моя девушка умнее меня
Как высокий интеллект мешает знакомиться с девушками
1. Ты анализируешь ситуацию
Во всех остальных случаях анализ ситуации необходим, но в знакомстве с девушками ты должен забыть даже о самом существовании этого термина. Мы имеем в виду способность твоего ума «отговаривать» тебя от совершения первого шага.
Дело в том, что чем ты умнее, тем больше мыслительных операций проводит твой мозг. И это касается всего. При виде очередной красотки ты найдешь тысячу причин, чтобы не подойти и не попробовать завести разговор.
Конечно, все это из-за страха быть отвергнутым, но твой умный и хитрый мозг возмущается и быстро находит оправдание твоему бездействию. По сути, ты просто говоришь сам себе, что хотеть чего-то, но не добиваться — это нормально.
В общем, когда ты видишь девушку, у тебя есть буквально пара секунд, до того как твой мозг начнет анализировать ситуацию.
2. Тебе сложно общаться с девушками, которые глупее, чем ты
Если ты умный парень, тебе будет скучно общаться с девушкой, главный (и единственный) актив которой — красота. По сути, тебе будет не о чем с ней поговорить, а выслушивать бесконечные сплетни, разговоры о покупках и рассказы о подругах ты не захочешь.
Конечно, дело не только в отсутствии общих тем для разговора. Просто будучи мозговитым парнем, ты подсознательно будешь искать похожую на тебя в этом плане девушку.
Кстати, распространенное мнение о том, что умные девушки хуже идут на контакт, — ложь. На самом деле впечатлить их в какой-то мере даже проще — достаточно продемонстрировать, что ты умеешь вести содержательные беседы и у тебя достаточно знаний в различных сферах, которыми ты с радостью готов поделиться.
3. Твои интересы утомляют девушек
Если в прошлом пункте девушки не соответствовали твоим ожиданиям, то здесь все совсем наоборот. Ты вроде и парень красивый, и одеваешься хорошо, и галантный, а вот с коммуникативными навыками погрешности имеются.
Мы часто любим говорить о том, что нравится в первую очередь нам самим. Но если твои интересы включают в себя экономику, политику, генную инженерию или изучение африканских диалектов, то твои шансы заинтересовать этим девушку стремительно близятся к нулю.
У обычных парней куда больше шансов завоевать сердце или хотя бы внимание девушки, потому что темы для разговора у них простые, и часто они даже не думают, о чем говорить. Ну а ты на правах интеллектуала в диалоге с дамой прояви свою смекалку и находчивость и начни беседу о том, что любит она.
4. Ты плохо шутишь
Ну, может, и не плохо вовсе, а просто непонятно. Но твой юмор должен быть доходчив, если ты решил брать девушку харизмой и острыми шутками. Главное, не переборщи с иронией и стебом, особенно если они направлены в сторону девушки. И давай без игры слов во время знакомства.
Итак, как понять, что шутка неуместна? Если смешно только тебе и паре твоих друзей — смело бракуй ее. Не используй сложные сравнения, не ударяйся в математические анекдоты и уж тем более не пытайся импровизировать, выдумывая несуществующую ситуацию. Лучше обрати внимание на то, что происходит вокруг тебя сейчас. И помни, что локальные шутки твоей компании непонятны никому, кроме вас, и вызовут больше вопросов, чем смеха.
5. Ты сконцентрирован на логике, а не на эмоциях
Как считают многие люди, умный мужчина должен руководствоваться исключительно холодным рассудком, не включая в разговор чувств. Да, в обычных ситуациях это правильное решение для тех, кто поддерживает свой имидж и просто хочет серьезного и уважительного отношения к себе. Но в общении с девушками это полный провал.
6. У тебя слишком высокие стандарты
Да, это частое явление. Тебе нужна одновременно и умная, и красивая, и спортивная, и чтобы умела хорошо готовить, а еще пусть убирается и не забывает смотреть с тобой твои любимые фильмы. Список растет со скоростью света; тебе кажется, что место твоей подруги должна занять только самая лучшая и достойная. Однако, завышая стандарты, ты неизбежно ограничиваешь себя в возможности выбора.
Важная мысль, которую ты должен усвоить: идеальных людей нет, да и ты тоже не идеален. И искать девушку по заданным изначально параметрам и характеристикам очень рискованно. А риск, определенно, заключается в том, что придуманного в твоей голове образа может просто не существовать.
Должна ли девушка быть умной?) Взгляд мужчины и психолога
«Умная или красивая» – такое противопоставление довольно часто можно встретить в спорах мужчин о том, какой должна быть «девушка их мечты». На этот счет даже пословицу сложили: «Встречаются с умными – женятся на красивых».)
Как видится, виной всему чисто мужские «комплексы», опасения потери потенциальным мужем роли «главы семьи», в случае, если избранница будет превосходить его в интеллекте.
Можно сказать сразу – в реальной жизни противоречие между умом и красотой большинства женщин чаще всего «высосано из пальца».
Да, в эпоху «Домостроя» и даже позже, школы и университеты комплектовались исключительно представителями «сильного пола». Но в наше время доступ к среднему и высшему образованию одинаково открыт всем. Так что при таком раскладе найти образец «клинической блондинки» из мужских анекдотов – что-то вроде удачливых поисков «снежного человека». Хотя, безусловно, есть и исключения.)
В чем преимущества умной жены?
В начале прошлого года ученые двух западных университетов опубликовали в научных журналах результаты своих исследований – согласно которым, молодые люди из США и Европы ценят в своих избранницах прежде всего уровень интеллекта, и лишь во вторую очередь – красоту. Правда, при этом исследователи специально уточняли, что такая закономерность наблюдается лишь в тех обществах, где существует настоящее равенство между полами.
Пожалуй, в этом нет ничего удивительного. Никто ж не удивляется, если девушка выбирает в мужья не вроде бы «идеального любовника» без копейки в кармане – а менее «брутального мачо», но способного обеспечить своей семье нормальное существование? Также и юноши стран «золотого миллиарда» тоже стали более рационально подходить к выбору спутницы.
В самом деле, ведь умная жена имеет целый ряд и чисто практических преимуществ в семейной жизни. Начиная с экономических – все же, при росте уровня образования больше шансов и на бОльшую зарплату, что немаловажно в современном мире, где обычно работают оба супруга.
Опять же, если супруги имеют одну специальность и работают в одном месте – например в школе, больнице или любом офисе – они могут помочь друг другу в чисто профессиональных вопросах, подстраховать на случай пропуска работы из-за болезни и т.д.
Кроме того, все на свете родители хотят, чтобы их дети были умными, красивыми и счастливыми. Но наука давно доказала, что интеллект передается потомству преимущественно по женской линии!
Давно существует печальная поговорка: «Природа отдыхает на детях гениев» – у гениальных отцов редко бывают столь же талантливые дети. Но вот для умных мам эта закономерность не срабатывает – единственной «семейной династией» нобелевских лауреатов стала Мария Кюри, открывшая радиоактивность, и ее дочь Ирен, также получившая «нобелевку» за работы в области ядерной физики.
Да что там ученые с мировым именем – у моего одноклассника отец работал обычным слесарем на заводе, зато мама – учительницей. Парень закончил школу с золотой медалью – и математический факультет университета. А вот другая моя одноклассница, дочь врача и санитарки, выше медсестринского образования подняться так и не смогла.
Преимущество женщины – в «мягкой силе»
Но все таки – а как же быть с мужскими «комплексами» – страхом выглядеть глупее своей жены? Да никак! Потому что, как однажды сказала одна несомненно умная дама, всемирно известная детективная писательница Агата Кристи: «Ни одна по-настоящему умная женщина не покажет любимому мужчине, что она умнее его».)
Это не значит, конечно, что супруга всегда и во всем должна лишь слушаться своего мужа – даже если он не прав. Просто для доведения этой неправоты до сознания мужчины его нужно не «ломать» – а убеждать. В идеале – мягко подвести к нужному решению, которое он должен сделать сам.
Почти каждая девушка знает, что вовсе не обязательно просить что-то у любящего мужчины прямо – достаточно об этом тонко намекнуть. ) Например, бросив мимолетный взгляд с сопутствующим вздохом на понравившуюся шубку во время «случайной» прогулки мимо витрины соответствующего магазина. ) С первого раза, конечно, может и не получиться – особенно, если мужские «финансы поют романсы». Но «зарубку» в памяти парень все равно сделает – при этом не «теряя лицо» перед любимой из-за вынужденного прямого отказа в ее просьбе.
Конечно, если достаточно умен и сам мужчина, рано или поздно он тоже может догадаться о том, как его жена использует «мягкую силу» своего интеллекта для убеждения своего «благоверного». Но если она не манипулирует им для достижения каких-то личных эгоистических целей, а любит своего избранника по настоящему, желая блага для всей семьи – это обычно прощается.
