могут ли не положить в больницу если меня привезла скорая
Если у вас коронавирус: отвечаем на 10 главных вопросов о правах пациентов при заражении COVID-19
Вместе с экспертами по ОМС мы изучили действующие рекомендации для врачей и органов здравоохранения.
Количество заразившихся коронавирусом растет, число запросов о ковиде в поисковых системах увеличивается, а получить достоверные ответы на некоторые вопросы не так-то просто.
На этой неделе нехваткой доступной информации о лечении COVID-19 возмутилась на своей странице в соцсетях главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Тут же последовал ответ замминистра здравоохранения Олега Салагая. Представитель Минздрава пояснил, что все подробности о диагностике, терапии, реабилитации после ковида и т.д. можно найти в соответствующих рекомендациях ведомства. Однако документ это объемный, сложный, предназначенный в первую очередь для медиков и органов здравоохранения.
Мы изучили обновленную версию методички Минздрава вместе с кандидатом медицинским наук, экспертом по обязательному медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергеем Шкитиным. В этом материале вы найдете ответы на 10 главных вопросов, которые чаще всего возникают у заразившихся коронавирусом и их близких.
1. При каких симптомах к пациенту на дом обязан прийти врач из районной поликлиники?
Врача на дом можно вызвать, если есть повышение температуры — выше 37,2 градуса и/или признаки ОРВИ: кашель, заложенность носа, затрудненное дыхание, одышка, боли в груди, слабость, головная боль, потеря обоняния.
Кроме того, есть условия, когда вызов врача на дом при таких симптомахне просто желателен, а строго необходим. Это:
! Обязательно сообщите об этих фактах, вызывая врача.
2. В течение какого времени должен прийти участковый терапевт из «районки»?
По законодательству врач, вызванный на дом, должен прийти в течение 24 часов.
3. Когда звонить в «скорую»?
Сегодня диспетчеры службы скорой медицинской помощи (СМП) занимаются распределением вызовов. Поэтому сюда можно звонить, если чувствуете, что состояние ухудшается, а ждать врача на дом еще долго. Либо сразу при появлении тяжелых симптомов: температура выше 38,5 градусов, боли в груди, чувство нехватки воздуха и т.д.
При поступлении вызова на пульт СМП оператор проводит опрос позвонившего. Кроме жалоб важно сразу назвать свой возраст, сопутствующие болезни и сообщить, если были контакты с зараженными коронавирусом. По итогам опроса принимается одно из трех решений:
4. Что должны сделать прибывшие медики?
По правилам осмотр пациента включает:
5. Когда и у кого должны взять мазок из носоглотки на коронавирус?
В Методических рекомендациях Минздрава сказано, что подозрительным на COVID-19 считается случай, когда у пациента температура выше 37,5 °C и есть один или более из следующих признаков: кашель (сухой или со скудной мокротой), одышка, ощущение заложенности в грудной клетке, уровень кислорода в крови ≤ 95%, боль в горле, заложенность носа, нарушение или потеря обоняния, конъюнктивит, слабость, мышечные боли, головная боль, рвота, диарея, кожная сыпь – при отсутствии других известных причин для таких симптомов (скажем, отравления, обострения давней хронической болезни и т.п.).
Кроме того, по правилам обязательно должны брать мазок на коронавирус:
Забор анализа проводит выездная бригада медицинской организации. Либо врач поликлиники при первичном осмотре, если есть подозрения на covid- инфекцию (см. выше).
Результаты анализа должны сообщить пациенту в разумный срок, ориентировочно в течении 2-3 суток.
6. Когда и как сдается анализ крови?
Необходимость проведения лабораторных исследований крови определяется врачом. В методичке Минздрава сказано, что при легком течении COVID-19 и лечении пациента на дому, как правило, не требуются ни анализ крови, ни лучевая диагностика (рентген, компьютерная томография, УЗИ). Если пациента госпитализируют — в основном, начиная со среднетяжелого состояния, то при госпитализации должны сделать общий анализ крови и биохимический анализ крови.
