мозаичное яйцо фаберже пасхальное
Яйцо Фаберже
Мозаичное
Пасхальное яйцо «Мозаичное» с сюрпризом. 1914 г. |
Пасхальное ювелирное яйцо собрано из системы жёлтых золотых поясов, к которым крепится платиновая сеть, украшенная алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, кварцем, топазами и зелёным гранатом. Яйцо разделено на пять овальных панелей с жемчугом, ограниченным линиями непрозрачной белой эмали. Панели заполнены стилизованным цветочным узором, воспроизводящим технику вышивания крестиком. В каждом пересечении установлены пять крупных алмазов.
На вершине яйца установлен лунный камень, через который видны золотая монограмма царицы под короной и год «1914», инкрустированные в непрозрачную, бледно-розовую эмалированную мемориальную доску.
Сюрприз — миниатюрная камея с профилями детей Николая II и Александры Фёдоровны из золота, украшенная жемчугом, зелёными гранатами, декорированной прозрачной зелёной, непрозрачной белой, переливчатой бледно-розовой, бледно-зелёной эмалью. Овальная основа, имеющая форму вазы с белым стеблем, украшена алмазами, изумрудами и двумя жемчужинами.
Вершина сюрприза увенчана Императорской короной, украшенной алмазами. Задняя сторона миниатюры эмалированная, с корзиной цветов, вокруг которой выполнены надписи: 1914 год и имена пяти детей.
Сюрприз удерживается внутри яйца золотыми клипсами.
После Октябрьской революции яйцо Фаберже вместе с другими сокровищами императорской семьи было конфисковано большевиками. В 1933 году ювелирное яйцо «Мозаичное» было продано Всесоюзным объединением «Антиквариат» незафиксированному покупателю за 5 тысяч рублей. В 1934 году продано Королю Георгу V и королеве Мэри, Лондон. В 1953 яйцо Фаберже «Мозаичное» было унаследовано королевой Елизаветой II. В настоящее время хранится в Королевской коллекции королевы Елизаветы II.
Мозаичное яйцо Альмы Пиль
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца в аристократических кругах России конца XIX века постепенно превратился в обмен ценными подарками и, особенно, новым видом ювелирных изделий и пасхальных сувениров – щедро украшенными яйцами. Наиболее дорогим подарком считались яйца, сделанные в мастерских Карла Фаберже. Имя Фаберже в наше время чаще всего ассоциируется именно с пасхальными яйцами. Первое пасхальное яйцо, выполненное Фаберже, было заказано императором Александром III в 1885 году в качестве подарка императрице Марии Феодоровне на годовщину их свадьбы.
Стоимость яйца составляла примерно 10 тысяч рублей. Процесс изготовления яиц был сложным и долгим и держался в большом секрете. На изготовление одного яйца уходил примерно год. Большинство изделий должно было иметь определенную тематику, отражающую наиболее значимые для императорского дома события прошедшего года. Карл Фаберже и его мастера всегда были свободны в выборе творческих решений и материала. Традиция дарить Императрице пасхальное яйцо Фаберже была продолжена Николаем II. С 1895 по 1916 год заказывалось по два пасхальных сувенира с сюрпризом в год – одно для вдовствующей императрицы Марии Феодоровны, а другое для императрицы Александры Федоровны.
Сегодня наш рассказ о всемирно известном «Мозаичном» пасхальном яйце дизайнера Альмы Пиль, работавшей в фирме Карла Фаберже.
В 1912 году Альма вышла замуж за коммерсанта, работавшего в бумажной промышленности, Николая Клее. Несмотря на то что семье жениха принадлежали акции гостиницы «Европа» и ресторан в этом же отеле, а сам Николай был директором санкт-петербургской конторы компании «Кюми» («Kymi»), и поныне существующей в Финляндии, новобрачным, за неимением собственного жилья, какое-то время пришлось пожить у матери Клее. В размышлениях над заказом императорского двора Альма проводила долгие тихие вечера в обществе мужа и свекрови.
Однажды, читая книгу, она заметила луч света, коснувшийся вышивки в технике глади по канве или petit point, над которой работала свекровь. Тут же возникла идея исполнить вышивку (или мозаику) в драгоценном камне и металле. Процесс создания задуманного обещал быть долгим, трудоемким и требовал усилий ювелиров высочайшего уровня. Каждый из миниатюрных самоцветов следовало обработать и подогнать таким образом, чтобы он безошибочно подходил по размеру к квадратным отверстиям платиновой сетки-канвы, одетой поверх золотого корпуса яйца.
