месть это блюдо которое надо подавать холодным
Крылатые фразы из книги «Крестный отец».
Игры королей
Прочитал в один присест (вернее, перечитал) «Крестный отец» Марио Пьюзо.
Прекрасно. И странно. Великолепные совершенно сцены — впечатляющие, мощные, тонкие, психологически точные (вроде монолога Бонасеры и приход дона Корлеоне в похоронное бюро) сменяются порой чистым Сидни Шелдоном. Линия певца Джонни Фонтейна, например. Когда идет отдельно — и появляется доктор Джулс, весь в белом — мелодрама мелодрамой, сопли и сахар, вообще от Сидни Шелдона не отличить. И можно ее спокойно выкинуть — что в фильме и сделали, кстати.
А потом опять все возвращается к точной и жесткой драме, в итоге переходящей в высокую трагедию прямо шекспировского накала.
Структура у книги прекрасная, конечно. Если убрать отдельную линию Фонтейна-Джулса, то вообще потрясающая. Хотя, может, она нужна была для того, чтобы дать читателю передохнуть от войны мафиозных кланов?
Но все равно, местами ощущение было, что два автора пишут.
Плюс линия любви Майкла Корлеоне и Аполлонии на Сицилии. Там тоже Сидни Шелдон местами.
Возможно, чтобы Майкл выглядел человеком, а не машиной для ведения дел и убийств?
Пересмотрел вдогонку фильм. Пожалуй, насчет лучшего фильма всех времен и народов критики немного погорячились (хотя там много хорошего плюс нечеловечески великолепный седой лев со щеками бульдога — Марлон Брандо в роли Вито Корлеоне).
Но — как переработать книгу в сценарий, это прекрасный пример.
Вообще, по ощущениям, Марио Пьюзо не рассказывает, а именно создает мифологию сицилийской мафии, cosa nostra, выписывая ее масштабно, завораживающе и колоритно.
Подозреваю, что и сицилийская мафия Пьюзо, и сибирские казаки-урки в куполах без крестов, оккупировавшие современную западную детективную литературу, примерно одного поля ягоды — созданы в рамках теории заговора, наделены колоссальным могуществом, как некие мистические тайные общества, вроде масонов. А по сути все намного прозаичнее.
Но все равно — впечатлен.
10 правил мести.
Я умею. Мстить.
10 правил идеальной мести:
1. Месть не должна быть скорой. Как сказал классик «Месть – это блюдо, которое нужно есть холодным». Вас ударили по правой щеке, а вы не можете подставить левую? Не торопитесь ударить в ответ. Это будет не месть, это будет банальная «сдача».
2. Месть не должна быть эмоциональной. Если вы хотите, заставить человека страдать, то есть испытывать ту же эмоцию, что испытываете и вы, у вас ничего не получится, вы не отомстите. Нужно остановиться, успокоиться, подождать пока эмоции улягутся и захочется, чтобы человек «заплатил по счетам». Почувствуйте разницу: «страдал» и «заплатил».
3. Процесс не должен быть целью мести. Целью мести должен быть результат, и вы должны точно понимать какой.
4. Поэтому, месть не должна распыляться. Нельзя отомстить и тут, и там и еще на коврик нагадить. Месть должна быть точечной и бить ровно в одну, самую уязвимую точку.
5. Месть должна быть адекватной. Зуб за зуб, око за око. Если вы недомстите, возникнет желание добавить и вы нарушите п. 6. Если перемстите, чрезмерной будет и расплата по пункту 10.
6. Месть не должна быть затяжной. Она и не будет затяжной, если вы выполните неукоснительно предыдущие 5 пунктов. Одного акта будет достаточно.
7. Месть должна быть неожиданной. Не нужно предупреждать о своих намерениях. Не нужно ни с кем обсуждать свои планы. Лучше вообще никому, ничего не говорить. Никогда. Ни до, ни после.
8. Месть должна быть анонимной и естественной. Нельзя признаваться тому, кому мстили, что это ваших рук дело. Нужно организовать все так, чтобы акт вашей мести казался естественными обстоятельствами.
9. Месть не должна доставлять удовольствие. Нравится ли палачу рубить головы? Определенно, нет. Но его работа не рубка голов, а осуществление возмездия. Мстя вы не удовлетворяете себя, мстя, вы восстанавливаете справедливость.
Месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным.
В каком виде следует подавать месть?
У многих это простое соображение вызывает недоумение: почему именно холодным, а не горячим? И кому его подавать? Себе или кому-то ещё? В какой момент это следует делать: на закуску, на десерт или в качестве основного блюда? Что имеется в виду?
Не стоит долго раздумывать над этой темой. Сами же авторы рецепта и отвечают:
Холодная месть приятней всего на вкус. (Итальянская посл.)
О как! Если ты настоящий гурман, то ты должен насладиться местью, как дорогим деликатесом, в шикарном заведении, а может быть, даже в приятной компании. Кроме того, трапезу по нужному адресу должен доставить франт-официант, одетый во всё чёрное, в белых перчатках, а за поясом у него должен торчать тщательно наточенный топор. 🙂 И не столь важно из каких ингредиентов приготовлена твоя вендетта. Главное, она должна достигнуть цели. Продуманная, расчётливая, изощрённая, неотразимая, даже публичная в некотором смысле, т.е., чтобы все догадывались кто её совершил, а доказать ничего не могли! О как! Это вторая причина, по которой месть подаётся холодной.
Месть — это блюдо, которое готовится для двоих: истцу — как небесная амброзия, ответчику — как кость в горло. Кроме того, есть ведь и окружающие! Кто не дурак, тот сразу смекнёт: такого повара задевать не стоит!
Ну, и третий момент: неконтролируемая ненависть застилает нам разум и подталкивает к опрометчивым решениям. В тяжёлых случаях ненависть может даже принять форму аффекта. Старайся держать себя в руках, не допускай, чтобы твоя месть оказалась глупостью или тщедушной скороспелкой клоуна, показывающего кукиш в кармане.
Так что, с какой стороны не посмотри — вспыльчивость и поспешность в благородном деле мщения недопустима. Остынь, для начала.
Не следует только путать месть с самообороной. Самооборона — это мгновенное защитное противодействие. Месть — это отложенное действие, в результате которого жертва получает компенсацию за понесённый ущерб.
Между тем, есть немало разного рода «просветителей», которые убеждают народ, что будто бы мстить вообще противопоказано. Ведь зло порождает зло, а месть порождает ответную месть. Если не разорвать этот порочный круг, то кровные мстители так и будут охотиться друг за другом по горам на протяжении 100-200 лет.
Однако! Твоя задача совершенно иная. Ты должен вернуть должок, а не мусолить «зло порождает зло» или волноваться о неразрывности «порочных кругов». Тем более, что месть это не порок. Месть это древнейшее чувство, и главный его центр — в подсознании. Поэтому не обращай внимания на этих проповедников, псевдоинженеров человеческих душ, знатоков моралей-философий, агитирующих за «непротивление злу» и отказ от естественного желания мести. Не позволяй делать из себя Митрофанушку, непомнящего зла. Не верь басням этих псевдоаксакалов, что сильный человек, мол, не мстит. И кстати, многие в это верят! Это бо-о-ольшое заблуждение.
Сильные умеют прощать, но сильные умеют и мстить. (Теткоракс)
Поэтому не гадай, как они поступят, лучше сразу же проси прощения или убегай.
Выдвигается ещё и такой аргумент. А надо ли мстить? Может, правильнее дождаться справедливости?
Наивные люди! Справедливость никоим образом мести не отменяет. А кроме того, справедливость — дама неповоротливая. И весьма часто она не желает даже посетить могилу жертвы. Кроме того, за множество вредоносных действий не предусмотрено вообще никакой кары. Ни светской, ни небесной, ни никакой-либо ещё. А если и есть, то так… чисто условно.
На жаждущих мести также набрасываются разного рода «типа, юристы», которые утомляют своими рассуждениями о презумпции невиновности. Мол, мстить и устраивать самочинные расправы ни в коем случае нельзя. Сперва судебный орган должен доказать вину конкретного лица, и только потом уже можно решать, что с этим «лицом» делать.
Однако народ, в большинстве своём, чихал на высосанные из пальца «презумпции». Если все видели на ютубе «лицо, похожее на генпрокурора» в бане с проститутками, то это «лицо» и есть генпрокурор. А если вора схватили за руку в людном месте, то вызывать ему адвокатов никто не будет. Презумпция невиновности отнюдь от базара не спасает. 🙂 И рожу будут бить, без оглядки ни на какие «презумпции».
Кроме того, есть немало ситуаций, когда подавать иски в суд или взывать к помощи ещё каких-либо арбитров-аксакалов — себе дороже. А иногда такие действия могут привести к совершенно парадоксальному результату: заявитель переквалифицируется в свидетеля, затем в подозреваемого, потом в обвиняемого, а в конце в осуждённого. О как! Причём, бывает, садят всех! И виновного, и невиновного, и даже пострадавшего! Так что крепко подумай, прежде чем трезвонить о своих проблемах. Может, лучше как-то разобраться самому и по-тихому?… Не следует только забывать, что
Самый верный способ осуществить свои планы это никому о них не рассказывать. (Теткоракс)
Все эти «борцы за справедливость» и прочие казуисты-крючкотворы уговаривают тебя, чтобы ты успокоился, согласился, принял статус-кво, терпел и молчал. Молчал и терпел. Или вообще забыл…
Конечно, месть — это личное дело каждого. И у каждого она своя. И каждый вправе сам решать, как ему поступать: то ли быть ковриком у входной двери, о который все вытирают ноги, а по утрам на него гадит соседский Тузик. То ли поставить кого следует на место. Одним месть недоступна и они вынуждены с этим смириться и уповать на «справедливость», которая придёт неизвестно когда и неизвестно откуда. Да и придёт ли? Кому ты нужен со своими проблемами? Другим жажда мести придаёт силы, желание жить, бороться и достичь своей цели. Заставляет шевелиться, думать головой и работать руками. Так что, в некотором смысле, месть тоже — «двигатель прогресса». Нельзя смиряться с мыслью, что месть нам недоступна.
Прощает только ленивый. (Теткоракс)
Нет беды тяжелее, чем презирать врагов. (Лао-Цзы)
Ещё тяжелее — их ненавидеть. Ненависть, не находящая выхода, это разрушающая психику эмоция. Поэтому она всегда должна пребывать под контролем разума, который обязан найти для неё выход. И тут есть три двери: простить, отомстить или потерять память. Выбирай.
Тяжела ноша не исполненной мести… Однако,
Двигайся не торопясь — и день твоего мщения придёт.
(Френк Херберт)
Никто не заставляет тебя лезть под танки, но сделай хоть что-нибудь, чтобы отомстить за себя. За должниками висит должок! Не давай им забывать об этом. «Пусть счётчик «щёлк» да «щёлк», но всё равно: в конце пути придётся рассчитаться».
В какой степени месть должна соответствовать причинённому ущербу? Следует ли в этом деле стремиться соблюдать принцип талиона? [1]
Надо. Хотя справедливость в мести имеет собственные характеристики и наступает в тот момент, когда мститель вдоволь удовлетворил все свои чувства и претензии. Кстати, нередко месть является меньшим злом для обидчика, чем «справедливое наказание».
Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев. (Аристотель)
Месть существует не для справедливости, месть существует для удовлетворения. (Теткоракс)
Надо понимать, что эти пословицы придумала сицилийская мафия, которая высылает жертве холодную, скользкую рыбину. Мол, не спи, лошара, — за тобой скоро придут. 🙂 Или подбрасывает записку, написанную красными чернилами: La vendetta arriva quando non si aspetta.
Месть приходит, когда ты её не ждёшь. (Итальянская посл.)
«И это правильно, товарищи!»
Страх мести — уже её начало. (Теткоракс)
И вот когда ты отомстил, то тем самым ты и познал истинный вкус холодной, сладкой, хмельной мести. Ты понял о чём эта пословица.
И в конце ещё одно замечание.
Подобно тому как нельзя всё время питаться одним и тем же блюдом, точно так же нельзя жить лишь одной жаждой мести. В первом случае это чревато для физического здоровья, во втором — для здоровья душевного. Во всём, что мы делаем, должен соблюдаться разумный баланс приоритетов.
Примечания
2. Тема мести весьма подробно разработана в литературе. Достаточно упомянуть классику жанра, роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», в котором жажда мести создала из беспечного, неприметного морячка выдающегося человека. Который, к тому же, заставил всех «ответить за базар». А из трагедии Шекспира «Отелло» можно узнать об ужасном примере горячей, перегретой, нелепой мести, мести направленной на ложный объект. Сочетание мстительности со вспыльчивостью — весьма опасная комбинация. Таким нужно постоянно носить на роже узду, а на груди табличку «Посторонись! Я — придурок».
3. В итальянском вики цитатнике пословица приводится в следующем виде:
«La vendetta va servita su un piatto freddo»
Но есть и другие варианты. Например,
«La vendetta è un piatto che va servito freddo»
Или так, как на картинке в тексте.
Месть — блюдо, которое нужно подавать осторожно
Вопрос
Здравствуйте, редакция. Очень нравятся ваши работы. Читаю каждый день.
Теперь к сути. Хочу узнать, что вы думаете по поводу мести. Вот, собственно, и всё.
Ответ
Здравствуй, читатель. Очень нравится твоя лаконичность. Вот уж не думали, что столкнемся еще в своей жизни с коротким вопросом. Но это всё шутки, спасибо тебе за преданность.
Вопрос, конечно, интересный, провокационный, но нам бояться и скрывать нечего, наши дела уже закрыты за отсутствием доказательств и истечением срока давности. Ты уж извини за сплошной субъективизм, ты ведь сам просил наше мнение. Надо сказать, что практически по всем аспектам оно сошлось, не зря ведь мы работаем вместе, мстительные ублюдки. Поэтому, возьму на себя смелость выразить мнение всей редакции, считай меня глашатаем нашей дружной команды, которая всегда готова к мести.
В послании к римлянам говорилось:
Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Но мы почему-то не уверены в том, что Боженька милосердный засыплет пеплом да золой головы тех, кто нас обидел. Мы не отдаем ужин врагу, только если это не в наших интересах. Потому что реалии жизни таковы, что ежели ты не ответишь, то прослывешь мальчиком для битья, да и гипертрофированное врожденное чувство мести нормального человека не позволит просто так снести позор. Гордость и самолюбие — это черты нормального человека, и желание отомстить — вполне нормальное.
К тому же не будем забывать, что все священные писания изобилуют призывами бичевать людей, а 137-й псалом, например, неприкрыто прославляет месть:
Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень.
Так что можно сказать, что Боженька одобрил.
Месть — это само по себе очень сложное, интересное блюдо, которое нужно не всегда подавать холодным. И самое главное, прежде чем браться мстить, оцени свои способности, ибо месть — искусство тонкое, требующее острого ума и рук, вырвавшихся из нужного места. Иначе эта тонкая наука превращается в похабщину и обыкновенный вандализм.
Во многом тема мести касается того, за что мстить и как мстить. Например, великодушие тоже нужно проявлять, но только если дело касается мелочей и близких людей. Ты станешь мстить своему лучшему другу за то, что он рассказал про вещи, которые бы ты не хотел афишировать? Или ты станешь мстить человеку, толкнувшему тебя утром в переполненной маршрутке? Ну он ведь сделал это нечаянно, что ж теперь, догонять и добивать его? Это даже не великодушие, а здравый смысл. Месть — это понятие больших категорий, кровных обид, порочащих оскорблений. Мстить можно только за те вещи, которые уронили твой авторитет, нанесли тебе серьезный вред и сделали посмешищем тебя и твоих близких.
Нельзя мстить от собственного бессилия и личной обиды, иначе мстить будут тебе. И если в этом всём виноват ты сам, то придержи свою ярость, иначе это будет называться вредительством, а не местью. Так что трижды подумай, прежде чем сваливать на кого-то вину. К сожалению, очень часто в этом деле нам недостает обыкновенного здравомыслия.
Так было и произошло в культурах, где развито понятие кровной мести. Посмотри на Южную Италию, где от вендетты половина населения переубивала друг друга. Во многом это являлось причиной бесконечной отсталости региона. Бесконечные убийства не благоприятствуют развитию общества, это во многом отталкивает его назад. Потому южная Италия всю жизнь находится в жопе, раздражая северную часть «сапога». Посмотри на Албанию, где до сих пор практикуется принцип «око за око». На нее же без слез не взглянешь. А Ближний Восток…эх!