Если больного оставляют лечиться на дому, сажают на режим изоляции и врач считает необходимым лабораторное исследование крови (в частности, при сопутствующих хронических болезнях), то для забора анализа должна прибыть выездная бригада поликлиники.
Как определяется степень тяжести COVID-19
! Легкое течение
— частота дыхания > 22/мин
— одышка при физических нагрузках
— изменения при КТ/рентгенографии: объем поражения минимальный или средний (КТ 1-2)
— уровень С-реактивного белка в крови >10 мг/л
! Тяжелое течение
— частота дыхания > 30/мин
— нестабильная гемодинамика: систолическое (верхнее) артериальное давление менее 90 мм рт.ст. или диастолическое (нижнее) давление менее 60 мм рт.ст.)
— объем поражения легких значительный или субтотальный (КТ 3-4)
— снижение уровня сознания, ажитация.
7. Как решается вопрос о проведении компьютерной томографии легких?
Необходимость такого обследования определяет врач. При этом должны учитываться возраст пациента, наличие сопутствующих хронических болезней, жалобы, объективное состояние и клиническая картина развития пневмонии (по итогам «прослушивания» легких, измерения сатурации, частоты дыхания и т.д.).
Методичка Минздрава рекомендует назначать КТ, если есть признаки среднетяжелой формы COVID-19 (см. выше «Справку «КП»). Порядок и сроки проведения КТ определяются возможностями региональной системы здравоохранения, говорится в документе.
8. При каких симптомах больного должны госпитализировать?
Согласно Рекомендациям Минздрава, если больному поставлен диагноз COVID-19 и он лечится дома, ему полагается госпитализация при сохранении температуры ≥ 38,5 °C в течение 3 дней.
Также должны госпитализировать пациентов в состоянии средней тяжести, у которых есть любые два из следующих показателей:
* признаки пневмонии с распространенностью изменений в обоих легких более 25% (при наличии результатов КТ легких).
Кроме того, госпитализируются вне зависимости от тяжести ковида пациенты, относящиеся к группе риска, а именно:
* с сопутствующими заболеваниями и состояниями: артериальной гипертензией; хронической сердечной недостаточностью; онкологическими заболеваниями; гиперкоагуляцией; ДВС-синдромом; острым коронарным синдромом; сахарным диабетом; болезнью двигательного нейрона; циррозом печени; длительным приемом ГК и биологической терапии по поводу воспалительных заболеваний кишечника; ревматоидным артритом; пациенты, получающие гемодиализ или перитонеальный диализ; иммунодефицитными состояниями, в том числе с ВИЧ-инфекцией без антиретровирусной терапии; получающие химиотерапию);
* пациенты, проживающие в общежитии, многонаселенной квартире, с лицами старше 65 лет, с лицами, страдающими хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.
9. В каком порядке госпитализируют больных с коронавирусом и можно ли выбрать больницу?
Госпитализация происходит по направлению участкового врача или врача «скорой». Медик запрашивает по телефону наличие свободных мест в ближайших ковидных стационарах и принимает решение, куда направить больного. Права выбора у пациента в данном случае нет.
Человека с подозрением на коронавирус или подтвержденной covid-инфекцией должны везти в больницу на машине Скорой или специальным медицинским транспортом (если направление дает участковый).
10. Что делать, если нарушаются перечисленные правила?
Можно звонить на единую «горячую линию» по коронавирусу: 8-800-2000-112; на «горячие линии», работающие в каждом регионе.
В то же время, как показывает практика, один из наиболее действенных способов – обращение к своему страховому представителю по ОМС. Напомним, страховые компании, выдающие нам полисы ОМС, занимаются бесплатным консультированием и защитой прав пациентов. Сейчас работа страховых представителей «заточена» на помощь больным, столкнувшимся с проблемами при заражении коронавирусом, рассказали «КП» во Всероссийском союзе страховщиков. Звонить в свою страховую медицинскую организацию можно в любое время суток, телефон найдете на полисе или через поиск в Интернете по названию компании.
