меню на судне на неделю

Под парусом à la carte

Яхтенные сайты и блоги пестрят рекомендациями вроде «При трансатлантических переходах вы можете сравнительно недорого закупить продовольствие в » или «Если на лодке вам надоела традиционная кухня, загляните на Мартинику и оцените ассортимент ее французских магазинов». Сегодня яхтсменам доступна не только простая пища, но и любые деликатесы, запасы которых легко пополнить на оживленных морских перекрестках. Однако, чем богаче предложение, тем труднее порой сделать правильный выбор — чего и сколько действительно необходимо приобрести, чтобы в буквальном смысле путешествовать со вкусом?

Нескучные цифры

Каждый миг мы расходуем жизненную энергию, запасы которой следует постоянно пополнять. Для этого необходимо регулярное и качественное питание, энергетическая ценность которого определяется калорийностью. В зависимости от возраста и степени физической активности на берегу взрослому человеку требуется от 2000–2400 (для женщин) до 2200–3000 (для мужчин) килокалорий в день. В море же нагрузки на организм значительно увеличиваются, а вместе с ними — и потребность в восполнении затраченной энергии. В результате, объемы необходимой среднесуточной «подзарядки» также возрастают — вплоть до 2800–3600 килокалорий.

И это неудивительно: плавание под парусами является довольно действенным (хотя малоизвестным) способом сжечь лишние калории и таким образом избавиться от лишних же килограммов.

меню на судне на неделю. Смотреть фото меню на судне на неделю. Смотреть картинку меню на судне на неделю. Картинка про меню на судне на неделю. Фото меню на судне на неделю

Согласно подсчетам Национальной ассоциации диетологов США, по своей энергозатратности яхтинг занимает достойное место между сборкой мебели и ремонтом автомобилей.

Каждый час активного занятия яхтингом мужчина весом до 86 кг расходует до 284 калорий ИЗ СВОИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЗАПАСОВ, а женщина (до 74 кг) — 244 калории.

Согласно традиционному меню, для восполнения подобных потерь среднестатистическим американцам понадобится ежечасно принимать внутрь одно из следующих лекарств:

К счастью, в море «Макдональдсов» нет, так что давайте посмотрим, учитывая повышенные энергетические затраты яхтсменов, как компенсировать их сытным, полноценным и при этом вкусным питанием.

Ешь, пей — не хочу!

Для сбалансированного питания необходимо, чтобы на лодке были не просто калорийные, но и здоровые продукты. Помимо грамотного сочетания углеводов, белков и жиров, требуется обеспечить набор жизненно важных микроэлементов (например, железа и кальция), витаминов (особенно С), а также «здоровых» жиров ( и ему подобных).

Повышенное внимание (особенно в длительном плавании) следует уделить запасам пресной воды. Согласно подсчетам специалистов Всемирной организации здравоохранения, человеку требуется не менее 30 мл этой живительной влаги на килограмм веса.

Легко подсчитать, что вам и вашим 60–80-килограммовым спутникам понадобится от 1,8 до 2,4 литра питьевой воды в день.

В целом это совпадает с практическими наблюдениями участников трансокеанских регат (1,5–2 л/сутки). Однако заметим, что при расчете запасов по этим минимальным нормам пресная вода пойдет исключительно на пищевые нужды, а для всего остального (включая мытье посуды) придется использовать забортную. Также следует помнить, что при плавании в жарком климате минимально комфортные нормы питьевой воды следует увеличить хотя бы на 15–20%.

меню на судне на неделю. Смотреть фото меню на судне на неделю. Смотреть картинку меню на судне на неделю. Картинка про меню на судне на неделю. Фото меню на судне на неделю

Частично проблема может быть решена при помощи бортовой опреснительной установки. В настоящее время производители предлагают широкий ассортимент подобных устройств производительностью от 20–30 до 300 л/час и более. Они адаптированы для бортового питания 12/24v и достаточно компактны для установки на лодке даже средних размеров.

По единогласному утверждению профессионалов яхтенного спорта, вода из современных опреснителей ничем не отличается от обычной очищенной, так что пить ее можно без риска для здоровья.

Однако здесь остается психологический фактор: вода из опреснительной установки может показаться слишком уж «пресной» (особенно с непривычки) — искусственно обедненной микроэлементами, которые необходимы для поддержания нормального обмена веществ. К тому же при долгом переходе в штормовых условиях техника может подвести. Так что во избежание психологического дискомфорта и рисков испытать жажду посреди океана, целесообразно даже при наличии опреснителя позаботиться о полном заполнении цистерн питьевой воды, а также обеспечить себе аварийный запас живительной влаги в пластиковых емкостях.

Стоит отметить, что спиртные напитки (даже слабоалкогольные) способствуют усиленному выводу влаги из организма и в целом стимулируют жажду вместо того, чтобы ее утолять. Поэтому наступите на горло своим дурным привычкам (если таковые имеются) и вместо лишней упаковки пива возьмите с собой в море пару килограммов сочных фруктов или овощей.

Секреты морского меню

Грамотное планирование питания позволяет избежать двух крайностей: остаться к концу плавания на сухом (а то и на голодном) пайке с минимальным выбором продуктов и напитков или же при сдаче лодки оставить кучу щедро оплаченного, но так и не использованного продовольствия. Не стоит забывать и о возможных гастрономических ограничениях, которые могут быть вызваны как особенностями организма, так и вкусовыми предпочтениями членов вашей дружной команды. Конечно, в большинстве своем любители парусных прогулок — настоящие морские волки, которые могут есть и (особенно) пить все что угодно, но… Как показывает практика, абсолютным здоровьем может похвастаться далеко не каждый. В одной лодке могут оказаться вегетарианцы, мясоеды, аллергики, люди с непереносимостью лактозы — причем каждый из них рассчитывает получить максимальное удовольствие от путешествия и не стать причиной его досрочного прекращения.

Кстати, порой даже ограниченные морские рационы способствуют успешному излечению самых тяжелых заболеваний — именно так знаменитому сэру Фрэнсису Чичестеру (Sir Francis Chichester) удалось победить даже застарелую язву желудка.

меню на судне на неделю. Смотреть фото меню на судне на неделю. Смотреть картинку меню на судне на неделю. Картинка про меню на судне на неделю. Фото меню на судне на неделю

Составив раскладку продуктов из расчета трехразового питания человек в течение 16 суток, плюс аварийный запас на 2–3 дня, молодой повар получает возможность реализовать ее на практике уже в качестве судового кока. Преимущества очевидны — вы не тратите деньги на лишние продукты и при этом команда гарантированно получает полноценное разнообразное питание с учетом всех индивидуальных особенностей.

меню на судне на неделю. Смотреть фото меню на судне на неделю. Смотреть картинку меню на судне на неделю. Картинка про меню на судне на неделю. Фото меню на судне на неделю

Базовым элементом при планировании рационов является красное мясо (говядина) из расчета 125 г на человека за один прием пищи.

Помимо мяса — основного источника белка — рекомендуется обратить внимание на запас овощей и фруктов. Закупать их следует в последнюю очередь (за день-два до выхода в море), причем лучше делать это не в магазине, а на местных рынках. Дело в том, что даже кратковременное охлаждение в хранилищах супермаркетов рискует ускорить их порчу и снижает сроки хранения на борту. Избавить базарные фрукты и овощи от личинок насекомых (а заодно и продезинфицировать без потери вкусовых качеств) можно, погрузив их в слабый раствор перманганата калия (марганцовки). Кстати, приобретать как овощи, так и фрукты целесообразно в разной степени зрелости, чтобы потреблять по мере дозревания, а не ломать голову над тем, что делать с одновременно испортившимся урожаем.

И наконец, чем питаться в штормовую погоду? Если вам повезло и ваша морская болезнь проявляется только в виде все возрастающего аппетита, то пригодятся уже готовые блюда (замороженные или в вакуумной упаковке), которые можно оперативно разогреть в микроволновке. Комплекты готовых кушаний для обедов и ужинов помогут самым стойким качественно подкрепиться даже в бурном море и заодно сэкономят время и силы нештатному коку — ведь готовить на качке занятие трудное и не слишком приятное.

В случае же, когда желудок бунтует и наотрез отказывается принимать даже деликатесы, вам помогут сухарики, крекеры, галеты, чипсы, словом — любые хрустики, предпочтительно с острыми добавками.

В качестве последних можно использовать соль и другие специи, различного рода сырные намазки и соусы — конкретику в каждом отдельном случае вам подскажет собственный организм. Как свидетельствует практика, хорошим дополнением ко всему хрустящему послужат простейшие овощные салаты с заправкой (см. салат «Штурманский»)

Простые и вкусные средства от морской болезни

Самую большую миску подобного салата стоит разместить в общедоступном месте: загрузил в себя ложечку, похрустел сухариком и — ожил! Также хорошо помогают от морской болезни твердые яблоки, соленые огурцы и ломтики лимона. Кстати, известный морской рецепт еще XVIII века рекомендует для полной стабилизации желудка и возбуждения аппетита при свежей погоде проглотить маленький кусочек ветчины, привязанной на нитку (очевидно, для возможного многократного повторения). Однако, при всей своей подтвержденной веками эффективности и бесспорной экономичности, в наши дни этот способ представляется чересчур радикальным.

меню на судне на неделю. Смотреть фото меню на судне на неделю. Смотреть картинку меню на судне на неделю. Картинка про меню на судне на неделю. Фото меню на судне на неделю

меню на судне на неделю. Смотреть фото меню на судне на неделю. Смотреть картинку меню на судне на неделю. Картинка про меню на судне на неделю. Фото меню на судне на неделю

меню на судне на неделю. Смотреть фото меню на судне на неделю. Смотреть картинку меню на судне на неделю. Картинка про меню на судне на неделю. Фото меню на судне на неделю

Если же у вас нет возможности привлечь к составлению меню на поход и его последующей реализации профессионального повара — не отчаивайтесь! Соберитесь всей командой и устройте кулинарный мозговой штурм, учитывая как рекомендации профессиональных яхтсменов, так и собственные интуицию и опыт. Проверяйте результаты подобного гастрономического планирования на практике и вносите необходимые коррективы, которые обязательно подскажет ваш желудок!

Для примера ниже приведено меню реального семи перехода, в котором вы найдете и торжественный пир в день отправления, и обед из всевозможных остатков в конце путешествия.

Чай, кофе и промежуточные «перекусы по настроению» подразумеваются, но в основное меню не включены. Количество питьевой воды в бутылках указано в качестве дополнения к полному основному запасу в бортовых цистернах.

Примерное меню для семидневного круиза на четверых

меню на судне на неделю. Смотреть фото меню на судне на неделю. Смотреть картинку меню на судне на неделю. Картинка про меню на судне на неделю. Фото меню на судне на неделю

А теперь от меню логично переходим к списку продуктов, с которым отправимся в супермаркет и на рынок.

на семидневное плавание из расчета на четырех человек

Мясо

Яйца и молочные продукты

Овощи и фрукты

Хлебобулочные изделия

Другие продукты

Хозяйственные мелочи

Приятного аппетита и счастливого плавания!

Источник

387 Морское довольствие Рацион 27 03 1974

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 387. Балтийское море. ВМБ Балтийск. Морское довольствие. Рацион. 27.03.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Примерный вид и состав научно обоснованного советского обеда и ужина 70-х годов для рабочих и служащих, в том числе для военнослужащих и моряков ВМФ СССР. 1974.

Теперь мне осталось поведать о том, что же входило во «флотский рацион», какие традиционные и эксклюзивные кушанья мы ели и что мы пили, а также как мы ели и как пили на БПК «Свирепый»…

На БПК «Свирепый» было отличное камбузное оборудование – полный комплект: от отдельного отсека «посудомойки» со входом из центрального зала столовой личного состава прямо над тамбуром-люков, ведущим в машинное отделение корабля, до отдельного отсека корабельной пекарни, со входом из кормового коридора личного состава.

Камбузное оборудование БПК «Свирепый» для нас, матросов и старшин, офицеров и мичманов, занятых на боевых постах и вооружении, было совершенно незнакомо, так как доступ на камбуз, в продовольственные кладовые, в морозильник и холодильную камеру, особенно, в отделение, в котором приготавливалась флотская еда, был категорически строго ограничен – только свои, «проверенные товарищи».

Во-первых, на камбузе и в сопутствующих камбузу отсеках должна быть идеальная санитарная чистота и гигиена, чтобы ни в коем случае не возникли возбудители кишечных эпидемических заболеваний, отравлений и желудочных расстройств.

Во-вторых, к процессу обработки продовольственного сырья и приготовления пищи должны быть допущены только профессионально подготовленные люди, специалисты, потому что флотская пища должна быть вкусной, полезной и безопасной.

В третьих, для того, чтобы перешагнуть двери камбуза, посудомойки или пекарни, а также других отсеков и помещений, относящихся к хранению и переработке продовольствия, нужно было пройти соответствующий медосмотр, взятие органических проб организма на анализ и поиск возбудителей различных болезней и т.д.

Те, кто прошёл эти процедуры, знает, о чём я говорю и вряд ли захочет ещё раз испытать профессионализм нашего санитара, «зубодёра» и «взяточника органических проб», Бориса Николаевича Красильникова (период службы 10.05.1971-27.05.1974)…

Я за всё время службы на БПК «Свирепый» только один раз был непосредственно в отсеке камбуза, где коки и их помощники готовили в больших автоклавах с круглыми крышками и барашками, как на иллюминаторах, первое и варили мясо для второго,
где было жарко, как в аду,
где повсюду были:
разномастные кастрюли;
огромные алюминиевые литые полукруглые черпаки с деревянными длинными ручками;
алюминиевые черпаки поменьше и ещё поменьше – чумички;
чайники, бачки, миски, тазы-обрезы и эмалированные вёдра;
огромные, средние и маленькие сковородки;
разнокалиберные электрокипятильники воды;
весь в «рабочей копоти» жарочный шкаф-духовка;
большая электрическая плита с четырьмя или шестью нагревательными «блинами»;
разделочные столы с толстыми разделочными досками отдельно для мяса, для рыбы, для овощей и зелени;
наборы всяких «шумовок», больших вилок, лопаток, мешалок, а также разных ножей и топоров;
ручная и электрическая хлеборезка;
дверь, ведущая в холодильный отсек и
отдельный столик с креслом – рабочее место нашего корабельного кока.

Наш первый корабельный кок был мичманом, как говорится «в летах» и я, к искреннему сожалению, не помню его фамилии, имени и отчества, потому что он был очень скромным, практически «незаметным» человеком, потому что он, практически, всё время проводил в своём царстве – на камбузе и в своих подсобных помещениях.

Это он творил на камбузе вкуснейшую и не очень вкусную ежедневную флотскую еду и прекрасные праздничные кушанья, действительно великолепные огромные румяные пироги с повидлом и фруктами, эксклюзивные гостевые блюда. Наш кок был мастером своего дела и очень строгим командиром для своих помощников из числа матросов.

Наш кок был универсалом и мог работать на любом камбузном оборудовании, но своих помощников он специально готовил для работы конкретно с тепловым, холодильным, электромеханическим, пекарско-кондитерским, чайно-кофейным, разделочным и посудомоечным оборудованием.

Например, на нашем пекарско-кондитерском оборудовании можно было выпекать прекрасный мягкий ноздреватый и очень вкусный хлеб. До 20 июля 1974 года хлеб на корабле выпекал простой матрос, но как оказалось, уникальный специалист из Молдавии (я уже писал о нём в одной из новелл). В день выхода БПК «Свирепый» на БС (боевую службу) этого матроса из-за его таланта «умыкнули» и оставили в ВМБ Балтийск.

Однако в экипаже БПК «Свирепый» нашлись другие специалисты-хлебопёки, например, ДМБовский годок Киселёв Дмитрий Васильевич, старший хлебопёк (период службы 20.05.1971-05.1974) и особенно, молодой кок-хлебопёк, Кучухидзе Вахтанг Григорьевич (период службы 10.05.1972-05.05.1975). Его свежий хлеб был очень хорош…

Корабельный камбуз БПК «Свирепый» имел холодильные камеры, морозильники и обычные бытовые холодильники в кают-компаниях офицеров и мичманов, которые обеспечивали хранение мяса и других продуктов питания сколько нужно долго, потому что имели стабильное электро-обеспечение, уход и ремонт.

Электромеханическое камбузное оборудование – это мясорубки, овощерезки, миксеры, тестомешалки, различные таймеры и т.д.

Но истинно корабельный «камбузный вид» камбузу БПК «Свирепый» придавали не котлы и не жарочный шкаф, а разные весы, разделочные столы, доски, плахи, стеллажи, ванны и разные полки, на которых хранились кастрюли, черпаки и чумички, ложки, вилки, мешалки и ножи. Этим камбузным инструментом главный кок и его помощники работали, как фокусники и жонглёры, только не бросали их, работали ими.

На любом корабельном камбузе, где готовится ежедневно еда для полутора сотен человек, так же как на любой подобной гражданской кухне, прежде всего, работают весы и мерная посуда, которыми отмеряются, отрезаются, отливаются и отсыпаются граммы и килограммы, литры и миллилитры, штуки и щепотки.

Все кушанья на корабле готовятся как по типовым раскладкам-рецептам, так и по творческому наитию, как жизненный опыт, талант и душа кока просят. Планирование корабельного меню осуществляется по установленным нормам в соответствии с раскладкой продуктов, составляемой начальниками продовольственной и медицинской служб 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ при участии старшего помощника командира корабля, начальника медицинской службы и инструктора (кока) (старшего кока) БПК «Свирепый» с учётом имеющегося ассортимента продуктов и характера морского похода корабля. Это официальная формула составления корабельного меню…

Приготовление пищи для личного состава БПК «Свирепый» ежедневно производилось по раскладке-накладной, составляемой каждый день на основании учёта-раскладки имеющихся запасов продуктов. Старпом, корабельный медик и старший кок составляют раскладку-меню, докладывают командиру корабля и он утверждает корабельное меню завтрака, обеда и ужина. После этого, коки и его помощники получают право брать продукты из корабельных хранилищ.

Кстати, на БПК «Свирепый» по боевым постам в разных специальных местах, например, в шлюпке в корабельном катере есть небольшие неприкосновенные аварийные запасы (НЗ) на случай аварий и других ЧП (чрезвычайных происшествий). НЗ используется и расходуется только с разрешения командира корабля и только после полного использования корабельного продовольствия. В спасательных плотах свои встроенные НЗ.

Флотская пища одна из самых традиционных по составу и меню блюд. Несомненно, самыми распространёнными блюдами советского корабельного меню 70-х годов являются:

винегрет, варёное яйцо и полукопчёная колбаса, чай со сливочным маслом – на завтрак;

русские щи, флотский борщ или гороховый суп с копчёностями – на первое;

макароны по-флотски, тушёное мясо с гречкой или жареная рыба с рисом – на второе;

кофе, какао или знаменитый флотский абрикосовый компот – на третье

и яблоко или иные фрукты, печенье и шоколад – на полдник.

Вот примерно как «уважаемые начальники» и кок подбирали блюда корабельного меню на ближайшие два дня пребывания экипажа БПК «Свирепый» в базе или в море.

Сначала они совместно проверяют наличие запасов продуктов, потом смотрят примерное (типовое) корабельное меню на неделю, затем выражают своё мнение о кушаньях, которые были вчера и позавчера, затем высказывают свои пожелания, что бы каждый хотел покушать завтра и послезавтра. Если кок соглашается приготовить желаемые блюда, то командир корабля разрешает
заполнить титульную часть раскладки продуктов корабельного меню на два дня.

Наименования блюд в документе-раскладке указываться правильно и полностью, без сокращений и в отдельной строчке. Делается это для того, чтобы никто не смог изменить эту раскладку и блюда…

Масса второго блюда в раскладке продуктов указывается вместе с основной порцией (мясной или рыбной), с гарниром и соусом, но в отдельной графе указывается масса мясной или рыбной порции.

Самое распространённое блюдо завтрака на БПК «Свирепый» была «Рыба жареная с картофельным пюре».

Если все участники обсуждения «главного вопроса жизни и смерти» согласны, то они важно записывают результат своего «сложнейшего математического расчёта» в графу «общая масса готового блюда», раскладки продуктов корабельного меню. Отдельно в графе «масса мясных и рыбных порций» записывается масса порции, и не дай бог, если эта порция потом окажется на тарелке матроса меньше…

Через организацию питания, вкус и высокую энергетическую наполненность кушаний корабельного меню личный состав ощущает заботу о себе командования, государства, страны, народа. Сытый матрос-воин – это довольный и спокойный матрос-воин, а значит, он может полностью отдаться своим обязанностям воина. С этим были согласны все в экипаже БПК «Свирепый», поэтому я так подробно и осведомлён о том, как «отцы-командиры» готовили и творили наше корабельное меню…

Меня не часто приглашали на раскладку продуктов, как правило, если чего-то не хватало до норм морского пайка №3. Я как «представитель сознательной части личного состава экипажа БПК «Свирепый», должен был знать, что чем заменяется в раскладке, что есть, чего нет в наших хранилищах и тем самым, вроде как «согласовывать» (соглашаться) на «урезание» и замену одних продуктов на другие. При этом спрашивать: «А куда делось то, что нам положено по морскому пайку?» было не принято, всё равно никто бы мне не ответил…

Однако я мог «невинно» спрашивать: «А соответствует ли замена одного продукта другим нормам замены, приведёнными в приложении № «такой-то» Приказа МО СССР № «такой-то»? Одна только постановка вопроса с указанием номеров приказа и приложения к приказу тут же «отрезвляла» всех участников раскладки продуктов. Давно известно: «Живём мы по неписаным правилам, а судят нас по писанным»…

Так, например, я ни разу за всю службу не поднимал «матросскую бучу» по поводу режима питания на БПК «Свирепый», но все знали (в том числе и командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров), что мне «ничего не стоит на любом уровне» задать «невинные» вопросы с номерами и датами приказов, положений и инструкций по поводу «обязательного обеспечения личного состава трёхразовой выдачи горячей пищи в сутки» и «обязательного состава блюд ежедневного корабельного меню».

В результате ежедневное корабельное меню БПК «Свирепый» состояло:

Иногда, для разнообразия, в ужин подавали только второе блюдо, а закуски разнообразили так: сочетали блюда из свежих продуктов и из концентратов, консервированных и сушёных продуктов, но это было только один-два раза в неделю.

Что придумывали командир корабля, старпом, замполит, корабельный доктор и старший кок в раскладке меню БПК «Свирепый» на завтрак?

На завтрак обычно готовили мясные блюда: гуляш, рагу, азу, плов, мясо отварное порционное, мясо тушёное порционное (величиной с кулак – автор), мясо жареное порционное, макароны по-флотски, макаронник с мясом, запеканка с мясом. Если был «рыбный день», то на завтрак готовили рыбные блюда: рыба жареная, рыба тушёная, рыба запечённая в соусе, рыба запечённая в тесте.

На обед готовили холодные закуски: винегрет, сельдь с салатом картофельным или винегретом, икра свекольная, икра из солёных помидоров и салаты: картофельный, витаминный, из солёных помидоров, из солёных огурцов, из белокочанной капусты, из квашеной капусты со свёклой, из свёклы овощной.

На первое на обед готовили: борщ флотский, русские щи, рассольник «Ленинградский», суп картофельный, суп гороховый, суп макаронный.

На второе на обед готовили мясные блюда: мясо жареное порционное, мясо тушёное порционное, мясо отварное порционное, мясо шпигованное порционное, свинину жареную в сухарях, свинину жареную в тесте, плов, а в зимнее время котлеты, биточки, тефтели, бифштекс рубленый.

На третье в обед подавали сладкие блюда: кисель, компот.

На ужин на БПК «Свирепый» готовили традиционные мясные блюда: рагу, гуляш, азу, мясо отварное порционное, мясо тушёное порционное, макароны по-флотски или рыбные блюда: рыба жареная, рыба отварная, рыба припущенная, рыба тушёная, рыба под маринадом.

Вот корабельное меню БПК «Свирепый» на понедельник марта 1974 года:
Завтрак: рыба жареная с картофельным пюре, салат из солёных помидоров, чай с сахаром, хлеьом и сливочным маслом.
Обед: суп гороховый с копчёностями (грудинка и полукопчёная колбаса), мясо жареное с кашей рисовой рассыпчатой и соусом, компот сладкий из свежих фруктов.
Ужин: борщ флотский, макароны по-флотски, компот абрикосовый.

Корабельное меню БПК «Свирепый» на вторник марта 1974 ода:
Завтрак: плов рисовый с тушёнкой, сельдь с гарниром, чай сладкий с хлебом и сливочным маслом.
Обед: суп овощной, котлеты с кашей пшеничной рассыпчатой и соусом, компот из сухофруктов, пирожок печёный с начинкой.
Ужин: суп картофельный с вермишелью и фрикадельками, рыба тушёная с овощами, компот абрикосовый.

Полдник: яблоко среднего размера. Вечерний чай: чай со сгущённым молоком и печеньем.

На БПК «Свирепый» свято соблюдалась давняя морская традиция – «не допускается повторение одних и тех же блюд на неделю более двух раз и блюд из одинаковых продуктов в течении одного дня». При этом строго-строго соблюдалось ещё одно правило: «Норма хлеба должна быть точной, как в аптеке»…

Ежедневно в норму морского пайка №3 личного состава БПК «Свирепый» входил хлеб из смеси ржаной обдирной и пшеничной муки 1 сорта – 350 г на человека: на завтрак – 50 г; на обед – 150 г; на ужин – 150 г; хлеб белый из пшеничной муки 1 сорта: на завтрак – 100 г; на обед – 100 г; на ужин – 100 г; вечерний чай – 100.

Ежедневный выход мяса в блюдах должен был быть не менее 225 г на человека: на обед – 125 г; на завтрак или ужин – 100 г, а рыбы – 100 г: на завтрак или ужин – 100 г.

К холодной закуске из овощей 2 раза в неделю выдавалось по 20 г солёной сельди, но только за счёт уменьшения массы порции рыбы на ужин.

Масло растительное ежедневно выдавалось на человека – 20 г: на холодную закуску – 10 г; на вторые рыбные блюда – 10 г, а жира животного – 15 г. При этом жир животный распределялся по 4 г для приготовления первого блюда на обед и на ужин, а также на второе блюдо на обед и для приготовления второго мясного блюда на завтрак или ужин.

Томатная паста, соль и специи полагались по рецептуре блюд, по вкусу, но в пределах норм морского пайка №3.

Иногда весной (с 8 марта по 1 июня) корабельный доктор выдавал поливитаминные препараты («аскорбинки»), которыми мы «аскорблялись», а иногда капитан медицинской службы Л.Н. Кукуруза добавлял в наши компоты что-то такое, отчего у ребят прекращались «эротические ночные сновидения»…

На БПК «Свирепый» 1-2 раза в неделю обязательно выпекали булочки, пирожки или пончики. Мы много ели овощей и картофеля (до 900 г в день): круп разных (каши) – 75 г за одно блюдо; риса – 35 г; макаронных изделий – 40 г, то есть на завтрак – 250 г, на обед: холодная закуска – 150 г; первое блюдо – 250 г; второе блюдо – 400 г; на ужин: первое блюдо – 250 г; второе блюдо – 400 г.

Скучные цифры, но за ними хорошее бодрое настроение, энергичность, работоспособность, внимание, реакция, трудолюбие, решительность, спокойствие моряков.

Очень плохо и обидно, когда кто-то по каким-то причинам остаётся голодным на корабле, потому что поесть можно почти только в столовой…

Сначала (по молодости) я виновато и скромно пожимал плечами и отходил назад. Как говорится: «Сам виноват, надо было не зевать». Однако мои командиры отделений рулевых – Саша Кузнецов или Толя Телешев, когда узнавали, что один из матросов их команды оставался без обеда или ужина, немедленно вели меня на камбуз, стучали в окошко и мне выдавали миски с первым, со вторым, с салатом и кружки с компотом…

Было очень неудобно кушать в присутствии коков и моего командира отделения, но я всегда делал это с таким аппетитом и так артистично, что коки неизменно искренне предлагали мне добавки…

Иногда мне перепадал подарок от старшего кока – румяная «с корочкой» жареная «годковская картошечка» на сливочном масле с луком и грудинкой… М-м-м, объедение!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *