кажется что на работе все против тебя
Травля на работе: уволиться или наладить отношения?
Как не стать жертвой моббинга, буллинга и боссинга?
Моббинг, буллинг, боссинг. Эти загадочные слова означают всего лишь различные варианты организованной одним или несколькими людьми травли на работе неугодного им сотрудника. Думаете, вам это не грозит? Ошибаетесь. Потенциальной жертвой может стать любая из нас, а счет пострадавших от офисного террора идет на миллионы во всем мире.
Заговор против жертвы
Алла не понаслышке знает, каково это, когда коллектив отвергает и не пускает в свои дружные ряды. Когда-то она трудилась в компании, где основной контингент работников составляли дамы намного старше ее. Но вместо материнской заботы девушка столкнулась с игнорированием и открытой неприязнью коллег. И хотя работа ей нравилась и у начальства претензий к ней не было, Алле пришлось уволиться спустя несколько месяцев после начала заговора против нее.
Это типичный пример моббинга (mob — толпа), или преследования группой лиц одного человека. Как правило, цель моббинга и других видов психологического прессинга — добиться, чтобы у жертвы сдали нервы, и она позорно сбежала с «поля брани».
Основное отличие целенаправленной травли от обычных конфликтов и натянутых отношений с кем-либо — в ее постоянности и длительности, от нескольких недель до нескольких лет. Есть и другие признаки, по которым можно предположить, что против вас развязали войну. Например, регулярная критика, зачастую слишком мелочная или не содержащая никакой конкретики; насмешки и оскорбления; угрозы и откровенная клевета. От вас скрывают важную информацию либо не предоставляют ее вовремя; загружают делами, которые не слишком относятся к вашей компетенции; не приглашают на совместные коллективные мероприятия. Но если вам предъявляют обоснованные претензии по поводу действительно низкого качества вашей работы, списать их на травлю не удастся.
У человека, подвергшегося психологическому террору, могут появиться и неполадки со здоровьем: расстройства сна, физическое истощение, постоянные мигрени, депрессия и различные заболевания. Падает самооценка, появляется неуверенность в своих силах. На проблемах со здоровьем преследователи также не преминут раскинуть еще одну козырную карту: «Зачем держать сотрудника, который все время находится на больничном?».
Пять причин моббинга
Наиболее распространенных причин моббинга и его вариантов несколько.
Дарья Стасевич, психолог
В некоторых компаниях принята «дедовщина» новичков, это своеобразная традиция вхождения в коллектив. Когда вы пройдете этот этап, то все, скорее всего, образуется. На причины прессинга по отношению к себе можно посмотреть и с другой стороны. Возможно, подобные ситуации уже встречались в вашей жизни. Тогда необходимо разобраться, что в вашем поведении может провоцировать других на такое отношение. Например, вы привыкли играть роль жертвы и не умеете за себя постоять. Или слишком сильно отличаетесь от коллег — поведением, внешним видом, — и они вас не понимают и не принимают. Среди других причин — вы по незнанию или намеренно игнорируете устоявшиеся «правила игры» и не разделяете ценности группы; вы пришли в компанию по блату; на ваше место хотят посадить «своего» человека.
Буллинг: один на один
Когда начальник Майи, работавшей помощником судьи, попал на целый год в больницу в связи с тяжелой болезнью, его сотрудники были временно переведены на другой участок. Там женщине пришлось столкнуться с неадекватным поведением одной из коллег. «Она работала помощником моего нового руководителя и почему-то сразу меня невзлюбила, пакостила со страшной силой. То слухи за моей спиной распустит, что якобы я получила работу через постель. То умолчит о важной просьбе шефа, а сама нагло ему врала, что все мне передала», — делится Майя.
Это еще один вариант психологического террора — буллинг (bully — хулиган), или преследование одним человеком другого, обычно равного по статусу. Считается, что особенностью буллеров является постоянная жажда «свежей крови». Часто после того, как жертва, не выдержав издевательств, увольняется, нападающий принимается за следующего «барашка».
Как наладить отношения?
Если чувствуете, что против вас проводится целенаправленная масштабная акция, вы можете выбрать несколько стратегий борьбы. Главное — осознать, ради чего вы готовы сражаться.
Попробуйте дать решительный отпор агрессорам. Еще вариант — игнорировать нападки с расчетом на то, что рано или поздно от вас отстанут. Помогает и такой прием, как «внешнее согласие»: «Возможно, вы правы, я подумаю над этим». Иногда это производит эффект неожиданности: от вас ожидали вспышки гнева или жалких оправданий, а теперь у вас появляется шанс взять ситуацию под контроль.
Обратитесь за помощью к боссу. По большому счету, моббинг или буллинг возможно прекратить, если он предпримет соответствующие меры. В противном случае дальнейшая борьба за свои права может обернуться сражением с ветряными мельницами.
Вы также в состоянии предпринять определенные шаги для того, чтобы предупредить возможное негативное отношение к себе. При найме на работу узнайте, какова корпоративная культура и ценности компании, принята ли взаимопомощь, уважение друг к другу и т.д. Источники подобной информации — собеседования с менеджером по персоналу и будущим руководителем. Если вы нанимаетесь в фирму, чьей продукцией вам приходилось пользоваться, обратите внимание на то, как в магазинах этой организации относятся к клиентам. Ведь зачастую это является отражением стиля взаимоотношений внутри компании. Во время испытательного срока также можно узнать немало интересного. Например, о том, есть ли прессинг кого-либо из сотрудников. Если такое явление существует, сделайте соответствующие выводы.
Карина Хутаева, директор международного образовательного центра
Если вы встречаетесь с травлей на работе, держитесь спокойно и не опускайтесь до уровня преследователей. Не кричите и не запугивайте в ответ. Часто «нападающие» специально вас провоцируют, ожидая ответной агрессии, поскольку это предоставит им шанс ответить вам еще более сильной провокацией. Не рекомендуется плакать или показывать свою слабость, этого от вас ждут в первую очередь. Продолжайте качественно работать, ведь «доброжелатели» надеются увидеть вас сломленным, а когда вы раз за разом добиваетесь успеха, это воспринимается ими как поражение. Обязательно показывайте результаты своей работы начальству, чтобы обезопасить себя от злостных наветов о вашем непрофессионализме. И не позволяйте изолировать вас от лояльных коллег, поддерживайте с ними деловые и дружеские связи.
Наталья Веригина, бизнес-тренер
Жертвами буллинга или моббинга нередко становятся люди с заниженной самооценкой, поэтому важно работать над ее повышением. В этом поможет обращение к психологу, участие и победы в конкурсах профессионального мастерства. Часто преследованию подвергаются одиночки, держащиеся особняком от коллектива. Учитесь строить отношения с людьми — это позволит проще устанавливать контакт с коллегами и сформировать «армию союзников». Ими могут стать сотрудники не только из своего, но и из смежных отделов, а еще весомее — непосредственный руководитель. Учитесь отстаивать свою позицию, учитывая интересы всех сторон и принятые в компании «ритуалы», чтобы спорные ситуации не перерастали в жесткий конфликт. Не создавайте себе врагов своими же руками.
Боссинг: начальник — против
Противостояние Нины и ее начальницы тянется давно, и первопричину уже никто не вспомнит. Руководитель создает на работе невыносимую обстановку для своей сотрудницы. Ставит перед ней нереальные сроки выполнения задач, требует строгого соблюдения трудовой дисциплины, причем остальным даются значительные поблажки. Нина находится в постоянном стрессе, и от увольнения ее пока останавливает только еще больший страх остаться безработной.
В этом случае речь идет о боссинге (boss — шеф, босс), травле руководителем своего подчиненного. Фактически это тот же буллинг, но не горизонтальный, а вертикальный. Обычно он применяется тогда, когда для законного увольнения человека у босса не хватает весомых аргументов.
Как правило, на помощь коллег надежды у жертвы мало, ведь те отнюдь не горят желанием тоже попасть под карающий меч. Порой отношение шефа к кому-либо воспринимается подчиненными как наглядное указание к действию, в такой ситуации человек находится под перекрестным огнем травли буквально со всех сторон.
На вас могут давить, принуждая срочно написать заявление на увольнение по собственному желанию. Не принимайте никаких решений в спешке, вы имеете полное право взять паузу на раздумье. Если вы согласны уволиться с работы, попробуйте договориться об увольнении по соглашению сторон. Это предполагает, что обе стороны готовы на уступки друг другу. Вы уходите, а работодатель, если с ним удастся договориться, выплачивает выходное пособие в определенном размере. Ведь увольнение по собственной инициативе предполагает только компенсацию за неиспользованный отпуск.
Дарья Стасевич, психолог
Если шеф решил вас уволить, вам придется очень нелегко. Но ваш уход — не единственный вариант развития событий, хотя и очень вероятный. Можно попробовать перевестись в другой отдел этой же компании либо в другой филиал или даже регион, если есть такая возможность. Можно обратиться за помощью к вышестоящему начальству или в суд. Также есть городская и районные трудовые инспекции. Важно предоставить документальные свидетельства нарушения ваших прав — подойдут диктофонные записи разговоров с начальством, различная переписка, трудовой договор и т.д.
Что делать, если коллектив настроен против тебя
Работа занимает значительное количество времени в жизни многих людей. Рабочий процесс – это обязательная процедура для обеспечения себя и своей семьи необходимыми средствами. Но бывают ситуации, когда время, проведенное на рабочем месте, совершенно не радует, а даже заставляет переживать и входить в особые стрессовые состояния. Основной и самой неприятной причиной таких последствий может быть плохое отношение коллектива к конкретному сотруднику. Причем совсем не важно, какую должность занимает этот сотрудник: руководитель, стажер или рядовой работник. Необходимо разобраться в причинах возможной неприязни коллег и вариантах решения подобной ситуации.
Возможные причины негативного настроя коллег
Зачастую коллектив может быть настроен против конкретного сотрудника в тех случаях, когда этот человек только что был зачислен в штат работников. Новичков часто не воспринимают всерьез, это может дать свои плоды, которые не обрадуют нового работника. Окружающим кажется, что новый человек в коллективе совершенно не нужен, также коллегами может руководить беспощадное чувство конкуренции, ведь каждый новый работник – это очередная преграда к прибавке к зарплате или повышению.
Также причина может скрываться в низком уровне профессионализма самого руководителя, который принял на работу в коллектив нового сотрудника. Если внутри команды регулярно происходят какие-то споры, процветают сплетни и каждый думает только о себе, то это говорит о явных проблемах с дисциплиной и субординацией на работе. За эти параметры в первую очередь отвечает сам начальник конкретной команды.
Бывает, что при решении каких-либо рабочих вопросов мнение одного конкретного сотрудника не совпадает с мнением других работников, это может послужить поводом для разногласий и негативного отношения. Людям не нравится, когда кто-то с ними не согласен, когда человек хочет быть не таким, как все, он сталкивается с суровым и достаточно осуждающим взглядом окружающих, что легко может заставить его передумать.
Личностные отношения на работе запрещены, а все вопросы о каких-то проблемах между определенными лицами должны решаться в свободное от работы время. Также недопустимы случаи, когда внутри команды существует несколько «лагерей», на которые разбились все сотрудники. Когда работник приходит на новое рабочее место, его сразу же записывают в какой-то лагерь, настраивают против других сотрудников.
Бывают и случаи, когда кто-то распространил мнение о том, что какой-то работник совершенно не подходит на определенную должность, ему не место в коллективе и вместо него мог бы быть кто-нибудь получше. Такое предубежденное мнение может поддерживаться многими, что окажет дополнительное психологическое давление на человека. Причиной таких выводов также могут быть и личностные отношения.
Не стоит исключать и случаев, когда компания, где работает человек, — это семейный бизнес, где большое количество работников давно знают друг друга или являются членами одной семьи. Без сомнений сторонние люди будут считаться лишними в данном коллективе. В особых случаях дело может дойти до открытой неприязни коллег.
Как может проявляться негативное отношение коллектива?
Осознавая, что больше всего проблем с коллективом возникает у новых работников, следует перейти к основным проявлениям этих проблем, чтобы заблаговременно понять отношение коллег к какому-то сотруднику и сделать определенные выводы о коллективе, в котором приходится работать:
В конечном итоге можно сказать, что отрицательно настроенным коллективом зачастую руководят необъяснимые чувства неприязни к новому или уже состоявшемуся на определенной должности сотруднику. Такое отношение без каких-либо сомнений давит на человека со всех сторон, мешает концентрироваться на рабочем процессе и создает стрессовую ситуацию. В качестве возможных последствий также может выступать увеличение чувства страха, боязнь общества, а из-за стресса могут возникнуть проблемы со здоровьем, так как излишние переживания значительно влияют на человеческий организм.
Что делать, если коллектив настроен негативно?
Не стоит оскорбляться на фразы и уловки неприятных коллег, именно в этом случае получится продолжать работать и предоставлять работодателю достойный результат, который с легкостью может помочь выбиться из неприятного коллектива путем повышения.
Как руководителю разрешить конфликт сотрудников
Необходимо также рассмотреть вариант, когда руководитель организации, отдела или определенной группы работников наблюдает конфликт внутри своей команды. Стоит отметить, что ответственность за отношения внутри коллектива также несет сам руководитель. Существует несколько основных этапов, которые стоит выполнять для ликвидации любых конфликтов на рабочем месте:
Заключение
Таким образом, чтобы продолжить работать внутри коллектива, который питает чувство неприязни, рекомендуется тренировать контроль собственных эмоций и мыслей. Самоконтроль поможет мыслить здраво и обеспечит наилучший исход событий, когда до конфликта между участниками одной команды осталось буквально пара шагов. Конечно, не стоит забывать, что в том случае, когда ничего не помогает и работа совершенно не идет, лучшим способом будет поиск новой вакансии. Здесь надо быть крайне терпеливым и осторожным, чтобы не остаться без работы в конечном итоге. Но чем меньше внешних раздражителей, чем эффективнее и быстрее идет рабочий процесс.
Уйти нельзя остаться. Что делать, если тебя «травят» в коллективе
Если ты никогда не испытывала на себе неприязнь коллег, считай, что тебе повезло. А что делать, если неприязнь не только очевидна, но и превратилась в намеренную психологическую травлю? Поскольку явление это довольно распространенное, для него даже нашлась формулировка: моббинг (от англ. mob – толпа). Это форма психологического давления и насилия в виде травли сотрудника в коллективе, цель которого – добиться его увольнения.
Как это проявляется?
При каких условиях может процветать такая ситуация?
Насколько это серьезно?
Очень серьезно. Особенно если причина не в тебе: твоей профнепригодности или неприятных личных качествах, а в том, что ты заведомо пришлась в этом коллективе «не ко двору». А те, кто тебя нанимали, не придают значения тому, что в коллективе сложились вышеописанные условия.
По мнению психологов, люди, которые прессингуют других, не уверены в том, что могут только за счет профессионализма утвердиться на работе. Таким образом они страхуют устойчивость своего положения дополнительными способами, а именно «выбиванием» конкурента из борьбы. Форма травли может быть как скрытой (сплетни и интриги), так и явной (создание невыносимой обстановки), но суть ее – в намеренном психологическом давлении с целью избавиться от неугодного человека. Если травля организована против тебя, любые твои действия, слова и поступки заведомо вызывают негативную реакцию, а все твои попытки доказать свою профессиональную и социальную состоятельность обречены на провал.
Чем это чревато?
Если ты подвергаешься психологической травле со стороны коллег, то очевидно, что находишься в ситуации длительного психологического стресса. Вот какие проблемы наверняка возникнут, если ты будешь пассивно терпеть и ничего не менять в этой ситуации.
Проблемы со здоровьем
Существует четкая связь между негативными эмоциями, которые мы переживаем, и реакцией на них нашего организма. Очень многие проблемы со здоровьем уходят корнями именно в пережитые унижения, оскорбления и переживания по этому поводу. К ним относятся:
Это не полный список, психосоматические нарушения всегда индивидуальны, и расшатанная нервная система непременно дает о себе знать через «слабые места» твоего организма. Эту взаимосвязь легко почувствовать, если прислушиваться к его тревожным сигналам.
Проблемы с психикой
Пребывая во враждебной обстановке изо дня в день, ты не можешь рассчитывать даже на простое человеческое внимание. Неудивительно, что со временем вера в собственные силы может ослабевать, ты начнешь замыкаться в себе, испытывая чувство беспомощности и одиночества. Очевидно, что психика первой страдает от агрессии, но штука в том, что естественные реакции, будучи подавленными или заблокированными в нужный момент, приводят к таким проблемам на эмоциональном уровне, в которых человек не сразу отдает себе отчет. Среди них:
Проблемы с личностной актуализацией
Любое поведение, которое направлено на то, чтобы вызвать в нас чувство обиды, тревоги, гнева, страдания и т.д., относится к манипулятивному. Оно не всегда представляет для нас зло в чистом виде. Если ты умеешь противостоять этому поведению, то вырабатываешь в себе бойцовские качества. Однако все оскорбления, унижения и душевные раны, которые нам наносят, явно или исподволь поражают главную цель: наше чувство собственного достоинства. А это чувство имеет колоссальную значимость, даже если жизнь тебя заставляет постоянно «засовывать» его куда подальше и не думать о нем. Поэтому задумайся о таких возможных последствиях:
Страх. Если ты с детства привыкла бояться, то можешь пронести этот недостаток через всю жизнь. Обычно для травли в коллективе с детства выбирают слабого, того, кто не может за себя постоять. «Психология жертвы» – это серьезное нарушение, но оно слишком многим выгодно в этом жестоком мире. Может быть и так, что у тебя сильный характер, но обстоятельства сложились не в твою пользу, и ты стала жертвой в чужой игре. В этом случае над тобой начинают довлеть другие страхи: страх остаться без работы, не суметь доказать свою профессиональную состоятельность и т.д. Эти страхи, конечно, объяснимы, но они подавляют в тебе все самое лучшее, заставляют тебя забыть о самоуважении и делают тебя врагом самой себе.
Неосознанное копирование. Человеку бывает свойственно вести себя так же, как вели себя с ним, причем «включать» это поведение не когда требуется, а произвольно. Например, когда на человека накричали, через какое-то время он обязательно накричит на другого. К нему отнеслись без уважения, проигнорировали – и он скопирует это поведение по отношению к другому. От него отстранились, не поддержали в нужный момент – и он тоже проявит равнодушие к кому-то. Возникает порочная цепная реакция. Такое поведение никогда не станет конструктивным и всегда будет создавать проблемы, поскольку по сути своей порочно.
Ощущение собственной неполноценности. Когда человек не чувствует себя достаточно умным, способным, умелым, безукоризненным, словом – «хорошим», то у него есть три варианта. Первый: осознать, что найдутся люди, которые его полюбят и таким, и продолжать спокойно развиваться. Казалось бы, самый удачный вариант, однако в силу тотального дефицита любви многим о нем приходится лишь мечтать. Второй: замкнуться в себе, оставшись наедине со своими проблемами, комплексами, чувством незащищенности и одиночества. Этот процесс еще больше отдалит его от окружающих, и последствия его непредсказуемы. Третий: попытаться преодолеть свой комплекс неполноценности по принципу: «клин клином вышибают». В этом случае человеку требуется подтверждение собственной значимости в чем-то другом, а если с этим тоже проблемы – то самоутверждение за счет других. Примеров тому масса, они чрезвычайно разнообразны.
О том, как противостоять психологическому давлению, читай во второй части.
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».