не предписывалось питаться без мяса, так как буддизм рекомендует следовать срединным путём и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие – питаться мясом и не причинить зла животному, Шакьямуни советовал монахам не включать в рацион блюда из мяса в трёх случаях:

Однажды один из послушников по имени Дэвадатта, предложил установить вегетарианство в монашеском сообществе, на что Будда ответил, что каждый свободен сделать свой выбор, и принуждать к этому не нужно.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Учитель образно пояснил, что в действительности человека делает нечистым то, что выходит изо рта, а не то, что туда кладут.

Будда говорил лишь о том, что адепты Дхармы не должны осознанно убивать живых существ, служить причиной их смерти или подталкивать других к совершению убийства.

Чтобы сохранить чувство собственного достоинства и в целях безопасности членам монашеского сообщества запрещалось есть плоть десяти видов:

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Это также косвенно указывает, что на поедание мясных блюд не было строгого запрета — раз это мясо запрещено, значит, другое – можно.

Также правила ограничивали монахов и в земледельческих работах, так как, вскапывая землю, можно было нанести вред насекомым и мелким животным.

Растения в полной мере относятся к живым существам. Монахам нельзя было вырывать растительность с корнем или заставлять кого-то так поступать, или есть фрукт с косточками.

Будда рекомендовал послушникам в монастырях даже фильтровать воду, чтобы не уничтожать имеющиеся в ней микроорганизмы.

Вегетарианство и различные направления буддизма

Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.

В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику:

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга.

С документальной точки зрения в тхераваде убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы. Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.

Если не жаждать мяса и не привязываться к его употреблению, но съедать его по показаниям, чтобы быть здоровым, и живое существо не было убито специально для монашеского обеда, то, по нравственным понятиям тхеравады, это не возбраняется.

Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.

В ваджраянских школах, в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно не является непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?

Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясоПравитель Трисонг Децен

Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма, Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.

В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.

Современные реалии

Со времён Будды многое изменилось в нашей жизни. Условия жизни животных, содержащихся в клетках для дальнейшего забоя, очень жестоки. В буддийской практике принято проявлять доброжелательность ко всем живым существам, эгоистически не привязываясь к ним.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Особо сострадательные будддисты просто отказываются от мясной пищи, проявляя милость к невинным животным. Некоторые даже становятся веганами, то есть, исключают из рациона:

Истинные буддисты отказываются от приобретения определённых продуктов или вещей, производство которых замешано на страдании животных или людском горе, вследствие жесточайшей эксплуатации труда человека.

Однако современный буддийский лидер, Далай-лама XIV не является вегетарианцем. Он потребляет мясопродукты раз в семь дней по совету своего доктора, для поддержания здоровья.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясоДалай Лама XIV

Другим последователям веры он даёт такой совет: нужно очень постараться, чтобы не принимать мясную пищу, но когда это почему-либо не получается, нужно просто есть её понемножку.

Ещё в шестнадцатилетнем возрасте, на официальном приёме, посвящённом его назначению на этот пост, где подали множество деликатесов из мяса, Далай-лама твёрдо решил убрать их из списка угощений на официальных мероприятиях.

Такое правило соблюдается и во время проведения буддийских учебных мероприятий. Далай-лама просит владельцев окрестных заведений общепита не включать мясные блюда в меню на это время, чтобы избежать массового убийства животных и наживы на их смерти.

Ещё одним буддийским способом уменьшить негативные последствия от поедания мяса является произнести перед едой сочувственную мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» или «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ШРИ», подуть на блюдо и пожелать существу лучшего перерождения в следующей жизни.

Если не истекло семь недель между забоем и трапезой, то связь между сознанием и плотью ещё не утеряна, и это может помочь.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Заключение

Люди принимают пищу, чтобы продолжать жить. Энергия, вырабатывающаяся в результате приёма пищи, позволяет человеку быть здоровым, трудиться, выполнять свои обязанности по отношению к ближнему.

Но многие люди с хорошим материальным уровнем едят для получения наслаждения. Тяга к мясной, да и любой другой пище или участие в убийстве для удовлетворения своих гурманских пристрастий считается неверной с буддийской точки зрения.

Правильным будет знать в еде меру, не жадничать, есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания здоровья. Грех алчности в еде гораздо тяжелее греха мясоедства.

Друзья, всего доброго!

Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источник

Питание в буддизме

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

В каждой религии питание — это неотъемлемая часть духовной практики. Относительно него существуют разного рода предписания, запреты, рекомендации и так далее. Предписания касаются как пищи, рекомендуемой к употреблению, так и самого процесса принятия пищи. В отличие от большинства религий, буддизм не является догматичным, поэтому питание каждого буддиста — это большей частью его собственный выбор. Буддизм вообще достаточно толерантная религия, поэтому каких-то чётких правил в ней не существует.

Будда, уходя из этого мира, оставил своим ученикам последнее наставление — никому не верить (в том числе ему) и всё проверять на личном опыте. А также «быть самому себе светильником», то есть не возводить в культ каких-либо учителей или писания. Кстати, авторитетность ведических писаний Будда и вовсе отрицал. По каким причинам — вопрос сложный, и существует множество версий. Но это ещё раз говорит о том, что Будда не был сторонником каких-то догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. То есть все знания должны быть проверены на личном опыте. Тогда они становятся ценными. В вопросе питания это тоже актуально.

Вопрос питания, как и многие другие вопросы в буддизме, рассматривается лишь с точки зрения рекомендаций, но ни в коем случае не в виде заповедей или запретов. Для буддистов-мирян действуют пять заповедей, которым рекомендуется следовать всем последователям Учения. Это нужно не потому, что Будда или ещё кто-то так сказал, а потому, что эти заповеди позволяют жить в гармонии с собой и окружающим миром, а самое главное не накапливать негативной кармы, которая может очень пагубно сказаться на продвижении в духовной практике.

Итак, пять заповедей в буддизме следующие:

В контексте вопросов питания последователей Учения Будды нас интересуют такие пункты, как первый и последний. Именно исходя из этих рекомендаций можно сделать вывод о том, что употреблять и от чего воздерживаться буддистам.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Что едят буддисты

Итак, буддистам-мирянам рекомендуется воздерживаться от причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Что подразумевать под данными концепциями, каждый для себя решает сам. Для кого-то отказ от причинения вреда живым существам — это отказ от охоты, рыбалки и эксплуатации животных в цирке. Кто-то понимает это ограничение более серьёзно и отказывается от мясной пищи. А если поинтересоваться, в каких жестоких условиях сегодня эксплуатируют коров, то и употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда живым существам и нарушение принципа отказа от насилия.

Еда в буддизме никак строго не регламентируется, и питание — это личное дело каждого человека в силу его уровня развития, взгляда на мир и принципов взаимодействия с этим миром. Пищевые запреты в буддизме как таковые отсутствуют. Что касается наставлений самого Будды относительно питания, то однозначного мнения также нет. Некоторые последователи Учения считают, что Будда категорически осуждал мясоедение и считал несовместимым развитие в себе сострадания и поедание мяса. Другие последователи Учения, напротив, придерживаются мнения, что Будда никаких конкретных наставлений относительно мяса не давал и оставил этот вопрос на личное усмотрение каждого. Есть также мнение, что Будда предупреждал своих учеников, что в будущем придут лжеучителя, которые будут говорить, что он якобы оправдывал мясоедение, но на самом деле употребление мяса он считал недопустимым.

Поэтому говорить о каких-либо ограничениях в буддизме относительно питания сложно, поскольку разные школы буддизма могут придерживаться разных версий. К примеру, есть последователи Учения, которые считают мясоедение вполне допустимым, и даже более того, утверждают, что это — форма служения живым существам, так как, поедая животных, а потом совершая различные религиозные обряды, ритуалы и практики, буддисты позволяют животным достойно перевоплотиться. Довольно странная позиция, однако, нельзя сказать, что эти люди совсем неправы. Если практикующий буддист ест мясо, то по закону кармы убитое животное должно в одной из будущих жизней родиться человеком и тоже начать практиковать. Но сторонники данной концепции упускают один незначительный момент: куда потом перевоплотится тот практикующий, который съел мясо животного? Правильно: он поменяется с этим животным местами. Об этом сторонники данной концепции предпочитают не думать.

Питание в буддизме

Как уже написано выше, питание в буддизме практически никак не регламентируется. Особенно что касается буддистов-мирян. Разумеется, сложно представить, как можно взращивать в себе «бодхичитту» и «метту» и при этом употреблять мясо. Разве что полностью абстрагируясь от того факта, что мясо — это мертвая плоть и результат страданий живых существ.

Что касается частоты приёма пищи, то есть мнение, что в монашеской общине Будды практиковалось двухразовое питание. Также есть такая поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — три раза в день». Показательно, что современная медицина продвигает четырёх- и даже пятиразовое питание. Комментарии тут излишни: современное общество ориентирует нас на постоянную зацикленность на еде, частые, обильные приёмы пищи, перекусы и так далее.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Стоит помнить, что Будда проповедовал так называемый Срединный Путь — отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма — и однажды даже высказал замечание в адрес своего ученика, который решил наложить на себя дополнительную аскезу и питаться один раз в сутки. Поэтому Будда в вопросах питания завещал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя чрезмерно практиками голодания и малоедения.

Питание буддийских монахов

Питание буддийских монахов в основном состоит из злаков, овощей и молока, приготовленных в различных сочетаниях.

Что касается мяса, то часть монастырей придерживается концепции, что Будда запрещал есть мясо, только когда животное было специально убито в пищу монаху (монах это видел, знает об этом или может это предположить). Во всех остальных случаях брать подаяние в виде мясной пищи не возбраняется.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

Таким образом, особенности питания в буддизме могут различаться в зависимости от школы или «колесницы» Учения. Так, тибетский буддизм более лоялен к питанию и не так категоричен в вопросах употребления мяса. Что касается индийского буддизма, то там, в силу территориальных и культурных особенностей, к употреблению мяса относятся большей частью негативно. Буддийское питание в основном составляется таким образом, чтобы не препятствовать успешной духовной практике, а для этого необходимо исключить в первую очередь опьяняющие вещества и стимулирующие психику и тело продукты, такие как лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи и так далее. Кухня буддизма представлена простой пищей, которая не требует больших затрат финансов и времени для приготовления, но вместе с тем удовлетворяет потребности организма. Одним словом, всё согласно заветам Будды: Срединный путь актуален даже в вопросах питания.

Источник

Буддийский мастер о вегетарианстве

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

И нтервью о вегетарианстве со странствующим учителем ФПМТ геше Тубтеном Сопой.

— В отличие от буддийских монастырей Шри-Ланки, Тайваня, Таиланда, Бирмы и Китая, в монастырях Тибета мясо употребляют. Объясните, почему так происходит?

— Буддийские монастыри появились в Стране снегов в IX веке, там Шантаракшита и Гуру Падмасамбхава, а также их ученики — семеро новопосвященных монахов — призывали первых тибетцев-буддистов отказаться от мяса. Однако, в силу укоренившейся привычки, существовавшей ещё со времён традиции совершения подношения плотью и кровью, тибетцы продолжали употреблять мясо.

Тогда Шантаракшита и Падмасамбхава заявили, что, если тибетцы не откажутся от мясных продуктов и не прекратят совершать кровавые жертвоприношения, они не будут обучать их Дхарме и вернутся в Индию. Тибетский царь Трисонг Децен принёс им извинения и пообещал ввести соответствующий закон. Позже по приказу царя установили столб, на котором был высечен текст закона, запрещавшего монахам и монахиням употреблять неблагие, или «чёрные», пищу и напитки, например мясо и алкоголь. Монахам и монахиням, проживающим в монастырях, не разрешалось есть мясо. Следующий царь, Лангдарма, уничтожил буддизм в Тибете, и, можно сказать, что на восемьдесят лет буддийское монашество в стране прекратило существование. Спустя какое-то время буддизм возродился, но всё же, в силу застарелой привычки, тибетцы продолжали есть мясо. В XII веке прибывший в Тибет лама Атиша советовал отказаться от мяса, но его наказ был нестрогим, поэтому не все буддисты последовали ему.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

В целом в учениях хинаяны запрещается употреблять мясо. Тем не менее если у монашествующего есть проблемы со здоровьем, и он нуждается в мясной пище, то его помощники могут принести ему мясо животного, умершего естественной смертью. Мясо готовят с куркумой и, поедая его, монах или монахиня должны закрывать глаза.

Я читал об этом в коренных священных текстах Кангьюра. Если употреблять мясо без привязанности или желания, но только ради поддержания здоровья, и при этом животное не убивали с намерением накормить людей, тогда, согласно нравственному кодексу хинаяны, употреблять его в пищу разрешается.

— Можно ли одновременно взращивать бодхичитту — основополагающую мотивацию махаяны — и употреблять мясную пищу?

— Согласно учению махаяны, Будда полностью запрещал есть мясо. Во многих сутрах, например в Ланкаватаре сутре, в Великой сутре о нирване, в Ангулимала-сутре, в Сутре о слоне, в Сутре о великом облаке, говорится, что если вы пытаетесь практиковать великое сострадание, тогда употребление мяса недопустимо, поскольку в каждом живом существе мы должны видеть свою мать, брата, сына и т. д. В Ангулимала-сутре приводится беседа Манджушри и Будды. На вопрос Манджушри, почему он не ест мяса, Будда ответил, что в каждом живом существе видит природу Будды и поэтому воздерживается от мяса. Поэтому практика махаяны и поедание мяса – несовместимые понятия.

