мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка

Мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка

мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Смотреть фото мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Смотреть картинку мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Картинка про мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Фото мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья – улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка.

Ребенок на рисунке сильно выделяет рот и зубы, то в глазах ребенка этот человек воспринимается как вербального агрессора. И вовсе это не значит, что такой человек много говорит, но он может по отношению к ребенка выдавать колкие замечания.

А если любимая бабушка или мама вообще без рта нарисована? Есть повод задуматься, возможно вы слишком Часто ругаете своего ребенка? Если ребенок у других людей на рисунке рисует эти части тела, а у одного персонажа пропускает, есть повод насторожиться.

Уши – это в понятии ребенка не самый важная деталь, поэтому дошкольники часто уши просто не рисуют. Впрочем, оно и понятно. Зачем человеку уши? Вам каждый ребенок скажет: Уши нужны для того, чтобы слышать мнение других о тебе. А если это мнение, ну, скажем не очень лестное? Вот и я о чем! Кому же понравится слушать нелестное мнение о себе? Критика, вещь неприятная, хоть и полезная.

мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Смотреть фото мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Смотреть картинку мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Картинка про мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Фото мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка

Нарушенные пропорции. Ребенок рисует одни предметы крупнее, чем все остальные. Это могут быть значимые для ребенка люди или предметы (не важно положительное это значение или отрицательное). А еще большие предметы, что нарисованы в горизонтальной плоскости обозначают их место в системе семьи.

А если ребь на рисунке нарисовал больше всех Телевизор? Что это значит? Это значит, дорогие мои взрослые, что у вас непререкаемым авторитетом, по мнению ребенка, является Телевизор. Есть повод задуматься? Правда? Вот и сам собой напрашивается вопрос в этой ситуации: кто занимается воспитанием ребенка в семье? Телевизор? Тогда пора менять систему, если, конечно, не хотите, чтобы и дальше воспитанием вашего чуда занимался Телевизор.

Расстановка на рисунке тоже много чего может сказать. Самых близких и дорогих людей ребенок рисует рядом с собой. Их руки протянуты друг другу – это Команда, дружба и Любовь. Если фигуры располагаются в отдалении друг от друга, нет взаимодействия на рисунке, есть преграды, значит, ребенок видит разобщение, нет психологического контакта с отдельными членами семьи.

Порой дети рисуют на рисунке людей или персонажи, которых нет в реальности. Обычно это некая компенсация, ребенок рисует то, что ему не хватает. Стоит расспросить ребенка об этом поподробнее. Возможно, вы узнаете, чего ребенку не хватает в реальной жизни.

Если ваши руки большие – это значит, что именно вы держите «в руках» самого ребенка или всю семью, если руки Самые большие. А вот поднятые руки, это признак защиты или ссоры. Однако не всегда. Если по сюжету люди прощаются или здороваются, то это жест оправдан самим замыслом, сюжетом. Но если ребенок изображает себя постоянно у угрожающих позах, он тем самым показывает, что хочет чтобы его боялись. Подумайте, что заставляет ребенка желать именно этого? От чего он защищается?

Ноги – это опора. Если фигуры на рисунке ребенка опираются на какую-то опору (пол, земля, трава, ковер…) – это хорошо. Ребенок уверен в своих силах, он «устойчив».

мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Смотреть фото мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Смотреть картинку мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Картинка про мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Фото мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка

А если ребенок рисует так, что нажимая на карандаш рвет бумагу или ломает сам карандаш? Линии нарисованы с сильным нажимом. Ребенок обводит рисунок по контору несколько раз, сильно заштриховывает его? Вот это должно настораживать, потому что такой рисунок говорит о том, что ребенок реально чего-то боится, что-то тревожит ребенка. А вот что именно его тревожит должны понять вы. А если сами не можете понять, то обратитесь к детскому психологу за помощью.

А вот еще один рисунок. Все нарисовано хорошо и четко, а вот комар или змея или еще что-то нарисовано очень слабыми, тоненькими линиями. Ваш художник этого боится, боится так, что и их изображение вызывает у него страх. Вопрос: зачем он это рисует, если боится? Ответ прост. Вот вы, когда боитесь, хотите избавиться от страха? Хотите? Правда? Вот и деть Хочет. Рисуя то, что его тревожит он как бы делится этим страхом с листом бумаги, разделяет этот страх и он становится чуточку легче.

