могильные муки будут у всех
Что ждёт человека после смерти?
Много людей часто задают вопрос о могильных муках. И некоторые из них считают, что вопрос касательно могильных мук несколько искажает образ Ислама. Посланник Божий ﷺ рассказал нам о трёх вещах, связанных с загробной жизнью. Первое – допрос, второе – сжимание могилой, и третье – наказание в могиле! И это – три разные вещи! Пророк ﷺ изрёк: «Поистине, когда человека кладут в могилу, приходят два ангела», (он их назвал – Мункар и Накир).
Мункар и Накир являются ко всем покойникам, были они верующими или неверующими, мусульманами или нет. Конечно же, надо понимать, что здесь говорится о душе усопшего и не имеется в виду его тело. Т.е., когда покойника кладут в могилу, кладут его тело, а душа покинула его. Да, душа покинула тело, но, однако со смертью человека её связь не прерывается с ним! Где бывает она– над телом, или чуть выше, или на небесах, это знает только Всевышний…
Пророк ﷺ пояснил нам, что ангелы усаживают умершего. И учёные-богословы говорят, что это происходит в (барзахе) загробном мире, и что душа связана с могилой, в которой его похоронили. Если, конечно, умерший вообще был похоронен.
После смерти человека к нему в могилу приходят два ангела, усаживают его и допрашивают: «Какова была твоя религия?», каждому из верующих следует ответить правильно, что он был из тех, кто свидетельствовал, что нет ничего и никого, которому следует поклоняться, кроме Аллаха. Затем они спросят: «Кто твой Господь?» Он ответит им: «Мой Господь – Аллах». «А кто твой пророк?» Он ответит: «Мой Пророк – Мухаммад ﷺ». «А какое твоё Писание?» «Моё Писание – Коран». «А какая твоя религия?» «Моя религия – Ислам!»
Это и есть допрос в могиле. И тот, кто знает правильный ответ, будучи убежденным в истинности своих слов, может спастись от мук в могиле. А тот, кто не был верующим, тот не будет знать, как ответить!
Допрос в могиле – это одно, сжимание могилы – это другое! Поистине Пророк ﷺ, когда он хоронил свою старшую дочь Зайнаб, спустился в могилу и попросил Всевышнего избавить её от мучений в могиле. Он сказал: «Поистине Всевышний облегчил ей муки, всё же, её сжимали так, что, если бы сжимали живого, то ребра его вошли бы в друг друга», т.е., эти муки бывают после допроса в могиле. Никто не спасётся от сжатия могилой, маленькие и большие, верующие и неверные, мусульмане и немусульмане, не спасутся ни мужчины, ни женщины. Сжимание в могиле – это как переход с одного состояния в другое, с одной жизни в другую, переход с одного мира в другой. И всем суждено испытать его!
Третье – это муки в могиле. Посланник Аллаха ﷺ изрёк: «Могила для одних станет райским садом, а для других – ямой ада», т.е., могильные муки испытают не все люди. Допрос в могиле будет каждому, сжимание в нём испытают все, а могильные муки будут для тех, чьи могилы стали (и мы просим у Всевышнего спасения от этого) ямой ада. «Могила для одних станет райским садом, а для других – ямой ада».
Их испытают только те, которые не были верующими и не смогли правильно ответить ангелам, или те, которые при жизни много совершили грехов.
Пророк Мухаммад ﷺ просил защиты у Всевышнего от могильных мук. Он говорил: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от смуты на этом свете, и от смуты после ухода из неё, прошу защиты от зла Антихриста, прошу защиты от могильных и адских мук».
Аллах сказал (смысл): «И сохранил Аллах этого верующего из рода Фараона от их козней и зла. А Фараона и его род поразило жестокое наказание – огонь, в который, будучи в «аль- Барзах» они ввергаются утром и вечером. В Судный же день Всевышний скажет: «Подвергайте род Фараона ещё более жестокому наказанию»» (45 аят суры «Гафир»). Таким образом, мы понимаем, что род Фараона был подвергнут наказаниям до наступления Судного дня. И учёные-богословы использовали эти аяты в качестве аргументов касательно могильных мук. После своей смерти, до наступления Судного дня род Фараона подвергается наказаниям. Это и есть могильные муки…
Многие передатчики хадисов передают от Посланника Божий ﷺ о том, что он просил защиты у Всевышнего от могильных мук. Также передан достоверный хадис от госпожи Айшы (да будет Господь доволен ею) о том, что она сказала: «Ко мне вошли две старушки, из числа иудеев, живших в Медине, и они сказали мне: «Поистине, усопших людей наказывают в своих могилах», – и я им не поверила». Госпожа Айша не поверила этим иудейкам. Она продолжает: «Я им не поверила, и они ушли, потом я пошла к Пророку ﷺ и сказала: «О Посланник Аллаха, поистине две старушки из числа иудеев…»» И далее продолжила говорить то, что они ей сказали. Тогда он ответил: «Они сказали истину! Умершие испытывают могильные мучения так, что это слышат все животные». Аиша говорит: «И после того случая я видела, что Пророк ﷺ всегда просил защиту в намазе от могильных мук». Когда Пророк увидел, что Айша не поверила, он хотел показать этим, что те две старушки из числа иудеев говорят истину, которую они узнали от своих пророков, ниспосланных к сынам Израилевых. О могильных муках сказали некоторые толкователи Корана, об этом передаётся во многих хадисах, и учёные уммы единогласны в том, что могильные муки на самом деле бывают. Однако, их испытывают не все…
Таким образом, мы пояснили по отдельности эти три вещи – допрос в могиле, сжимание в ней, могильные муки, и то, что допрос и сжимание испытают на себе все люди, верующие и неверующие, и то, что могильные муки предназначены только для неверных, или грешных мусульман. И об этом передано в Коране и в достоверной сунне. Мы просим защиты у Всевышнего от могильных мук, как просил наш Пророк ﷺ.
Стенограмма проповеди шейха Али Джума
Перевод с арабского: Шахрудин Шахрудинов
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Бывают ли могильные муки, если тело не похоронили или оно было сожжено?
Многие задаются вопросом: «Как покойный будет испытывать могильные муки, если его тело, к примеру, не было захоронено, или было, не дай Господь, сожжено, уничтожено и т.п.?» В качестве ответа мы предлагаем читателям ознакомиться со следующей фетвой.
Вопрос: Могильные муки испытают душа и тело или только душа?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:
Достоверно известно о том, что в могиле будет наказание, известно и о жизни в Барзахе (мир, в котором пребывают души после смерти до Судного дня. – Переводчик), равно как известно и о благах и умиротворении – в зависимости от положения покойного.
Господь в Коране сказал (смысл): «Семейство фараона будет подвержено адскому огню каждое утро и каждый вечер до Судного дня. А когда настанет День суда, ангелам будет велено ввергнуть их в ад и подвергнуть их самому сильному наказанию» («Тафсир аль-Джаляляйни», сура «Гафир», аят 46).
النَّارُ يُعْرَضُونَ عَلَيْهَا غُدُوَّاً وَعَشِيَّاً وَيَوْمَ تَقُومُ السَّاعَةُ أَدْخِلُوا آلَ فِرْعَوْنَ أَشَدَّ الْعَذَابِ
Ибну Касир, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: «Сей аят – наиосновной довод в пользу подвергания могильным мукам в Барзахе.
В достоверном хадисе, переданном обоими шейхами (аль-Бухари и Муслимом. – Переводчик) от Айши (да будет Господь доволен ею), говорится, что Посланник Божий ﷺ обращался к Всевышнему со следующей мольбой: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от могильных мук, и прошу у Тебя защиты от смуты Даджаля, и прошу защиты от козней жизни и смерти, и прошу защиты от попадания в грех или долг».
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ, وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ, وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ, اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِن الْمَأْثَمِ وَالْمَغْرَمِ
إِنَّمَا الْقَبْرُ رَوْضَةٌ مِنْ رِيَاضِ الْجَنَّةِ, أَوْ حُفْرَةٌ مِنْ حُفَرِ النَّارِ
Более весомым, по мнению богословов, является то, что могильные муки или их блага коснутся как души, так и тела, даже если тело истлеет (или будет сожжено, уничтожено – Переводчик). Ведь Богу ничто не составляет труда. Этот вопрос относится к области тайных знаний, которые известны лишь Ему. Умме (общине Пророка ﷺ ) же доподлинно известно из Корана и пречистой Сунны, что человек будет облагодетельствован или подвержен мукам в своей могиле в зависимости от его деяний при жизни на земле.
Аллах знает истину лучше.
Специально для «Ислам.Ру» перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Сжимание могилой и могильные муки
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Умершие испытывают могильные мучения и это слышат животные». К неверным приползают 99 больших змей и мучают их до Судного дня.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Вы остерегайтесь от попадания мочи на тело и одежду, в основном могильные мучения бывают из-за этого». Могильные мучения бывают за три вида греха:
1. За хулу и поклёп (гибат). 2. За сплетни. 3. За мочу.
Проходя мимо одной могилы и услышав мучения покойника, Пророк (мир ему и благословение) сказал, что тот человек, из могилы которого слышались стоны, был сплетником. Пророк (мир ему и благословение) попросил, чтобы ему принесли свежую зелёную ветку и, воткнув её в землю могилы, сказал: «Надеюсь, что пока эта ветка не высохнет, его не будут мучить».
Когда похоронили Сааду, сына Муаза, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Никто не спасётся от сжатия могилой, а если бы спасся, то это был бы Сааду. Сначала его сжали до размера зёрнышка, а потом, по моей просьбе, Аллах его оставил. Сжимали его за пренебрежение к моче».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ещё сказал: «Могила будет сжимать всех, даже моих сыновей Касыма и Ибрагима, кроме Фатимы, матери Али Асхаба». Айша (да будет доволен ею Аллах) заплакала, когда увидела маленького ребёнка, которого несли хоронить. Когда её спросили, почему она плачет, она сказала: «Я плачу оттого, что могила будет сжимать его». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Пророку (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха, мне нет никакого спокойствия и наслаждения от мирского после того, как услышала о сжимании могилой». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О, Айша, голоса Мункара и Накира бывают в ушах верующих, как сурьма на глазах: им нет никакой опасности от этого, поскольку сжимание могилой для них будет как сжимание больной головы ребёнка матерью. От этого у него не будет трудностей. Но, Айша, тому, у кого возникают сомнения в вере, будет очень плохо, и могила будет сжимать его, как яйцо, попавшее между двумя скалами. Ведь земля является матерью, так как человек создан из неё. Поскольку человек до смерти отдалён от земли, она будет сжимать его, как мать после долгой разлуки прижимает к своей груди желанного сына. Богобоязненного человека могила сжимает с милостью. А непослушного сжимает сердито, безжалостно. Человека сжимают настолько, насколько он грешен. Сааду сжимали потому, что у него бывали оплошности с мочой».
Пророкам такие мучения не бывают, потому что они безгрешны.
Фатима, дочь Асада (мать Али Асхаба), спаслась от этого, потому, что Пророк (мир ему и благословение) очень любил и уважал её за то, что она сильно уважала его, когда Пророк (мир ему и благословение) находился на попечительстве у Абуталиба, её мужа. Когда она умерла, Пророк (мир ему и благословение) лег в её могилу и попросил Аллаха, чтобы Он избавил её от могильных мучений.
Об этом один из имамов рассказал следующее.
После смерти, до попадания в Рай или Ад человека держат в двух местах:
Каждый ли испытает мучения в могиле?
Мучениям подвергнутся и душа, и тело человека в единстве
Есть ли мучения в могиле? Что служит для этого доказательством?
Когда говорят о мучениях в могиле, то имеют в виду те мучения, которым Аллах Тааля намерен подвергнуть своих рабов. Человек может быть похоронен в могиле, или же не быть похороненным, затонув в море, или же сгореть и превратиться в пепел, может быть съеден хищными зверями или проглочен огромной рыбой, в любом случае, нет никакого сомнения в том, что он испытает мучения, если это ему суждено. По мнению ахли-Сунны, этим мучениям подвергнутся и душа, и тело человека в единстве. То есть испытывать мучения будет не только человеческая душа. Напротив, будет мучиться и тело. Это произойдет так: душа будет возвращена в тело и месте с телом будет испытывать мучения, установленные волей Аллаха. Независимо от того, принадлежал человек к умме Мухаммада или нет, эти мучения коснутся всех грешных мусульман, неверующих и лицемеров-мунафиков. Для некоторых из них эти мучения будут непрерывными, то есть продолжатся вплоть до Судного дня. А для мусульман, совершивших мало грехов, они будут прерывистыми и легкими. И не будут длиться до киямата. Благодаря молитвам-ду’а с пожеланием добра и совершенным благодеяниям, носящим характер непрерывной милостыни, эти мучения могут быть остановлены или облегчены.
В наших книгах имеется множество доводов, свидетельствующих о мучениях в могиле. Некоторые наши грамотеи с модерновой головой утверждают об отсутствии мучений в могиле, но все используемые ими доводы уже когда-то выдвигались сектой мутазилитов. И ответом для них будут данные мутазилитам ответы ахли-Сунны. Кемаль ибн Абу Шариф (ум. в 906 г. хиджры) в своем труде под названием “Аль-Мусамара” писал о том, что хадис-шарифы по этой теме достигают уровня “мутаватир аль ма’нави”.
Всевышний Аллах благоволит:
«Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!»
Ибн Аббас (р.а.) передал, что однажды проходя мимо двух могил, Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Они оба испытывают мучения. Однако их мучения не по причине больших грехов. Один из них не предохранялся от (попадания) мочи, а другой распространял сплетни».
Досточтимая Аиша передала, что однажды к ней зашла одна иудейка. Говоря о мучениях в могиле, она сказала: «Пусть Аллах защитит тебя от мучений в могиле!»
Аиша (да будет Аллах ею доволен) также спросила у нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о мучениях в могиле, на что он ответил: «Да, мучения в могиле истинны». В продолжении своего рассказа досточтимая Аиша говорит: «После этого я ни разу не видела, чтобы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал намаз, сразу после него не попросив у Аллаха защиты от мучений в могиле».
Когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился вместе с нами в одном саду, принадлежащем Бани Наджару, внезапно мул, на котором он сидел, испугался чего-то и закачался, еще бы немного, и он скинул бы нашего Господина. Смотрим: перед нами пять или шесть могил.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Кто-нибудь знает тех, кто лежит в этих могилах?» Когда один человек сказал: «Я знаю», он еще раз спросил: «Давно ли они умерли?» Человек ответил: «В эпоху многобожия». После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил: «Эта община будет подвергнута мучениям в могиле. Если бы я не боялся, что после этого вы не станете хоронить друг друга, то помолился бы Аллаху, чтобы дал вам услышать мучения в могиле, как я слышу их сам».
А затем он велел: «Просите у Аллаха защиты от мучений в могиле!» Находящиеся там сказали: «Просим у Аллаха защиты от мучений в могиле!» Алейхиссаляту вассалям снова сказал: «Просите у Аллаха защиты от мучений в Геенне!» Все повторили: «Просим у Аллаха защиты от мучений в Геенне!» «От всякой фитны, открытой и сокрытой, просите у Аллаха защиты!» ‒ сказал, и все за ним повторили: «От всякой фитны, открытой и сокрытой, просим у Аллаха защиты!» И велел им снова: «От фитны Даджаля ищите прибежища у Аллаха!» И каждый сказал: «От фитны Даджаля ищем прибежища у Аллаха!»
Передают, что хазрати Али (да будет Аллах им доволен) говорил: «До ниспослания этого аята мы сомневались в существовании мучений в могиле: «Страсть к приумножению увлекает вас, пока вы не посетите могилы. Но нет! Скоро вы узнаете! Еще раз нет! Скоро вы узнаете!» (Сура «Такасур», 102:1-4).
Имама Тахави (ум. В 321 г. хиджры) приводит данный риваят, а затем говорит: «Этот хадис является доказательством мучений в могиле. Хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относительно того, что он искал прибежища у Аллаха от мучений в могиле, достигают уровня мутаватир».
Как видим, отрицание истинности мучений в могиле равносильно отрицанию множества хадис-шарифов, достигших уровня мутаватир. По мнению некоторых ученых, такое отрицание влечет за собой неверие. В таком случае, какое отношение к религиозным знаниям могут иметь утверждения некоторых людей, которые действуют подобно мутазилитам и говорят, что по данной теме нет ясных аятов, а имеющиеся хадис-шарифы они словно не замечают?