Что делать, если не кладут в больницу
Прокуратура Симферополя возбудила уголовное дело в связи со смертью 21-летней женщины. Дело открыто по части 2 статьи 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»).
Плановая госпитализация
Если пациент обращается в больницу не для получения экстренной помощи, такая госпитализация рассматривается как плановая. В список необходимых документов для попадания в стационар в таком случае входят направление районного специалиста, документ, удостоверяющий личность (паспорт, свидетельство о рождении), медицинский полис.
Если врачи считают, что для жизни и здоровья пациента нет видимой угрозы, ему может быть отказано в плановой госпитализации в связи с отсутствием необходимых документов.
В самой больнице отказ в госпитализации уже успели опровергнуть. По словам главного врача Александра Остапенко, девушка сама ушла из медучреждения после телефонного разговора с родственниками.
Экстренная госпитализация
Основаниями для оказания экстренной помощи в условиях стационара являются: угроза жизни пациента; пребывание пациента в состоянии, требующем коррекции в отделениях реанимации и интенсивной терапии; пребывание пациента в состоянии, угрожающем жизни и здоровью окружающих.
Направление больных для получения помощи в экстренном порядке происходит по направлению врача (фельдшера) скорой медицинской помощи в соответствии с графиком дежурства стационара; при личном обращении в приемное отделение учреждения, оказывающего услугу; в случае неспособности больного (пострадавшего) самостоятельно передвигаться (нахождении в бессознательном состоянии) он может быть доставлен членами своей семьи или бригадой скорой медицинской помощи.
Отсутствие страхового полиса и личных документов не является причиной отказа в экстренной госпитализации.
Это нам подтвердил и президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский:
«Вся экстренная помощь не требует наличия документов: ни полиса, ни паспорта, вообще никаких. Поэтому, если была экстренная ситуация и был отказ – то это уголовное преступление. Судя по тому, что она (пациентка) погибла на следующий день – состояние было если еще не экстренное, то близкое к экстренному».
Если вы сами добрались до приемного покоя, но врач отказывается вас госпитализировать, алгоритм такой: требуйте отказ в письменной форме (обязаны написать), затем снова «горячая линия» или Прокуратура.
Как общаться со скорой
Несколько советов для случаев, когда вам или вашим близким станет действительно плохо.
Если диспетчер отказывается направлять бригаду (пожилой больной, онкология) действуйте так:
— Потребуйте, чтобы диспетчер назвал номер вашего обращения.
— Подчеркните, что существует реальная угроза жизни или здоровью пациента
— Сообщите, что отказ Скорой приехать подпадает под уголовные статьи «Неоказание помощи больному» и «Оставление в опасности». И что вы сообщите об этом в полицию.
Если эти аргументы не подействуют (а в большинстве случаев, как уверяют специалисты, их бывает достаточно), то звоните в полицию. Это можно сделать по номеру «02» или «102» либо по единому номеру вызова всех экстренных служб: «112».
Но тот же Александр Саверский несколько успокаивает:
«Отказать в вызове скорой – это право диспетчера, но и риск диспетчера. Вплоть до уголовной ответственности, если он принял неправильное решение. Поэтому у нас по статистике Росздравнадзора 37 процентов непрофильных вызовов скорой помощи. Т.е. диспетчеры перестраховываются».
Если приехавший врач отказывается доставить больного в больницу, а вы с этим не согласны, звоните снова в диспетчерскую и настаивайте на госпитализации. Если и это не помогает – есть «горячая линия» местного органа здравоохранения.
А вот выбрать больницу вам вряд ли удастся. Если случай экстренный – повезут в ближайший стационар. Но попробовать задать вопрос стоит. Если есть варианты и состояние больного позволяет, могут позволить выбрать больницу.
Персонал больницы, куда доставили пациента по «скорой» обязан оказывать ему помощь до тех пор, пока сохраняется угроза жизни и здоровью. И помните – для всех случаев есть «горячая линия».
Круглосуточный телефон Росздравнадзора по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья: 8 800 500 18 35
Что делать, если «скорая» не едет на вызов, а врач отказывается брать тест?
26 октября в России выявили максимум заболевших COViD с начала пандемии – 17 347 человек. Столбики на диаграммах становятся всё более багровыми, и это нормально – задавать себе вопрос: что делать, если заболеешь? Рассказываем, как быть, когда не едет «скорая», почему не принимают в стационар с температурой, врач не берёт мазок на коронавирус и как получить лекарства, если не хватает денег.
И «скорая» не едет, и тесты врут
На прошлой неделе в паблике VK «Типичный Киров» появилось сообщение: врачи приехали к пациенту, только когда он начал терять сознание. Мужчину увезли в больницу, сделали компьютерную томограмму и укол, а после – отправили домой с температурой 39,6 и 40% поражением лёгких.
Насколько правдива история – мы не знаем. В региональном Минздраве порталу Newsler сообщили, что к пациенту в день КТ направили реанимационную бригаду медпомощи. Но дверь никто не открыл, а родственники не уточнили актуальный адрес пациента.
Ситуация жуткая, даже если это фейк. Автор поста жаловался, что «скорая» ехала больше суток.
Как быстро должна приехать «скорая»?
То есть, если человек теряет сознание при температуре 40 – к нему экстренно должны приехать.
Если угрозы жизни нет, медицинская помощь считается неотложной. Время ожидания продлевается до 2 часов.
Повод для вызова «неотложки» – внезапные заболевания, обострения хронических заболеваний, которые требуют срочной медпомощи. Но угрозы жизни нет. Также неотложная бригада приедет для констатации смерти.
Получается, ко взрослому с признаками ОРВИ «скорая» может ехать в течение 2 часов.
Врач не едет: что делать?
Бригада «скорой» не может просто взять и не приехать на вызов. Право человека на получение медпомощи закреплено в пункте 1 ст. 34 Конституции РФ, а также регулируется нормативными документами. Среди них – ст. 35 закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», приказы Минздрава от 26.03.1999 № 100 и 20.06.2013 № 388н.
Скорая не может не приехать на вызов. Фото: wp.com.
Если время идёт, а врач так и не приехал, позвоните диспетчеру. Опишите срочность ситуации, особенно, если у человека есть хронические заболевания. Пациентов из группы риска, например, с сахарным диабетом или артериальной гипертензией, госпитализируют с подтверждённым COViD. Чем раньше сделают тест и получат результат, тем быстрее начнётся лечение и получится избежать осложнений.
Когда «скорая» не приехала на вызов, это считается отказом от оказания медпомощи. За это предусмотрено наказание по ст. 124 Уголовного кодекса «Неоказание помощи больному». Если бригада не приехала на вызов и состояние пациента ухудшилось до средней тяжести или сильнее, нарушителей привлекают к ответственности.
Бывает, что диспетчер может отказать в вызове бригады. Например, ссылаться на состояние, которое не требует помощи, – небольшая температура у взрослого. Звоните напрямую главному врачу станции. Если это не помогло, позвоните «02»: полиция может напомнить диспетчеру, что за отказ в оказании медпомощи предусмотрена уголовная ответственность.
Также пишите жалобу: укажите дату и время обращения, ФИО пациента, адрес выезда и причины отказа. Запишите номер диспетчера, который не выслал бригаду. К тому же звонки записываются – это ваше доказательство на случай спора.
Куда жаловаться:
Юрист Мария Спиридонова советует подавать письменные обращения в двух экземплярах. Один – отдавать по месту назначения, второй с отметкой о принятии – оставлять себе. Так у вас будет свидетельство, что обращение приняли, рассказала эксперт «Известиям».
Врач не взял тест на COViD: жаловаться? И куда?
При симптомах ОРВИ тест на COViD – необязательное условие. Анализ остаётся на усмотрение лечащего врача.
Если есть основные симптомы COViD, но врач не берёт тест, можно подать обращение в местный Минздрав, департамент здравоохранения или Роспотребнадзор.
Тесты не всегда берут у всех пациентов с ОРВИ. Фото: takiedela.ru.
Вопросы о коронавирусе и тестировании можно задать операторам специальной горячей линии – 8 (800) 200−01−12.
Помните, что пациент с поставленным диагнозом COViD должен соблюдать строгую самоизоляцию. Речь идёт о людях, которые лечатся на дому. Пациент подписывает постановление Роспотребнадзора. За «побег» из карантина – штрафы до 700 тыс. рублей по ст. 236 УК «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Также мы писали, что заболевшие должны зарегистрироваться в системе мониторинга, если остаются дома. К сервису были претензии, но власти обещали доработать технические проблемы.
«Мне не назначили КТ! Это халатность!»
Хотим вас предостеречь от поспешных выводов – компьютерную томографию назначают не всем пациентам. Решение о КТ принимает врач на основе анализов и дополнительных исследований.
Такая же ситуация с искусственной вентиляцией лёгких. Вокруг ИВЛ сложилось много мифов: что это средство лечения коронавируса, которое помогает восстановить поражённые лёгкие. К сожалению, это не так, рассказали в депздраве Москвы. Пациента с одышкой или нехваткой кислорода не подключают к ИВЛ. Но заболевшему могут назначить кислородную поддержку.
Однако, если пациент считает, что его права нарушены, он вправе пожаловаться руководителю лечебного учреждения или в Минздрав.
Нужно ли покупать лекарства самому?
Препараты для лечения COViD – бесплатные, их предоставляют по ОМС. Об этом говорится на сайте стопкоронавирус.рф.
У пожилых людей берут мазок на коронавирус, если у пациента симптомы ОРВИ. Фото: doctor-wilsonseasi.de-themes.com.
Даже если человек остаётся на домашнем лечении, препараты привозит врач. Пациентам стационара или амбулатории лекарства выдаёт медучреждение.
Не стоит заниматься самолечением и «прописывать» себе таблетки. Только врач решает, какие лекарства выписывать тому или иному пациенту.
Как получить больничный, если нельзя выходить из дома?
Больничный на 14 дней открывают удалённо. Позвоните в больницу, к которой вы прикреплены, и закажите лист домой. Не нужно самому идти в клинику!
Если по месту жительства вы не прикреплены к больнице, позвоните на горячую линию по коронавирусу в своём регионе. Можно также позвонить в региональный депздрав – телефоны есть на сайте Минздрава.
Краткий порядок госпитализации с COViD
Самый простой способ не проверять медицину на халатность и крепость – не болеть. Но от этого, к сожалению, никто не застрахован. Даже полисы ДМС с программой COViD не спасают от самого заболевания. Зато они гарантируют комфортное лечение.
Поэтому лучше придерживаться рекомендаций Минздрава, Роспотребнадзора и ВОЗ: носить маску, пользоваться антисептиком и по возможности избегать людных мест.
Отказали в госпитализации. Что делать и куда жаловаться?
В век пандемии и карантина особенно остро встает вопрос, успеем ли мы в случае болезни получить медицинскую помощь, ведь зачастую ухудшение состояния происходит буквально за считанные часы. Не менее важной бывает экстренная госпитализация и в других случаях – от травм и отравлений до сердечных приступов и других острых состояний. Эксперты рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» о том, могут ли врачи на законных основаниях отказать нам в экстренной госпитализации, а также о том, что делать, если это произошло.
По словам ведущего юриста Европейской Юридической Службы Павла Кокорева, поводами для вызова бригады скорой медицинской помощи являются внезапные острые состояния, в том числе обострения хронических заболеваний, которые угрожают жизни пациента. Среди них – нарушения сознания или дыхания; нарушения системы кровообращения, включая повышенное или пониженное давление; острые психические расстройства. Кроме того, скорую помощь вызывают в случае серьезной травмы, отравления, термических и химических ожогов. А также при родах или угрозе прерывания беременности и так далее.
Первое, что нужно помнить – диспетчер обязан принять ваш вызов и направить к вам бригаду скорой помощи. Отказать он имеет право, только если сочтет, что это ложный вызов или что необходимости в экстренной помощи нет.
