микростриминг в приготовлении еды
7 кулинарных приемов, которые переведут домашнюю стряпню на ресторанный уровень
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Прием 1: Заправляйте еду сахаром
Сахар считается одним из основных ингредиентов, когда речь идет о приготовлении десертов и прочих сладких блюд. Однако мало кто обращается за его помощью в процессе приготовления салата, мяса и даже борща. А зря. Сахар может не только дать нужную сладость, но также изменить вкус и аромат блюда, усилить и оттенить другие ингредиенты. Обратите внимание, что более выраженный эффект дает коричневый сахар, который содержит патоку. Он помогает получить сбалансированный вкус и необычную текстуру в самых разных по составу блюдах.
Итак, сахар можно добавлять в:
• мясо – добавление сахара к стейку способствует образованию хрустящей корочки, а также размягчению жестких кусочков. Его можно класть либо вместе с сухой приправой, либо готовить с ним сироп, а затем смазывать мясо;
• маринованные овощи – традиционный рассол для овощей готовится из уксуса, соли, трав и специй. Однако если вы хотите усилить интенсивность или изменить вкусовой оттенок, добавьте немного сахара. Его количество нужно определять в зависимости от того, насколько терпким, сладким или соленым должен получиться готовый рассол;
• стир-фрай – техника быстрого обжаривания пищи в раскаленном масле предполагает использование сахара, так как здесь очень важно выдержать вкусовой баланс. Его нужно смешать с уксусом, соевым соусом, чесноком, имбирем и прочими ароматическими добавками.
Прием 2: Готовьте специи в масле
Большинство хозяек привыкли добавлять специи и сушеные травы прямо в блюдо, а ведь такой подход не позволяет им максимально раскрыть свои вкусовые качества. Попробуйте сначала обжарить их. Для этого поставьте на плиту сковороду с толстым дном, влейте небольшое количество растительного масла, дождитесь, пока оно раскалится, а затем выложите специи. Через пару минут постоянного помешивания специи начнут издавать тихий треск – это значит, что они готовы и сковороду можно убирать с огня. После того, как пряности остынут, измельчит их и добавляйте к мясу, рыбе или любым другим продуктом. Обратите внимание, что прокаливать нужно цельные специи и пряности, а не порошковые.
Прием 3: Добавьте немного анчоусов или соевого соуса
Многие очень боятся глутамата натрия, даже не подозревая, что это вещество является натуральным. Соль глутаминовой кислоты выделил японский профессор Икэдой Кикунаэ из морских водорослей. Именно она передает пятый, «мясной» вкус, который жители азиатских стран называют умами. Глутамат натрия содержится и в некоторых продуктах. Самые яркие представители – соевый соус и анчоусы. Поэтому смело используйте их в качестве заправки к рагу, тушеным овощам, салатам. Единственный нюанс, который следует учитывать, состоит в том, что в этих продуктах содержится соль, поэтому готовое блюдо нужно солить не слишком интенсивно.
Прием 4: Вовремя кладите свежие травы
Привыкли класть травы скопом, когда до конца приготовления блюда осталось пару минут? Оказывается, это неправильный подход. Разную зелень нужно добавлять в сковороду или кастрюлю в разное время. Например, если растение отличается жестким стеблем и листьями (к таким относятся тмин, шалфей, розмарин), то их следует класть в начале приготовления. В этом случае они успеют отдать блюду свой аромат. В случае с мягкими травами (базиликом, петрушкой, кинзой) нужно поступать противоположным образом – добавлять в самом конце, чтобы они не успели потерять свой запах и изменить цвет.
Прием 5: Маринуйте лук
Репчатый лук является ингредиентом огромного количества блюд. Однако если не уметь с ним работать, он может испортить еду своим резким вкусом. Чаще всего это случается, когда мы готовим салаты. К счастью, есть простое решение – правильный маринад. Он состоит из одного стакана воды, двух столовых ложек 9-процентного уксуса, двух столовых ложек сахара, одной чайной ложки соли. Смешайте все ингредиенты между собой и залейте полученной смесью лук. Через полчаса неприятный запах и острота уйдут, а овощ приобретет интересный кисло-сладкий вкус.