В махаянской высшей йога-тантре практикующие используют пять видов плоти и пять видов нектара. Пять видов плоти — это мясо человека, слона, коровы, собаки и лошади. Пять видов нектара — это экскременты, моча, менструальная кровь, сперма и костный мозг. Люди высоких духовных достижений способны преобразовать эти грязные субстанции в прекрасный нектар, пребывая в осознании, что в высшем смысле грязное и чистое — это одно и то же. Они используют эти виды мяса, которые получают от животных, умерших естественной смертью существ, для практики йоги.

Обычным существам, практикующим тантру и не обладающим высокими духовными достижениями, во время практики цог запрещено делать подношение пятью видами мяса и нектара. Они подносят фрукты, сок, печенье или другую еду, которая не содержит мяса и яиц. Но если вы обрели высокие духовные достижения и можете преобразовать любую субстанцию в чистый нектар, то во время практики цог можете подносить даже экскременты!

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

— В буддийских текстах всех традиций говорится, что нельзя есть мясо животного, намеренно убитого для употребления в пищу. Описаны ли в текстах иные причины в пользу отказа от употребления мяса?

Еще одна причина — это прибежище в Дхарме. Обращаясь за прибежищем, вы даёте обещание не причинять прямой или косвенный вред любому живому существу. Кроме того, среди всех буддийских традиций именно махаяна уделяет особое внимание развитию великого сострадания и бодхичитты, поэтому её последователям мясо есть нельзя. Основная причина заключается в том, что все живые существа обладают природой Будды, а значит, все они стремятся к счастью и не хотят страданий, что, в свою очередь, служит характеристиками природы Будды.

— Из-за особых климатических условий у жителей Тибета были некоторые послабления в правиле не употреблять мясную пищу. Известны ли Вам великие учителя, которые всё же придерживались вегетарианской диеты?

-Это первые буддийские учителя, жившие в IX и X вв., — Шантаракшита, Гуру Ринпоче и наставник Камалашила. В XII веке лама Атиша призывал монахов и монахинь отказаться от мясной пищи. В наши дни более шести тысяч монахов и монахинь из монастыря Сера, согласно монастырскому уставу, не употребляют мясо. Если ответственные за порядок увидят, что монахи едят или покупают мясные продукты, они немедленно выпишут штраф в тысячу рупий. В тантрическом монастыре Гьюдмед более пятисот монахов — вегетарианцы. От мясной пищи отказались монастыри Дрепунг и Гаден. В монастырях Ладака, Непала и Бутана также существуют соответствующие предписания. Вегетарианцами были Гампопа, учитель традиции Кагью, Пагмодругпа, Дигун Чопа, Ченгава, Таклунг Тангпа и Тогме Сангпо, а также многие учителя традиции сакья, ньигма и гелуг.

— Расскажите, почему Вы стали убежденным вегетарианцем?

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

— В детстве моя мать кормила меня мясом. Подростком мне довелось увидеть, как одни мясники убивали яка, вспарывали ему брюхо, а другие — овцу. Именно тогда я принял решение отказаться от мясной пищи. Я осознал, сколь ужасно убийство животных, и у меня попросту пропало желание есть мясо. В тринадцатом классе, на занятиях по буддийской философии, мы проводили немало диспутов по этой теме, а также изучали аутентичные, подлинные сочинения. Мысли и слова Будды об отказе от мясной пищи глубоко проникли в моё сердце. Я написал свою первую книгу и подарил один экземпляр Далай-ламе. Его Святейшество пригласил меня на беседу, которая длилась почти сорок минут, и сказал, что книга ему очень понравилась. Он также посоветовал написать побольше столь же важных и полезных книг.

К тому же я ношу монашеские одежды, то есть следую духовным путём. Быть представителем Сангхи — значит служить хорошим примером для других, поэтому я не ем мяса.

— Кто из современных тибетских учителей призывает к отказу от мясной пищи?

— Ньингмапиский учитель Чатрал Ринпоче Сангье Дордже, которому девяносто шесть или девяносто семь лет, не ест мясо и яйца и советует своим ученикам-монахам поступать так же. Лама Сопа Ринпоче не употребляет мясо и возглавляет множество проектов по освобождению животных. Кармапа 17-й Ургьен Тринлей Ринпоче часто говорит о необходимости быть вегетарианцем и просит учеников отказаться от мясной пищи. Есть и другие тибетские мастера, которые не едят мяса, например сакьяпинский лама Пемаомгда из Нью-Йорка, ньингмапиский лама Пема Онгьел и французский монах Мате Рикар.

— Его Святейшество Далай-лама признаётся, что пытался стать вегетарианцем, но врачи посоветовали ему не отказываться от мяса. Как такое возможно? Это вызывает удивление, ведь миллионы индусов на протяжении всей жизни обходятся без мясной пищи. Поделитесь своим мнением по этому вопросу.

— Его Святейшество Далай-лама употребляет мясо раз в неделю, чтобы поддержать своё здоровье. Он даёт прекрасный совет: необходимо приложить усилия и постараться отказаться от мясной пищи, но если по каким-то причинам это невозможно, то ешьте мясо понемногу, а не килограммами. Но всё же Его Святейшество утверждает, что лучше быть вегетарианцем, а также говорит, что тот, кто не ест мяса, — молодец.

Когда Далай-ламе XIV исполнилось шестнадцать лет, его провозгласили политическим лидером Тибета. В его честь министры устроили торжественный ужин, на котором изобиловали мясные блюда. Увидев их, Далай-лама принял решение, что впредь на официальных приёмах не должно быть мясной пищи. Тогда и зародилась эта традиция, которую я нахожу превосходной. Кроме того, на время учений он просит своих учеников отказаться от мяса, а владельцев близлежащих ресторанов убрать из меню мясные блюда, иначе учения станут причиной массового забоя животных и наживы на их смерти.

Его Святейшество Далай-лама заявляет, что самые жестокие убийцы на планете Земля — это люди. Если бы не люди, то рыбы, цыплята и другие животные жили бы свободной жизнью. Я считаю, что ситуация Далай-ламы и обычных людей в корне отличается. Обычные люди едят мясо, следуя своим желаниям и дурным привычкам. Его Святейшество, безусловно, обладает высокими духовными достижениями и ест мясо не в силу желания или дурной привычки. Такие люди едят мясо по другим причинам. Например, в жизнеописании махасиддхи Тилопы говорится, что он целыми днями ловил рыбу и ел мясо. Тилопа был существом высочайшего духовного уровня. Но это всего лишь моё мнение, поэтому не доверяйте ему с лёгкостью. Я не знаю истинных причин, по которым Тилопа так поступал.

можно ли буддистам есть мясо. Смотреть фото можно ли буддистам есть мясо. Смотреть картинку можно ли буддистам есть мясо. Картинка про можно ли буддистам есть мясо. Фото можно ли буддистам есть мясо

— Расскажите вкратце, какую пользу приносит вегетарианство духовному и физическому здоровью?

— Преимущества отказа от употребления мяса с духовной точки зрения можно обнаружить в Ланкаватара-сутре. В ней Будда призывает отказаться от мяса, поскольку иначе практика мантры не приведёт вас к достижению всех желаемых результатов. Кроме того, если вы едите мясо, божества отвернутся от вас и не откликнутся, когда вы их призовете. Там также написано, что именно по этой причине йогины не употребляют мяса. Более того, невозможно развить сострадание и мудрость, поедая мясо. Пандита Камалашила также говорит, что нельзя достичь шаматхи, употребляя мясо. Что же касается здоровья, многие врачи и учёные, изучавшие вегетарианство, установили, что в бедных странах люди, у которых не хватает средств на покупку мяса (таким образом невольно ставшие вегетарианцами), реже болеют, меньше подвержены раку лёгких и другим заболеваниям. Богатые люди, чей рацион включает мясо, болеют чаще. Вегетарианцы страдают от высокого давления и сердечно-сосудистых заболеваний не так часто, как любители мяса, употребляющие много животного жира, который, попадая в кровь, делает её гуще! Употребление мяса затрудняет пищеварение, наносит ущерб печени. Кроме того, мясо служит препятствием для развития ума, вы становитесь более агрессивными и менее умными. Также вегетарианцы медленнее стареют и живут дольше.

— Что бы Вы посоветовали западным ученикам, которые употребляют мясные продукты регулярно?

— Если вы монах или монахиня и продолжаете употреблять мясо, будучи не в силах совладать с этой привычкой, то не делайте это публично, поскольку вы — представитель Сангхи и служите примером для мирян. Те, кто не может отказаться от мяса, должны постараться свести его количество до минимума. Не ешьте мясо, поддавшись желанию, или ради наслаждения вкусовыми ощущениями. Воспринимайте мясо, как лекарство, а не как повседневную пищу. Если вы носите монашеские одежды и пытаетесь следовать примеру Будды в его сострадании, то употребление мяса противоречит вашей попытке уподобиться Будде. Более того, в западных странах такое изобилие продуктов питания, что можно без труда найти замену мясу, в нём нет столь острой необходимости. Учитесь контролировать своё желание есть мясо.

Геше Тубтен Сопа, странствующий учитель ФПМТ, посвятивший себя пропаганде вегетарианства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *