меня зовут хит леджер
«Меня зовут Хит Леджер»: Рецензия Киноафиши
Исполнитель роли Джокера в «Темном Рыцаре» Хит Леджер по своей харизме и мастерству актерской игры может на равных посоревноваться с такими своими соотечественниками, как Хью Джекман, Мэл Гибсон, Рассел Кроу и Крис Хемсворт. Выходящий на экраны фильм-байопик про одного из самых известных австралийских актеров концентрируется именно на его актерской деятельности, избегая подобного описания любых бытовых деталей. Режиссеры Адриан Байтенхайс и Дерик Мюррэй словно сознательно концентрируются только на этой его стороне деятельности, в полтора часа вложив внушительное количество комментариев его родных, сюжетов, снятых в избытке самим актером и отрывков кинолент с его участием.
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
С технической точки зрения данный байопик – скрепленные комментариями родных и близких отрывки из фильмов, любительских домашних видео и кадров собственных режиссерских изысканий Леджера с бэкстейджем в сопровождении комментариев участников события. Как и в случае с «Танцовщиком», «Слишком свободным человеком» и прочими жизнеописаниями структурно данное произведение построено на наиболее значимых эпизодах жизни актера, начиная от его увлеченности актерством благодаря сестре, заканчивая воспалением легких и, собственно, смертью в 28 лет и словами актера из интервью о том, что байопик про его жизнь наверняка получится скукой смертной.
Кадр из фильма «Меня зовут Хит Леджер»
Но произведение настолько пронизано признательностью и любовью к своему персонажу, что назвать фильм скукой смертной не поворачивается язык: все же, Леджер действительно был одним из достойнейших актеров, горевших своим любимым делом, отцом, фотографом, художником, режиссером, сооснователем кинокомпании «Массы» и братом для многих начинающих австралийских деятелей искусства, приехавших в Америку. Формируется образ «настоящего братана», дружелюбного, открытого, не впавшего в высокомерие и снисходительность и вместе с тем странно надломленного, невротически дерганного, испытывающего маниакальную потребность в постоянной деятельности, как будто каждая минута на вес золота. Актер здесь скорее тот, кем его видели и кем каждый хотел бы видеть себя: знающим с самого рождения, кем он будет и чем хотел бы заниматься всю свою жизнь, ныряющим в новые впечатления с легкостью и восторженностью, пропуская каждое мгновение через себя, всегда энергичным. Идеализм произведения не является чем-то негативным: он появляется как раз из-за одностороннего взгляда на актера в стиле «о мертвых не принято говорить плохо». Целью «Меня зовут Хит Леджер» словно является не развенчание его образа гениального баловня судьбы, которому даже боги завидовали, а запечатление его образа для истории, следующих поколений, обнародование архивных видео, с помощью чего семья Леджеров и кинематограф словно делится со всем остальным миром утратой. Каким бы Хит Леджер ни был человеком, в фильме он в первую очередь актер и друг.
Кадр из фильма «Горбатая гора»
Расписание и покупка билетов на фильм «Меня зовут Хит Леджер»
МнениеХит Леджер: Человек, ставший жертвой мифа
о самом себе
В Москве, Петербурге и Новосибирске покажут документалку «Меня зовут Хит Леджер»
ТЕКСТ: Роман Навескин
В МОСКВЕ ПРОХОДИТ РЕТРОСПЕКТИВА ХИТА ЛЕДЖЕРА — Джеймса Дина для поколения миллениалов. Серия показов открылась премьерой документального фильма «Меня зовут Хит Леджер». Роман Навескин рассуждает, что не так с типовым панегириком выдающемуся актёру и почему лента, сталкивающаяся с голливудским мифом о творце, приносящем себя в жертву, тем не менее, достойна внимания.
Нельзя сказать, что документалка «Меня зовут Хит Леджер» развенчивает миф, великую легенду об одержимом идеальной игрой актёре — эдакой реальной версии «Чёрного лебедя» Аронофски. Для этого он слишком степенный и последовательный, как поминки с друзьями умершего: тут либо хорошо, либо никак. И эта, в общем-то, качественная и по-своему крепкая кинозамена статьи в Википедии справляется со своей задачей: кричать «ура» человеку, его творчеству, энергии жизни.
И всё-таки последняя (и без шуток — великая) роль Хита Леджера витает тревожным демоном и в начале, и в середине, и в конце фильма. Сперва намёками: актёр то упадёт без сил в последний съёмочный день, то признается в любви Курту Кобейну, то начнёт принимать таблетки от бессонницы. Но когда, наконец, повествование подходит к той самой роли, смысловому ядру всей биографии, а может, и жизни Хита Леджера — напряжение растворяется. Взглянуть из любопытства в чёрное зеркало художника не получается. Или в этом и есть хитрая задумка канадских режиссёров Адриана Бьютенхьюиса и Дерика Мюррея? Увы, вряд ли: Мюррей — известный подельщик, который штампует «трагические биографии» со скоростью конвейера. На его счету уже такие фильмы, как «Я — Брюс Ли», «Я — Стив Маккуин», «Я — Дейл Эрнхардт» (кто?), «Я — Крис Фарли» (кто-кто?), «Я — JFK» (уже лучше). Теперь вот «Я — Хит Леджер». Видимо, придётся разбираться с мифом о Хите Леджере самим.
Актёрство подталкивает к суеверности. Начать съёмки нельзя, не разбив тарелку. Если сценарий упал — на него надо обязательно сесть.
И главное: можно играть роль, но нельзя играть с ролью
Когда-то рациональное сознание нанесло искусству родовую травму — намекнув, что искусство, вообще-то, необязательно — можно и без него. Превратно интерпретируемая социология только ухудшила ситуацию, добавив, что эстетика и самореализация — лишь вишенки на пирамидальном торте Маслоу. Искусству приходилось и приходится защищаться от этих нападок до сих пор. Может, оттого оно и реконструирует свою же мифологию, снова и снова доказывая всем собственную ценность и значимость — через сверхусилие художника. Художник должен лезть из кожи вон, работать в сто раз усерднее инженера, чтобы доказать «нужность». А усерднее работая, усерднее превращаешься в отработку. В этой парадигме рок-звезда должна сгореть на сцене, писатель — покончить с собой, познав человека. Что по этой логике должен актёр? Слиться с ролью и сойти с ума.
Всё указывает на то, что подобное случилось с Хитом Леджером: войдя в образ Джокера в «Тёмном рыцаре», Леджер якобы так и не смог из него выйти. Маска приросла к лицу, а мрачные идеи Джокера — о саморазрушении, безумии — пустили корни в светлую душу актёра, помрачив его рассудок. Уже стала легендарной история из препродакшна «Тёмного рыцаря»: Хит Леджер говорит на разные голоса, запершись в одиночной квартире с перевёрнутыми картинами на стенах. В перерывах он пишет в «дневник Джокера» — в том числе список забавных, по мнению персонажа, вещей (например, СПИД). И так несколько месяцев. Финал: депрессия, передоз от шести лекарств. И на последней странице того самого дневника Джокера — надпись «bye bye».
Специфика актёрской профессии, лицедейства подталкивает к суеверности. У актёров и киношников не бывает «последних фильмов» или «последних смен» — только «крайние». Начать съёмки нельзя, не разбив тарелку. Нельзя выносить мыло из гримёрки, а заходить в неё нельзя с правой ноги. Если сценарий упал на землю — на него надо обязательно сесть. И главное: можно играть роль, но нельзя играть с ролью.
Сегодня поп-трансгрессия Голливуда (необходимость ощупать границы дозволенного) направлена скорее на то, чтобы лишь создать иллюзию жертвенности, оградив актёров от реальной психической опасности. Кристиан Бэйл, Джаред Лето, Майкл Фассбендер, Мэттью Макконахи, другие герои Голливуда — кто из них не морил себя голодом для заветной роли? Не истязал тренировками? Не создавал себя заново для роли, несмотря на угрозы здоровью (пусть и под контролем лучших в мире тренеров и диетологов)?
Культурный миф о «проклятой роли» Джокера оказался столь эффектным, что, как блуждающий дух, покинул остывшее тело Леджера и вселился в другого — на этот раз зрителя
«Говорящие головы» в кадре документалистов Бьютенхьюиса и Мюррея миф этот пытаются развенчать — только вяло и не очень убедительно. Агент Леджера Стивен Александер вообще утверждает, что и самой депрессии не было, а вышел несчастный случай — сам Хит Леджер жизнь любил, как никто другой. Но тот же Александер, который с экрана говорит о мгновенном согласии актёра на роль Джокера, в 2009 году заявлял, что Леджер пытался саботировать проект — получить гонорар, но при этом добиться своего увольнения. Он же утверждал, что якобы Леджер эксцентрикой своей актёрской игры хотел напугать продюсеров и ускорить этот процесс — что звучит совсем грязно и неубедительно.
Противоречий в этом сверхсубъективном фильме — навалом, на то он и фильм-воспоминание: то Хит Леджер снобски плюётся от роли Человека-паука, то хватается за Джокера — и так далее. Теперь, после смерти, он навсегда стал загадкой, унеся в могилу свои трактовки ролей, свои мысли, искусство, перспективы и горизонты. И при всей усреднённости фильма «Меня зовут Хит Леджер» посмотреть его всё-таки стоит. Во-первых, как прелюдию к последующим фильмам ретроспективы: «Тёмный рыцарь», «Кэнди», «История рыцаря» и «Четыре пера». Во-вторых, для вдохновения. Наконец, ради хоум-видео Хита Леджера — оно-то и есть настоящее, чистое искусство.
Фотографии: Warner Bros., Focus Features, Columbia Pictures Corporation
Семья и друзья Хита Леджера о последних днях актера: «Он был крайне несчастен»
Новости
В преддверии выхода нового документального фильма «Я Хит Леджер» (I Am Heath) друзья и семья покойного актера Хита Леджера рассказали о его последних днях. Близкие люди Леджера сообщили, что до самого конца он страдал как физически, так и эмоционально, особенно после расставания с матерью его единственной дочери Матильды — Мишель Уильямс.
Старшая сестра актера Кейт рассказала изданию People, что она была одной из последних, с кем Хит говорил перед смертью. По признанию сестры, в последние дни у Леджера был бронхит и она предупредила его, чтобы он был осторожен при употреблении лекарств. А он ответил ей: «Кети, ну конечно!»
В ночь перед его смертью мы шутили и смеялись. Причиной был Хит, который пугал нас тем, что сделает пирсинг в носу нашей младшей сестры Эшли. А затем он сказал: «Я должен идти, позвоню тебе утром в 8:30»,
— рассказала Кейт о последнем диалоге с братом.
Последнее, что успела сказать ему Кети в тот вечер:
Хит Леджер и Мишель Уильямс
Певица и автор песен Mia Doi Todd считает, что Хит был в таком подавленном состоянии из-за работы: он снимался сразу в двух проектах и из-за этого находился далеко от своей дочери. Эта разлука была невыносима:
Я чувствовала, что разлука с Мишель подталкивает его к краю. Он не был идеальным отцом и партнером для матери ребенка — это сильно подавляло его.
Джерри Греннелл, преподаватель вокала, также рассказал изданию People о состоянии Леджера:
Он скучал по своей девочке и по семье. Он был крайне несчастен. Хит принимал снотворное, но таблетки не помогали. Однажды Хит сказал, что решил остановиться.
К сожалению, остановиться Хит так и не смог. 22 января 2008 года он был найден мертвым в своей нью-йоркской квартире. СМИ сообщили, что 28-летний актер принял коктейль из болеутоляющих и транквилизаторов, что вызвало интоксикацию организма и в итоге привело к смерти.
Хит Леджер. Кадр из трейлера фильма «Я Хит Леджер»
Между тем, Матильда, по словам сестры Кейт, является самым большим достижением и наследием покойного актера:
Я все еще очень привязана к Хиту. Я чувствую связь с ним благодаря его прекрасной дочери Матильде. Она очень похожа на него. Все напоминает в ней Леджера.
Ранее Кейт не могла видеть Матильду без слез из-за такого сходства с отцом, но теперь все изменилось.
Сейчас я действительно рада, что могу видеть Матильду и быть счастливой, чувствуя энергию Хита через нее,
Кроме этого сестра надеется, что новый документальный фильм о Леджере поможет и Матильде увидеть это сходство.
Напомним, что недавно телевизионная сеть Spike TV опубликовала на просторах интернета трейлер документального фильма «Я Хит Леджер» (I Am Heath Ledger), посвященный голливудскому актеру. Лента, создать которую помогли родственники, коллеги и близкие друзья Леджера, содержит кадры из семейных фото- и видеоархивов, а также трогательные рассказы о звезде, которыми поделились его знакомые.
Мишель Уильямс с дочерью Матильдой
Хит Леджер. Кадр из трейлера фильма «Я Хит Леджер»
Мишель Уильямс
Синемафия
«Меня зовут Хит Леджер»: ретроспектива актера
В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске арт-объединение CoolConnections покажет документальный фильм об актере. В Москве также пройдет ретроспектива фильмов Хита.
В этом году Хиту Леджеру могло бы исполниться 38 лет, но ему навсегда — 28. По нелепой случайности погибший актер, которого нам очень не хватает — и не только нам, его зрителям, но и в первую очередь его друзьям и близким.
В память об актере режиссеры-документалисты Деррик Мюррей и Адриан Буйтенхуис сняли фильм, в котором показали любительские записи Хита, интервью с его коллегами, друзьями и родными.
Арт-объединение CoolConnections совместно с посольством Австралии проводит в ретроспективу фильмов актера и показ документального фильма о нем.
Синемафия рассказывает, что войдет в ретроспективу — о том, какие фильмы нельзя пропускать, мы говорить не будем; посмотреть стоит их все.
«Меня зовут Хит Леджер» (I Am Heath Ledger, 2017)
Режиссёры: Деррик Мюррей и Адриан Буйтенхуис
Документальный фильм представляет собой серию интервью с родными, близкими и коллегами Хита, а также использует его неофициальные видеозаписи.
Критики, посмотревшие фильм, называют его очень искренним и душевным; это не расследование ради раскрытия тайных пороков, это просто рассказ о человеке, которого очень любили — и любят до сих пор.
«Темный рыцарь» (The Dark Knight, 2008)
Режиссёр: Кристофер Нолан
В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Мэгги Джилленхол, Аарон Экхарт, Гари Олдман, Морган Фриман, Майкл Кейн
Фильм, не нуждающийся в представлении — вторая лента триптиха Кристофера Нолана о Бэтмене порвала прокат, заставила критиков всерьез воспринимать супергеройское кино, на долгие годы стала образцом для подражания в жанре.
Роль, принесшая Леджеру — посмертно — «Оскар», была сыграна так, что заставила скептиков забыть о сравнениях с Джеком Николсоном в том же образе; то, что сделал Хит, было не оммажем предыдущим исполнителям и не было ролью пародийной. Джокер Леджера одновременно завораживает и пугает; от него на экране невозможно оторваться.
Если вы никогда не видели фильм в оригинале — то не пропустите эту возможность: при всем уважении к дубляжу, нужно слышать, как играет Джокера Хит.
«Четыре пера» (The Four Feathers, 2002)
Режиссёр: Шекхар Капур
В ролях: Хит Леджер, Кейт Хадсон, Уэс Бентли, Джимон Хонсу, Крис Маршалл, Майкл Шин
Леджер играет британского офицера, который по этическим соображениям подает в отставку — а его все друзья и даже невеста начинают считать трусом; в знак презрения они присылают ему четыре пера, так как перо — символ трусости. Когда же его друзьям требуется помощь, герой без тени сомнения бросается им на выручку в охваченный войной Судан…
История о дружбе и мужестве в исполнении индийского режиссера Капура приобрела яркие, почти анилиновые оттенки; зато суть ее — та же, что экранизируемом романе 1902 года выпуска, — осталась неизменной.
«История рыцаря» (A Knight’s Tale, 2001)
Режиссёр: Брайан Хелгеленд
В ролях: Хит Леджер, Марк Эдди, Руфус Сьюэлл, Шэннон Соссамон, Пол Беттани, Беренис Бежо
«История рыцаря» на самом деле рассказывает историю вовсе не рыцаря, а простого парня по имени Уильям, который всю жизнь рыцарем быть мечтал, но — из-за происхождения — не мог. Он служит оруженосцем, и, когда его господин умирает, надевает его доспехи, хоть так реализуя собственную мечту.
Наверное, тот самый фильм, благодаря которому о Леджере узнали все. Да, у него к тому моменту уже были роли второго плана в больших голливудских фильмах («Патриот»), и даже главные роли («10 причин моей ненависти»), но именно «История рыцаря» показала всем, что он может сыграть настоящего героя. Роль положительного со всех сторон персонажа, за которым интересно наблюдать и который не кажется скучным — это та еще задача, и с ней Леджер справился блестяще.
«Кэнди» (Candy, 2006)
Режиссёр: Нил Армфилд
В ролях: Хит Леджер, Эбби Корниш, Джеффри Раш, Том Бадж, Тони Мартин
Драматическая история о наркоманах — прекрасных, замечательных юноше и девушке, у которых помимо любви друг к другу есть разрушительная страсть к героину. Три главы фильма — «Рай», «Земля» и «Ад» — рассказывают о том, во что превращается их жизнь по мере того, как они увязают в зависимости.
Несмотря на то, что заглавная роль — женская, фильм почти поровну делит внимание между главными героями; Эбби Корниш и Хит Леджер показывают настоящий мастер-класс парной игры, когда партнеры не пытаются отвлечь внимание только на себя, а играют так, чтобы зритель получил максимальное представление об обоих персонажах.
Подробно познакомиться с расписанием ретроспективы и приобрести билеты можно на сайте.
Хороший, плохой, долбанутый
Вадим Рутковский
9 июня 2017
Хит Леджер – герой мини-ретроспективы, включающей свежий документальный байопик и четыре хита нулевых
Факт: австралийский парняга Хит Леджер – один из самых ярких актеров новейшего времени. Символ кино нулевых (которое казалось пресноватым только в сравнении с буйными 1990-ми, а из неоконсервативного настоящего выглядит ещё как бодро), звезда Голливуда (в который артист перебрался в 1998-м, уже став звездой на родине), плейбой, беспрестанно подкармливавший таблоиды романами с актрисами класса «А», и трагический герой, вписавшийся в некроромантическую галерею тех, кто жил быстро и умер молодым.
Мини-ретроспективу большого актера открывает новейший неигровой фильм «Меня зовут Хит Леджер» (I Am Heath Ledger, 2017), четко сделанный по канонам грамотного документального байопика.
Уйма интервью – с родителями, сестрой, друзьями детства, агентом, партнерами по площадке, режиссерами и подругами. Кадры со съёмочных площадок, домашние архивы, уникальные видеоматериалы, снятые самим Леджером, не чуравшимся здорового нарциссизма. Каталог всех его увлечений – от шахмат, серфинга и путешествий до отцовства и музыки. Осмысленный монтаж – и кадр с Хитом на карнавале в Венеции не может не напомнить о роли Казановы (и кто бы ещё в прошедшем десятилетии так справился с этим славным характером?).