Так что, девушки, не бойтесь быть умными – этим вы только повысите свою привлекательность в мужских глазах.
высеры из космополитан. и они не из пальца высосанны,а из другого места.
Но в наше время доступ к среднему и высшему образованию одинаково открыт всем. Так что при таком раскладе найти образец «клинической блондинки» из мужских анекдотов – что-то вроде удачливых поисков «снежного человека». Хотя, безусловно, есть и исключения.)
Вряд ли умная девушка станет читать такие бредовые тексты из одноклассников )
Так что при таком раскладе найти образец «клинической блондинки» из мужских анекдотов – что-то вроде удачливых поисков «снежного человека».
Блондинозавров я парочку знаю, а вот снежных человеков нет
Верни эту статью обратно. Бред, перемежающийся умными фразами типа «ученые доказали», «в научных журналах написали».
Если девушка дурочка, она какое-то время может попробовать с переменным успехом казаться умной, но таковой ей никогда не стать. А вот умная вполне может за собой следить и быть если не красавицей, то как минимум эффектной женщиной.
Вызывайте Васильича! Тут трубу прорвало, говном из одноклассников уже первый этаж залило!
Мне тут друг говорит что лицо на первой фотке очень знакомое, прям очень-очень
Лучше бы разумную, чем умную. Какой толк в браке с образованный стервы?
Вся умность женщины заключается в обмане мужчины так, чтобы он сам был обманываться рад.
Ребёнок согласится
Прочитал тут интересный совет для родителей.
Перед тем, как сказать что-то ребёнку, задайте себе вопрос: «Я действительно хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя таким?» Это относится не только к фразам вроде «ты дурак», «ты неуклюжий», «ты плохой», но и к фразам вроде «ты недостаточно стараешься».
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок постоянно думал, что недостаточно старается? Ведь он поверит вам и будет прикладывать сверхусилия, даже если не хочет этого, а потом всю жизнь винить себя за то, что «не дотягивает».
Уважать свободу желаний ребёнка:
– Если ты захочешь, ты сможешь лучше. Давай я тебе помогу?
А что, если не захочет? Тогда подайте соответствующий пример «как правильно». Слова всегда должны поддерживать ребёнка, потому что у малыша есть удивительное свойство – верить каждому нашему слову.
Невроз
Что объединяет большинство психологических проблем?
Противоречивые желания и убеждения. «Я хочу сменить работу, но и хочу избежать опыта неудачных собеседований». «Я хочу похудеть, но и мороженку хочу». «Я хочу быть счастливым, но и человек, который меня не ценит, мне тоже нужен».
Можно и усложнить эту конструкцию.
Известен факт, что травля в школе приводит к проблемам с психикой. У ребёнка появляется комплекс «жертвы». Но гораздо больше проблем возникает у ребёнка, который переживает травлю дома, например, от жестоких родителей, а потом начинает уже сам травить других детей. Почему проблем больше?
Из-за тех самых противоречивых убеждений. Вот что думает такой ребёнок:
– Слабак заслуживает травли, поэтому ничего страшного, что я его задираю. Правда, это значит, что и я заслуживаю издевательств дома. Но я же не заслуживаю, просто есть плохие люди. Тогда, может, и я ужасный, что так поступаю. Но я же не ужасный, это они, слабаки, сами заслужили…
То есть ребёнок хочет и утвердиться в том, что он сильный, и при этом не оказаться слабаком, что в таких обстоятельствах невозможно (из-за неадекватных родителей). Когда такой ребёнок вырастет, он скорее всего будет следовать новому противоречивому желанию: «Я хочу унижать окружающих, но и хочу, чтобы меня любили».
Подобные противоречия раньше называли неврозом.
Как разрешить невроз?
Понять, какое из желаний ваше, а какое навязанное. Это разделение есть всегда, иначе невроз не возник бы изначально. Как понять, какое из них какое? Это самое сложное. По сути, нужно довериться одному из желаний, отказаться от чувства вины и прислушаться к своим ощущениям.
Например, бросить нелюбимую работу, пойти по собеседованиям, где тебе будут отказывать, но не стыдиться этого, а напоминать, что ты в первую очередь хочешь быть счастлив, делая то, что ты хочешь.
Тут возникает резонный вопрос:
– А почему ты, хитрый жук, предлагаешь сделать «своим» желание бросить работу? Может «своё» желание – это желание оставить всё как есть?
