меня считают очень восторженным человеком ответ
Опросник СМИЛ (вариант Ж.В)
Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искрене, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой – «Какой я на самом деле?». Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества.
Если Ваш ответ – «верно», то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим ОПРОСНИКУ НОМЕРОМ.
Если Ваш ответ – «неверно» то поставьте крестик под соответствующим номером.
Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями ( например, «У меня никогда не было припадков с судорогами»: если не было», то Ваш ответ – «верно». и. Наоборот, если это с Вами было, то ответ неверно ).
Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то. что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов.
Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.
*) Номера этих пунктов в регистрационном листе следует обвести кружочком
У меня бывали неприятные случаи из-за того, что, задумавшись, я становился невнимателен
а) едва ли когда-нибудь
в) верно нечто среднее
с) несколько раз
171. Я лучше усваиваю материал:
а) читая хорошо написанную книгу
в) верно нечто среднее
с) участвуя в коллективном обсуждении
Я предпочитаю действовать по-своему, вместо того чтобы придерживаться общепринятых правил.
а) согласен в) не уверен с) не согласен
Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в своей правоте.
а) всегда
в) обычно
с) только если это практически возможно
Иногда мелочи нестерпимо действуют на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки.
а) да в) верно нечто среднее с) нет
Я не часто говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится пожалеть.
а) согласен в) не уверен с) не согласен
176. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:
а) я согласился бы
в) не знаю, что сделал бы
с) сказал бы, что, к сожалению, очень занят
177. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
а) широкий в) зигзагообразный с) прямой
178. Слово «скоро» так относится к слову «никогда», как слово «близко» к слову:
а) нигде в) далеко с) прочь
Если я совершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро забываю об этом.
а) да в) верно нечто среднее с) нет
Окружающим известно, что у меня много разных идей и я почти всегда могу предложить какое-то решение проблемы.
а) да в) верно нечто среднее с) нет
181. Пожалуй, для меня более характерна:
а) нервозность при встрече с неожиданными трудностями
в) не знаю, что выбрать
с) терпимость к желаниям (требованиям) других людей.
Меня считают очень восторженным человеком.
а) да в) верно нечто среднее с) нет
Мне нравится работа разнообразная, связанная с частыми переменами и поездками, даже если она немного опасна.
Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого мастерства
ОПРОСНИК 16 ЛФ
ИНСТРУКЦИЯ
Предлагаемые здесь вопросы направлены на выяснение Ваших взглядов и интересов, которые в свою очередь, позволяют достаточно надежно говорить об основных, уже сложившихся образованиях Вашей личности. Понятно, что на эти вопросы не может быть «правильных» или «неправильных» ответов, так как всякий человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались информативными, Вам надо постараться выбирать наиболее точные и правдивые ответы.
Что для этого нужно сделать?
В предлагаемом Вам опроснике 187 пунктов, к каждому из которых даны три возможных варианта ответа. На отдельном БЛАНКЕ ОТВЕТОВ, прилагаемом к опроснику, Вы должны отметить выбранный Вами вариант ответа, зачеркнув напротив номера пункта соответствующий Вашему выбору первый, второй или третий «О».
Отвечая, помните о следующих простых правилах:
1. Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первый ответ, который придет Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности. Поэтому отвечайте, представляя себе самые типичные ситуации, не задумываясь над деталями.
2. Старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов, кроме тех случаев, когда ответить определенно действительно невозможно (давайте неопределенный ответ не чаще одного раза на 5-6 вопросов).
3. Не пропускайте вопросов, отвечайте на них в том порядке, в каком они приводятся в опроснике. Возможно, некоторые вопросы Вам будет трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать наилучший положительный ответ.
4. Помните, что «плохих» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте собственное мнение.
Прежде чем приступить к работе, заполните анонимную анкету на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ (пол, возраст, образование, специальность или факультет).
Просьба не ставить никаких пометок в самом тексте опросника.
001. Я хорошо понял инструкцию к этому опроснику:
002. Я готов как можно искренней ответить на вопросы:
003. Я предпочел бы иметь дачу:
a- в оживленном дачном поселке
b- предпочел бы нечто среднее
c- уединенно, в лесу
004. Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями:
005. При виде диких животных мне становится несколько не по себе, даже если они надежно заперты в клетках:
006. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов:
007. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других людей:
008. Я люблю планировать свои дела надолго вперед и действовать в соответствии с принятым планом:
009. Если бы я увидел бы двух дерущихся соседских детей:
010. На собраниях и в компаниях:
011. По-моему, интереснее быть:
012. Мне легко подчиняться приказам, даже если они мне кажутся не вполне разумными:
013. Обычно я спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе:
014. Разглядывая облака на небе:
015. Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости:
016. Я предпочел бы взяться за работу:
017. Человек, способный не показывать свои чувства окружающим, кажется мне человеком:
018. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю отчего:
019. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват:
020. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые:
021. Принимая решения, я руководствуюсь больше:
022. Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей:
023. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:
024. Разговаривая, я склонен:
025. Даже если я чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро:
026. При одинаковом рабочем дне и зарплате я бы предпочел работать:
028. «Лопата» относится к «копать», как «нож» к:
029. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть:
030. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые поставил перед собой:
031. Устаревший закон должен быть изменен:
033. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником:
034. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:
035. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания:
036. Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии:
037. В школе я предпочитал:
038. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения:
039. По некоторым вопросам я занимаю непреклонную позицию:
040. Мне интересны люди, которые во многом со мной не согласны, с которыми можно завязать спор:
041. Если в новой компании кто-то много и громко смеется, это говорит о том, что он:
042. Я предпочел бы общаться с людьми вежливыми и деликатными, чем с грубыми и прямолинейными:
043. Когда меня критикуют на людях, это меня крайне угнетает:
044. Если меня вызывает к себе начальник, я:
045. Я испытываю смущение, если мое мнение о прочитанной книге, о просмотренном фильме разошлось с общепринятым:
046. Прежде, чем высказать свое мнение:
047. Когда я учился в 7-10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:
048. Я поддерживаю дома хороший порядок и почти всегда знаю, что где лежит:
049. Когда я думаю о том, что произойдет в течение дня, я нередко испытываю беспокойство:
050. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, что я говорю:
051. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:
052. Ко Дню рождения, к праздникам:
053. «Усталый» относится к «работа», как «гордый» к:
054. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:
056. Я делаю людям резкие критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают:
057. Когда я расстроен, я всячески стараюсь скрывать свои чувства от других:
058. Мне хотелось бы ходить в кино или места развлечения:
059. Я считаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения правил этикета:
060. В присутствии людей более значительных, чем я (людей старше меня или с большим опытом или с более высоким положением), я склонен держаться скромно:
061. Мне трудно рассказать что-либо большой группе людей или выступать перед большой аудиторией:
062. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности: легко могу сказать, где север, где юг, где восток, где запад:
063. Если бы кто-то разозлился на меня:
064. Если с человеком говорить на чистоту, он никогда не обидится, даже если не все будет ему приятно:
065. В наше время требуется:
066. Иногда я говорю посторонним вещи, кажущиеся мне важными, даже если они меня об этом не спрашивали:
067. Я считаю, что непринужденность поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона:
068. Бывает так, что я избегаю встреч с кем-то, так как чувствую себя должником, не выполнившим обещания:
069. Иногда мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение:
070. Когда я был подростком и мое мнение расходилось с родительским, я обычно:
071. Мне хотелось бы работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:
072. Я предпочел бы жить тихо, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения, благодаря своим успехам:
073. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:
074. Критика в том виде, в котором ее осуществляют люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает:
075. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств:
076. Меня раздражают люди, которые витают в облаках:
077. «Удивление» так относится к «необычный», как «страх» к:
078. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:
079. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя и не знаю, почему:
080. Люди относятся ко мне менее доброжелательно, чем я этого заслуживаю своим добрым отношением к ним:
081. Когда мне достается роль руководителя:
082. У меня безусловно меньше друзей, чем у большинства людей:
083. Я люблю бывать там, где шумно и весело:
084. Люди называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком:
085. В обычных ситуациях в обществе я испытывал волнение, только не то, которое испытывает актер перед выходом на сцену:
086. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и по большей части предоставляю говорить другим:
087. Мне больше нравится читать:
088. Когда мною пытаются командовать, я нарочно делаю все наоборот:
089. Если начальство или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только за дело:
090. Мне не нравится манера некоторых людей «уставиться» и бесцеремонно смотреть на человека в магазине или на улице:
091. Во время совместной поездки:
092. В шутках о смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу:
093. Если мои знакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни:
094. Мне становится не по себе, когда мне говорят комплименты и хвалят в лицо:
095. Человек не имеет права выходить из коллектива, если коллектив против этого:
096. Мне легче решить трудный вопрос или проблему:
097. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий:
098. Выполняя какую-нибудь работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали:
099. Иногда совсем незначительные препятствия очень сильно раздражают меня:
100. Я сплю крепко, никогда не разговариваю во сне:
101. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интереснее:
102. «Размер» относится к «длине», как «нечестный» к:
103. «АБ» относится к «ГВ», как «СР» к:
104. Попадая в компании, в которых выработалась своя мораль и нормы поведения и употребление нецензурных слов является нормальным, я теряюсь:
105. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:
106. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:
108. Лучше быть осторожным и ожидать малого, чем заранее радоваться, в глубине души предвкушая успех:
109. Если я задумываюсь о возможных трудностях в своей работе:
110. Я легко осваиваюсь в любом обществе:
111. Когда нужно немного дипломатии и умения убедить людей в чем-нибудь, обычно обращаются ко мне:
112. Мне было бы интереснее:
a- консультировать молодых людей, помогать им в выборе работы
113. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями:
114. Когда люди ведут себя глупо:
115. Я часто так задумываюсь над какой-то новой идеей, что становлюсь рассеянным:
116. Если мне приходится долго сидеть на собрании, не разговаривая и не двигаясь, я никогда не испытываю потребности рисовать или ерзать на стуле:
117. Если моим замыслам мешают только люди, а не объективные обстоятельства, я предпочитаю действовать в соответствии с замыслами:
118. Предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня:
119. Если я знаю, что не выполняю своих обещаний по объективным уважительным причинам:
120. Я считаю, что в интересах дела люди на выборных должностях должны меняться:
121. При одинаковой зарплате:
122. Работая над чем-то, я предпочел бы делать это:
123. Бывают периоды, когда трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:
124. Зачастую люди слишком быстро выводят меня из себя:
125. Я всегда могу без особых трудностей избавиться от старых привычек и не возвращаться к ним больше:
126. Торжественность и обстоятельность должны обязательно сопутствовать любому церемониалу:
127. «Лучше» относится к «наихудший», как «медленно» к:
128. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд: ХООООХХОООХХХО:
129. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее запланировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать:
130. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг очень шумят:
131. Бывает, что я говорю незнакомым людям о вещах, которые кажутся мне важными, независимо от того, спрашивают меня об этом или нет:
132. Я провожу много времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе пережили когда-то:
133. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только ради забавы:
134. Меня очень раздражает вид неубранной квартиры:
135. Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком:
136. В общении с людьми:
137. Я люблю музыку:
138. Меня больше восхищает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:
139. Если мое удачное замечание осталось незамеченным:
140. Мне бы хотелось вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных на поруки:
141. Для меня более важно:
142. В туристском путешествии я предпочел бы придерживаться программы, составленной специалистами, нежели самому планировать свой маршрут:
143. Люди слишком часто шутят с такой легкомысленной небрежностью, что обижают меня:
144. Я часто кажусь людям невозмутимо спокойным, уверенным в себе человеком:
145. Когда требуется принять быстрое ответственное решение, я испытываю трудности из-за того, что не могу собраться с мыслями:
146. Я предпочитаю свои дела планировать сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:
147. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:
148. Мне легко заставить себя класть вещи на свои места, даже когда я очень тороплюсь уйти:
149. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает:
150. Если я участвую в какой-нибудь игре, а окружающие громко высказывают свои соображения, меня это выводит из равновесия:
151. Мне кажется, интереснее быть:
152. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
153. «Пламя» относится к «жара», как «роза» к:
154. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:
155. Даже если многое против успеха какого-либо начинания, я всегда считаю, что стоит рискнуть:
156. Мне нравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь в роли руководителя, потому что лучше всех знаю, что должен делать коллектив:
157. Я предпочел бы одеваться скорее скромно, так, как все, чем броско и оригинально:
158. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка:
159. Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен бы этого делать:
160. Принимая решения, я считаю для себя обязательным учитывать основные нормы поведения: «что такое хорошо и что такое плохо»:
161. Мне не нравится, когда люди смотрят, как я работаю:
162. Если в коллективе не принято осуждать людей за ошибки:
163. В школе я предпочитал (предпочитаю):
164. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза безо всяких на то оснований:
165. Разговоры о повседневных заботах:
166. Некоторые вещи вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них не говорить:
167. В воспитании важнее:
168. Люди считают меня спокойным, уравновешенным человеком, который остается невозмутимым при любых обстоятельствах:
169. Люди, которые старше меня, чаще всего правы, так как у них больше опыта:
170. Я буду беспокоиться, если кто-то подумает, что я отклоняюсь от правил, принятых в кругу наших знакомых:
171. Я лучше усваиваю материал:
172. Я часто отклоняюсь от намеченного важного плана, когда теряю интерес к процессу его выполнения:
173. Прежде, чем высказать свое мнение, я пытаюсь понять, насколько мной учтены все детали вопроса:
174. Иногда мелочи нестерпимо действуют мне на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки:
175. Я часто говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится пожалеть:
176. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:
177. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:
178. «Скоро» относится к «никогда» так, как «близко» к :
179. Если я совершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро об этом забываю:
180. Окружающим известно, что у меня много разных идей и я почти всегда могу предложить какое-то решение проблемы:
181. Я предпочел бы иметь работу:
182. Меня считают очень восторженным человеком:
183. Мне нравится работа разнообразная, связанная с частыми переменами и поездками, даже если она немного опасна:
184. Я человек весьма пунктуальный и всегда настаиваю на том, чтобы все выполнялось как можно точнее:
Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого мастерства
186. Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты:
187. Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил:
16-факторный личностный опросник Кеттелла (тест 16 PF, форма A)
16-факторный личностный опросник Кеттелла (или 16 PF) – один из самых известных в мире психологических тестов. В частности, с ним сталкиваются многие соискатели при прохождении собеседования (в том числе в государственных и силовых структурах). Используется опросник Кеттелла и в других сферах, а учитывая подробность характеристики, которую испытуемый получает в результате прохождения теста, и он представляет большой интерес с точки зрения самодиагностики. Если вы хотите взглянуть на себя со стороны, узнать о себе что-то новое или просто удовлетворить любопытство, что же кроется за обозначением «опросник 16 PF», мы предлагаем вам пройти тест Кеттела онлайн (и, разумеется, совершенно бесплатно). Однако сначала обратимся собственно к опроснику, его особенностям и различным формам.
16-факторный опросник: очерки по истории и методике Р. Б. Кеттелла
Те, кто перед прохождением многофакторного опросника Кеттелла, хотел бы узнать больше о самом тесте и его особенностях, найдут соответствующую информацию под спойлером.
Реймонд Бернар Кеттел – приверженец дифференциальной психологии, автор свыше 50 книг по психологии и нескольких теорий, оказавших существенное влияние на развитие психологической науки и практики. При этом многим он известен именно как создатель 16-факторного личностного опросника. Справедливости ради заметим, что, конечно, Кеттелл разрабатывал этот тест не один, однако именно он руководил соответствующей научной группой. Специалисты отмечают, что Кеттелл – первый психолог, который обратил столь пристальное внимание на факторный анализ как метод психологической диагностики.
В результате исследований Р. Б. Кеттелл выделил 16 независимых факторов, наиболее полно описывающих личность. Собственно, это количество и легло в основу данного теста. Конечно, факторные исследования существовали и до опросника Кеттелла, однако 16 PF впервые объединил столь много характеристик в рамках одного теста. Интересно, что впоследствии другие психологи говорили, что 16-факторный опросник слишком подробен и для полноценной характеристики личности хватит и меньшего числа факторов. Но, на наш взгляд, вот уже более полувековая популярность этого теста и его широкое использование красноречиво свидетельствуют, что если результаты опросника и можно признать слишком подробными, то многочисленных пользователей это не только не останавливает, но и дополнительно привлекает.
В общем и целом вопросы 16-факторного теста Кеттелла составлены таким образом, чтобы охватить большие число различных черт личности. При этом в ходе теста испытуемым предстоит как описать свое отношение к тому или иному явлению или рассказать о типичном для себя поведении, так и решить небольшие задачки на логику.
Формы теста Кеттелла
На данный момент разработано несколько форм многофакторного опросника Кеттелла. Их многообразие связано не только с последующими адаптациями и доработками «исходных» вариантов, но и с тем, что для испытуемых разного возраста и с разным уровнем образования требовались различные списки вопросов.
Первые формы теста Кеттелла – A и B, состоящие из 187 вопросов, – были опубликованы в 1949-1950 гг. Чуть позже появились формы С и D, содержащие по 105 вопросов. Все эти варианты рассчитаны на совершеннолетних опрашиваемых со средним или высшим образованием. В начале 1960-х свет увидели формы E и F, где было 128 вопросов. Еще чуть позже возникли варианты этого многофакторного опросника для несовершеннолетних испытуемых – для детей (12-факторный тест) и подростков (14-факторный). Кроме того, существует краткая версия теста для взрослых – 13-факторный тест (соответственно, его краткое название – 13 PF). Он содержит 79 вопросов.
В настоящее время самыми распространенными формами среди взрослых вариаций 16-факторного опросника Кеттелла являются форма A (которую вы найдете чуть ниже) и С (опробовать ее можно на этой странице). Кроме того, у нас представлен подростковый вариант данного теста.
Тест Кеттелла – правила прохождения
Итак, предлагаем вам пройти форму A 16-факторного личностного опросника Кеттелла. На русский язык ее адаптировали А.Г. Шмелевы и др. Как мы уже упоминали, она содержит 187 вопросов (плюс 2 вопроса, касающихся вашего пола и возраста). При ответе на них рекомендуется придерживаться следующих принципов:
Как и в случае некоторых других подобных тестов, подсчет очков заполненного бланка с вопросами дает так называемые сырые, или первичные, баллы, которые по специальным формулам переводятся в стены. Именно в соответствии с последними и сравниваются результаты в расшифровке. Заметим, что при проведении теста Кеттелла вживую, с психологом, как правило, также составляется профиль личности.
Расшифровка результатов теста Кеттелла будет дана после прохождения теста, а также продублирована ниже под спойлерами. Это 16 основных факторов, 4 вторичных, а также пояснения к сочетанию первичных факторов: из них также можно сделать ряд выводов о личности. Пожалуйста, проходя тест, получив результаты и читая расшифровку, не перезагружайте страницу! В противном случае результаты сбросятся, и тест придется проходить заново.
Тест Кеттелла – форма A, 187 вопросов
Расшифровка теста Кеттелла: первичные факторы
Наибольший интерес в составлении профиля личности представляют низкие и высокие (то есть пиковые) результаты. Под высокими баллами подразумеваются баллы от 8 и выше, под низкими – от 0 до 3. Средние баллы, как правило, показывают баланс между двумя противоположными характеристиками (с уклоном в сторону соответствующего полюса, если такой уклон есть). Факторы и расшифровка к ним приведены под спойлерами.
Обладатели высоких баллов открыты, общительны, с удовольствием идут на контакт: легко знакомятся с людьми, успешно взаимодействуют в малых группах, любят работать в команде. Среди их достоинств – они непринужденны в общении, ествественны, способствуют улаживанию конфликтов. Среди недостатков – бывают излишне доверчивы, легко приспосабливаются к другим людям – насколько, что могут идти у них на поводу. Низкие баллы свойственны тем, кто предпочитает работать самостоятельно, необщителен, скован в завязывании знакомств и поддержании социальных контактов. Таких людей часто называют холодными, отстраненными. Среди их особенностей – они недоверчивы, строги, критичны, зато – склонны к точности.
Несмотря на название шкалы, интеллект, как его понимают в IQ, тут не при чем. Высокие баллы свойственны тем, у кого развито абстрактное мышление и кто быстро соображает. Такие люди легко учатся и, как говорится, схватывают все на лету. Низкие баллы свидетельствуют, что у человека не столь развито абстрактное мышление, а также вербальная культура. На размышления (поиск решений на различные задачи) ему нужно больше времени, чем обладателю высоких баллов.
Люди с высокими баллами эмоционально стабильны, спокойны, выдержаны, даже невозмутимы. Это зрелые личности, с устойчивыми интересами и трезвым, рациональным, объективным взглядом на вещи. Их мало что способно вывести из себя, вплоть до того, что им свойственна некоторая нечувствительность. Обладатели низких баллов, в свою очередь, эмоционально нестабильны: они легко раздражаются, ярко реагируют даже на незначительные вещи или явления – их много что выбивает из колеи. Как правило, для таких людей характерны перепады настроения, они часто меняют интересы. Они могут бежать от проблем и конфликтов, быстро утомляться.
Высокие баллы говорят о доминантной личности. Такому человеку свойственно мыслить самостоятельно, не опираясь на общественное и чье-либо еще мнение. Эти личности напористы, упрямы (вплоть до проявления агрессии), они не привыкли признавать чужой авторитет. Из-за своего поведения могут вступать в конфликты, вести себя как бунтари. Низкие же баллы получают те, для кого свойственна конформность. С общественной точки зрения у таких людей очень много положительных качеств: они мягки, тактичны, любезны, легко идут на уступки, скромны и послушны. С другой стороны, ими достаточно легко управлять, они могут взять на себя чужую вину, часто пассивны и зависимы.
Высокие баллы свойственны людям, которые не привыкли сдерживать свои чувства и эмоции. Они ярко выражают то, что чувствуют в данный момент, включая свое отношение к другим – особенно если это хорошее отношение. Они импульсивны, экспрессивны, энергичны, жизнерадостны, как правило, веселы и подвижны. Но в то же время бывают неосторожны, невнимательны и беспечны. Обладатели низких баллов, напротив, чересчур осторожны и предусмотрительны, вплоть до закрытости. Такие люди мало говорят, не любят проявлять эмоции, зато вдумчивы, рассудительны, обязательны. Если личности с высокими баллами беззаботны, то с низкими – пессимисты, часто беспокоятся о том, что может произойти в будущем.
Высокие баллы по этому фактору свойственны обязательным, ответственным, дисциплинированным людям, которые стараются выполнять свои обещания и придерживаются общественных норм и правил. Такие личности добросовестно выполняют обязанности, настойчиво идут к своим целям – на них, как говорится, можно положиться. Низкие баллы говорят о том, что человек не всегда всегда выполняет данные обещания, не воспринимает общественные нормы как обязательные к исполнению. Такие люди не всегда ответственны и добросовестны, для них важнее «Хочу», чем «Надо». В принципе у них есть чувство долга, но под влиянием других сиюминутных чувств (в том числе лени или желания отдохнуть), оно может уйти далеко на задний план.
Тем, кто получил высокие баллы, свойственна смелость, решительность, предприимчивость, активность в достижении целей. Такие люди идут на риск (иногда – неоправданный), принимают неординарные решения, если есть шанс, что они помогут справиться с проблемой (между тем заметим, что обладатели высоких баллов не всегда точно просчитывают последствия своих действий). Такая же смелость распространяется и на социальные контакты: они не стесняются общаться с незнакомцами. Те, у кого баллы низкие баллы, напротив, робкие, осторожные, осмотрительные люди, которые не любят рисковать и испытывают стресс при взаимодействии с незнакомцами. Застенчивы, в компании предпочитают молчать. Зато они очень чутко реагируют на любые опасности и угрозы.
Высокие баллы свойственны чувствительным и, можно даже сказать чувственным, людям. Они впечатлительны, артистичны, эмоциональны (причем спектр их эмоций весьма широк), любят творчество и сами творят. У них отлично развито воображение и есть чувство прекрасного. Они хорошо сопереживают и сочувствуют. Среди отрицальных черт – таких людей считают мечтателями, жеманными, излишне романтичными, мягкими и вследствие этого слабыми. В свою очередь, жестокость обладателей низких баллов не стоит воспринимать буквально. Это не жестокость как таковая, а намного меньшая чувствительность, жесткость, отстутствие эмпации, слабые сопереживания и сочувствие. Такие люди прямы, рациональны, доверяют только логике и рассуждениям, а не интуиции. Среди их отрицательных черт – они могут представляться черствыми, скупыми на эмоции и не понимающими искусство, эстетику.
Высокие баллы говорят о том, что их обладатель относится к другим если не подозрительно, то как минимум настороженно. Такие люди эгоцентричны, не признают своих ошибок и требуют, чтобы другие следовали их нормам и правилам. Как правило, у них высокое самомнение, они ревнивы и раздражительны. Личности с низкими баллами, напротив, доверчивы, открыты, легко подчиняются авторитетам, не обладают высокими абмициями, а главное – не испытывают зависти и ревности. Это добродушные, терпеливые люди, часто идущие на уступки.
Те, кто получил высокие баллы, могут часто слышать в свой адрес, что они мечтатели и витают в облаках. Это творческие люди с хорошо развитым воображением, часто увлечены искусством: либо сами работают в одной из таких профессий, либо просто любят искусство. Они не всегда подчиняются общественным нормам и часто погружены в себя, в свои идеи. Про обладателей низких баллов образно говорят, что это «приземленные люди». Они рациональны, ориентированы на конкретику, реальные (а не абстрактные) задачи. Это надежные и добросовестные люди, которые, тем не менее, могут выглядеть ограниченными из-за ориентации на все практичное. Такие личности привыкли ориентироваться в поведении на общепринятые устои и мораль.
Обладатели высоких баллов, как и следует из названия шкалы, дипломатичны, знают, как вести себя в обществе и как находить общий язык с разными типами собеседников. Такие люди обычно проницательны, изворотливы с общении, могут хитрить, вплоть до того вызывают у визави настороженность. Также они умеют анализировать ситуацию и контролировать действия группы. Низкие баллы свойственны прямолинейным людям: такие не изворачиваются, а предпочитают говорить то, что думают. Они весьма откровенны, но одновременно непосредственны, наивны, иногда лишены такта, плохо чувствуют мотивы других людей, в общении резки и прямы. Про таких часто говорят, что они «простоваты».
Высокие баллы показывают, что их человек за все переживает и обо всем беспокоится. Подобная личность мнительна, испытывает чувство вины, обладает пониженной самооценкой, подавлена (вплоть до депрессии), ранима. К такие баллы часто получают ипохондрики. Кроме того, люди с высокими баллами по этой шкале бывают довольно пессиместичны: они часто прислушиваются к своей интуиции, которая не дает им положительных прогнозов. Несмотря на название шкалы, обладателям низких баллов свойственно не столько спокойствие, сколько беззаботность и самонадеянность. Они уверены в своих силах, энергичны, активны и хладнокровны. Обычно они веселы и не обращают внимания на одобрение и неодобрение окружающих.
Высокие баллы свойственны тем, кто любит экспериментировать, искать новые пути и решения и готов ради этого мириться с неудобствами и преодолевать сложности. Это свободолюбивые люди, часто с аналитическим мышлением, которые не всегда следуют устоявшимся правилам, не делают что-то только потому, что так принято, и привыкли все проверять на практике. Обладатели низких баллов, соответственно, консервативны, к новшевствам относятся к подозрением, предпочитают следовать традициям и устоям (если не общественным, то своим собственным). Такие люди, напротив, готовы терпеть трудности и неудобства, лишь бы ничего не менять. Часто они склонны к морализаторству, поучению и чтению нотаций другим. К новым людям также относятся с подозрениями.
Получившие высокие баллы отличаются тем, что ориентируются на свое мнение, а не мнение окружающих; могут действовать в одиночку, а не с оглядкой на группу. Эти люди самостоятельны, независимы, имеют свою точку зрения на различные вопросы, стремятся к лидерству в своей группе. Низкие баллы свойственны тем, кто больше зависит от своей группы, нуждается в ее одобрении, действует с оглядкой на других, может не иметь собственного мнения, а берет мнение группы. Часто такие люди любят находиться в обществе и не любят проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения.
Высокие баллы говорят, что их обладатель – человек с развитой волей, целеустремленный, завершает начатые дела. Такой человек контролирует не только себя, своей поведение, но и окружающих, потому что, как правило, он достаточно властный. Низкие баллы свойственны людям со слабой силой воли, которые не умеют или не хотят противостоять желаниям и эмоциям и просто следуют своему настроению (как правило, часто меняющемуся). Такие личности недисциплинированны, могут не доводить дела до конца или не проявлять должной настойчивости, не всегда внимательны к окружающим.
Высокие баллы свойственны тем, кого отличает собранность, активность, энергичность, высокий уровень мотивации. Но порой такие люди проявляют раздражительность, агрессию и излишнюю нервозность – так может сказываться накопившийся избыток энергии и напряжения. Низкие баллы говорят о том, что их обладатель не слишком собран, иногда вял, не прочь полениться. Такие люди обычно сохраняют спокойствие, граничащее с безразличием и апатией.
Дополнения к расшифровке теста Кеттелла – вторичные факторы
На самом деле 16-факторный личностный опросник Кеттелла рассказывает больше, чем о 16 факторах. Помимо первичных факторов (которых действительно 16), тест также дает результаты по 4 вторичным. В тесте они обозначены как F1, F2, F3 и F4. Напомним, что ярче всего о личности говорят высокие (8-10) или низкие (0-3) баллы, а средние значения указывают на середину между полюсами с преобладаением того или иного полюса.
Высокие баллы говорят о высоком же уровне тревоги, причем это может быть как тревога, обусловленная конкретной ситуацией, в которой находится испытуемый в данный момент (она может не иметь отношения к тесту, но, что называется, не выходить из головы), так и общий высокий уровень тревожности (чуть подробнее об этом факторе вам расскажет тест «Личностная шкала проявления тревоги Дж. Тейлора»). Кроме того, высокие баллы могут сигнализировать о внутреннем дискомфорте, связанном с тем, что человек хотел бы что-то поменять в своей жизни, но не может или не решается. Низкие, но близкие к средним (3-5) баллы свидетельствуют не только о низком уровне тревоги, но и о том, что, скорее всего, человек чувствует в себе достаточно уверенности и сил для того, чтобы достигать поставленных целей. Слишком низкие баллы (0-1) могут говорить о сниженной мотивации.
Высокие баллы свойственны экстравертам (легко идут на контакт, любят завязывать знакомства, общительны), низкие баллы – интровертам (могут испытывать трудности в межличностном общении, не столь легко идут на контакт).
Обладатели высоких баллов в большинстве своем быстро принимают решения, не всегда заботясь о последствиях или о полноценном изучении вопроса. Их чувствительность (то есть эмоциональный отклик на различные события, слова, поступки и прочие «раздражители») находится не на самом высоком уровне. Что касается обладателей низких баллов, то у них чувствительность, как правило, высока, и это сближает их с меланхоликами. При принятии каких-либо решений такие личности в большинстве своем предпочитают как следует обдумать действия, прежде чем начать их реализовывать, всесторонне проанализировать проблему, предугадать негативные последствия и максимально обезопасить себя от них.
Данная черта говорит о зависимости от группы – о подчинении ее правилам и указаниям, об инициативности, о том, нуждается ли личность в поддержке и одобрении со стороны группы/общества, и т.д. Те, у кого баллы высокие, как правило, предпочитают следовать своим правилам, не всегда обращая внимание на мнение окружающих. Часто высокие баллы означают, что человек способен и любит проявлять инициативу. Обладатели низких баллов зачастую рассуждают по-другому: они нуждаются в поддержке и подчиняются требованиям социальных групп. Такое поведение для них проще, так как позволяет не принимать собственных решений и не выделяться из толпы.
Сочетания первичных факторов по тесту Кеттелла
Интерес в расшифровке опросника 16 PF представляют не только сами по себе описания к 16 первичным факторам, но и их сочетания. Так, все факторы можно разделить на четыре блока:
Рассмотрим некоторые интересные сочетания в рамках этих блоков. Напомним, что под высокими баллами мы понимаем стен 8-10, под низкими – 0-3. Средние результаты, как правило, говорят о балансе между двумя противоположными характеристиками.
Блок коммуникативных свойств
Высокие баллы по обоим факторам говорят, что перед нами – весьма общительный человек. Он легко устанавливает связи и поддерживает контакты. Как правило, у него много знакомых, но большинство отношений поверхностные, что, впрочем, не заботит и не огорчает такую личность. Для обладателя данного результата не составит проблем выступить перед большой аудиторией (и даже завоевать ее интерес).
Низкие баллы говорят о том, что в отношении количества друзей их обладатель, скорее всего, придерживается принципа «Лучше меньше да лучше». У такого человека может быть совсем немного друзей, но имеющиеся ему по-настоящему близки. По собственной воле инициировать контакты он вряд ли будет, а выступать перед аудиторией для него – большой стресс.
Высокие баллы по обоим факторам свидетельствуют, что такой человек хорошо понимает мысли, чувства, мотивы (в том числе скрытые) других людей и способен менять свое отношение к тем или иным персонам в зависимости от изменяющихся обстоятельств. При этом следствием постоянного (хотя, возможно, и неосознанного анализа окружающих) может стать некоторая напряженность в отношениях, отстраненность, недоверие, навешивание ярлыков.
Обладатели низких баллов далеко не всегда понимают, что в действительности имеют в виду другие своими словами или действиями, и порой это становится причиной разочарований или обид. Вместе с тем, не тратя ресурсы на поиск подтекстов, такие люди более искренне в общении и меняют свое отношение к человеку только под воздействием чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие предательства).
Высокие баллы свидетельствуют о высоком же лидерском потенциале – такой человек склонен подчинять и/или переубеждать, а не подчиняться и/или принимать чужие точки зрения. Имеет собственное мнение по многим вопросам и будет отстаивать его до победного; привык поступать по-своему, даже если с ним не согласились.
Низкие баллы, соответственно, говорят о низком лидерском потенциале – такой человек предпочитает не вырабатывать свое мнение, а соглашаться с чужим (в том числе с новой точкой зрения коллектива, если она вдруг изменилась); не любит принимать решения, если они касаются его одного и тем более группы людей. Личности данного типа проще не вести за собой, а следовать за лидером.
Блок интеллектуальных свойств
Обладатели высоких баллов в большей степени ориентированы на абстрактное мышление, у них хорошо развиты фантазия и воображение, они легко находят логические взаимосвязи между явлениями, благодаря чему обычно без проблем справляются с различными отвлеченными задачами. Те, у кого баллы низкие, в большей степени ориентированы на решение практических вопросов. Они активно используют знания, факты, устанавливая в основном причинно-следственные связи.
Наивысшую гибкость и быстроту в принятии решений демонстрируют обладатели высоких баллов. Кроме того, как правило, такие люди не боятся экспериментов и творческих, инновационных подходов, а как следствие – и неудач, которые за этими подходами могут последовать. Те, у кого баллы низкие, зачастую затрачивают больше времени на поиск решения, дольше вникают в ситуацию, отрицательно или настороженно относятся к нововведениям и/или необычным способам действий.
Блок эмоциональных свойств
Высокие баллы по фактору C и низкие по фактору I говорят, что их обладатель обдает предпочтение разуму, а не чувствам: он склонен к рационализации, реалистичности, а не к восприятию действительности посредством чувств и эмоций. Решая что-либо, такой человек руководствуется логическими доводами.
Соответственно, у тех, кто демонстрирует обратные результаты – низкие баллы по фактору C и высокие по фактору I, – на первый план выходят эмоции. Мир они воспринимают исходя из обуреваемых чувств. При этом их палитра у таких личностей широкая, и сильные эмоции – как положительные, так и отрицательные – способно вызвать даже незначительное событие или явление.
Неудачи встречаются на пути каждого. Как правило, людей, показавших высокие баллы по этим факторам, неприятности и поражения не сбивают с пути. Такие личности отличаются оптимизмом, верят, что все будет хорошо, даже если в данный конкретный момент они потерпели неудачу. Определенным недостатком такого подхода является легкое отношение к риску – способность поставить на кон практически что угодно, не задумываясь о последствиях.
Те же, у кого баллы низкие, к риску относятся настороженно и избегают подобных ситуаций всеми силами. Кроме того, такие люди довольно пессимистичны, склонны задавать вопросы из серии «А что, если…» или излишне все усложнять. Поэтому они предпочитают не рисковать или не делать чего-то вовсе, лишь бы не потерпеть поражение.
Высокие баллы свидетельствуют о высоком уровне тревожности, причем не только за настоящее или будущее, но и за прошлое. Люди данного типа могут долго переживать по поводу того, что надо было сделать/сказать в той или иной ситуации. Свои силы и возможности они, как правило, оценивают достаточно низко, а даже небольшая проблема или неудача может заставить их опустить руки.
В свою очередь, обладатели низких баллов могут идти напролом: они верят в себя и в то, что у них все получится. Иногда такие люди излишне самоуверены и склонны искать проблемы не в себе, а в других. Так или иначе, в большинстве своем они успешно справляются с встретившимися на их пути препятствиями.
Блок регуляторных свойств
Обладатели высоких баллов, как правило, не испытывают проблем с самомотивацией, в том числе если на пути к цели их постигла неудача. На таких людей можно положиться – они ответственно относятся к своим обязанностям и к тому, что делают для других (даже если речь идет не о работе, а о дружеской просьбе). Такие личности в большинстве своем планируют время (в том числе имеют долгосрочные планы – карьерные, жизненные и т.д.) и предпочитают доводить начатые дела до логического завершения.
Низкий результат говорит, что его обладатель, скорее всего, привык отступать, когда ему попадется на пути значительное (а иногда даже не очень значительное) препятствие. Подобные люди обычно не любят планировать время и не всегда способны здраво оценить свои силы. Кроме того, они не заглядывают далеко вперед, ориентируясь больше на сегодняшний день.