монолог стендап про рецепты врачей
Стендап для начинающих: как подготовить выступление в этом жанре
Любите стендап настолько, что хотите овладеть им? Мы решили вам помочь и составили пошаговое руководство по подготовке стендап-шоу. Вы узнаете, где искать идеи для шуток, как писать биты и стендаперские акты, как репетировать и что нужно для удачного выступления.
«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.
Собирайте идеи
Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.
Где еще брать темы для шуток
Пишите шутки
Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.
Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».
Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.
Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.
Создайте монолог
Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.
Вот как может выглядеть схема такого выступления:
Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.
Репетиция
Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать. Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки. Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.
Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?
Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.
Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.
Выступление
Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.
Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.
Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.
«Мы, женщины, друг друга не любим» Как юмористки с ТНТ обещали говорить о проблемах женщин, но занялись их травлей
Шоу «Женский стендап» запустилось весной 2020 года. Авторы идеи обещали, что в нем не будет запретных тем, а женщины с разными взглядами смогут выражать их на большую аудиторию. Надежды на новый формат возлагали и многие зрители: они ожидали, что шоу покажет, что женский юмор — это не только архаичные шутки про домохозяек, несообразительных блондинок и мужские измены. Однако спустя чуть более года они подтвердили: харизматичные и умные артистки, вопреки ожиданиям, продолжают множить стереотипы о женщинах. Корреспондентка «Ленты.ру» просмотрела множество выпусков юмористического шоу, разобралась в том, справедливы ли отзывы зрителей и зрительниц, и в том, какие ценности шоу предлагает зрителям
«Мужской стендап выглядит уныло»
«Женский стендап» должен был стать принципиально новым форматом для ТНТ — телеканала, на котором доминирует мужской юмор. Например, во флагманском юмористическом проекте канала Comedy Club всего одна резидентка — Марина Кравец, причем в шоу постоянно делается акцент на то, что она единственная женщина в проекте. Роли Кравец достаются приблизительно одинаковые: недалекая девушка, ищущая «спонсора»; проститутка; обманутая жена, терпящая измены и алкоголизм супруга. Образы женщин в монологах резидентов Comedy Club также стереотипны: комики высмеивают «пустых и глупых» красоток, умных карьеристок, которые, по их мнению, забыли о своем «месте». В их шутках женщины эмоциональны, истеричны и эгоистичны. Им неведомы логика и критическое мышление. В более позднем проекте ТНТ Stand Up долгое время тоже была только одна женщина — Юлия Ахмедова. Несмотря на то что позднее к шоу присоединились другие девушки, процент их выступлений был крайне низким: как правило, в часовом выпуске был лишь один «женский» монолог.
Юлия Ахмедова в проекте «StandUp»
Недавно закрывшийся проект Comedy Woman с полностью женским составом участниц неоднократно подвергался критике за стереотипные и женоненавистнические шутки. На протяжении долгих лет в нем обыгрывали одни и те же образы. Среди них — обманутая, глупая, ревнивая или эгоистичная жена, хитрая любовница, повернутая на шопинге девушка, ссорящиеся подружки. Большинство сюжетных ходов шоу было построено на конфликтах и соперничестве между резидентками. Другие известные проекты ТНТ, такие как «Холостяк» и «Дом 2», демонстрировали в основном соперничество женщин ради отношений и их мнимую несостоятельность вне пары.
«Женский стендап» позиционировался как откровение, «срыв покровов для тех, кто считает женский юмор милым и безопасным», — так сообщается в анонсе. Однако для кого он на деле оказался опасным? В 2020 году в интервью Ирине Шихман креативный продюсер проекта Зоя Яровицына утверждала, что в российском обществе наконец созрел запрос на то, чтобы слышать женский голос — именно им, по словам Яровицыной, и стал проект. После первых выпусков зрители подмечали: «После Comedy Woman был стереотип, что бабы в основном порют в стендапе *** (чушь), данный выпуск поменял мнение, спасибо, годно»; «Мужской стендап выглядит уныло по сравнению с девочками».