Может быть! Но его проверить гораздо проще. Оставьте всё как есть. Если через неделю (месяц) легче не станет – вот вам и ответ. То же относится и к другим примерам. Стоит попробовать есть мороженку и не винить себя, отказаться от человека, который делает больно, или научиться любить себя, а не гнобить людей.
– Хрена себе у тебя всё просто!
Конечно, всё это непросто. Чтобы есть мороженку без чувства вины и пролезать в двери нужно научиться прислушиваться к организму, а чтобы научиться любить себя, нужно понять, как это вообще делать. Здесь я лишь указываю, как обнаружить противоречие.
Самое важное в борьбе с навязанными желаниями – понять, что они навязанные. К сожалению, чаще всего нашими родителями. Страх негативного опыта навязывают гиперопекающие родители. Боязнь съесть лишнее – родители критикующие. Зависимость от людей – родители, которые недостаточно любили.
Как я и сказал, первый шаг – обнаружить противоречие. «Я хочу быть счастливым, но продолжаю терпеть страдания от своих отношений или образа жизни». Многие мирятся с подобными противоречиями всю жизнь, оправдывая их надеждой, что всё изменится само. К сожалению, с годами верить в это всё труднее.
Выход – отделить своё от «подаренного».
И убедиться в том, что только «твоё» может сделать тебя счастливым.
Никто не придёт
Людям с психологическими проблемами часто хочется, чтобы их спасли. Ну или как минимум хочется, чтобы их проблема решилась сама собой. Именно так мы подсознательно (а иногда сознательно) оправдываем своё бездействие: кто-нибудь придёт и всё решит.
Правда в том, что никто не придёт.
В редких случаях проблемы решаются сами собой. Но от новых проблем это не избавляет, и однажды ты снова будешь ждать спасения.
Представьте, что вы купили шкаф из Икеи. Перед вами стоит большая коробка, рядом инструмент, рядом инструкция, чуть подальше включен Ютуб, где Олег объясняет, как собрать этот шкаф, а мы сидим и думаем:
– Почему шкаф не собирается?
Одна из самых отрезвляющих мыслей терапии: никто не придёт. Это не значит, что нельзя попросить о помощи. Это не значит, что нельзя получить инструкцию.
Это значит, что собирать свою психику по кусочкам придётся только тебе.
Иллюзия самопознания
Доверься чувствам. Наведи порядок в голове. Так звучат, наверное, самые известные псевдопсихологические мантры. Почему «псевдо»?
Из-за иллюзии самопознания.
Иллюзия самопознания – это ложная вера в то, что жизненные цели, таланты, призвание или искренность чувств к человеку можно определить, просто глубже «копнув» свой мыслительный карьер. Посидеть, подумать, порефлексировать, посмотреть на свои переживания в профиль и анфас.
На деле это напоминает попытку вспомнить слово, которое вертится на языке. Чем сильнее пытаешься, тем хуже получается.
Альтернатива? Новый опыт.
Всё, что есть в нашей черепушке, обусловлено полученным опытом: разбитыми коленками и неловкими признаниями, встречами и расставаниями. Если сейчас вы не знаете, что делать, значит у вас нет опыта, который помог бы это понять.
Думаете, ответ есть в прошлом опыте? Простая проверка – если ничего не приходит в голову, значит ваш опыт научил вас, «как не надо», но «как надо», вы пока не знаете.
Главная причина, почему мы так верим в иллюзию самопознания – неоспоримость. В голове с нами никто не спорит, никто не противоречит. Хочешь сомневаться и ничего не делать? Сомневайся и ничего не делай. В голове ты найдёшь сотню аргументов в пользу такого решения.
Только однозначный ответ всегда останется за опытом.
Посоветуйте хорошего психолога
Добрый день, Пикабу. Прошу совета в поиске хорошего специалиста психолога с возможностью работать онлайн. Очень боюсь нарваться на некомпетентного человека, который только усугубит ситуацию или просто будет высасывать деньги. Подозреваю у себя пограничное расстройство, может у кого был опыт работы с грамотным специалистом по этому вопросу?
Диалоги | Сначала любовь к себе
– Я считаю, что безусловно любить можно только себя и детей. Нельзя безусловно любить других людей в отношениях.
– Потому что я была замужем в очень тяжёлых отношениях. Я делала всё для бывшего мужа, при том, что он бил, обзывал и использовал меня. Я любила его безусловно, таким, какой он есть, но он делал мне больно. Поэтому, если любить взрослых людей безусловно, они будут тебя использовать.
– Это верно, но только при одном условии – если вы не научились безусловно любить себя.
– Потому что мне не хватало безусловной любви к себе?
– Именно. Вы считали, что сначала кто-то другой должен полюбить вас, и тогда вы примете себя. Это условная любовь. Безусловная любовь работает только так: сначала любовь к себе, и только потом к другим. В противном случае вы безусловно любите других, чтобы продолжать условно любить себя.
– Но что, если бы муж полюбил меня безусловно?
– При том, что вы себя так не любите? Вы бы ему не поверили. Он говорит вам: «Ты самая красивая», а вы отвечаете: «Неправда». Он говорит: «Ты самая умная», а вы: «Ой, да ты преувеличиваешь». Любые отношения с другими начинаются с любви к себе. Пока вы безусловно не полюбите себя, готовьтесь, что плохой партнёр вас будет использовать, а в искренности чувств хорошего вы будете сомневаться.
Шпаргалка про ложь
1. Мы врём по двум причинам: от тревоги и от условной любви к себе.
2. Ложь от тревоги заключается в страхе не справиться с последствиями правды. Например, я вру начальнику, что не допускал ошибки в проекте, потому что боюсь накосячить с её исправлением.
3. Ложь от условной любви – это желание защитить свой образ «хорошего человека» от осуждения. Например, я вру жене о том, что правильно питаюсь на работе, хотя на деле завариваю дошик.
4. Когда мы врём из-за тревоги, мы всё хуже справляемся с проблемами. Пока я вру, чтобы не узнали про мою ошибку, я не учусь работать лучше.
5. Когда мы врём из-за условной любви, мы всё хуже строим отношения. Вместо того, чтобы быть собой, я подстраиваюсь под ожидания жены с помощью лжи.
6. Главное – любая ложь даёт индульгенцию на ещё одну ложь. Если ложь сработала в этот раз, зачем говорить правду в следующий?
7. Я считаю, что нужно стремиться говорить правду всегда, за исключением ситуаций, когда ложь – часть договорных отношений. Например, театр или кино – это ложь, и Киану Ривз не убивал человека карандашом, но мы заранее знаем, что нам врут.
8. При соблюдении правил правда всегда способствует долгосрочному благополучию. Вашему и других людей.
9. Главное правило – чтобы говорить правду, нужно быть готовым исправлять ошибки. Говорить правду – значит учиться на негативном опыте и уменьшать тревогу.
10. Социальное правило – правду нужно говорить с заботой и людях.
– Тебе со мной интересно?
– Нет, ты ведёшь себя как душнила.
Правда? Правда. Она высказана с заботой? Не думаю.
11. Говорить правду – значит учиться думать о чужих потребностях и эмоциях.
12. Правило «Я»: говоря правду, готовьтесь нарушать чужие ожидания, потому что правда понравится не всем. Только если вы готовы быть собой, вы сможете говорить правду.
13. Стоп! А как же «белая правда»? Я что должен рассказать сыну, что дед Мороз – это сосед дядя Коля? Именно. Причём рассказать с заботой о сыне, и не боясь нарушить его ожиданий.
14. А как же благополучие ребёнка? Если вы подберёте правильные слова и свою реакцию, то:
1) Вы не приучите ребёнка врать.
2) Вы повысите доверие к себе.
3) Вы избавите ребёнка от тревоги, что от него скрывают что-то ещё.
15. Ещё раз. Когда вы допускаете ложь, вы даёте себе право соврать в следующий раз. Хотите вы этого или нет. В случае с ребёнком, это означает дать ему право соврать, прикрываясь «белой ложью».
16. Первый шаг к тому, чтобы всегда говорить правду – не врать. В чём разница? Когда вы отказываетесь врать, вы начинаете сторониться ситуаций, где вообще возможна ложь. Это хорошее начало.
17. Главный вопрос – вы хотите, чтобы врали вам? Если ответ «нет», подавайте правильный пример. Если ответ «да», не забывайте о последствиях.
Дилемма «разделенного мозга». Мысленный эксперимент (дополнено)
В течение последних лет я интересуюсь вопросами нейробиологии и сознания. Одной из наиболее интересных тем, которая лично меня зацепило это существование пациентов с полностью разделенными полушариями (гемисферами) головного мозга.
Если коротко, то данную операцию проводят в качестве крайней меры пациентам, страдающих от тяжелых форм эпилепсии. Суть операции заключается в рассечении мозолистого тела мозга, что приводит к разрушению связей между левым и правым полушарием. По этой теме имеется много статей и материалов.
Если коротко, то пациенты продолжают в целом жить обычной жизнью и окружающие даже не замечают изменений. Тем не менее, нейробиологи поставили ряд экспериментов, в результате которых были получены данные, свидетельствующие в пользу наличия двух изолированных сознаний левого и правого полушария.
Например, приведу вот такую выдержку:
Благодаря специальному устройству, контролирующему поступление потока визуальной информации в мозг, исследователи стремились доказать, что разделение мозга производит две личности, по одной на полушарие.
Они уже знали, что оба глаза отправляют информацию в оба полушария мозга, которые находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Если вы фиксируете одну точку, то все слева от этой точки (левое визуальное поле) обрабатывается правым полушарием, а все справа от вашей точки фиксации (правое поле зрения) обрабатывается левым полушарием. Более того, левое полушарие контролирует правую часть тела и язык (речевой аппарат), а правое полушарие контролирует левую часть тела и отвечает за визуальное восприятие и обработку лиц.
Когда Сперри и Газзанига активировали стимулы в области правого визуального поля (обработанные левым полушарием), пациент реагировал нормально. Однако когда стимулы были показаны в левом визуальном поле (обработанное «немым» правым полушарием), пациент говорил, что ничего не видит. Но его левая рука нарисовала показанное изображение. Когда его спросили, почему его левая рука сделала это, пациент выглядел озадаченным и ответил, что он не знает.
Что же это означает? Левое полушарие не могло видеть левое визуальное поле, поэтому, когда появился стимул, пациент ответил, что действительно ничего не видит. Тем не менее, правое полушарие увидело стимул и указало на это единственным способом, которым располагало, задействовав левую руку. Вывод, сделанный Сперри и Газзанигой, был ясен: одного пациента с разделенным мозгом фактически следует рассматривать как двух пациентов с однополушарным мозгом на каждого, словно сиамских близнецов. Сперри утверждал, что это выходит далеко за рамки простого любопытства, так как исследование в прямом смысле доказало идею о материальной основе сознания. Если при разделении мозга происходит разделение личности, это фактически опровергает идею существования нематериальной души.
(к сожалению, на русском языке мало материала, но есть книги на английском)
В общем, я придумал мысленный эксперимент, касательно проблематики разделенных полушарий.
Как упоминалось выше, операция по разделению полушарий мозга проводится в целях лечения эпилепсии и делается хирургическим путем, что само по себе необратимый процесс разделения полушарий. Тем не менее, вопрос, касательно появления 2 обособленных личностей очень интересен и может иметь далеко идущие следствия. Вот представьте, что Вам на завтрашний день назначили операцию по полному разделению полушарий. Сегодня вы одна целостная личность, ваше привычное субъективное Я. Вот наступает день операции, вы входите в наркоз и засыпаете. Пока все как обычно.
Но теперь наступает момент пробуждения. Хирурги достойно выполнили свою работу и Ваши полушария полностью разделены между собой.
Вопрос (дилемма) №2: Предположим нам уже сделали операцию, прошло с тех пор несколько лет. Нас все устраивает, все отлично. Вы себя обнаруживаете в качестве субъекта левого полушария, управляете речевым центром и вроде бы все хорошо (ну не считая периодических синдромов чужой руки, с которыми вы уже привыкли жить и все окей).
И вот снова наступает день Х. Вы ложитесь на операционный стол, вам вводят наркоз, вы засыпаете и. есть несколько вариантов:
1. Вы (субъективно) уже никогда не просыпаетесь и попросту умираете вместе со своим левым полушарием. Да для окружающих вы выживете, но это будете не вы, а субъективное сознание вашего правого полушария.
2. Вы просыпаетесь и осознаете себя в правом полушарии.
Предлагаю обсудить эту тему. Как по мне проблема более чем реальная.
Позволю себе немного продолжить наш мысленный эксперимент:
Допустим, мы изобрели некое устройство, которое временно функционально разделяет полушария мозга, а потом снова соединяет (как именно работает устройство не так важно, главное концептуальная часть).
В общем, у нас такое устройство есть, и мы подопытный.
Ход эксперимента: мы будем многократно включать и отключать прибор, при этом включая прибор мы на каждой итерации фиксируем в каком полушарии «оказалось» наше «Я».
Возможные исходы эксперимента:
1. Первый вариант, что мы при эксперименте каждый раз будем «находить» субъективно свое «Я» то в одном, то в другом полушарии. Например:
Такой исход эксперимента задаст создаст очень трудную проблему философского уровня, т.к. механизм «переноса Я» будет крайне сложно объяснить и думаю такому исходу эксперимента будут рады те, кто верят в душу и т.п. В то время как нейропсихологам придется серьезно поломать голову, и не факт, что получится найти ответ.
В таком случае возникает вопрос: «А когда прибор отключен, то мы все равно остаемся в этом полушарии?».
Также мы можем попробовать продолжить функционально «дробить» наш мозг (не затрагивая вегетативные функции ствола мозга) с помощью прибора, уже рассекая его не на 2 части, а на 4, 8 и т.д. И при этом каждый раз фиксировать, работа какого участка будет соответствовать нашему субъективному опыту от первого лица. В итоге может оказаться, что наше «Я» при таком дроблении раз за разом будет оказываться в небольшом участке мозга (скажем, 2х2 сантиметра). Но при отключении прибора все будет возвращаться в целостность.
Тогда автоматически будет возникать еще 2 вопроса:
— Почему при «дроблении» мозга наше «Я» осознает себя именно этим участком мозга, а не другим?
— Что будет, если мы полностью удалим этот участок мозга 2х2 см и что при этом изменится: Если мы это сделаем во время работы прибора и при отключенном приборе.
Если такой эксперимент все же удастся провести в будущем, то думаю он прольет свет на такие философские вопросы как возможность переноса сознания на внешние носители (цифровое бессмертие) и т.п.
Три мозговые системы
Согласитесь, что хорошее знание любого устройства позволяет нам в нужный момент разобраться и понять, что с ним не так, что надо исправить и устранить. И наоборот, когда мы не знаем, как это работает, мы будем получать повторяющиеся негативные результаты. Точно так же и с нашим мозгом – зная его системы, характерные особенности и распределение их ответственности, мы будем лучше понимать себя, природу и сущность своего поведения.
Эти знания дают нам более глубокий уровень понимания, эффективный контроль над нашим поведением, и соответственно, возможность получать нужные нам результаты.
Представление о том, как функционирует мозг человека, даёт нам знания о том, где он может быть нашим союзником, а где, как ни странно, может тормозить наше движение. Разобравшись со взаимодействием его систем в контексте нашей темы, изучив навыки мозга, мы получим ключ к пониманию того, почему многие люди не могут достичь своей мечты, и как можно избежать напрасных усилий при её достижении.
Итак, заглянем внутрь своего мозга и посмотрим, как поживает эта «коммунальная квартира».
Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает ретикулярный (рептильный) мозг, эмоциональный (лимбический) мозг и визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).
1. Рептильный мозг (R-комплекс) – мозг млекопитающих.
Существует 100 млн. лет, он – самый древний. Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это:
— защита своей территории,
— желание всем обладать и всё контролировать,
— борьба за власть, стремление к иерархическим структурам,
Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей. Говоря на современном языке – «победитель получает всё», «у кого сила, тот и прав», «победителей не судят». Не даром убийцу мы обычно называем «хладнокровным», а философ Николо Макиавелли провозглашал принцип «растить в себе зверя». Так же меня почему-то не покидает мысль, о том, что рептильный мозг ярко проявляет себя в поведении наших политиков, да и “власть имущих” вообще.
Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма. Следовательно, он всегда воспринимает окружающий мир негативно, как полный угроз и подвохов.
Рептильный мозг видит мир совсем по-другому. В нём живут следы наших первобытных «рептильных» страхов, которые дети проявляют, казалось бы безо всяких оснований, едва научившись разговаривать. Может, не случайно, звук «п-с-с-с!», который обычно мы издаём, призывая к тишине или чтобы привлечь внимание, напоминает шипение наших предков-рептилий? Так же наш R-комплекс действует в наших снах, и мы всё ещё слышим топот динозавров. Его нельзя обойти или игнорировать, но эволюция позаботилась о том, чтобы притормаживать излишнюю активность рептильного мозга, создав в височных долях тормозящие центры. Днём активность R-комплекса подавляется неокортексом, но в состоянии сна он может снова активизироваться, и тогда мы переживаем первобытные страхи – мы боимся упасть или падаем, убегаем от преследования, испытываем сексуальные переживания.
Функция рептильного мозга, безусловно, полезна для выживания в случае реальных опасностей. Но, если состояние выживания становится сущностью всей жизни, вы попадете в его плен. Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы. Помните: под воздействием такого программирования вас пытаются «запереть» в рептильном мозгу, чтобы затем легко контролировать. Всё, что им нужно от нас – это наш страх.
Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берёт под контроль ваш разум и тело. В доисторические времена он хорошо охранял наше тело, но теперь часто тормозит наши трансформационные процессы, пока не убедится, что организму ничего не угрожает. Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом, и вы «перериагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг всё ещё выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.
2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг».
Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих. Он:
— отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту;
— управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием,
— участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др.
Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших». Кстати, может, именно потому мы так любим своих домашних питомцев? Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.
Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня. Сотрудничая с рептильным мозгом, он переносит уроки прошлого на момент «сейчас» и не думает о будущем. Другими словами, он связывает все воспоминания так, как если бы события происходили в настоящем времени, и тогда вы переживаете чувства и эмоции из прошлого опыта.
«Гравитация» эмоционального мозга в своём стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из неё для эмоционального мозга – стресс. Запомните это понятие – “зона комфорта”, оно крайне важно для понимания нашего поведения, когда мы решаемся на перемены.
Можно сказать, что это наш «заботливый и оберегающий родитель». Ему нравятся знакомые вам вещи: «мамина еда», всё, что радовало вас с самого детства, привычное окружение, поведение и обстановка. Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.
Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.
— живёт настоящим временем;
— аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);
— ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;
— не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;
— ассоциативность с определёнными моментами жизни – когда мы думаем о чём-то, мы входим в образ и испытываем чувства.
Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации. Когда кто-то задевает наши чувства, он выделяет адреналин, стимулирует приток крови к большим мышцам, мгновенно концентрирует наши мысли для защиты от угрозы.
Важно знать, что до того, как в вас начнут происходить какие-либо трансформационные процессы, эмоциональный мозг должен понять, что вся группа, семья или клан будут в безопасности. Его мышление устроено так, что он всегда будет искать проявления сходства. Например, при общении с новыми людьми он почувствует безопасность «зоны комфорта», когда убедится, что новый человек похож на вас. Это исполнение его функции «свой-чужой». Убедить его в этом – задача вашего разума.
«Всё, что вы хотите, находится сразу за зоной вашего комфорта», – говорит Роберт Аллен, соавтор книги «Миллионер за минуту».
Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека. Ваш эмоциональный мозг может отвергать все ваши усилия, допустим, когда вы худеете. Вместо того чтобы правильно питаться, вы ловите себя на том, что неосознанно тянетесь к пище. Эмоциональный мозг тому заслугой – он сконцентрирован на моменте «сейчас» и чутко следит за вашими желаниями в данный момент, и немедленно реализует все ваши привычки. Кто худел, тот знает: стоит потерять контроль, и тут же лишние калории у вас оказываются во рту.
Как же преодолеть «чуткую заботу» и привычки наших самых древних мозговых структур и добиться того, чего вы сознательно хотите? Вам необходимо узнать, как использовать силы визуального мозга.
3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).
Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Он являет собой то, что мы называем рассудком:
— способность к анализу,
— в нём происходят познавательные процессы и т.п.
Он обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ. Имеет 16 трлн. соединительных нейронов, и занимает большую часть черепной коробки.
Человеческий мозг содержит около 10 в 13 степени синапсов. Синапс – это место контакта, щель между нейронами. Таким образом, число различных состояний, в которых он может находиться, представляет собой число 2, помноженное само на себя десять триллионов раз. Это невообразимо большое число, намного превышающее число всех электронов и протонов во Вселенной, которое меньше чем число 2, возведённое всего в степень 10 в кубе. Если попытаться записать число возможных комбинаций (вариантов связей) между его нейронами, то нули придётся записывать 75 лет! Это даёт невероятную гибкость мышления, колоссальные возможности видения будущего, жажду знаний.
С его помощью вы можете представить всё, что захотите!
Это ещё и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).
Этот мозг может определить:
— какие действия вам нужно предпринять,
— поставить цели и составить план,
— обсуждать ваши цели и мечты,
— вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,
— с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.
Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе. Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.
Чувства и эмоции отражают наше отношение к какому либо событию или человеку, причем эмоции — это непосредственная реакция на что-либо, на животном уровне, а чувства — больше продукт мышления, переживания, накопленного опыта и т.д.