В этом случае действовать нужно так:
Затем прибывшая бригада (врач или фельдшер) оценивает состояние больного человека и возможности лечения на месте. Если оказывается, что своими силами не справиться, то предлагается госпитализировать человека. В каждом конкретном случае необходимость госпитализации определяет медицинский работник.
«При этом нужно понимать, что если у пациента высокая температура, болят зубы или другое состояние, не являющееся основанием для госпитализации, то его могут попросить прийти на прием в поликлинику или вызвать на дом терапевта для определения дальнейшего амбулаторного лечения», – говорит Павел Кокорев.
Отказ в госпитализации пациент может обжаловать, обратившись в страховую компанию, где у него оформлен полис ОМС (позвонив по телефону горячей линии, указанному на полисе или на сайте компании), в региональный орган управления здравоохранением (на горячую линию регионального Департамента или Министерства здравоохранения), либо в прокуратуру.
Как рассказала декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Гульнара Ручкина, основные правила, связанные с вопросами оказания медицинской помощи, в том числе экстренной, закреплены в следующих законах: «Об основах охраны здоровья граждан» № 323-ФЗ, «Об обязательном страховании» № 326-ФЗ, а также в Уголовном кодексе РФ, предусматривающем ответственность за отказ в оказании помощи или небрежное отношение к жалобам обратившегося.
По словам эксперта, экстренная медицинская помощь оказывается безотлагательно и бесплатно.
«Причины отказа в госпитализации описываются в заключении специалиста, – говорит Гульнара Ручкина. – При этом пациент имеет право получить копию такого документа. И в случае, если пациент не согласен с отказом от госпитализации, он вправе обратиться с жалобой на врача, который осуществлял осмотр, в Минздрав и даже в прокуратуру. Последнее уместно в том случае, если в результате отказа от госпитализации резко ухудшилось здоровье, ампутированы конечности, потребовалась срочная операция. Также пациент или его родственники могут обратиться в суд (когда причинен вред здоровью, требующий материального возмещения)».
По словам эксперта цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор» Андрея Завертяева, в некоторых случаях больницы отказывают в госпитализации по той причине, что у них нет нужного состава врачей или оборудования. Но в таком случае больница обязана направить пациента в другую клинику, представить нужные документы и записать отчет об этом в журнал.
По правде говоря, отказать в медицинской помощи вам не могут в принципе: статья 41 Конституции РФ устанавливает «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь». И значит, вопрос только в том, как классифицировать вашу ситуацию и о какого рода медпомощи пойдет речь: экстренной или нет.
По словам терапевта, старшего медицинского консультанта сервиса «Теледоктор 24» Марии Меньшиковой, на деле отказ со стороны бригады скорой помощи госпитализировать пациента, которому действительно нужна помощь – это практически нереальная ситуация. А вот наоборот бывает значительно чаще.
«Человек часто недооценивает свое состояние, напуган рассказами о больницах, и сам всячески отказывается ехать туда. Иногда случается так, что подписав отказ от госпитализации, он подписывает себе приговор», – говорит Мария Меньшикова.
По словам врача, может быть другая ситуация – отказ в самом стационаре. Человек может приехать или прийти самостоятельно, самотеком в приемное отделение больницы. Его осматривает дежурный врач, вызывает при необходимости других специалистов. Там же делают минимальный набор анализов. После чего решают, положена госпитализация этому пациенту или нет. Дело в том, что обоснование требуется как для госпитализации, так и для негоспитализации.
«Повторю: при угрозе для жизни человека, при состоянии, в котором требуется реаниматологическая помощь, при состоянии, в котором пациент сам представляет угрозу для здоровья и жизни окружающих, ему не могут отказать в госпитализации», – говорит специалист.
Помните, что на любом этапе общения с медиками все их действия строго документируются. В случае каких-то неправомерных, как вам кажется, действий медработников можно обратиться в департамент здравоохранения, Роспотребнадзор и прокуратуру.