монастырская кухня на канале спас постные рецепты с максимом сырниковым
Монастырская кухня
Котлеты из кальмара и картофеля, постный стол
Кальмары, картофель, оливковое масло, соль.
Пельмени с грибами по-монастырски
Щавелевые щи по-монастырски
Щавель, картофель, лук, корень петрушки, большой пучок зелени.
Котлеты рыбные “Монастырские”
Рыба, морковь, лук репчатый, крахмал картофельный, хлопья овсяные, соевый соус, специи.
Монастырская кухня: пшённые биточки с грибами, жареные пирожки с повидлом (видео)
Постные монастырские блюда подойдут для ужина и чаепития.
Монастырская кухня: оладьи из картофеля, жареные яблоки и сорбет (видео)
Постный завтрак по монастырским рецептам.
Монастырская кухня: суп со шпинатом и перловкой, ушки с редькой (видео)
Овощной суп и пельмени-ушки на второе — сытный обед в дни Великого поста.
Монастырская кухня: печенье маковое с карамелью, морковный суп-пюре (видео)
Постный обед с овощным супом и десертом.
Монастырская кухня: галушки по-охотничьи, лимонное печенье (видео)
Постные монастырские рецепты: второе блюдо и десерт к чаю.
Монастырская кухня: печенье на томатном соке, овсяный суп с цветной капустой (видео)
Легкий овощной супчик на первое прекрасно дополняет томатное печенье.
Постные рецепты от Максима Сырникова
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Предлагаем вашему вниманию рецепты постных блюд от известного кулинара Максима Сырникова:
Лапша грибная
Постная домашняя лапша
Постный рассольник
Пышки из постного теста
Редька
Грибная солянка
Овсяный кисель
Лапша – слово тюркского происхождения. Но в Россию она пришла очень давно, веке в тринадцатом. Блюда из лапши у нас приобрели свои собственные черты, совершенно особые. Например постная лапша с сушеными грибами тюркским народам, соседям русских людей вовсе неизвестны.
Постные рецепты: лапша грибная
Грибную лапшу можно приготовить из любой лапши – покупной или самокатанной, в составе которой нет яиц. Или из постной вермишели, макарон.
60 г сушёных грибов
Корень петрушки или сельдерей
Зелень укропа и петрушки
Постные рецепты: домашняя постная лапша.
Перед подачей добавить ложку постного масла. Посыпать измельчённой зеленью.
Постные рецепты: постный рассольник.
Три ложки постного масла
Стакан огуречного рассола.
С огурцов срезать кожицу, залить ее стаканом воды и прокипятить 15 мин, затем в отвар добавить рассол, ещё немного проварить, процедить.
В оставшейся воде сварить крупу, нарезанные ломтиками репу и картошку.
Лук, морковь, петрушку и огурцы пассеровать на сковородке, добавить пассеровку в бульон, туда же влить рассол.
Довести до готовности, посолить и поперчить по вкусу.
Постные рецепты: постные пышки из дрожжевого теста.
Внутри каждой пышки – немного вкусной начинки – ягодка или сухофрукт.
Муки пшеничной – 800 г
Растительного масла – 100 г
Дрожжей прессованных свежих – 20 г
Соль – на кончике ножа
Сахарный песок – столовая ложка
Цукаты, ягоды из варенья, ошпаренный изюм
Когда опара поднимется и осядет – влить 100 г масла, всыпать половину остальной муки, соль, сахар. Хорошенько выбить тесто деревянной лопаткой. Дать подняться, обмять лопаткой, снова дать подняться.
Оставшейся мукой присыпать доску или стол, выложить на неё тесто. Нарезать тесто небольшими кусочками, сделать из каждого кусочка лепешку. Положить в центр лепешки цукат или ягодки, защипать в шарик.
Дать немного подняться и жарить во фритюре до готовности.
Редька – утешение постящегося человека, традиционная русская закуска.
В старину говорили, что в Великий Пост даже церковные колокола поют: «Хрен-редька, редька-хрен!»
Русская черная редька – прекрасный корнеплод для приготовления постных закусок.
Например, вот такой:
Одна средняя редька
Одно кислое яблоко (лучше всего антоновка)
Пять ложек растительного масла
Две столовых ложки мёда
Очищенную редьку промыть и натереть на терке, яблоко также натереть. Перемешать, заправить мёдом и маслом, посолить.
Постные рецепты: грибная солянка на сковороде
Четыре ложки постного масла
Грибы нарезать соломкой и обжарить с луком на сковороде. Подсыпать ложку муки и ещё немного обжарить, помешивая лопаткой.
Капусту припустить до мягкости, отжать.
Запекать в духовке при 180 С до подрумянивания верхнего слоя.
Постные рецепты: Овсяный кисель
Кисели в России известны с давнего времени. Традиционный русский кисель имеет мало общего со сладким крахмальным напитком. Чаще всего он приготовлен из заваренной муки или крупы.
Попробуйте вот такой, наиболее простой способ.
Три столовых ложки сахарного песка
Сок и цедра половины лимона
Хлопья залить холодной водой и оставить на несколько часов.
Полученный настой процедить и отжать сквозь сито в кастрюлю. В овсяный настой добавить сахар, лимонный сок и цедру.
Кисель варится на плите постоянным помешиванием до загустения.
Готовый горячий кисель выливается в заранее охлаждённую форму и ставится на холод до полного загустения. Подавать кисель выложенным из формы на блюдо, политым маковым или миндальным молоком, мёдом или вареньем.
Постные рецепты: пироги борканники – с морковью
Постные пироги – особая статья. Вариантов начинки не счесть – грибная, ягодная, гороховая, репяная, капустная, луковая.
Борканник – пирог с морковной начинкой. Так его называют в Псковской области, где борканью называют саму морковь.
Вот рецепт постного дрожжевого теста, вполне подходящий для борканника и для любых других пирогов:
4 столовых ложки постного масла
Чайная ложка (без верха) соли
20 г прессованных свежих дрожжей
Дрожжи разведите в воде, замесите тесто, добавив масло и соль. Это тесто безопарное подходит оно быстро, но нуждается в двух обязательных обминках.
Начинку готовим из 500-600 г свежей моркови, двух средних луковиц, трех ложек постного масла.
Морковь шинкуем ножом и тушим вместе с мелко нарезанным репчатым луком. Солим и перчим по вкусу. Отлично сочетается с такой начинкой чеснок и укроп – в виде растёртых семян.
Рекомендовано для использования на уроках ОПК.
7 эксклюзивных рецептов для постного стола от известного кулинара Максима Сырникова
Татьяна Медведева
Ни в коем случае нельзя держать пост детям, совершенно точно нельзя поститься людям, страдающим сахарным диабетом. Придется воздержаться также кормящим и беременным женщинам — у них и так серьезно перестраивается организм, и ребенок должен получать с едой матери все необходимое. Крайне осторожно должны подходить к посту пожилые люди, так как в этом возрасте адаптация организма к смене питания происходит очень тяжело.
Максим Сырников – специалист по русской кухне и популярный блоггер поделился своими рецептами с читателями «Вечерней Москвы».
Закуска из редьки
В старину говорили, что в Великий Пост даже церковные колокола поют: «Хрен-редька, редька-хрен!»
Русская черная редька – прекрасный корнеплод для приготовления постных закусок.
Например, вот такой:
Одна средняя редька
Одно кислое яблоко (лучше всего антоновка)
Пять ложек растительного масла
Две столовых ложки мёда
Очищенную редьку промыть и натереть на терке, яблоко также натереть. Перемешать, заправить мёдом и маслом, посолить.
Лапша грибная
Грибную лапшу можно приготовить из любой лапши – покупной или самокатанной, в составе которой нет яиц. Или из постной вермишели, макарон.
60 г сушёных грибов
Корень петрушки или сельдерей
Зелень укропа и петрушки
Домашняя постная лапша
Постный рассольник с репой
А вот еще постный рассольник. Для его приготовления лучше взять настоящих солёных огурцов из бочки. А маринованные огурчики для рассольника вовсе не годятся.
Три ложки постного масла
Стакан огуречного рассола.
С огурцов срезать кожицу, залить ее стаканом воды и прокипятить 15 мин, затем в отвар добавить рассол, ещё немного проварить, процедить.
В оставшейся воде сварить крупу, нарезанные ломтиками репу и картошку.
Лук, морковь, петрушку и огурцы пассеровать на сковородке, добавить пассеровку в бульон, туда же влить рассол.
Довести до готовности, посолить и поперчить по вкусу.
Постные пышки
В пост можно приготовить постные пышки из дрожжевого теста. Внутри каждой пышки – немного вкусной начинки – ягодка или сухофрукт.
Муки пшеничной – 800 г
Растительного масла – 100 г
Дрожжей прессованных свежих – 20 г
Соль – на кончике ножа
Сахарный песок – столовая ложка
Цукаты, ягоды из варенья, ошпаренный изюм
Когда опара поднимется и осядет – влить 100 г масла, всыпать половину остальной муки, соль, сахар. Хорошенько выбить тесто деревянной лопаткой. Дать подняться, обмять лопаткой, снова дать подняться.
Оставшейся мукой присыпать доску или стол, выложить на неё тесто. Нарезать тесто небольшими кусочками, сделать из каждого кусочка лепешку. Положить в центр лепешки цукат или ягодки, защипать в шарик.
Дать немного подняться и жарить во фритюре до готовности.
Грибная солянка на сковороде
Четыре ложки постного масла
Грибы нарезать соломкой и обжарить с луком на сковороде. Подсыпать ложку муки и ещё немного обжарить, помешивая лопаткой.
Капусту припустить до мягкости, отжать.
Запекать в духовке при 180 С до подрумянивания верхнего слоя.
Постные пироги борканники – с морковью
Борканник – пирог с морковной начинкой. Так его называют в Псковской области
Вот рецепт постного дрожжевого теста, вполне подходящий для борканника и для любых других пирогов:
4 столовых ложки постного масла
Чайная ложка (без верха) соли
20 г прессованных свежих дрожжей
Дрожжи разведите в воде, замесите тесто, добавив масло и соль. Это тесто безопарное подходит оно быстро, но нуждается в двух обязательных обминках.
Начинку готовим из 500-600 г свежей моркови, двух средних луковиц, трех ложек постного масла.
Морковь шинкуем ножом и тушим вместе с мелко нарезанным репчатым луком. Солим и перчим по вкусу. Отлично сочетается с такой начинкой чеснок и укроп – в виде растёртых семян.
Время приготовления пирога 15-17 минут.
Овсяный кисель
Попробуйте вот такой, наиболее простой способ.
Три столовых ложки сахарного песка
Сок и цедра половины лимона
Хлопья залить холодной водой и оставить на несколько часов.
Полученный настой процедить и отжать сквозь сито в кастрюлю. В овсяный настой добавить сахар, лимонный сок и цедру.
Кисель варится на плите постоянным помешиванием до загустения.
Готовый горячий кисель выливается в заранее охлаждённую форму и ставится на холод до полного загустения. Подавать кисель выложенным из формы на блюдо, политым маковым или миндальным молоком, мёдом или вареньем.
Духовный подвиг совершается через пост. Календарь Великого поста
О содержании семи седмиц Великого поста «Вечерке» рассказал иеромонах Макарий (Комогоров).
Первая седмица
Начало поста. С понедельника по четверг на вечернем богослужении совершается чтение Великого канона Андрея Критского, где есть слова: «Приди, окаянная душа, с телом своим, исповедуйся Создателю мира и оставь прежнее безумство, и принеси Богу слезы покаяния». В первое воскресение Великого поста – праздник Торжества Православия. Он установлен в 843 году императрицей Ириной после утверждения повсеместного почитания икон и знаменует победу над еретическими учениями. По окончании Божественной Литургии совершается молебен, на котором молятся об обращении заблудших, провозглашается анафема всем тем, кто пытался внести искажение и раздор в веру Православную.
Вторая седмица святителя Григория Паламы
Во второе воскресение Великого поста церковь совершает память святителя Григория Паламы. Ему принадлежит учение о нетварном фаворском свете. Григорий Палама и его последователи утверждали, что фаворский свет, который был явлен Спасителем на горе Фавор во время Преображения – это проявление божественной энергии. Через подвиги аскезы, очищения души и изменения своей греховной жизни каждый может этот нетварный свет обрести в своей душе, это является целью жизни христианина. Как это определил преподобный Серафим Саровский – «стяжание благодати Святого Духа». Фаворский свет – это действие благодати Божией, которую мы обретаем в своей душе через духовный подвиг, в том числе через пост.
Третья седмица Крестопоклонная
В середине Великого поста на середину храмов выносится святой крест. Он украшается розами, умащивается ароматными маслами и все христиане ему благоговейно поклоняются. Крест для православных – орудие спасения. Есть такая стихира: «Крест – хранитель всей вселенной, Крест – красота церкви, Крест – ангелов слава и демонов язва». Смысл нашей жизни в том, чтобы взять свой крест и нести его безропотно, с радостью, донести его до конца и обрести спасение. Господь никому не дает креста выше его сил.
7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы (далее…).
Как причащаться? Советы для тех, кто делает первые шаги в храме
Во время Великого поста нужно обязательно ходить на исповедь и причастие.
«Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.
Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши. (далее. )
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Великий пост – дорога к Пасхе
Колонка главного редактора православной газеты «Крестовский мост» Валерия Коновалова
Начиная с 18 марта и вплоть до праздника Воскресения Христова, который в этом году приходится на 5 мая, православные постятся. Эти семь недель – нелегкий, но очень содержательный путь к Пасхе. Он насыщен многими событиями, удивительными богослужениями и уникальными песнопениями. Можно выделить особо значимые вехи на этом пути.
Первые четыре дня Великого поста – с 18 по 21 марта во всех храмах будет читаться Покаянный канон Андрея Критского. Это совершенно особое богослужение, которое совершается только во время Великого поста. Оно необыкновенно трогательно, содержит в концентрированном виде всю библейскую историю, достигает высшей силы покаяния (далее…)
Как провести Великий Пост со вкусом: рецепты постных блюд
Журналисты «Вечерки» предлагают читателям семейные рецепты постных блюд.
Великий Пост – это духовный труд, но при этом он вполне может доставлять и телесную радость. Знаменитый писатель Иван Шмелев вспоминал в автобиографической повести «Лето Господне» (1927 – 1948), как радовался в детстве приходу поста:
«Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой (курагой. – Прим.ред.), горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки (…). мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва. А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам. а кутья с мармеладом в первую субботу (…)! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а. великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками. (…) И почему все такие скучные? Ведь все – другое, и много, так много радостного» (далее…)
Андрей Кураев: «Душе угрожает не только сосиска на тарелке, но и похабная передача»
Все, кто постился, знают, что в эти дни искушения одолевают с особенной силой – вдруг начинают «терзать» мысли о еде, случаются вспышки гнева, ссоры с близкими.
Это происходит, потому что пост как бы высвечивает немощи нашей души. Но надо все равно идти путем покаяния и молитвы.