Если вдруг дома не оказалось уксуса, можете использовать сок одного лимона. Кроме него вам понадобится 70 мл воды, чайная ложка соли, две чайные ложки сахара, одна столовая ложка растительного масла, специи по вкусу. Этим маринадом нужно залить 100 граммов лука и оставить его на 20-25 минут.
Прием 6: Добавляйте манку и крахмал
Чтобы тесто не черствело, добавляйте в него манку. Исключение составляет пельменное, слоеное, заварное и песочное – там этот ингредиент не приживется. На пол литра жидкости хватить столовой ложки с горкой (эта единица измерения известна под названием «жменя»). Выпечка, для приготовления которой используется манка, не высыхает и не становится черствой на следующий день. Особенно это актуально для пирогов, блинов, хлеба, оладьев.
А вот добавить выпечке пышности и мягкости поможет картофельный крахмал, который предварительно нужно развести. Вот увидите, ваши пироги и булочки станут невероятно нежными и существенно увеличатся в объемах. Не утратят они эти свойства и на следующий день, что также очень важно.
Прием 7: Используйте панировку
Этот способ приготовления еды не только экономит силы и время, но также придает блюду аппетитную хрустящую корочку, сохраняет его сочность, дарит новый оригинальный вкус, аромат и даже консистенцию.
Есть разные виды панировки, расскажем о самых популярных из них:
• хлебные крошки или панировочные сухари – их используют один раз, в качестве финального слоя, которые «запечатывает» продукт. Чаще всего панировочные сухари присутствуют в рецепте шницеля. Обратите внимание, что такая панировка быстро размокает от контакта с подливами и соусами;
Прием 8: Бланшируйте овощи
Это слово только на первый взгляд кажется страшным и непонятным. А на самом деле за ним скрывается очень простая технология, которая предполагает опускание овощей на две минуты в кипяток, а затем – в ледяную воду. Данный способ приготовления не только является очень быстрым и существенно экономит время, но также помогает овощам сохранить яркий цвет, витамины и способность аппетитно похрустывать. Чаще всего таким способом готовят брокколи, стручковую фасоль и спаржу – овощи получаются намного полезнее и вкуснее вареных.
Также овощи следует обдать кипятком, если вам нужно удалить из них горечь или легко снять шкурку. Первая ситуация актуальна в случае с луком, вторая – в случае с томатами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как создать кулинарный канал на YouTube – рекомендации по созданию видео
Поместите блюда на первом плане
В фильмах о еде – вполне понятно – еда играет главную роль. Многие авторы кулинарных шоу в увлекательной форме, с использованием творческих форматов контента, а также миниатюр и заголовков, привлекают внимание зрителей.
Что стоит сделать Вам:
Посмотрите, как это работает
В своей серии eyeCandy канал SORTED Food использует крупные планы
Канал SORTED Food целиком посвятил серию eyeCandy «блюдам, перед которыми нельзя устоять».
Food Wishes использует прозрачные, привлекательные заголовки и миниатюры
Заголовки и миниатюры, которые применяются на канале Food Wishes, говорят зрителям, чего следует ожидать после нажатия: падуб, клубника, мороженое.
Помощь в приготовлении блюд
Если Вы предоставляете конкретный рецепт, подумайте, как помочь зрителям в его лучшем понимании, применяя основные принципы обучения.
Что следует сделать:
Посмотрите, как это работает
Рецепты шаг за шагом Байрона Тэлбота
Байрон Тэлбот рассказывает зрителям о каждой операции в данном рецепте, одновременно показывая крупным планом то, что он делает.
MyCupCakeAddiction сразу заявляет о необходимых ингредиентах
В начале фильма канал MyCupCakeAddiction представляет зрителям все ингредиенты, необходимые в данном рецепте.
Инструменты, которые позволят самостоятельно приготовить блюдо
Некоторые зрители смотрят программы о еде «ради интереса», но есть потребители, которые хотят улучшить свои кулинарные навыки и реально испытывают рецепты на своей собственной кухне.
Многие разработчики, которые добились успеха, призывают зрителей, чтобы они попробовали приготовить блюда самостоятельно, предлагая им инструменты, которые облегчат весь процесс.
Что стоит Вам сделать:
Посмотрите, как это работает
Hilah Cooking предлагает рецепты, которые можно распечатать
Автор канала Hilah Cooking в описаниях фильмов часто дает ссылку на свой сайт, где размещает полные рецепты в форме, позволяющей их распечатать.
Полезные ссылки в описании
Rosanna Pansino информирует зрителей, где можно найти и приобрести оборудование, которое она использует, готовя свои блюда.
Найдите кулинарную нишу
На YouTube работает много создателей программ о еде, так что стоит попробовать выделить себя из толпы.
Большинство популярных каналов о еде находят нишу, в которой они могут использовать свои уникальные особенности – например, приготовление блюд определенной кухни или содержание, направленное на конкретную группу людей.
Над чем стоит задуматься:
Посмотрите, как это работает
Рецепты для приготовления с детьми
Канал HooplaKidzRecipes адресует свои видео огромной группе пользователей, которой являются родители. Вы ищете простой и вкусный рецепт торта, который можно приготовить с детьми? Этот канал для Вас.
Канал о японской кухне с собакой в роли ведущего
Канал Cooking with Dog фокусируется на самых популярных японских блюдах. Чем выделяется? Программу ведет собака Фрэнсис, а её сопровождает таинственный учитель-повар, чье имя мы не знаем.
Объясняйте основы
Ваша основная аудитория состоит из зрителей с различными потребностями. Некоторые из них могут не иметь никакого опыта на кухне; а другие быть профессиональными шеф-поварами.
Многие создатели программ о еде помогают зрителям узнать основы приготовления пищи. Такие видео часто становятся популярными в поиске YouTube, и такой материал может способствовать увеличению количества просмотров ещё долго после загрузки фильма.
На что обратить внимание:
Посмотрите, как это работает
Видео для новичков об основах приготовления пищи
Программа канала Hilah Cooking «Learn to Cook! Cooking Basics» (Научитесь готовить. Основы приготовления пищи), предлагает зрителям, которые не имеют опыта в кулинарии, уроки, позволяющие освоить базовые навыки.
Обучение может быть веселым
Если основная цель вашего YouTube канала – учить других, как готовить, это здорово. Но это не означает, что вы не можете на этом сыграть.
Некоторые из самых популярных каналов о еде так же интересны, как и поучительны. Если вы добавите в свои видео щепотку юмора, наука может стать более захватывающей, а зрители будут иметь повод возвращаться снова и снова.
Над чем стоит задуматься:
Посмотрите, как это работает
Веселые уроки в обучающем видео
Alton Braun добился успеха, используя комедийные подход в фильме «How to Slice a Mango»: в течение всего двух месяцев с момента загрузки фильм набрал более 1,6 миллиона просмотров.
Интересная вариация на тему выбора рецепта
Канал Feast of Fiction, как видно из самого названия, посвящен блюдам из вымышленных историй. Их забавные видео учат и веселят, и, одновременно, часто относятся к популярным событиям.
Не одними рецептами живёт человек
Многие самозваные гурманы, на самом деле, не являются шеф-поварами (и даже будущими поварами!). Зато они очень интересуются культурой и историями, связанными с едой.
Расширяя свой репертуар рецептами, они предлагают не только богатое содержание для своей основной аудитории, но получают также возможность получить новых зрителей.
Посмотрите, как это работает
Погрузите канал в историю и культуру еды
Канал MUNCHIES «создает обширную коллекцию интересных рецептов со всего мира». Учебные видео – это только один из используемых там форматов, наряду с публикацией фильмов «за кулисами» и других материалов.
Загляните на влог Джейми Оливера, чтобы увидеть его жизнь
Джейми Оливер выходит за рамки стандартных учебных видео: в ответ на ожидания зрителей, он обогащает свою программу легкой серией «What’s Jamie Eating Today?» (Что сегодня съел Джейми?).
Организуйте канал для быстрого поиска рецептов
Воспринимайте страницу своего канала на YouTube как виртуальную кулинарную книгу, то есть место полное информации, в которой гурманы будут искать лучшие рецепты.
Многие создатели программ о еде организует свое содержание таким образом, чтобы зрители легко находили то, что ищут.
Над чем стоит задуматься:
Посмотрите, как это работает
Хорошо организованная страница канала – это основа
На странице канала Nickos Kitchen зрители могут искать рецепты по категориям (например, фаст-фуд) или используемого компонента (например, Nutella).
Помогите зрителям быстро найти то, что нужно
Страница канала Bondi Harvest организована таким образом, что зрители могут легко найти привлекательный контент. Например, вы можете просматривать рецепты по времени пищи или ингредиентам.
Сделай так, чтобы зрители чувствовали себя особенными
Многие разработчики кулинарных программ находят мелкие, но приятные способы выражения признания своим подписчикам. Таким образом, они формируют более лояльное и вовлеченное сообщество.
Над чем стоит задуматься:
Посмотрите, как это работает
Лично обращайтесь к лучшим поклонникам
Laura in the Kitchen с удовольствием отвечает на запросы подписчиков о рецепте торта на день рождения.
Добавляйте фильмы зрителей в плейлист
Канал Tastemade добавляет в плейлист видео, которые присылают его зрители.
Сотрудничайте с другими каналами
Сотрудничество – это отличный способ привлечения новых зрителей. Популярные кулинарные каналы на YouTube часто находят творческие пути, чтобы сотрудничать с другими авторами, как в плане рецептов, так и за пределами кулинарной темы.
Посмотрите, как это работает
Пусть готовят гости
В видео Rosannę Pansino из серии «Helping Hands» она готовит блюда совместно с другими ютуберами. Откуда такое название? Розанна сама ничего не делает – готовят гости.
Дружеское соревнование углубляет сотрудничество
В своей серии «Epic Chef» канал Epic Meal Time приглашает гостей для участия в соревнованиях в стиле программы Top Chef – как в роли участников, так и судей.
«Тёмная сторона кухни» — чем живут сервисы доставки готовой еды
Как dark kitchens изменились за время пандемии и что происходит на этом рынке в России и в мире.
Обложка: Катя Павловская для Skillbox Media
Копирайтер и SMM-специалист. Пишет про бизнес и технологии, работает с «Билайном», Yandex.Cloud и TexTerra.
Да что вообще такое dark kitchen?
Dark kitchen в переводе с английского — тёмная кухня. Ещё этот сегмент называют «кухня-призрак» (ghost kitchen) или «облачная кухня» (cloud kitchen). В основном он работает только на доставку, конечные клиенты не видят кухни и не посещают ресторан — встречаются только с курьером. Отсюда таинственное название.
Для предпринимателей dark kitchen может быть выгодным решением. Владелец ресторана отказывается от дорогостоящей аренды, точки производства часто располагаются в нелюдных местах. Главное для таких сервисов — оперативно доставлять заказы. Плюс снижаются затраты на персонал: здесь не нужны бармены, хостес и официанты.
Для клиентов плюсов не меньше. Пожалуй, самый важный — быстрая доставка. Если вы заказываете блюдо из обычного ресторана, его могут везти полтора или два часа. Модель ghost kitchen делает ставку на скорость — срок ожидания заказа становится меньше часа. Призрачные кухни берут количеством: стремятся покрыть максимальную территорию своими точками. Они настолько уверены в себе, что иногда заявляют, что готовы оплатить следующий заказ, если опоздают хоть на минуту.
За счёт чего достигается скорость? Зона доставки точки не превышает нескольких километров. Плюс в облачных кухнях уделяется максимальное внимание скорости готовки — большинство ингредиентов, а иногда даже блюд, уже готовы. Остаётся только доставить их клиенту.
Новая реальность
Ещё одним очевидным фактором роста оказалась и пандемия. По данным исследования Tinkoff Data (есть у Skillbox Media), продажи доставки еды в России выросли в четыре раза — только за 2020 год.
На доставку обратили внимание даже те, кто работал исключительно офлайн. Но не все добились успеха. В Вашингтоне, например, открылся полноценный призрачный фудкорт — его назвали Ghost Line DC. Ресторатор старой школы Аарон Гордон собрал несколько поваров под одной крышей и запустил доставку. Концепция была в том, что это не универсальное заведение, которое готовит и суши, и пиццу, и немецкую рульку, а целая группа ресторанов, каждый из которых специализируется на определённой национальной кухне. И делает эти блюда хорошо.
Потребители, правда, амбициозную задумку не поняли. Гордон не смог объяснить людям, что они платят за концептуальные блюда, а не за обычный сервис, где зачастую один или несколько поваров готовят буквально всё. В итоге «призрачный фудкорт» стал обычным офлайн-фудкортом — с ценами повыше фастфуда, хорошим баром и музыкой на веранде по выходным.
Так в чём же секрет? Создатели проекта «Кухня на районе» считают, что в ghost kitchen надо делать проще. Этот сегмент про понятные блюда с быстрой доставкой в любой части города. «Если ты живёшь в большом городе и увлекаешься своим делом, нет ни времени, ни желания готовить еду. Выйти на бизнес-ланч для „офиса“ — определённый ритуал, но даже это тратит уйму времени», — признаётся создатель проекта Алексей Колесников, по совместителю сооснователь «Рокетбанка».
Сегодня у проекта точки во многих районах Москвы, появляются кухни в области. Меню ротируется каждую неделю: даже домашняя еда может наскучить. За этим компания следит внимательно: прогноз продаж котлет и борща составляет целая команда аналитиков.
Что во главе успеха?
Чтобы быть успешным на рынке ghost kitchen, необязательно готовить одни котлеты и борщи. Концепцию ресторатора из Вашингтона успешно реализовали в России. Речь о проекте Carrots Kitchen — он объединяет шесть ресторанных концепций и работает на рынке вот уже три года.
«Мы выбрали модель dark kitchen, потому что она позволяет делать несколько важных вещей. Во-первых, мы экономим на стоимости помещения и официантах — и можем поделиться этой разницей с клиентом. Покупатель получает еду ресторанного качества дешевле. Во-вторых, на одной кухне работает сразу несколько ресторанных концепций — мы загружаем наши площади оптимальнее традиционных ресторанов. Плюс к этому тестировать и запускать новые концепции можно очень быстро», — комментирует Мария Мазо, исполнительный директор Carrots Kitchen.
Один из возможных факторов успеха — личный бренд основателя. Первым проектом будущего Carrots Kitchen стал сервис «Варламов.Есть» — его запустил известный московский урбанист Илья Варламов. Ценник был повыше, чем в «Кухне на районе», — но, как заявляют в компании, современная аудитория поддержала идею быстрой и вкусной еды и была готова платить за это хорошо.
«Бренд Ильи был для нас очень важен, особенно на старте. Он позволил привлечь первых клиентов. Но их важно не только привлечь, но и удержать — это мы делаем уже не за счёт бренда Ильи, а за счёт качества блюд. И в этом мы добились успехов», — заключает Мазо.
Всё начинается с пиццы
Чтобы выйти на рынок ghost kitchen, можно и не мудрствовать лукаво. Сервис FoodBand начал с беспроигрышного варианта — пиццы, которая точно понравится большинству потенциальных клиентов. Примечательно, что проект появился ещё в 2013 году, когда фудтех в России только зарождался.
Артём Халимоненко
основатель ресторанов доставки еды FoodBand
Фото: страница Артема Халимоненко в Instagram
«FoodBand родился из опыта других проектов. В 2007-м я делал сайты для службы доставки в Питере. Когда увидел, что направление рабочее, — решил запустить собственный сервис. Мы сразу начали с модели dark kitchen: она гораздо экономичнее. Чтобы открыть обычный ресторан, нужно 10–15 миллионов, в случае с облачной кухней можно вполне уложиться в 6 миллионов и даже меньше».
Сегодня у сети 14 кухонь, которые готовят не только пиццу, но и роллы, гавайский поке, салаты, закуски под просмотр футбола, десерты — практически всё, что подпадает под определение «праздник живота». Подобный бизнес удобно развивать по модели франшизы. Если производство в собственности, есть налаженная операционная система — почему не удовлетворить бизнес-спрос?
«Наша компания владеет брендом, технологиями и IT-системой. Новые точки открываются по франшизе. Головная компания обеспечивает лояльных клиентов, организует рекламу, а точки, в свою очередь, качественно обслуживают территорию. У нас есть ещё одна компания, которая делает заготовки теста для пиццы, чтобы оно было всегда на уровне — независимо от точки.
Сейчас в наших планах выходить на всю Россию. Думаем над новым форматом мини-кафе без пиццы, чтобы франчайзи в маленьких помещениях было проще с вытяжкой, — в общем, планов действительно много!»
Пандемия — горе или радость?
Когда общаешься с создателями проектов ghost kitchen, хочется спросить про пандемию. И выяснить — правдивы ли цифры кратного роста, о которых говорят исследования. Спойлер — не всё так однозначно.
Мария Мазо
исполнительный директор Carrots Kitchen
Фото: личный архив Марии Мазо
«Пандемия, безусловно, ускорила развитие доставки. Но, кроме роста, принесла и сложности. Сейчас ресторанам и дарк китченам как никогда трудно найти персонал на кухни. Часть людей уехали из Москвы в регионы, часть не согласны с обязательной вакцинацией. Ещё за это время сильно выросла конкуренция. Другие дарк китчены тоже выросли, и ещё больше ресторанов стали доставлять свою еду».
Ещё одна важная проблема пандемии — потеря заказов в центре города. В апреле 2020 года «офисники» покинули бизнес-центры и спрос упал.
«Я бы сказал, что прирост 2020 года нас коснулся не сильно, потому что у FoodBand очень много заказов были „офисными“, плюс заказы на дни рождения и корпоративы. И вот когда „офисники“ резко пропали, была небольшая просадка. Но люди знали наше качество, поэтому постепенно стали заказывать на дом. Рост пошёл к осени 2020 года, мы стали больше заниматься рекламой и продвижением. В итоге выросли на 40%, но это было далеко не так просто и не сразу.
«Кухня на районе» столкнулась с простоем производства. Чтобы компенсировать потерю заказов в период карантина, сервис придумал «Социальный набор на весь день». Сет еды на завтрак, обед и ужин по беспрецедентно низкой цене — 492 рубля. По словам основателя, операционной прибыли от них нет — компания работает в ноль. Их сделали просто для того, чтобы поддержать клиентов в сложный период и сохранить рабочие места за сотрудниками.
Куда мы движемся?
Так или иначе, сегмент ghost kitchen действительно растёт. Об этом говорит интерес инвесторов. Летом 2020 года 85% «Кухни» выкупило О2О — совместное предприятие «Сбера» и Mail.ru. А проект Carrots Kitchen в 2020 году привлёк более 100 млн рублей — часть денег вложили создатели проекта, но большую из них — инвестор со стороны.
Российские компании пытаются зайти даже на глобальный рынок. «Яндекс» покоряет мир в сегменте e-grocery — это доставка готовой еды, продуктов и товаров повседневного спроса. Сервис «Лавка» запустили в Париже, Тель-Авиве и Лондоне. На зарубежном рынке он работает под международным брендом Yango Deli. Будет ли успешен проект за границей — покажет время. Но говорить о серьёзных амбициях в мире — пока рано, считает Андрей Парамонов, президент Ассоциации гастрономического туризма России.
«На глобальном рынке мы всё ещё отстаём. Только в США полторы тысячи призрачных кухонь. В России, быть может, это количество измеряется парой десятков. Причина в сценарии мирового устройства — США и страны Западной Европы занимаются высокими технологиями. Китай и страны Юго-Восточной Азии — производством товаров для всего мира. А Россия — это сырьевая база. Конечно, мир и его экономическое устройство определены ещё не полностью. Но пока наше законодательство, экономическая политика и менталитет не дают надежды на то, что ситуация изменится», — сказал Skillbox Media он.