Господь наш! Просим Твоей защиты от зла этих людей и от мучений в могиле.
Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями, сделайте репост на Facebook!
Причины наказания в могиле
Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
В течение жизни человек совершает грехи, среди них есть такие, за которые покойный подвергается наказанию в могиле.
Наказание и блаженство в могиле – это вопрос, относящийся к убеждениям, которые должен исповедовать мусульманин, на это указывают многие шариатские тексты о том, что мёртвые мучаются или блаженствуют в загробной жизни (барзах).
Имам Абу Джафар ат-Тахави (239–321 гг. х.), разъясняя вероубеждение, дошедшее до него от имама Абу Ханифы и двух его учеников – Абу Юсуфа аль-Ансари и Мухаммада аш-Шайбани – пишет в труде «Аль-Акыда ат-Тахавия»:
وَبِعَذَابِ الْقَبْرِ لِمَنْ كَانَ لَهُ أَهْلًا، وَسُؤَالِ مُنْكَرٍ وَنَكِيرٍ فِي قَبْرِهِ عَنْ رَبِّهِ وَدِينِهِ وَنَبِيِّهِ، عَلَى مَا جَاءَتْ بِهِ الْأَخْبَارُ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ، وَعَنِ الصَّحَابَةِ رِضْوَانُ اللَّهِ عَلَيْهِمْ.мوَالْقَبْرُ رَوْضَةٌ مِنْ رِيَاضِ الْجَنَّةِ، أَوْ حُفْرَةٌ مِنْ حُفَرِ النِّيرَانِ
«Мы верим в наказание в могиле для тех, кто заслуживает его, и в то, что в могиле Мункар и Накир будут спрашивать человека о его Господе, о его религии и его пророке, как об этом говорится в хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и в высказываниях сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Могила – либо луг Рая, либо пропасть Ада».
Вера в могильные муки относится к вопросам «ас-Сам’ият» – то, что скрыто от нас, не видно нам. Это третий раздел науки акыды после «иляхият» – того, что связано со Всевышним Аллахом, и «нубувват» – вопросов, касающихся пророков (мир им).
Ас-Сам’ият – это все вопросы, знание о которых невозможно получить иным путём, кроме Корана и Сунны, то есть своим разумом мы не способны дойти до знания о них. Это вера в ангелов, джиннов, существование души, Рая, Ада, Судный день и т. п.
Могильные муки могут коснуться и верующих, если они были грешниками и нечестивцами, за исключением тех, кто покаялся и чьё покаяние Всевышний Аллах принял.
Мусульманин подвергнется наказанию в могиле, если проводил свою жизнь вдали от Всевышнего Аллаха, проявляя беспечность к Его повелениям и нарушая Его запреты.
Всевышний Аллах и Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснили нам причины наказаний в могиле. Перечислим их.
1. Неверие (куфр) и многобожие (ширк).
Известно, что неверие в существование Бога и многобожие являются самыми большими грехами, которые человек может совершить.
Всевышний Аллах никогда не простит многобожие, сколько бы хороших поступков человек ни совершал.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей Аллаху, тот измышляет великий грех». (сура Ан-Ниса, аят 48)
Для неверующего уготовано наказание, и начнётся это наказание в могиле, на это указывают аяты Корана:
وَلَوْ تَرَى إِذْ يَتَوَفَّى الَّذِينَ كَفَرُوا الْمَلَائِكَةُ يَضْرِبُونَ وُجُوهَهُمْ وَأَدْبَارَهُمْ وَذُوقُوا عَذَابَ الْحَرِيقِ ذَلِكَ بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيكُمْ وَأَنَّ اللَّهَ لَيْسَ بِظَلَّامٍ لِّلْعَبِيدِ
«Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и спинам со словами: “Вкусите мучения от обжигающего Огня! Это — за то, что творили ваши руки. Воистину, Аллах не поступает несправедливо с рабами”». (сура Аль-Анфаль, аяты 50-51)
فَكَيْفَ إِذَا تَوَفَّتْهُمُ الْمَلَائِكَةُ يَضْرِبُونَ وُجُوهَهُمْ وَأَدْبَارَهُمْ
«Но что же будет, когда ангелы станут умерщвлять их, ударяя по их лицам и спинам?» (сура Мухаммад, аят 27)
Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) комментирует в труде «Тафсир уль-Куран уль-Азым» (7/321):
كيف حالهم إذا جاءتهم الملائكة لقبض أرواحهم وتعصت الأرواح في أجسادهم، واستخرجتها الملائكة بالعنف والقهر والضرب
«Каково будет их положение, когда к ним придут ангелы, чтобы извлечь их души? Их души станут цепляться за их тела, и тогда ангелы выдернут их силой, ударяя по ним».
Сообщается, что Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Мы были с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) у ограды владения племени ан-Наджар, когда проходили мимо шести, пяти или четырёх могил. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Кто знает тех, кто тут похоронен?”. Ему ответил мужчина: “Я”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “Как они умерли?”, тот ответил: “Они умерли в многобожии”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, община будет испытана в могилах, и если бы это не должно было быть скрыто от вас, то я попросил бы Аллаха позволить вам услышать могильные мучения, которые я слышу…”. Затем он повернулся к нам и сказал: “Просите защиты у Аллаха от мучений огня”, и мы попросили защиты, затем он сказал: “Просите защиты у Аллаха от мучений в могиле”. (имам Муслим)
2. Лицемерие.
Всевышний Аллах сказал:
وَمِمَّنْ حَوْلَكُم مِّنَ الْأَعْرَابِ مُنَافِقُونَ وَمِنْ أَهْلِ الْمَدِينَةِ مَرَدُوا عَلَى النِّفَاقِ لَا تَعْلَمُهُمْ نَحْنُ نَعْلَمُهُمْ سَنُعَذِّبُهُم مَّرَّتَيْنِ ثُمَّ يُرَدُّونَ إِلَى عَذَابٍ عَظِيمٍ
«Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и дважды подвергнем мучениям. А затем они будут возвращены в великие мучения». (сура Ат-Тауба, аят 101)
Большинство толкователей Корана склоняются к тому, что одно из этих мучений – муки в загробной жизни (барзах), как передаётся со слов Катады, Ибн Джурейджа, Абу Малика и других.
3. Небрежность в очищении от мочи; сплетни.
Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал:
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо стены в Медине или Мекке и услышал голоса двух человек, которые мучились в своих могилах. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Они мучаются, и мучаются не за большой (грех)”.
Затем он сказал: “Да нет же (то есть наоборот, за большой грех), один из них не оберегался от своей мочи, а другой распространял сплетни, несущие раздор”. Затем он сказал принести ему ветвь пальмы, сломал её пополам и положил часть ветви на каждую могилу. Его спросили: “О Посланник Аллаха, почему ты сделал это?”. Он ответил: “Быть может, уменьшатся их мучения, пока они (обломки ветви) не засохнут”». (аль-Бухари, Муслим)
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (736–795 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Некоторые (учёные) рассказали, почему именно моча и вносящие раздор между людьми сплетни и злословие (упомянутые в этом хадисе) названы причиной мучений в могиле. Дело в том, что могила – это первое из мест пребывания в последней жизни, в ней даётся пример наказания и награды, которая будет дана в Судный день. А грехи, за которые будет дано наказание в Судный день, бывают двух видов: нарушение прав Всевышнего Аллаха и нарушение прав Его рабов.
Первое из прав Аллаха, за которые будет спрос в Судный день — это молитва, а первое из прав рабов — пролитая кровь. В барзахе (мир могилы между смертью и Судным днём) будет спрошено за предпосылки к нарушению этих двух прав и за то, что приводит к их нарушению. Так, предпосылка (к недействительности) молитвы — (отсутствие) чистоты от осквернения и скверны, а предпосылка к пролитию крови — вносящие раздор между людьми сплетни и попрание чести. Это два вида проблемного поведения, впасть в которые проще всего, и с них начнётся расчёт и наказание в барзахе». («Ахваль аль-Кубур», стр. 89)
4. Неоказание помощи притеснённому.
Со слов Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أمر بعبد من عباد الله أن يضرب في قبره مائة جلدة فلم يزل يسأل ويدعو حتى صارت جلدة واحدة فجلد جلدة واحدة فامتلأ قبره عليه نارا فلما ارتفع عنه وأفاق قال: على ما جلدتموني؟ قالوا: إنك صليت صلاة واحدة بغير طهور ومررت على مظلومٍ فلم تنصره
«Было ниспослано повеление в отношении одного из рабов Аллаха подвергнуть его в могиле наказанию в сотню ударов. Однако он не переставал умолять и просить, пока все удары не были заменены одним. И его ударили один раз, после чего могила заполнилась огнём. Когда же он пришёл в себя и поднялся, то спросил: “За что меня ударили?”. Ему ответили: “Ты совершил одну молитву без омовения и прошёл мимо притесняемого, не оказав ему помощи!”». (ат-Тахави, «Мушкиль аль-Асар»)
Имам аль-Касталяни (851–923 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) прокомментировал в труде «Иршад ус-Сари» (4/256):
إن كان هذا حال من لم ينصره، فكيف من ظلمه؟
«Если таково положение того, кто не помог притеснённому, что же будет с притеснителем?».
5. Высокомерие и гордость.
Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
بينما رجل يتبختر في برديه إذ خسف الله به الأرض فهو يتجلجل فيها إلى يوم القيامة
«Однажды некий мужчина шёл горделиво в своём плаще, [как вдруг] Аллах обвалил под ним землю, и теперь он, крича, будет падать, пока не наступит День Предстояния». (аль-Бухари)
6. Забрасывание Корана после его изучения и сон во время предписанной молитвы.
В хадисе, передаваемом Самурой ибн Джундубом (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывал свой сон, в котором два ангела пришли к нему и забрали с собой:
أتاني الليلة آتيان، وإنهما ابتعثاني، وإنهما قالا لي انطلق، وإني انطلقت معهما، وإنا أتينا على رجل مضطجع، وإذا آخر قائم عليه بصخرة، وإذا هو يهوي بالصخرة لرأسه فيثلغ رأسه، فيتدهده الحجر ها هنا، فيتبع الحجر فيأخذه، فلا يرجع إليه حتى يصح رأسه كما كان، ثم يعود عليه فيفعل به مثل ما فعل المرة الأولى، قلت لهما: سبحان الله ما هذان؟
Далее в хадисе сообщается, что спутники ответили:
أما الرجل الأول الذي أتيت عليه يثلغ رأسه بالحجر، فإنه الرجل يأخذ القرآن فيرفضه وينام عن الصلاة المكتوبة
«Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и чью голову разбивали камнем, то это человек, (сначала) бравший Коран, а (потом) отвергавший его, и он просыпал обязательную молитву». (аль-Бухари)
Имам Ибн Хубайра (да смилуется над ним Аллах) сказал:
رفض القرآن بعد حفظه جناية عظيمة ؛ لأنه يوهم أنه رأى فيه ما يوجب رفضه ، فلما رفض أشرف الأشياء وهو القرآن عوقب في أشرف أعضائه وهو الرأس
«Забрасывание Корана после его заучивания – великое преступление, потому что человек вообразил себе, что нашёл в нём (Коране) вескую причину отвергнуть его (Коран). А так как он отверг почётнейшую из вещей –Коран, то Аллах подверг наказанию почётнейшую из частей его тела –голову». (Хафиз Ибн Хаджар, «Фатх уль-Бари», 12/444)
7. Ложь.
Со слов Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) рассказал им свой сон:
..فانطلقنا، فأتينا على رجل مستلق لقفاه، وإذا آخر قائم عليه بكلّوب من حديد، وإذا هو يأتي أحد شقي وجهه فيشرشر شدقه إلى قفاه، ومنخره إلى قفاه، وعينه إلى قفاه، ثم يتحول إلى الجانب الآخر فيفعل به مثل ما فعل بالجانب الأول، فما يفرغ من ذلك الجانب حتى يصح ذلك الجانب كما كان، ثم يعود عليه فيفعل مثل ما فعل المرة الأولى قلت: (سبحان الله! ما هذان؟)
«…и мы пошли [дальше, а через некоторое время] подошли к лежавшему навзничь человеку, над которым с железным крюком [в руках] стоял другой [человек], вонзавший этот крюк в угол его рта, в ноздрю и глаз с одной стороны и раздиравший их до затылка, после чего он переходил к другой стороне [лица] и делал с ней то же, что с первой, и ещё до того, как он заканчивал [разрывать одну сторону, другая сторона становилась такой же, как прежде, а потом он возвращался к ней и делал то же, что и в первый раз». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И я спросил: “СубханаЛлах! Кто эти двое?”».
