моя жизнь вечная мука
Будет ли Милосердный Бог вечно мучить грешников?
Вот что на это ответила мне Элла:
«Игорь, я настроена на разговор с Вами, но не хотела бы вступать в спор.
Да, конечно, я верю в существование ада. И в подтверждение своих слов приведу Вам три примера из Евангелий.
В главе 25-ой стих 31-46 Евангелия от Матфея говорится следующее:»Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, тогда сядет на престол славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов- по левую. Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его»придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
. далее пропускаю.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону:»идите от Меня, проклятые, в ОГОНЬ ВЕЧНЫЙ, УГОТОВАННЫЙ ДИАВОЛУ И АНГЕЛАМ ЕГО.»
. далее пропускаю.
46 И пойдут сии В МУКУ ВЕЧНУЮ, А ПРАВЕДНИКИ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.
Следующий пример №2, хотя этого одного было бы достаточно.
Евангелие от Марка глава 9, стихи 42-48, где тоже напрямую говорится об аде.
И последняя (3-я)ссылка, я думаю, ЭТОГО будет более чем достаточно.
Это известный рассказ о Лазаре и богаче.
Евангелие от Луки 16 глава, стихи 19-31.
«И в АДЕ, будучи в МУКАХ, увидел Авраама и Лазаря на лоне его.
И возопив, сказал: «Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я МУЧУСЬ В ПЛАМЕНИ СЁМ.»
С уважением к Вам, Элла.
*****
«После этих цитат, Элла, взятых из Евангелий, которые Вы привели выше, я с удовольствием поделюсь с Вами своим видением данного вопроса.
Начнём с Евангелия от Матфея 25 глава, тексты 31-46.
Матфея 25, 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его.
Давайте, Элла, вместе попробуем вспомнить, где ещё в Библии упоминается о том, что дьявол будет брошен в огонь?
Первое, что мне сразу приходит на ум – вот этот текст:
Откровение 20, 10 А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Вопрос: «Когда произойдёт это событие?»
Ответ можно отыскать, прочитав целиком всю 20-ую главу книги Откровение, и ответ станет очевиден: «Дьявол будет брошен в озеро огненное после окончания великой борьбы, которую он вёл против Бога и людей на Земле.»
Откровение 20, 13-15 Показывает нам Последний Судный День Бога Вседержителя, на котором всем людям, которые грешили в своей жизни и не захотели раскаиваться, выносится смертный приговор, который тут же и приводится в исполнение.
Итак, мы видим, что и люди-грешники, и дьявол оказываются в озере огненном.
В Откровении 20, 14 о людях, туда попавших, сказано определенно, что они, в результате пребывания в этом озере огненном, умирают второй смертью. (После этой смерти воскресения из мёртвых уже не будет никогда)
А что произойдёт с самим дьяволом, попавшим туда?
Ответ на этот вопрос находится в другом месте Библии. Читаем:
Книга пророка Иезекииля 28,18 (здесь о дьяволе говорит Сам Господь Бог):
Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; И Я извлеку из среды (изнутри, то есть) тебя огонь, который и ПОЖРЁТ тебя: и Я превращу тебя в ПЕПЕЛ на земле перед глазами всех, видящих тебя.
19 Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и НЕ БУДЕТ тебя вовеки.
Вот мы видим, Элла, что произойдёт с дьяволом в озере огненном. Он превратится в пепел. Таким образом, Бог истребит из Вселенной главного зачинщика восстания против Добра и Справедливости.
Но кто-то скажет: «Позвольте! Давайте ещё раз прочитаем Откровение 20,10:
Откровение 20, 10 А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
Почему здесь сказано, что мучения дьявола в огне будут продолжаться во веки веков?
Дело в том, что в Библии есть тексты, читая которые, становится ясно, что под словом «вечно» понимается не бесконечно длящийся отрезок времени. Вот пример:
Как долго этот конкретный человек будет оставаться рабом своему господину?
Только на протяжении его собственной жизни. Как только его жизнь оборвётся, закончится и этот период, обозначенный словом «ВЕЧНО».
Точно также случится и с дьяволом, который будет брошен в озеро огненное. Пока огонь Божий не совершит своё дело уничтожения сатаны, он будет жить в этом огне, но это будет не бесконечно длящийся отрезок времени. Поэтому и сказано, что в конечном итоге дьявол превращается в ПЕПЕЛ.
Об этом же самом событии говорит и пророк Малахия.
Малахия 4,1 Ибо вот, придёт день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома! И попалит их грядущий день, говорит Господь, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.
Вопрос: «Что останется от грешников после того, как огонь Божий попалит их?
После приведённых выше текстов, нам теперь можно легко объяснить, почему огонь, пожирающий грешников и самого дьявола, назван НЕУГАСИМЫМ и ВЕЧНЫМ. (Евангелие от Марка 9,43)
Посмотрите, Элла, ещё одно место из Нового Завета, где встречается это же словосочетание – «огонь вечный»:
Послание Иуды 1,7-8 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие…, подвергшись казни ОГНЯ ВЕЧНОГО, поставлены в пример, так точно будет и с сими мечтателями.
Взгляните сами, что произошло с Содомом и Гоморрой после того, как Бог пролил на них огонь и серу:
Книга Бытие 19, 27-28
И встал Авраам рано утром и пошёл на место, где стоял пред лицом Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на всё пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.
Мы видим, что после того, как ВЕЧНЫЙ Божий огонь совершил своё дело, он погас.
Утром Авраам увидел лишь дым, который ещё некоторое время свидетельствовал о недавно бушевавшем на этом месте пламени. Но и дым вскоре развеялся, осталось лишь пепелище.
А НЕУГАСИМЫМ этот огонь назван потому, что никто не сможет погасить его до тех пор, пока он полностью не истребит нечестивых людей и самого дьявола.
В этом месте Господь Бог предсказал, что однажды Иерусалим за нечестие его жителей будет сожжён огнём. И было сказано, что этот зажжённый Богом огонь никто не сможет погасить до тех пор, пока он полностью не совершит своё дело уничтожения. Это пророчество в точности исполнилось в 70-м году после Р.Х., когда войска римского полководца Тита захватили и сожгли Иерусалим дотла.
Здесь же необходимо остановиться ещё вот на каком моменте: «Почему в Евангелие от Матфея 25,46 сказано «И пойдут сии (нераскаявшиеся грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»?» Неужели Иисус так и сказал: «Грешники пойдут в МУКУ вечную?»
Смотрим интересующее нас место: Матфея 25,46
В чём разница между этими двумя фразами?
Вопрос: «Почему переводчик допустил такое серьёзное искажение смысла при переводе этой фразы?»
Чтобы получить быстрый ответ на этот вопрос, приведу краткую историческую справку, взятую в интернете:
Но почему переводчики при переводе греческого слова њdhw (гАдес) выбирали именно значение «ад», а не «могила»?
Священный Синод Русской Православной Церкви поручил комиссии духовных училищ поискать для этого непростого дела переводчиков.
Таковыми оказались ректор Петербургской академии Филарет, профессора Г. Павский и архимандрит Моисей, а также ректор семинарии Поликарп.
И вот, у нас остаётся последняя история – О богаче и Лазаре. (Евангелие от Луки 16,19-31)
Итак, Элла, я понял, что Вы верите в то, что и ад и Рай, описанные Иисусом в данном месте Нового Завета, представлены именно такими, какими они и являются в действительности?
Хорошо. Давайте предположим, что так оно и есть.
Попробуйте представить себе, какие мысли и чувства наполнили бы Ваше сердце, если бы Вы оказались вдруг в таком Раю?
Вот Вы видите вдалеке место, как мучаются и кричат от боли грешники. Что бы Вы стали делать в этой ситуации?
Может быть, Вы поскорее побежали бы в глубину Рая, чтобы не видеть человеческих мучений и не слышать криков страдальцев? Но разве смогли бы Вы заставить себя не думать об этом, даже оказавшись в глубине такого Рая? Постарайтесь, Элла, честно ответить самой себе на эти вопросы.
А разве Вам не пришла бы в этой ситуации в голову мысль, что Бог мог бы как-то иначе решить участь нераскаявшихся грешников, чем определить их на БЕСКОНЕЧНО-ДЛЯЩИЕСЯ мучения?
Слава Господу Богу, Который никогда не будет мучить грешников в вечно горящем пламени ада!
Согласно тому, что мы прочитали с Вами ранее в Библии, Бог, после Справедливого Суда над грешниками, просто остановит их жизнь навсегда.
Вопрос: «Откуда же появилось это представление об аде, где будут мучиться грешники?» Вот ответ:
«Упразднив Слово Божие, фарисеи заимствовали многое из философии Платона относительно природы человека. Из смеси греческих представлений, древних египетских и вавилонских мифов они создали учение о чистилище и о молитвах за мёртвых. Иосиф Флавий заявляет, что фарисеи учили о том, что каждая душа бессмертна, но что лишь души добрых перейдут в другое тело, а души злых будут наказаны вечными страданиями. Они считали, что в душе находится вечная сила, и что под землёй существует награда и наказание для тех, кто в этой жизни жил соответственно добродетельно или порочно.» (Цитата из статьи А. Бармса «Богач и Лазарь»)
Все исследователи Библии соглашаются с тем, что в Священном Писании встречаются, как истории о реально происходивших событиях, так и истории-вымыслы, которые рассказывались пророками для того, чтобы донести до слушателя какую-то важную мысль и подтолкнуть слушателя к тому, чтобы он сделал для себя определённые выводы, а в каких-то случаях, и принял какое-то жизненно важное решение.
Очень показательна в этом плане история, которую рассказал царю Давиду его друг – пророк Нафан после того, как Давид согрешил с Вирсавией.
Вы помните, эту историю? Она записана во 2-ой книге Царств в 12 главе, с 1-го по 4-ый стих.
После того, как Нафан рассказал Давиду эту историю – о богаче, отнявшем у бедняка его единственную овечку, Давид отреагировал на услышанное так:
2-ая книга Царств 12,5
Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это.
2-ая книга Царств 12,7
И сказал Нафан Давиду: Ты – этот человек.
Очень интересная ситуация получилась, правда?
Нафан рассказывал Давиду притчу, а Давид воспринял всё услышанное, как абсолютно реальную историю, взятую из жизни.
Помню, как со мной однажды произошло нечто подобное. Прочитал я одну коротенькую историю у одной поэтессы и спрашиваю её: «Неужели эти события, действительно, имели место в реальной жизни?» А она мне отвечает: «Нет, не волнуйтесь! Это всего лишь вымысел!»
Вы понимаете, Элла, к чему я клоню?
Не все слова Иисуса Христа, которые Ему пришлось сказать людям в Своей земной жизни, описывали реальное положение дел.
Вот пример – случай со смертью Его друга по имени Лазарь.
Когда Иисусу сообщили, что Лазарь сильно заболел, Иисус ещё целых два дня оставался на том месте, где к Нему пришла эта весть, и совсем, казалось, не торопился идти на помощь к Своему другу. Но вот, наконец, Он говорит Своим ученикам:
Интересно, отметить, что ученики в этой ситуации восприняли слова Спасителя буквально. Это видно по их словам:
Евангелие от Иоанна 11,12-14
12 Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет!
13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер.
Вот, что сказано в Евангелии от Матфея 13,10-11:
И приступивши, ученики сказали Ему: Для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: Для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано!
Исследователи, очень просто объясняют, почему Иисусу приходилось говорить о многих вещах притчами. Во-первых, это был очень распространенный и очень популярный в то время, в той культуре метод преподавания. А во-вторых, если бы Иисус говорил обо всём открытым текстом, то Его озлобленные противники очень быстро нашли бы повод для обвинения Спасителя, поставив Ему в вину Его собственные высказывания.
Чтобы нам убедиться в том, что в Своём рассказе о богаче и Лазаре Иисус не говорил о реально существующих аде и Рае, нам нужно взглянуть на то, в присутствии кого Он рассказывал эту историю.
Евангелие от Луки 16,14 говорит нам о том, что кроме учеников слушателями Спасителя были в тот момент фарисеи.
Известно ли Вам, Элла, что это были за люди?
Почитайте комментарии о фарисеях из разных источников в интернете, и Вам всё сразу станет ясно.
Это была небольшая (я встречал цифру – около 6000 человек) группа очень богатых людей, которые, фактически, захватили в то время всю реальную власть в Израиле.
Да, римляне, считали себя полноправными хозяевами в этой стране, но всю духовную власть над умами народа держали всё же в своих руках именно фарисеи.
Власть и влияние фарисеев были настолько сильными, что простой народ понимал – сказать что-то вопреки тому, что говорят фарисеи, означало вынести себе почти что смертный приговор.
Если кого-то из людей фарисеи заклеймляли словом «грешник», то такой человек лишался, фактически, всех прав в Израильском обществе того времени. Судьи отказывали такому человеку в защите его законных прав. Любой человек мог обидеть и унизить «грешника» и никто не вставал на его защиту потому, что на нём было клеймо отверженного. Если «грешник» оказывался в трудном материальном положении, никто не смел, боясь гнева фарисеев, оказывать ему материальную помощь и так далее.
Фактически, фарисеи захватили во времена Иисуса место духовных наставников Израиля. Помните, Элла, что сказал Иисус о фарисеях в 23-ей главе Евангелия от Матфея?
Бог не сажал фарисеев на это место. Они сами захватили его, чтобы учить народ тому, как правильно нужно поклоняться Творцу.
Фарисеи ввели по собственному усмотрению очень много поправок в религиозные предписания Израиля. Они придавали огромное значение преданиям старцев. Когда эти человеческие предания входили в противоречие с заповедями закона Божьего, то известно, что фарисеи в этом случае отдавали предпочтение именно преданиям. (Взгляните на спор Иисуса с фарисеями о преданиях! – Евангелие от Марка 7-ая глава)
Чтобы хоть как-то сгладить недовольство бедных людей их положением, фарисеи учили, что после смерти все бедняки получат от Бога награду за их терпение и попадут в место под названием Лоно Авраамово. О том же, что всем богатым место в Раю Божьем «забронировано», так это подразумевалось само собой.
Осознав, что он жил неправильно, богач, по рассказу Иисуса, просит Авраама послать к нему в земной дом, воскрешённого из мёртвых, Лазаря, чтобы Лазарь предупредил его братьев, чтобы те изменили свой образ жизни и «не попали в это место мучения». А что отвечает на эту просьбу Авраам? Он говорит: «У них есть Моисей и пророки. Пусть их слушают!» (Луки 16,29)
Вот, Элла, то средство, которое предусмотрел Бог для просвещения нашего разума. Это – Слово Божие! И нужно отметить, что с этим Словом мы не можем поступать по своему усмотрению – хочу приму какое-то место из Библии за реальное описание событий, а хочу – скажу о прочитанном, что это иносказание.
Каждое место Священного Писания нужно не просто читать, но тщательно исследовать, как это и рекомендовал делать наш Спаситель Иисус. (Евангелие от Иоанна 5,39)
Подробно об этом можно прочитать во многих других моих рассказах.
Когда Авраам сказал богачу о Моисее и пророках, богач ответил: «Нет, отче! Этих свидетельств для моих братьев будет недостаточно! Нужно, чтобы кто-то из посланников с того света пришёл и предостерёг бы моих братьев лично!»
На что Авраам ответил: «Если Моисея и пророков не слушают, то если к ним придёт кто-то из мёртвых – они и им не поверят!» (Луки 16,31)
Иисус, рассказывая эту историю о богаче и Лазаре, не стал опровергать ложные представления фарисеев об аде и Рае, но используя их же представления об этом, заставил их задуматься о своём собственном положении перед Богом. Фарисеи очень ясно увидели, что их вера в Бога, очень часто не основана на Писаниях Моисея и пророков.
Думаю, Элла, что на этом мне стоит остановиться в размышлениях на эту интересную тему. Надеюсь, что та информация, которой я с радостью поделился с Вами, не будет оставлена Вами в пренебрежении, но поможет Вам ещё внимательнее исследовать Библию.
Желаю Вам самых обильных Божьих благословений во всём! Счастья Вам, мира и любви!
С самой искренней человеческой симпатией к Вам, Игорь Плохатнюк».
Моя жизнь вечная мука
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Вечные муки и Милосердие Божие. Как сочетается? Богословская дискуссия
Александр:
Нам остается дерзновение надежды. Не отношение ко Спасению «спустя рукава», которое говорит «все равно меня пощадят», а терпеливая работа над собой и упование, что, конечно, не по нашим делам, а по Его неизреченной милости, мы войдем в Его Царство, Которому не будет конца.
Но блаженный Фоефилакт Охридский (ок.1050-1108) изъясняя притчу о богаче и Лазаре (Лк.16.19-31) говорит следующее: «Почему богатый обращает просьбу свою не к Лазарю, а к Аврааму? Может быть, он стыдился, а может быть думал, что Лазарь помнит его зло, и по своим делам заключал и об Лазаре. Если я (мог он думать), наслаждаясь таким счастьем, презирал его, угнетаемого таким несчастием, и не уделял ему даже крошек, то тем более он, презренный мною, вспомнит зло и не согласится оказать мне милость. Посему-то он обращается с своими словами к Аврааму, думая, вероятно, что патриарх не знает, как было дело. Что же Авраам? Он не сказал богачу: бесчеловечный и жестокий, не стыдно ли тебе? теперь ты вспомнил о человеколюбии. Но как? “Чадо”! Смотри на сострадательную и святую душу. Мудрец какой-то говорит: смиренную душу не возмущай. Посему и Авраам говорит: “чадо”, давая чрез сие знать ему, что именовать его так милостиво даже теперь в его власти, но и только, а что более сего он ничего не властен сделать для него. Что могу, то уделю тебе, то есть голос сострадания».
Св. Иоанн Лествечник пишет: «Итак, мы воскреснем… и предстанем предстрашным Христовым судилищем. Дьявол и демоны его, антихрист, нечестивые игрешники будут преданы во огнь вечный – невещественный, не такой как у нас, нотакой, какой знает один Бог. А сотворшие благая просветятся как солнце, вместес Ангелами в жизни вечной».
Все вроде бы ясно, не правда ли?
Для праведников после Второго Пришествия Христова – жизнь вечная. Для грешников –озеро огненное.
Но, как возможно примирить сущность Царства Божия – любовь, с наказанием грешников, тем более вечным? Как можно рядом с блаженством предположить существование Ада? Разве не цель сатаны – создать некое царство без Бога, свое личное?
Тут-то и начинаются различные толкования у различных отцов. Св. Марк Ефесский (14 в.) трактует адский пламень огненного озера как полное уничтожение зла и греха. Он пишет:
Мне кажется, ошибкой было бы думать, что смысл этой притчи сводится к тому, чтоовцы пойдут в радость вечную, а козлища – в огнь вечный. Центр тяжести в притче– указание, на каком основании Суд происходит. Урок, который из нее извлекается (больных не посещал, голодных не кормил и т.д.), можно свести к фразе: если ты не был человечным, не воображай, что можешь приблизиться к Богу.
Но, даже, если понять эту притчу, как слово о критериях Суда (не просто о Суде!),надо сопоставить ее с другими притчами. Это, вообще, болезнь наша – мы очень любим вырывать цитаты из всего –Маркса, ап. Матфея или научного труда – и говорить: «вот здесь так написано».
ап. Матфея или научного труда – и говорить: «вот здесь так написано». Я тоже так люблю поступать – поэтому это и моя болезнь.
Перед нами – тоже тема Суда. И в ней подразумевается, что должник – то есть грешник может расплатиться и выйти из тюрьмы, то есть ада.
Я совсем не хочу сказать, что ада нет. Безусловно, Ад есть, и грешники в нем мучаются. Просто, ад совсем не то, что мы себе пытаемся вообразить. И, если мы серьезно относимся к одному месту из Священного Писания, то должны также серьезно принимать другое.
Апостол Павел же говорит, что, когда все будет завершено, тогда «Бог будет всё во всём»(1 Кор.15:28). «Всё во всём» вовсе не означает «нечто в некоторых» или «всё в немногих».
Надо просто честно сказать: не понимаем.
Св.Иоанн Златоуст пишет:
«Всеми людьми исследуется вопрос: будет
ли иметь конец огонь геенский. Христос
открыл нам, что этот огонь не имеет
конца: где червь их не умирает и огонь не
угасает (Мк. 9, 46).» открыл нам, что этот огонь не имеет
конца»
Марина – Александру:
«Кто говорит или думает, что наказание
демонов и нечестивых людей временно и
что после некоторого времени оно будет
иметь конец или что будет после
восстановление демонов и нечестивых
людей, – да будет анафема», – так звучит 9-й
анафематизм против оригенистов,
предложенный святым Юстинианом
Великим и принятый Поместным
Константинопольским Собором 543 года.
Александр:
Ого! Меня в оригенизме обвинили! Еще раз повторю: Священное Писание следует читать очень неторопливо и вдумчиво, сравнивая разные места. Для этого в священном Писании и приводятся ссылки. Христос с тем же авторитетом нам говорит: «совещайся с соперником твоим, пока ты на пути, как бы он не предал тебя Судье, а Судья –истязателю, и не посадил бы тебя в темницу. И ты не выйдешь из нее, пока не выплатишь последнюю копейку» (Лк 12.58-59).
Перед нами – тоже тема Суда. И в ней подразумевается, что должник – то есть грешник может расплатиться и выйти из тюрьмы, то есть ада.
Благодарю за вдумчивые ответы, приятно беседовать с начитанными людьми! Но вопрос «вечных мук» остаётся просто потому, что в тексте Священно Писания не всегда ясно идёт ли речь о вечной муке или муке в вечности. Но как же совместить то, что Бог – Свет и Добро с тем, что есть ад? Как совместить слова Библии о том, что «Бог отрёт всякую слезу» с вечной муко йгрешников?
Вячеслав:
Вы спросили: образ геены огненной это образ вечного мучения, мучения в вечности или образ очищения, сжигания мусора на свалке (геена) или всё вместе?
Отвечу словами ап Павла: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор.10.11)
О вечном наказании.
Святитель Иоанн Златоуст (ок.344/354-407): «Апостол опять устрашает, указывая на конец, и внушает ожидать большего, нежели бывшее прежде. Что мы будем наказаны, говорит, это и неверующие учению о геенне могут видеть из сказанного; а что будем наказаны гораздо более, это видно из того, что мы получили бОльшие благодеяния и что прежнее было только прообразом. Если дары больше, то и наказания больше. Для того он и назвал прежние события образами, сказал, что они описаны для нас, но упомянул о конце, чтобы напомнить кончину мира. Тогда наказания будут не кратковременные и имеющие предел, но вечные. Настоящие наказания оканчиваются с настоящей жизнью, будущие продолжатся вечно».
«Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Кор.11.3)
Далее Вы, Александр, говорите: «Но как же совместить то, что Бог – Свет иДобро с тем, что есть ад? Как совместить слова Библии о том, что «Бог отрёт всякую слезу» с вечной мукойгрешников?»
Александр, ещё раз повторю, что не «мудрствовать лукаво», а читать святоотеческие изъяснения на Священное Писание.
На счёт Вашей цитаты из откровения: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк.21.4)
Александр:
Но ведь размышлять на можно?
Александр:
Но почему Иоанн Богослов ни разу не упомянул в своём Евангелии об аде. Почему?
Вячеслав:
Он упомянул о нём и не раз в Откровении.
Александр:
Браво! Благодарю за вдумчивые ответы! Особо благодарю о. Вячеслава! И Вас, Марина, благодарю так же!
Вячеслав:
Взаимно, Александр!
Марина:
Спасибо зи интересную дискуссию!
Навечно во тьме. Природа и причина вечных мук
Сколь светлыми, радостными и утешительными чертами слово Божие изображает блаженное состояние праведников в будущей жизни, столь же, напротив, в мрачных и ужасающих тонах оно представляет злополучную участь грешников после всеобщего Суда.
Что такое ад?
Но чтобы предохранить нас и от малейшего повода к самообольщению, Св. Писание со всею ясностью и подробно во многих местах предупреждает нас об этой ужасной участи, так что догмат о будущем вечном мучении грешных в аду есть один из самых ясных догматов православной веры.
Но что это за мучения и в чем они заключаются? Мучения грешников в аду, по свидетельству Писания, будут заключаться в удалении их от Бога. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ( Мф.25:41 ), — скажет им Праведный Судия, — не знаю вас, отойдите от Меня, все делатели неправды ( Лк.13:27 ). Это отвержение от лица Божия будет величайшим наказанием для грешников, ибо они будут удалены от Бога не на время, но навсегда лишатся этого высочайшего блага, в котором одном только могли найти полное удовлетворение всех потребностей своей души; навсегда будут отринуты своим Отцом, своим Спасителем, Который излил на них столько милостей и щедрот, заботился о них с такою бесконечной любовью; никогда более не удостоятся узреть света лица Его и никогда не войдут в радость Господа своего (см. Мф.25:21 ). И это вечное удаление от Источника и Подателя жизни составит для отверженных лютейшую и мучительную казнь.
К умножению тяжести и жестокости мучения, по словам свт. Димитрия Ростовского, присоединится и то, что «грешники, находясь в муках, узрят тех, которых в жизни сей ненавидели, гнали, опечаливали, уязвляли, мучили, убивали, которым причиняли зло. Узрит Каин Авеля, которого неповинно убил; узрит Ирод св. Иоанна Предтечу, которого неправедно умертвил. Нерон, Диоклетиан, Максимиан и прочие мучители узрят многое множество исповедников имени Христова, которых язычники умучили.
Слово Божие решительно говорит, что место мучения для грешников будет самое ужасное, — и в таком-то месте они будут находиться в сообществе со злыми духами. Как Св. Писание изображает места мучений, куда будут удалены грешники? Оно дает им разные наименования, места эти называются в Писании тьмой внешней ( Мф.8:12, 22:13, 25:30 ), геенною огненною ( Мф.5:22 ); печью огненною, где будет скрежет зубов ( Мф.13:50 ); озером огненным и серным ( Откр.19:20, 20:14, 21:8 ); адом ( Лк.16:23 ); землей вечной тьмы, где нет света ( Иов.10:22 ); бездною, страшною и для самых демонов ( Лк.8:31 ); темницею ( Мф.5:25 ); вечными узами и мраком вечной тьмы ( Иуд.1:6, 13 ); червем неусыпающим и огнем неугасающим ( Мк.9:44 ); вечным огнем ( Иуд.1:7 ); дном адовым ( Притч.9:18 ); преисподнею ( Флп.2:10 ).
Чтобы приблизить этот предмет к нашему пониманию, Св. Писание употребляет для изображения мучений в аду разные сравнения, заимствуя их от того, что есть в нашей видимой природе ужасного и мучительного. И во-первых, оно представляет состояние мучимых в аду под видом тьмы самой непроницаемой, или внешней, внушая сим ту мысль, что в аду решительно нет света, столь необходимого для жизни, столь отрадного для всего живущего.
Во-вторых, адские мучения всего более и часто изображаются в слове Божием под видом пребывания в огне вечном, или озере огненном, так что ад и вечный огонь на языке Писания понятия почти равнозначные. Но что должно разуметь под именем неугасаюшего огня, в котором грешники будут вечно будут мучиться, гореть и не сгорать? Слово Божие сего не определяет. Некоторые из учителей Церкви 6 под именем вечного огня разумели не в собственном смысле огонь, а только символ жесточайших адских мучений. Но лучше, правильнее и полезнее понимать огонь в собственном смысле: потому что такой образ понимания сильнее и благотворнее действует на душу, удерживая ее от всего греховного и окрыляя к небесному и божественному. Впрочем, это будет и не наш нынешний огонь; ибо нынешний огонь сам, можно сказать, сгорит в последний день мира, когда, по свидетельству Св. Писания, стихии, разгоревшись, разрушатся ( 2Пет.3:10 ).
Но явно погрешил бы против истинного разумения слов Св. Писания тот, кто вздумал бы заключать из сего, что этот адский огонь, будучи тоньше и, так сказать, духовнее нашего огня, по тому самому будет слабее и легче переносим — напротив, по самой своей тонкости, он должен быть несравненно яростнее, лютее и мучительнее нынешнего огня, так что Св. Отцы 7 справедливо говорят, что нынешний наш огонь настолько слаб в сравнении с будущим адским, насколько слаб огонь, изображенный на картине, в сравнении с настоящим огнем.
Лютость адского огня уже видима из того, что самые духи злобы просили некогда Господа Иисуса не посылать их прежде времени в огонь геенский для мучения. Святитель Димитрий Ростовский так рассуждает об огне геенском: «О сколь страшен тот огонь, которого и сам сатана трепещет! Если для бесов бездна геенская страшна, тем более для людей должна быть ужасна и трепетна. Если и здесь огненная казнь страшна осужденному на нее человеку, то несравненно страшнее то наказание, которое последует в геенне огненной. Бесы не боятся здешнего огня, так же как и мы не боимся огня, изображенного на доске, а геенского огня трепещут. Сей огонь сжигает только телесное вещество, а тот жжет и мучит и бесплотных духов. Сей огонь, при недостатке горючего вещества, угасает, а геенский никогда не угаснет, по свидетельству Самого Господа: червь их (грешников) не умирает, и огонь не угасает ( Мк.9:44 ). Здешний огонь, когда горит, светит; а пламя того огня, когда горит, только жжет, но нисколько не освещает тьмы внешней; а если бы сколько-нибудь и осветило, то для большего страха и трепета осужденных, — для того, чтобы видеть страшные образы демонов, увидеть которых страшнее всякой муки, для того, чтобы видеть терзаемые лица грешников, вместе с которыми в жизни сей грехами своими прогневали Господа.
Если бы мы искренне веровали словам Господа: Лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами ввержену быть в геенну огненную ( Мф.18:9 ); если бы дано было нам видеть преждевременно, что ожидает нас за гробом и в последние минуты греховной жизни-то, конечно, как говаривал один святой отец, мы целый век согласились бы просидеть с удовольствием в келье, переполненной съедающими нас червями, чем пробыть несколько времени в адском пламени.
Сколь невыразимо-мучительно пребывание в этой бездне показывает пример одного расслабленного, который, изнемогая в духе терпения, с воплем просил Господа прекратить его страдальческую жизнь.
— Хорошо, — сказал явившийся больному Ангел, — Господь, как неизреченно Благой, соизволяет на твою молитву; Он прекращает твою временную жизнь, только с условием: вместо одного года страданий на земле, которыми каждый человек, как золото в огне, очищается, согласен ли ты пробыть три часа в вечных мучениях? Твои грехи требуют очищения в страданиях собственной твоей плоти; ты должен бы еще быть в расслаблении год: потому что как для тебя, так и для всех верующих нет другого пути к небу, кроме крестного, проложенного безгрешным Богочеловеком. Этот путь тебе наскучил на земле; испытай, что значат вечные муки в аду, куда идут все грешники; впрочем, испытай их только в течение трех часов; а после, молитвами Св. Церкви, ты будешь спасен.
Страдалец задумался. «Год страданий на земле — это ужасно продолжительный срок! Лучше же я вытерплю три часа в этих бесконечных муках, — подумал он, — чем год на земле».
— Согласен в ад, — сказал он наконец Ангелу. Ангел тихо принял его страдальческую душу и, заключив ее в преисподних ада, удалился от страдальца со словами утешения:
— Через три часа я явлюсь за тобою.
Господствующий повсюду мрак, теснота, долетающие звуки неизъяснимых воплей грешников, видение духов злобы в их адском безобразии — все это слилось для несчастного страдальца в невыносимый страх и томление. Он всюду видел и слышал
только страдание и вопли и ни ползвука радости в необъятной бездне ада; одни лишь огненные глаза демонов сверкали в преисподней тьме, и носились перед ним их исполинские тени, готовые сдавить его, сожрать и сжечь своим палящим дыханием. Бедный страдалец затрепетал и закричал; но на его крик и вопли отвечала только адская бездна своим замирающим вдали эхом и клокотаньем геенского пламени, которое клубилось перед глазами трепетавшего узника. Ему казалось, что протекли уже целые века страданий; с минуты на минуту ждал он светоносного Ангела, но Ангела не было. Наконец страдалец отчаялся в его райском появлении и, скрежеща зубами, застонал; но никто не внимал его воплям. Все грешники, томившиеся в бездне геенской, были заняты собою, только своим собственным мучением, и ужасные демоны в адской радости издевались над ними.
Наконец тихий свет ангельской славы разлился над бездною. С райской улыбкой приступил Ангел к этому страдальцу и спросил:
— Что, каково тебе, брат?
— Не думал я, чтобы в устах ангельских могла быть ложь, — прошептал едва слышным, прерывающимся от страданий голосом узник.
— Что такое? — возразил Ангел.
— Как что такое? — произнес страдалец. — Ты обещался взять меня отсюда через три часа, а между тем целые годы, целые века протекли в невыразимых муках.
— Помилуй, что за годы, что за века? — кротко и с улыбкою отвечал Ангел. — Час только прошел со времени моего отсутствия, и два часа сидеть тебе здесь. — Как два часа? — в испуге спросил страдалец, — два часа? А это час только протек? Ох! Не могу более терпеть; нет сил. Если только можно, если только есть воля Господня, умоляю тебя: возьми меня отсюда. Лучше на земле буду я страдать годы и века, даже до последнего дня, до самого пришествия Христова на Суд, только выведи меня отсюда. Невыносимо! Ох, пожалей меня, — со стоном воскликнул он, простирая руки к светлому Ангелу.
— Бог, как Отец щедрот и утешения, являет на тебе благодать Свою, но ты должен знать и помнить, сколь жестоки и невыносимы адские мучения! 9
Неугасимый огонь и неусыпающий червь
Спросит кто-нибудь: откуда возникнет столько огня геенского для мучения грешников? Огненной геенны и озера огненного нет нужды вновь творить: грешники сами произведут грехом огненную геенну; и озеро огненное, и геенна заключаются в грехе, как дерево в семени.
Посмотрим, например, со вниманием на лицо врага нашего и увидим, что он весь огненного свойства и что все явления греха сопровождаются уже и здесь пламенем адским, что сила греха чего ни коснется, все соделывает жгущим и мучительным.
Если обратить внимание на существо страстей, то окажется, что все они огненного свойства. Мы невольно сознаем это, когда говорим, например: огонь страстей, пламя честолюбия!
Огонь сей теперь связан в нас многими узами, посему и не так заметен. Посмотрим, как он выступает изнутри человека, как волнуется, делает багровым лицо, приводит в клокотание всю кровь в минуты сильного гнева! В это время сей огонь так бывает яростен и силен, что иные не могут его переносить и внезапно умирают, как от удара молнии.
Пламя других страстей менее яростно, однако же всегда проницает и с продолжением времени растлевает весь состав человека. И это очень заметно, например, в человеке любострастном, завистливом или скупом. Внутренний состав нашего тела, коему особенно угрожает будущее мучение в аду, также заключает в себе не только способность к воспламенению, но и неистощимый запас огня.