Вашему ребенку больше 4-х лет? Тогда ему смело можно предложить кроме свободного рисунка нарисовать рисунок по определенной тематике:

• Я и мой детский сад

В каждом таком рисунке ребенок в первую очередь будет изображать себя. Делать «проекцию». Причем ребенок может не захотеть нарисовать свою семью по каким то причинам, но согласится нарисовать семью какого-то животного. А такой рисунок намного информативнее, чем Моя семья.

Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных.

мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Смотреть фото мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Смотреть картинку мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Картинка про мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка. Фото мое тело это я что у меня есть картинка человека без рисунка

Ваш ребенок решил запечатлеть себя, любимого? Замечательно! На что нужно обратить внимание? Посмотрите насколько хорошо прорисованы черты лица: нос, глаза, рот. Лицо – это символ социальной сферы, как ребенок его прорисовывает показывает вам уровень его самоуважения и адаптации в обществе. Помните, когда ваш ребенок был совсем маленьким, то он закрашивал лица людей в раскрасках? Причем лица могли быть разного цвета: зеленого, красного, оранжевого. Маленькие дети еще не осознали свое собственное «Я», не воспринимали себя отдельной личностью, вот это и отражалось в рисунках. Если и в более старшем возрасте ребенок продолжает закрашивать лица, то причины могут быть иными: от стремления «спрятаться» от постоянного контроля, до просто скрытого раздражения.

Ребенок решил нарисовать рисунок «Моя семья» и подарить вам его на день рожденья. Прекрасная мысль! Посмотрите как он это делает. Тут важны детали: в каком порядке он рисует членов семьи, где помещает себя, нарисовал ли всех членов или кого-то оставил за границами рисунка (сестра в школе, папа на работе, бабушка в деревне)
Если ребенок начинает рисунок с себя – это значит, он чувствует себя в своем мире. Порой ребенок первым рисует самого авторитетного члена семьи, потом по убывающей. Не очень хороший признак, если ребенок последним рисует себя. Значит, он чувствует себя малозначимым. В литературе описываются рисунки, на которых ребенок рисует только себя (эгоцентризм в высшей степени), но если честно, мне не приходилось лично встречать таких рисунков. Возможно если такой рисунок появится у вас это будет говорить не о эгоистичности ребенка, а о том, что он не понял вашу инструкцию. Не торопитесь с выводами.

Ребенок нарисовал не всех членов семьи. Это может говорить о трудностях взаимодействия ребенка с этим членом семьи, а может просто обозначать то, что данного члена семьи просто сейчас Нет в доме (уехал). Но если такие рисунки повторяются даже когда этот член семьи вернулся есть повод задуматься: У нас проблема?

На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.

Ребенок нарисовал рисунок «Я в детском саду». Так, посмотрим, что у нас тут? Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки – это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.

Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.

Если ребенок рисует только здание детского сада без людей – это означает, что он испытывает дискомфорт от пребывания там. В этом случае детский сад воспринимается ребенком неуютным и безликим, ему не интересно происходящее там и он не отожествляет себя с этим местом.

Ну и на «закуску» … если моей довольно большой статьи по детскому рисунку вам недостаточно, и вы хотели бы что-то еще почитать то рекомендую: Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация»

Источник

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер)

Тест «Рисунок человека» (К.Маховер) относится к проективным методикам (рисуночные тесты)

Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.

Цель: определение индивидуальных особенностей личности.

Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе.

Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.

Краткая версия обработки графической информации.

Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:
У человека нарисована голова.
У него две ноги.
Две руки.
Туловище достаточно отделено от головы.
Длина и ширина туловища пропорциональны.
Плечи хорошо прорисованы.
Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
Шея ясно просматривается.
Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
У человека нарисованы глаза.
У него нарисован нос.
Нарисован рот.
Нос и рот имеют нормальные размеры
Видны ноздри.
Нарисованы волосы.
Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
Человек нарисован в одежде.
По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
На руках изображены пальцы.
На каждой руке пять пальцев.
Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
Большой палец достаточно хорошо выделен.
Хорошо прорисованы запястья.
Прорисован локтевой сустав.
Прорисован коленный сустав.
Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
Длина и ширина конечностей пропорциональны.
На ногах можно различить пятки.
Форма головы правильная.
Форма тела в целом правильная.
Очертания конечностей переданы правильно.
Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
Уши хорошо различимы.
Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры.
На лице прорисованы ресницы и брови.
Зрачки расположены правильно.
Глаза пропорциональны размерам лица.
Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
Четко различимы лоб и подбородок.
Подбородок отделен от нижней губы.

Чем рисунок ребенка ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу 1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
5 лет – 10 очков
6 лет – 14 очков
7 лет – 18 очков
8 лет – 22 очк
9 лет – 26 очков
10 лет – 30 очков
11 лет – 34 очка
12 лет – 38 очков
13 лет – 42 очка
14 лет – свыше 42 очков

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображения (меч для воина).

Анализ рисунка.

Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление.

Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола.

Символическое значение фигуры человека.

Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Отсутствие лба – ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Непропорционально большая голова – знак того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее.

Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.

Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица — негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».

Подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности. Увлечение изображением подбородка (часто стирают, перерисовывают, обводят, сильно выступает) – компенсация слабости, нерешительности, боязнь ответственности, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Особенно если в изображении остальных частей линии слабые, легкие. Автор рисунка не обладает такими качествами в действительности, а лишь рисует себя таким в воображении.

Брови. Аккуратные брови – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов. Поднятые брови – надменность, высокомерие.

Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.

Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям.

Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение.

Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой – признак верной половой идентификации. Прорисованные губы (у подростка) – наличие нарциссических тенденций.

Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.

Шея – связующее звено между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Длинная шея – зажатый, скованный, хорошо контролирующий себя человек. Короткая шея – естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи – признак незрелости.

Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.

Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. Изображение внутренних органов – крайне негативный признак – серьезные психические нарушения.

Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности. Отделение нижней половины тела жирной чертой (подростки) – проблемы в сексуальной сфере. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.

Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается у девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Над нижней частью живота могут быть изображены различные предметы (букет, др.).

Откровенное изображение гениталии – очень редко. Смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. Вероятно, ребенок развит не по годам, осведомлен о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности. В большинстве случаев причина изображения гениталий – нарушение поведения, агрессия, фобия.

Т.к. нарисованная фигура тесно связана с автором рисунка и, определенным образом характеризует его, следует обратить внимание на размер фигуры, ее позу, расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность, прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона, а также посторонних объектов. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.

Размер и расположение.

Маленькая фигура, которая скромно занимает лишь маленькую область пространства – чувство незащищенности, тревоги, депрессия, неприспособленность. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры – слабый внутренний контроль и экспансивность.
Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Перспектива. Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль – признак социальной напряженности, определенное чувство вины, связанное со сферой общения. Голова в профиль, туловище анфас, ноги в профиль – низкое умственное развитие и нарушение пространственного воображения.

Другие особенности изображения. Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Это естественный фактор, если рисунок выполнен 6-летним ребенком. В более старшем возрасте это имеет негативное значение, т.к. противоречит реальности. Возможно признак небольшой задержки развития, а также дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность свидетельствует, что ребенку не хватает поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай более показателен).

Разрозненные части тела. Это свидетельство отклонений – отказ создать целостный рисунок, отмечается у детей с личностной дезорганизацией.

Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки рисуют социально незрелые дети. Наиболее типичное нарушение – расхождение между способностями и успеваемостью в школе.

Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части (лицо, нижняя часть тела, др.) – тревожность. Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей старше 13 лет штриховка – показатель эмоционального расстройства.

Рисунки без людей. Для маленьких детей – вероятные трудности в межличностном общении. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.

Темные облака и заштрихованное солнце. Сияющее солнце – хорошо приспособленный ребенок. Ливневые облака, заштрихованное солнце – несчастный, тревожный, подавленный ребенок.

Стирания. Факты стирания – выражение тревоги и неудовлетворенности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *