меня потом совесть загрызет
«Совесть потерять — самое страшное»
Старец Павел (Груздев) и его изречения
13 января мы вспоминаем великого старца Русской Православной Церкви архимандрита Павла (Груздева).
Я думал: «Почему после общения с отцом Павлом, за столом или в церкви, убитые горем люди и отчаявшиеся грешники становились веселыми и жизнерадостными и возвращались домой, как на крыльях?»
В этот момент батюшка обернулся ко мне и сказал вслух: «А я их исцеляю» — и опять продолжил работу.
Отец Павел (в миру Павел Груздев; 1910–1996) родился в Мологском уезде Ярославской губернии в бедной крестьянской семье, с детских лет жил в монастыре, служил Богу и Церкви. 18 лет он провел в ссылках и лагерях как исповедник православной веры. Стяжал множество даров Святого Духа: прозорливость, духовное рассуждение, пламенную веру, горячую молитву и любовь Христову.
После реабилитации был рукоположен и прослужил 40 лет в Ярославской области, принимая множество людей, потянувшихся к нему за духовным советом, утешением, молитвой. После тюремных пыток почти ослеп, но продолжал служить, причем у него никогда не было ни диакона, ни знающего помощника. Духовное же зрение старца с годами только обострялось.
Он отличался крайней нестяжательностью, очень просто одевался и часто ходил босиком. Ничего не скопил за всю жизнь, раздавал всё, что привозили. Заботился и о братьях наших меньших: варил грачам по два ведра картошки.
Окончив два класса церковно-приходской школы, мог поддержать разговор на любую тему с самым ученым человеком. Юродствуя, скрывал свою духовную высоту.
Отец Павел не оставил после себя толстых томов книг и многословных поучений — поучительна сама его жизнь.
Старец почил в воскресенье, на Отдание праздника Рождества Христова, в реанимации городской больницы. Перед смертью его дважды причастили — до и после полуночи. Духовные чада вспоминали, как в больничной палате всё благоухало ароматом свежего соснового леса.
«Похороны отца Павла ясно показали его настоящее место в Церкви. Они были такими торжественными, собралось столько священства во главе с владыкой Ярославским и Ростовским архиепископом Михеем, молилось такое громадное количество верующих людей со всех концов России, что было ясно: мы хороним не обычного священнослужителя, а редкостного, удивительного, всеми любимого и чтимого старца!» (протоиерей Владимир Воробьев).
На могиле старца происходит множество случаев чудесной помощи и исцелений.
Отец Павел (Груздев) часто наставлял приходивших к нему людей своими краткими, образными и меткими афоризмами или напоминал им малоизвестные русские народные поговорки, которых он знал множество.
СОВЕТЫ И ИЗРЕЧЕНИЯ СТАРЦА
Кто без крестов, тот не Христов!
«Будь праведен в предприятиях твоих и будешь иметь Бога помощником».
«Якорь — надежда кораблю, а вера — якорь человеку на земле и на море».
«Кто без крестов, тот не Христов!»
У совести нет зубов, а она загрызет до смерти
«Родные мои… У совести нет зубов, а она загрызет до смерти… Не теряйте совесть! Совесть потерять — самое страшное».
«Если кто от тебя заплачет — ух!»
«Не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы»
«Лучше простить, чем мстить».
«Господи! Приведи помереть с чистой совестью, и лучше мне пострадать, нежели кто пострадает от меня».
«Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником».
Лучше свой сноп, чем чужая копна
«Нищий с нищего никогда не взыщет».
«Хоть мошна пуста, да душа чиста».
«Бедный-то: ох! — а за бедным-то Бог».
«Лучше свой сноп, чем чужая копна».
«Не береги на черный день, так его и не будет».
«Блажен тот, у кого нет ничего, он не беспокоится, куда что спрятать».
«Не на груды денег надейся, а на Бога».
«Лучше быть нищим и праведным, чем богатым и неправедным».
«“Деньги есть, в них счастье, ясно. Денег нет — не жди отрад”. — Полагают так напрасно, мир душевный — лучший клад!»
Об унынии
«Унывать грешно, а скорбеть должно».
«Праздники и песни — душа народа».
«Добрый смех — не грех».
«Скорбей у Бога не проси, а пошлет — терпи».
Кто мало потрудился, тот мало и приобрел
«Что легко приобретается, то легко и теряется. Таков естественный порядок: кто мало потрудился, тот мало и приобрел».
«Употреби труд, имей мерность — богат будешь! Не объедайся, не опивайся — здоров будешь! Твори благо, избегай злаго — спасен будешь!»
Добро делай
«Вежливым быть хорошо, а добрым лучше».
«Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».
«Добро делай — верующему ли, неверующему. Не нам судить! Пьянице ли, разбойнику… Не пьянице делаешь ведь, человеку. Помни: первым разбойник вошел в Небесное Царство: “Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!” И Господь сказал: “Сегодня же будешь со Мной в раю!” И ты — делай, как разбойник благоразумный, и Господь тебя помилует».
«Чего не любишь сам, не делай того и другим».
«Делай добро во всю твою жизнь, и не постигнет тебя зло».
О семейной жизни
Старец нередко помогал семейным людям в разрешении конфликтов и проблем, утешал: «И горшки в печи лбами стукаются».
«Не ищи красоты, а ищи доброты».
Не делай явно, а делай тайно
«Не кажите себя перед людьми праведниками! А будет — не делай явно, а делай тайно. И Господь тебе воздаст! Вот так, родные мои!»
О суете и бесполезном провождении времени
«На помойную яму не напасешься хламу!»
«Ни светила, ни кадила — всё суета распотрошила».
«Ни в какую суету не вдавайся, хлопотливых дел остерегайся».
Хранящие язык свой избегают многих бед
«Лучше молчать, чем говорить неподобающее».
«Хранящие язык свой избегают многих бед».
«Грамотный убеждает не ревом, а добрым словом».
«Лучший ответ на оскорбленье — сдержанность и терпенье».
О молитве
«День трудись, а ночь молись».
Когда отца Павла спрашивали, как надо молиться, он отвечал: «Как умеешь, так и молись».
«Молитва везде действует, хотя не всегда чудодействует».
«На молитву надо вставать поспешно, как на пожар, а наипаче монахам».
«Не гневи Бога ропотом, а молись Ему шепотом».
«Родные мои! Молитесь! Как птица без крыльев — так человек без молитвы жить не может».
«Да, Господи, утром-то встал: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа!” Разок хоть перекреститься правильно, чем сто раз махать руками. Обед пришел. Помолиться бы и “Отче наш” прочитать — да и забыли. Дак опять: “Господи, благослови!” Вечер пришел. Радикулит какой-то, да у кого давление бывает, а у кого и нет. Дак хоть подойди к постели да с мыслями-то сообрази: “Слава Тебе, Господи! День прошел — благодарю Тебя, Господи”. Вот эти маленькие три-то молитвы, а их желательно каждый день повторять. Это очень желательно, а кто кроме того — так и похвально».
О монашествующих и священнослужителях
«Монаха сколь ни черни — но он всё равно чернее мантии не будет».
«Пост и молитва — доктора монахов».
«Если верующие в церковь не пришли, служить надо ангелам».
«Плох тот священник, который мзды ради служит».
О посте
«Постись духом, а не только брюхом!»
«Поститься да молиться, когда люди не видят…»
«Ты молоко-то пей, а из людей кровь не пей».
«Есть не грешно, а человека есть грешно!»
Одной слишком разговорчивой женщине старец советовал: «Дай пост устам твоим!»
«Пост — телу чистота, душе красота! Пост — ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума».
Когда счастье отвернется, тогда и от киселя ломаются зубы
«Счастье пучит, беда крючит».
«Когда счастье отвернется, тогда и от киселя ломаются зубы».
«Поживши на веку, повертишься и на спине, и на боку».
О смерти
«Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи, Господи, умереть христианской кончиной и чтобы помянули добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а Церковь с детства люблю как родную мать. А кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».
«Любовь никогда не перестает быть».
«Я вас всех там еще лучше буду видеть».
«Где родился, там и пригодился, а умру, от вас не уйду».
Как избавиться от угрызения совести: практические советы
Как убрать чувство вины из своей жизни: 6 уроков
Чувство вины может лежать глубоко в подсознании, маскируясь под плохое настроение, грусть, раздражительность, отвращение к определенному человеку, ситуации. Случается, что травмирующие обстоятельства слишком насыщены, сильны. Мозг, защищая психику, прячет переживания подальше.
Хорошенько проанализировав состояние, становится понятно, что стоит за эмоциями. Обнаружение причины – первый шаг к исцелению.
Работу лучше проводить вооружившись бумагой, ручкой, наедине с собой, убрав отвлекающие факторы (выключить телевизор, телефон).
Как избавиться от зависти: 7 эффективных способа, как научиться контролировать эмоции
Полезно ежедневно перед сном прокрутить мысленно прошедший день, разложив по полочкам. Определить поступки, сделанные «против совести».
Коллеги в курилке обсуждали начальника последними словами. Но начальник был прав, а у вас возразить не хватило смелости? Налицо зависимость от общественного мнения. Стоит поработать проблемную зону. «Вытирать, пока не засохло» легче, продуктивнее, чем потом выгребать завалы, накопленные сознанием за несколько лет.
Почему возникают угрызения совести?
Если вы совершите какой-то поступок, который противоречит вашим жизненным принципам, или скажете то, что не следовало, после этого вас будут мучить мысли, терзать сомнения. Такие переживания — признак того, что вы человек совестливый, правильный, неэгоистичный. Какие же ситуации могут вызвать у нас такие муки?
Список можно продолжать до бесконечности. У каждого свой порог совестливости. Кто-то может мучиться даже из-за испачканной блузки подруги, а кто-то пожалуется на коллег начальству и будет абсолютно спокоен.
Как избавиться от чувства вины и простить себя
Себя нужно любить, уметь прощать. Идеальных людей в реальной жизни не существует. Все имеют право на ошибки. Люди прощают своему окружению куда большие прегрешения, оправдывая их несдержанным характером, жизненными ситуациями, отсутствием злого умысла. Себя же корят, гнобят за мелочи, испытывая боль, стыд.
Как очистить совесть?
В апостольском чтении пятой Недели Великого поста мы слышим такие слова: «…Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14).
Апостол Павел говорит о совести… При всяком упоминании о таком предмете, как совесть, самому честному человеку станет немного не по себе. Кто из нас не чувствует вины перед самым неподкупным судьей – совестью? Кто мог бы сказать так, как Павел однажды ответил фарисеям: «Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян. 23:1). Да и сам апостол в этой фразе наверняка не хотел сообщить о своей безгрешности. В данном случае он скорее подразумевал исполнение Моисеева закона, чем внутреннюю чистоту души.
«Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Пс. 18:13), – вопил Давид к Творцу, свидетельствуя этими словами глубочайшую зараженность человеческой души, а значит и некоторую нечистоту совести даже и у праведных людей. Кто может прожить жизнь, ни разу не согрешив? Чьи уста никогда не произнесли гнилого слова? Чьи глаза ни разу не посмотрели туда, куда нельзя было смотреть? Кто сохранил уши от сплетен и клеветы? В каком сердце не рождались помыслы злобы, мести, осуждения?
Все это «богатство» хранит наша совесть. Память забудет, а она запомнит. Ум скажет: ерунда, так все делают. А совесть ответит: дрянь ты, брат, перед Богом и перед людьми. Она как губка, которая после уборки грязной квартиры продолжает хранить смытую грязь в себе.
Как же можно очистить совесть? Например, по пытаться адекватно возмещать свои бывшие беззакония, заменяя прежние грехи соответствующими добродетелями. Блудил? Стань целомудренным. Пил? Полюби трезвость. Объедался? Облобызай пост. Воровал? Подай милостыню.
Однако далеко не всегда можно таким образом очистить свою совесть. Бывают необратимые поступки, и бывают неисправимые слова. Невозможно адекватно исправить, например, грех убийства – человека не вернешь. Не всегда получится вновь соединить разрушенную когда-то семью. Далеко не у всех людей, обиженных нами, мы сегодня можем попросить прощения. Река времени безвозвратно унесла не только бесчисленное множество наших преступлений, но и многих из тех, перед кем мы виноваты.
Поэтому такой способ очищения совести хорош, но действует не всегда. Изменчивость жизни и убийственность греха не дают ему быть универсальным.
Есть еще вариант «разобраться с совестью», очень популярный сегодня – визит к психологу. Представитель этой профессии в наше время все больше и больше занимается той функцией, которую раньше всегда выполнял священник – работой с человеческой душой. Да только современный психолог вряд ли скажет нам, что совесть – это Vox Dei, голос Божий в человеке. Скорее он объяснит, что она бывает авторитарная – навязанная воспитательными институтами, такими как Церковь, семья, традиция, и гуманитарная – независимая реакция личности, голос нашего «подлинного Я». И, конечно же, нас призовут слушаться гуманитарной совести, «быть собой», делать что нравится и «не заморачиваться».
Сегодня люди воспринимают совесть как проблему – она всем мешает, от нее буквально хотят избавиться. Психология иногда так и обозначает совесть: «сложная психологическая проблема». А проблема – это то, что нужно решать, устранять.
Но апостол Павел, очевидно, совсем по-другому смотрит на «проблему» совести. Он говорит о том, что ее невозможно обойти как досадное препятствие, но она действительно может быть очищена. И как совесть имеет не земное происхождение, а небесное, то и очищение это происходит не человеческими средствами, но божественными. «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел», – говорит проповедник.
Не будем спрашивать, как это происходит, братья и сестры. Мы очень мало можем понимать таинственные процессы, происходящие в реальности духовной. Павел пишет, что именно там, в вышнем мире, Христос принес в жертву за нас Свою Кровь, войдя в небесную скинию. А здесь, на земле, что? А на земле мы принимаем Тело и Кровь Христовы во оставление грехов, а значит, и в очищение совести, потому что совесть нечиста именно из-за грехов.
В этом Таинстве мы получаем настолько сильное удостоверение очищения нашей совести, что нам уже не нужны другие доказательства. Думаю, что каждый из нас хоть один раз в жизни пережил чувство действительного, несомненного очищения совести после причащения Святых Христовых Тайн. Конечно, Причастие всегда имеет одну и ту же силу, как и Христос всегда имеет одну и ту же божественную силу. Но иногда Господь особым образом открывает нам величие этого Таинства, и мы всем сердцем чувствуем, как становимся другими: как исчезает бремя, лежащее на душе, просветляется ум, ослабляется или совсем пропадает та или иная страсть, совесть очищается. В такие минуты на каждое наше «Господи, помилуй» мы слышим ответ: «Прощаются тебе грехи твои. Иди с миром». В такие минуты хочется умереть, не в смысле «не жить», но разрешиться от тела и быть с Господом.
Такое очищение совести есть полное и совершенное, так как Христос совершенен. Но «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Верующий очищается настолько, насколько он сам этого хочет и насколько верует в это. Господь спасает человека не без человека.
Обратим внимание на окончание апостольской мысли. «Очистит совесть нашу от мертвых дел», – говорит он, – «для служения Богу живому и истинному». Христос очищает нашу совесть не для того, чтобы мы лежали на диване и говорили: я спасен; но для служения Богу! Очищенный сосуд должен наполниться благодатью, иначе может произойти беда. Евангелие предупреждает нас: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43–45).
Христос очищает нас, прощает, спасает, милует. Но все это для того, чтобы мы служили Ему «каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10). Конечно же, всякий христианин так или иначе служит Богу постом, молитвой и трудом по исполнению заповедей. Но, кроме того, должно быть еще свое, индивидуальное служение. Или проповедь, или волонтерство, или какая-то особая милостыня, или благотворительность, или еще что-нибудь. Нужно найти свое призвание и служить в Церкви!
Нам трудно это сделать, потому что наше сознание, как и сознание всякого современного человека, потребительское. Мы так воспитаны. Мы приучены ежедневно приобретать и потреблять, приобретать и потреблять. Мы все время имеем дело с какими-то товарами: от еды и до карточек метро. Это сознание потребителя мы приносим и в Церковь. Приходим в храм, ставим свечи, пишем записки, и пребываем покойны – дескать, я свое отдал. И, конечно же, ждем чего-то взамен. А взамен мы получаем Тело и Кровь Бога, получаем очищение совести. В храме мы окунаемся в целый океан благодати, мы впитываем живую воду православных проповедей, мы оставляем землю и прикасаемся к вечности. Мы перерождаемся, исцеляемся.
И после всего этого мы вполне искренне можем сказать: ну, спасибо, я пошел. А ведь мы получаем все это богатство не для минутного наслаждения, а «для служения Богу живому и истинному»! Луч благодати, искра слова Божьего должны зажечь в нас пламя ревности о Господе и желание служить Ему «каждый тем даром, какой получил».
Но как определить, какой у меня дар? Как найти себя во всем многообразии человеческих служений? Важно по крайней мере оживить в себе саму эту мысль. Если мысль о служении Богу будет понята и принята, ум и сердце начнут творческий процесс, который непременно приведет человека к чему-либо. Только необходимо спрашивать себя каждый день: как я могу послужить Богу? И у Него спрашивать: Господи, как я могу послужить Тебе? И тогда ищущий найдет и стучащему обязательно отворят.
Все дары, вложенные в нас Творцом, должны раскрыться в Церкви, как раскрываются цветы весной, раскрыться для служения Богу и ближним. Именно для этого нам подаются очищение совести и духовное исцеление. Или наоборот – не подаются, из-за нашего упорного эгоизма и нежелания служить кому-либо, кроме себя.
Давайте сегодня постараемся соединить в уме две мысли из нынешнего Апостола. Христос дарует нашей совести очищение для того, чтобы мы нашли свое место в Церкви и служили Богу через ближнего или ближнему во Имя Божие. Это и есть Церковь – Царство Божие, которое начинается уже на земле; духовный союз обновленных людей, служащих Всевышнему и друг другу. Господь служит людям, а люди служат Господу – это ли не рай? И в этот рай, дорогие христиане, мы можем войти. Войти с очищенной совестью и твердой решимостью служить «Богу, живому и истинному», как и Он приходил на землю, чтобы «послужить и отдать душу Свою» (Мф. 20:28). В этом опыте очищения и самоотдачи да откроется для нас новая жизнь, которая и составляет христианство – Царство Божие на земле – Царство чистоты, любви и служения.
Попросить прощения
Можно попросить у себя прощения. В произвольной форме. Для тех, у кого слова не хотят складываться, подойдет вариант: «Дорогой(ая) свое имя, ты мой самый близкий, родной, ценный человек. Ты не всегда поступаешь правильно, иногда ошибаешься, совершаешь необдуманные поступки, бываешь резким, срываешься.
Ты – живой человек, имеющий право на любые эмоции. Прошу прощения, что бываю суров к тебе, предъявляю завышенные требования, обвиняю. Я прошу прощения, обещаю быть чутким к потребностям, относиться с любовью».
Хороший результат дает многократное повторение фразы: «Я прощаю себя, принимая таким, какой я есть». Аффирмацию произносят мысленно в автобусе, сидя на скучной планерке, стоя в очереди, ложась спать.
Главное делать упражнение не механически, с чувством, пониманием. В определенный момент перед глазами появятся картинки, свидетельствующие, что прощение прошло успешно. Появится радость, легкость, потекут слезы. Реакция организма происходит ярко, пропустить ее незамеченной, сложно.
Раскаяние
Если какая-то ситуация прошлого беспокоит настолько сильно, что возникает даже физическое недомогание, если самообвинение действительно обусловлено прошлым плохим поступком, лучшим решением будет раскаяние, извинение перед обиженным или преданным вами человеком. Если есть возможность извиниться в глаза, это замечательно. Нужно лишь пересилить свою гордость и поговорить о случившемся. Но такой вариант возможен не всегда, а потому иногда можно раскаяться и без присутствия самого человека. Ведь избавление от мук совести необходимо не ему, а вам. Вполне вероятно, что сам-то он уже давно все забыл, простил и отпустил прошлое.
Извинения можно написать на бумаге в виде послания, причем его не обязательно отправлять. Если это позволит освободиться от мук совести, его можно в конце даже сжечь в знак прощения себя. Также можно применить технику «пустой стул», представляя на месте сидящего того самого человека. Можно высказать ему все – от причин ваших поступков до искреннего недоумения по поводу последних. В конце, конечно, стоит принести извинения.
Этот метод используется психотерапевтами в тех случаях, когда человека терзают ситуации, связанные с умершими родственниками или знакомыми. Здесь это вообще единственный способ для человека извиниться и излить душу.
Воображаемый моральный суд
Упражнение подойдет людям, имеющим богатую фантазию. Предлагаем представить судебное заседание, где терзаемый виной человек выступает обвиняемым. Нужно воображать, как выходит каждый, перед которым он испытывает вину.
Как перестать бояться людей и общения, как побороть страх и начать разговаривать даже с незнакомыми
Судья проговаривает ситуацию, лежащую в корне проблемы. Обвиняемый просит прощения, признавая «косяки», а оппонент публично прощает.
Стыд и совесть — одно и то же?
Вспомним тот момент, когда в детстве мы краснели из-за того, что приходилось выслушивать упреки родителей по поводу очередной шалости. В те моменты лицо мгновенно заливалось краской. Нам было стыдно. Мы сожалели о своем поступке в данный момент – здесь и сейчас. Чаще всего это как раз и происходило под нажимом других людей, которые, пытаясь научить уму-разуму, пристыжали нас.
А что следовало далее? Да ничего! Мы напрочь забывали обо всех проблемах и брани родителей. От негативных ощущений не оставалось и следа. Дискомфорт проходил достаточно быстро. Ведь, как известно, стыдно нам бывает перед другими людьми, а совестно – перед самим собой. В случае с родителями была допущена ошибка. Взрослые просто пристыдили, вместо того чтобы объяснить. Возможно, если бы они детально расставили все по полочкам, мы бы не только почувствовали стыд, но и совесть. И впредь не совершали бы ничего подобного.
Исходя из этого, можно найти еще ряд отличий между двумя этими понятиями. Стыдно обычно становится сразу после содеянного. Человек пытается исправиться извинением. Он делает все, чтобы разрешить ситуацию, после чего наступает успокоение или даже гордость. Раскаяние же приходит незаметно и порой даже неожиданно. Иногда человека начинают донимать муки совести из-за ситуации, произошедшей неделю назад. Почему так происходит?
Как уже было сказано, именно общество вынуждает индивида признать свою вину. По правилам этикета, он извиняется и забывает о проблеме, так как мозгу был дан сигнал – «отбой». Прощение для нас играет роль самоуспокоения: ведь никаких претензий нет. Угрызения совести появляются лишь в том случае, когда мозг либо «не понял», что извинение и прощение было, либо их действительно не последовало.
Как избавиться от чувства вины — психология
Психологи утверждают, что склонность к моральному самобичеванию формируется в поре детства под влиянием семейной атмосферы, отношений родителей, методов воспитания.
Здоровым поведением считается сразу после осознания неправильности поступка, попытаться исправить ситуацию, не придавая случаю избыточного значения, не возвращаясь мысленно к нему.
Человеку, испытывающему хроническую склонность припоминать подобные истории, ругать себя, придумывать наказания, лишать удовольствий, постоянно оправдываться, избегающему конфронтации, нужно искать скрытую выгоду.
Первопричины: желание быть удобным, избегание конфликтов, боязнь общественного порицания, страх быть собой, страх возможности получить метку «белой вороны». Иногда проблема лежит глубоко, докопаться самостоятельно до истоков сложно. Пара сеансов у психолога принесет положительный результат.
Зачем грызет совесть?
Совершенно ясно, что сожаление мы испытываем после того, как совершим проступок и пока не услышим заветного: «Я прощаю тебя». Но зачем человеку оправдываться перед самим собой? Почему нельзя просто забыть о конфликте как о страшном сне и не забивать голову всякой ерундой? Все объясняется легко: муки совести – это не оправдания, которые мы выдумываем сами для себя, дабы успокоиться. Речь идет про ответственность перед теми, кто был обижен.
Мозг человека устроен так, что ему нужно обязательно во всем убеждаться, даже в правоте своего «хозяина». Поэтому мысли по поводу произошедшего – это не что иное, как способ избавиться от надоедливых и порой таких занудных упреков совести. К сожалению, оправданиями и поисками доказательств собственной невиновности не спастись.
Как навсегда избавиться от угрызений совести?
Чтобы избавить себя от неприятного чувства рекомендуется научиться держать эмоции под контролем, не делать поспешных высказываний, заявлений, действий. Дать время подумать над ситуацией: выйти из комнаты под предлогом зазвонившего телефона, желания покурить. Осмыслить, чем вызвана реакция, к каким последствиям приведут разные варианты ответа.
Понять и принять факт, что ошибаются все. Обидеть человека, оказаться в неловкой ситуации, совершить проступок, принять ошибочное решенье может каждый. Неприятно, но не смертельно. Осознав ошибочность поведения, сразу извиниться перед «пострадавшим».
В разумных пределах чувство вины необходимо, позволяет держаться курса нравственных установок. Делает человека разумным, способным сострадать, сопереживать, признавать ошибки.
Становясь избыточным, приводит к психосоматическим расстройствам, вызывает нарушения психического состояния, лишает сил. Часто вас мучает совесть, какой способ помогает преодолеть душевный дискомфорт?
Беспощадный судья
Безусловно, не все ошибки можно исправить. И тогда чувство вины прикрывает собой беспомощность и бессилие что-либо изменить. Например, люди, сталкивающиеся с тяжёлой болезнью и смертью близких, винят себя, что не всё сделали ради их спасения. И происходит это, даже если реально что-то сделать было невозможно. Если у человека нет воспитанного с детства комплекса вины, такие переживания сменяются гореванием и принятием случившегося. В противном случае травма потери может растянуться на много лет, заживо похоронив человека под грузом несуществующей вины.
Иногда чувство вины становится стойким, тотальным и жгущим изнутри. Люди живут с ним годами, в вечном самоосуждении и самообвинении, постоянно слыша внутренний голос, который выносит приговор: «Ты виноват, тебе нет прощения». Хроническое чувство вины разрушительно, оно обессиливает и опустошает, лишает уверенности в себе и, самое главное, мешает принимать правильные решения. Ощущая вину, мы застреваем в прошлом, хотя должны жить настоящим и смотреть в будущее.
«Место жительства» совести в организме человека
Мало кто знает, но существует очень интересная теория. Согласно ей, у каждого органа имеется еще и духовная функция, помимо физиологической. Например, сердце отвечает за душевную боль. Болезни ушей, как оказалось, возникают из-за того, что человек болезненно воспринимает отказы и упреки со стороны других людей. Одновременно желудок, переваривая пищу, вместе с ней «впитывает» впечатления. А за совесть в человеческом организме якобы отвечают почки.
Духовная и физиологическая функции этого парного органа схожи. На физическом уровне почки очищают организм от шлаков и токсинов. На духовном они аналогично пытаются «вывести» все самое плохое, отравляющее наше сознание. Правда, не всегда получается.