Сюжет мозаичных изображений был прост, но по-пасхальному радостен и свеж – цветы и листья в пяти овальных медальонах. Сверху, на крышке яйца, было решено поместить лунный камень, сквозь который легко читалась монограмма Александры Федоровны. Желанием Николая II было придать подарку личный характер, поэтому в качестве сюрприза Альма предложила эмалевый медальон, закреплявшийся внутри золотыми зажимами и увенчанный императорской короной.
Одну его сторону украшала миниатюра с профилями пяти детей императора – Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексея, а на обратной стороне – их имена и дата поднесения подарка, обрамляющие корзинку с цветами.
В определённой степени, история Императорских пасхальных яиц Фаберже заканчивается на «мозаичном». Фирма Фаберже производила ювелирные пасхальные яйца для Императорской семьи ещё на протяжении трёх лет. Однако, в связи с суровыми условиями военных лет, именно это яйцо оказалось последним, сделанным без ограничений в бюджете.
Пасхальное ювелирное яйцо собрано из системы жёлтых золотых поясов, к которым крепится платиновая сеть, частично украшенная алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, кварцем, топазами и зелёным гранатом. Яйцо разделено на пять овальных групп с жемчугом, ограниченным линиями непрозрачной белой эмали. В каждом пересечении установлены пять крупных алмазов. На вершине установлен лунный камень, через который видны золотые инициалы царицы, инкрустированные в непрозрачную, бледно-розовую эмалированную мемориальную доску.
Сюрприз — миниатюрная камея с профилями детей Николая II из золота, украшенная жемчугом, зелёными гранатами, декорированной прозрачной зелёной, непрозрачной белой, переливчатой бледно-розовой, бледно-зелёной эмалью. Овальная основа, имеющая форму вазы с белым стеблем, украшена алмазами, изумрудами и двумя жемчужинами.
Император Николай II подарил яйцо «Мозаичное» своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1914 года.
В 1933 году ювелирное яйцо «Мозаичное» было продано Всесоюзным объединением «Антиквариат» незафиксированному покупателю.
В 1934 году продано Королю Георгу V и королеве Мэри, Лондон.
В настоящее время находится в собрании королевы Елизаветы II.
Как появилось самое дорогое пасхальное яйцо Фаберже, и кто его забытая создательница
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Это яйцо совершенно уникально. Его скорлупа выточена из очень хрупкого материала – прозрачного горного хрусталя. А инкрустирована она мелкими бриллиантами (около 1300 штук), рисунок из которых имитирует морозный узор. Основание яйца также выполнено из горного хрусталя, и напоминает кусок тающего льда, по которому стекают «ручьи» из платины и алмазов.
Корзиночка сделана из платины и украшена алмазами розового цвета. Подснежники же вырезаны из белого кварца, а их листья – из нефрита и зеленого кварца. Это яйцо обошлось Николаю II в 24 600 рублей.
О знаменитых драгоценных яйцах Фаберже слышали, конечно же, все. Но мастер не создавал их собственноручно. Над этими шедеврами, прославляя тем самым фирму и имя самого Фаберже, трудилось немало волшебников-ювелиров, о которых, к сожалению, известно совсем немного.
Кто же является автором знаменитого «Зимнего яйца»?
Дизайнер Альма Пиль
Родилась Альма в 1888 году в Москве в семье потомственных ювелиров, перебравшихся в Россию из Финляндии. Ее отец руководил московским филиалом мастерских фирмы Фаберже, а дед, ювелир Август-Вильгельм Хольмстрём, владел мастерской в Петербурге. Так что стать ювелиром Альме было предначертано судьбой.
После того, как Альма проработала некоторое время рисовальщицей в ювелирной мастерской своего дяди, Альберта Хольмстрёма, она была принята на работу в фирму Фаберже, в 1909 году. Надо сказать, что это был уникальный случай. Художница-самоучка, Альма Пиль была первой и единственной женщиной-дизайнером, работавшей у Фаберже.
А уже в начале 1910-х годов наступил ее звездный час. Фирма Фаберже получила срочный заказ от известного нефтяного магната Эммануила Нобеля, приходившегося племянником не менее знаменитому Альфреду Нобелю. Нужно было изготовить для подарков сорок брошей, элегантных и, непременно, оригинальных.
Альма разработала необычный «морозный» узор из нетающего снега и льда, редчайший узор, ранее никогда не использовавшийся в ювелирном деле. Это были снежинки из платины, украшенные мерцающими бриллиантами. Каждая брошь имела свой оригинальный рисунок.
С тех пор имя Альмы стало самым тесным образом связано с зимой, со льдом и снежинками. В 1912 году она использовала свой любимый «морозный узор» в виде «инея» из платины с бриллиантами при создании пасхального яйца для Нобеля. В качестве сюрприза в этом «ледяном» яйце были спрятаны часики-кулон.
Еще один шедевр, ставший всемирно известным, Альма создала в 1914 году.
Революция 1917 года оборвала блестящую карьеру Альмы, и имя ее на долгие годы оказалось забытым. В 1921 году вместе с мужем она эмигрировала в Финлядию, где работала учителем рисования.
Вспомнили о знаменитом дизайнере Альме Пиль лишь после смерти, когда были случайно найдены ее альбомы с чудесными эскизами ювелирных изделий.
По следам «Зимнего яйца»
После революции драгоценные изделия императорской семьи были конфискованы большевиками, многое из этого « буржуазного барахла » было распродано. Не миновала эта участь и шедевры Фаберже.
В 1927 году «Зимнее яйцо» вывез из России английский торговец Эммануэль Сноумен (интересно, что его фамилия под стать купленному шедевру – переводится как «снежный человек»). Купил он его за 500 фунтов стерлингов.
В 1949 году владельцем ювелирного шедевра стал Брайен Ледбрук, который в 1975 году умер, а «Зимнее яйцо» таинственным образом исчезло.
Долгие годы о нем не было никаких сведений. Но каким-то счастливым образом яйцо все же нашлось – оказывается, хранилось оно в одном из сейфов Лондонского банка. И случилось это в 1994 году.
Когда осенью этого же года «Зимнее яйцо» было выставлено на торгах аукциона «Кристис», это была настоящая сенсация. Взглянуть на шедевр, долгое время считавшийся утраченным, в Женеву съехались заинтересованные лица со всего мира. Когда сокровище внесли в зал перед началом торгов, все присутствующие в зале люди встали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Династия Фаберже. коллекция пасхальных яиц 6/1.
Династия Фаберже.Императорская коллекция пасхальных яиц(6)1.
Фаберже
Трёхсотлетие дома Романовых
«Трёхсотлетие дома Романовых» — ювелирное пасхальное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в 1913 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне.
В 1927 году передано Валютным фондом Наркомфина в музей Московского Кремля. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве (инв № МР-651/1-2).
Яйцо создано в год празднования 300-летия дома Романовых.
Между миниатюрами на белой эмали расположены золотые изображения двуглавых орлов и императорских корон. Вверху и внизу под плоскими бриллиантами находятся даты «1613» и «1913». Яйцо находится на подставке в виде позолоченного двуглавого орла из серебра, поднявшего вверх крылья. Орёл сидит на круглом пурпурном основании, стилизованном под щит.
«Яйцо, посвященное важнейшей политической теме, насыщено элементами государственной символики. Основанием для него стала миниатюрная копия Государственного щита, хранящегося в Музеях Московского Кремля, а подставка, выполненная из золоченого серебра, имеет вид трехстороннего гербового орла. Главным украшением пасхального подарка служат миниатюрные изображения членов дома Романовых. Идея создания портретной галереи правящей династии получила в это время широкое распространение. Так, к юбилею выпустили марки, на которых впервые были представлены русские государи, от царя Михаила Федоровича до императора Николая II»
На поверхности тремя рядами размещены 18 портретов представителей императорской семьи.
Среди портретов нет императора Ивана VI так как его правление было непродолжительным. На яйце портреты расположены не в хронологическом порядке, например портрет Николая II находится между портретами его отца Александра III и Петра I: «Возможно, в глазах К. Фаберже, как и многих тысяч других потомков тех иностранцев, которые приехали служить России по зову царя-реформатора, фигура Петра I обладала несомненной привлекательностью и значительностью»
Миниатюры выполнены акварелью по кости (мастер — Василий Зуев) и обрамлены мелкими бриллиантами, а сверху находятся пластины из горного хрусталя. Зуев был известным петербургским художником-миниатюристом, сотрудничавшим с фирмой Фаберже. Образцами для миниатюр послужили известные изображения императоров, так — Екатерина II изображена по типу Лампи. «Кладовая Кабинета Его императорского величества, ведавшего имущественными делами августейших особ, располагала большим запасом портретных миниатюр, особенно царствовавших императоров и членов их семейств».
Екатерина Великая
«Екатери́на Вели́кая» (другие названия: «Гризайль» и «Розовая камея» ) — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.
Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1914 года
Яйцо выполнено из золота, розовой и непрозрачной белой эмали. На него нанесен орнамент с помощью чеканки и резьбы по золоту. На боковых сторонах расположенные миниатюры, с аллегорическими сценами искусств и наук французского художника Франсуа Бушэ. Подставка для яйца выполнена из золота.
В письме к своей сестре Александре, Мария Фёдоровна отмечает, что сюрпризом в этом яйце был механический паланкин с Екатериной Великой внутри, который несут два арапа.
Паланкин имеет маленькие окошечки из горного хрусталя. Через них видна фигурка Екатерины. Императрица облачена в мантию, отороченную горностаем, выполненную из белой эмали. Сам паланкин украшен чеканкой и золотой резьбой. Арапы одеты в яркие ливреи из красной эмали, на голове у них тюрбаны. Сюрприз снабжен механизмом, который приводит его в движении: арапы медленно переставляют ножки, а паланкин катится на небольших колесах
В 1914 году Николай II подарил его своей матери, Марии Фёдоровне.
В 1927 году яйцо было продано Галерее Хаммер в Нью-Йорке, где в 1931 году куплено Элеонор Барзин, в подарок на день рождения матери.
В 1973 году подарено Музею Хиллвуд в Вашингтоне, США
Мозаичное
«Мозаичное» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II в 1914 году, в качестве подарка его жене Александре Фёдоровне на Пасху 1914 года. Яйцо выполнено по рисунку художницы Альмы Пиль ювелиром Альбертом Холмстрёмом. Является самым дорогим императорским пасхальным яйцом. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году. Хранится в Королевской коллекции королевы Елизаветы II, Лондон, (Великобритания).
Пасхальное ювелирное яйцо собрано из системы жёлтых золотых поясов, к которым крепится платиновая сеть, частично украшенная алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, кварцем, топазами и зелёным гранатом. Яйцо разделено на пять овальных групп с жемчугом, ограниченным линиями непрозрачной белой эмали. В каждом пересечении установлены пять крупных алмазов. На вершине установлен лунный камень, через который видны золотые инициалы царицы, инкрустированные в непрозрачную, бледно-розовую эмалированную мемориальную доску.
В определённой степени, история Императорских пасхальных яиц Фаберже заканчивается на «мозаичном». Фирма Фаберже производила ювелирные пасхальные яйца для Императорской семьи ещё на протяжении трёх лет. Однако, в связи с суровыми условиями военных лет, именно это яйцо оказалось последним, сделанным без ограничений в бюджете.
Сюрприз — миниатюрная камея с профилями детей Николая II из золота, украшенная жемчугом, зелёными гранатами, декорированной прозрачной зелёной, непрозрачной белой, переливчатой бледно-розовой, бледно-зелёной эмалью. Овальная основа, имеющая форму вазы с белым стеблем, украшена алмазами, изумрудами и двумя жемчужинами.
Вершина увенчана Императорской короной, украшенной алмазами. Задняя сторона миниатюры эмалированная, с корзиной цветов, вокруг которой выполнены надписи: 1914 год и имена пяти детей.
Кроме «мозаичного» (1914), в Британской королевской коллекции (англ. The Royal Collection) хранятся ещё два императорских ювелирных пасхальных яйца, изготовленных фирмой Фаберже и одно, из так называемых пасхальных яиц Кельха, также изготовленное фирмой:Корзинка цветов (1901);Колоннада (1910);
Царствование Николая II, Первая мировая война
Красный крест с портретами
«Красный крест c портретами» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1915 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1915 года. В настоящее время ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Красный крест c портретами» хранится в художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.
Императорское ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Красный крест c портретами» изготовлено из серебра, золота, украшено переливчатой белой и прозрачной красной эмалью. Переливчатая белая эмаль покрывает серебряное тело ювелирного яйца «Красный крест с портретами». На двух красных крестах указаны даты «1914» и «1915». На вершине императорского пасхального яйца в серебре размещены корона и монограмма императрицы Марии Фёдоровны, вдовы Александра III, а в основании расположена розетка с шестью лепестками. Миниатюры выполнены из перламутра и акварели на слоновой кости.
Сюрприз ювелирного пасхального яйца представляет собой шарнирную, сворачиваемую ширму с пятью овальными миниатюрами, изготовленными из перламутра и акварели на слоновой кости. На портретах изображены члены семьи императора Николая II в форме медицинских сестёр.