Во время болезней это таинственное сродство тела нашего с огнем еще более обнаруживается. Ибо какая болезнь не обнаруживается жаром? Некоторые болезни явно состоят из какого-то мучительного горения всего тела или больных частей его. Отсюда взяты самые названия сих болезней, например: огневица, или антонов огонь.
Грех, обратив грешников в существа горящие и несгораемые, из них же и для них произведет и огненный мир, или, как говорит Св. Писание, озеро огненное, чтобы каковы обитатели, таково же было, так сказать, и помещение для них. Ибо нужно ли, чтобы всемогущество Божие само творило эту огненную адскую бездну? Эта огненная бездна может возникнуть сама собою из греха. Каким образом? Нет никакого сомнения, что человек своими беззакониями портит и заражает ядом греха не только свое тело, но и все вещи, которыми злоупотребляет, даже и окружающий его стихии.
Порча эта большей частью неприметна, но иногда делается настолько ощутительною, что заражает самый воздух, которым он дышал, от чего происходят повальные болезни. Теперь представим всю порчу стихий, произведенную грехами всех людей; сложить ее с порчею и ядом, которыми заражают видимую природу духи отверженные; вообразим после сего, что в последний день мира и обновления всех вещей испорченная и ядовитая от грехов часть сил природы отделится от нового, чистого и светлого мира Божия — какое из сего составится скопище яда и тления! какой океан огня и пламени! И вот стихия, в коей будут обитать духи и души отверженные!
Св. Писание изображает состояние грешника в аду под образом непрестанного терзания червями: и червь их не умирает ( Мк.9:44 ). Но что это за червь неусыпающий? В метафорическом ли смысле или в буквальном употреблено это выражение? Некоторые из отцов Церкви 13 это место Писания разумели в переносном смысле, объясняя так, что червь неумирающий преимущественно означает внутренние угрызения совести.
В афонских, греческих сказаниях находим следующую повесть о неусыпающем черве: двое друзей сначала шли пространным путем роскоши, разврата, исполнения плотских прихотей, подобно евангельскому богачу, веселясь во все дни светло ( Лк.16:19 ). Один из этих друзей от силы Божественного слова пришел в такое сокрушение о грехах своих, что сердце его не выносило упреков потрясенной совести и теплоты умилившихся чувств — каясь всей душой, он дал обет Господу оставить все земное и быть иноком; другой, напротив, вместо того чтобы исправить свое развращенное сердце, более и более ожесточался, преуспевал во зле и издевался над евангельскими истинами. Но инок пережил мирянина, и, когда этот последний скончался, друг его пожелал узнать положение его души после смерти.
Долго и с искренней верой молился инок об этом ко Господу, предоставляя Его святейшей воле исполнение своей молитвы. Бог услышал его, и через несколько дней, в тонком сне, иноку является умерший друг его. «Что, братец, как тебе, хорошо ли?»— спросил обрадованный свиданием инок. — «Ты хочешь знать это? — со стоном отвечал мертвец, — горе мне, бедному! Червь неусыпающий точит меня и не дает покоя целую вечность». «Что ж это за мучение?» — продолжал вопрошать монах. «Это мучение невыносимо! — воскликнул умерший, — но делать нечего: нет возможности избежать гнева Божия. Мне теперь дана свобода, ради твоих молитв, и, если хочешь, я тебе покажу это мучение; только совершенно ли хочешь видеть и чувствовать то или отчасти? Вполне моего мучения ты не можешь вынести; итак, некоторую часть испытай и узнай». При сих словах умерший приподнял подол своего платья по колено, и ужас и невыразимый смрад так поразили все чувства спящего монаха, что он в то же мгновение проснулся. Вся нога, которую открыл ему друг его, была покрыта страшным червем, и от ран исходил такой зловонный смрад, что нет слова и пера для описания его. Этот адский запах так охватил келью монаха, что он едва мог бежать из нее, не успев даже затворить дверь за собою, от чего запах стал разливаться по всему монастырю; все кельи переполнились им, и испуганные иноки не понимали, что это значит. В течение долгого времени этот адский воздух не исчезал, и братия невольно должна была оставить монастырь и в другом месте искать себе приюта; а друг покойного никогда не мог избавиться от раз вдохнутого зловония, ни отмыть рук от адского запаха, ни заглушить его никакими ароматами. Вот что значит неусыпающий червь. 14
И эти-то мучения от неусыпающего червя будут возобновляться с новою силою и лютостью и непрестанно терзать грешника!
Слово Божие представляет вечные мучения грешников в аду ( Лк.16:23 ). Но что это за ад и что должно разуметь под сим названием? Священное Писание называет ад «темницей духов» ( 1Пет.3:19 ).
Итак, ад есть темница, и притом самая ужасная, огненная. В этот адский огонь ввергаются несчастные отверженные, и бездна огня обнимает их со всех сторон. Всякое чувство будет страдать там особенной скорбью: глаза будут страдать от темноты и дыма и вместе от присутствия других грешников и демонов, уши услышат только непрестанный шум рыданий, жалоб и проклятий; обоняние будет страдать от смрада сожигаемых тел; вкус — от сильной жажды и страшного голода, когда нельзя получить ни капли воды, чтобы облегчить свое страдание. Потому-то эти несчастные пленники, страдая в огне, мучимые ужасною казнью, плачут, стонут, рыдают, отчаиваются, но не находят и никогда не найдут ни облегчения, ни утешения.
И в таком-то месте ужаса и страха все силы души будут испытывать муку. Память будет мучима воспоминанием о грехах и угрызениями совести. Она, как червь, будет вечно точить осужденного, припоминая ему, из-за чего он добровольно погубил себя, из-за какого недостойного и ничтожного удовольствия. Чем покажутся человеку тогда эти удовольствия, когда тысячи и миллионы лет будут проведены в аду? Этот червь неусыпающий припомнит ему время, которое Бог дал ему для исправления, средства — для спасения, добрые примеры ближних, обещания, которые он давал и не исполнял, а вместе он увидит и то, что уже нет спасения от вечной погибели. Воля отверженного будет испытывать вечное противоборство: человек никогда не будет иметь того, чего желает, и всегда будет иметь то, чего не желал бы. Разум познает, какого великого блага лишился грешник и как велико зло, которым он прежде пренебрегал.
В аду нет конца мучению. Там страдают различными муками и страдают вечно. Пройдет сто лет страданий, тысяча лет, миллионы лет и веков, а мучения окажутся новыми и разнообразными. Если бы Ангел принес грешнику весть, что Бог избавит его от ада, когда пройдет столько миллионов веков, сколько капель воды в море, сколько песчинок на земле, — и тогда бы несчастный грешник почувствовал большую радость при этой вести, чем человек, которому бы вдруг объявили, что он сделан царем большого государства. Это справедливо, ибо грешник сказал бы: правда, что надобно ожидать бесчисленное множество веков; но наконец настанет же день, в который прекратятся мои мучения. Но нет! сколько бы ни прошло веков, ад будет как бы заново начинаться. Таков ад! И таковы мучения во аде! 15
«Время покаяния прошло»
Согласно со Св. Писанием многие из Свв. Отцов и Учителей Церкви изображали будущие мучения грешников, — преимущественно прп. Ефрем Сирин, свт. Василий Великий и свт. Иоанн Златоуст.
Преподобный Ефрем Сирин так рассуждает о муках, ожидающих грешников за пределами настоящей жизни: «Когда исполнится предел жизни грешника, приходит посланный грозный Ангел, который требует душу его и говорит: „Кончен путь твой в этой жизни; иди теперь в другой мир, иди в место свое“; и после сего оставляет он (грешник) приятности жизни сей, которыми думал наслаждаться вечно, и, влекомый лукавыми ангелами, пойдет на место мучения, и, увидев оное, придет трепет, и будет ударять себя в лицо руками, озираясь туда и сюда и намереваясь бежать. Но бежать невозможно, потому что уводящие держат его крепко связанным.
Святитель Димитрий Ростовский в числе ужасных мучений для грешных называет вечный позор и вечный стыд: «Помыслим, — рассуждает святитель, — если кто, будучи обличаем в одном грехе пред равными себе и пред немногими людьми, исполняется великого стыда. Если же пред большим и более почтенным числом людей будет обличаем человек, и не в одном грехе, но во многих-то исполняется гораздо большего стыда. Что же думаем? Каков будет стыд в тот (последний) день и час, когда не один грех, но все грехи, сделанные нами делом, словом и помышлением, обличатся и станут явны, и не только пред равными нам грешниками, но и пред всеми святыми и чинами ангельскими? О, каков будет стыд тогда грешникам!» 25
Сколь ужасны и невыносимы будущие мучения грешных, о сем свт. Иоанн Златоуст так рассуждает: «Услышав об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний: этот, что захватит, сожжет и изменит на другое, а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием, не ради чести, но чтобы оно было всегдашним спутником тамошнего мучения; а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может, разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех великих мучениях. Если ты будешь когда-нибудь в бане, натопленной сильнее надлежащего, то представь себе огонь геенский; и если ты будешь когда-нибудь гореть в сильной горячке, то перенесись умом к оному пламени; и тогда будешь в состоянии хорошо понять это различие. Ибо если баня и горячка так мучат и беспокоят нас, то что мы будем чувствовать, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь пред страшным судилищем?
И еще: когда отойдем туда, то, если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; и сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем — напротив, мы услышим то же, что и оный богач: между нами и вами утверждена великая пропасть ( Лк.16:26 ).
Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем громко стонать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души?» 26
Какие мучения ожидают грешников?
Какие же будут следствия всех тех мучений, которым подвергнутся некогда грешники? Следующие: плач и скрежет зубов — там будет плач и скрежет зубов, — сказано в Св. Писании ( Мф.8:12 ), — отчаяние и вечная погибель. Апостол Павел ясно засвидетельствовал о грешниках: которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его ( 2Фес.1:9 ). Их конец — погибель ( Флп.3:19 ).
Все ли грешники подвергнутся в одинаковой степени мучениям?
Нет. Как в царстве блаженной жизни будут разные степени блаженства, по мере добрых дел каждого: каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ); и еще: иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых ( 1Кор.15:41–42 ) — так и в области адских мучений будут разные степени наказаний. Соразмерно грехам своим одни из грешников будут осуждены на большие наказания, другие на меньшие. Эту истину возвестил Сам Спаситель Христос, когда сказал: Раб, же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше ( Лк.12:47–48 ); так же о фарисеях: Поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они приимут тем большее осуждение ( Лк.20:47 ); отраднее будет земле Содомской и Гоморской в день суда, нежели городу тому, который не послушает проповеди апостолов ( Мф.10:15 ), и Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам — Хоразину и Вифсаиде ( Мф.11:22 ). Апостол Павел ясно проповедовал, что на всеобщем суде праведный Судия воздаст каждому по делам его ( Рим.2:6 ).
Святитель Василий Великий, при объяснении слов евангельских: бит будет много и бит будет меньше ( Лк.12:47–48 ), — замечает, что «слова эти означают не конец мучений, а их разницу. Ибо если Бог есть праведный Судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то один может заслуживать огня неугасимого, или несильного, или более пожигающего, другой — червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, и иной — геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой — тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов.
Будет ли конец мучениям?
Слово Божие решительно и определенно говорит, что мучения грешных будут вечны и нескончаемы. Сам Спаситель засвидетельствовал, что после всемирного Суда Он скажет грешникам: Идите от Меня, проклятые в огонь вечный… и пойдут эти в муку вечную ( Мф.25:41, 46 ).
Апостол Иуда в своем Послании изображает вечность мучения следующими чертами: Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример ( Иуд.1:7 ). Апостол Павел ясно учит, что грешники «подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых своих и явится дивным в день оный во всех веровавших ( 2Фес.1:9–10 ). В Откровении также находим выражения, которые удостоверяют нас в этой истине: И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью ( Откр.14:11 ), и что дьявол и помощники его, с которыми вместе пойдут и грешники в геенну, мучены будут день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ).
В Св. Писании мучения грешников изображаются вечными и нескончаемыми. Эту нескончаемость мучений предсказал еще пророк Исайя: червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис.66:24 ); св. Иоанн Предтеча тоже засвидетельствовал: Соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым ( Мф.3:12 ).
Наконец, Сам Спаситель изображает нескончаемость мучений в следующей сильной речи: Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:43–48 ).
Согласно со Св. Писанием Свв. Отцы и Учители Церкви исповедовали и проповедовали, что мучения адские будут вечны.
Содрогается мысль человеческая, представляя вечность мучений. Невозможно представить что-либо более ужасающее и потрясающее душу. И действительно, трудно представить, чтобы Бог осудил на вечные мучения существа хотя грешные, но покаявшиеся во грехах, хотя не успевшие оправдать своего покаяния делами и деятельным обращением к добру, но «алчущие и жаждущие правды»; Сам Спаситель обещает утолить эту духовную алчбу и жажду (см. Мф.5:6 ).
Несомненно, что душам, отшедшим с верою и покаянием, хотя и не запечатлевшим свою веру добрыми делами, до времени всеобщего суда, есть возможность освободиться от уз ада, по молитвам Церкви, и особенно по силе бескровной Жертвы, приносимой за умерших. Св. апостол Иоанн Богослов говорит о дерзновении молитв верующих пред Богом: Знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили ( 1Ин.5:15 ). Посему он внушает каждому верующему молиться о согрешениях брата своего с надеждой, что молитва его будет услышана Богом. О прощении одного только греха не заповедует апостол молиться: Если кто увидит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молиться, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился ( 1Ин.5:16 ).
Хула на Духа Святого есть упорное противление очевидной истине Божией, совершенное неверие и нераскаянность, упорное отвержение благодати, соединенное с отвращением от всего, что свято и богоугодно ( Евр.10:26, 29 ); или, говоря иначе, грех против Духа Святого есть ожесточение во зле, злоба нераскаянная, окончательно потерявшая возможность принять благодать.
Почему мучения не прекратятся
Теперь вопрос в том, может ли сотворенное существо, а именно человеческий дух, оставаться в таком нераскаянном ожесточении на всю вечность? Есть основание отвечать на этот вопрос положительно. Дух человеческий сотворен со способностью нескончаемого развития, возрастания и преуспеяния; и эту способность нескончаемого развития он может обращать как к добру, так и ко злу. Цель человеческой жизни есть уподобление Богу, отражение в себе совершенств Божиих.
Если свободное существо принимает правильное или доброе направление, то в нем открывается возможность нескончаемого усовершенствования в добре, безостановочного и вечного стремления к своей цели — к уподоблению Богу и теснейшему соединению с Ним. Точно так же, если оно принимает превратное или злое направление, в нем открывается возможность безостановочного стремления по пути зла, безвозвратного и нескончаемого стремления от своей цели, — удаления от Бога. И как любовь к добру, в своем нескончаемом стремлении к Богу, постепенно возрастает, крепнет и усиливается, так что, наконец, в свободном существе прекращается самая возможность зла, как прекратилась она в Ангелах и прекратится в душах, отшедших из сей жизни с верою и покаянием: так и злоба, в постоянном стремлении по своему пути, будет постоянно возрастать и усиливаться, так что в существе, погрязшем во зле, исчезнет всякая возможность добра. Как исчезла она в бесах, так, конечно, произойдет и в душах людей, отшедших отсюда и пребывающих там в ожесточении и нераскаянности.
Таким образом, по свойству человеческого духа, для него возможно и ему предназначено вечное преуспеяние и усовершение в добре; но возможно для него замедление и нескончаемое возрастание во зле. Человеку даны силы для постоянного развития и деятельности; но путь для своей деятельности избирает уже человеческая свобода, и какой бы ни был избран путь — путь ли добра или путь зла — человек имеет возможность идти по избранному пути нескончаемо и безвозвратно.
Правда, во время земной жизни, обыкновенная человеческая злоба представляет собой беспечность о спасении, а не сознательное отвержение и презрение ко всякой спасительной и благодатной помощи. Впрочем, бывают примеры ужасающей силы зла и в настоящей жизни. В продолжение жизни человек ничему не верит, живет так, как будто нет ни Бога, ни будущей жизни, издевается и ругается над верой, как над слабостью или мечтою, или, как говорит апостол, не почитает за святыню Кровь завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет ( Евр.10:29 ).
Чтобы увериться в возможности подобного ожесточения, нужно вникнуть в его внутреннее начало и сущность. Грех, который за свою нераскаянность будет осужден на вечные мучения, есть тот же грех, которым пал начальник зла и которым он увлек человека. Эта духовная гордость, дерзкое стремление твари к независимости от Бога, к равенству с Ним, самообожение, обоготворение себя.
Именно этот грех, постоянно возрастая и усиливаясь в мире существ нравственных, пред кончиной века откроется с особенно страшной силой и обнаружит в себе явную и открытую вражду на Бога, презрение ко всем Его дарам и обетованиям и до безумия гордое притязание твари на божескую честь и достоинство. Мир, по слову Спасителя, подобен полю, на котором до жатвы растут вместе пшеница и плевелы. Жатва есть кончина мира. Ко времени этой жатвы, на поле мира и пшеница и плевелы, и добро и зло достигнут полной зрелости: пшеница для небесных житниц, а плевелы для огня неугасимого (см. Мф.13:38–39 ).
