меню ребенка в садике в ясельной группе
Что не так с питанием в детских садах
И почему это надо менять
Я нутрициолог — помогаю людям построить сбалансированный рацион и здоровые отношения с едой.
Я работаю не только со взрослыми, но и с детьми. Например, составляю меню для частных детских садов, которые ориентированы на доказательный подход к здоровью.
Меню в детском саду должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам для детских учреждений и методическим рекомендациям Роспотребнадзора. Эти нормы должны поддерживать здоровье детей — будущих взрослых.
Но на практике российские нормы питания сильно отличаются от общемировых рекомендаций: детям предлагают слишком много калорий и мало полезных веществ.
Расскажу, что не так с питанием в детских садах России и как это можно исправить.
Как победить выгорание
Как составляют меню в детских садах
Еду для детей могут готовить прямо в садике или заказывать у организаций общепита. Если сад готовит еду самостоятельно, ему придется выполнять все требования к организации питания: помещению, оборудованию, сырью. Например, кухня должна включать семь помещений. Такие возможности есть не у каждого детского сада.
СП 2.4.3648-20 — санитарные требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Если детский сад заказывает еду в учреждениях общепита, то достаточно одного помещения для организации питания — там еду разогревают, режут, складывают и едят. В этом случае количество и площадь помещений привязаны к количеству детей: на одного человека должно приходиться не менее 0,7 м2.
Как бы ни добывал питание детский сад, меню должно соответствовать определенным правилам. Эти правила устанавливает не садик и не городская администрация, а Роспотребнадзор и санитарный врач России — именно они подготовили документы, которые лежат в основе планирования меню в детских садах России:
Методические нормы по рациональному питанию объясняют, сколько калорий, белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов должен получать россиянин в зависимости от пола, возраста и типа труда — умственного или физического. Эти рекомендации разработал НИИ питания РАМН, а утвердил Роспотребнадзор в 2008 году.
Рекомендации в целом не противоречат общемировой практике. Например, доля белков животного происхождения должна быть 60% — такое же количество рекомендуют и в других странах. Количество овощей и фруктов в нашем меню тоже похоже на общемировые нормы, а вот сахара и калорий ощутимо больше.
Новая версия санитарно-эпидемиологических норм по питанию детей, или коротко санпин, вступила в силу в январе 2021 года и будет действовать минимум шесть лет. В этом документе главный санитарный врач России объясняет, как должно выглядеть меню и какими должны быть продукты, а также как их хранить. Например, нельзя хранить на одной полке в холодильнике охлажденное мясо и овощи, а питьевую воду в кувшине нужно менять каждые три часа, даже если дети не выпили все.
В санпине есть особые требования к ежедневному питанию детей-сирот. Им нужно давать больше овощей — 300 вместо 220 г, фруктов — 260 вместо 100 г. Но объем неполезных продуктов тоже увеличивается. Например, суточное употребление сахара доходит до 55 г, в то время как дети 3—7 лет без статуса сироты получают 30 г.
Если нарушать нормы санпина, можно получить штраф: заведующий детским садом заплатит от 5000 до 10 000 Р — это суммы для должностных лиц. То, как на кухне соблюдают правила, проверяет Роспотребнадзор: после жалобы родителей или по графику — раз в три года.
Но есть в этом санпине и такие требования, которые не смогут как-то улучшить здоровье детей, а скорее, наоборот, в долгосрочной перспективе могут привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и ожирения. Особенно это касается переизбытка сахара, калорий и одновременного недобора клетчатки и ненасыщенных жиров.
Некоторые пункты нашего санпина расходятся с рекомендациями международных ассоциаций, занимающихся охраной детского здоровья: Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН, Европейского сообщества гастроэнтерологов, гепатологов и специалистов пищевой индустрии, Национального института здравоохранения США и Минздрава Великобритании.
Чтобы показать отличия в системе питания детей, мы сравнили рекомендации санпина с практикой других стран и рекомендациями ВОЗ. Для этого мы изучили 10 дневных меню в случайно выбранных детских садах в крупных городах России: по два понедельника, два вторника и так далее. Чтобы верно оценить количество рыбы, мы взяли меню двух четвергов — «рыбных» дней.
Вот эти меню, вы тоже можете их изучить:
Итак, вот какие проблемы есть в меню в российских детских садах.
Слишком много калорий
Санпин рекомендует детям 3—7 лет употреблять 1800 ккал в сутки. На практике этот показатель выше. Например, меню в одном московском детском саду содержит блюда с общей питательной ценностью 2220 ккал.
ВОЗ рекомендует девочкам 4—6 лет употреблять 1545 ккал в сутки, мальчикам — 1715 ккал. Средним значением для дошкольников независимо от пола будет 1630 ккал.
Вот нормы в других странах:
Стоит учесть, что в западных рекомендациях указаны нормы калорий за весь день. Но дети едят не только в саду, поэтому российские 1800 ккал только за время в садике могут быть для дошкольника перебором. Возможно, такая высокая калорийность блюд в санпине обусловлена тем, что не все дети охотно едят в садике: многие оставляют на тарелке половину порции и даже больше. Тем не менее у каждого третьего российского ребенка до 13 лет есть лишний вес — и этот показатель растет с каждым годом.
Слишком много свободных сахаров
По санпину детсадовец может съедать от 30 г сахара в сутки. Но Европейское сообщество специалистов по питанию детей рекомендует употреблять только до 20 г.
При этом по факту суточное меню в детских садах содержит больше сахара. Например, по вторникам в детском саду в Казани дети получают 40 г сахара — мы смогли легко это посчитать, потому что администрация указала количество сахара в ежедневном меню.
В садах, где не указано общее количество сахара в меню в день, мы считали его по рецептам для поваров — технологическим картам. В России блюда, которые предприятия общепита могут готовить для детей, перечислены в утвержденных сборниках. Готовить другие блюда или отступать от утвержденных рецептов запрещено.
Поэтому если мы хотим узнать, по какому именно рецепту готовят манную кашу или сколько сахара, манки и молока в нее кладут, мы можем посмотреть эту информацию в сборнике рецептур. На десять выбранных садов мы получили среднюю цифру — 67 г сахара в день.
Это не противоречит санпину, поскольку в правилах указан не верхний предел сахара, а минимум.
Выходит, что ежедневно дети съедают в 3,5 раза больше безопасного количества сахара. Главные источники свободных сахаров в рационе детей в детских садах — компоты, чаи и витаминизированные напитки.
Для детей-сирот особые правила: к завышенным нормам потребления сахара им добавляют еще около 40% и вместо 30 г дети получают минимум 55 г сахара в сутки.
Слишком много соли
Однако ВОЗ рекомендует уменьшать количество соли для детей исходя из их потребностей в энергии по сравнению со взрослыми. Например, если взрослый человек в среднем употребляет 3000 ккал в день, а дошкольник — 1630 ккал, то в сутки ребенок должен получать 2,7 г соли. Это значит, что нормы потребления соли в санпине завышены почти в два раза по сравнению с рекомендациями ВОЗ.
На деле же вычислить, сколько соли в день съедает ребенок в детском саду, практически нереально: производители в России не обязаны указывать, сколько соли содержится в 100 г продукта.
Замена фруктов соками и неизвестное количество клетчатки
Санпин разрешает заменять одни продукты другими: например, вместо говядины давать детям говяжью печень, вместо питьевого молока — сгущенное с сахаром, а свежие фрукты заменять соком. Замены разработаны с учетом пищевой ценности, то есть калорий. Количество клетчатки, витаминов и минералов, судя по всему, значения не имеет.
В меню в детских садах мы видим, что свежие фрукты дети получают раз в день — на второй завтрак. Обычно это груша, яблоко или апельсин: каждый детсадовец съест 80—100 г. Если на кухне решили заменить фрукт соком, то порция будет больше: 106—133 г сока.
Но такая замена фруктов соками снижает количество поступающей клетчатки и увеличивает и без того высокое содержание свободных сахаров в детском меню.
Количество фруктов для детей и взрослых — рекомендации Министерства сельского хозяйства США
Клетчатка — неперевариваемый компонент продуктов, важный источник пищи для микроорганизмов в человеческом кишечнике. Она снижает риск развития неинфекционных заболеваний и смерти от них. Взрослым рекомендуют 25—29 г клетчатки в день. Детям нужно меньше: ребятам старше 3 лет — 10—20 г клетчатки в сутки по нормам Роспотребнадзора и 15—20 г по нормативам Минздрава Великобритании.
Мы не знаем, выдерживается ли эта норма в садиках: в параметрах меню фигурируют калории, белки, жиры и общее количество углеводов, но сколько там клетчатки, мы можем только догадываться.
Хотя клетчатка и относится к углеводам, говорить о ее количестве, основываясь на общем количестве углеводов в продукте, нельзя. Например, 30 г углеводов может быть в одном банане, двух морковках или одном батончике «Твикс». При этом в шоколаде почти не будет клетчатки, но будет 18 г сахара, а в банане и моркови — 0 свободных сахаров и 5,4 г клетчатки.
Слишком мало овощей
Детям до 7 лет санпин рекомендует съедать 220 г овощей и 140 г картофеля в сутки. Это соответствует мировой практике, но есть проблема: фактически в детских садах эта норма не выдерживается.
Мы сравнили 10 меню, и, судя по ним, в среднем дети получают примерно 190 г овощей и 93 г картофеля — это на 21% меньше необходимой нормы.
Много ультраобработанных продуктов
В эту категорию входит обработанное мясо — сосиски и колбаса — и другие продукты глубокой переработки: выпечка, кондитерские изделия, сладкие напитки. По российским нормам детям нельзя давать сырокопченую колбасу, а вареную можно включать в меню только в детских домах: воспитанник 3—7 лет получит 10 г колбасы в сутки.
Зато в обычных детских садах разрешены другие ультраобработанные продукты: выпечка, хлеб, фруктовые соки. Такая еда содержит много калорий, но мало питательных веществ.
Исследования показывают, что дети, которые регулярно получают 30—50% калорий из ультраобработанных продуктов, чаще сталкиваются с нарушением липидного обмена и ожирением. Исследования на взрослых показывают, что у людей, которые получают больше 15% всех калорий из ультраобработанных продуктов, риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 58% выше.
В меню типичного дня детсадовца больше 21% калорий представлено в виде продуктов с высокой калорийностью, но невысокой питательной ценностью: соков, компотов и чая с сахаром, выпечки, джемов и хлеба из муки высшего сорта.
Такое питание может повысить риск развития ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Кроме того, ультраобработанные продукты могут вытеснять другую еду из рациона: дети активнее едят сладкую кашу, белый хлеб и выпечку, чем овощи, фрукты, рыбу и бобовые.
Слишком мало растительного белка
Роспотребнадзор рекомендует употреблять 35 г растительного белка в сутки. Такой белок содержится преимущественно в бобовых и орехах, а их в текущем меню в детских садах крайне мало или нет совсем. Недобор по этим пищевым группам приводит к недобору по клетчатке и ненасыщенным жирным кислотам — главным компонентам диетической профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и рака.
Из 10 исследуемых меню ни в одном не оказалось орехов. Растительный белок дети получают в основном из гречневой каши, зеленого горошка и немного из хлеба.
Слишком мало рыбы
Американская академия педиатрии и Минздрав Великобритании рекомендует есть две порции рыбы в неделю, причем в одной порции должна быть рыба жирного сорта, например скумбрия или лосось. Для детей это количество рыбы — около 60 г в неделю.
Текущие правила рекомендуют давать российским дошкольникам 37 г рыбы в день, в том числе слабо- или малосоленой. Это адекватное количество, однако на практике рыбу часто заменяют мясом или молочными продуктами. Так можно: в таблице замен в санпине указано, что вместо 100 г трески можно предложить ребенку 87 г говядины или 105 г творога.
Но в этом случае норма рыбы не выдерживается. А рыба и морепродукты — единственный гарантированный источник омега-3 ненасыщенных жирных кислот в рационе. Тех самых, которые ассоциируются со снижением рисков сердечно-сосудистых заболеваний.
Из 10 детсадовских меню, которые мы изучили, блюда из рыбы были только в половине. Если посчитать средний вес рыбных блюд, то получим 57 г — похоже на нормальное количество. Но на деле вес порции складывается не только из веса рыбы. Например, в уху из минтая кладут картофель, морковь и масло. Скорее всего, чистой рыбы дети получают около 30—40 г в неделю — это в два раза ниже нормы.
Почему это проблема
Такое меню не нанесет вреда ребенку ни за день, ни за неделю, ни за две. Но за несколько лет могут сформироваться нездоровые привычки в питании.
Ребенок, привыкший завтракать манной кашей, батоном и чаем с сахаром, с высокой долей вероятности вырастает во взрослого, для которого такой завтрак — норма.
Регулярный дисбаланс в питании — фактор риска развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Получается, что, закладывая детям нездоровые привычки в питании, мы растим из них взрослых с рисками развития смертельных заболеваний.
Что можно изменить
Глобальное изменение меню в детских садах — сложный и долгий процесс, целиком завязанный на государственные органы. Любое отступление от меню чревато и для администрации садика, и для поставщика еды, решившего положить поменьше сахара в компот. Поэтому обвинять садик в плохом меню непродуктивно.
На уровне государства необходимо пересмотреть нормы калорий — вероятно, это поможет снизить суточное количество сахара в детских меню. Также необходимо пересмотреть нормы в санпине: увеличить количество овощей, рыбы, бобовых, орехов и цельнозерновых углеводов, снизить количество соли, исключить замену фруктов соками, а напитки с добавленным сахаром детям вообще не давать.
Однако частным детским садам можно и самим кое-что предпринять, чтобы питание детей стало более сбалансированным. Например, они могут утверждать меню, выбирать другого поставщика еды или готовить самостоятельно. Да, меню должно соответствовать требованиям санпина, но норму в 1800 ккал можно получить не за счет сладких булочек и каши из обработанного зерна, а благодаря бобовым, жирной морской рыбе, цельнозерновым углеводам, большому количеству овощей и фруктов, молочной продукции без сахара.
Так у детей будет шанс добрать норму по клетчатке, омега-3 жирным кислотам, растительному белку и не превысить при этом норму по соли и сахару.
Как помочь своему ребенку
Кормить завтраком дома. Постарайтесь включать в него ненасыщенные жиры, например орехи и семечки, а еще цельнозерновые углеводы: хлеб из ржаной муки и муки второго сорта, крупы с оболочкой, овощи и фрукты. Быстрый и полезный вариант — смузи с овсянкой, орехами, фруктами и кисломолочным напитком без сахара.
Научить ребенка пить воду и просить ее, когда он чувствует жажду. Текущий санпин предусматривает обязательное наличие питьевой воды в любом садике, поэтому у ребенка всегда должен быть выбор, сладкий компот ему выпить или стакан воды. Отдельно можно попросить воспитателя не напоминать специально про компот, а ставить стакан с водой.
Приносить свою еду. Этот пункт особенно актуален для детей с особой диетой или лечебным питанием. Не исключено, что у вас получится добыть у педиатра справку о необходимости есть меньше сахара и больше овощей. Чтобы принять ребенка со своим ланчбоксом, в садике должен быть холодильник и микроволновая печь. Если техники нет, то поговорите с воспитателем, чтобы ребенка не заставляли доедать, если он не хочет.
Научить ребенка делать здоровый выбор. Семья играет определяющую роль в формировании пищевых привычек ребенка: дети чаще едят овощи и фрукты, если они видят, что родители и сами выбирают такую еду. После садика ребенок часто ужинает дома, поэтому лучше предложить ему то, чего он не добрал в садике: нарезку свежих овощей, брокколи или капустный салат, рыбу, бобовые и прочие продукты, более полезные, чем сладкая манная каша.
Что в итоге
Меню в детских садах и школах в России имеет недостатки: сахара, соли и калорий в нем больше, чем допускает международный научный консенсус. Мало овощей и фруктов, а углеводы представлены в основном рафинированными источниками, почти полностью лишенными клетчатки: манными кашами, сладкими напитками. Красное мясо встречается чаще, чем рыба и бобовые.
Вот что можно сделать, чтобы российских детей в детсадах кормили в соответствии с международными рекомендациями:
Меню для ребенка 2-3 лет как в садике
Не все дети в возрасте от 1, 5 до 3,5 лет попадают в ясли, а ведь это целые 2 ступени (первая ясельная и вторая ясельная группы). В детских садах меню строится по раскладкам на граммы и таблицам калорий, формируется оптимальный вариант для той или иной возрастной группы.
Мамы малышей, которым не хватило мест в детских садах, могут ориентироваться на меню детских дошкольных учреждений, привнося в него свои, неповторимые кулинарные находки. Ниже приведен пример режима питания второй ясельной группы (10-ти часового пребывания, дети 2-3 лет). Ужин в него, по понятным причинам, не входит, плюс пятидневка. Содержимое меню можно варьировать, менять блюда, воспользовавшись «Перечнем блюд для детей 1-3 лет», опубликованному на сайте.
Примерное меню для ребенка 2-3 лет
(нажимайте на вкладки-дни, чтобы просмотреть)
Завтрак: печенье, каша гречневая рассыпчатая сладкая, чай с сахаром (269 ккал)
2й завтрак: банан свежий (108 ккал)
Обед: суп картофельный с мясом, макароны отварные, тефтели из говядины паровые, напиток из кураги, хлеб ржаной (585 ккал)
Полдник: овощи тушеные, биточек из рыбы, чай сладкий, батон (302 ккал)
Итого: 1264 ккал
Завтрак: сыр порциями, батон, каша пшеничная молочная, чай с сахаром (331 ккал)
2й завтрак: яблоко свежее (69 ккал)
Обед: сельдь с луком, щи из свежей капусты с картофелем, пюре картофельное, суфле из говядины, сок яблочный, хлеб ржаной (648 ккал)
Полдник: запеканка из творога с джемом, пряники, какао с молоком (544 ккал)
Итого: 1592
Завтрак: масло и сыр порциями, батон, каша кукурузная молочная, чай с сахаром (373 ккал)
2й завтрак: банан свежий (95 ккал)
Обед: помидор свежий, борщ с фасолью с мясом, запеканка картофельная, рулет из говядины с луком и яйцом, напиток из сливы, хлеб ржаной (652 ккал)
Полдник: пинегрет овощной, компот из свежих яблок с витамином С, булочка «Веснушка» (369 ккал)
Итого: 1489
Завтрак: масло порциями, батон, каша молочная ячневая вязкая, чай с молоком (370 мл)
2й завтрак: груша свежая (62 ккал)
Обед: огурец соленый, суп картофельный с рыбой отварной, овощи тушеные, печень тушеная в соусе, напиток лимонный, хлеб ржаной (466 ккал)
Полдник: оладьи из творога с повидлом, печенье, напиток из кураги (400 ккал)
Итого: 1298 ккал
Завтрак: бутерброд горячий с сыром, каша манная молочная жидкая, кофейный напиток (353 ккал)
2й затрак: сок яблочный (43 ккал)
Обед: салат витаминный, суп из зеленого горошка с колбасой, голубцы ленивые, птица, тушенная в соусе, напиток из варенья, хлеб ржаной (867 ккал)
Полдник: запеканка пшенная со сгущенным молоком, напиток апельсиновый (363 ккал)
Итого: 1626 ккал
Индивидуальная работа с детьми по организации питания в первой младшей группе
Елена Ромашкина
Индивидуальная работа с детьми по организации питания в первой младшей группе
Индивидуальная работа с детьми по организации питания в 1-ой младшей группе
Организация питания в д/у занимает одно из основных мест, начиная с самого раннего возраста. Ребенок, вновь приходящий в детский сад, должен быть окружен заботой и вниманием весь день, не исключением является и прием пищи.
В детском саду рацион питания немного отличается от домашнего, так как присутствуют новые блюда, с которыми ребенок раннее не встречался и очень важно правильно его с ними познакомить, научить её не бояться и, в дальнейшем, полюбить. Ещё важной проблемой для детей в детском саду является то, что все теперь они должны уметь делать самостоятельно, а что не умеют, тому должны научиться.
Помимо новых блюд ребенка ожидает знакомство и с новой посудой, и с мебелью (с их персональным местом). Важно не напугать ребенка, потому что многие дети отказываются усаживаться за стол, но и стоит настоять на своем, чтобы ребенок осознавал, что в детском саду существуют определенные правила поведения и распорядок дня.
В моей группе «Пчёлки» 17 маленьких человечков, которые пришли в детский сад впервые, которые ничего не умеют и не знают, но очень ждут, что их здесь всему научат. Многие дети нашей группы имеют сложности в самостоятельном приеме пищи. Они рассеяны, неаккуратны, не умеют правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, многие впервые говорят «спасибо» после еды.
В распорядке дня есть три приема пищи,которые включают в себя следующее:
Сервировка стола: привлечение детей к выполнению простейшей помощи в сервировке стола (расстановка салфетниц и хлебниц, привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.
Подготовка к обеду.
Гигиенические процедуры: привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; закрепление правил мытья рук; рассказ воспитателя о чистоте; самоконтроль детей; оценка деятельности.
Сервировка стола: привлечение детей к выполнению простейшей помощи в сервировке стола (расстановка салфетниц и хлебниц); привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов.
Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.
Подготовка к полднику, сервировка стола; привлечение внимания детей к эстетичности оформления столов.
Привлечение внимания детей к пище; индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; правила этикета; оценка деятельности.
Во время приема пищи важна индивидуальная работа. Мы подходим к детям, указываем, если они неправильно держат ложку, исправляем, докармливаем, если ребенку уже сложно доесть самостоятельно. Во время завтрака, обеда и полдника используем чтение потешек, пение песенок.
Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет?
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Кто у нас любимый самый?
— Ложку первую за маму,
За кого же третью ложку?
— За веселую матрешку,
За подружек и друзей,
Съешь побольше не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
Вот тарелка и пуста!
Кашки гречневой не стало!
Дети очень любят подобные потешки и с удовольствием их повторяют.
Такие потешки важно использовать во всех режимных моментах, таким образом ребенок с большим удовольствием выполняет то или иное задание, развивает свою речь и память, проговаривая слова потешки за воспитателем.
Важно дать понять ребенку, что его здесь никто не обидит, если он что-то сделает не так, как все, что его здесь поддержат и помогут преодолеть трудности.
Наш прием пищи всегда начинается с подготовки, а именно мытье рук. Здесь так е используются потешки. После мытья рук дети оидают последного и все вместе усаживаются за столы. Прием пищи не начинается до того момента, пока все дети не сядут правильно и им не пожелают «приятного аппетита».
Во время приема пищи я и помощник воспитателя Ольга Ивановна подходим ко всем детям, помогаем им правильно сесть, подвинуть стул, правильно взять ложку, докармливаем, если у ребенка не хватает сил закончить прием пищи самостоятельно. Во время приема пищи мы называем, что едят дети, рассказываем о полезных свойствах того или иного блюда, о важности хорошего питания, учим кушать все. Но если ребенок испытывает открытое отвращение к еде, мы не настаиваем. После еды дети вытирают руки, лицо салфеткой, встают, задвигают за собой стул, благодарят. При необходимости моют руки.
В нашей группе создана теплая и дружественная атмосфера, поэтому дети чувствуют себя комфортно, защищено. Есть ребенок, который называет некоторых взрослых «мама». И пусть это вызвано тем, что у него еще плохо развита речь, но это очень греет душу, когда ребенок относится к тебе так же, как к родной маме, значит все это не напрасно и значит мы работаем не зря!
Перспективное планирование по организации питания в средней группе Перспективное планирование по организации питания в средней группе» месяц Работа с детьми Работа с родителями сентябрь чтение литературы.
Индивидуальная работа с детьми младшей группы 21.03.16 да та Вид деятельности Фамилия имя ребенка 1.06.16 Сенсорное развитие Пальчиковая гимнастика «Семья» Социально-коммуникативное.
Индивидуальная работа с детьми по обучению игре в шахматы Актуальность проблемы: актуальность обучения игре в шахматы – формирование инновационного общества умеющего думать, решать задачи. Новизна:.
Коллективная работа с детьми первой младшей группы «С Днем воспитателя!» Я работаю в 1 младшей группе с детками 2-3 лет. В данном возрасте особое внимание внимание следует уделять развитию речи малышей. Этому.
Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы Тема НОД: «Осень» Возрастная группа: первая младшая Вид НОД: Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Форма НОД: Занятие Виды.
Отчет по организации питания во второй младшей группе В МБУ детском саду № 49 «Веселые нотки», 4 корпус уделяется большое внимание организации полноценного питания. Организация правильного питания.
Воспитательная работа с детьми в процессе организации трудовых поручений в уголке природы (из опыта работы младшей группы). Уход и наблюдения дошкольников за комнатными растениями дают возможность педагогам решать воспитательные и образовательные задачи. Растения.