великая княжна Ольга Александровна (сестра),
великая княжна Ольга Николаевна (старшая дочь),
императрица Александра Фёдоровна (супруга),
великая княжна Татьяна Николаевна (вторая дочь) и
великая княжна Мария Павловна (двоюродная сестра).
Император Николай II подарил яйцо ювелирное пасхальное яйцо «Красный крест c портретами» своей матери Марии Фёдоровне на Пасху 1915 года. После Октябрьской революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками. В 1930 году ювелирное яйцо «Красный крест c портретами» стало одним из десяти императорских яиц, проданных галерее Хаммер, Нью-Йорк. В 1933 году куплено Лиллиан Томас Пратт. В 1947 году коллекция покойной Лиллиан Томас Пратт была переданна в музей изобразительных искусств Виргинии, Ричмонд, США
Триптих Красный крест
«Триптих Красный крест» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1915 году по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1915 года.В настоящее время находится в экспозиции Художественного музея Кливленда в штате Огайо.Яйцо было создано мастером фирмы Фаберже Хенриком Вигстрёмом.Размеры яйца — 8,6 х 6,35 см.
Яйцо выполнено из золота и покрыто белой эмалью. С двух сторон яйца расположены красные кресты, покрытые полупрозрачной красной эмалью. В центре каждого креста установлена миниатюра, соответственно великой княжны Ольги и великой княжны Татьяны в одежде Красного Креста. Крест с портретом Татьяны служит замком, при нажатии на который открываются двойные дверцы. В передней части яйцо делится на два квартала.
Два миниатюрных портрета двух великих княжон, вероятно, выполнены придворным живописцем Василием Зуевым, который нарисовал миниатюры для яйца «Красный крест с портретами». Это одно из немногих императорских яиц, что открываются вертикально.
Внутри яйца расположен триптих: Воскресения Христа по центру, Святая Ольга слева и Святая мученица Татьяна справа. На ребре дверей выполнена монограмма царицы и указана дата — «1915».Внутренние миниатюры выполнены Адрианом Прачёвым, который специализировался на создании икон.
Великие княжны Ольга и Татьяна в форме Красного Креста с солдатами, 1915 год.
В 1930 году «Триптих Красный крест» яйцо было продано неизвестному покупателю в Москве. В 1943 году куплено индийцем Эрли Миншолом, вдовцом основательницы Pocahontas Oil Company Т. Эллис Миншолл, в антикварной галерее A La Vieille Russie в Нью-Йорке. В 1965 году Эрли Миншол подарил яйцо Кливлендскому музею искусства, штат Огайо, США.
С началом Первой мировой войны в 1915 году, царица Александра и её старшие дочери, Ольга и Татьяна, были зачислены медсёстрами, в то время как императорские дворцы были превращены во временные больницы.Оба императорских пасхальных яйца фирмы Фаберже, сделанных в 1915 году, были посвящены вкладу в военные усилия великих княжон Ольги и Татьяны.
Орден Святого Георгия
«Орден Святого Георгия» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.
Создано по заказу императора Николая II в подарок своей матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1916 года.Это последнее яйцо, преподнесённое вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и единственное, которое она смогла вывезти за рубеж.В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.
Яйцо сделано в память о награждении императора орденом Святого Георгия.
На светлый фон из белой эмали нанесена зелёная сетка и лента ордена Святого Георгия. На вершине яйца серебряная монограмма императрицы Марии Фёдоровны, окружённая зелёным орнаментом. В основании яйца дата «1916» в таком же орнаменте. Яйцо находится на ажурной подставке..На боковых сторонах яйца имеются кнопки, при нажатии на которые на месте георгиевских крестов появляются портреты императора Николая II и цесаревича Алексея Николаевича, выполненные акварелью на слоновой кости.[2]
В 1916 году Мария Фёдоровна получила яйцо от своего сына императора Николая. Через два года после свержения монархии в 1919 году Мария Фёдоровна эмигрирует из России. Это единственное яйцо из всех, которое она смогла увезти с собой.После смерти Марии Фёдоровны в 1928 году оно перешло к её старшей дочери, Ксении.В 1960 году перешло по наследству к сыну Ксении, Василию и продано им представителю компании Фаберже, Тому Ламлею. С 1978 года — в коллекции «Форбс». На аукционе Сотбис в 2004 году было приобретено Виктором Вексельбергом.