Мрачными чертами описывает апостол Павел нравственное состояние людей пред концом мира. В последние дни, — говорит он, — настанут времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, враги добра, предатели, наглы, напыщенны и проч. ( 2Тим.3:1–4 ). Но эти гордые и надменные враги добра, не имея силы благочестия, будут еще носить вид или личину благочестия (см. 2Тим.3:5 ).
В таком-то ужасном состоянии ожесточенной вражды против Бога и ненависти к Нему нераскаянные враги Божий сойдут в место мучения. Таковая злоба есть злоба нераскаянная, которая никогда не может смягчиться, но будет продолжаться целую вечность и постоянно возрастать и усиливаться. Мы знаем, что и в продолжение здешней краткой жизни, если человек всем существом отдается какой-нибудь страсти, — она делается непреодолимой, и совершенно овладевает умом и волей человека. А гордость, особенно духовная, есть самая упорная и несокрушимая из всех человеческих страстей. И невозможно представить, по каким побуждениям закоренелая, горделивая вражда на Бога могла бы перейти когда-нибудь в искреннее смирение и в смиренное сознание ничтожества твари пред Творцом.
Существо, ожесточившееся против Бога, презирает Его дары и обетования, издевается над верой и молитвой, почитая их постыдной слабостью. Возможно ли, чтобы такое существо, горделиво презирающее самые дары Божий, примирилось с Богом за те мучения, которым оно будет подвергнуто по праведному суду Божию? Конечно, наказание или страдание имеет смягчающую и вразумляющую силу, но только над душами не загрубелыми во зле, которые, будучи поражаемы в своих земных привязанностях, обращаются к Богу и в Нем ищут себе утешения и упокоения.
Но так ли действует наказание или страдание на человека глубоко порочного и нечестивого? Оно не смягчает его, а только ожесточает. Под гнетом страдания, его прежняя холодность к Богу обыкновенно переходит в чувство враждебное, в ненависть, в богохульство. Такое же влияние будут иметь и адские мучения на ожесточенных грешников. И на земле видим примеры того, как человек, объятый гордостью, не только отрекается от благ, но и обрекает себя на тяжелые лишения и нищету из-за того только; чтобы не унизить своей гордости или чтобы не стать в зависимость, в подчинение другому, которого он считает если не хуже, то нисколько не лучше себя.
В лишениях и бедствиях, претерпеваемых из гордости, есть для гордого своего рода удовлетворение, какое находит человек в дорогих и тяжких жертвах, приносимых своему убеждению. Если так упорна гордость и на земле, уступчивее ли она будет в аду в существах, ожесточенных против Бога? Мысль о Божием всемогуществе не может также ослабить враждебного чувства к Богу в закоренелых грешниках. Эта мысль будет только усиливать их ожесточение. Они будут находить для себя пищу в сознании своего неподчинения и открытой вражды с Тем, могуществу Которого нет пределов.
Таким образом, если разумное существо на всю вечность может оставаться в состоянии непримиримой вражды с Богом, то, как существо, не способное к блаженному единению с Богом, оно должно быть удалено от Него и, как существо злобное, должно быть ограничено в своей злой деятельности, заключено в темницу, и притом на всю вечность: потому что и злоба такого существа есть злоба нераскаянная и непримиримая, которая никогда не прекратится, но будет продолжаться и усиливаться целую вечность.
Если дух человеческий, подобно падшим бесплотным духам, может пребывать в состоянии ожесточения и постоянно возрастать в своей злобе и ненависти к Богу, то теряют смысл указанные выше возражения против учения о вечности мучений. Противники этого учения стараются поставить его в противоречие со свойствами Божиими, с Божией премудростью, благостью, правосудием, всемогуществом, предведением и проч.; но нисколько не обращают внимания на природу человеческого духа, тогда как в этой-то природе есть особенность, могущая привести человека и к спасению, и к погибели.
Противники возражают: если будут вечные мучения, то Бог, по их мнению, не достигает цели творения или достигает ее не вполне. Но такая недостижимость цели возможна ли для премудрости Всемогущего? Правда, Бог воззвал к бытию разумные и свободные существа для вечного и блаженного соединения с Собою; но если Бог творит существа свободные, то эту первоначальную цель Он ставит в зависимость от свободы тварей. Свобода есть высокий дар Творца и высокое преимущество твари. Без свободы невозможно и нравственное блаженное соединение тварей с Богом, и их любовь к Нему, как стремление сердечное и непринужденное.
Свободное существо свободно должно идти к указанной ему цели, не влекомое какой-либо посторонней непреодолимой силой. И Бог, непреложный в Своих дарованиях, никогда не действует на свободу тварей силой одного только Своего всемогущества. Не насильно влечет Он и человека ко спасению. Следовательно, не падает вина на Божие всемогущество, если свободная тварь не хочет идти к предназначенной ей цели. Всемогущество все может, но не разрушает нравственного царства Божия, не превращает весь мир в машину, движимую силою необходимости, не отнимает у существ того преимущества, посредством которого они, как говорит прп. Марк Ефесский, могут не только управлять сами собою, но и уподобляться Всемогущему; и это преимущество так же необходимо для существ, одаренных умом и словом, как дыхание для животных. «Неужели же мы одни только из всех существ, — заключает св. Марк, — будем неблагодарны пред Богом и станем порицать свою природу, потому что знаем и некоторым образом сами определяем свои обязанности? Это было бы похоже на то, как если бы кто-нибудь, будучи поставлен царем над всем миром, снял с себя порфиру и венец и вздумал вести жизнь низкую и развратную, а потом, когда бы его свергнули за это, стал бы жаловаться не на себя, а на того, кто дал ему власть?» 37
Премудрость Божия требует, чтобы свободная тварь имела достаточные средства для достижения предназначенной ей цели. Совершенно достаточные средства даны были человеку невинному, и еще более достаточные дарования — человеку, восстановляемому после грехопадения. Апостол Петр говорит, что Божественною силою Иисуса Христа, Господа нашего, даровано нам все потребное для жизни и благочестия ( 2Пет.1:3 ). Следовательно, не Премудрость виновата, если свободное существо, имея все средства ко спасению и блаженству, не принимает этих средств, но отвергает их (см. Евр.10:29 ) и тем лишает себя блаженства. Виноват ли отец, который дал сыну все средства для благоустроенной жизни, а тот изжил свое состояние блудно и впал в нищету?
Таким образом, вечные мучения ожесточенных тварей нисколько не противоречат ни Божию всемогуществу, ни Божией премудрости. Бог достигает своей цели творения в такой мере, в какой достижение ее делает возможным свобода тварей; следовательно, достигает ее вполне: потому что и первоначально в уме Божием эта цель была не безусловная, но условливалась свободою тварей.
Находят вечные мучения невозможными после искупления человека. «Неужели, — говорят, — заслуги Искупителя не сильны еще покрыть пред Божеским правосудием все согрешения человеческие? Неужели и после искупительной жертвы, принесенной за людей Сыном Божиим, некоторые из них еще будут осуждены на вечные мучения?»
Кровь Искупителя, ими попранная, благодать Его, ими отвергнутая и поруганная, будут вопиять на них пред Богом и только усугубят вину их. Таким образом, и бесценные заслуги Искупителя не принесут спасения ожесточенным грешникам, не потому, что искупительные заслуги Христовы не сильны спасти их, но потому, что сами они своим произвольным упорством делают себя неспособными к участию в дарах, заслугами Спасителя приобретенных.
Говорят: «Бог есть благость и любовь. Как же совместить с благостью Божией вечные мучения тварей, по благости призванных к бытию?» Действительно, Сам Господь свидетельствует, что любовь Его к человеку сильнее, чем любовь матери к своему младенцу (см. Ис.49:15 ) или любовь отца к своему сыну (см. Мф.7:9–10 ). Все, что только может сделать земной отец для воспитания и образования своего сына, все это совершенно ничтожно в сравнении с теми средствами, которые употребил Бог для умудрения и спасения человека.
При всем этом найдутся существа, которые отвергнут эти спасительные и благодатные средства, подавят в себе все семена добра и на целую вечность останутся в ожесточенной злобе и вражде против Бога. Ужели же и на такие существа благость Божия должна изливать свои дары и щедроты? Не значило ли бы это (что запрещает Господь апостолам), давать святыню псам, и бросать жемчуг пред свиньями (см. Мф.7:6 ). Еще могла бы снизойти благость Божия, как и нисходит к грешным, которые грешили по человеческой немощи, по неведению, к грешникам, которые каются в своих вольных и невольных согрешениях и просят прощения и помилования — но на вечные мучения будут осуждены нераскаянные грешники, враги Божии, презирающие дары и щедроты Божией благости. Конечно, не от Бога зависит их погибель: благость Божия спасла бы их, если бы они только захотели принять спасение. Если гибнут, значит, отвергают спасение. Благость Божия есть такое свойство Его воли, по которому Бог сообщает полноту благ каждой твари, насколько она только может вместить по своей природе.
Что же благость Божия может сделать с такими существами, которые сами сделали себя неспособными к духовным благам и к благодатным дарам и еще с гордостью отвергают их? Благость Божия может только оставить им бытие, которое сами они наполнили бессильной злобой и страданиями.
Но, — говорят, — Бог знал несчастную судьбу таких существ: зачем же Он создал их? Не лучше ли было бы им вовсе не существовать, чем существовать в вечных мучениях? Представьте, что какой-либо отец имеет десять сыновей. Девять из них умны, благочестивы, совершенно счастливы, служат честью своего отца и украшением своего общества. Но один из десяти человек потерянный, неисправимый, впал в пороки и преступления и навсегда изгнан из общества.
Несмотря на гибель этого несчастного, можно ли не назвать отца девяти умных и благочестивых сыновей счастливым отцом? Конечно, горько отцу потерять и одного сына, но неестественно думать, чтобы отец, радуясь счастью и совершенствам девяти сыновей и скорбя об одном, стал жалеть, что он родил их всех на свет, и, если бы заранее знал судьбу сыновей своих, из-за одного отказался бы и от рождения девяти.
Что касается до того, будто вечные мучения ожесточенных тварей кладут пятно на творение Божие, то всякий благомыслящий без труда согласится, что вечные мучения нисколько не противоречат ни Божиему всемогуществу, ни Божией премудрости. Премудрость дала все средства человеку ко спасению; всемогущество не разрушает свободы тварей, без которой невозможно было бы нравственное царство и блаженство тварей в союзе любви с Богом. И кто же из имеющих ум и свободу захочет, чтобы Бог превратил его в бессознательную машину?
Говорят, что вечные мучения, как наказание, не имеющее целью исправление наказуемых, есть бесцельная жестокость и мщение, недостойное Бога. Но что бы сказало человеческое правосудие, если бы ему представили следующее соображение: в обществе есть преступники ожесточенные и закоренелые; никакое наказание не исправит их; значит, налагаемое на них наказание есть бесцельная и бесполезная жестокость? Следовательно, такие злодеи должны быть освобождены от всякого наказания, и им должна быть предоставлена полная свобода действования? И человеческое правосудие, опираясь на непреложный и всеми сознаваемый закон правды, не только обрекает злодея на пожизненное изгнание или заключение, но за великие преступления осуждает его на смертную казнь. Причем, конечно, уже не имеется в виду исправление преступника.
Закон правды требует, чтобы его нарушение получило возмездие, независимо от других целей, каковы, например, исправление наказуемого, устрашение других и проч. Цели эти могут быть и не быть; но прямая цель наказания есть воздаяние за преступления, требуемое законом правосудия. И сам преступник, в собственном сознании, принимает назначенное ему наказание не в виде исправительной меры, хотя оно и могло быть такою мерою, но принимает ее как возмездие за нарушение закона.
Наконец, в словах апостола Павла думают находить проповедь о всеобщем восстановлении всех тварей в состояние славы и блаженства. При начале царства славы Бог, говорит апостол, все во всем ( 1Кор.15:28 ). А где Бог, там свет, жизнь и блаженство. «Где же, — говорят, — будет геенна, если Бог будет всяческая во всех?» Но что апостол не проповедник всеобщего восстановления, об этом он сам свидетельствует, когда говорит, что на последнем суде не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его ( 2Фес.1:8–9 ).
Не противоречит же сам себе апостол. Правда, где Бог, там свет, жизнь и блаженство; но только для тех, которые имеют очи видеть (см. Рим.11:8, 10 ) и имеют чистое сердце, способное жить в Боге и наслаждаться блаженством лицезрения Божия (см. Мф.5:8 ). И естественный свет для больных глазами бывает тяжел и невыносим — тем паче нестерпимо Божественное сияние для душ, омраченных грехом. Для чистых сердцем Бог действительно есть свет и жизнь — для омраченных грехом Бог есть огонь поядающий ( Евр.12:29 ). И тогда как первые будут вкушать неизреченное блаженство в лицезрении Божием ( Мф.5:8 ), последних одна мысль о Боге будет приводить в ужас и трепет ( Иак.2:19 ).
Итак, учение о вечности адских мучений, по суду здравого разума, нисколько не противоречит ни благости Божией, ни правосудию, ни премудрости, ни всемогуществу, ни всеведению. И слова Господни: пойдут сии (грешники) в муку вечную ( Мф.25:46 ) так ясны и определенны, что невозможно никакое толкование их, кроме буквального. Посему Православная Церковь всегда веровала и верует, что мучения грешников будут вечны и нескончаемы.
По изданию: О вечных мучениях грешников. М. 1863. Цензор — архимандрит Никодим.
Издательство им. Cвт. Игнатия Ставропольского
Москва — 2004
Примечания
1 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам. Беседа 5. М., 1994. С.534.
2 Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 23. М, 1993. С.272.
3 Святитель Иоанн Златоуст. Творения в двенадцати томах. Т.1, кн.2. Слово первое к Феодору падшему. М., 1991. С.17.
4 Его же. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 23. М., 1993. С.271.
5 Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Ч.2. Поучение в неделю о Страшном Суде.
6 Святитель Амвросий Медиоланский. In Luc. Кн. VII. С. 205. Блаженный Иероним Стридонский. In Is. С. XLVI. Блаженный Августин. О граде Божием. М., 1994. Т.IV. Кн.21. Гл.9. С.272; Гл.10. С.273–274.
9 Иеромонах Сергий (Веснин). Святогорец. Письма к друзьям о святой горе Афонской. М., 2002. Письмо 15. С.163–164.
10 Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский. Великий пост. Слово о грехе и его последствиях. Минск, 2001. С.275.
11 Тертуллиан. Творения. Киев, 1910. ч.1. Апология. С.198. Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово. // В кн.: Мистическое богословие Восточной Церкви. М., 2001. С. 328.; Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т. 1. Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему. С.13.; Минуций Феликс. Октавий// В кн.: Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1895. Кн. 34–35. С.266–268.; Святитель Василий Великий. Творения. М., 1845. Ч.4. Беседа на псалом 33:12. С.302.; Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1906. Т.12. Кн.1. Беседы на Послание к евреям, на 1:4. С.15.
12 Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894. Кн.4. Гл. 27. С.270.
13 Святитель Амвросий Медиоланский. Толкование на Евангелие от Луки. Кн.7.// Patrologiae cursus completus (Series latina); Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Послание к ефесянам. Кн.5. //Patrologiae cursus completus (Series latina); Ориген. О началах. Кн.2. Гл. 10.// В кн.: Мистическое богословие Восточной Церкви. М., 2001. С.169–171.
14 Иеромонах Сергий (Веснин). Святогорец. Письма к друзьям о святой горе Афонской. М., 2002. С.53–54.
15 Воскресное чтение. 1849—1850 гг. Размышление об аде. С.157.
16 Святитель Василий Великий. Творения. М., 1891. Ч. 2. Толкование на пророка Исайю. Кн. 5. С.179.; Святитель Афанасий Великий. Послание к Антиоху, ответ на вопрос 19// Христианское чтение. 1842. Т.2. С.224.
17 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам. М., 1994. Беседа 31. С.850.
19 Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т.2. Об утверждении, что нет воскресения. С.88.
20 Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Молдавская митрополия. 2002. Т.1. Поучение 39: О непослушных, о воскресении и о страхе Божием. С.424.
21 Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т.1. О страхе Божием и о последнем Суде. С.267.
22 Святитель Василий Великий. Творения. М., 1845. Ч.1. Беседа на псалом 33:12. С.302.
23 Святитель Василий Великий. Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1901. Т.6. Письмо к падшей деве. С.11О.
24 Святитель Василий Великий. Творения. М., 1845. Ч.4. Беседа на псалом 33:6. С.293.
25 Святитель Димитрий Ростовский. Творения Т.2. Ч.1. Поучение в неделю о Страшном Суде.
26 Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т.Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему. С.13–14.
27 Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т. 1. Слово 37, на Второе пришествие Господа. С.463; Слово 40, на честный Крест и на второе пришествие Господа. С.497.
28 Святитель Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т.2. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 209. С.147–148.
29 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к римлянам. М, 1994. Беседа 5. С.528.
30 Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т.1. Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему.
31 Блж. Иероним Стридонский. Комментарий на Евангелие от Матфея, на 11:24. Киев, 1901. С.93.
32 Блж. Августин. О крещении. Кн.4. // Patrologiae cursus compietus (Series latina).
33 Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. Кн.4. Гл. 15. С.139.
34 Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. М, 1991. Поучение 18. С.305.
35 Святитель Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т.2. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 207. С.147.
36 Святитель Иоанн Златоуст. СПб., 1898. Творения. Т.1. Кн.1. Слово к Феодору падшему. С.14.
37 Христианское чтение. Ч.3. 1846.
38 Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб., 1894.
39 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Беседа 38. С.241.
40 Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб. 1894.
41 Цитата по: Библиотека патриарха Фотия, § 377.