меня вода рождает а я ее
Русские народные загадки
про воду, реки и водоёмы
Yandex.Share
Баба, прорубь, вёдра
Крыса в яму лезет,
две торбы на шее.
Берега и лёд
Дровни помчались,
а оглобли остались.
Болото
Где нельзя
ни ходить, ни ездить?
Не море, не земля,
корабли не плавают
и ходить нельзя.
Без рук, без ног
на гору ползёт.
Еду, еду — следов нету;
оглянусь — смерти боюсь.
Еду, еду — следу нет;
куда ни заеду —
из ухаба не уеду.
Еду, еду — следу нет;
режу, режу — крови нет;
рублю, рублю — щепок нет.
Кто сильнее
всех на свете?
Чего кругом избы
не обнесешь?
Чего на свете
нет буйнее?
Что без умолку?
Что в гору
не выкатить?
Что в решете
не унесёшь?
Что в руках
не удержать?
Что слаще на свете?
Что у нас без устатку?
Что шумит без ветра?
Вода в решете
Что вкруг избы не обнесёшь?
Вода и лёд
Кабы ты не родился,
и я бы не помер.
Мать меня рождает,
а я — её.
Сперва я тебя рожу,
потом ты меня; можно тебя назвать
моей дочерью и матерью.
Вода и огонь
Какая сестра сильнее брата?
Сестра сильней брата.
Вода под мельницей
Под мостом, мостом
дерутся баран с козлом.
Сивко бежит,
только грива мельтешит.
Вода подо льдом
Без стуку,
без гряку
мост помощен.
Мостится мост без досок,
без топора, без клина.
Под дерюшкой: шлёп! шлёп!
(хлюп! хлюп!)
Стоит на воде водяной мост.
Вода подснежная
Идёт Егор
с высоких гор,
ковром покрыт,
скобой прибит.
Вода прибылая
Без рук,
без ног,
на гору ползёт.
Водопад
День и ночь кричит,
а голос не уста(н)ет.
День и ночь шумит,
а голос не погаснет.
Волна
По морю идёт, идёт,
а до берега не дойдёт —
тут и пропадёт.
Кол в воде
Стоит в воде по горло,
а не напьётся.
Ледоход (ледоплав)
Василий поезжает,
Василиса плачет:
«Не плачь, Василиса,
я осенью приеду,
тебя не забуду».
Оглобли остались,
а дровни помчались.
Зимой греет,
весной тлеет,
летом умирает,
осенью оживает.
На море не тонет
и в огне не горит.
Не драгоценный камень,
а светится.
Ни в огне не горит,
ни в воде не тонет.
Чист, ясен как алмаз,
но дорог не бывает,
от матери рождён
и сам её рождает.
Я вода,
да по воде же и плаваю.
Лёд и река
Долга, долга Олёна
одной шубой покрылась.
Кадка стара,
покрышка нова.
Конь бежит,
а шкура лежит.
Идёт Егор
с высоких гор:
ковром покрыт,
скобой прибит.
Стоит на воде
водяной мост.
Текло, текло —
а легло под стекло.
Чан-величан —
нова покрышка.
Чан-молчан —
серебряна покрышка.
Какая мать своих дочерей сосёт?
Кругом вода,
а с питьём беда.
Отражение в воде
Перед нами —
вверх ногами,
перед тобой —
вверх головой.
Белый как снег,
дуется как мех,
бултых — и в воду.
Порог на реке
Без ветра шумит,
без крыльев летит,
без кореньев растёт.
Прорубь
В новой стене,
в круглом окне,
днём стекло разбито,
за ночь вставлено
(к утру снова цело).
Днём стекло разбито,
ночью вставлено.
Шуба нова,
на подоле — дыра
(и видна вода).
Посреди поля
лежит зеркало:
стекло голубое,
рама зелёная.
Пруд замёрзший
Старо лукошко,
новый покрой.
Бежит, а не человек.
Без рук,
без ног,
а бежит.
Бурка бежит,
а оглобли стоят.
В неё льётся,
из неё льётся,
сама по земле плетётся.
Зимой скрываюсь,
весной появляюсь,
летом веселюсь,
осенью спать ложусь.
Зимой — спит,
а летом — шумит
Зимой — ходят,
а летом — ездят.
Иван бежит,
а сам кричит
и всех на себе носит.
Идёт, идёт,
а пройти не может.
Летом бежит,
а зимой стоит.
Между гор
бежит конь вороной.
Мету, мету —
не вымету,
гоню, гоню —
не выгоню,
еду, еду —
Следу нету.
Не конь, а бежит,
не лес, а шумит.
По какой дороге
полгода ездят
и полгода ходят?
Сани бегут,
самокатки бегут,
а оглобли стоят.
Санки бежат,
а оглобли лежат.
Течёт, течёт —
не вытечет,
бежит, бежит —
не выбежит.
Ходит без ног,
рукава — без рук,
уста — без речи.
Что бежит без повода?
Что без умолку?
Что шумит
без ветра?
Река весной
Есть мать, как вырастут у ней
большие дети — всех пожирает.
Мать детей сосёт.
Река, вёсла
Еду, еду —
нет следу,
рублю, рублю —
щепок нет.
Река, дорога, изгородь
Кто такие
три кривые?
Река зимой (замёрзшая)
Бежит конь
промеж гор,
скубом сбит,
ковром накрыт.
Бежит конь
с крутых гор,
ковром одет,
гвоздьми прибит.
Гола Матрёна
для всех страшна,
а лубком же покрыта
для всех ходка.
Сям пересям —
крыша нова,
пересыпка бела.
Река и берега
Два брата через мать
друг на друга глядят.
Два братца
в воду глядятся,
век не сойдутся.
Воронко (Бурка) бежит,
а оглобли стоят.
Сани бегут,
а оглобли стоят.
Сестра на сестру смотрят,
а вместе не сходятся.
Река и обкошенные берега
— Долгая долгушка,
ты куда пошла?
— А тебе, стрижена губа.
что за нужда?
— Косо, лукаво,
ты куда плывешь?
— Стрижено, брижено,
тебе что за дело?
— Крива, коса,
куды пошла?
— Брита губа,
на што тебе?
— Криво да лукаво,
куда побежало?
— Стрижено да брито,
дела тебе нету!
Река, берег, трава (камень, вода, трава)
Бежит,
лежит,
колыбается.
Один лежит,
другой бежит,
третий кланяется.
Один говорит:
«Давай, побежим!»
Другой говорит:
«Давай, полежим!»
А третий:
«Давай, помотамся!»
Один говорит: «Побежим!»
Другой говорит «Полежим!»
А третий говорит: «Помолимся».
Один говорит:
«Побежим, побежим!»
Другой говорит:
«Полежим, полежим!»
А третий (говорит): «Пошатаемся!»
Один говорит:
«Побежим! Побежим!»
Другой говорит:
«Постоим! Постоим!»
Третий говорит:
«Пошатамся! Пошатамся!»
Одна говорит: «Постоим!»
Друга: «Побежим!»
Третья: «Помотаемся!»
Три брата (Было трое братьев), —
один говорит: «Я полежу»;
другой говорит: «Я посижу»;
третий говорит: «Я пошатаюсь».
Ручей
Бежит бычок —
золотой рожок.
Бежит из котелка,
а выбежать не может.
Без языка, а говорит,
без ног, а бежит.
Выпить — не выпить,
вылить — не вылить.
Между гор,
между дол
бежит белый конь
(бежит конь вороной).
Цилайдат
да вилайдат
под угол бежит.
Чирандо, вырандо
за огородом гнётся.
Чирандо-выранто
под огороду гнетётся.
Сосулька
Белая морковка
зимой растёт.
Выросло, повыросло,
из бороды повылезло,
солнышко стало,
ничего не стало.
Что вверх корнем
растёт?
Что растёт
вверх ногами?
Что это за дерево
вниз вершинами растёт?
Стремнина
Под мостом,
под яростом
лежит кафтан
раструбистый.
Внеклассное мероприятие по физике «Познавательное путешествие»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
Разработала учитель физики и математики
Внеклассное мероприятие по физике «Познавательное путешествие»
для учащихся 7 – 8 классов
Цели: развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, развитие познавательных способностей, развитие мышления.
Организация и проведение
В игре участвуют команды учащихся 7 – 8 классов по 6 человек. После вступительного слова организатора игры каждая команда получает маршрутный лист с порядком прохождения маршрута. В конце игры команды снова собираются, организатор подсчитывает сумму баллов у каждой команды и выявляются победители.
Учащимся предлагается за 5 минут отгадать как можно больше загадок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Две сестры качались, правды добивалась, а когда добились, то остановились.
2. Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою всякий может
видеть, но никто не слышит.
3. На стене висит тарелка, на тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает.
4. В воде купался, а сух остался. (Гусь)
5. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Тепло)
6. Меня вода рождает, а я, ее. (Лед и вода)
7. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба)
8. По тропинкам я бегу, без тропинки не могу. Где меня, ребята, нет, не зажжется в доме свет.
9. Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. (Реостат)
10. Лежит на земле, ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить. (Тень)
11. Если вес уменьшить свой
Хочешь быстро без диет,
В ванну сядь и кран открой –
Так придумал… (Архимед)
12. И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане.
А ведет нас за собой.
13. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
14. То как арбузы велики,
То словно яблоки мелки.
Они не могут говорить,
Но могут вес определить.
15. Весь век идет Еремушка,
Ни сна ему, ни дремушки.
Шагам он точный счет ведет,
А с места все же не сойдет
Учащимся каждой команды предлагаются по 3 отрывка из художественных произведений с вопросами. (Задания выбираются как билеты на экзамене). За каждый правильный ответ с первого раза команда получает 5 баллов. Если возникают затруднения, то они просят помощи у ответственного за станцию, но при этом количество полученных баллов уменьшается. Чем больше подсказок, тем меньше баллов получает команда.
Купив на базаре отличный кусок баранины, человек принес его домой в мешке.
Я сказал, что там лед, чтобы кошка не узнала.
Какое физическое явление помогло кошке обнаружить мясо?.
Шерлок Холмс пошарил в ящике и достал стеклянный флакон с изящной пробкой. Внутри флакона лежали золотые монеты. Холмс попытался вытащить пробку, да не тут-то. Притертая пробка сидела туго. «Очень большое усилие прикладывать опасно, горлышко может лопнуть и порезать руку. Впрочем, сейчас пробка вынется легко » Он совершил некоторые действия, и, действительно, пробка стала выниматься совершенно свободно.
Какие действия совершил Шерлок Холмс?
Из шведской сказки «По заслугам расчет».
Взял человек длинную палку, сдвинул камень и освободил змея.
Какой механизм использовал человек для освобождения змея? Почему выбрана длинная палка?
Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению ее горячо было держать в руках?
Почему у него возникла эта мысль?
Правильно ли поступил Коваль-Богатырь, когда решил переждать грозу под дубом? Каковы правила поведения во время грозы?
«Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни».
Почему лягушка упала дальше пруда?
Мой дядя проплыл три километра за час с четвертью, а назад за три минуты.
Чем же это объясняется?
Он заметил, как какой-то бродяга схватил его вещи на берегу.
С какой скоростью тыл «дядя» в одну и другую сторону?
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: „Ловись, рыбка, и мала и велика!» Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает: Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни, волчий хвост!» Хвост и замерз.
Почему хвост мерз? Какие виды теплопередачи здесь имеют место? Почему лисица повторяла: „Ясни, ясни на небе звезды»?
Надвигался ураган. Утенок заскочил в дверь избушки. «В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти».
Почему кот «испускал искры», когда его гладили?
— Не знаю, я к нему термометра не прикладывал!
Какое смысл названия «холодное оружие»? Почему ножи, вилки, другие металлич* предметы на ощупь кажутся холодными?
Из африканской сказки «Цимона Мам-бу, ясновидец»
Цимона Мамбу продолжил путешествие. Вскоре он набрел на ручей, который тек не вниз, а снизу вверх: вода, весело журча, взбиралась в гору.
Возможно ли, чтобы вода, «весело журча, взбиралась в гору»?
Игра «Домино». За 5 минут учащиеся должны собрать правильную цепочку. За каждое правильное соответствие команда получает 1 балл. Если вся цепочка составлена правильно менее, чем за 5 минут, команде присуждается в качестве бонуса 5 баллов.
В аквариуме плавают рыбки
Трогаясь с места, автомобиль забуксовал на скользкой дороге
Войдя в дом, Дима сразу почувствовал приятный запах яблочного пирога
Сильно нагревается в жаркую погоду
Водитель автобуса резко затормозил, и все пассажиры наклонились вперед
Девочка при шитье уколола иглой палец
Можно перелить из одного сосуда в другой
Оля склеила скотчем порванную страницу своей любимой книги
Миша вылепил из пластилина слона
За окном тихо опускался на землю первые снег
Врач набирает лекарство в шприц
Чтобы поднять тяжелый камень папа взял длинную палку
Пошел дождь, и асфальт быстро стал мокрым
Учащимся необходимо отгадать о каком ученом идет речь, используя 3 подсказки.
2. В 1748 году он сочинил поздравительную оду императрице Елизавете, за что получил награду 2000 рублей. В 1749 году он создал химическую лабораторию. Он имел мастерскую, в которой изготовлял мозаичные картины из цветного стекла, которое сам производил. (7 баллов.)
3. Его считают основоположником механической теории теплоты и кинетической теории газов, физической химии, одним из основоположников атомно-молекулярного учения, одним из авторов закона сохранения массы и энергии. (3 балла.)
2. В 1773 году он со своей командой впервые в истории мореплавания пересек Южный полярный круг. (7 баллов.)
3. Он погиб бесславно во время своего третьего путешествия от рук туземцев, а в шутливой песенке поется о том, что его съели аборигены. (3 балла)
1. Он увековечил свое имя на карте России, хотя русским не был. (10 баллов.)
2. Существует пролив, соединяющий два океана, носящий его имя. (7 баллов.)
3. Восточное побережье России омывает море, входящее в бассейн Тихого океана, названное его именем. (3 балла.)
1. Совершая кругосветное путешествие, дал название одному из океанов, которое совершенно не соответствует действительности. (10 баллов.)
2. В его честь назван пролив, разделяющий два материка. (7 баллов.)
3. Первым совершил кругосветное путешествие. (3 балла.)
1. Для того чтобы отстоять свой проект, он семь лет скитался по пыльным дорогам Испании за королевской четой в ожидании аудиенции. (10 баллов.)
3. Этот человек открыл Америку. (3 балла.)
1. Он, будучи профессором математики, большую часть своих занятий посвящал оптике. Написал «Новую теорию света и цветов», изготовил телескоп-рефлектор. (10 баллов.)
2. Он провел необходимую для экономики Англии денежную реформу. Был директором Монетного двора и президентом Лондонского Королевского Общества. (7 баллов.)
3. Наиболее значителен его вклад в развитие механики. Он систематизировал свои результаты в этой области в труде «Математические начала натуральной философии». (3 бота.)
1. Он изменил стиль научной литературы, приблизив ее к художественной и сделав ее доступной большому количеству потенциальных читателей. Чтение его книг не требует ни чрезмерной эрудиции, ни особого усердия: большинство научных сочинений итальянского ученого читаются так же легко, как и художественные произведения того времени. (10 баллов.)
3. Он явился основоположником теории свободного падения, открыл явление инерции. (3 балла.)
1. Был одним из руководителей обороны города Сиракузы от войск Рима. Предание говорит, что когда римский солдат замахнулся на этого ученого мечом, тот воскликнул: «Не трогайте мои чертежи!»
2. Греческий ученый и изобретатель, решил множество практических задач по математике и физике.
3. Нашел правила вычисления площадей и объемов различных тел.
Каждой команде предлагается вспомнить пословицы, поговорки, используя перевертыш. (1 балл за правильный ответ)
2. Гладь дерево, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)
4. У леса кипарис валялся. (Во поле береза стояла)
5. Плоха вилка на завтрак. (Хороша ложка к обеду.)
6. Тащится как колбаса в воде. (Катается как сыр в масле.)
7. Стоять на одном острове. (Идти за три моря.)
8. Не всегда в математике сахар. (Только в физике соль.)
9. Яйца весной не считают. (Цыплят по осени считают.)
Команде необходимо быстро и правильно ответить на блиц-вопросы.. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
1. С одинаковой ли скоростью движутся молекулы в холодной и горячей воде?
2. Может ли капля растительного масла беспредельно растекаться по поверхности воды?
3. Изменится ли объем газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 1 л в сосуд вместимостью 2 л?
4. В каком направлении упадет человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?
5. В какую сторону отклоняются пассажиры автобуса при его повороте направо?
6. Сколько кг содержит 2,5 т?
7. Какая сила удерживает тела на поверхности земли?
8. Как называется прибор для измерения скорости?
9. Может ли золото находиться в газообразном состоянии?
10. Можно ли тушить горящий керосин водой?
11. Какая величина обозначается буквой F?
12. В какое время года провода провисают сильнее?
13. Почему вода течет вниз?
14. Что легче 1 кг пуха или 1 кг гвоздей?
15. Кто является изобретателем радио?
16. Как называют воздушную оболочку Земли?
17. Какая физическая величина равна отношению пройденного пути ко времени прохождения?
18. Происходит ли диффузия в твердых телах?
19. Единица измерения давления.
20. Можно ли вскипятить ведро воды на спиртовке?
Команда разгадывает кроссворд в течение 10 минут. За каждое верно отгаданное слово команда получает 1 балл.
По горизонтали: 5. Самый легкий, но взрывоопасный газ, применяется в воздухоплавании. 9. Часть рычажных весов. 10. Гладкий цилиндрик, применяется в подшипниках качения, рассчитанных на большие давления. 11. Научное предположение. 12. Прибор для измерения давления в жидкостях и газах. 13. Форма, которую принимает жидкость, находящаяся в невесомости или внутри другой несмешивающейся с ней жидкости с такой же плотностью. 14. Бургомистр немецкого города Магдебург (ХVIIв.), изобрел воздушный насос и продемонстрировал ряд убедительных опытов, доказывающих существование атмосферного давления. 15. Столб жидкости, вырывающийся из области с повышенным давлением в атмосферу. 20. Механизм подъема тяжестей на небольшую высоту. 22. Переносной сосуд в виде ведра с трубкой, через которую льют жидкость для полива, действует по принципу сообщающихся сосудов. 23. Величина, характеризующая способность тела изменять свою скорость при взаимодействии с другими телами. 26. Вид движения птицы, когда сила давления на нее восходящих потоков воздуха уравновешивает силу тяжести. 27. Древнегреческий ученый, установил закон плавания Французский ученый XVII в., установил основной закон гидростатики, его именем названа единица давления. 31. Безжидкостный барометр. 32. Жидкость, в которой будет плавать любое стальное изделие. 33. Пластинка с отверстием, которую подкладывают под винт или болт для уменьшения давления на деталь.
По вертикали: 1. Линия, которую описывает тело при своем движении. 2. Кабина аэростата. 3. Аэростат, предназначенный для подъема в верхние слои атмосферы (в стратосферу). 4. Переносной кухонный прибор, работающий по принципу сообщающихся сосудов. 6. Предмет, служащий для поддержки чего-нибудь. 7. Величина, от которой зависит выталкивающая сила. 8. Внесистемная единица времени. 14. Легкий газ, применяется в воздухоплавании. 16. Устройство, создающее разность давлений для перемещения жидкостей и газов. 17. Итальянский ученый XVII в., изобрел жидкостный барометр. 18. Линия на корпусе судна, показывает максимально допустимую осадку. 19. Прибор, предназначенный для измерения высоты. 21. Глубоководный аппарат в форме шара, опускается на тросе с судна. 24. Рыхлая осадочная горная порода, применяется в строительстве. 25. Сосуд в виде открытой с двух сторон трубки с расширением посередине, предназначен для взятия проб жидкости. 28. Событие, которое на самом деле произошло. 29. Величина, характеризующая действие одного тела на другое.
Ответы к кроссворду
По горизонтали: 5. Водород. 9. Чашка. 10. Ролик. 11. Гипотеза. 12. Манометр. 13. Шар. 14. Герике. 15. Фонтан. 20. Домкрат. 22. Лейка. 23. Масса. 26. Парение. 27. Архимед. 30. Паскаль. 31. Анероид. 32. Ртуть. 33. Шайба.
По вертикали: 1. Траектория. 2. Корзина. 3. Стратостат. 4. Чайник. 6. Опора. 7. Объем. 8. Минута. 14. Гелий. 16. Насос. 17. Торричелли. 18. Ватерлиния. 19. Альтиметр. 21. Батисфера. 24. Песок. 25. Ливер. 28. Факт. 29. Сила.
3. http://gumnaziya. /kru/fizika/kross. htm