Кровная месть зачастую захватывает горячие головы и толкает их на преступление. Убийство даже по законам справедливости всё еще считается правонарушением. Был один случай, из разряда «у знакомых моих знакомых». Парень южного происхождения сбил насмерть пешехода, который так же был представителем горячего южного племени. Самое интересное, что виноват пешеход, выбежавший на проезжую часть в обдолбанном состоянии. Водитель набрался мужества, принес свои извинения семье, и старшие, видя порядочность парня и осознавая, что он ни в чем не виноват, простили его. Но нашлись чересчур горячие идиоты, которые нашли и избили его до полуживого состояния. Парни просто слишком увлеклись своими обычаями и традициями, и как всегда, упустили главное: в любом деле нужно разбираться. В итоге дело ничем хорошим не закончилось, а идиоты только подставили себя и свою родню.
Еще раз, месть — это блюдо искусных людей. Мстить нужно грамотно, чтобы доставить максимальную боль, эквивалентную той, что испытал ты. Иначе все твои попытки бессмысленны. Но если ты собираешься мстить, то причини боль моральную, не физическую. И ни в коем случае не переходи границы — месть должна быть эквивалетна поступку. Нельзя убивать за воровство, нельзя сжигать дом человеку, который просто неудачно пошутил про тебя в большой компании.
Главное, всё сделать так, чтобы человек страдал, но понимал, почему он страдает. Культивировать в нем вину за содеянное. Но еще раз повторим: месть хороша только в том случае, когда речь идет о восстановлении справедливости.
Месть
Месть — вредящие действия, произведенные из побуждения покарать за реальную или мнимую несправедливость, причиненную ранее.
Содержание
В Править
Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов: в инстинкте мести.
Д Править
Двигайся, не торопясь, и день твоего мщения придет.
Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязь своих воззрений и мнений в святое и великое
Л Править
Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества.
М Править
Месть есть наслаждение души мелкой и низкой.
Месть — поступок человека, верящего в справедливость, необходимый для восстановления его душевного равновесия.
Месть скверному человеку есть воздаяние добродетели. — «Максимы и мысли узника Святой Елены», XLVII
Многие начинают мстить раньше, чем их успели обидеть.
Мстить — едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя.
Мстить за обиду — значит лишать себя удовольствия сетовать на несправедливость.
Мстящий — всегда судья в собственном деле, а в этом случае трудно не потребовать больше, чем следует.
Мщение усиливает ненависть и питает её.
Месть полезна для здоровья.
Месть это блюдо, которое нужно подавать холодным.
Н Править
Нет лучшего лекарства для раны, чем хорошая месть.
О Править
Око за око, зуб за зуб.
Око за око — выполнимо, очи за очи — никак.
П Править
Прощают только недостойных мести!
Р Править
Рука Возмездия найдет Того, кто в Пурпуре цветет, Но мститель, пусть он справедлив, Убийцей станет отомстив.
С Править
Сладка не та месть, которая убивает врага, а та, которая несет жизнь истинному другу.
Сладчайшая месть — это прощение.
Снятую голову не награждают пощечинами.
Т Править
Так как ум нельзя унизить, ему мстят, поднимая на него гонения.
Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.
Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом.
Х Править
Холодная месть приятней всего на вкус.
Я Править
Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить.
Лицо женщины, изображающей Страсбург, в то время было закутано чёрным флёром, пьедестал убран венками, траурными лентами и золотыми надписями, которые горели на солнце, призывая к мщению. И всегда вы находили у ног статуи несколько букетов, которые не успели ещё завянуть.
Ветер истрепал чёрный флёр и разнёс его обрывки, как чёрную паутину.
Иногда бывают манифестации. Иногда. Когда хотят сделать неприятность правительству, которое терпеть не может никаких манифестаций.
Высохшие цветы сгнили под непогодами.
Металлические венки заржавели, почернели, с них слезла краска, дожди смыли надписи с лент.
И вся статуя Страсбурга напоминает забытую могилу, которой больше никто не посещает.