мясо жирафа едят ли люди
Как насчет мяса из зубра в горшочке? А бифштекса из бизона или жирафа?
В этом году в отпуске мы побывали в Беловежской пуще, заповеднике нетронутой природы в западной части Беларуси. Кроме чистого воздуха и незабываемой красоты туристам предлагаются различные услуги, в частности, отведать мясо зубра в горшочке. Что вы скажете с точки зрения кашрута: мясо зубра разрешено в пищу?
Отвечает рав Яков Шуб
Большое спасибо за Ваш вопрос. Заранее оговоримся: даже если мясо зубра разрешено в пищу, то только в том случае, когда его зарезали в соответствии с требованиями еврейского закона (см. шхита — кашерный убой скота). Кроме того, как известно, зубр занесен в Красную книгу, поэтому охотиться на него можно, только заранее получив разрешение местных властей. Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу.
Тора (Ваикра 11:1-3) говорит: «И сказал Господь Моше и Аарону, говоря им: Говорите сынам Израилевым так: вот живые существа, которых вы можете есть из всех животных, что на земле: Всякое с раздвоенными копытами, с расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота — его можете есть».
Как мы видим, в Торе точно прописаны признаки кошерных животных, разрешенных в пищу: раздвоенные копыта и «жвачный» тип пищеварения. Счастливыми обладателями этих признаков являются, например, известные нами виды коров, овец, коз, многие виды оленей, антилоп. А также семейство полорогих (буйволов), к которому относятся, например, американские бизоны, гималайские яки и т.п. Поэтому, например, верблюд, ступня которого раздвоена не до конца, является некошерным. И свинья, имеющая раздвоенные копыта, но не «жвачный» тип пищеварения. Поэтому, чтобы определить, кошерен ли зубр, в первую очередь надо проверить, какие у него копыта и тип пищеварения.
Определение кошерности птиц кардинально отличается от определения кошерности животных. В Торе признаки кошерности птиц не указаны (в отличие от таких признаков животных), в Торе просто названы 24 вида птиц, которые не являются кошерными. Но Устная Традиция сообщает нам, что такие признаки существуют. В Талмуде (Хулин 61 б) эти признаки указаны. Поэтому Шулхан Арух (Йорэ Дэа 82:2) говорит, что птицы, обладающие данными признаками, являются кошерными.
Тем не менее, многие ришоним (ранние комментаторы) считают, что одних признаков кошерности недостаточно, необходимо также, чтобы существовала установившееся традиция употребления в пищу птиц данного вида. Рамо (Йорэ Дэа 82:2) устанавливает закон в соответствии с мнением этих ришоним, и так поступают в ашкеназских общинах. Получается, что ашкеназские евреи могут есть только те виды птиц, которые входили в меню их дедушек и бабушек.
Два вида кошерных животных (хая и бээма)
С точки зрения еврейского закона кошерные животные делятся на два вида: хая и бээма. В обиходе к виду хая относят диких кошерных животных, а к виду бээма — домашних кошерных животных, хотя это и не совсем точно с точки зрения закона, как будет сказано ниже.
Между этими видами животных существует три различия:
1. Тора запрещает употребление в пищу особых жиров, защищающих желудок и почки животных. Эти жиры («нутряной жир») называются хэлев. Есть хэлев — очень серьезное нарушение, за которое полагается карет (отсечение души).
Запрещен только нутряной жир вида бээма. А нутряной жир вида хая разрешен. Поэтому, например, если кто-то ест хэлев даже кошерно зарезанных овцы или теленка, то он нарушает запрет Торы, поскольку они относятся в виду бээма. Но даже самый большой праведник может спокойно есть хэлев кошерно зарезанного оленя, поскольку олень относится к виду хая.
2. Существует заповедь после шхиты покрывать (присыпать землей и т.п.) кровь зарезанного животного. Перед выполнением этой заповеди даже произносят специальное благословение. Покрывать заповедано только кровь животных вида хая (а также птиц). Кровь животных вида бээма покрывать не надо.
Поэтому, например, после шхиты оленя кровь необходимо покрыть, произнеся перед этим благословение. А вот после шхиты овцы или теленка кровь покрывать не нужно, поскольку они относятся к виду бээма.
3. В жертву в Храме разрешено приносить только животных вида бээма, животных вида хая приносить в жертву запрещено.
Как определить, где хая, а где бээма?
Талмуд (Хулин 59 б) приводит определенные признаки, по которым животных делят на хая и бээма. В большинстве своем они относятся к строению рогов животных (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 80:1). Например, разветвленные рога — это явный признак вида хая, а животное с неразветвленными рогами может быть как хая, так и бээма в зависимости от других признаков: растут рога слоями или нет, закручиваются или прямые, круглые или плоские и т.д.
Поэтому, например, олени, у которых рога разветвленные, точно являются хая. А у антилоп, рога которых не разветвляются, надо проверять строение рогов — у каждого вида, а их насчитывается несколько десятков видов. Получается, что даже дикие животные могут относиться к виду бээма, поэтому неверно говорить, что хая и бээма это, соответственно, дикие и домашние животные.
Признаки или традиция?
Как мы упоминали, в Торе ясно прописаны признаки кошерных животных: раздвоенные копыта и «жвачный» тип пищеварения. Т.е. этих признаков достаточно, чтобы разрешить мясо животного в пищу.
Тем не менее, один из выдающихся комментаторов Шулхан Аруха — Шах (Йорэ Дэа 80:1), обсуждая различия в строении рогов хая и бээма, говорит, что в наше время это не имеет особого значения, поскольку в любом случае сегодня принято есть мясо только тех животных, которых мы едим традиционно. Т. е. ситуация с животными такая же, как с птицами.
Получается, что, согласно Шаху, при определении кошерности животных, как и птиц, мы не полагаемся просто на признаки: необходима еще и установившаяся традиция употребления этих видов в пищу.
Стоит отметить, что автор При Мегадим, один из комментаторов Шулхан Аруха, понимает слова Шаха иначе: Шах говорил не о кошерности видов, а об употреблении в пищу нутряного жира. Т.е. — что в наше время разрешено есть нутряной жир только тех животных-хая, которых мы едим по давней традиции.
Однако другие законодатели понимают слова Шаха буквально. Хазон Иш (Йорэ Дэа 11:4-5), основываясь на мнениях более ранних законодателей — Хохмат Адам (36:6, рав Авраам Данциг, 1748-1821) и Арух а-Шулхан, объясняет: чтобы разрешить в пищу мясо той или иной птицы, необходима традиция. Об этом сказано у ришоним и в Шулхан Арухе. А требовать наличия традиции, чтобы разрешить в пищу мясо того или иного животного, — это более поздний обычай, сложившийся в еврейских общинах.
Мадагаскарская говядина 50-ых и южноамериканская говядина 90-ых
Интересно, что этот вопрос имеет и практический аспект. В 50-ых годах была попытка импортировать в Израиль говядину из Мадагаскара. Речь шла об индийской разновидности коров под названием зебу. Они внешне отличаются от европейских коров. Основные отличия — характерный горб на загривке и свисающая кожа под горлом. При этом у животного «жвачный» тип пищеварения и раздвоенные копыта, т.е. присутствуют основные признаки кошерности.
Сторонником импорта мяса зебу был главный раввин Израиля рав Герцог, считавший, что нет необходимости в давнем «знакомстве» с этим животным, достаточно признаков кошерности. Однако Хазон Иш выступил против, поскольку в еврейских общинах не было установившейся традиции есть это мясо. Во избежание конфронтации рав Герцог не разрешил импортировать мадагаскарскую говядину.
Подобный вопрос возник и в конце 90-ых. Известно, что абсолютное большинство говядины сегодня импортируется в Израиль из Южной Америки, там хорошие условия для разведения коров и их стоимость гораздо ниже, что позволяет значительно снижать затраты. Многие виды местных коров были скрещены с упомянутым видом зебу. Ведущий раввин того поколения рав Йосеф-Шалом Элияшив потребовал, чтобы в Израиль ввозились только те виды, которые не были скрещены с зебу.
Если уж мы завели разговор о кошерных животных, то стоит вспомнить и жирафа, который, как ни странно, имеет «жвачный» тип пищеварения и раздвоенные копыта. Понятно, что, согласно Хазон Ишу, мясо жирафа нельзя есть, поскольку в еврейских общинах точно никогда не ели жирафов.
Кроме того, рав Яаков бен-Шмуэль из Цойзмира (Сандомира), автор респонсов «Бейт Яаков» (41; см. Питхей Тшува 80:1), считает, что животное без рогов не может быть кошерным. Поэтому можно было бы исследовать вопрос о том, являются костные образования на голове жирафа рогами или нет. Но большинство законодателей отвергли мнение «Бейт Яакова».
Существует распространенное заблуждение, будто неизвестно, в каком месте надо перерезать горло жирафу. На самом деле, скорее, верно обратное. Делать шхиту жирафу легче, поскольку область, подходящая для шхиты, у него гораздо больше, чем у других животных.
В любом случае этот вопрос остается теоретическим, поскольку на практике никто не ест жирафов, и не только потому, что эти животные дорого стоят. А просто мясо жирафа жесткое и невкусное.
Родственник зубра — американский бизон
В Америке широко распространен вид коров, называемый «американский бизон», который также обладает признаками кошерности: имеет «жвачный» тип пищеварения и раздвоенные копыта. Кстати, ученым удалось скрестить зубра с американским бизоном и получить плодовитое потомство. Это свидетельствует о том, что они являются близкими родственниками.
Поскольку употребление мяса бизонов в пищу в Америке достаточно распространено, возник вопрос о возможности организовать кошерный убой бизонов. Понятно, что, согласно Хазон Ишу, мясо бизона будет запрещено, поскольку в еврейских общинах бизонов не ели.
Тем не менее, рав Шмуэль Вознер (респонс «Шевет а-Леви» 10:114), отвечая на вопрос американских раввинов о мясе бизона, пишет, что по букве закона достаточно, чтобы у животного были признаки кошерности. А обычай, о котором говорит Хазон Иш, — есть мясо только тех животных, которых ели всегда, — более поздний. Поэтому, возможно, за пределами Израиля, в общинах, где этот обычай не был принят, можно полагаться на букву закона и есть мясо животных, которых не ели раньше, но которые обладают признаками кошерности.
На практике в Земле Израиля принято следовать мнению Хазон Иша, а в Америке есть организации, которые ставят эхшер на мясо бизона.
Кстати в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 28:4) упоминается один вид буйволов, кровь которых не надо покрывать после шхиты, т. е. эти буйволы — не бээма. Тем не менее, Рамо говорит: поскольку мы не уверены в этом, необходимо покрыть кровь такого животного без благословения, но при этом употребление его нутряного жира — хэлева — будет запрещено — опять же, потому, что мы не уверены. Возможно, это тоже относится к вопросу о кошерном убое буйволов и зубров.
Так что же будет с зубром?
Зубр также имеет основные признаки кошерности: «жвачный» тип пищеварения и раздвоенные копыта. Но понятно, что у нас нет установившейся традиции есть мясо зубров.
Поэтому вопрос, можно ли есть мясо зубра, сводится именно к этому: достаточно ли признаков кошерности или необходима также традиция? Это тот же вопрос, что и в случае с американскими бизонами. На практике нам неизвестно, чтобы кто-то занимался кошерным убоем зубров.
«Гниение не мешает вкусу» Люди придумали способ есть мясо, не убивая животных. Их не страшат ни чума, ни паразиты
В Великобритании жених и невеста готовят свадьбу, на которой гостей тайно накормят мертвечиной. Еще один британец собирался накормить семью собранной за год падалью. Американец приучил семью к мясу сбитых на дороге диких животных. Такие новости встречаются все чаще. Ценителей экзотического мяса становится все больше, и среди них попадаются даже веганы. «Лента.ру» выяснила, откуда берутся такие вкусы.
После спагетти болоньезе гости английского таксидермиста Джонатана Макгоуэна заспорили о происхождении мяса. Одни считали, что это оленина. Другие настаивали, что больше похоже на фазана. Они даже не догадывались, какой сюрприз их ждет. «Когда я объявил, что в болоньезе были две совы — неясыть и сипуха, в комнате стало тихо», — с удовольствием вспоминает Макгоуэн. Гостям понадобилось время, чтобы справиться с шоком. «Было очень вкусно, — вдруг сказал кто-то из них. — И я рад, что совы не пропали зря».
Блюда из животных, погибших под колесами автомобилей, — давнее увлечение Макгоуэна. В 14 лет он принес домой и тайком от родных пожарил дохлую змею, которую нашел в лесу. Это был первый раз, когда он попробовал мертвечину. Получилось так себе, но с тех пор его разбирало любопытство. «Куда бы я ни глянул, всюду были мертвые животные, — вспоминает он. — Рыба, которую ловили в реках, фазаны, которых стреляли охотники, звери, которых сбивали на дорогах». Юноше хотелось знать, какие они на вкус.
После совершеннолетия Макгоуэн жил один. Поначалу денег не хватало даже на еду, поэтому былое хобби оказалось очень кстати. Каждую неделю молодой человек отправлялся в лес, чтобы искать погибших под колесами зверей. Собранного мяса хватало на несколько дней, а шкуры шли на чучела, которые он научился изготавливать.
Прошло более 30 лет, но Макгоуэн продолжает питаться мертвыми животными. Дело уже не в экономии — ему просто нравится. Лисицы, ежи, белки, барсуки, зайцы, кролики, олени, горностаи, ласки, хорьки, выдры, дикие кошки — список зверей и птиц, которых он успел отведать, занял бы несколько страниц. В желудке таксидермиста побывали представители почти всех видов, которые водятся в Великобритании.
Суп из хобота
Несмотря на солидный стаж, Макгоуэну далеко до Фрэнка Бакленда — английского натуралиста времен королевы Виктории, который прославился своими гастрономическими экспериментами. Его отец, видный оксфордский геолог и палеонтолог, с детства приучал сына к странной еде — от ежатины и конины до блюд из крокодилов и медведей. В юности Бакленд нередко закусывал мышами, которых ловил и сразу же поджаривал на палочке. «Жареная полевка — ни в коем случае не домовая мышь — роскошное bonne bouche [угощение] для голодного мальчика», — не без ностальгии вспоминал он.
Обеды в доме Бакленда были известны всему Лондону. Таких деликатесов, как у него, не было больше нигде. «Ели суп из хобота слона», — писал он в дневнике. «Звал Б., на ланч была гадюка», — говорится в другой записи. Эксцентричный натуралист пробовал все подряд: удав напомнил ему телятину, уховертки показались горькими, а идеальным источником мяса он признал кенгуру.
Разнообразить меню помогал знакомый, который работал в Суррейском зоосаде. После пожара в помещении для жирафов Бакленд стал обладателем внушительных запасов мяса этих животных. В другой раз ему удалось выпросить мертвого леопарда. «Его, впрочем, третьего дня похоронили, но я велел выкопать и прислать мне вырезку, — писал он. — Было не очень вкусно».
Многострадальному повару Бакленда приходилось печь пироги с начинкой из мяса носорога, тушить кротов и находить кулинарные применения для морских свиней. Без приключений не обходились даже более традиционные кушанья. Однажды Бакленд волок на кухню трехметрового осетра и упустил веревку. Огромная рыба скатилась с лестницы и выбила дверь. «Внезапное появление бронированного морского чудовища произвело фурор, — вспоминал он. — Повар закричал, горничная лишилась чувств, кот запрыгнул на шкаф, пес спрятался за котел и залаял, обезьяны обезумели от ужаса, а всегда невозмутимый попугай с тех пор не произнес ни слова».
Медведь тэрияки
Любителей экзотического мяса не так уж мало. Для них издают поваренные книги, снимают телешоу и даже устраивают фестивали. В американском городке Марлинтон в Западной Виргинии каждую осень проходит конкурс West Virginia Roadkill Cook-Off, на котором повара-любители соревнуются в приготовлении погибших зверей, которых нашли на обочине. Благо выбор есть: журналист Vice Том Шерман, побывавший там в 2014 году, утверждал, что по дороге в Марлинтон успел заметить двух сбитых оленят, пару мертвых лесных сурков и попавших под машины опоссума и енота.
На West Virginia Roadkill Cook-Off запрещены свинина, говядина и курятина, зато встречаются пельмени с олениной, тушеные каймановые черепахи, черные медведи в соусе тэрияки и лесные белки с подливкой. За камни и куски асфальта, попавшие в еду, грозит дисквалификация, все остальное жюри обещает переварить. «Проверено, что у всех судей луженые желудки и никаких вегетарианских наклонностей», — говорится в правилах.
Фото: Mariana Bazo / Reuters
Туристы едут на фестиваль, чтобы пощекотать нервы, и с удивлением обнаруживают, что раздавленные колесами еноты не лишены кулинарных достоинств. А ценители считают деликатесами даже тех животных, которые у всех остальных вызывают отвращение. К примеру, Макгоуэн обожает крыс. «Они потрясающе вкусны, и считать их грязными — это заблуждение, — утверждает он. — Напоминают свинину, но солоноваты».
80-летний британский энтомолог Артур Бойт, за свою жизнь продегустировавший мясо тысячи зверей и птиц, любит блюда из лисиц, кроликов, воробьев и голубей, но особенно ценит барсучьи головы. «В них можно найти пять разных сортов мяса, и у каждого — своя текстура», — объясняет он.
Многих шокирует его пристрастие к мертвым собакам. Бойт пробовал их три раза — это были две ищейки и лабрадор, которые погибли под колесами. «Лабрадор — это нечто особенное, — признается он. — Очень приятный вкус и аромат, немного похож на ягнятину. Людям неприятно слышать, что больше всего мне понравился лабрадор, хотя я бы никогда не стал убивать животное, а это главное».
Веганский лось
Нежелание причинять вред животным — общая черта многих людей, которые предпочитают питаться падалью. «Можно не чувствовать вину за убийство животного или за то, что его убили для тебя», — объясняет Бойт. А ведь порой убийство — это даже не самое страшное. Макгоуэн не может забыть бройлерную птицефабрику, возле которой он рос. «Было три слоя цыплят: мертвые и разлагающиеся в самом низу, сплющенный слой в середине и верхний слой, где они едва могли двинуться», — рассказывает он. Олени и еноты, которые попали под колеса, так не мучились.
«Я вегетарианец, но ем мертвых животных, найденных на обочине, — говорит британец Фергюс Дреннан. — Если их не убили для вас, и вы не видели и не слышали, как они гибли, то все в порядке».
Такое мнение разделяют даже радикальные защитники животных из PETA. «Если люди должны есть трупы животных, то лучше выбирать погибших под колесами, а не чистенькое мясо в пластиковой упаковке из супермаркета», — говорится на сайте организации.
Фото: San Antonio Express-News / Gloria Ferniz / AP
Восемь лет назад Джоанна Янг перебралась на Аляску, чтобы учиться в Аляскинском университете в Фэрбенксе. Тогда она придерживалась веганства и не употребляла продуктов животного происхождения. «Перематываем вперед: глухая ночь три недели назад, я с ног до головы вымазана в крови, пилю лосиную ногу, — вспоминает она. — Та Джоанна, которой я была десять лет назад, такого никак не ожидала». За час они с парой друзей разделали погибшего лося и вернулись домой с 45 килограммами мяса каждый. И ни этических проблем, как при забое скота, ни ущерба для окружающей среды.
Мертвые лесные животные могут служить гуманным источником не только мяса, но и меха или кожи. Американка Памела Пакуин десять лет работала в Европе консультантом по вопросам экологии, а после возвращения на родину основала фирму, которая шьет шапки, сумочки и гетры из меха погибших зверей. «У меня был Land Rover 1999 года, — рассказывает она о начале своего бизнеса. — Я переделала крепление для велосипеда в стойку для снятия шкур и поставила сзади. Дочка сидела на заднем сиденье, а я тем временем сдирала шкуры».
Кассероль из дельфина
Любителей мяса погибших животных часто спрашивают, не боятся ли они отравиться или подхватить инфекцию. «Мне было плохо только однажды, после того как я рискнула съесть пингвина, которого нашла в Патагонии», — признается художница Элисон Спир. Ее потянуло на мертвечину во время беременности. «Впервые что-то подобрала, когда проезжала мимо совершенно нормального фазана, — вспоминает она. — Притормаживаю рядом и думаю: я его съем».
До сих пор ей везло, но угроза для здоровья действительно существует. Особенно опасно мясо хищников, которые могут наследовать от съеденной добычи паразитов и болезнетворные микроорганизмы. В 2007 году биолог из Аризоны принес домой и разделал в гараже мертвую пуму (скорее всего, из научного интереса, но это ничего не меняет). Через три дня у него поднялась температура, он стал кашлять кровью. Это была легочная чума. Врачи оказались бессильны, и на шестые сутки после заражения ученый скончался.
Пугающие истории такого рода знакомы всем, кто часто имеет дело с падалью. «От одного оленя у меня до сих пор мурашки по коже, — рассказывает биохимик Роберт Чихевич из университета Оклахомы, работавший со сбитыми животными. — Это было ранней весной. Туша казалась практически целой. Сажусь рядом, чтобы взять пробу, и вижу, что она шевелится, хотя этого, понятно, не может быть. И тут до меня доходит, что тело оленя полностью покрывает густой слой клещей».
Есть опасность и другого рода. Некоторые виды животных, такие как ядовитые змеи или каймановые черепахи, могут укусить даже после гибели. Брайан Моррис, описывавший на сайте American Survival Guide способы приготовления погибших зверей, утверждает, что некоторые органы разделанной черепахи продолжают работать около часа. «Я держал ее отрезанное сердце в руке и больше 20 минут смотрел, как оно бьется, — пишет он. — А в отсеченной от тела черепашьей голове хватало силы, чтобы перекусить твердый карандаш, помещенный в ее клюв!»
Фото: Jim Alexander
Но охота пуще неволи. Артур Бойт пускал в ход даже полуразложившихся енотов, которые две недели гнили на обочине. Перед приготовлением с них приходилось снимать клещей и опарышей — а ему хоть бы хны. «Я ел мясо темно-зеленого цвета, которое дурно пахло, — утверждает он. — По-моему, если хорошо его приготовить, то гниение не мешает наслаждаться вкусом животного».
У него другие проблемы: супруга, которая не разделяет его увлечения падалью, и король Эдуард II, правивший Англией в начале XIV века. «Моя жена вегетарианка и не ест блюда, которые я готовлю, особенно те, что сделаны из животных c обочин», — сетует гурман. Ей не хочется смотреть на его стряпню, поэтому он старается готовить, когда ее нет дома. Но даже это не всегда помогает. «Проблема в том, что иногда я беру ее машину и потом забываю, что оставил там енота», — объясняет Бойт.
Средневековый монарх стал досаждать ему в 2015 году. Как оказалось, в Великобритании до сих пор действует указ Эдуарда II, объявляющий дельфинов, китов и осетров «королевскими рыбами», которые принадлежат английской короне. Это спутало Бойту все планы. Не зная о законе, он успел съесть тюленя, которого нашел на корнуоллском пляже, и уже раздумывал, что делать с мясом выбросившегося на берег дельфина. Оно плохо жарилось, поэтому пенсионер намеревался приготовить из него кассероль со свеклой, картошкой, морковью, чесноком и приправами.
Власти начали расследование, но наказания так и не последовало. На Рождество пенсионер все-таки попробовал дельфинятину, но был разочарован. Через год Бойт, осмелев, принес с пляжа несколько кусков кашалота. Его хватило на два рождественских ужина, и даже в декабре 2018 года в холодильнике оставалось несколько кусочков. Но на этот раз семья отмечала Рождество в гостях у брата жены, поэтому Бойт решил изменить праздничной традиции и обошелся без экзотического мяса. В конце концов, в чужой монастырь со своим китом не ходят.
Новое в блогах
Приложения пользователя
Что вкусней — чебурашка или чупакабра? Как правильно приготовить единорога? Эти и другие похожие вопросы иной раз не дают уснуть изысканным гурманам. Однако, стоит ли предаваться мечтам о вкушении мифических существ, когда с реальными вопрос еще не закрыт? Представьте себе необычный зоопарк, например, датский, где убитого зоотехниками жирафа скармливают не львам, а посетителям. А рядом в меню — шашлык из попы бегемота и отварная, диетическая грудка пингвина или павлина.
Говорят, что такое не едят. При этом порой люди как раз кушают то, что «бог послал». Почти каждое создание земное в ходе истории цивилизации было опробовано землянами на вкус. Пирожки с китовым мясом в СССР были удобоваримы, это могут подтвердить тогдашние студенты. Но немногие могут похвастать тем, что имели аппетит отведать, например, слона. Тем более, в зоопарке.
1. Пингвинятина
Даже если люди когда-нибудь, убегая от потепления, переселятся в Антарктиду, то мясо пингвинов не скоро заменит им привычную курятину. В 1898 году бельгийский моряк Адриен де Герлах описал случай дегустации пингвинятины членами команды застрявшего в антарктических льдах судна. Голодные моряки пробовали кушать тюленей, но те оказались несъедобными. Похожая репутация досталась и мясу пингвинов, провонявшемуся дарами моря. Представьте, что будет, если в одном горшке приготовить смесь из говядины, трески и дикой утки, а в качестве подливки использовать кровь и рыбий жир. Заставить команду есть такую муть без избытка приправ (как поступили бы китайцы) удалось только после уговоров судового врача — дескать, примите как лекарство.
2. Бегемотятина
Гиппопотам, известное дело, глуп, как баран размером с корову. Вот и мясо бегемота, по мнению дегустаторов, представляет собой что-то между говядиной и бараниной. Пишут, что, единожды попробовав, бегемотянину ни с какой другой дичью не спутаешь. Особенно хороша и нежна она в жареном виде, если животное убили и приготовили в середине лета, когда народ особенно падок до пикников с шашлыками. «Наприрода» — она и в Африке пахнет горелой плотью. Если бы этот клыкастый речной «конь» не был столь агрессивен и опасен, древние африканцы могли бы бегемота приручить. Но в то славное время диких гиппопотамов на черном материке водилось очень много, поэтому их мясо, вместе с крокодильим, помогло первобытным людям в колыбели человечества развиться в хомо сапиенс, снабжая эволюционирующие мозги охотников нужными аминокислотами и другими питательными веществами. Для разделки туш бегемотов предки пользовались каменными скребками.
3. Слонятина
Ножка слоника — чем не деликатес? Ели же наши давние предки забитых ими на сибирских просторах мамонтов. В 1864 году, изучая Мозамбик, шотландский миссионер Дэвид Ливингстон удостоился откушать такую ножку, причем, на завтрак. Путешественнику на вкус слонятина, точнее, коленный сустав в виде кашки, понравилась. В своем дневнике он описал блюдо, как «белесую, слегка студенистую массу, нежную и сладкую, как костный мозг». К слоновой ноге иностранцу подали пиво, что удачно оформило каймой алкогольной неги утро экзотического завтрака. Как сообщил Ливингстон, разделка туши слона происходила в полном молчании, а помимо ножки в перечень деликатесов входил пятачок хобота животного, а также жаренные ребрышки — каждое размером с комод. Слоновий язык миссионеру показался похожим на говяжий, а крестьяне при его поедании вообще входили в некий мистический экстаз. Все же остальные части туши слона из-за их специфического запаха, по словам Ливингстона, могли быть съедены разве что очень голодным человеком. Например, парижанином образца 1870 года. Во время блокады французской столицы немцами мясо уличных кошек, крыс и собак продавалось голодным горожанам за их последние деньги, а однажды зимой из зоопарка пропало несколько зверей, в том числе слон. Вскоре их плоть украсила прилавки мясных магазинов и была успешно распродана.
4. Гориллятина
Употреблять в пищу «братьев меньших» — негуманно. Но поди объясни теорию Дарвина гражданину Камеруна, в рационе которого важным, хоть и нелегальным, источником белков является «мясо из буша» (не путать с ножками Буша) — крокодилы и слоны, антилопы и дикобразы, белки и лемуры. А также такие разумные звери, как шимпанзе и гориллы. Небрезгливые гурманы, пробовавшие на вкус травоядную гориллу, сравнивают мясо этой обезьяны с сочной телятиной. Людоед бы сказал, что на человечину похожа. А в последнее время к поеданию краснокнижных приматов подключились и китайцы, которые уверенно колонизируют современную Африку, вовсю пользуясь тамошним беззаконием.
5. Павлинятина Обычно американцы и им сочувствующие на придуманный Линкольном день благодарения кушают индейку. Со временем одно и то же надоедает, а праздник никуда не девается. Тогда люди начинают думать об альтернативах. С точки зрения свободомыслящей кулинарии такой альтернативой вполне может явиться мясо павлина. Еще в Древнем Риме сию декоративную птаху нередко подавали на стол на торжественных банкетах — римляне обожали красиво пожрать. В средние века эта царственная традиция подверглась критике. Некоторые гурманы тех лет утверждали, что хоть павлинятина и похожа на мясо индюка, но она часто получается жесткой и плохо переваривается. Для того, чтобы павлин приготовился правильно, надобно его после забоя подвесить на ночь за шею, а к лапам привязать тяжелые камни.
6. Жирафятина
7. Мясо галапагосских черепах
Эти, ныне строго охраняемые, рептилии в 19 веке неоднократно спасали от голода мореплавателей. Многим очень нравились галапагосские исполины и напоминали телятину. Аборигены островов также успешно питались слоновыми черепахами, а также торговали солониной из оных с материком. Однако такая легенда Галапагосов, как молодой Чарльз Дарвин, оказался не слишком высокого мнения о черепаховом мясе. По вкусу Дарвину пришлись лишь жаренная грудинка животного и супчик из молодых черепашек, остальное же биологу показалось «никаким».
8. Львятина
В Древнем Риме христиан иногда скармливали львам, в нынешних США львов иногда скармливают христианам. Когда в меню ресторана «Тако Фьюжн» в Тампе (Флорида) появились мексиканского образца тако с мясом царя зверей по 35 долларов за порцию, посетители заведения остались довольны. Один из гурманов рассказал, что львятина оказалась приятным сюрпризом: вкус напомнил оленину, а текстура — мясо аллигатора. Вскоре, правда, львиные тако исчезли из меню, зато ресторан предлагает другую сафари-экзотику. Например, мясо бобра, медведя или кенгуру. Львиные стейки по 70 долларов ненадолго появились и в меню одного ресторана в Калифорнии. Американские чиновники и общественные активисты обычно переживают насчет происхождения львятины. Мол, не убили ли животное в заповеднике? Не сдох ли лев своей смертью? Но, скорее всего, поставками диковинного мяса занимаются бродячие цирки, у которых заводятся «лишние» экземпляры царей зверей.