мне казалось впереди меня ждет только радость впереди
Мне казалось впереди меня ждет только радость впереди
15 августа 1931 года родился один из известных советских композиторов Микаэл Леонович Таривердиев. Сегодня ему бы исполнилось 85 лет. Он написал музыку к 132 кинофильмам, среди которых «Мой младший брат», «Король-Олень», «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики!», «Старомодная комедия», «Любить», сочинил более 100 песен и романсов. Это автор четырех балетов и четырех опер, камерных вокальных циклов, симфоний, концертов для органа и для скрипки с оркестром.
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. К Микаэлю Леоновичу это относилось в полной мере. Он жадно ловил все новое, неизведанное, с самого детства увлекался всем, чем только мог: и плаваньем, и фотографией, и боксом, но главной его страстью всегда оставалась музыка.
Так отзывался о своем детстве Таривердиев в автобиографической книге «Я просто живу»:
«Бедная моя мама! Сколько ей пришлось переволноваться за меня! У меня были постоянно меняющиеся страсти. Я занимался боксом, фехтованием, лошадьми, мотоциклом, плаванием. Периодически меня приносили домой то с перебитым носом, то окровавленного после того, как я вылетел на полном ходу из мотоцикла или упал с лошади. И все-таки лет в тринадцать-четырнадцать музыка перебила все другие увлечения. Все стало менее интересным».
Музыка привлекала его с самого раннего детства. «Я не знаток фольклора, и в грузинском мелосе есть, наверное, песни и о тяжелой доле. Но то, что я слышал в детстве, — это песни о любви, о нежности, о красоте. Я вырос на этом пении. И еще на Шуберте». Будучи школьником, Таривердиев написал свое первое произведение, которое стало гимном Тбилисской школы №3. Там оно исполняется до сих пор.
Окончив музыкальный колледж, Микаэл Леонович должен был продолжить учебу в Ереване, но, по словам самого композитора, город не принял его. И тогда Таривердиев решил попытать счастья и, не смотря на протесты своей матери, поехал в Москву.
«В Москве я никого и ничего не знал. Подал документы в Институт имени Гнесиных. Мне выделили какой-то класс, я стал там заниматься, готовиться к экзаменам. Как-то сижу, играю, вдруг приоткрывается дверь и появляется голова. Я продолжаю играть. Дверь закрывается, а потом вновь просовывается та же самая голова и с любопытством на меня смотрит. Я не обращаю внимания. Когда голова появилась в третий раз, я, не выдержав, сказал: «Не мешайте, немедленно закройте дверь». Голова исчезла и больше не появлялась. На другой день — экзамен по специальности. Оказалось, что голова принадлежала ректору института Муромцеву. Я был в ужасе».
Тем не менее, он с блеском прошел вступительные экзамены, попав в группу к великому композитору Араму Хачатуряну. «И вдруг объявляют: Таривердиев — пять с плюсом. Я просто не понял. Пятерка означала, что я поступил — ведь у меня был «красный» диплом и другие экзамены не нужно было сдавать. И мне объявили, что я поступил в институт. Это было пятнадцатого августа, как раз в мой день рождения».
Именно годы студенчества оказались решающими в дальнейшей карьере композитора. В это время он сочиняет первые вокальные циклы и вступает в кинематограф. Знакомство с кинорежиссером Михаилом Каликом во время первой серьезной работы над студенческим фильмом «Человек за бортом» открыло для Таривердиева путь к славе. «Мир мне казался огромным, бескрайним. Я был молод, полон сил, наивен, восторжен и чрезвычайно глуп. Впереди, мне казалось, меня ждет только радость».
Его дебют как композитора произошел в Большом зале Московской консерватории — его романсы исполнила камерная певица Зара Долуханова. А с дуэта Калик-Таривердиев в картине «Человек идет за солнцем», в котором при помощи клавесина и флейты он передал бесконечное счастье ребенка, бегущего за солнцем, начинается подлинная популярность.
Дальнейшая его судьба могла сложиться иначе. Он чудом избежал тюрьмы за преступление любимой женщины – случай, схожий чуть ли не с «Великим Гэтсби». В 60-х годах Таривердиев был влюблен в актрису Людмилу Максакову. Однажды ночью, когда он ехал с ней в машине, на дорогу внезапно выскочил пьяный мужчина. Максакова сбила его, не сумев затормозить. Когда приехало ГАИ, Микаэль заявил, что за рулем был он. Его осудили на два года, но он попал под амнистию, хотя обвинений с него так и не сняли. Максакова же, не оценив рыцарского поступка, легкомысленно уехала с друзьями во время последнего заседания.
О начале работы Таривердиева с Эльдаром Рязановым стоит упомянуть отдельно. Из воспоминаний Веры Таривердиевой:
«В фильмах Рязанова, даже не музыкальных, всегда есть музыкальный образ. И вот в 1974 году в Пицунде они с Таривердиевым пересеклись в Доме кинематографистов. В столовой Рязанов рассказывал друзьям о своем новом замысле и о том, что в фильме должна звучать вот такая музыка, и напел: «На Тихорецкую состав отправится. ». А эта песня написана Таривердиевым еще в 1960-х для спектакля Театра МГУ в режиссуре Ролана Быкова. Потом она перекочевала в оперу «Кто ты?», поставленную Борисом Покровским в Учебном театре ГИТИСа. Её пел на концертах Высоцкий. Там её и услышал Рязанов и теперь сетовал: «Жаль, автора не знаю, я бы ему заказал музыку!» Мимо, как нарочно, проходил Таривердиев: «Эльдар, это же моя песня!» Сначала Рязанов хотел, чтобы музыку писали несколько композиторов: Френкель, Шварц, кто-то ещё. Стихи, которые он включил в картину, сами по себе были бомбой: имена Цветаевой или Пастернака давно оказались под запретом. Он дал Таривердиеву прочитать сценарий, и тот за сутки добавил к «Тихорецкой» ещё шесть песен».
В 1973 году на композитора обрушилась небывалая слава после выхода в свет фильма «Семнадцать мгновений весны», но почти сразу же на него началась травля из-за чьей-то злой шутки: некто сообщил, что Таривердиев использовал музыку французского композитора Френсиса Лея. В какой-то момент это заставило композитора отказаться от концертов: «Сейчас это кажется смешным. Но если бы вы знали, как это было унизительно! Мне, которому всегда говорили — моя музыка может быть плохая или хорошая, но что у меня есть свой стиль, что моя музыка узнаваема мгновенно, — мне нужно отмываться, доказывать, что я не украл! А с каким удовольствием участвовали в этой истории мои коллеги! Как им было приятно! Более того, с тех пор очень долгое время на концертах в разных концах страны меня спрашивали: что это за история, была она или нет. Помню этот восторг: украл или не украл. И я перестал доверять им всем. В том числе и публике. Когда раньше я выходил на сцену, я всегда любил зал, где бы и какой бы он ни был. А теперь перестал его любить. Еще какие-то годы я выступал с концертами, выходил на сцену. Но вот это я всегда помнил. Помнил то любопытство, с которым смаковали подробности сплетен. Музыка интересовала меньше. Скандал — больше. Вот такая история. С тех пор не люблю публику».
Эти эпизоды наложили свой отпечаток на личность композитора, однако, несмотря на все трудности, он продолжил работу, постоянно экспериментируя и меняя форму своих произведений. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского. Комическая опера «Граф Калиостро» более 15 лет оставалась одной из самых репертуарных опер театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.
«Есть еще одна грань таланта – собственное лицо, – говорил Таривердиев, – когда вы можете узнать композитора с первых трех нот – это Бах, это Прокофьев. Вы должны узнавать музыку – тогда человек, ее сочинивший, это композитор, а не просто автор – один из многих».
Микаэль Таривердиев ушел из жизни в июле 1996 года, оставив после себя огромное наследие, которое прочно вошло в культуру нашей страны. Лауреат престижных кинопремий, в том числе премии Американской академии музыки и японской звукозаписывающей фирмы «Виктор», трижды лауреат премии «Ника», лауреат Государственной премии СССР, Микаэл Таривердиев вошел в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель самого большого количества национальных премий в области музыки кино.
Мне казалось впереди меня ждет только радость впереди
A Handful Of Memories
by Adam Wakeman
The UK pianist, a touring member of Black Sabbath, Travis, and others, returns with his first contemporary-classical album in over 20 years. Bandcamp New & Notable Nov 17, 2021
behind my eyes
by Lalin St Juste
Lalin St Juste’s atmospheric R&B songs are as gentle as a spring breeze and as mysterious as a far-off galaxy—engrossing and bewitching. Bandcamp New & Notable Nov 15, 2021
A Place Like Home
by Mr. Alec Bowman_Clarke
The new EP from Scottish songwriter Alec Bowman_Clarke goes deep, setting vulnerable lyrics to gentle melodies & stripped-back arrangements. Bandcamp New & Notable Oct 30, 2021
Little Anchor
by Bev Lee Harling
The first solo release in over a decade from Bev Lee Harling is a personal travelogue filled with euphoric compositions. Bandcamp New & Notable Oct 20, 2021
The St Buryan Sessions
by Sarah McQuaid
Recorded live at St Buryan Church, the latest from Sarah McQuaid is a showcase for the simple power of voice & guitar. Bandcamp New & Notable Oct 16, 2021
Connectivity
by Grace Petrie
Anthemic and hook-laden folk-rock from Grace Petries is full of both good humor and wryly poetic observations on life and love. Bandcamp New & Notable Oct 7, 2021
Other You
by Steve Gunn
The sixth release from Steve Gunn is a dreamy gift of hazy melodies and ambient introspection. Bandcamp New & Notable Aug 25, 2021
Bandcamp Daily your guide to the world of Bandcamp
Essential Releases, November 12, 2021
Essential Releases, November 5th, 2021
Essential Releases, October 29, 2021
Guests include Marja from eclectic Krautrockers Embryo and Samy from Analog Africa.
Мне казалось впереди меня ждет только радость впереди
25 июля 1996 года умер композитор Микаэл Таривердиев
Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А все плохое – это то, чему я не смог у нее научиться
Мир мне казался огромным, бескрайним. Я был молод, полон сил, наивен, восторжен и чрезвычайно глуп. Впереди, мне казалось, меня ждет только радость.
Мне было около шести лет, когда однажды утром я услышал выстрел с соседнего балкона. Ни отца, ни матери не было дома. Меня некому было остановить, и я вместе с соседями вбежал в комнату, из которой раздался выстрел. И я увидел, что представляет собой череп человека, выстрелившего себе в рот. Мозги были размазаны по стене. Детей тут же прогнали, но позже я узнал, что крупный инженер Эркомаишвили застрелился, вернувшись домой с партийного собрания, где его объявили врагом народа.
В юности мне хотелось писать, как все. Наверное, все проходят через этот этап. Позже я понял, что все-таки уходить от себя нельзя. Да и не уйдешь. И заинтересовался экспериментами по соединению камерной музыки и эстрады. Мне хотелось нащупать новую линию, в этом был еще протест против официальной массовой музыки, так называемых советских песен, с их куплетной формой, глупыми, наивными словами, не стихами, а текстами. Я пытался сделать высокую поэзию более доступной. Так стали появляться эти странные циклы. Не песни. Но и не романсы. Эстетика третьего направления.
Песни тех лет были рассчитаны на то, что их подхватят, будут петь. Было модно петь за столом. А то, что тогда я делал, было рассчитано только на слушание. Петь их очень трудно. Поэтому их и не пели.
Мало у кого хватало мозгов ощущать себя единой когортой, группой. Главным было увлечение самими собой. Самоутверждение, ощущение, что «я» и только «я». «Да, я признаю, что этот тоже из наших, но вот Я!» — вот логика большинства. У меня такого ощущения не было. Мне просто было интересно. Я просто хотел жить. Мне было интересно все.
Слова, музыка должны быть обращены не к «некоему» зрителю вообще. Его нет. Аудитория состоит из разных людей со своим особым душевным строем. Я стараюсь обращаться к каждому из них. Через одного – ко всем.
Главной моей мечтой было научиться записывать. Любопытная вещь. Когда я научился записывать, я понял один закон: первая стадия обучения или умения — ты записываешь музыку, и на поверку она оказывается гораздо беднее и неинтереснее того, что ты воображал и играл. Следующая стадия — ты записываешь придуманную музыку, и она звучит так, как ты себе ее представлял. И уже гораздо позже — ты записываешь сочиненную музыку, и она звучит интереснее, чем ты воображал.
Студия помогает мне отгораживаться от того мира, который мне нравится все меньше.
Вечная проблема моих коллег — ходить на работу и сидеть в редакции издательства, радио или телевидения, причем сидеть много часов, — передо мной не стояла. Понятно, что после такого трудового дня писать музыку мало кто мог. От этого жизнь меня оберегла.
Мне всегда в кино было чрезвычайно интересно. Я любил эту атмосферу, в кино я мог ставить разнообразные творческие эксперименты, и это превращалось всвоего рода топливо для работы в других жанрах. И, наконец, кино и телефильмы давали выход на несравненно большее число зрителей. Вообще я убежден, что если бы Моцарт жил сегодня, то он непременно писал бы музыку к кино.
Мне нужны были живые прототипы для героев. И героинь — тоже. И я беззастенчиво использовал для этого своих близких, друзей. Иногда я им даже говорил об этом. Надеюсь, меня это оправдывает.
Я получал тонны стихов по почте. Приток их увеличивался неимоверно после моих концертов по стране. Сначала я их читал, а потом выбрасывал. Потом стал выбрасывать не читая.
Все спрашивали: какое главное впечатление от Америки? Нью-Йорк на вас не давит? Эти громадные здания, на фоне которых человек кажется букашкой? Нет, не давит. Наоборот, вызывает восторг. Оттого что человек, эта букашка, мог построить такие здания. Мне казалось, что я тут жил сто тысяч лет.
Однажды, по-моему с Кондрашевым, корреспондентом, мы куда-то поехали. Мы не могли припарковаться и въехали в огромный подземный гараж универмага. Когда мы въехали, Кондрашев протянул смотрителю-негру двадцать долларов.
— Сколько с нас?
Тот называет сумму. И пытается отсчитать сдачу. И никак не может сообразить, сколько нужно дать, если плата за стоянку 3 доллара и 85 центов. Ну никак не может подсчитать! Отсчитывая сдачу, он попутно с нами разговаривает:
— Вы откуда?
— Из Советского Союза.
— А, это та страна, где нет свободы?
— Засранец, не может из двадцати вычесть три восемьдесят пять, а толкует о свободе, — возмущается Кондрашев.
— Вы Таривердиев, я знаю, мы живем с вами в одном отеле, — по-русски говорит он.
— Очень приятно, — отвечаю я.
— Вы не могли бы одолжить мне десять долларов? Я вам в гостинице отдам. Оставлю в рецепции.
— А у меня всего восемь, — смущаюсь я.
— Ну так дайте восемь. Я верну.
Я отдаю. Возвращаюсь в отель через какое-то время. Спрашиваю, не передавали ли мне чего-нибудь. Нет, не передавали. Спрашиваю через час — денег-то у меня действительно нет больше ни цента. А уже есть хочется. Нет, ничего. Так я проспрашивал до вечера. И проголодал до утра, утоляя жажду водой из-под крана.
Почему не уехал из этой страны? Я люблю свой диван.
Только дураки ничего не боятся. А храбрый человек — это тот, кто способен пересилить страх.
Я всегда жил так: я просто живу. И никакая моя музыка не перебьет это мое ощущение. Я не чувствую себя мессией, как чувствуют себя из трех с половиной тысяч композиторов все три с половиной тысячи, и, главное, не желаю себя чувствовать таковым. Музыка — одна из сторон моей жизни, есть масса других проблем и дел. Еще есть рассвет, еще есть ночь, еще есть море, есть океан, есть водные лыжи, есть многое, что мне очень интересно. Еще есть моя любовь.
Я категорически отказывался от любых юбилейных торжеств. Ничего более глупого, чем юбилеи, которые происходят не в кругу своих, а на публике, я не знаю. Чему радоваться? Что тебе исполнилось пятьдесят лет?
У меня было много женщин. Осталась одна. И жены были двоюродные. Были или не были? Скорее, не были. Я не помнил никого, не помнил, как выглядели прежние женщины, как их зовут. Впервые я был не одинок. И впервые у меня появилось ощущение страха. Я никогда ничего не боялся. Так хотелось продлить ощущение радости и полета. Нам казалось, что впереди нас ждет только радость.
Любимое состояние природы? Рассвет. Я люблю, чтобы небо было голубое, а трава зеленая.
Компиляция: Георгий Панкратов
Оригинал здесь
«Впереди, мне казалось, меня ждет только радость»
Прочитав статью вы узнаете о биографии великого Микаэль Таривердиева. У каждого человека случается много передряг. Господину Таривердиеву это знакомы не понаслышке.
Алексей Хромов, редактор 1001.ru
15 августа 1931 года родился один из известных советских композиторов Микаэл Леонович Таривердиев. Сегодня ему бы исполнилось 85 лет. Он написал музыку к 132 кинофильмам, среди которых «Мой младший брат», «Король-Олень», «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики!», «Старомодная комедия», «Любить», сочинил более 100 песен и романсов. Это автор четырех балетов и четырех опер, камерных вокальных циклов, симфоний, концертов для органа и для скрипки с оркестром.
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. К Микаэлю Леоновичу это относилось в полной мере. Он жадно ловил все новое, неизведанное, с самого детства увлекался всем, чем только мог: и плаваньем, и фотографией, и боксом, но главной его страстью всегда оставалась музыка.
Так отзывался о своем детстве Таривердиев в автобиографической книге «Я просто живу»:
«Бедная моя мама! Сколько ей пришлось переволноваться за меня! У меня были постоянно меняющиеся страсти. Я занимался боксом, фехтованием, лошадьми, мотоциклом, плаванием. Периодически меня приносили домой то с перебитым носом, то окровавленного после того, как я вылетел на полном ходу из мотоцикла или упал с лошади. И все-таки лет в тринадцать-четырнадцать музыка перебила все другие увлечения. Все стало менее интересным».
Музыка привлекала его с самого раннего детства. «Я не знаток фольклора, и в грузинском мелосе есть, наверное, песни и о тяжелой доле. Но то, что я слышал в детстве, — это песни о любви, о нежности, о красоте. Я вырос на этом пении. И еще на Шуберте». Будучи школьником, Таривердиев написал свое первое произведение, которое стало гимном Тбилисской школы №3. Там оно исполняется до сих пор.
Окончив музыкальный колледж, Микаэл Леонович должен был продолжить учебу в Ереване, но, по словам самого композитора, город не принял его. И тогда Таривердиев решил попытать счастья и, не смотря на протесты своей матери, поехал в Москву.
«В Москве я никого и ничего не знал. Подал документы в Институт имени Гнесиных. Мне выделили какой-то класс, я стал там заниматься, готовиться к экзаменам. Как-то сижу, играю, вдруг приоткрывается дверь и появляется голова. Я продолжаю играть. Дверь закрывается, а потом вновь просовывается та же самая голова и с любопытством на меня смотрит. Я не обращаю внимания. Когда голова появилась в третий раз, я, не выдержав, сказал: «Не мешайте, немедленно закройте дверь». Голова исчезла и больше не появлялась. На другой день — экзамен по специальности. Оказалось, что голова принадлежала ректору института Муромцеву. Я был в ужасе».
Тем не менее, он с блеском прошел вступительные экзамены, попав в группу к великому композитору Араму Хачатуряну. «И вдруг объявляют: Таривердиев — пять с плюсом. Я просто не понял. Пятерка означала, что я поступил — ведь у меня был «красный» диплом и другие экзамены не нужно было сдавать. И мне объявили, что я поступил в институт. Это было пятнадцатого августа, как раз в мой день рождения».
Именно годы студенчества оказались решающими в дальнейшей карьере композитора. В это время он сочиняет первые вокальные циклы и вступает в кинематограф. Знакомство с кинорежиссером Михаилом Каликом во время первой серьезной работы над студенческим фильмом «Человек за бортом» открыло для Таривердиева путь к славе. «Мир мне казался огромным, бескрайним. Я был молод, полон сил, наивен, восторжен и чрезвычайно глуп. Впереди, мне казалось, меня ждет только радость».
Его дебют как композитора произошел в Большом зале Московской консерватории — его романсы исполнила камерная певица Зара Долуханова. А с дуэта Калик-Таривердиев в картине «Человек идет за солнцем», в котором при помощи клавесина и флейты он передал бесконечное счастье ребенка, бегущего за солнцем, начинается подлинная популярность.
Дальнейшая его судьба могла сложиться иначе. Он чудом избежал тюрьмы за преступление любимой женщины – случай, схожий чуть ли не с «Великим Гэтсби». В 60-х годах Таривердиев был влюблен в актрису Людмилу Максакову. Однажды ночью, когда он ехал с ней в машине, на дорогу внезапно выскочил пьяный мужчина. Максакова сбила его, не сумев затормозить. Когда приехало ГАИ, Микаэль заявил, что за рулем был он. Его осудили на два года, но он попал под амнистию, хотя обвинений с него так и не сняли. Максакова же, не оценив рыцарского поступка, легкомысленно уехала с друзьями во время последнего заседания.
О начале работы Таривердиева с Эльдаром Рязановым стоит упомянуть отдельно. Из воспоминаний Веры Таривердиевой:
«В фильмах Рязанова, даже не музыкальных, всегда есть музыкальный образ. И вот в 1974 году в Пицунде они с Таривердиевым пересеклись в Доме кинематографистов. В столовой Рязанов рассказывал друзьям о своем новом замысле и о том, что в фильме должна звучать вот такая музыка, и напел: «На Тихорецкую состав отправится. ». А эта песня написана Таривердиевым еще в 1960-х для спектакля Театра МГУ в режиссуре Ролана Быкова. Потом она перекочевала в оперу «Кто ты?», поставленную Борисом Покровским в Учебном театре ГИТИСа. Её пел на концертах Высоцкий. Там её и услышал Рязанов и теперь сетовал: «Жаль, автора не знаю, я бы ему заказал музыку!» Мимо, как нарочно, проходил Таривердиев: «Эльдар, это же моя песня!» Сначала Рязанов хотел, чтобы музыку писали несколько композиторов: Френкель, Шварц, кто-то ещё. Стихи, которые он включил в картину, сами по себе были бомбой: имена Цветаевой или Пастернака давно оказались под запретом. Он дал Таривердиеву прочитать сценарий, и тот за сутки добавил к «Тихорецкой» ещё шесть песен».
В 1973 году на композитора обрушилась небывалая слава после выхода в свет фильма «Семнадцать мгновений весны», но почти сразу же на него началась травля из-за чьей-то злой шутки: некто сообщил, что Таривердиев использовал музыку французского композитора Френсиса Лея. В какой-то момент это заставило композитора отказаться от концертов: «Сейчас это кажется смешным. Но если бы вы знали, как это было унизительно! Мне, которому всегда говорили — моя музыка может быть плохая или хорошая, но что у меня есть свой стиль, что моя музыка узнаваема мгновенно, — мне нужно отмываться, доказывать, что я не украл! А с каким удовольствием участвовали в этой истории мои коллеги! Как им было приятно! Более того, с тех пор очень долгое время на концертах в разных концах страны меня спрашивали: что это за история, была она или нет. Помню этот восторг: украл или не украл. И я перестал доверять им всем. В том числе и публике. Когда раньше я выходил на сцену, я всегда любил зал, где бы и какой бы он ни был. А теперь перестал его любить. Еще какие-то годы я выступал с концертами, выходил на сцену. Но вот это я всегда помнил. Помнил то любопытство, с которым смаковали подробности сплетен. Музыка интересовала меньше. Скандал — больше. Вот такая история. С тех пор не люблю публику».
Эти эпизоды наложили свой отпечаток на личность композитора, однако, несмотря на все трудности, он продолжил работу, постоянно экспериментируя и меняя форму своих произведений. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского. Комическая опера «Граф Калиостро» более 15 лет оставалась одной из самых репертуарных опер театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.
«Есть еще одна грань таланта – собственное лицо, – говорил Таривердиев, – когда вы можете узнать композитора с первых трех нот – это Бах, это Прокофьев. Вы должны узнавать музыку – тогда человек, ее сочинивший, это композитор, а не просто автор – один из многих».
Микаэль Таривердиев ушел из жизни в июле 1996 года, оставив после себя огромное наследие, которое прочно вошло в культуру нашей страны. Лауреат престижных кинопремий, в том числе премии Американской академии музыки и японской звукозаписывающей фирмы «Виктор», трижды лауреат премии «Ника», лауреат Государственной премии СССР, Микаэл Таривердиев вошел в Книгу рекордов Гиннеса как обладатель самого большого количества национальных премий в области музыки кино.