меня зовут кожа отрывок
Меня зовут кожа отрывок
(Отрывки из повести)
Я пришел в школу, чтобы погонять футбольный мяч. Неведомо откуда прямо передо мной оказался хитрец Жантас. В руке он держал листок исписанной бумаги. Несколько раз щелкнув по нему пальцами, Жантас спросил:
– Кара Кожа, ты знаешь, что это такое?
– Путевка. Мы едем в лагерь. Ну, а тебя оставляют в ауле. Говорят: как же наши собаки? Гонять некому будет.
Сначала я собирался немного помять бока Жантасу, чтобы поучить его вежливости, но сообразил, что сперва следует разузнать о том, что это за путёвка.
– А кто тебе дал путевку?
– Конечно, Майканова-апай. Она раздает эти путевки по списку. Только тебя в этом списке нет.
Я так обиделся, что даже не подумал, что Жантас может соврать, и побежал к учительнице.
Запыхавшись, я влетел в учительскую, где она сидела и что-то писала.
– Что с тобой, Кадыров? – удивилась учительница.
– Апай! Дайте и мне путевку!
– Тебя не включили в список.
– Видишь ли, Кадыров, мы решили пос- лать в лагерь самых лучших, самых дисцип- линированных учеников. Тебя много раз предупреждали, что ты должен исправиться.
– Значит, Жантас лучше меня?! Чем это он лучше меня? Потому что он ябедничает… Жантас – главный безобразник у нас в классе. Жантас всегда списывает. Только на подсказках и отвечает…
– Кажется, в роли ябеды выступаешь ты, а не он…
1. Как вы думаете, Жантас насмехался над Кожой или просто шутил? Почему?
2. Как бы вы охарактеризовали поведение Жантаса по отношению к Коже?
3. Правильно ли Кожа вел себя, отстаивая свое право на получение путевки в лагерь? Почему?
4. Уместно ли проявление соперничества одноклассников в данной ситуации? Почему?
5. Приходилось ли вам попадать в ситуацию, аналогичную описанной в повести Бердибека Сокпакбаева? Как бы вы повели себя?
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Чемпион
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Бердибек Ыдырысович Сокпакбаев
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧЕРНОГО КОЖА
— О, аллах! Что Кожа сделал людям плохого? Почему его все ругают?
Это бабушка говорит обо мне.
Я притаился в сенях и жду, что ответит аллах, но он молчит. Тогда я осторожно заглядываю в комнату и вижу: на скамейке вместо аллаха сидит комбайнер соседнего колхоза Каратай. Он разошелся со своей женой и теперь сватает мою маму.
Признаться, я не люблю этого человека. С тех пор, как он стал бывать в нашем доме, — это началось с прошлой осени — мои отношения с мамой перестали быть такими дружескими, как раньше. Когда Каратай приезжает к нам на своем старом мотоцикле, они подолгу о чем-то шепчутся, и я не должен входить в комнату.
Не понимаю, почему мама должна выходить замуж? Нам и так хорошо. После того, как погиб на фронте мой отец, мы живем втроем — я, мама и бабушка. Зачем нам Каратай с его обшарпанным мотоциклом?!
. Я делаю шаг назад и, незамеченный никем, выбегаю из сеней.
— Черный Коже! — зовет меня кто-то с противоположной стороны улицы.
Я по привычке отзываюсь и тут же сжимаю кулаки. Это крикнул мой соклассник Жантас. Он насмешник и никогда не произносит моего имени правильно. Вместо Кожа он умышленно говорит Коже, что означает «постный суп».
Я грожу ему кулаком, а он хохочет и хлопает себя по коленям. Не обращая внимания на Жантаса, продолжаю идти дальше.
. Я давно хотел спросить бабушку, кто мне дал такое нехорошее имя. По свидетельству о рождении меня зовут Кожабергеном. Но потом кто-то из них — мама или бабушка — потерял вторую половину моего имени. Скорее всего, они обе, сговорившись, стали называть меня коротко: Кожа. Теперь меня зовет так весь аул.
В школе у нас есть другой Кожа. Чтобы нас не путать, ребята зовут меня Черный Кожа, а старшего сына Суттебая — Рыжий Кожа. А такой хитрец, как Жантас, коверкает имена нас обоих.
Что я буду делать с таким именем, когда стану взрослым? Я хочу стать писателем — это уже решено. К нам в школу из Алма-Аты приезжал писатель — высокий, кудрявый, с красивым именем. Обо мне он сказал так:
— Какой подвижной мальчик!
Если бы он знал, как мне попадает за эту подвижность от классного руководителя Майкановой!
Конечно, быть знаменитым писателем очень хорошо. Тогда уж никто не упрекнет бабушку, что ее внук Кожа плохо себя ведет. И хорошо бы еще иметь такое имя, как Мурат, Ербол или, скажем, Болат, Сабит.
Раз я надумал — значит, это будет так. Бабушка говорит, что я упрямый и страшно настойчивый. Она до сих пор помнит, как я прожег ее платок. Я был тогда совсем малышом. Мне нужны были лыжи. Бабушка сказала, что никаких лыж не будет, потому что я забияка и не слушаюсь ее. Я рассердился и сгоряча бросил бабушкин платок на раскаленную плиту. Платок прогорел, а бабушка положила меня ничком на пол и дала такую взбучку, что у нее заболели руки. Но я молчал и не плакал. Потом вырвался и убежал. Когда я стану писателем, я куплю бабушке отличный платок. Но об этом я пока ей не говорю.
. Несколько дней назад я закончил пятый класс. Сейчас каникулы, и я совершенно свободен. В самом деле, как хорошо летом! Можно спать сколько угодно, ходить на речку купаться, удить рыбу или поехать на джайляу.
Так размышляя, я дошел до реки. На крутом ее изгибе есть небольшая песчаная коса. Сюда я прихожу каждый день. Тут даже лежит моя банка из-под червей.
Жаль, что я не взял с собой удочку. На закате иногда здорово клюет.
Солнце садится на том берегу в кустарники, и в воде глубоко-глубоко опрокинут золотой столб. Где-то в камышах беспокойно крякают утки, за поворотом слышны удары весел о лодку.
Я стою на берегу и смотрю, как струится вода. Она течет спокойно-спокойно.
Днем, я видел, сюда приходила купаться Жанар. Вы, должно быть, знаете эту девочку. Ее знают все. Прежде всего, это самая красивая девочка в нашей школе. У нее замечательный голос. Жанар отлично плавает, отлично поет, а как она танцует «Камажай»! С ней стоит дружить.
Почему-то мне всегда становится радостно, когда я думаю о Жанар. Мне даже приятно смотреть в ту сторону аула, где стоит ее дом. Иногда у меня появляется желание сделать что-нибудь такое хорошее, чтобы люди говорили:
— Кожа — молодец! Кожа — герой!
И чтобы об этом обязательно знала Жанар.
Я подхожу к знакомому кусту боярышника, где обычно купается Жанар, и внимательно изучаю чистый, как стекло, песок. Может быть, она что-нибудь забыла здесь, я подберу и отнесу ей.
На песке следы чьих-то босых ног. Конечно, это следы Жанар — маленькие и аккуратные. Я подхожу ближе и рассматриваю их. Потом я осторожно ставлю в эти следы ступни своих ног и так стою, не шелохнувшись. Песок теплый и нежный. Теперь я твердо знаю, что это следы Жанар. Медленно ступая по этим следам, я возвращаюсь домой. У входа в поселок следы исчезают, и мне опять становится скучно.
У нашей калитки по-прежнему стоит облезлый мотоцикл Каратая. Я не люблю эту, машину, как и ее хозяина. Со злостью я ударяю ногой по колесу и решительно иду в дом.
У порога меня встречает бабушка. Она перемешивает в кадке кумыс. Я хочу пройти мимо, но она останавливает меня за руку.
— Куда ты? Там человек. Садись здесь и покушай.
— Ну и что же, что человек, — отвечаю я сердито, — я домой иду.
Бабушка что-то ворчит мне вслед, но я ее не слушаю.
Каратай и мама, как обычно, сидят за столом у окна и о чем-то тихо разговаривают. При моем появлении они переглядываются и замолкают. Я им помешал — это видно по недовольному выражению лица Каратая. Маме тоже не понравилось мое вторжение — взгляд у нее насуплен.
Каратай неестественно улыбается и говорит:
— Эй, Кожатай, где твой салям?
Мне часто говорили, что не приветствовать старшего или знакомого человека — признак невоспитанности; чтобы не огорчить маму, я с трудом выговариваю:
— Что это ты такой сердитый? — спрашивает мама. — Или опять с кем-нибудь не поладил.
— Так просто, — отвечаю я нехотя и прохожу в угол, где стоит этажерка. Чтобы не маячить в комнате без дела, я начинаю бесцельно рыться в старых газетах и журналах, перебираю свои учебники. Что я ищу и что мне надо — я не знаю. Все мое внимание сейчас обращено на маму и Каратая.
— Весна нынче была дождливая, — как бы продолжая беседу, говорит Каратай.
Внеклассное чтение «Меня зовут Кожа» (4класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Внеклассное чтение. Дата: 12.09.15
Тема: «Б.Сокпакбаев «Меня зовут Кожа».
Цель: продолжить работу над отрывком из повести Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»;
способствовать развитию устной, выразительной речи;
сравнивать увиденное и прочитанное, находить различия и уметь доказывать;
развивать умение пересказывать текст, активизировать словарный запас учащихся;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
оборудование: фильм «Меня зовут Кожа»
2.Сообщение ты и цели урока.
3.Проверка домашней работы
Пересказ первого отрывка «Меня зовут Кожа»
4.Работа по теме урока.
Первичное чтение( чтение учителем)
Понравился ли вам этот отрывок?
Учащиеся сам-но читают « Жужжащее чтение»
На каком уроке сидел Кожа?
Что им задавали выучить?
Кто такая Анфиса Михайловна?
Чего боялся Кожа? Что он так долго ждал?
Чему он обрадовался?
Почему Кожа не выучил стихотворение?
На каком уроке Майканова спросила « Почему вчера не был на уроке?»
Кто сдал Кожу? Из-за чего он не пошел в школу?
Какой вывод сделал для себя Кожа?
Скажите, а как вы выполняете домашнее задание?
Просмотр фильма «Меня зовут Кожа»
Работа в тетради ( если успеем)
Понравился ли вам урок?
Что вам конкретно понравилось?
8.Д)з стр9-10 выр.чтение и пересказ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДA-038509
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Меня зовут кожа отрывок
«Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы
дочитаете до конца, вам кажется,
что всё это случилось с вами, и так оно всегда при вас
и останется: хорошее или плохое,
восторги, печали и сожаления, люди и
места, и какая была погода»
В казахской литературе есть автор, чьи детские повести читают и перечитывают уже несколько поколений взрослых и детей. Книга, которая прославила имя Бердибека Сокпакбаева, называется «Менің атым Қожа» («Меня зовут Кожа»).
«То, что пережито в детстве, – писал Бердибек Сокпакбаев, – не забывается никогда. Впечатления не скудеют, не охладевают. Они теплятся, как жар под слоем золы. Следует сдуть этот слой и вспыхивает огонь. » У самого писателя детство было отнюдь не лёгким, хотя и по-своему счастливым. Родился Бердибек Сокпакбаев в 1924 году в одном из горных аулов Нарынкольского района Алма-Атинской области. Мальчик рос в бедной семье, а в возрасте восьми лет лишился матери, и эта боль преследовала его до конца жизни. Первые годы своей жизни Сокпакбаев подробно описал в книге «Балалық шаққа саяхат» («Путешествие в детство»), которая вышла в 1960 году, но детские воспоминания, конечно же, присутствуют во всех книгах автора. Говорят, несмотря на жизненные трудности, маленький Бердибек отличался любознательностью и способностями. Любовь к знаниям и чтению привил мальчику его старший брат Сатылган, впоследствии погибший на войне…
Герой повести «Меня зовут Кожа» – фантазёр и шалун, он попадает в самые невероятные ситуации, но выходит из них с честью, благодаря не только своей сообразительности, но и доброму, отзывчивому сердцу, верности в дружбе. Эти качества не могут не вызывать симпатии к нему, и имя Кожа давно стало нарицательным. Из-за того, что главный герой книги не отличается особым послушанием, её долго не хотели печатать, ведь в те времена считалось, что такие герои могут быть только отрицательными, а воспитывать детей нужно на примере исключительно положительных персонажей. Сокпакбаев убедительно доказал, что у героя книги должно быть право на ошибки, он должен пройти через испытания, и только в этом случае он способен стать личностью.
Герои Сокпакбаева, в особенности, сам Кожа, – автобиографичны. Но произведения талантливого казахского писателя лишены назидательности, характерной для советской детской литературы. В них нет нравоучений. Герои Сокпакбаева – живые и непокорные, своеобразные и удивительные, как удивителен волшебный мир детства. Вырастая, мы забываем эти ощущения радостного открытия вселенной, и лишь немногие счастливцы умеют сохранить в своём сердце детскую впечатлительность и непосредственность. Именно таким взрослым талантливым ребёнком и был сам Бердибек Сокпакбаев. Вот как он вспоминает своё детство: «…Я был из тех немногих непосед, кто обычно никогда не заходил в класс, пока не прозвенит последний звонок. Меня невозможно было надолго усадить куда-нибудь вне уроков, разве что привязать».
Легендарная повесть «Меня зовут Кожа» была выпущена издательством «Детская литература» в 1957 году и мгновенно обрела популярность и разлетелась в переводах на иностранные языки по всему миру. Герои детских повестей Сокпакбаева растут в непростые послевоенные времена. Но сколько света и радости, непосредственности и озорства в их характерах! Мальчик Кожа остро воспринимает переживания своей матери, он растёт в семье без отца, у него случаются конфликты и с одноклассниками, и с учителями. Он – творческая натура, поэт, но он никогда не сдаётся и не даёт унынию овладеть своими мыслями.
Главная тема повести – это тема взросления. На наших глазах озорник Кожа становится другим, он честно пытается измениться в лучшую сторону, впервые понимая, какая ответственность лежит на его плечах. Ответственность за близких – маму и бабушку, за самого себя, за своё будущее.
Возможно, события, происходящие в жизни Кожи, нельзя назвать особенными, а его приключения лишены всякого героизма. Судьба Кожи – это судьба тысяч и тысяч его сверстников, ставших сегодня нашими бабушками и дедушками. Если вам интересно, как и чем они жили более полувека тому назад, – прочитайте книгу «Меня зовут Кожа». За реалиями старого времени вы обнаружите те же переживания и мысли, которые свойственны и вам, современным подросткам.
Ещё при жизни Бердибек Сокпакбаев стал классиком казахской литературы. Его книги выходили большими тиражами, их охотно читали в библиотеках. Писатель также создавал пьесы и киносценарии. А по его повестям «Меня зовут Кожа» и «Путешествие в детство» были сняты фильмы. Кинокартина «Меня зовут Кожа» вышла в 1963 году. В 1967 году она была удостоена премии на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Каннах. Этот фильм стал одним из самых любимых в стране, и его вполне можно назвать «культовым».
Мастерски написанная повесть «Меня зовут Кожа», основанная на быте и реалиях народной жизни той эпохи, проникнута светлой печалью и добродушным юмором. Это уникальная книга, которая пробуждает в читателях самые лучшие чувства. Ведь Бердибек Сокпакбаев всю свою жизнь, как и его герои, верил, что «птица мечты летит над миром, летит к звёздам, и никто не сможет остановить её сильный и вдохновенный полёт».
Бердибек Сокпакбаев. «Меня зовут- Кожа»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Бердибек Сокпакбаев. Меня зовут Кожа. 3 урок
продолжить работу над отрывком из повести Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»;
способствовать развитию устной, выразительной речи, развивать умение пересказывать текст, активизировать словарный запас учащихся;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
Оборудование:портретписателя, иллюстрации, запись на доске, учебник, тетрадь;
I Организационный момент
2 ряд- автобиография
Учитель читает определение литературных терминов
II Проверка домашнего задания.
Пересказ «Состязания борцов».
Давайте вспомним, что происходит на тое, посвященному Дню Чабана?
III Всесторонняя проверка знаний.
Игра «С миру по нитке»
Над отрывком какой повести работаем?
Расскажите, что вы знаете об авторе повести «Меня зовут Кожа»
— Учитель читает существительные, характеризующие героев, учащиеся должны догадаться о ком идет речь?
Слова: удивление (К), проказник(С), хитрец(С), смущение(К), позор(К), подлость(С), глупость(К), досада(К), зло(С), радость(к), трусость(С), стыд(К)
IV Закрепление пройденного материала
Чтение отрывка по учебнику стр.222-227
Составление плана для пересказа отрывка
Проверка выполнения задания.
— Кто из героев произведения вам больше понравился? Почему?
— Какие качества должен воспитывать в себе Кожа?
— Посоветовал бы ты почитать эту повесть другим ребятам? Почему?
VI Информация о домашнем задании. Прочитать всю повесть Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа»
VII Оценки за урок с комментированием
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: 108673051949
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.