– Не стоит считать негативные переживания во время Великого поста – искушениями, которые исходят от самого cатаны, – предупреждает дьякон Андрей Кураев. – Не надо думать, что у сатаны есть какой-то рабочий, «сезонный график», когда ему весной, во время поста, Богом позволяется больше, чем в другое время года. Если человек более менее серьезно поститься – нарушается его обычный режим питания. Если у вас нет соответствующей привычки – держать пост всерьез, то перестройка вашей психики может не «поспевать» за изменением режима питания. Важно понять – эти срывы могут происходить от того, что человек «увлекшись постом» слишком много внимания уделяет своей тарелке, а не своим человеческим долгам – этическим и социальным. И тогда этот перекос – бумерангом к нему возвращается (далее. ).
Как подготовиться к исповеди?
Наши советы помогут тем, кто делает первые шаги к вере. Мы публикуем отрывок из книги, выпущенной «Вечеркой» – «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма».
К исповеди нужно тщательно готовиться: вспомнить свои грехи, можно записать их на бумагу, прочитать положенные молитвы, стараться исповедоваться регулярно.
Рассказывает Протоиерей Олег Стеняев, священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках:
— Как готовиться к таинству исповеди?
— Таинство исповеди требует тщательной подготовки. Человек должен понимать, что исповедь совершается не перед священником, а перед самим Христом, а служитель церкви только свидетель исповеди. Задача человека на исповеди — обвинять себя, а не оправдывать, как мы часто поступаем в обычной, повседневной жизни. В момент, когда мы себя обвиняем, Бог становится нашим оправданием. Он начинает оправдывать нас, видя такое наше смирение.
Лучше готовиться и к исповеди, и к святому Причастию. Потому что если избавиться от грехов на исповеди, но не наполнить свою душу присутствием Христа, ее могут заполонить нечистые духи. Воцерковленному человеку нужно три дня поститься. Тому, кто в первый раз и кому тяжело может даваться пост, даются послабления — поститься можно один день. То есть не вкушать скоромного, молочного, белкового и читать молитвы. Это — обязательно! Также не стоит забывать о трех днях целомудренного поведения.
Однако если вы впервые идете в храм и не прочитали положенные молитвы, надо знать — в храме специально для таких людей читают молитвы! Человек просто должен выслушать их (далее…).
Как причащаться: советы для тех, кто делает первые шаги в храме
«Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.
Во время Великого поста нужно обязательно ходить на исповедь и причастие.
Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши.
Архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель управления Патриархии по зарубежным учреждениям:
— Таинство Святого Причастия — самая главная часть богослужения для мирянина. Относиться к нему следует крайне серьезно. Готовиться ко Святому Причащению нужно заранее. Обычно практикуется такой подход: готовящийся к Причащению человек постится какое-то время в зависимости от благословения священника, потом, накануне Причастия, приходит на вечернюю службу, молится. Накануне Причащения с вечера вообще нельзя есть или пить, но это правило может нарушаться, к примеру, если здоровье человека не позволяет следовать строгому посту. В этом случае возможны и послабления. Может быть специальное молитвенное правило, также по благословению его священника. Перед Причастием прихожанин обязательно должен прочитать Последование ко Святому Причащению (свод молитв к Причастию, в период Великого Поста и других постов порядок прочтения меняется. — Прим. ред.). Затем мирянин приходит на Богослужение, исповедуется он либо накануне, либо непосредственно перед Причастием, получает разрешение от своих грехов и допускается своим священником до Таинства Причастия. В древности христиане причащались накануне Литургии, то есть до Богослужения. С течением времени порядок изменился (далее…).
Монастырская кухня
Перед нами – книга на основе одноимённой программы телеканала «Спас» с бессменным ведущим Максимом Сырниковым и культурологом Олегом Робиновым. Издательская аннотация сообщает, что это издание «станет вашим проводником в удивительный и разнообразный мир монастырской кухни», ведь оно «содержит множество рецептов монастырской кухни, однако назвать архаичными их нельзя».
Полистаем «Монастырскую кухню» и посмотрим пристрастным взглядом искушённого кулинара, насколько содержание соответствует амбициозному предисловию да и самому своему названию.
Но врождённая склонность к поиску во всех сферах жизнедеятельности проявилась и в гастрономии. Тем более, если гастрономия сакральна – связана с религиозными практиками и духовной культурой. Или хотя бы имеет давние исторические национальные корни. Ускоряющееся развитие технологий вместе с вынужденным анахоретством открыло мне простор как для поиска, так и для практики. И когда пару лет назад мне попались первые видеорецепты Максима Сырникова, я был приятно удивлён – многолетней давности штампы да и личные впечатления о монастырской кухне как предельно простой, скучной и пресной дали о себе знать. Вернее, сказали последнее «Прости-прощай».
Наши несчастные соотечественники мнят истинно русской пищей финно-угорские пельмени под французским майонезом, итальянские спагетти и немецкие сардельки, французский же винегрет и индийский чай. И, конечно, всенепременно и обязательно, на первое и на второе, разве что не в компот – завозная американская картошечка. Этот зловещий корнеплод своей плодовитостью и простотой обработки действительно не раз спасал от голода целые губернии. Только вот чем был вызван тот голод – естественными причинами или античеловечной государственной экономической политикой? Как бы то ни было, картошка где тихой сапой, а где начальственным сапогом выдавила или сильно подвинула традиционные для России пищевые культуры – ту же репу, чечевицу, тыкву и коноплю. Но не наркосодержащую, а обычную, пищевую и промышленную.
Но вернёмся к нашей книге. «Монастырская кухня» далеко и отнюдь не только монастырская, но именно традиционная русская дореволюционная кухня, едва не канувшая в небытие вместе со всем досоветским «русским миром». Без всяких ретрофильских всхлипываний и уж тем более царебожнических рыданий, для иного культурного человека это всё же отрадное сохранение культурных традиций, в том числе и кулинарных.
Описывать собственно рецептурную составляющую книги – дело излишнее, если не бесполезное, оставим это удовольствие читателю. Отмечу лишь впечатляющую эрудицию автора, не стесняющегося занимательных экскурсов в русскую историю и культуру. Здесь и истории русской репы и редьки, чечевицы и конопли, и умопомрачительные цифры рыбного промысла в царской России. Тут вам и квашеная репа и калья, тельное и заливное, расстегаи и кулебяки, кулага и белый квас. И, конечно, сочиво и кутья, жаворонки и кресты из ржаной муки, четверговая соль и – отдельной апрельской главой – пасхи и куличи, как самые сакральные блюда русской православной кухни.
Поиск в Facebook`е выдал и такой «праведный гнев» одной из «любопытствующих» (орфография и стилистика автора сохранена): «»Монастырская кухня» это что за чюдо-юдо? Интересно, если бы первые монахи знали о специальной монастырской кухне, сколько предпочло б уединение Христа ради, а не кухни? Спец-обслуживание,спец-питание+спец-мест о для «спасения». Спец-наз получается. Остальные недо-понимают,недо-стойны,недо-ходят. Недо-росли». И последующее гневное обсуждение в том же духе…
Гендиректор «Спаса» Борис Корчевников в аннотации к «Монастырской кухне» восторженно преподносит автора не иначе как «феномен русского мира» и «человека, способного за граммами мяса в пирожке разглядеть историю, культуру и сам Дух нации. Он один умеет готовить с таким вкусом и ароматом, что за этим ароматом слышишь все русские запахи разом: от пряного запаха ладана на тихой вечерней службе до простреливающей свежести зачинающейся русской весны. Так может только тот, кто беззаветно влюблён в Россию».
Похоже, вдохновение и силы Максим Сырников, повар с «говорящей фамилией», действительно берёт, как и многие подобные ему «повара от Бога», «в искренней любви к делу своей жизни». И успешно удовлетворяет голод телесный зрителей «Спаса», раз уж телеканалу не очень получается привить им духовное алкание. И культурно-гастрономический интерес иных интересующихся, подобно автору этих строк.