Действительно, на заре проекта артистки часто высмеивали то, что будто не замечали авторы Comedy Club: самодовольных мужчин и излишне самокритичных женщин, неравноправие в семьях, стереотипы о возрасте и внешнем виде и многое другое. Яровицына поднимала в своих монологах некоторые значимые проблемы: например, говорила о том, что определение «женский» стало синонимом «плохого», или о том, что женские заслуги на фоне мужских часто обесцениваются. Ей вторила ведущая проекта Ирина Мягкова: она с гордостью отмечала, что резидентки поднимают важные для женщин темы, которые табуированы в обществе.
Однако уже тогда не все резидентки разделяли подобные взгляды коллег на юмор: на вопросы об отличиях женского стендапа от мужского они отвечали, что различий никаких нет, кроме того, кто выступает с монологом. Вероятно, именно это мнение вскоре разделил и Comedy Club Production, занимающийся подготовкой выпусков передачи.
Недружба
Несмотря на то что многие монологи, действительно, казались злободневными и ироничными, избежать претензий из-за клише «Женскому стендапу» не удалось. Еще в конце 2020 года в своем интервью Ирина Шихман раскритиковала и Мягкову, и Яровицыну за то, что обе они используют в монологах стереотипы о женщинах. «Если кто-то захочет — пошутит. Никто не хочет. Есть темы, которые нас волнуют, и мы про них шутим. Значит, мы такие ограниченные люди. » — говорила в ответ на это Мягкова.
У нас первая задача — что должно быть смешно. Поэтому когда мне там какие-то говорят претензии, что вы поддерживаете патриархат, вы не продвигаете феминизм, — так, а где мы сказали, что мы будем его продвигать? Мы делали юмористическое шоу, мы его сделали
При этом в сети широко известен ее монолог под названием «О кризисе среднего возраста, тупых девушках и женской дружбе». В нем стереотипы и жестокие шутки витиевато переплетаются с их оправданиями. Всем, кто всерьез воспринимает ее «шутки», будто бы попросту не хватает здравого смысла, полагает она. «Залезу на шест и как с высоты шлюшьего полета как все осознаю! Вы знаете, что больше всего меня в этом бесит? Почему нам всегда прилетает от баб? От своих же, прикиньте?» — завершает она монолог, странным образом сводя вместе тему поддержки с критикой женщин, которые занимаются танцами на пилоне. «Мать, а ты не поздно решила ворваться в карьеру стриптизерши? Ну просто ей 37 лет, представляете 37-летнюю стриптизершу, которая после каждого трюка на шесте говорит «хоба-на»? Они называют это хобби», — рассказывает Мягкова под гомерический хохот зала, нанося те самые удары, которым она удивится в финале монолога.
Также она утверждает, что мужской кризис среднего возраста с мотоциклами и тусовками намного интереснее и ярче, чем женский с «кружками по интересам», и предполагает, что хотела бы себе именно первый сценарий. В итоге Мягкова приходит к выводу: «Мы, женщины, друг друга не любим». Будто в доказательство собственных слов комикесса ставит диагноз любым дружеским отношениям между женщинами — мол, дружить женщины могут только вдвоем против третьей, иначе никак. Кстати, во многих монологах резиденток женщины называются «бабами» — по поводу и без, вне зависимости от эмоциональной окраски.
Нелюбовь
При этом, согласно монологам Яровицыной, жить в браке намного лучше, чем без него. Стадия первых свиданий и влюбленности в нового партнера в ее выступлениях рисуется кошмарной: «Вот это дурацкое время, когда тебе нужно делать вид, что ты идеальная. Краситься каждый день, писать на беззвучном режиме, думать, как бы ему намекнуть, что ты в постели огонь, но не шлюха». Несмотря на то что комикесса нередко говорит об ошибочности стереотипов, в этом выступлении необходимость «казаться» подается для женщин как аксиома. Правда, в других монологах Яровицына иронизирует и над этим: «Мужчины часто требуют от женщин невозможного — например, они практически все хотят, чтобы девушка в сексе была раскованной, умелой, все знала, но чтобы до него у нее было мало парней. В идеале — один. Видимо, тренер, только он ее готовил не к Олимпиаде, а к Сергею. И не сам типа, а чисто на тренажерах».
Однако вопросы внешности и того, что женщинам необходимо казаться идеальными, остаются открытыми: резидентки «Женского стендапа» нередко говорят о заниженных требованиях к представителям мужского пола и завышенным в отношении женщин, но, в основном, в контексте неизменной данности. Яровицына, по ее собственным словам, вышла замуж, потому что сорвала джекпот — в ее муже воплотились сразу два положительных качества: «веселый и моется». Мягкова же, в оправдание своей нынешней смелости и откровенности, приводит раннее замужество и неопытность до развода.
Парадоксальные высказывания, в которых юмористки пытаются то подкрепить, то опровергнуть стереотипы, иногда соседствуют не только в разных монологах, но даже внутри одной фразы. «Смотрите, я не феминистка, но я считаю, что женщинам приходится намного сложнее, потому что к нам предъявляется больше требований», — предупреждает Яровицына. С одной стороны, она признает то, что неравноправие существует, с другой — открещивается от принадлежности к тем, кто декларирует борьбу с ним.
Нелогичность
Заявленная главными авторами шоу позиция — шутить лишь про то, что волнует женщин, казалась вполне логичной. «Женский стендап» на то и женский. Да и идея продемонстрировать, что женские шутки — не про кошечек и бантики, тоже вполне жизнеспособна. Но в какой-то момент эта последовательность рассыпалась.
Логика проектов Comedy Club Production оказалась универсальна: если в привычном Comedy Club есть только одна девушка, то в проекте, в названии которого указано, что он «женский», появился мужчина. При этом ввели его не в качестве конферанса (как Дмитрия Хрусталева и приглашенных в эпизоды актеров в Comedy Woman), а как полноценного артиста «Женского стендапа». Так в проекте появился комик и открытый гей Павел Залуцкий.
В интервью Ирине Шихман Мягкова и Яровицына назвали его «фишкой» и заявили, что он был привлечен «для разнообразия». На упреки в том, что таким образом они лишь подкрепили стереотипы, они ответили туманно, сообщив, что у них нет никакой глобальной цели. Однако почти сразу назвали понятной причину, по которой в шоу пригласили Залуцкого: «Знаешь, есть такая легкая ассоциация с обычной жизнью — всегда в компании девочек есть гей. Подружки и гей!» Сам Залуцкий начал свой первый монолог тоже в русле клише: предположив, что зрители в зале будут недоумевать, что делает мужчина в «Женском стендапе», он ответил, что он открытый гей. Остается только предполагать, смогли ли зрители увидеть в этом логику.
Неравноправие
Однако если женщины в монологах резиденток постоянно балансируют между сложностью собственной жизни и попытками хоть как-то существовать в ней по собственным правилам, то у мужчин никакого выбора нет вовсе: в монологах все они самоуверенные, самовлюбленные, неверные и недалекие. Мужчинам в мире «Женского стендапа» живется легко и просто: их во всем поддерживают друзья и родители, общество всегда занимает их сторону и прощает абсолютно все — от глупых и хулиганских поступков, до постоянных измен. А если мужчина не изменяет, то это скорее его недостаток: значит, никто из подруг даже не думает позариться на такого.
Когда авторы «Женского стендапа» впервые объявили о том, что в третьем сезоне проекта появятся новые резидентки, многие зрители возлагали на них большие надежды. В комментариях к первому выпуску сезона они заявляли, что юмор фрешменок более интеллектуальный, чем прежний. Но нашлись и ценители классики, которые воспринимали монологи резиденток исключительно через призму стереотипов:
— Весь выпуск высматривала в зале Марию Маркову. Была почти все время очень грустная и редко смеялась. Очень надеюсь, что у нее все в порядке.
— Не боись, у нее все супер, она просто была сконцентрированная на поиске мужика
Хотя проект и рассказывает о современных молодых женщинах, которые пытаются реализовать себя, он будто загоняет их в рамки. Героини монологов — это женщины, которые получили право работать и реализовывать себя, но они все равно должны обслуживать в быту всю семью — резидентки признают, что это несправедливо и глупо, но подают как неизбежную данность. Женщины вправе жить так, как они хотят, и быть собой, но мужчины все равно будут играть в их жизни ведущую роль (одна из юмористок даже утверждает, что ей нужен муж, который будет ее «осаживать»). Женщины могут жить, как хотят, и спать, с кем хотят, но осуждения общества им не избежать. Осмеянию в «Женском стендапе» может подвергаться любой личный выбор.
«Они все стали уже прям прогибаться под московский ритм. Недавно с девчонками виделись, и одна пришла в каких-то огромных шароварах, какой-то здоровой рубахе, стоит в углу, пьет воду и говорит: «Я сошла с ума. Мне жопа. Я хожу в странных тряпках и питаюсь травой». Ну, это мы так услышали. Потому что она говорила что-то про чакры, про гармонию, вот это вот все говно для людей, которые раз в жизни съездили на Бали», — говорит комикесса.
Не везет и азиатам: им достается даже в монологах Сауле Юсуповой, которая часто иронизирует над своей монголоидной внешностью. По словам Юсуповой, быть кавказской девушкой намного лучше — ведь все знают, что за нее всегда заступятся братья, а вот братья-азиаты никого не пугают. «Даже если они приедут, что они сделают? Развезут всех по домам?» — вопрошает она, уточняя, что ей неприятно, когда в ней видят в первую очередь не девушку, а казашку. Она обвиняет парня, пригласившего ее на свидание на ипподром, в расизме, однако сама постоянно обыгрывает в шутках грубые стереотипы, которые можно было бы встретить в выступлениях резидентов Comedy Club, «Что было дальше» или «Прожарки» — например, пристрастие к наркотическим веществам.
«Женский стендап» действительно «упакован» таким образом, что создает впечатление абсолютно профеминистского проекта. На сцене, как отмечают ведущие, — «только женщины» (и Павел Залуцкий), и говорят они «только правду». В перебивках звучат фрагменты песни солиста группы «Каста» Шыма — «Песни про месть», где повествуется о жизни лирического героя, мечтающего взять реванш у мужчины, разрушившего жизнь его семьи и сведшего его мать в могилу. Но при этом резидентки постоянно напоминают о стереотипах в отношении женщин и, пытаясь выборочно высмеять некоторые из них, неизменно поддерживают другие. Роль женщины в их монологах неизменно патриархальна. Сами авторы и сценаристы всячески напоминают, что они не планировали как-то менять сложившуюся в мире ситуацию и не имеют глобальных целей, а лишь делают сатиру. Еще в 2020 году в интервью «Ленте.ру» Зоя Яровицына безапелляционно заявила, что феминизма в России нет. Разделяют ли другие резидентки этот взгляд, неизвестно, однако содержание многих монологов мало соответствует тому, что авторы обещали в анонсе передачи. В «Женском стендапе» российским женщинам как будто сообщают: да, тебе тяжело, и нам тоже. Давай с этим выживать, ну и пошутим немного.
Stand-up-комики о том, как создают монологи для выступлений
Галым Калиакбаров, 33 года, город — Нур-Султан, Stand-up-комик, @galymkaliakbarov
О начале пути
Как создавать материал
Самое главное — записывать любую мысль из жизни. Даже если это очень смешная шутка, и вам кажется, что вы ее никогда не забудете — это не так. Лучше сразу все записать. Когда пишешь целенаправленно шутки, то, скорее всего, получится литературный текст. На выступления лучше выходить с подготовленными тезисами и записывать все на видео или диктофон.
Темы для своих монологов я обычно беру из жизни, например, когда просто иду в супермаркет, могу увидеть что-то интересное или странное. Из этого может записаться одна шутка или даже целое выступление. Людям нравится комедия наблюдений, потому что они узнают себя, сталкиваются с разными ситуациями в повседневной жизни.
Stand-up-комик должен быть честным. Когда на сцене говоришь, что действительно беспокоит, то люди чувствуют и лучше проникаются этим. Они видят, что у человека есть определенная позиция. Stand-up хорош тем, что здесь комик не обманет зрителя, и зритель не обманет комика. Все честно.
Можно развить чувство юмора, существуют определенные книги, но зачастую это такой навык, который нужно развивать постоянно. Если перестать выступать и шутить, то, как в спорте, мышцы начинают ослабевать.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь. Практически у каждого комика есть хотя бы одно провальное выступление, но обычно их сотни. И каждый раз хочется бросить заниматься этим делом. Но потом все равно возвращаешься. Важно быть готовым к тому, что это стресс.
Всем кажется, что заниматься Stand-up легко, но здесь нужно быть готовым к тому, что это большой путь
В других видах сценических выступлений есть музыка и необязательно стоять одному. В Stand-Up есть только комик и микрофон. Особенно сложно, когда выступаешь долго, например, час.
Stand-up — это единственный вид сценического выступления, где есть хеклеры — люди, которые могут выкрикивать и мешать. Нужно уметь им отвечать, это отдельный навык.
Кто вдохновляет
Из комиков меня вдохновляет Луи Си Кей. Я расписывал его концерты, записывал, смотрел структуру его выступлений. В основном вдохновляют комики, которые прошли какой-то путь. Например, Билл Берр, у которого долгое время были несмешные выступления, но он продолжал выступать и сейчас это один из топовых комиков в мире.
Я люблю Stand-up за энергию. Когда ты говоришь шутку и люди смеются, происходит какая-то магия и неописуемое состояние эйфории.
Медет Калибеков, 31 год, город — Алматы, Stand-up-комик, @kalibekov_medet
О начале пути
Как создавать материал
Сначала я собираю заходы — начало шуток. Считаю, что хорошая шутка зависит от того, настолько хорош заход. Поэтому к этой части шутки я отношусь внимательно и серьезно. Когда я собрал достаточное количество заходов у себя в телефоне, в заметках, я сажусь писать шутки. В целом каждая шутка для меня как задачка в математике.
По времени, чтобы написать пять минут смешного материала, у меня уходит две недели времени. Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня. Шучу о том, что происходит со мной.
Темы я не выбираю, а, скорее всего, темы выбирают меня
В Stand-up вы должны быть готовы ко всему. Чем выше у вас интеллект, тем вы лучше шутите и импровизируете. Трудностей много, и этим Stand-up хорош.
Научиться шутить легко. По сути, все мы умеем это делать, просто надо чуть-чуть понять суть шутки и стендапа. Если вы достаточно мотивированы, у вас все должно получиться.
Кто вдохновляет
Я следил за творчеством Константина Пушкина, который выступал в тогда еще никому неизвестном жанре Stand-up на шоу «Смех без правил» на ТНТ. Я разбирал его шутки, хотел понять, как он заставляет все это работать. Хочу быть таким же крутым, как он.
Нурсултан Айдаров, 24 года, город — Бишкек, Stand-up-комик, сценарист, @nursultanvtoroi
О начале пути
Мой друг по КВН пригласил меня в качестве зрителя на «Открытый микрофон». Я понял, что это Stand-up, где мог выступить любой желающий, через неделю я тоже выступил.
Философия Stand-up мне понравилась больше, чем КВН
Как создавать материал
Процесс создания материала начинается с записи в заметках. Это может быть любая мысль или наблюдение, которое кажется смешным. Затем это можно обсудить с другом-комиком, который еще подаст идей сверху. После идешь в бар и выступаешь, записывая на диктофон. Затем все это слушаешь, где смеялись, где нет. И так, пока тебя самого не удовлетворит.
Мы, в Salem Stand Up, проверяем монолог по полтора месяца, потом снимаем на YouTube, то есть на один 8-минутный монолог уходит один-два месяца. В США на часовой концерт у комиков уходит по два-три года работы. В Москве выступают по несколько раз в день. Мы в Центральной Азии выступаем два, три раза в неделю, так как у нас пока не развита эта индустрия.
Темы для монологов я выбираю из жизни, если мне есть, что по тому или иному поводу сказать. Если боюсь что-то говорить, например, про религию или политику, то не говорю.
Чтобы научиться шутить, нужно читать книги, иметь нестандартную точку зрения и бороться с несправедливостью, хотя бы делать вид, что с ней борешься.
По моему мнению, комик должен быть смелым, злым, добрым, образованным, и самое главное — честным с самим с собой и со своей аудиторией.
В Stand-up важно быть готовым к неудачам и несмешным выступлениям. Они случаются, и нужно понимать, что это часть работы над материалом. Трудности в том, что в какой-то момент вы всегда шагаете в туманное завтра, никто не гарантирует в этом деле успех. Еще нужно быть готовым к тому, что ты будешь делать это бесплатно.