Далее в хадисе сообщается, что его спутники ответили ему:
إنه الرجل يغدو من بيته، فيكذب الكذبة تبلغ الآفاق
«Вина того, кому раздирали углы рта, ноздри и глаза до (самого) затылка, [состояла в том, что] по утрам он выходил из своего дома и повсюду распространял ложь». (аль-Бухари)
8. Ростовщичество.
В хадисе от Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах) передаются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
فانطلقنا، فأتينا على نهر أحمر مثل الدم، وإذا في النهر رجل سابح يسبح، وإذا على شط النهر رجل قد جمع عنده حجارة كثيرة، وإذا ذلك السابح يسبح ما يسبح، ثم يأتي ذلك الذي قد جمع عنده الحجارة، فيفغر له فاه فيلقمه حجراً فينطلق يسبح، ثم يرجع إليه، كلما رجع إليه فغر له فاه فألقمه حجراً، فقلت لهما: ما هذان؟
«…и мы пошли [дальше, а через некоторое время] подошли к [какой-то] реке…» И я думаю, что [Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует)] сказал: «Вода которой была красной, как кровь. В этой реке плавал [какой-то] человек, в то время как другой стоял на берегу, перед ним лежала целая груда собранных камней. Первый [человек] плавал [некоторое время], потом к берегу подходил второй, и [тогда находившийся в реке] открывал рот, а [стоявший на берегу] бросал в него камень, после чего тот [продолжал] плавать. А потом он возвращался к нему, и каждый раз, когда он возвращался, [человек, плававший в реке], открывал для него рот, а тот бросал в него камень. Я спросил их: “Кто эти двое?”».
Его спутники ответили:
وأما الرجل الذي أتيت عليه يسبح في النهر ويلقم الحجر، فإنه آكل الربا
«Что касается плававшего в реке человека, мимо которого ты проходил и которому набивали рот камнями, то он занимался ростовщичеством…». (аль-Бухари)
9. Прелюбодеяние.
В хадисе от Самуры ибн Джундуба (да будет доволен им Аллах) передаются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
فانطلقنا، فأتينا على مثل التنور، فإذا فيه لغطٌ وأصوات، فاطلعنا فيه، فإذا فيه رجال ونساء عراة، وإذا هم يأتيهم لهب من أسفل منهم، فإذا أتاهم ذلك اللهب ضوضوا، فقلت لهما: ما هؤلاء؟
«…и мы пошли [дальше, а через некоторое время] подошли к чему-то наподобие печи». [Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует)] сказал: «Оттуда доносились крики и шум. Мы заглянули туда, и оказалось, что там находятся обнажённые мужчины и женщины, к которым снизу подступал огонь, и когда он подбирался к ним [совсем близко], они поднимали крик. И я спросил: “Кто эти [люди]?”».
Его спутники ответили:
وأما الرجال والنساء العراة الذين في مثل بناء التنور، فإنهم الزناة والزواني
«… Что касается нагих мужчин и женщин, которые находятся в подобии печи, то, поистине, они – прелюбодеи и прелюбодейки». (аль-Бухари)
10. Употребление пищи во время месяца Рамадан без уважительной причины.
От Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Я спал, и тут ко мне пришли двое мужчин, они взяли меня за одежду, привели к горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: “Я не смогу этого сделать”. Они сказали: “Мы поможем тебе”. Я поднялся на самую вершину горы и вдруг, услышав громкий вопль, спросил их, что это. Они сказали: “Это вой обитателей огня”. Потом они пошли со мною, и я увидел людей, подвешенных за сухожилия, с разорванными ртами, из которых текла кровь. Я спросил: “Кто это?”, мне ответили: “Это те, которые употребляли пищу, прежде чем закончился их пост”». (Ибн Хузейма, аль-Хаким)
Это лишь некоторые причины наказаний в могиле, которые называют учёные.
Прошу Всевышнего Аллаха уберечь нас от мук после смерти и спасти от адского огня.