Почти всё, что можно узнать о Хите – только без «желтизны» и «жареных фактов», исключительно в формате героизации экстраординарного человека (кто-то добавит к этой фразе «увы»).
В фильме мелькает фото, на котором Хит позирует у фотографии «Have a very nice day – Drive Safe»: сам артист уж точно никогда не следовал «безопасному вождению» по дорогам жизни.
Про них, эти извилистые духовные тропы и поиски себя – самый экзотический фильм Леджер-феста, «Четыре пера» (The Four Feathers, 2002), батальный кинороман, сага про любовь, дружбу и судьбу, разыгравшаяся во времена, когда Англии принадлежало полмира.
Герой Леджера – Гарри Фэйвершэм, молодой человек богатой и знатной фамилии, офицер британских королевских войск, первый гуляка, лучший регбист и дамский угодник.
Он бросает службу в неподходящий момент, когда друзья-однополчане отправляются наводить порядок в колонизированный Судан. Причиной, побудившей Гарри выйти в отставку, стала помолвка, но друзья и невеста не простили пацифизма, сочтя за трусость желание мирного пирка и свадебки. И вручили Гарри четыре белых пера, оскорбление хуже плевка в лицо – утереться не получится. И вот Фэйвершэм пускается вослед однополчанам, приняв облик заросшего бородой африканского бедуина. Сам погибать, а товарища выручать он не стесняется и храбрость свою, конечно, доказывает, но действует как-то не по-гусарски, иррационально, по наитию. Едва не гибнет в пустыне, восполняя угасающие силы верблюжьей кровью. Вместе с чернокожим наемником попадает в тыл врага. Безуспешно пытается предупредить своих, неуклюже воюет, в конце концов, осознанно становится пленником суданских повстанцев, чудом вызволяя себя и друзей из заточения.
Режиссер Шекхар Капур выдал этот приключенческий эпос со странностями после жестокой «Королевы бандитов» и открывшей миру Кейт Блэншетт «Елизаветы». Его версия классического романа про перья бесчестья (этот текст экранизировался раз 15 точно) импульсивна, смятенна и лихорадочна.
Раскаленное путешествие Леджера-Фэйвершэма Капур использовал не только для создания дорогого костюмного боевика со стрельбой и рукопашными (хотя и того, и другого достаточно), но как повод для эзотерической драмы о трипе к тайникам собственной души.
Которая, как известно, потемки; отсюда и сбивчивая речь, и все иные странности.
На причуды комического толка щедра «История рыцаря» (A Knight’s Tale, 2001), непотребная средневековая фантазия с милыми анахронизмами, первая встреча Леджера и режиссера Брайана Хельгеленда, умницы-постмодерниста (и одного из лучших голливудских драматургов наших дней).
Именно идол тинейджеров Леджер вдохнул и современность, и жизнь в байку о безродном оруженосце, эдаком Айване-дурачке (точнее, Уильяме, но не суть), присвоившем доспехи господина, чтобы участвовать в рыцарских турнирах.
Хельгеленд и Леджер не расстались и на следующем проекте – жутком и веселом хорроре «Пожиратель грехов».
Громкий австралийский фильм «Кэнди» (Candy, 2006) – из тех, где Леджер демонстрирует темную сторону своей актерской силы: он играет героинщика, проходящего безрадостный путь – от творческого и любовного запоя к существованию заурядного человека.
Квинтэссенция тьмы, азартно сгущенной Леджером, – Джокер из «Темного рыцаря» (The Dark Knight, 2008), принесший актеру посмертную премию «Оскар» за роль второго плана.
Вполне новаторский персонаж, радикально отличный от адского весельчака, сыгранного Джеком Николсоном в «Бэтмэне» Тима Бертона: