mafia definitive edition главное меню
Лучшее творение Hangar 13. Обзор Mafia: Definitive Edition
Mafia: The Сity of Lost Heaven подарила нам романтику преступного мира прошлого века: гангстеры в плащах и федорах, неповоротливые автомобили з выпуклыми формами и бары, тонущие в дыме сигар под старый джаз. Но сегодня игра неизбежно устарела и студии Hangar 13 удалось это исправить.
Игра, в которой хочется жить
Больше всего усилий разработчики вложили в графику. Город воссоздан на движке Mafia III, так что сравнивать с оригиналом и не приходится. Грамотно настроенное освещение, реалистичные отражения и тени — все включено. Огни вечернего города отражаются в лужах, а крыши домов скачут своими образами по блестящему кузову автомобиля. Сами же дома больше не плоские ящики с нарисованными окнами и балконами.
Я очень люблю машины первой половины прошлого века и модельки в новой Мафии — услада для глаз. Разработчики добавили разнообразия оперению, а кузова больше не выглядят, словно вырублены топором. Скриншоты автопарка напоминают фотографии в старых журналах автосалонов.
Радует внимание к деталям. Деформации автомобиля зависят от того, что и куда ударилось: столб и стена оставляют разные вмятины. Пыль загородных дорог липнет к кузову и он не блестит, как прежде, а в дождь колеса чернеют от грязи. Возможно, в 2020 году этим никого не удивишь, но если в Mafia: The Сity of Lost Heaven красивая картинка создавалась в голове, то ремейк показывает ее на мониторе.
В «Машинопедии» игрок может опробовать любой из пятидесяти автомобилей: легковые, грузовики, автобусы, спорткары и мотоциклы. Большинство машин можно перекрашивать, а некоторые вдобавок поддерживают модификацию кузова: с жесткой крышей, кабриолет, с багажником или без.
Классический уровень сложности сохранил особенности вождения оригинальной Мафии. «Карета с моторчиком» все так же еле-еле лезет под горку, а болид в гоночной миссии заносит как и 20 лет назад. Вес, мощность двигателя и сцепление с дорогой задают поведение машины и к каждой нужен свой подход. А если собрались в длительную поездку, отметьте на карте заправочные станции — бензин в машинах не бесконечен.
Definitive Edition предлагает изменения и геймплейной части игры:
Рука Hangar 13 коснулась и сюжета. Новость о том, что разработчики хотят дополнить историю и лучше раскрыть персонажей, многих насторожила — лишь бы герои не изменились до неузнаваемости.
«Мы пристально посмотрели на каждое задание и оценили, где можно добавить дополнительные сегменты, а где нельзя — чтобы слегка их освежить. Либо же вставить больше запоминающихся моментов, не жертвуя темпом повествования и ролью миссии в сюжете в целом» — Хейден Блэкман, президент Hangar 13.
Например, в миссии «Чисто для разрядки» игрок не занимается погрузкой, а должен прокрасться мимо охраны на склад и найти нужные ящики. При этом вместо контрабанды алмазов, дон Сальери занимается торговлей наркотиками, что служит уже не намеком, а доказательством темных делишек босса. Сара, жена Томми, получила больше экранного времени, дополняя образ мафиози как семьянина. А пьяные разговоры с другом Полли раскрывают в последнем человека серьезного, но чуткого. В целом, история Лост Хэвен была хороша сама по себе и дополнения не были необходимы, но хуже они не сделали.
А секса то нет!
Не во всем Mafia: Definitive Edition получился лучше. Музыки из оригинальной игры в ремейке нет. Композитор Джесси Харлин попал в атмосферу повествования новым саундтреком, вот только превзойти оригинал не получилось. Музыка Сity of Lost Heaven стала визитной карточкой игры — чего стоит погоня в одной из первых миссий под задорный аккордеон композиции Latcho Drom — La verdine. Бывает, заезжаешь на мост Джулиано по дороге к Центральному Острову и звучат первые ноты Belleville Рейнхарда. Но звучат они в мыслях, а не в игре.
Портит впечатления от поездок искусственный интеллект. Если противники ведут себя разумно, пользуются укрытиями и уходят с линии огня, то участники дорожного движения — венец неадекватности. Люди переходят дорогу где и когда им вздумается, даже если в сантиметре от них едет машина. Каждый десятый пешеход посреди дороги вспоминает, что не выключил утюг, разворачивается и идет обратно. Звуковые сигналы они воспринимают как овации в свою честь — остановятся, посмотрят в твою сторону и важным шагом пойдут дальше.
Водители не лучше. Светофоры регулируют движение только в центральной части города. В остальных районах их нет и ездят машины по непонятному алгоритму. Одни водители пропускают помеху справа, другие — слева, а третьи и вовсе пропускают всех. Главное — что бы не делал игрок, ему всегда будут сигналить недовольные НПС.
Нельзя не упомянуть самое важное — культовую сцену секса вырезали и полигончики больше друг о друга не трутся. Если для вас этот момент так же важен, как и для Виталия Казунова, ремейк разочарует.
Графическое исполнение игры тоже не идеально. Город и автомобили выглядят великолепно, но того же не скажешь о моделях людей. Лица местами замылены, а текстуры одежды и автомобилей иногда проходят сквозь модельки персонажей. Подобное было замечено всего несколько раз и проблем не создает.
Как в оригинале
Кроме легкой, средней и высокой сложности доступна и классическая. Она повторяет некоторые особенности оригинала:
Та самая гонка на классической сложности заставит попотеть опять, как и 20 лет назад.
Diagnosis
Ремейк осовременил игру, сохранив дух The Сity of Lost Heaven. Графика впечатляет — по городу приятно ездить и любоваться машинами, зданиями, загородными видами. Разработчики с уважением отнеслись к оригинальному сюжету, сохранив историю и образы персонажей. Глупый искусственный интеллект слегка портит атмосферу поездок, а любителям оригинала может не доставать старой музыки, но в остальном Mafia: Definitive Edition не уступает предшественнику.
Mafia: Definitive Edition — ремейк лучше оригинала
Правильный ремейк «Мафии» — это несбыточная мечта олдов. Чтобы было «как надо», нужно и Даниэля Вавру вернуть, и актеров оригинальных позвать, и денег вбухать, как на новую GTA — чтобы технический уровень был не хуже, чем в Red Dead Redemption 2. Конечно, Mafia: Definitive Edition не такая. И все-таки это хорошая игра для тех, кто оригинальную «Мафию» не видел или не питает к ней сильных ностальгических чувств.
За что любят оригинальную «Мафию»?
В первую очередь, за ее сюжетность и антураж. Игра рассказывает о таксисте Томасе Анджело, который по воле случая попадает в «семью» и балансирует между жизнью гангстера и попытками сохранить в себе человечность. И все это на фоне Америки 30-х годов, которую разработчики нарисовали детально и с большой любовью.
Несмотря на открытый мир, в «Мафии» он компактен: нет никаких сайдов и растягивания хронометража. Город — лишь масштабная декорация. Мы же проходим миссию за миссией, не отвлекаясь от истории. А уж она-то хороша — иногда, конечно, слишком сильно отдает «Крестным отцом», «Славными парнями» и вообще штампами про мафию, но персонажей рисует живых и кровь своими поворотами все еще разгоняет. Сегодня такие игры особенно ценны.
Все скриншоты в тексте сняты на Xbox One X.
Практически каждую экшен сцену из оригинальной игры разработчики ремейка постарались усилить — больше врагов, больше взрывов и погонь, какие-то скучные моменты вырезали, а что-то наоборот добавили. Если в оригинальной игре за вами гнались три машины, будьте уверены — в ремейке их будет десять. Иногда это смотрится странно — после того как мафия в очередной раз устроила гонки с перестрелкой в ходе которой укатала несколько пешеходов и уничтожила десяток машин, в том числе и полицейских, сложно поверить, что «бандиты» просто залегли на дно и никто за них не возьмется. Даже с учетом подкупленной полиции и судей. Апогея это достигает в миссии A Trip To The Country, в которой нужно отстреливаться от броневика с пулеметом — это настоящий босс, с которого нужно сбивать броню! Хотя стоит отметить, что в оригинале такой броневик тоже есть, на нем даже можно покататься.
Однако это все-таки частности — в целом игра от такого усиления стала лучше. Оригинал был сдержаннее и проще, но тогда такой экшен просто не позволяли накрутить технологии. А так-то старая команда к Голливуду тоже еще как тяготела. Вот наглядный пример: в игре есть миссия, которая заканчивается погоней за самолетом, в ходе которой нужно, высунувшись из окна машины, отстрелить ему двигатели из томми-гана. Сперва я подумал, что авторы ремейка перемудрили, устроив какой-то «Форсаж». А потом запустил оригинал, чтобы освежить память — оказалось, что там все было точно так же.
В остальном — это точный ремейк, практически покадрово повторяющий оригинал.
Дотошные фанаты наверняка найдут миллион различий, но для обычного игрока они в глаза бросаться не будут. Где-то разработчики диалог изменили, где-то новую микросцену в ролик добавили. Но никакой чрезмерной отсебятины нет — все изменения нужны, чтобы сгладить угловатость оригинала и глубже раскрыть характеры и мотивацию персонажей. Лучше стала любовная линия Томми, его попадание в семью обставили логичнее, глубже раскрыли Сэма и Поли — двух мафиози и лучших друзей Анжело. Тот же Поли стал больше шутить, но при этом игра концентрируется на его проблемах с алкоголем, Сальери стал сдержаннее, а Сэма герой несколько раз выручает, что делает концовку более эмоциональной. Но радикально переписывать никого не стали — лишь подчеркнули уже существующие черты героев и подтянули наивно написанные диалоги, не меняя их сути.
Все улучшения точечные — в целом же игра соответствует оригиналу процентов на девяносто. Ремейк даже ракурсы в катсценах часто берет прямо из первой «Мафии», хотя в целом их постановка на несколько голов выше, настоящее кино. Так что в этом плане Definitive Edition — очень аккуратный ремейк. И если в оригинале вы в первую очередь ценили историю — она здесь ни капли не испорчена.
Новые актеры в ремейке справились отлично.
Смена всех актеров — самое волнующее изменение ремейка. Судя по тому, что фанаты оригинала писали на эту тему в соцсетях, дело в самом факте, а не в том, хорошо ли новые лица справляются. «Я не приму нового Поли!» и все тут. А между тем игра актеров и озвучка в ремейке мне понравились куда сильнее, чем в первой части.
В оригинале все одинаково бубнили и какая-то индивидуальность в голосах просыпалась только в самых эмоциональных сценах. С закрытыми глазами я не сразу скажу кто там гундосит, Томми, Сэм или дон Сальери. В ремейке с этим проблем нет: Томми говорит отрывисто, съедая окончания слов, у Поли очень узнаваемый высокий голос с итальянским акцентом, а Сальери говорит мягко, почти по-отечески, хотя мы знаем, насколько он темный и безжалостный тип — благодаря этому герои запоминаются моментально. Про второстепенных персонажей и говорить нечего — в старой «Мафии» они вообще играть не пытались, а в ремейке круто озвучены вообще герои, даже если появляются они буквально на пару минут.
Что же до новой внешности персонажей — меня она не сильно беспокоила изначально, потому что за эти годы я уже успел забыть, как выглядели персонажи «Мафии» (кроме Томми, потому что он был на обложке). Где лучше, где хуже — не скажешь, это просто два разных варианта. Не считая, разве что, Сальери — в оригинале он был похож на спившегося деда-интеллигента, а в ремейке выглядит солидно. Да и его консильери Фрэнк в новой игре смотрится убедительнее — высокий, жилистый, с надменным холодным взглядом.
Дон Сальери
«Мафия» стала проще и удобнее.
Оригинал сегодня — это дикий хардкор. В свое время игра славилась сложной физикой машин и необходимости соблюдать ПДД, иначе копы могут остановить и выписать штраф. Такую симуляцию можно включить и в ремейке, но управляются тачки все равно проще (физика максимально близка к Mafia 3), а еще есть GPS и даже возможность отключить «мирные» переезды в миссиях, чтобы сэкономить себе время. Настройки вообще гибкие — можно, например, включить сложную физику машин и необходимость соблюдать ПДД, но оставить средний «уровень» врагов и при этом поставить автоприцел.
Перестрелки, драки и стелс в ремейке работают плохо.
Весело бывает в полностью постановочных эпизодах — вроде описанной выше погони за самолетом или знаменитой миссии на корабле. Но вот рядовые перестрелки в игре — либо полный мрак, если играть на средней или высокой сложности, либо просто терпимы, если забить и врубить изи-мод с автоприцелом.
Ремейк «Мафии» — это шутер с укрытиями, который собрал в себе все грехи шутеров с укрытиями. Удовольствия от стрельбы тут никакого: импакт от выстрелов нулевой, попадания во врагов не ощущаются, к укрытиями герой прилипает неловко, физика передвижения будто прямиком из оригинальной «Мафии». К перемещению по локации во время боя игра тоже не подталкивает — враги тупые и либо отсиживаются в одном месте, высунув голову, либо выходят и идут прямо на тебя. Если же сам попытаешься куда-то перебежать — умрешь за пару секунд, а лечиться тут можно только разбросанными по уровню аптечками. Одним словом, ремейк «Мафии» — это просто плохой шутер. Хуже в нем только стелс и ближний бой, а его поначалу тоже много!
Выглядит ремейк отлично.
Скриншоты и ролики не врут — несмотря на ценник в сорок долларов, картинка в ремейке вполне себе ААА-уровня. Особенно хороши отражения, которые выглядят так, будто разработчики умудрились прикрутить к текущему поколению рейтрейсинг (я проходил игру на Xbox One) — благодаря этому ночные поездки особенно завораживают. А вот днем игра впечатляет не так сильно — особенно подводят местами мутные тени, из-за которых под ярким светом иногда кажется, что машины не едут, а плывут по воздуху в паре сантиметров над асфальтом.
Все хорошее, что было в «Мафии», ремейк сохранил и преумножил. А все, что в ремейке сделано плохо — в оригинале было еще хуже. «Мафия» — это хорошая история и атмосферный, крутой для своего времени город. Но то время прошло, а все остальное по нынешним стандартам там было сделано плохо. Как бы сильно это не резало душу настоящим фанатам, но я должен сказать: ремейк «Мафии» — лучше оригинала.
Большой разбор Mafia и Mafia: Definitive Edition. Часть 1
Безусловно, первая “Мафия” – выдающаяся и прорывная для своего времени игра. На момент её выхода потягаться с “Потерянным раем” мог разве что Либерти-Сити из GTA III, автопарк 30-х поражал ощутимой ездой и моделью повреждений, а скрупулёзная проработка интерьеров уже тогда подняла планку на пару поколений вперёд. Но больше всего в зарождении гангстерской саги ценили сюжет и постановку – столь живую и кинематографичную историю до чехов не делал никто.
Другое дело, что даже самородки время не щадит – в “Мафии” порядком устарели графика, открытый мир, механика стрельбы и подход к повестованию. Но даже спустя 18 лет рассказ Томми Анджело мало чем уступает лучшим криминальным драмам золотой эпохи кино, так что студии Hangar 13 выпала нелёгкая работа: подогнать оригинал под современные стандарты и грамотно обновить сценарий Даниэля Вавры, не отдаляя ремейк от первоисточника неприлично далеко.
Все диалоги взяты из официальных русских локализаций с парой контекстных правок. Естественно, присутствуют спойлеры ко всем ключевым событиям и поворотам обеих игр.
НАЧАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. (Рим 15:1)
Всё начинается со вступительного интро, мгновенно погружающего игрока в эпоху Америки 30-х благодаря знакомству с красотами Лост-Хэвена, а также культовой заглавной темы в исполнении симфонического оркестра. Hangar 13 почти покадрово цитируют оригинальное начало, местами вкроив и собственные мизансцены, однако все ключевые локации – маяк, пароход, мост Джулиано и железная дорога – на своих местах, и это здорово.
Заметно видоизменили только один фрагмент, где при помощи наплыва полупустой проход под мостом превращается в оживлённый трафиком тоннель – в ремейке камера пикирует прямиком на центральное шоссе, ещё раз дав оценить кипучесть жизни в городе.
Дальше – интереснее. В конце оригинальной заставки на станции метро “Джулиано-стрит” выходит главный герой – Томас Анджело – и спускается к бару, где намечается разговор с детективом Норманом. В обновлённой версии происходит рокировка – вместо Тома прибывает сам детектив.
Новые авторы с первых же кадров переписывают сценарий Вавры
Это первое крупное расхождение с первоисточником – там именно Том был в роли опоздавшего. В ремейке протагонист уже ожидает на месте встречи, то есть доминатором теперь выступает Норман, который вынуждает главного героя оставаться в опасном для него городе.
ПРОЛОГ
1938 год. Бар “Stage Bottle”. Первая сюжетная катсцена. Уже по ней можно определить, насколько сильно сместились акценты в повествовании.
В оригинале Томас предлагает несговорчивому сыщику сделку, выгодную как первому, так и второму – информацию о некой подпольной организации в обмен на защиту жены и дочери. Поначалу Норман сопротивляется, ибо “не бизнесмен” и вообще “не привык” восседать с людьми подобного сорта, пока не слышит фамилию Сальери, моментально пробуждающую в нём интерес.
[оригинал 2002 года]
ТОММИ: Вам что-нибудь говорит имя Сальери?
НОРМАН: Сальери?! Чертовски много говорит. Вы как-то связаны с ним?
ТОММИ: Можно и так сказать. Я работал на него несколько лет. Теперь он хочет устранить меня. Если вы защитите мою семью, я расскажу всё, что знаю.
В разговоре главный герой выступает ведущей стороной – выводит детектива на контакт и обозначает цену своего рассказа. Другое дело – ремейк, где как раз Норман задаёт тон беседе наводящими вопросами, в отличии от измученного недосыпами Тома, которому не хватает даже на чашку кофе, что и подмечает визави.
НОРМАН: Так что, может, расскажешь или будешь тянуть время, пока за тобой не придут?
ТОММИ: Думаете, я в бегах?
Чуть ранее в диалоге всплывает фамилия главаря другой семьи – Морелло, и мы заранее узнаём, что дон мёртв, а детектив уже давно привязан к этому делу, явно обделённому уликами. О Сальери пока не упоминают вовсе. Здесь же и первая попытка увязать все части трилогии воедино.
ТОММИ: Вы давно в городе?
НОРМАН: Три года. Я начинал в Эмпайр-Бэй (прим.: город из Mafia II).
ТОММИ: И вам поручили дело Морелло, в первый же день?
Заголовок: «Морелло погибает от взрыва»
НОРМАН: Ну, так в газетах пишут. А тебе-то что?
ТОММИ: Скверно, ведь это дело явно не из простых.
НОРМАН: И что, ты можешь мне помочь?
ТОММИ: Да, я кое-что знаю.
В конце обе версии логично подводят нас к истокам становления Томми как гангстера, и игрок переносится в 1930-й год…
ГЛАВА 1. НЕВОЗМОЖНО ОТКАЗАТЬСЯ
Лучше быть бедным и живым, чем богатым и мёртвым, так ведь?
1930-й. Сцена невольного знакомства главного героя с бандитами клана Сальери – Поли и Сэмом. В ремейке подача схожа с первоисточником – спокойные планы тогда ещё бедного таксиста Томми чередуются с кадрами побега его будущих соратников от солдат Морелло.
В новой «Мафии» город заметно преобразился
Затем авария, просьба о помощи с дулом у виска… и игра начинается.
Различия всё же есть. В оригинале контраста придаёт ещё и лицензированная музыка – джазовый хит “The Mooche” (aka тема Рабочего квартала) сменяет собственный саундтрек игры авторства Владимира Шимунека. Стоит отметить и то, что вариант 2002 года ощутимо длиннее новой версии – Hangar 13 предпочитают показывать, а не говорить, поэтому в угоду динамике форсируют события, используя современные графические возможности по полной, но порой жертвуя закадровыми монологами Тома. А ведь именно они были неотъемлимой частью шарма оригинальной “Мафии”.
Управление передают игроку. Кратко об интерфейсе: вместо радара используется мини-карта, а за полноценной нужно лезть в меню – раньше большая карта отображалась при нажатии кнопки без прерывания геймплея. Также в ремейке заметно прибавилось всяких подсказок на экране – цель миссии, указатели на дороге (отключены в режиме «Классика»), маркер конечной локации и т.д.
В новой версии ощутимо проще скрыться от бандитов
Сама погоня стала более зрелищной, но обзавелась скриптами: если в оригинале игрока швыряют в гущу событий, и полагаться нужно только на себя, то тут достаточно подъехать к ближайшему строительному заграждению, отмеченному на карте – запустится катсцена, и герои сбросят недругов с хвоста. Окончательный побег тоже запланирован – Том ведёт такси к раздвигающемуся мосту, и машина перелетает на другой остров, оставив преследователей позади.
Вернёмся к сюжету. В версии 2020 года наконец-то появились полноценные внутриигровые диалоги – раньше герои почти не общались между собой вне катсцен, ограничиваясь случайными фразами, здесь же каждая поездка сопровождается разговорами, раскрывающими характеры героев или внедряющими в контекст игры.
Конечная катсцена первой главы в Definitive Edition повторяет оригинальную не только покадрово, но и практически дословно – бандиты уходят в бар Сальери, затем Сэм возвращается с конвертом и отпускает Томми.
Cмена кадров – эпизод в лачуге Тома под мысли о нежелании связывать жизнь с криминалом.
ОРИГИНАЛ: Когда я открыл конверт, меня чуть инфаркт не хватил. Там было куда больше, чем стоил ремонт машины. Но я даже и думать не мог об их предложении. Я не хотел иметь дело с преступниками, будь у них хоть все деньги в мире. Лучше быть бедным, но живым, чем богатым покойником, верно? Я собирался починить машину и как можно скорее забыть об этом деле. Но, как любила говорить моя мама: “Никогда не знаешь, что Господь припас для тебя”.
РЕМЕЙК: Когда я вскрыл конверт, меня чуть инфаркт не хватил. Деньги на ремонт? Да я бы легко мог купить новую! Я думал над предложением Сэма о работе. но был скорее против. Платят хорошо, но. связываться с криминалом? Лучше бедный и живой, чем богатый и мёртвый. Даже удивительно, как я был далёк от этого.
ГЛАВА 2. БЕГУЩИЙ ЧЕЛОВЕК
Я сказал, по мосту Джулиано! Вы что, не знаете, где он находится?!
По задумке Даниэля Вавры, ведущего сценариста и геймдизайнера Mafia: The City of Lost Heaven, в этой миссии игрок должен ощутить полярность между сумасбродной жизнью гангстера и монотонной работой таксиста, обязанного чтить законы Лост-Хэвена. Посему тоскливая развозка пассажиров уместно контрастирует с недавней погоней. С другой стороны, многие жаловались на излишнюю затянутость главы, и в Hangar 13 решились внести свои правки в геймплей.
Во-первых, игрок теперь сам должен искать клиентов, попутно изучая город. Правда, только двух, первая сама садится в такси на первой же минуте. В оригинале приходилось развозить аж пятерых, и после высадки одного к машине сразу подтягивался следующий.
Центральный остров, возле галереи
Во-вторых, музыка. Появилось полноценное радио – в оригинале за каждым районом была закреплена своя композиция 30-х. И в-третьих, внутриигровые диалоги – новый Томми теперь заводит с клиентами разговоры, и те с переменным успехом ему отвечают. Раньше пассажиры произносили только случайные реплики, и те лишь при нарушении правил дорожнего движения. В ремейке судачат обо всём злободневном – нищете, безработице и коррумпированности города.
ПАССАЖИР 2: Ты глянь на них. Из-за этого кризиса люди вконец обленились. Теперь-то у них есть повод ничего не делать.
ТОММИ: Ну так работы же нету.
ПАССАЖИР 2: Работа есть всегда. Просто её искать нужно.
ТОММИ: Понимаю, вы занятой человек. Таких нынче редко встретишь.
ПАССАЖИР 2: Я эту депрессию предвидел. Продал акции перед тем, как биржи рухнули. Так что да, я занятой.
ТОММИ: Будете весь день разглядывать старые картины?
Первая – и самая капризная – пожилая клиентка на выходе даже указывает на происхождение Томми Анджело.
Это важная деталь, которой не было в оригинале – в те времена в итало-американскую мафию брали только людей с соответствующей родословной.
После развозки наступает самый запоминающийся эпизод миссии – перерыв «на кофе», когда солдаты Морелло громят машину Томми и норовят избить до полусмерти его самого, после чего начинается погоня. По содержанию всё идентично.
Оригинальная версия стала культовой по двум причинам. Первая – это скрупулёзная проработка уровня. Том удирает от гангстеров по внутренним улочкам, в которых Лост-Хэвен живёт своей жизнью – кто-то взламывает замок, кто-то ссорится с женой, а разминувшуюся в разных тоннелях парочку помнит каждый. Вторая причина – музыка. Во время побега играет уже легендарная “La Verdine”, придающая смертельной ситуации парадоксальную комичность. И если по первому пункту Hangar 13 стремились соблюсти все негласные постулаты Mafia: The City of Lost Heaven…
Внимание к деталям в ремейке сохранено
…то в случае со вторым от музыкального канона решили отойти – теперь играет собственная мелодия от Джесси Харлина, автора всего definitive-саундтрека (замечательного, кстати). Возможно, из-за ускоренной динамики эпизода, в которую умеренного темпа композиция группы “Latcho Drom” просто не вписалась бы – в любом случае, ощущения уже другие.
В итоге главный герой добегает до контрольной точки – и здесь мы наблюдаем второе серьёзное различие с оригиналом. В варианте 2002 года приспешники Морелло следуют за Томом, забежавшим в бар, фактически подписав себе смертный приговор. Экран гаснет, звучат два выстрела – и через пару кадров солдат выносят вперёд ногами на задний двор. В обновлённой версии эта сцена переосмыслена – Поли и Сэм заступаются за Тома, а мафиози вражеской семьи уходят ни с чем, НО остаются живы, дав герою мотивацию отомстить.
На этом расхождения не заканчиваются. В ремейке отсутствует кадр празднества в баре, во время которого звучит монолог о том, что же надоумило протагониста вступить в клан Сальери и столь радикально поменять своё мнение.
ТОММИ: В тот раз парни Сальери спасли меня, но я оказался в очень неприятной ситуации. Я расплатился за ремонт машины, но мой босс не хотел иметь дело с теми, у кого проблемы с мафией. Это вредит репутации. Когда я увидел, как шикарно одеты ребята Сальери, я подумал, что работать на него не так уж плохо. Кроме того, мне нечего было терять. Морелло охотился за мной, поэтому оставаться таксистом было опасно. И перспектива получать деньги от Сальери была не такой уж безрадостной… Как я обычно говорю: “Лучше помирать молодым и при деньгах…”
Подразумевается, что между побегом и встречей главного героя с доном прошло ещё какое-то время, однако в ремейке это происходит сразу после ухода людей Морелло. Возможно, это объясняет тот факт, почему в оригинальной третьей главе Томми уже приодет в костюм, который никак не мог у него появиться в тот же день, когда произошло нападение.
ГЛАВА 3. ВЕЧЕРИНКА С КОКТЕЙЛЯМИ
Первый брифинг с доном Сальери. Встреча с оружейником Винченцо. Знакомство с механиком Ральфом. В оригинальной “Мафии” эти три начальные катсцены воспроизводятся без перерывов на геймплей, но Hangar 13 слегка расширили эпизод, добавив свободную прогулку по бару, так что рассмотрим всё по порядку.
Брифинг. В ремейке герои собираются на совещание сразу после событий второй главы, хотя в изначальной версии Томми как будто уже без пяти минут член семьи, а Сальери почти настроен принять его в клан, потому и решает испытать – задаёт разгромить машины обидчиков у бара Морелло, а затем объясняет правила игры в городе, хотя видятся персонажи впервые. В ремейке дальше знакомства дело не заходит – дон лишь предлагает дать взаймы деньги на ремонт такси, но затем высказывается Том. И мы наблюдаем ещё одно масштабное отклонение от оригинала.
САЛЬЕРИ: Я чувствую перед тобой ответственность. Я дам тебе небольшую сумму. Как раз хватит на починку машины.
ТОММИ: Большое спасибо, сэр, но деньги мне не нужны.
САЛЬЕРИ: Тогда в чём же дело?
ТОММИ: Я хочу добраться до уродов, разбивших машину.
САЛЬЕРИ: Ха! Ты слышишь, Фрэнк? Парню нужно моё разрешение, чтобы подраться.
ФРЭНК: [неодобрительно] Да, я слышал.
То есть, в ремейке главный герой сам изъявляет желание расквитаться с бандитами, которые, напомню, в новой версии остались в живых. На этой почве новый Том получает более осмысленную мотивацию вступить в семью Сальери, но его образ резко диссонирует с оригинальным протагонистом, который в разговоре с детективом заявлял (и мы это рассмотрим), что никогда не нарывался на неприятности сам. Также в Definitive Edition отсутстует короткий диалог между Фрэнком и доном после окончания брифинга.
[оригинал 2002 года]
ФРЭНК: Я не стал бы ему так доверять. Он, похоже, колеблется. Он принял твоё предложение потому, что у него нет выбора.
САЛЬЕРИ: Посмотрим, Фрэнк, посмотрим… Меня больше интересует, что собирается делать Морелло. Неужели он решил начать войну?
Затем следует первая встреча с Винченцо, но перед этим в версии 2020 года игроку дают возможность освоиться в баре Сальери, попутно собирая новоявленные коллекционные предметы – открытки, газетные вырезки, обложки журналов и сигаретные карты с изображениями героев игры. Теперь и в помещениях персонажи общаются между собой, даже можно заметить, как Поли болтает с Карло – телохранителем дона, который ещё сыграет роль в дальнейшем повествовании.
Бар Сальери в оригинале (глава 4) и ремейке (глава 3)
Теперь – к Винченцо. По тексту всё практически одинаково, но переделали образ самого Винни – из “спокойного и размеренного деда” он перешёл к “своему в доску дядьке”.
В сцене с Ральфи изменений ещё больше: во-первых, Поли относится к заике-машинисту уже с неприкрытой издёвкой, а во-вторых, и сам Ральф далеко не так дружелюбно над ним подшучивает. Это пренебрежение прослеживалось и в оригинале, но не в таких масштабах.
РАЛЬФ: Хи-хи-хи, г-г-гости. Как делишки, Поли? [. ] Я в-в-вижу, всё ещё хромаешь, так что у нас тут теперь двое инвалидов.
ПОЛИ: Зато у меня с мозгами всё в порядке.
ПОЛИ: Ральфи сидит в гараже. Он малость с придурью, но в тачках реально шарит. Не понимаю, как этому кретину удаётся чинить движки, наверняка колдовство какое-то.
[Поли пугает Ральфа, тот бьётся головой о бампер]
РАЛЬФ: Т-ты ещё х-хромаешь. У н-нас тут те-теперь уже д-двое калек.
ПОЛИ: [с угрозой] У нас ничего общего, ты понял, Ральф?
РАЛЬФ: (о Поли) Подожди, перережу тебе тормозной шланг, урод…
Есть мнение, что сделано это для дополнительного обеления протагониста, который как раз относится к Ральфу с уважением и должной человечностью. В таком случае это действительно хорошая деталь, формирующая симпатию к новому Томми Анджело как к личности.
Игрока выпускают в Лост-Хэвен. Ремейк снова радует расширением повествования – во время поездки Поли рассказывает Тому о контрабанде канадского виски (которое встанет костью в “Загородной прогулке”), а затем объясняет, в каких районах обосновались доны.
ТОММИ: Слушай. там в грузовике был виски?
ПОЛИ: Да. Новый поставщик.
ТОММИ: И вы вот так открыто его покупаете?
ПОЛИ: Обычно нет. Но это была первая партия. К тому же, у копов хватает ума не заходить на нашу территорию. У Морелло, чьи тачки ты скоро подпалишь, ещё больше дружков в полиции, чем у нас. Но и у нас всё схвачено, если не борзеть. Главное, оглядывайся почаще.
ПОЛИ: Мы на территории Морелло.
ТОММИ: Между кварталами Морелло и Сальери есть какая-то граница?
ПОЛИ: Не особо, всё часто сдвигается туда-сюда. Но в основном мы держим Маленькую Италию, а он сидит в Норт-парке и ещё много где. Если окажешься не на той стороне улицы и не в том районе – быстро поймёшь, что тебе лучше пойти в другое место.
Кстати, в обновлённой версии не только расширили город, но и изменили названия некоторых районов Лост-Хэвена. Хобокен теперь Холбрук, Оукхил – Бич-хилл, а вместо Нью-Арка – Норт-парк. Сами локации при этом расположены там же, где и находились в первоначальной игре.
Герои паркуются у бара Морелло. В оригинале Том проворачивает всё в одиночку – вырубает сторожа битой, подпирает заднюю дверь (опционально), уничтожает машины и ворует “Фальконер” из гаража (тоже опционально). В ремейке уровень представлен как обучение механикам стелса, системы укрытий – её не было в 2002 году – и ручного боя. И на этот раз Поли отправляется с нами – показывает обходной путь, отвлекает охранника, дав возможность подкрастся сзади и придушить (но не оглушить битой) и помогает расправиться с подкреплением.
Новые герои уже в обязательном порядке воруют автомобиль, а дальше неизбежно начинается скорее обучающая погоня от полиции – в первой “Мафии” этого можно было избежать, если легавых не было поблизости.
Больше скриптовых заграждений.
После успешного побега в ремейке Поли ещё раз подчёркивает, насколько серьёзно Сальери сдаёт позиции набирающему всё больше власти Морелло.
ТОММИ: Я думал, легавые у Сальери на содержании?
ПОЛИ: Только некоторые постовые. А у Морелло сам шеф полиции в кармане.
Герои добираются до бара и отправляются внутрь. Начинается последняя катсцена с принятием Томми Анджело в семью Сальери.
В оригинале она длится меньше минуты, поскольку в обновлённой версии дон только сейчас посвящает главного героя в неписанные законы клана.
ОРИГИНАЛ: У нас есть несколько правил. Никогда не переходи дорогу полицейским. Мы им платим, и тебя они не тронут. Но если зайти слишком далеко, они придут за тобой, платим мы им или нет. Если тебя арестуют, ничего не говори, и мы позаботимся о тебе. Я могу отблагодарить тех, кто мне помогает, а из тех, кто предал меня, мало кто выжил.
Интересная деталь ремейка: в тот момент дон предлагает Тому мелкие обязанности в семье – помогать по бару, собирать дань и т.п. И Том эти условия принимает.